Образ маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Образ Петербурга в цикле Петербургские повести

В «Петербургских повестях» автор попытался раскрыть и показать весьма глубокую и интересную тему, которые он включил в свой единый сборник. Также, стоит сказать о том, что он попытался раскрыть тематику, связанную с непростым существованием «маленьких людей» в рамках проживания в таком большом и шумном городе, как Петербург. Помимо вышесказанного, автор указал на то, что люди, проживающие в данном городе в тридцатые и сороковые годы прошлого столетия, привыкли жить в атмосфере лжи и обмана. Это связано с тем, что власть и деньги в данной области являлись показателем того, что человека, который ими владел, будут ценить и уважать. Если же человек был бедным, то отношение к нему было соответствующим.

В образе Петербурга автор вложил такой образ, который сигнализировал о том, что собственным мнением никто старался не руководствоваться. И даже в случае того, если человек считал иначе, нежели большинство, он старался об этом не говорить и не освещать свои мысли. Писатель показал принцип «решений толпы», тем самым осуждая данный образ жизни. Он показал Невский проспект весьма унылым и серым местом, так как по нему ежедневно проходила огромная толпа людей, в которой все лица были смазанными и серыми. В ней невозможно было разглядеть личностей, которые отличались бы какими-то особенностями, связанными с их индивидуальностью.

Гоголь сумел раскрыть такую особенность данного места, что в нем невозможно было запомнить личностные черты людей, однако просматривалась их одежда, тенденции моды и стиля. Это говорило о том, что автор относился к городской суете презренно и неоднозначно. В кульминационных моментах произведения становится по-настоящему понятно, кто же является положительным героем, а кто-нет. Это касается и самого проспекта, которому автор призывает не доверять, ведь он отуманивает сознание тем, что на первый взгляд, может показаться весьма хорошим местом. Однако, если разобраться более подробно, то можно увидеть данный город весьма лицемерным и лживым местом, где царят обман и предательство. Ведь, «встречают и провожают» в данном месте лишь «по кошельку», и от этого автору не раз становилось грустно и тоскливо, ведь он любил этот город, и понимал, что ему нужны кардинальные перемены. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным. Оно рассказывает о том, что не стоит измерять человеческую ценность лишь теми средствами, которые у него есть. Куда важнее опираться на человеческие качества личности, такие, как честность, трудолюбие и ответственность. Благодаря ним можно составить весьма яркий и однозначный портрет.

Общая характеристика

В литературоведении термин «маленький человек» рассмотрен достаточно подробно. Как правило, этот персонаж — мелкий чиновник, который становится жертвой издевательств со стороны более самоуверенных или богатых лиц, не ставящих ни во что чужие достоинство и честь. Судьба этих героев плачевна, так, в сборнике из пяти повестей счастливого финала не имеет ни одна. Они или умирают, или заканчивают свои дни в сумасшедшем доме. Гоголь призывает к сочувствию, которое испытывает сам.

Можно выделить следующие особенности темы маленького человека в творчестве Гоголя:

Образ маленького человека в петербургских повестях гоголя

  1. Его герои — люди положительные, добродушные, беззлобные, лишенные подлости, коварства. Безукоризненно честные, думающие, но не понятые современным им обществом.
  2. Судьба оказывается к ним слишком жестокой, ставя перед ними необходимости таких испытаний, которые оказываются им не по плечу.
  3. Никто не готов протянуть руку помощи маленькому человеку, слабому и забитому.
  4. Скромные, незаметные в толпе персонажи, тем не менее, очень импонируют писателю, ведь они чисты в душе и никому не делали зла.

Николай Васильевич призывает вдумчивых читателей обратить внимание на таких людей, которых много в реальной жизни, поддержать их в трудную минуту или хотя бы не издеваться.

При написании сочинения на эту тему следует обязательно указать, что такой тип героев Гоголя оказывается способным к бунту, сопротивлению. В этом и заключается вера писателя в то, что рано или поздно, но справедливость восторжествует.

Специфика Записок сумасшедшего

В 1835 году выходит сборник рассказов «Арабески», в котором печатается повесть «Записки сумасшедшего», позднее текст под измененным заглавием был включен писателем в сборник «Петербургские повести». Первоначальный замысел автора заключался в написании комедийной пьесы, описывающей жизнь чиновничьего класса, однако постепенно первоначальная задумка сменилась более интересной и глубокой идеей.

Главным героем повести является Аксентий Иванович Поприщин, ему 42 года, однако завести семью этому человеку не удалось. Повествование построено в форме дневника этого мелкого чиновника, который детально рассказывает не только о происходящих событиях, но и о своих переживаниях. Вот каким предстает маленький человек в этом тексте:

  1. Это титулярный советник, вся работа которого состоит в абсурдной и ненужной деятельности — заточке перьев. Он не развивается, постепенно тупеет, изо дня в день занимаясь одним и тем же.
  2. Постоянно нуждается в деньгах, вынужден отказывать себе в самом необходимом, при этом очень стыдится нищеты.
  3. Завидует тем, кого жизнь поставила на более высокую планку. Поприщин искренне недоумевает, почему он не может даже позволить себе новую шинель, а его начальник баснословно богат.
  4. Он настолько задавлен своим жалким существованием, что оказывается не способным к любовному чувству. При этом герой гордится своими аристократическими корнями.

Персонаж показан слабым, жалким, сочувствия он не вызывает. Уверенный, что все ему должны лишь за то, что он дворянин по крови, он ничего не делает, не пытается как-то улучшить свое положение. Этот герой действительно мелок душевно, его нельзя назвать отрицательным, однако и положительного ничего нет.

В своих последующих произведениях Гоголь пересмотрит образ, добавит в характеристику «маленького человека» больше человечности, вот почему остальные герои получатся у него более душевными и интересными.

Проблематика Шинели

Именно этот рассказ наиболее подробно изучается в классе, нередко и на дом ученики получают задания, связанные с гоголевской «Шинелью», где тематика «маленького человека» раскрыта с особенной пронзительностью, трагизмом и надломом. Герой с забавным именем — Акакий Акакиевич — и приземленной фамилией Башмачкин — это классическое воплощение образа. Он добр, незлобив, добросовестно выполняет обязанности, экономит из-за бедственного финансового положения.

Несмотря на все свое сочувствие, Гоголь наглядно демонстрирует ограниченность героя. Он терпит насмешки, хотя, казалось бы, стоит всего один раз достойно ответить обидчикам — и они сойдут на нет. Он экономит на всем, ходит на цыпочках, чтобы не снашивать обувь, что смотрится довольно жалко.

Интересно, что рассказ имеет реальную основу. Однажды писатель услышал историю о чиновнике, который загорелся мыслью о покупке ружья. Он длительное время копил деньги и, наконец, приобрел желаемое. Но счастье мужчины было недолгим: на охоте он случайно утопил свою «драгоценность», отчего слег с горячкой и чуть не умер.

Друзья чиновника скинулись и купили ему новое ружье, история реального человека в целом закончилась хорошо, но всегда при напоминании о потере он испытывал легкие недомогания. Эта забавная история и стала первоосновой «Шинели».

Образ главного персонажа

Судьба оказалась жестокой к Акакию Акакиевичу с самого рождения, когда мать героя решила подарить ему экстравагантное имя, которое совпало с именем его отца. Вероятно, писатель прослеживает наследственную связь — персонаж столь же незначителен в обществе, как и его родитель. Не имея знатного происхождения, титулов, больших денег или связей, очень сложно вырваться из своего болота и постараться чего-то добиться.

Основные черты героя таковы:

  1. Привык довольствоваться малым. Он не жаждет карьеры или славы, доволен тем, что имеет.
  2. Покорен, терпит унижения и насмешки коллег и начальства.
  3. Привык к нищете, экономии, ему и в голову не приходит, что можно как-то преобразовать свою судьбу, попробовать начать что-то новое. Этот человек задавлен тяжестью жизни, сломлен ее испытаниями. Но — и это важно — он не позволяет себе подлости, лжи, коварства, кляузничества. Это честный, хороший и добрый человек, которому попросту не повезло родиться состоятельным дворянином.

Вот почему читать про судьбу Акакия Акакиевича порой бывает непросто, невольно закрадываются мысли о собственном жизненном пути, грядущем, о том, что будет дальше. Его сломала жизнь, но кто от этого застрахован?

Унижение и мщение

При написании эссе или любой другой работы по литературе следует не только раскрыть образ, но и указать, что Башмачкин однажды получил возможность изменить свою жизнь, преобразовать свой мир — сшить новую шинель. Конечно, современному человеку может показаться смешным, что верхняя одежда стала центром существования, но шинель в произведении — это образ-символ, знак надежды на лучшее, который в итоге оказался лишь иллюзией. Обретение и утрата шинели — важнейший элемент произведения, его ключевая проблема.

Башмачкин экономит, изыскивает средства, чтобы воплотить свою мечту в реальность, и, наконец, ему это удается. Почему же Гоголь не завершает свою повести на радостной ноте, зачем предлагает читателю развитие действия? Чтобы показать, что жизнь таких людей, как его ключевой персонаж, полна трагизма.

Столь желаемая и долгожданная шинель утрачена, что и становится причиной отчаяния, а затем — и гибели героя. Однако писатель не готов отказываться от позитивного взгляда на вещи, вот почему в финале произведения появляется образ привидения, пугающего воришек. Это несчастный Акакий Акакиевич после смерти обрел то, на что был неспособен при жизни — способность постоять за себя и доказать свою правоту.

Знакомство Гоголя с Петербургом

Впервые, когда юный писатель только приехал в Санкт-Петербург он жил мечтами о большем, что когда-нибудь придет время, когда он позволит себе снять квартиру с видом на красавицу Неву. Он уверен в том, что здесь-то его жизнь кардинально изменится и мечтает об этом все больше. Тем не менее, пока ему это не удается, ему приходится поселиться в скромном районе дома аптекаря Трута, а потом он переехал на известную Мещанскую улицу. Как сам писатель отзывается о ней, она была: «Улица табачных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф».
Собственно, писатель не теряет возможности поделиться собственными мыслями и насчет дома, где он проживает – дома каретного мастера Йохима. В своих письмах он говорит, что дом этот содержит в себе людей совершено разных сословий, здесь есть: 2-е портных, одна маршанд де мод, мастерская сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду, декатировщика и красильщика, кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку и др. В мыслях Гоголя город всегда был каким-то уникальным, идеальным, таким, который обладал притягательной, особой душевной атмосферой. Впоследствии Рим смог заменить Гоголю Петербург, но только отчасти. Все-таки он снова и снова возвращался на Родину. Несмотря на кажущуюся красоту, после Украины, Петербург оказался для Гоголя каким-то серым, тяжелым и мрачным, но своей атмосферы он от этого не утерял. Можно сказать, что писателя гипнотизировало именно величие Петербурга, из-за чего он старается практически не замечать всех его недостатков.

Краткий анализ Невского проспекта

Эта повесть входит в небольшой цикл петербургских повестей, в котором писатель с разных сторон изображает быт и нравы жителей Северной столицы. В самом тексте можно структурно выделить три части. Первая — описание реального города, знакомого каждому его жителю. Во второй автор обращается к иллюзиям, с которыми в причудливой форме переплелась действительность. Наконец, в третьей части Невский проспект уже нарисован метафорически.

В тексте соединились судьбы двух непохожих друг на друга персонажей: художника Пискарева и поручика Пирогова. Их нельзя называть друзьями из-за разницы в жизненных позициях: первый полон трагизма, второй же — персонаж, нарисованный автором с нотками пародии, комедии.

Карьерист Пирогов довольно нагл, самоуверен, стремится выслужиться любой ценой, забывая о нравственной составляющей жизни. Он решил предпочесть большие деньги, а не искренние чувства, жаждет ухаживать исключительно за состоятельными женщинами, готовыми обеспечить ему безбедное будущее. Этот герой не вызывает ничего, кроме осуждения, поскольку он готов стать мужем нелюбимой, сознательно отказавшись от самого ценного — дружной семьи. Смысл его существования — карьера, деньги, всеобщее уважение.

Жизнь же наивного художника Пискарева — это подлинная трагедия. Несмотря на «мудрые» поучения Пирогова, его сущность оказывается нравственно чистой, он ищет свою музу, стремится к творчеству, именно поэтому встреча на Невском проспекте с очаровательной брюнеткой оказывается для него подобной смерти.

Красавица, в которую герой искренне влюбляется, оказывается легкомысленной гулящей женщиной, неспособной в полной мере оценить всю глубину его чувств. В результате эта героиня, которую можно охарактеризовать как «маленькая женщина», становится причиной сумасшествия Пискарева: он не в силах пережить того, что «небесный ангел», совершенство — это лишь низменная и примитивная натура.

Тема маленького человека является сквозной в творчестве Николая Васильевича Гоголя, причем писатель с нескрываемым сочувствием относится к своим персонажам, не высмеивая их, а показывая с лучшей стороны. Это добрые, ласковые, готовые любить люди, обреченные на одинокость из-за того, что общество не принимает их. Это подлинная трагедия человеческой души и мироздания в целом.

