Статья по теме
Литературные салоны Москвы — пьянство, политика, стихи
Скажи кому угодно «Герасим» — и со стопроцентной вероятностью ответом будет: «Муму»
«В лице барыни Иван Сергеевич Тургенев обличал самые отвратительные стороны крепостничества» — от суконных слов школьной программы веет такой тоской, что впору утопиться самому. Тосклив и сам рассказ, так что не будем удивляться тому, что в противовес этому унынию школьники рассказывают примерно такие анекдоты:
— Поцелуй меня, как Ромео Джульетту… Что? Не читал? Ну тогда обними меня, как Отелло Дездемону! Тоже не читал? А что ты читал?
— «Муму»… Хошь, за задницу укушу?
Кощунство? Может быть. Зато патриотично. И думается, что Иван Тургенев и сам бы от души посмеялся такому повороту — по воспоминаниям современников, он был очень остроумным человеком и приличным озорником. Откуда же в этом скромном рассказе столько мрака?
Рассказ Тургенева «Муму». О чём писал автор
В своём повествовании автор выделяет несколько основных героев, каждый из которых играет свою роль в поиске ответа на вопрос «За что Герасим утопил Муму».
Герои рассказа:
Однажды Герасим совершенно случайно спасает тонущего щенка. Он даёт собачке кличку Муму и оставляет его себе. Зачем же он делает это? Трогательная забота и нежность, которую проявлял главный герой к Муму, может сравниться лишь с заботой матери о собственном ребёнке. Не имея близких и друзей, Герасим находит родную понимающую его душу в этой маленькой преданной собачке.
Эгоистичной, думающей только о себе барыне был важен лишь собственный покой. Поэтому услышав ночью лай Муму, она приказывает избавиться от собачки. Животное похищают и увозят, но преданная собачка перегрызает путы и возвращается к любимому хозяину. И когда барыня обнаруживает Муму во дворе во второй раз, она приказывает утопить несчастное животное.
Безусловно, приказ барыни мог выполнить любой из дворовой челяди, но расправиться с Муму вызывается сам Герасим.
Так зачем Герасим утопил Муму вместо того, чтобы предпринять какие-то действия по спасению дорогой ему собачки? Почему не отпустил её на волю, сохранив тем самым жизнь? Ответ на этот вопрос заложен в самой сути жестокого крепостного права.
Зачем?
Герасим – глухонемой дворник старой барыни из произведения Тургенева «Муму» – однажды спас крошечного худенького щенка, отчаянно барахтавшегося в воде у самого берега реки. Малыш дрожал всем своим мокреньким тельцем и от холода, и от испуга. Дворник пожалел его и приютил в своей каморке: отогрел и напоил молоком. Он долго возился с собачонкой, которой дал кличку Муму, и сумел-таки выходить. Вскоре из слабой, тщедушной и некрасивой она превратилась в ладную самку спаниеля.
Не каждая мать так заботится о собственном ребёнке, как заботился о Муму Герасим. Причём делал он это с огромным удовольствием и был доволен судьбой. Даже немного ревновал, когда кто-то из челяди гладил её. Собака же преданно любила хозяина и чувствовала себя в его комнатушке полной хозяйкой. Почему же глухонемой утопил свою питомицу, наполнившую его однообразное существование смыслом? Почему не ослушался приказа избавиться от несносной собачонки, лай которой мешает барыне спать. Почему выполнил все собственноручно, не доверил столь неприятное дело кому-нибудь иному? Почему просто не вернулся в родную деревню вместе с Муму?
На данные вопросы однозначно ответить трудно, поскольку тяжело понять душу другого человека и причины некоторых его поступков. Возможно, сказалась рабская психология крепостного крестьянина, привыкшего к ежедневному труду и послушанию. Однако перед тем, как лишить любимицу жизни, дворник тщательно вычесал её и накормил досыта в трактире щами с мясом. Глядя, как она кушает, проронил две слезы. Потом сел в лодку, отплыл на ней за пределы Москвы и какое-то время просидел неподвижно. Его лицо выражало болезненное озлобление: нужно было решиться на то, чего он совершенно не желал. Затем привязал Муму кирпичи на шею и бросил в воду.
После этого Герасим вернулся в деревню. Он больше никогда не заводил собак, да и на женщин не смотрел, чтобы не стать зависимым, чтобы уберечь душу от боли и горя.
Почему Герасим утопил Муму
Герасим был крепостным с рождения. Бесправное положение казалось для него естественным. Мысль о том, что он может принимать решения о своей судьбе самостоятельно, даже не приходит ему в голову. Сначала, по прихоти барыни, он был взят из деревни в усадьбу. Следующей потерей главного героя рассказа была прачка Татьяна, безответная глубокая любовь к которой была смыслом его жизни.
Когда Герасим решил утопить Муму, он уже понимал, что привязанность к этой маленькой собачке сделала его зависимым от чувств. Каждая потеря в жизни главного героя причиняла ему невыносимые страдания, и он не желал больше испытывать эту боль. Так зачем он лично решил лишить жизни собачку, к которой был так трогательно привязан? Зачем он покорился воле взбалмошной старухи, даже не предприняв попытки каким-то образом спасти дорогое ему существо?
Рождение и жизнь в статусе крепостного крестьянина также сыграло свою роль. Получив воспитание крепостного крестьянина, наш герой психологически осознавал и принимал безграничную власть барыни над собой и своей жизнью. Он понимал, что ослушание приказу может повлечь более жестокую кару как для Муму, так и для самого Герасима. И, страшась страданий своих и единственного близкого существа, решил исполнить жестокий приказ сам, выбрав для этого наиболее лёгкий, на взгляд Герасима, способ убийства собачки.
Автор в конце рассказа пишет, что больше Герасим никогда не заводил собак и прожил свою жизнь бобылём. Он понимал, что уязвимым его делают чувства любви и привязанности, и больше не хотел ни с кем сближаться, пускать кого-то в свою душу и сердце. И единственное спасение от кажущихся ему неминуемых потерь он видел в одиночестве.
Возможно, таким способом главный герой старался уберечься от душевной боли и страданий при потере дорогих ему существ.
Источник
«Муму» как преступление и наказание
Тургеневу повезло. Его никогда не сбрасывали с «корабля современности», не запрещали, не отменяли. Его в школе много: в пятом классе – «Муму», в шестом – «Бежин луг», в седьмом – стихотворения в прозе, в восьмом – «Ася» и, наконец, в десятом – «Отцы и дети». Но насколько глубоко мы его понимаем? Взять хотя бы хрестоматийную «Муму». Если задать прохожим один вопрос – о чём этот рассказ Тургенева, уверена, 99% опрошенных ответили бы: о самодурной барыне, которая заставила своего крепостного утопить его любимую собаку. Но так ли это?
Начнём с того, что барыня не заставляла убивать собаку. Это холуй (в тексте – «дворецкий») Гаврила, нещадно обкрадывавший свою хозяйку, «объяснил знаками» Герасиму (ведь тот, как известно, был глухонемым), что «барыня требует твоей собаки». И это сам Герасим «сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю». А Гаврила ответил: «Да, да, непременно». То есть Герасим решил, что «люблю» значит «убью».
Но главные загадки рассказа – впереди.
Почему Герасим идёт топить Муму в «праздничном кафтане»? Почему после этого он возвращается в свою каморку за вещами, а не берёт их сразу? И, наконец, главный вопрос: почему, утопив Муму, герой не остаётся в доме барыни, как это сделал дворник Андрей, крепостной матери Тургенева Варвары Петровны, послуживший прототипом Герасима?
Попробуем разобраться. Во-первых, с кафтаном. Герасим шьёт его для того, чтобы явиться в нём к барыне и, скажем так, попросить руки прачки Татьяны, которую полюбил всем бесхитростным сердцем. Но Татьяну выдают замуж за сапожника Капитона. Муму как бы заполняет «свято место», ставшее «пустым». Потому и топить свою любимицу, а точнее сказать – «возлюбленную», Герасим идёт в «жениховском» кафтане: «убить» для него – значит сделать так, чтоб никому не досталась (не то же ли делает Рогожин, убивая Настасью Филипповну?).
Во-вторых. Идя топить Муму, Герасим вовсе не собирался уходить от барыни, потому и не взял с собой вещей. Решение – самовольно! – вернуться в деревню приходит к нему только в тот момент, когда он «окутал верёвкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел её на шею Муму, поднял её над рекой» и… «разжал руки»! Потому что именно в этот момент он становится свободным.
«Утопив Муму, – пишет в своём сочинении пятиклассник, – Герасим порвал с узами крепостничества». Кондово, но, в сущности, верно. Только порвал тургеневский герой не с одними «узами крепостничества», а со всем миром: не так ли Раскольников, убив старуху-процентщицу, «отрезал себя от людей как будто ножницами»?
А значит, даже самая «детская» книжка Тургенева повествует о пути человека к свободе. И о цене за неё. Зачастую путь этот лежит через другого: Герасим никогда не обрёл бы самого себя, не превратился из «дерева», каким был в начале рассказа, в «молодого льва», которым становится в его конце. Точно так же, как Раскольников никогда бы не освободился от своей чудовищной «теории», не убей он старуху-процентщицу.
Так страшно устроен человек. И цену за свою свободу он платит страшную: Герасим, читаем в конце рассказа, «совсем перестал водиться с женщинами…» и живёт «бобылём в своей одинокой
(курсив мой. – И.К.) избе». И не нужно бояться в классе – пятом, седьмом, десятом – говорить о главной, глубинной, порой страшной правде о человеке, которой славится русская литература и что делает её поистине классикой.
А её творцов – Тургенева в том числе – классиками.
Инна Кабыш
Краткое содержание
В своём рассказе И. С. Тургенев выделяет несколько персонажей, которые играют большую роль в понимании произведения.
Главные герои рассказа:
Также в рассказе были задействованы второстепенные персонажи. Появлялись они редко, но их истории не менее важны:
Однажды барыня привезла Герасима из деревни, и он стал служить ей дворником. Поначалу он с грустью вспоминал родные места, со временем начал привыкать к городу. Все его уважали и даже иногда побаивались, что не скажешь о его личной жизни, с которой у него не сложилось.
Герасим встретил прекрасную девушку Татьяну, судьба которой была не из лёгких. Он всегда старался быть рядом с ней, помогал во всём и влюбился. Вскоре он начал думать о женитьбе, но у барыни были другие планы на её счёт.
Она решила выдать Татьяну замуж за Капитона, в надежде исправить его.
Через время у Герасима появилась маленькая собака, которой он дал имя Муму. Как известно, Он был глухонемой, и это были единственные звуки, что он мог произнести. Муму стала Герасиму другом, он вложил в неё всю свою любовь и заботу.
Поначалу Муму была напугана, поэтому случилась не очень приятная ситуация. Барыня хотела погладить собаку, на что та оскалилась. Возмущённая поведением собаки, она заставила дворецкого избавиться от собаки. Муму отвезли в Охотничий ряд и продали, с условием, что неделю собака будет привязана. Узнав об исчезновении, лицо Герасима буквально окаменело. В одну из ночей Муму прибежала с куском верёвки на шее.
Герасим был вынужден прятать собаку. Абсолютно все слышали её лай из комнаты, но никто не решился доложить хозяйке о том, что собака вернулась. Одной ночью Муму так громко лаяла, что разбудила лаем барыню, после этого она приказала незамедлительно избавиться от собаки.
Герасим не мог понять, почему барыня приказала утопить Муму, но не выполнить приказ барыни он не смог. Уже через час в пруду, что был недалеко от дома, Герасим утопил Муму.
Он не мог больше здесь жить и на следующий день ушел в родную деревню.
Сыночек «Ваничка»
«В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленной дворней» — так начинается это произведение. Особых ориентиров пока нет, они появятся потом, когда Герасим решит проводить телегу, в которой уезжает его любовь — прачка Татьяна, насильно выданная замуж за пьяницу Капитона: «Он хотел проводить её до заставы, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки». Крымский брод, а нынче Крымский мост, находится совсем рядом с Остоженкой. Если Герасим шёл «вдоль реки» — значит, по нынешней Пречистенской набережной. Таким образом, наш глухонемой неминуемо упирался в имение, сад которого простирался до самой реки. Желающие могут повторить путь Герасима и финишировать по адресу: Остоженка, 37. Там до сих пор стоит именно тот «серый дом с белыми колоннами». А на доме — памятная табличка: «Здесь с 1839 по 1851 г. жил и работал И. С. Тургенев». Всё сходится — это и есть имение матери русского классика.
Место определили. Но была ли Варвара Петровна Тургенева такой же жестокой самодуркой, как описанная барыня-вдова? Долгое время считалось, что да. Мол, необразованная крепостница, тиранила сына, воспитанницу и ко всему прочему страдала редкой фобией — боялась и ненавидела собак. На самом же деле здесь только половина правды. Да, Варвара Петровна не получила образования, но, по отзывам современников, была очень эрудированной и начитанной, постоянно общалась с интеллектуальной элитой своего времени, например с историком Николаем Карамзиным. Тиранила ли она сына? Говорят, что слишком сильная материнская любовь и впрямь похожа на тиранию. А своего «Ваничку» она любила очень сильно. И была ради этой любви способна пересилить даже свою фобию: «Варвара Петровна, не терпевшая собак, дозволяла Наплю постоянно присутствовать у себя на балконе потому только, что это была «Ваничкина» собака, и даже удостаивала из своих рук кормить Напля разными сластями».
Как же тогда быть с умерщвлённой Муму? Наверное, стоит всё-таки поверить мемуаристке Житовой. Одно дело — породистый и воспитанный пёс сыночка «Ванички», и совсем другое — беспородная шавка дворового крепостного, раздражающая своим тявканьем. Но, к чести Тургенева, свой рассказ из жизни матери он опубликовал уже после её кончины.
P. S. На днях открылся первый в Москве Музей Ивана Тургенева. Он располагается как раз в том доме, где жила мать писателя. Один из залов музея специально посвящён рассказу «Муму».
Взаимоотношения героев
Сейчас поступки героев оцениваются современным взглядом, абсолютно не понимая, что в то время жизнь была другой. Полтора столетия назад к собакам отношение было не как к домашнему питомцу, их держали для того, чтобы те служили человеку для определённых целей, охраняли и пасли стадо.
Привязанность главного персонажа к собаке была непонятной для того времени. Эта привязанность в большей части возникла из-за того, что у Герасима не было возможности нормально общаться с людьми. Сама барыня, скорее всего, и не думала, что её приказ был настолько жесток. Но в то время слово барыни являлось законом: крепостные были полностью подчинены своим хозяевам.
Современным, свободноживущим людям трудно понять, почему утопили Муму, но иначе Герасим поступить просто не мог. Ему не позволила, ослушаться хозяйку, его честь.
Муму могла остаться в живых
По рассказу, герой сильно привязался к собаке, но он также беспрекословно исполнял приказ своей хозяйки. Читая рассказ Тургенева, большая часть современников не понимает, зачем Герасим утопил свою Муму.
Ведь приказ звучал по-другому, он должен был просто избавиться от собаки, а не убивать её.
Возможно, этот выбор можно объяснить тем, что приказом барыня лишала Герасима последней важной части жизни.
Его вырвали из привычной спокойной жизни и лишили любимой женщины. Когда Герасимов понял, что у него забирают последнее счастье, он решил, что эта потеря будет последней в его жизни.
Трагичный финал
Рассказ «Муму» был написан незадолго до отмены крепостного права. Помещики, сами того не осознавая, были очень жестокими по отношению к своим подневольным крестьянам и писатель хотел показать на ярком примере, какого было в то время крепостным.
В сочинении барыня даже не задумывалась о том, что причиняет кому-то вред. Персонаж Андрея, Герасим, показывает на своём примере весь закрепощённый народ. Он силён, но абсолютно подвластен и лишён права говорить о своих мыслях и чувствах.
Зачем Герасим утопил Муму, ответить современному читателю очень сложно. Сначала нужно понять, в каком положении находились крепостные в то время. Слово барыни — закон. Если она приказала — нужно исполнять. Вероятнее всего, зная Герасим заранее, что уйдёт из дома барыни, то он забрал бы Муму с собой.
Но получилось всё иначе, потому что решение уйти пришло после свершённого.
Текст концовки рассказа жесток и обращает внимание читателя на несправедливое положение крестьян. К тому же он отличается от оригинальной истории. По рассказу, Герасим больше ни к кому не привязывался, не женился и не заводил собак. Почему автор решил, что отрывок из жизни героя сложился именно так? Это можно объяснить только тем, что жизнь Герасима была сломлена и он не мог смириться с тем, что совершил.
Источник
Вариант 2
В рассказе поднимается важная проблема общественного строя, в котором были крепостные. Они полностью зависели от барина, и ослушаться их не имели никакой возможности, потому что в сознании был заложен тот факт, что они не свободные жители и их жизнь принадлежит другим людям. Герасим был очень близким с собакой Муму. Это было единственное существо, которое было привязано к Герасиму, любило его за то, что он есть, эти чувства были взаимными. Однажды Герасим спас Муму, кода та чуть не утонула. Крепостные крестьяне были сродни собакам. Если собака не выполняла полезных функций, например, не охраняла что-то, то она даже не считалась нужной. Таких собак не держали в поместьях. Герасим должен был выполнять любое пожелание своей барыни, несмотря на то, что она отбирала постепенно все, что было ему дорого: дом, возлюбленную, свободу действий. Барыня не воспринимала ничье мнение, а только жила в свое удовольствие.
У Герасима был выбор, как поступить с дорогим ему существом. Он мог отдать Муму кому-то, либо же просто выпустить на волю, но за многие годы крепостного права Герасим потерял способность здраво оценивать ситуацию, делал только то, что ему велят, боясь ослушаться. Возможно, он боялся, что в другом месте кто-либо чужой может хуже поступить с животным, которое уже стало чем-то особенным для него самого. Его привязанность пошла против него и была только во вред Герасиму.
После сильного эмоционального потрясения Герасим уходит от своей хозяйки в деревню, но уже ничего не вернуть и не исправить. В каждом поступке есть свой результат, который не всегда можно исправить. В сознании Герасима появляется мысль о том, что он совершил грех, если бы осознание этого произошло раньше, близкое Герасиму существо было бы живо. До конца жизни Герасиму так и не удается обрести душевный покой, он никогда не женился, и больше у него никогда не было собак. Зато было четкое понимание того, что нужно идти против системы, если она настроена против человечности.
Крепостное право – это тяжелый груз для общества, потому что подневольные люди перестают задумываться о своих действиях и их последствиях, а помещики не чувствуют ответственности за свои слова и поступки. В любых ситуациях помещики чувствуют безнаказанность. Так и барыня Герасима находила виноватых, лишь бы не очернить себя. Писатель был резко настроен против такого положения вещей, мириться с крепостным правом значило бы поддержать его.
Почему Герасим утопил Муму? Причины поступка.
Прекрасный рассказ И.С.Тургенева «Муму» – одно из первых прозаических произведений, с которыми знакомятся современные школьники на уроках литературы.
В нем описывается трагичная история глухонемого деревенского богатыря Герасима, который попал в город, в услужение к старой капризной барыне.
О чем говорится в рассказе?
Личная жизнь его не сложилась: любимую женщину Татьяну барыня приказала выдать замуж за другого. Вскоре у Герасима появилась небольшая собачонка, которую он назвал Муму – это были единственные звуки, которые глухонемой мог издавать. Он очень привязался к Муму, заботился о ней, вложив в эту заботу всю любовь, которую ему больше не на кого было тратить. Но однажды барыня из-за сильной головной боли разозлилась на собачку, которая слишком звонко лаяла во дворе дома, и приказала Герасиму избавиться от нее.
Крепостной не мог ослушаться приказа барыни: Герасим утопил Муму в пруду неподалеку от дома. На следующий день он ушел из дома барыни в родную деревню и до конца своих дней жил один, без семьи, друзей и даже животных.
Взаимоотношения героев рассказа
Оценивая поступки героев рассказа, мы, как правило, судим их с точки зрения современного человека, нередко даже не подозревая, что полтора столетия назад они выглядели совершенно по-другому. Тогда не принято было относиться к собакам как к членам семьи: это было просто живое орудие, служившее для определенных целей – охраны, охоты, пастьбы стада и т.д.
Привязанность Герасима к Муму была очень необычной для той эпохи и возникла только из-за немоты героя, который был лишен возможности полноценно общаться с другими людьми. Скорее всего, барыня даже не подозревала о том, насколько жесток ее приказ избавиться от собаки.
Мог ли Герасим оставить Муму в живых?
Большинство наших современников, читая рассказ, не могут понять, зачем Герасиму было убивать животное. Ведь он мог избавиться от Муму другим способом – например, продать на рынке или подарить кому-нибудь. Но он предпочел привязать ей камень на шею и сбросить в воду. Почему он так поступил?
Приказ барыни избавиться от собаки лишал его последнего, что у него было в жизни. Он был вырван из привычной деревенской жизни, увезен в суетливый и непонятный город. Он был вынужден расстаться с любимой женщиной – прачкой Татьяной.
Когда он увидел, что судьба лишает его последнего живого существа, которое он любил – Герасим решил, что эта потеря будет последней в его жизни. Ослушаться барыни он не мог, так как с самого раннего возраста крепостным внушали необходимость во всем подчиняться своим хозяевам.
Собственными руками утопив Муму, Герасим принял решение жить дальше так, чтобы никогда не страдать от расставания с близким существом. Поэтому он не смог оставаться в городе и ушел в родную деревню, где прожил бобылем до самой старости.
Реальные прототипы героев рассказа
Известно, что у героев рассказа «Муму» существовали реальные прототипы – писатель не выдумал эту историю, но сделал ее финал более трагичным. Она случилась в доме матери Тургенева, Варвары Петровны, у которой был вывезенный из деревни глухонемой дворник Андрей.
На самом деле, утопив собаку, дворник вернулся в дом Варвары Петровны, вскоре женился, и у него родилось несколько сыновей. Он прожил долгую, спокойную и счастливую жизнь. Вспоминал ли он об утопленной собаке – неизвестно.
Зачем писателю понадобился трагический конец истории?
Рассказ «Муму» был написан в 1852 году, за девять лет до отмены крепостного права. В то время подавляющее большинство образованных интеллигентных людей в России понимали, что крепостничество изжило себя и является для страны помехой. Писатель на этом ярком примере хотел показать, какими жестокими могут быть помещики к своим подневольным крестьянам, даже того не сознавая.
Ведь в рассказе барыня вовсе не хочет причинить Герасиму зла – она просто не задумывается о том, что ее приказания делают людей несчастными. Немой Герасим в рассказе является воплощением всего закрепощенного народа – богатырски сильного, но абсолютно покорного, лишенного возможности говорить о своих чувствах и мыслях.
Жестокий, обращенный к эмоциям финал обращает внимание читателей на несправедливость рабского положения крестьян.
Источник
А был ли дворник?
«Ужасное соседство его камеры с экзекуторской, где секли присылаемых владельцами провинившихся крепостных», — так писала в своих воспоминаниях о Тургеневе Мария Толстая. Классик русской литературы загремел в кутузку в 1852 г., когда рискнул опубликовать запрещённую цензурой статью о смерти Гоголя. Сам же писатель на свою тюремную ходку смотрел философски: «Я рад, что высидел месяц в части. Мне удалось там понять русского человека со стороны, которая была мало знакома». Именно там, в камере Второй Адмиралтейской полицейской части Петербурга, Тургенев начал работу над своим рассказом, так что школьные клише насчёт ужасов крепостничества всё-таки придётся признать верными.
А вот можно ли признать верным следующее утверждение современника писателя, адвоката Бориса Чичерина: «Он в «Муму» описал свою собственную мать в самом отвратительном виде, хотя, говорят, весьма верно»? Над этим вопросом уже больше ста лет бьются литературоведы и историки. Причиной же всему оказались воспоминания воспитанницы матери Ивана Сергеевича некоей Варвары Житовой. Она настаивала на том, что сюжет рассказа был не выдуман Тургеневым, а взят из семейной жизни. Дескать, барыня, выехав из своего московского дома на осмотр родовых владений, увидела в поле «гигантскую фигуру пахаря». «Варвара Петровна велела остановить карету и подозвать этого великана. Наконец подошли к нему ближе, но на все слова он отвечал каким-то мычанием. Барыня тут же решила взять глухонемого, которого звали Андреем, в число личной прислуги в звании дворника. Он отличался необычайной силой и любил носить меня на руках. Так однажды я была внесена им в каморку, где я в первый раз увидала Муму. Крошечная собачка, белая с коричневыми пятнами, лежала на кровати Андрея. Очень мы все любили эту собачку! Всем известна печальная участь Муму, с той только разницей, что Андрей после трагического конца своей любимицы никуда не ушёл, а остался верен своей госпоже и до самой смерти преданно служил ей. Правда, больше ни одной собаки он так и не приласкал…»
Вот так выглядит подлинная история Муму. Впрочем, многие исследователи считают, что Житовой в этом вопросе доверять не стоит и история с якобы реальным дворником Андреем — вымысел мемуаристки. Вопрос этот можно решить довольно просто. Нужно только внимательно перечитать рассказ. В конце концов, когда-то все тоже смеялись над Генрихом Шлиманом, который вздумал искать древнюю Трою по ориентирам гомеровской «Илиады». Но Трою нашли. И если как следует покопаться, то можно точно определить двор, где жил Андрей-Герасим, и даже то место, где нашла свой конец Муму.
Краткое содержание рассказа «Муму» Тургенева
В Москве, в богатом доме на Остоженке живет властная барыня. У неё много крепостных крестьян, часть из которых живет в деревне, а часть – вместе с ней в московском доме. Среди ее городской челяди особенно выделяется дворник Герасим – под два метра ростом, богатырского телосложения и при этом глухонемой от рождения. Когда-то барыня, объезжая свои владения, заприметила его в деревне и велела забрать с собой в город. Герасим сильно тосковал по родным местам, ему было непривычно и неуютно в городе, ведь родных людей рядом не было, а новыми знакомствами, в силу своей немоты, он особо обзавестись не мог. Но постепенно он привык, и работу свою всегда выполнял исправно.
Вскоре обитатели барского дома заметили, что Герасим проявляет знаки внимания к прачке Татьяне. Молодая женщина побаивалась могучего дворника, но и не отвергала его робкие ухаживания. Герасим же с воодушевлением ждал, когда ему справят новый кафтан, чтобы он мог явиться перед светлы очи барыни в пристойном виде и просить разрешения на свадьбу. Однако у хозяйки свои планы: она вдруг решает, что Татьяну следует выдать замуж за вечно хмельного башмачника Капитона, авось, семейная жизнь развлечет пьяницу, и он будет меньше пить.
Дворецкий, опасаясь непредсказуемой реакции Герасима, подговаривает Татьяну притвориться захмелевшей, чтобы дворник сам разочаровался в девушке и не препятствовал свадьбе. Ведь всем известно, что Герасим на дух не переносил пьяных. План дворецкого сработал: могучий богатырь более суток сидел в своей каморке, переживая крах любви, но чинить препятствий браку не стал.
История создания «Муму»
Прежде всего стоит сказать, что И.С. Тургенев был ярым противником крепостного права и всю жизнь ратовал за его отмену. Это было первой причиной написания рассказа.
Непосредственным же толчком к созданию произведения стал арест писателя в 1852 году. Весной того года Иван Сергеевич опубликовал некролог в память о Н.В Гоголе, хотя любые упоминания о Николае Васильевиче были в тот момент запрещены цензурой. Тургенев был помещен под стражу и содержался в заключении целый месяц. По стечению обстоятельств камера писателя находилась прямо напротив экзекуторской, где секли розгами крепостных слуг, присланных хозяевами-помещиками для наказания.
И вот, стоя в тесной каморке возле тюремного окна, Тургенев слушал визг розг, стоны крестьян, окрики палачей и в его душе всколыхнулись все детские воспоминания о крепостных. Сколько раз он доказывал матери Варваре Петровне Тургеневой (которая и стала прототипом барыни в рассказе «Муму»), что крепостные – это тоже люди, но живут они нечеловеческой жизнью. Что ни одни человек не имеет право властвовать над жизнями и судьбами других людей. Что нельзя живыми людьми распоряжаться как вещами: продавать и покупать их, насильно женить и разводить, физически наказывать….
Варвара Петровна Тургенева
Все 30 дней, что Тургенев провел в заключении, он писал рассказ. Полицейские всерьез обеспокоились тем, что писатель все время что-то строчит на бумаге. Они даже выкрали его рукописи, опасаясь, что он описывает работу полицейского участка. Но не увидев в записях ничего, что бы порочило работу полиции, вернули писателю бумаги.
Таким образом, осенью 1852 года Иван Сергеевич дал прочитать уже готовый рассказ семье Аксаковых – те пришли в восторг от произведения. Однако опубликовать «Муму» Тургенев смог лишь в 1854 году в журнале «Современник». Цензоры и тут чинили много препятствий, но в итоге рассказ все же увидел свет.
По приказу барыни?
Но ведь мысль прикончить собаку, мешающую барыне своим лаем, принадлежит дворецкому Гавриле. Понятно, что в советской школе надо было переложить ответственность на «эксплуататорский класс». Но была ли барыня деспотичным, злым человеком?
В тексте подтверждений этому мы не находим. Там говорится, что барыня была человеком нервным, капризным и глубоко несчастным: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи».
Барыня «заражает» своим несчастьем других, она распространяет несчастье вокруг себя; именно поэтому печально заканчивается её инициатива поженить башмачника Капитона и прачку Татьяну, предпринятая из лучших побуждений.
Что ещё плохого делает барыня в рассказе? Цыкает на приживалок? Жалуется на собачий лай, раздражающий её во время бессонницы? Симулирует обмороки? Всё это, конечно, «страшные преступления крепостничества», но… Не приказывала она топить!
Основная мысль «Муму» Тургенева
Красной нитью через все произведение проходит тема тяжелого положения крепостных в России. Это может показаться невероятным для современного человека, но еще полтора-два века назад крепостной крестьянин был в полной и безраздельной собственности у помещика: его могли купить, продать, подарить и даже проиграть в карты. Обращаться с ними могли очень жестоко: если помещики били и даже убивали крепостных – это считалось нормой и никак не наказывалось.
В рассказе через Герасима выводится собирательный образ всего русского народа: он такой же, как и этот дворник, могучий, выносливый, трудолюбивый, добрый, с широкой открытой душой, готовой любить. Но даже обладая такой физической силой и душевным богатством, он остается безропотным, соглашается на угнетенное положение. Здесь раскрывается основная мысль произведения и смысл названия – крепостные такие же «немые», как и Герасим, и на все издевательства над собой в ответ могли лишь «промычать».
Иван Тургенев
Литературный Герасим единственный раз ослушался барыню, когда без позволения вернулся в деревню после того, как утопил Му-му. Реальный же прототип дворника – крепостной Андрей, с которого Тургенев и списал своего главного героя – не сделал даже этого, он остался и дальше служить жестокой хозяйке.
Почти все персонажи этого рассказа существовали в действительности и многие ситуации, описанные в «Муму», происходили в те или иные годы на глазах у автора. Иван Сергеевич лишь соединил разрозненные обрывки своих воспоминаний и придал им литературную форму, чтобы ярче высветить весь ужас крепостничества в России.
Рассказ «Муму», несмотря на небольшой объем и лаконичный сюжет, является одним из самых ярких и глубоких произведений русской литературы.
Тургенев. Все произведения
- Андрей Колосов
- Ася
- Ася по главам
- Бежин луг
- Бирюк
- Бригадир
- Бурмистр
- В дороге
- Вешние воды
- Воробей
- Гамлет Щигровского уезда
- Два помещика
- Два приятеля
- Дворянское гнездо
- Дневник лишнего человека
- Дым
- Ермолай и мельничиха
- Живые мощи
- Завтрак у предводителя
- Записки охотника
- История лейтенанта Ергунова
- Касьян с Красивой мечи
- Клара Милич
- Конец Чертопханова
- Контора
- Лебедянь
- Лес и степь
- Льгов
- Малиновая вода
- Месяц в деревне
- Мой сосед Радилов
- Муму
- Накануне
- Нахлебник
- Нищий
- Новь
- Однодворец Овсянников
- Отцы и дети
- Певцы
- Первая любовь
- Первая любовь по главам
- Песнь торжествующей любви
- Пётр Петрович Каратаев
- Поездка в Полесье
- Провинциалка
- Пунин и Бабурин
- Рассказ отца Алексея
- Рудин
- Свидание
- Смерть
- Собака
- Сон
- Степной король Лир
- Странная история
- Стучит!
- Татьяна Борисовна и её племянник
- Три встречи
- Уездный лекарь
- Фауст
- Холостяк
- Хорь и Калиныч
- Часы
- Чертопханов и Недопюскин
Отражение в культуре
Экранизации рассказа
Рассказ И.С. Тургенева несколько раз экранизировался: в 1949 году вышел одноименный диафильм; в 1959 году советские режиссеры Евгений Тетерин и Анатолий Бобровский сняли художественный фильм «Муму»; в 1987 году на экраны вышел мультипликационный фильм «Муму» режиссера Валентина Караваева; а в 1998 году режиссер Юрий Грымов выпустил свою версию этого рассказа в виде художественного фильма.
Кадр из фильма «Муму» 1959 год
Театральные постановки
В Санкт-Петербургском Театре Европы уже более 30 лет не сходит со сцены одноименный спектакль, поставленный 1984 году режиссером Вениамином Фильштинским.
Памятники
В мире на данный момент существует два памятника Муму. Первый был установлен по инициативе российского режиссера и продюсера Юрия Грымова и художника Владимира Цеслера в парке французского города Онфлер в 1997 году. Разрешение московских властей режиссер не получил, поэтому памятник был воздвигнут во Франции.
Памятник Муму, Онфлёр, Франция
Скульптура представляет собой собаку-русалку, которая сидит на камне. По оптимистичной версии Грымова и Цеслера Муму не утонула, а отрастила себе хвост и теперь живет в пруду, ожидая встречи с хозяином.
Памятник Муму в Санкт-Петербурге
В 2004 году памятник Муму был установлен и в России, в честь 150-летия выход рассказа в печать. Он находится в Санкт-Петербурге на площади Тургенева. Скульптура представляет собой собаку, которая лежит возле больших сапог хозяина.
Источник
🗹