А.С.Пушкина «Дубровский». Бунт крестьян


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25», г. Бийск
Учитель Дицман О.В.
Открытый урокЧесть и бесчестие как нравственная коллизия в романе А.С. Пушкина«Дубровский» (по гл. 3 – 5)Тема:
Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (4 – 5гл.)
Цель:
Показать, как изображаются чувства, переживания героя автором.

Уметь проводить основную мысль фрагмента текста. Организовывать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, создавать возможность «погружения в текст». Активизировать работу воображения учащихся, вызвать их эмоциональный отклик.
Наглядность
: репродукции, текст.
Ход урока
I Организационный момент. II Новый материал. На доске:

Честь 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека.

2. Хорошая, незапятнанная репутация человека, доброе имя.

3. Целомудрие, непорочность.

4. Почет уважение. Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Целомудрие – строгая нравственность, чистота души.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим о нравственной основе романа А.С. Пушкина «Дубровский» (на основе 3 – 5 гл.). Эпиграфом к теме урока я взяла слова самого автора «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинства личное».
Наша задача: выяснить, как герои Пушкина понимают слово «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство.

В начале выясним значение слов «честь» и «бесчестие». Посмотрим, какие определения дает Ожогов в своем «Толковом словаре» (на доске). Как видим, у слов «честь» несколько значений, а у слова «бесчестие» лишь одно.

Почему так?

Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живет общество и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно «на уважении к личной чести гражданина».

В романе Дубровский главный герой – Владимир представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным.

От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

Давайте обратимся к роману.

Мы знаем, каковы были последствия ссоры двух старых друзей: Троекуров, желая отомстить, добивается с помощью Шабашкина несправедливого судебного решения: Кистеневка, поместье Дубровского, которым тот владеет на законных основаниях, переходит к Кирилле Петровичу. Сам Дубровский, чувствую свое бессилие и пораженный свершившейся несправедливостью, сходит с ума.

  1. Беседа.

— Доволен ли Троекуров таким исходом? Этого ли он добивался?
— Можно ли считать Троекурова человеком, не способным на благородные чувства?

Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее. И наследником конфликта, начало которому положил старый Дубровский, становится его сын.

— Опишите жизнь и мечты Владимир в столице. (гл.3).

Владимир был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста, воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил нечего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидал.

— Каковы были отношения отца и сна Дубровских?

Владимир лишился матери с малолетства, к отцу был романтически привязан и тем более любил семейную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями.

— Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам?

Троекуров с крепостными и дворовыми обходился строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою свого господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство. Крепостные Дубровских к своим хозяевам относятся по – другому, искренне преданно: «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец».

— Как сами Дубровские относятся к своим крепостным?

По – человечески, не презирают их, не грабят их. Доброе отношение можно увидеть в отношениях с няней Егоровной, кучером Антоном и другими.

Несмотря на внешнюю беспечность, Владимир Дубровский очень похож на свого отца. Чем?

Честен, не зависим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь.

— Почему Владимир не смог спасти отца?

Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он как человек порядочный, считал свое дело правым и не предпринял никаких шагов. Все это приводит к печальному исходу.

Четвертой главе предпослан эпиграф: «Где стол был яств, там гроб стоит. Он взят Пушкиным из оды Державина на смерть князя Мещерского». Заметим, что остальные главы эпиграфа не имеют. Значит, этой главе предается особое значение.

Вспомним, какую роль сыграл Державин в судьбе Пушкина?

— Как развиваются события в четвертой главе?

Троекуров хочет выместить необычное для него состояние смущения, недовольство собой на других: «Он грозно взглянул на Шабашкина, ища, к чему привязаться, чтобы его выбранить».

Кстати «гром победы» — начало одного из хоров Державина. Предшественник и учитель Пушкина, как будто незримо присутствует на страницах романа: благородная память Пушкина опять обращается к нему.

  1. Устное рисование. Конец четвертой главы.

Представьте себе сцену во дворе дома Дубровских. Опишете, как выглядят и как ведут себя слуга, крепостные люди Дубровских, Троекуров.

Слуга радостно побежал исполнять приказание свого барина и при всей дворни, сбежавшиеся посмотреть на Троекурова объявляет, что барин велит Троекурову убираться или он велит выгнать его со двора. Изобразим любопытство, торжествующую, затаенную радость крепостных. Мгновенно меняется выражение лица Кириллы Петровича: лицо Троекурова стало мрачнее ночи, он с призрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора..

— Как вы понимаете эпиграф?

Эпиграф имеет прямое значение – он описывает смерть старого Дубровского. Другое значение эпиграфа более общее, вот так проходит жизнь, ее радости мгновенно сменяются горем.

Озаглавим четвертую главу.

Смерть старого Дубровского. III. Выразительное чтение пятой главы.

Обратим внимание на выражение лица Дубровского.

Лицо было страшно – говорило о том, что творится в его душе.

Озаглавим эту главу. «Похороны отца Дубровского»

IV. Анализ текста (роль пейзажа) Продолжим работу над словом. Остановимся на эпизоде «Владимир в Кистеневской роще».

Что происходит в природе и с человеком (работа в парах).

Владимир пытается заглушить душевную скорбь, он шел не разбирая дороги, он нечего не замечал, мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его. Сильно чувствовал он свое одиночество. Душевному состоянию героя соответствует состояние природы: осень, холодный день, полуобнаженные деревья, сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, сел на холодный дерн. Метафора грозные тучи соединяет эти состояние человека и природы. Ручей, уносящий поблекшие листья, представился Владимиру верным подобием жизни. Он долго блуждал по незнакомому лесу – эта фраза тоже является метафорой, передает и внутренней блуждание героя, незнающего еще, что предпринять. V Сценка. Приезд приказных чиновников и возмущение крестьян. Как ведет себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение?

Исправник при виде Дубровского все же волнуется, он прекрасно понимает, что отбирают имение незаконно, но чувствует себя уверенно, знает, что хозяин положения он. Шабашкин сначала стоял подбочась и гордо взирал около себя. Когда толпа крестьян взбунтоялась и двинулась на чиновников, Шабашкин с другими бросился в сени и запер за собой дверь. После он тихонько отпер двери и униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление.

Как вели себя крестьяне?

Крестьяне сначала возражали исправнику, потом поднялся ропот в рядах крестьян, потом дворовые закричали: «Ребята! Долой их! Вязать!» – И едва не схватили чиновников.

Как ведет себя Владимир?

Владимир останавливает взбунтовавшихся крестьян, обещает просить милости у государя.

Как его это характеризует?

Дубровский по существу спасает чиновников от расправы, поступает честно, благородно. Он с презрением наблюдает за униженно благодарящим его Шабашкиным.

VI Итоги урока. Как понимают герои Пушкина «честь» и «бесчестие»?

Троекуров — «бесчестие», когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почета и уважения; «бесчестие» — стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.

А.Г. Дубровский: «бесчестие» — терпеть оскорбление от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать свое человеческое достоинство.

Владимир Дубровский: «бесчестие» — оставить без отмщения, без наказания не праведный поступок, стерпеть беззаконие.
Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с обще принятыми правилами, которые при всем желании Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности обществом ценится меньше достоинства знатности рода. VII Домашнее задание. Перечитать 6 – 7 главы, озаглавить.

Дубровский Глава III

ГЛАВА III

Прошло несколько времени, а здоровье бедного Дубровского всё еще было плохо. Правда, припадки сумасшествия уже не возобновлялись, но силы его приметно ослабевали. Он забывал свои прежние занятия, редко выходил из своей комнаты и задумывался по целым суткам. Егоровна, добрая старуха, некогда ходившая за его сыном, теперь сделалась и его нянькою. Она смотрела за ним, как за ребенком, напоминала ему о времени пищи и сна, кормила его, укладывала спать. Андрей Гаврилович тихо повиновался ей и кроме ее не имел ни с кем сношения. Он был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряженьях, и Егоровна увидела необходимость уведомить обо всем молодого Дубровского, служившего в одном из гвардейских пехотных полков и находящегося в то время в Петербурге. Итак, отодрав лист от расходной книги, она продиктовала повару Харитону, единственному кистеневскому грамотею, письмо, которое в тот же день и отослала в город на почту.

Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести.

Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.

Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, развалившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камердинер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:

«Государь ты наш, Владимир Андреевич,— я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову, потому что мы-дескать ихние, а мы искони ваши, и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька

Орина Егоровна Бузырева.

Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня».

Владимир Дубровский несколько раз сряду перечитал сии довольно бестолковые строки с необыкновенным волнением. Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями.

Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на руках глупой старухи и дворни, угрожаемого каким-то бедствием и угасающего без помощи в мучениях телесных и душевных. Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не подумал о нем осведомиться, полагая его в разъездах или хозяйственных заботах.

Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия. Товарищи, заметя его беспокойство, ушли. Владимир, оставшись один, написал просьбу об отпуске, закурил трубку и погрузился в глубокие размышления.

Тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был уж на большой дороге.

Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку. Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку. Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил вольных лошадей. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки. Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон, некогда водивший его по конюшне и смотревший за его маленькой лошадкою. Антон прослезился, увидя его, поклонился ему до земи, сказал ему, что старый его барин еще жив, и побежал запрягать лошадей. Владимир Андреевич отказался от предлагаемого завтрака и спешил отправиться. Антон повез его проселочными дорогами, и между ими завязался разговор.

— Скажи, пожалуйста, Антон, какое дело у отца моего с Троекуровым?

— А бог их ведает, батюшка Владимир Андреевич… Барин, слышь, не поладил с Кирилом Петровичем, а тот и подал в суд, хотя почасту он сам себе судия. Не наше холопье дело разбирать барские воли, а ей-богу, напрасно батюшка ваш пошел на Кирила Петровича, плетью обуха не перешибешь.

— Так видно этот Кирила Петрович у вас делает что хочет?

— И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках. Господа съезжаются к нему на поклон, и то сказать, было бы корыто, а свиньи-то будут.

— Правда ли, что отымает он у нас имение?

не печаль кума, не мути гостей. Кирила Петрович сам по себе, а Андрей Гаврилович сам по себе, а все мы божии да государевы; да ведь на чужой рот пуговицы не нашьешь.

— Стало быть, вы не желаете перейти во владение Троекурову?

— Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет. Нет, дай бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж бог его приберет, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем.— При сих словах Антон размахнул кнутом, тряхнул вожжами, и лошади его побежали крупной рысью.

Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался снова размышлениям. Прошло более часа, вдруг Гриша пробудил его восклицанием: «Вот Покровское!» Дубровский поднял голову. Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями. Дубровский узнал сии места; он вспомнил, что на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами его моложе и тогда уже обещала быть красавицей. Он хотел об ней осведомиться у Антона, но какая-то застенчивость удержала его.

Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее между деревьями сада. В это время Антон ударил по лошадям и, повинуясь честолюбию, общему и деревенским кучерам, как и извозчикам, пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника. «Здорово, здорово, няня,— повторял он, прижимая к сердцу добрую старуху,— что батюшка, где он? каков он?»

В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке.

бы сын не поддержал его.

— Зачем ты встал с постели,— говорила ему Егоровна,— на ногах не стоишь, а туда же норовишь, куда и люди.

Старика отнесли в спальню. Он силился с ним разговаривать, но мысли мешались в его голове, и слова не имели никакой связи. Он замолчал и впал в усыпление. Владимир поражен был его состоянием. Он расположился в его спальне и просил оставить его наедине с отцом. Домашние повиновались, и тогда все обратились к Грише и повели в людскую, где и угостили его по-деревенскому, со всевозможным радушием, измучив его вопросами и приветствиями.

3
Примечания Из ранних редакций

Назад Вперед

А.С.Пушкина «Дубровский». Бунт крестьян

18. Тема: « Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский»».

Урок литературы в 6 классе 12.10.2017

Цели:

продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев. Помочь понять, какую роль играет анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» в авторской позиции, и какие средства помогают автору в создании образа Владимира Дубровского.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик научится владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстрирования.

Метапредметные:

Познавательные:

уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные:

уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено
.
Коммуникативные:

уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Личностные:

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Тип урока:

комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный момент.

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Беседа.

  1. Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?
  2. Какие эпизода романа вам запомнились и чем именно?
  3. Как относились к Троекурову помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие героя?
  4. В чем же сходство и различие характеров Кирилла Троекурова и Андрея Дубровского?

3.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Ребята, скажите, пожалуйста, а как жилось крестьянам во время, описанное А.С. Пушкиным в повести «Дубровский»? (время крепостного права)

2. Как жилось крестьянам у таких помещиков, как Троекуров? (собакам лучше жилось, чем людям)

3. Какие взаимоотношения сложились с крепостными у Андрея Гавриловича Дубровского?

4. После чего погиб Дубровский-старший? (передача жилья с крепостными Троекурову)

5. К чему это привело?

4. Сообщение темы, задач урока.

_Итак, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего с вами урока.

— Правильно тема нашего сегодня с вами урока: Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский»

Открываем тетр и записыв число, классная работа и тему урока

тема перед вами, а какие цели мы с вами определим ?

  1. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
  • Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?

(Владимир «был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста», «воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».)

  • Каковы были отношения отца и сына Дубровских?

(Владимир «лишился матери с малолетства, к отцу был «романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями».)

  • Как воспринял Владимир известие о болезни отца?

(«Мысль потерять отца : тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного :ужасала его», «Владимир упрекал себя в преступном небрежении» и он срочно выезжает к отцу.)

  • — Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?

(Кистеневка официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)

  • — Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

(Потому что при виде Троекурова отца В.Дубровского охватило «ужасное смятение», он «с видом ужаса и гнева» показывает на Троекурова и падает без чувств, «паралич его ударил». Владимир понял, что виновником всех бед является Троекуров.)

  • Устное рисование.

— Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.

(Слуга с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он им этого не простит.)

  1. Применение учащимися знаний.
  • Работа с текстом.
    Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

Выразительное чтение.

(озаглавим ее «Пожар») («Поднялся ветер…»)

— Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?

(Они пытались поднять бунт.)

— Как ведет себя Дубровский?

(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)

— Как его это характеризует?

(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)

Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

(Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено.» Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать)

Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

(Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета». Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.).

Физкультминутка.

  • Сравнительная работа.

Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

Хотел ли Дубровский смерти приказных?

(Нет, он отговаривал Архипа убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.)

Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

(Крестьяне присоединились к Д., потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит «слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное их господину, крестьяне воспринимали, как собственное оскорбление).

  • Выразительное чтение эпизода «Архип спасает кошку»…

Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

(Архип «со злобной улыбкой взирал на пожар», ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать кошку – сточки зрения Архипа – грех. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь…» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне. Помогая вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.)

Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

«– Архипушка, – говорила ему Егоровна, – спаси их, окаянных. Бог тебя наградит. – Как не так, – отвечал кузнец».

– Где мы уже слышали эти слова?

Вывод: в сцене с приказным (глава 5) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

В своем стихотворении «Деревня» Пушкин так говорил о крепостной жизни:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца… Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям и составляют идейный смысл повести «Дубровский».

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту остались?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

  1. Задавание домашнего задания.

Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII — XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман, сюжет.

3

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: