Соствавьте план рассказа из повестей Белкина А.С. Пушкина — станционный смотритель


Соствавьте план рассказа из повестей Белкина А.С. Пушкина — станционный смотритель.

план по повести «Станционный смотритель»

План к повести Пушкина » станционный смотритель» 1) Что такое станционный смотритель? 2) Первая встреча со смотрителем 3) знакомство с Дуней, дочерью станционного смотрителя. 4) Вторая встреча. 5) Рассказ смотрителя о жизни Дуни: а) болезнь гусара; б) забота о больном; в) бегство Дуни; г)поездка станционного смотрителя в Петербург и короткая встреча с гусаром; д) встреча с Дуней. 6) Последняя дань станционному смотрителю.

«Станционный смотритель» — план к повести А. Пушкина

Ответ к заданию по литературе 7 класс — Составить план к повести Александра Пушкина «Станционный смотритель».

Краткий план

1. Рассказчик размышляет о судьбе станционных смотрителей. 2. Первая встреча со смотрителем и его дочерью. 3. Рассказчик спустя годы встречает Самсона Вырина и узнает от него историю Дуни: а) Дуня обманом уезжает с ротмистром Минским в Петербург; б) смотритель едет в столицу, чтобы вернуть свою «заблудшую овечку»; в) Минский выгоняет Самсона Вырина. 4. Рассказчик узнает о смерти смотрителя и раскаянии его дочери.

«Станционный смотритель» — читательский дневник

Подробный план

1) Рассуждения о станционных смотрителях 2) Знакомство автора с Самсоном Выриным и его дочерью Дуней 3) Кокетство Дуни и поцелуй 4) Встреча, спустя несколько лет 5) Одиночество отца, оставшегося без дочери 6) Рассказ Вырина о побеге Дуне с почтовой станции 7) Заезжий гусар Минский и его притворная болезнь 8) Уход Дуни за больным и мечты о другой жизни 9) Дуня уезжает вместе с гусаром 10) Желание отца вернуть дочь, поездка в город и встреча с Минским 11) Новая жизнь Авдотьи Выриной, жестокость барина 12) Встреча дочери с отцом и обморок девушки 13) Продолжение Самсоном Выриным службы смотрителем 14) Третье посещение автором знакомой станции 15) Новые жильцы домика смотрителя 16) Печальная судьба Самсона Вырина 17) Рассказ мальчишки о барыне, приезжавшей на станцию 18) Безутешное горе дочери на могиле отца 19) Посещение автором кладбища и могилы станционного смотрителя.

Цитатный план

1. «Жизнь смотрителя полна тревог и хлопот» 2. «В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию» 3. «Путешественник предложил Самсону Вырину и его дочери разделить с ним трапезу» 4. «Уже лошади были поданы, а путешественник все не хотел расстаться со своими новыми знакомыми. » 5. «Миновало несколько лет, и вновь довелось ему ехать этим трактом. » 6. «Вошед в комнату» , он узнал прежнюю обстановку, но «все кругом показывало ветхость и небрежение» . 7. «Постаревший смотритель был угрюм и неразговорчив» 8. «Путешественник услышал печальную историю исчезновения Дуни» . 9. «На станцию прибыл молодой офицер» . 10. « Офицер внезапно почувствовал сильное недомогание» . 11. «На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать» . 12. «День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви» . 13. «…ямщик, везший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции» . 14. «Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург» . 15. «Он (Минский) дал смотрителю денег и выпроводил на улицу» . 16. «Самсону очень хотелось еще раз увидеть дочь» . 16. «Заметив отца, Дуня вскрикнула и без памяти упала на ковер» . 17. «Разгневанный Минский вытолкал старика на лестницу» . 18. «Через некоторое время вновь случилось рассказчику проезжать этими местами» . 19. «Самсон «с год как помер» . 20. «Летом приезжала прекрасная барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя» .

Анализ произведения

Сюжет начинает развиваться в 1816 году в одной из российских губерний, где проживала семья Выриных. А также действие разворачивается в Петербурге, куда глава семейства отправился на поиски дочери.

Краткое содержание

Однажды рассказчик оказался на станции, куда заехал, чтобы отдохнуть с дороги, а заодно сменить одежду. Он увидел прекрасную девушку, которая обслуживала его. Это была дочка станционного смотрителя. Ее звали Дуня. Это была совсем юная особа, отец гордился ею и сильно любил.

Работа этого мужчины была трудной и неблагодарной, так как странники зачастую ругают станционных смотрителей, угрожают им. Да и доброго слова ему от них никогда не приходилось слышать. Звали его Самсон Вырин.

Рассказчик был приглашен на чаепитие, во время которого стал расспрашивать главу семьи про его дочь. Семейство было очень милым, добрым, любящим. Путник комфортно себя чувствовал рядом с этими людьми. Ему хотелось побыть с ними подольше, но пришло время уезжать.

В другой раз рассказчик оказался на этой станции через несколько лет. Он увидел сильную перемену в Вырине. Вместо бодрого, цветущего и полного сил мужчины перед ним стоял дряхлый старик. Оказалось, что три года назад к ним заехал молодой офицер. Он сразу влюбился в дочку смотрителя. Чтобы ее увезти, придумал хитрый план. Офицер притворился больным, чтобы девушка за ним ухаживала. В итоге пара задумала бежать, а отец ни о чем не догадывался. Когда все прояснилось, было уже поздно.

Смотритель поехал в Петербург, где узнал имя похитителя его дочери, — им был богатый дворянин Минский. Мужчина отправился к нему, попросил вернуть ему дочку, но тот ответил, что не собирается бросать ее, дал отцу деньги и приказал уходить. Старик выбросил деньги и разрыдался.

После Самсон отыскал дом, где проживала Дуня. Отец увидел ее наряженной, влюбленной и счастливой рядом с Минским. Девушка увидела родителя и упала в обморок. Старика прогнали, делать было нечего, он вернулся домой.

Вырин считал, что офицер наиграется и бросит его дочь, тогда ее ждет незавидная судьба брошенной содержанки. Старик переживал, эти думы не давали ему покоя. Вскоре он умер.

Примириться с дочерью так и не получилось. После последней встречи Дуня живым отца больше не видела, ей удалось побывать лишь на его могиле.

План пересказа

По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:

  1. Встреча рассказчика с семьей станционного смотрителя.
  2. Красивая девушка.
  3. Чаепитие и душевные беседы.
  4. Второй приезд рассказчика в эту семью.
  5. Горе Вырина.
  6. Обман Минского.
  7. Побег.
  8. Поездка в Петербург.
  9. Отчаяние Самсона Вырина.
  10. Могила отца.

Характеристика героев и основная мысль

В произведении рассказывается история семьи Выриных и похитителя Минского от имени И. П. Белкина (он же рассказчик). Эти герои имеют следующие черты:

  1. Самсон Вырин работает станционным смотрителем. Это добрый, разговорчивый и доверчивый человек.
  2. Дуня — дочка Вырина. Она очень красивая, привлекательная и обаятельная.
  3. Минский — легкомысленный, эгоистичный и равнодушный человек, повеса.

В повести показано отношение богатого дворянина к простому человеку. На примере Минского видно, что его поступок остался безнаказанным. Он обидел старика, прогонял его, унизительно с ним обращался. Дочь Вырина впоследствии раскаялась в своем поступке, но было уже поздно, отец умер. Он уже никогда не увидит ее отчаяния и слёз.

Образ несчастного старика показывает, что все люди достойны уважительного отношения, нужно всегда оставаться человеком, быть сострадательным. Нельзя отталкивать близких, тем более тех, кто подарил жизнь.

Сочинения

В произведении «Станционный смотритель» основным сюжетом являются взаимоотношения отца Самсона Вырина и его юной дочери Дуни. Рассмотрена судьба бедного человека Самсона Вырина, подвергающего вечным унижениям со стороны проезжающих людей. Служащий Самсон привык к такому образу жизни и не представляет ее иначе.

Единственной отрадой для бедного служащего является его юная красавица дочь. При помощи своего внутреннего обоняния и внешней красоты она помогает отцу сглаживать конфликты с клиентами. Но отец воспитывает дочь неправильно. Вероятно, и его родители так же относились к нему. Дуня привыкла заискивать и хитрить перед приезжими. Но, как и большинство юных девушек Дуня мечтает стать богатой и счастливой. Она хочет прожить более счастливую жизнь, чем ее отец. Конечно же, она мечтает быть любимой, замужней дамой. Ей удается осуществить свои задуманные планы. Судьба послала юной девушке удачный шанс. Однажды к ним заехал красавиц гусар Минский. Они понравились друг другу. Прибегнув к хитрости и обману, Дуня сбегает из дома отца с приезжим щеголем.

Смотритель же, привыкший видеть жизнь в темных красках, понимает все по-своему. Ему кажется, что его любимую дочь увезли насильно. Недальновидный отец считает, что Дуня всегда должна жить с ним или выйти замуж за человека ее сословия. Он боится, что богатый гусар бросит девушку из бедной семьи. Смотритель предпринимает попытку вернуть дочь, едет за ней в Санкт-Петербург и находит ее. Но она даже не захотела встретиться со своим бедным отцом. Вероятно, Дуня боится быть непонятой или счастье затмило ее разум. Офицеру Минскому тем более Вырин не нужен. Часто богатые люди не замечают и не хотят знать своих бедных родственников. Отец и дочь не смогли найти общего языка между собой. Узкое мировоззрение бедного человека не может представить, что его Дуня нашла свое семейное счастье.

Произведение заканчивается трагическим финалом. Бедный смотритель, из-за переживаний, связанных с дочерью, постепенно спивается и умирает. Опомнившаяся Дуня приезжает через несколько лет навестить отца, богатая и счастливая. Она даже привозит с собой внуков, в надежде показать их Вырину, но находит лишь могилу его. Дуня осуществила свою мечту, но заплатила за нее высокой ценой. Угрызения совести о безответственном поступке перед родителем будут мучить ее всю жизнь. Произведение Пушкина остается актуальным и в наши дни. Оно учит нас не забывать о близких, дорогих нашему сердцу людях. И если вам суждено судьбой стать богатым человеком не надо высокомерно относиться к более низшим слоям общества.

План сочинения

  • Главная сюжетная линия произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
  • Образ Дуни, дочери Вырина.
  • Семейный конфликт отца Самсона и дочери Дуни.
  • Трагический финал произведения. Почему оно актуально и в наше время.
  • Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

А.С. Пушкин. Станционный смотрительплан-конспект урока по литературе по теме

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Изображение «маленького человека» в повести

Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «маленького человека»; проанализировать образ главного героя – Самсона Вырина; помочь обучающимся почувствовать трагизм положения в обществе людей подобного ранга; развивать умения и навыки анализа художественного текста, коммуникативную компетентность обучающихся; воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.

Оборудование: презентация, репродукции к «Притче о блудном сыне», фишки для оценивания обучающихся, конверты с заданиями для работы в парах, памятка «Характеристика литературного героя».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, оформление записи в тетрадях, знакомство с системой оценивания (накопительная)

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся.
  1. Блиц-опрос (максимальное количество баллов – 5)

А.С. Пушкин «Повести Белкина»

Вопросы

  1. Назовите дату рождения А.С. Пушкина (06 июня 1799 г.)
  2. В каком году А.С. Пушкин опубликовал «Повести Белкина»? (в 1831 г.)
  3. Перечислите повести, которые входят в этот цикл («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»)
  4. Героиней какого произведения является Марья Гавриловна? («Метель»)
  5. Какая притча лежит в основе картинок на стенах в доме Самсона Вырина? («Притча о блудном сыне»)

(Проводится взаимопроверка, ребята оценивают работы друг друга)

  1. Мотивация учебной деятельности.
  1. Демонстрация видеофрагмента с чтением отрывка из произведения Н.В. Гоголя « Мёртвые души» (Слайд № 1. Изображение станции Вырино)
  2. Вопросы обучающимся. (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)

— о каком произведении мы сегодня будем говорить?

— помог ли вам в определении произведения данный видеофрагмент?

Слово учителя: Речь пойдет о повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», которая вошла в цикл «Повести Белкина». Во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественники меняли лошадей. Служащих, которые отвечали за эту работу, называли станционными смотрителями. (Слайд № 2. Автор и название произведения)

— как звали станционного смотрителя в нашей повести? (Слайд № 3. Портрет Самсона Вырина)

— какова тема нашего урока?

Слайд № 4. Тема урока. Эпиграф к уроку.

— почему Самсон Вырин назван «маленьким человеком», вы мне скажете в конце нашего урока?

— как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Обучающиеся формулируют цели урока)

  1. Работа над темой урока.

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)

  1. Вопросы обучающимся (Памятка «Характеристика литературного героя»)

— каково имя героя? Несет ли оно в себе дополнительную информацию?

— знаете ли вы историю библейского героя с именем Самсон?

— есть ли сходство истории Самсона Вырина с историей библейского героя?

— кем был Самсон Вырин в молодости?

— откладывает ли его прошлое отпечаток на его характер?

— какова внешность героя? Есть ли его портрет в произведении?

2. Устное словесное рисование.

Обучающиеся рисуют портрет Самсона Вырина.

  1. Вопрос обучающимся.

— что за должность такая «станционный смотритель»?

  1. Чтение отрывка из произведения «Что такое станционный смотритель? … бросает ему на стол свою подорожную…»
  2. Вопросы обучающимся.

— как вы понимаете цитату «мученик четырнадцатого класса»? (Слайд № 6. Табель о рангах)

Комментарий учителя.

  1. Вопросы обучающимся.

— сколько раз рассказчик побывал на станции, где служил Самсон Вырин?

— в какие времена года рассказчик оказывался там?

7. Распределение по группам.

1 ряд работает с отрывком «Первый приезд рассказчика на станцию» (весна)

2 ряд работает с отрывком «Второй приезд рассказчика на станцию» (зима)

3 ряд работает с отрывком «Третий приезд рассказчика на станцию» (осень)

(На партах конверты с вопросами в соответствии с отрывками, указанными выше. Обучающиеся работают в парах, отвечая на вопросы письменно в тетрадях).

  1. Работа обучающихся в парах (5 мин)
  2. Ответы обучающихся. (Слайд №7 — 9)
  3. Вопросы обучающимся.

— почему автор появляется на станции веселым весенним днем, а в третий раз появляется на закате осенью? Символично ли это?

10. Работа с репродукциями. (Слайд № 10)

— какой второй библейской истории касается автор в своем произведении?

— в чём сходство истории Самсона Вырина с историей блудного сына?

— каковы чувства отца и в притче, и в повести?

— простил ли отец блудного сына? В чём это выражается?

— простил ли Самсон Вырин свою дочь?

— блудный сын примирился с отцом? А Дуня примирилась с отцом? (Слайд № 11)

  1. Итоги урока.

Вопросы обучающимся.

— какие значения слова «маленький» вы знаете? (Слайд № 12)

— на основе характеристики образа Самсона Вырина определите, что значит понятие «маленький человек»?

  1. Домашнее задание.

Для всех учащихся: определить авторское отношение к Самсону Вырину.

Высокий уровень: какой нравственный урок даёт нам история Самсона Вырина? (подготовить письменный развёрнутый ответ на вопрос).

Достаточный уровень: составить характеристику образа Дуни по предложенному плану.

Средний уровень: записать определение «повести». Пересказать понравившийся эпизод из произведения.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: