Повесть Карамзина «Бедная Лиза», была опубликована автором в 1792 году, эта повесть стала образцом сентиментализма. Также, впервые в литературу было введено самоубийство героини. Идею для создания «Бедной Лизы» автор позаимствовал из произведений иностранной литературы, мастерски вписав обстановку живописного места, где он отдыхал на даче. Такой авторский ход придал достоверности сюжету, и герои воспринимались как реальные люди. Предлагаем анализ произведения «Бедная Лиза» по плану. Материал для учащихся 8 класса.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедная Лиза.
Год написания – 1792 г.
История создания – Прогрессивные взгляды Карамзина как писателя, решившего внедрить в русскую литературу жанр сентиментализма, помогли ему изучить европейскую литературу, и найти сюжет повести.
Тема – В «Бедной Лизе» писатель коснулся многих тем, это социальное неравенство, тема «маленького человека», любовная тема, предательство.
Композиция – События истории длятся три месяца, заканчиваясь трагической развязкой.
Жанр – Карамзин считается автором создания коротких новелл, одной из которых и является повесть «Бедная Лиза».
Направление – Сентиментализм.
История создания
Карамзин в 1789 – 1790 годах путешествовал по Европе, написанные после поездки «Письма русского путешественника принесли писателю известность. Поселившись в Москве, Карамзин начал свою профессиональную писательскую деятельность, и стал издателем «Московского журнала».
Годом написания «Бедной Лизы» стал 1072, в этом же году, повесть была опубликована в его журнале. Писатель внес в русскую литературу жанр сентиментализма, с чего и началась история создания «Бедной Лизы».
В сюжет повести Карамзин ввел гибель главной героини, что в корне отличало эту новеллу от традиционных русских произведений со счастливым финалом, и повесть обрела огромную популярность среди читателей.
Характеристика героев
Лиза. Главная героиня – девушка крестьянка. Автор показал ее истинный образ, не похожий на всеобщее представление о крестьянках: «прекрасная телом и душой поселянка», «нежная и чувствительная Лиза», любящая дочь своих родителей. Она трудится, оберегает мать от беспокойства, не показывая своего страдания и слез. Даже перед прудом Лиза вспоминает о матери. Она решается на роковой поступок, уверенная, что помогла матери, чем смогла: передала ей деньги. После знакомства с Эрастом Лиза мечтала о том, чтобы ее возлюбленный был рожден простым пастухом. Это подчеркивает всю бескорыстность ее души, а также то, что она реально смотрела на вещи и понимала, что между крестьянкой и дворянином не может быть ничего общего.
Тема
Проводя в «Бедной Лизе» анализ произведения, можно выделить несколько главных тем, которые затрагивает автор. В описании жизни крестьян, писатель идеализирует крестьянский быт и жизнь крестьян в близком общении с природой. По Карамзину главная героиня повести, выросшая на природе, по сути не может быть отрицательным персонажем, она чиста и высоконравственна, обладающая всеми добродетелями девушки, выросшей на свято чтимых традициях крестьянской семьи.
Основной мыслью рассказа является любовь невинной девушки-крестьянки к богатому дворянину. Забыв о существующих социальных неравенствах, молодая девушка с головой окунулась в омут своих чувств, полюбив дворянина. Но Лизу ожидало предательство любимого человека, и девушка, узнав о вероломстве Эраста, от отчаяния бросилась в озеро.
Многогранная проблематика произведения включает в себя и противопоставление жизни в городе и в деревне. Образы деревни и города сопоставимы с образами главных героев. Город представляет собой страшную силу, махину, способную поработить и уничтожить, так и Эраст поступает с Лизой. Как город перемалывает в своих жерновах все приходящее, отбрасывая в сторону использованный и отработанный материал, так и дворянин использует невинную девушку как игрушку, а наигравшись, выбрасывает. Это вся та же тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев. Напрашивается вывод, что такие отношения обречены изначально: как Эраст не смог бы комфортно чувствовать себя в крестьянской среде, так и Лизу не приняли бы в его обществе, это очевидный факт.
Главная проблема Лизы в том, что она поддалась своим чувствам, а не рассудку. Скорее всего, Лиза предполагала, что у них не может быть совместного будущего, просто она закрыла глаза на реалии жизни, и дала волю своим чувствам. Когда она потеряла Эраста, она потеряла и смысл жизни.
Анализ произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», план пересказа
Анализ произведения
Эта повесть является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностранных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина играют чувства.
Одним из главных героев произведения становится повествователь, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествователя оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в стороне и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Уже в заглавии данной повести сочетается имя собственное с определенным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не событие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет носит психологический характер.
Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помощи в лютых бедствиях.
Завязкой становится встреча Лизы, бедной девушки, с молодым дворянином Эрастом.
Далее следует развитие сюжета — любовь Эраста и Лизы, которые дают друг другу обещание верности. Но когда страсть берет верх над чувствами Эраста, он, добившись желаемого, охладевает к девушке.
Кульминацией является случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится.
Очень важным для писателя-сентименталиста было обращение к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился. Материал с сайта //iEssay.ru
Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тонкий и ранимый внутренний мир представительницы низшего сословия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы — сострадание к простым людям, сочувствие их радостям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных. Таким образом, можно сказать, что Карамзин подготовил основу для творчества многих писателей XIX века.
План пересказа
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ???
На этой странице материал по темам:
Композиция
Рассказчик повествует о событиях, которые произошли тридцать лет назад, и длились три месяца. Автор начинает повесть с описания пейзажа близ Симонова монастыря. После идет развитие сюжета, в котором читатель знакомится с главными героями повести. Сюжет этой незатейливой истории довольно обычный: молодая бедная девушка влюбляется в богатого человека. Чувства молодых людей стремительно развиваются, но между ними стоит непреодолимая преграда – социальное неравенство, и Эрасту с Лизой невозможно быть вместе. Молодой человек, испытав новые ощущения, бросает девушку, не задумываясь о ее моральных переживаниях. Никого не удивляет, что молодой юноша женится на престарелой даме – таковы нравы дворянского общества, и такой шаг является обычным делом. Главную роль в высшем свете играют деньги и положение, искренние чувства отодвигаются на задний план.
Но не так ведет себя девушка-крестьянка. Она умеет любить по-настоящему. Яркая особенность композиции произведения в том, что Карамзин заканчивает жизнь девушки самоубийством. Красочное описание реального места, Симонов монастырь, пруд – описание этих пейзажей и правдивая характеристика героев, создают впечатление достоверности и реальности происходящих событий.
Особая композиция произведения каждого читателя приводит к своему собственному восприятию героев, каждый по – своему определяет, чему учит эта сентиментальная и трагическая повесть.
Творческий метод и стиль
Новаторским подходом в повести является сам образ рассказчика. Повествование ведётся от имени автора, человека, которому не безразличны судьбы главных героев. Его сопереживание и участие передается в манере изложения, что делает повесть соответствующей всем законам сентиментализма. Рассказчик сочувствует героям, переживает за них и никого не осуждает, хотя в ходе повествования он даёт волю своим эмоциям и пишет, что готов проклинать Эраста, что плачет, что сердце его обливается кровью. Описывая мысли и чувства своих героев, автор обращается к ним, спорит с ними, страдает с ними – всё это тоже было новым в литературе и тоже соответствовало поэтике сентиментализма.
Карамзин смог также по-новому показать в повести пейзаж. Природа в произведении уже не является просто фоном, она гармонирует и соответствует чувствам, которые переживают герои повести. Становится активной художественной силой произведения. Так, после признания Эраста в любви вся природа ликует вместе с Лизой: поют птицы, ярко светит солнце, благоухают цветы. Когда же молодые люди не смогли противостоять зову страсти, грозным предупреждением шумит буря, и дождь льётся из чёрных туч.
Жанр
До появления на писательском поприще Карамзина, в ходу были многотомные романы. Основоположником новеллистических произведений стал автор «Бедной Лизы», создавший психологическую повесть.
Разной была критика этого произведения, некоторые из современников Карамзина, находили неправдоподобность в характерах героев, но в целом, психологическое произведение, в центре которого лежит моральный конфликт, было принято доброжелательно, и вызвало огромный интерес публики.
Сентиментальное направление повести с трагической развязкой стало образцом для подражания многих писателей, и открыло новую страницу в русской литературе.
Предыдущая
Сочинения«Мастер и Маргарита» анализ произведения Булгакова – смысл, история создания, проблемы романа
Следующая
Сочинения«Господин из Сан-Франциско» анализ произведения Бунин – проблематика, история создания, смысл и тема рассказа
Изучение повести «Бедная Лиза» в 9 классе
Изучение повести «Бедная Лиза» в 9 классе
Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), имевшую необыкновенный успех у читателей, затем «Письма русского путешественника» (1791—92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям.
В основу повести «Бедная Лиза»положена просветительская идея внесословной ценности человеческой личности.
Крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры каждого из них раскрываются в любовном сюжете.
Лиза | Эраст |
осталась после отца пятнадцати лет,- одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве. | довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Психологически точно показывает Карамзин взаимоотношения героев: влюбленная Лиза принимает Эраста не за того, кем он является на самом деле, она говорит возлюбленному: «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем. » – «Почему же?» – «Я крестьянка…». Эраст отвечает : «»Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная невинная душа,- и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».Это не решение вопроса, но Лиза этого не почувствовала, потому что надежда на то, что она останется с Эрастом, будет жить в сердце до последней минуты, пока Эраст не выставит девушку за дверь. И когда Лизины иллюзии рухнут, ей ничего не останется, кроме смерти. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. «Что принадлежит до Лизы, – пишет Карамзин, – то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала… и в удовольствии его полагала свое счастие». Она отказывает сыну богатого крестьянина из соседней деревни, потому что любит Эраста, не задумываясь о последствиях своей страсти — это скорее уже романтическая героиня, которая становится сильной и решительной. Лиза готова ждать, верит в скорейшее счастливое возвращение Эраста назад, к ней. Она готова бороться за свою любовь: в последнюю их встречу « Эраст вышел и хотел уже идти на крыльцо огромного дома, как вдруг почувствовал себя в Лизиных объятиях». Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем, это герой сентиментальной повести, Эраст, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным… Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии…», он был наказан тем, что после смерти Лизы всю жизни был несчастлив и вскоре умер. Именно он рассказал повествователю историю бедной Лизы. Таким образом, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Первоначально он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою, как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть… одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Следует заметить, что образу Эраста в повести сопутствует весьма прозаический лейтмотив. Это – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывают к себе, в большей или меньшей степени, осудительное отношение. Искренняя, настоящая помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках, в непосредственном участии в судьбе страдальцев. Что касается денег, то они создают лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений. Показательна сцена в кабинете: Эраст побледнел — потом, не отвечая ни слова на ее восклицания, взял ее за руку, привел в свой кабинет, запер дверь и сказал ей: «Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня, Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра, Вот сто рублей — возьми их,- он положил ей деньги в карман,- позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и поди домой». Прежде нежели Лиза могла опомниться, он вывел ее из кабинета и сказал слуге: «Проводи эту девушку со двора». Пройдёт время, и в «Станционном смотрителе» Пушкина граф Минский точно также, вручив деньги, выставит за дверь Самсона Вырина, который придёт защитить свою любимую дочь. Лиза в какой-то степени является «заблудшей овечкой»,не оправдавшей надежды своей матери, которая приглашает уезжающего Эраста по возвращении прийти на будущую свадьбу и даже на крестины будущих Лизиных детей — «Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на нее. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту». Для Лизы потеря Эраста равноценна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Получить полный текст Трагический финал повести свидетельствует о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего благополучной развязкой унизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы. Там, где большое, сильное чувство вступает в противоречие с социальными барьерами, идиллии быть не может. Материалы к урокам по «Бедной Лизе Карамзина». Как и мои уважаемые коллеги, к работе над уроками по «Бедной Лизе Карамзина »я выбираю именно эту картину художника Кипренского. Вопросы и задания на уроке: -Создайте портрет Лизы как героини повести Карамзина и сравните его с портретом кисти Кипренского. -Сравните, как относится к Лизе автор-повествователь и как относится к своей героине художник. — В какой момент показал бедную Лизу художник(подобрать цитаты). Варианты, предложенные учениками: «Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! Она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою…» «Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» «Наконец пришла она, но так невесела, что он испугался; глаза ее от слез покраснели. «Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» — «Ах, Эраст! Я Получить полный текст плакала!» — «О чем? Что такое?» — «Я должна сказать тебе все. За меня сватается жених, сын богатого крестьянина из соседней деревни; матушка хочет, чтобы я за него вышла».— «И ты соглашаешься?»- «Жестокий! Можешь ли об этом спрашивать?» «Она пришла в себя — и свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу. «Ах! — думала она.-Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом?» «Мне нельзя жить,- думала Лиза,- нельзя. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!» Удивительным образом показал Кипренский бедную Лизу –чувствительную героиню Карамзина-любая из цитат подходит к портрету, и мои ученики это убедительно доказывают: Лизе до слёз жалко мать, ей не страшно отдать своё сердце другому, страшна жизнь без возлюбленного Эраста. Но всё же ребята приходят к общему выводу, что самое большое потрясение — это осознание того, что Эраст её больше не любит и незачем ей жить. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит в пустоту: в ее дрожащей руке красный цветок, лепестки которого как бы опалены печалью, горестным вздохом героини— это символ любви, но любви уже нет, и жизнь потеряла смысл. -Подготовьте презентации с видами (репродукции, фото) Симонова монастыря, а также видами старой Москвы, московских святынь. Симонов монастырь в Москве. Из акв. альбома «Виды Москвы», 1846 г. Л. (1801–1850) 3. Косулина честного человека. // «Литература в школе», № 6, 1995. 4. Писатели нашего края 18–19 в. в. – Ульяновск, 1977, с. 5–17. 6.Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом печати». 1998. 9. Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. – Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 72. 10. Писатели нашего края 18–19 в. в. – Ульяновск, 1977, с. 65–76. |