Сочинение на тему петербургские повести

Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, — срывает у тебя камер-юнкер или генерал. Н. В. Гоголь Осенью 1833 года был написан пушкинский “Медный всадник”. Поэма имела подзаголовок: “петербургская повесть”. И в это же время начинал создавать свои петербургские повести Гоголь. Пушкин и Гоголь одновременно в поэзии и в прозе начинали освещать большую петербургскую тему в нашей литературе, продолженную за ними Некрасовым, Достоевским, Блоком. Эта тема открыла у наших писателей особый жанр “петербургских” произведений. В русской литературе северная столица показана фантастическим городом: в нем совмещались и переходили друг в друга до крайности противоположные облики — величие и ничтожество, бюрократическая махина императорской власти и темная, мелкая жизнь “петербургских углов”. “Город пышный, город бедный…” — так Пушкин в одной стихотворной строке и в простых словах объединил контрастные петербургские “лица”. Мы видим, читая повести Гоголя, как это противоречие разрастается у него в непомерных гиперболах, в колоссальном размахе гоголевского смеха и в лирическом напряжении скорби. В каждой из петербургских повестей есть кто-то один — “существо вне гражданства столицы”, кто ощущает себя исключительным, кто пропадает и гибнет. Эту судьбу одинаково разделяют и петербургский художник, и самый мелкий чиновник. Художник был любимой фигурой у писателей-романтиков как человек не от мира сего, во всем отличный от обычных людей. Но петербургские художники в “Невском проспекте” — добрый, кроткий, очень робкий народ, звезда и толстый эполет приводят их в замешательство, они отвечают несвязно и невпопад. Словом, у мечтателя Пискарева и убогого Акакия Акакиевича Башмачкина оказывается много общего. Это сходство проливает свет на них обоих: в Пискареве становится лучше заметна его человеческая простота и демократизм, а Башмачкин оказывается своего рода мечтателем и “романтиком”. Обычное и необыкновенное очень тесно соединяются в их судьбе. Повесть “Портрет” рассказывает о художнике, уступившем соблазнам богатства и славы, сменявшем свой дар на деньги, продавшем дьяволу душу. Искусство — это не легкая способность, а подвиг трудного постижения жизни. Поэтому для искусства мало только умения: если бы — читаем мы о Чарткове — он был знаток человеческой природы, он много прочел бы в лице молоденькой девушки, которую он рисовал на заказ; но художник видел только нежность и почти фарфоровую прозрачность лица, которую силилось передать его искусство. Очень важно, что “соблазнило” Чарткова тоже произведение живописи — необычайный портрет с живыми глазами. “Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета”. Загадка портрета приводит в повести к размышлению о природе искусства, о различии в нем создания, где природа является “в каком-то свету”, и копии, где “однако же натура, эта живая натура”, но она вызывает в зрителе какое-то болезненнее, томительнее чувство — как эти глаза на портрете, как будто вырезанные из живого человека. “Живость” изображения у художника-копииста для Гоголя — это не просто поверхностное искусство: это орудие мирового зла и его конкретного социального воплощения — денежной власти: с портрета глядят живые глаза ростовщика. Это отвращает искусство от глубины, которую оно призвано раскрывать в явлениях жизни. Гоголь называл Петербург городом “кипящей меркантильности”, потому наряду с конкретными социальными мотивировками, которые у писателя очень ясны, в повести основную роль получает мотив дьявольского соблазна. В чем значение этого мотива? Автор рассказывает, что у благочестивого живописца, создавшего странный портрет с живыми глазами, вдруг без всякой причины переменился характер: он стал тщеславен и завистлив. Но такие же необъяснимые факты случаются в жизни повсеместно: “Там честный, трезвый человек сделался пьяницей… там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока”. Вскоре после Гоголя, и Достоевский будет изображать подобные прозаические, распространенные факты как чрезвычайные, фантастические. Там, где нет видимых причин для происходящих на глазах превращений, — там бессильно простое наблюдение и описание, “копия”, там нужна проникающая сила воображения художника, которому в этих случаях может помочь фантастический образ. После серьезной фантастики “Портрета”, события в повести “Нос” кажутся чепухой совершенной. Заметим, что так удивляется происходящему и сам автор повести, который вместе со своими персонажами тоже не знает, что и подумать обо всем этом. Каждому, кто упрекнет его в полном неправдоподобии, рассказчик заранее говорит: “Да, чепуха совершенная, никакого правдоподобия”. Автор заранее отказывается объяснять, как это может быть, что нос майора Ковалева оказался запечен в тесте, был брошен в Неву, но в то же время разъезжал по Петербургу в ранге статского советника, а потом возвратился на законное место — “между двух щек майора Ковалева”. В тех местах, где обрывки даже такого невозможного сюжета могли бы все-таки как-то связаться, Гоголь вдруг заявляет: “Но здесь прошествие совершенно закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно”. Автор будто говорит нам, что и не надо искать правдоподобия, суть дела как раз не в нем, в “правдоподобных” границах никак не сойдутся конец и начало рассказа. В итоге, рассматривая с точки зрения правдоподобия сюжет повести, он идет на компромисс, решая трудный вопрос таким образом, что подобные происшествия “редко, но бывают”. Интересно, что в первоначальной редакции повести происшествие в конце концов оказывалось сном Ковалева. Но в опубликованном тексте Гоголь исключил эту мотивировку, и все описанное стало происходить в действительности, хотя и вправду как будто во сне. Надо сказать, что повесть много бы потеряла в своем комическом эффекте и в серьезном значении, если бы оказалось, что это все-таки сон, где всякая фантастическая логика в порядке вещей. Другое дело — действительное событие, происходящее “как во сне”. Здесь герою приходится несколько раз ущипнуть себя и убедиться, что это не сон. Вся странность “Носа” в том, что показана реальная жизнь, в которой невиданное событие происходит в самой обычной, будничной обстановке. В повестях западноевропейских романтиков рассказывалось о том, как человек потерял свою тень или отражение в зеркале; это знаменовало потерю личности. Гоголевский майор потерял нос со своего лица. Однако для самого майора случившееся имеет тот же смысл утраты всей личности: пропало “все что ни есть”, без чего нельзя ни жениться, ни получить место, и на людях приходиться закрываться платком. Ковалев “потерял лицо” и очутился вне общества, “вне гражданства столицы”, подобно другим отверженным и действительно гибнущим героям петербургских повестей. Гоголь в одном письме шутил насчет человеческого носа, “что он нюхает все без разбору, и затем он выбежал на середину лица”. Именно это особое, выдающееся, центральное положение носа на лице “играет” в гоголевском сюжете. Ковалев так и объясняет в газете, что ему никак нельзя без такой заметной части тела. Нос — это некое средоточие, “пик” внешнего достоинства, в котором и заключается все существование майора. Заметим для сравнения, что в трагическом “Портрете” роковую роль играли живые глаза. Итак, чепуха “Носа” имеет свою логику. Речь идет оказывается, о важных для человека вещах: как “сохранить лицо”, “не потерять себя”; речь идет о человеческой личности и “собственном месте в обществе”. Чепуха происходит от превращения этих понятий в какие-то самодостаточные внешние вещи. Нос как видная часть становится в центре этих превращений: из части тела — в целого господина, из вещи — в лицо. Вокруг тех же самых вопросов о личности и ее достоинстве кружатся “Записки сумасшедшего”. В творчестве Гоголя это единственное произведение, написанное как исповедь, как рассказ героя о себе. Поприщин ведет свой внутренний монолог, говорит “сам в себе”, во внешней же жизни, перед генералом и его дочкой, он и хотел бы много сказать и спросить, но у него язык не поворачивается. Это противоречие внешнего положения и внутреннего самосознания пронизывает его записки, оно и сводит его с ума. В первой петербургской повести Гоголя на Невском проспекте самостоятельно выступают усы и бакенбарды. Герой “Записок сумасшедшего” открывает, что его директор департамента — “пробка, а не директор… Вот которою закупоривают бутылки”. Мы понимаем, что в его безумном сознании происходит реализация сравнения. В неосуществленном замысле комедии “Владимир III степени” герой себя самого воображал этим орденом. Художнику Пискареву грезится в сновидении какой-то чиновник, который в то же время чиновник и фагот. Художественный мир Гоголя полон подобными превращениями человеческого образа во что-то внешнее, неодушевленное, вещественное. Но если в этих уподоблениях, в сновидениях и сумасшествиях кроется действительная правда, то возникает она как сигнал на какой-то разлад в реальности, на несоответствие ее каким-то внутренним законам. И в этом — сила писательского таланта Гоголя.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: