В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю жизни главного героя – Ильи Ильича Обломова, прожившего всю свою жизнь в мечтах, так и не сумевшего переступить через себя и выйти за рамки собственных иллюзий. У читателя Илья Ильич вызывает смешанные эмоции – с одной стороны, судьба его была понятна почти с первых глав романа – уж слишком далек был герой от реального мира, а его лень и апатичность скорей раздражают, чем привлекают, с другой стороны, читателю в чем-то близок этот образ, вобравший в себя все признаки мещанского и истинно русского менталитета. Чтобы понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова, и почему герой остается интересен и современным читателям, требуется подробное рассмотрение образа Ильи Ильича как персонажа-носителя черт «обломовщины».
Истоки «обломовщины»
Гончаров впервые в русской литературе вводит такое социально-философское понятие как «обломовщина». В социально-историческом плане явление проявляется как приверженность персонажа к старым, отжившим себя ценностям, мещанскому укладу жизни, нежеланию трудиться и двигаться вперед, пока за тебя судьбу мира будут вершить другие.
В философском аспекте «обломовщина» представляет собой более глубокое и емкое понятие. Она является воплощением всей российской культуры и истории, российского менталитета – не удивительно, что Обломовка в сознании Ильи Ильича связан с обрядами, сказками и преданиями, то есть с вековой мудростью предков, не столько материальным, сколько духовным наследством.
Центральным персонажем русских сказок является Иван Дурак – персонаж якобы не глупый и не ленивый, но воспринимаемы людьми именно таким, так как постоянно лежит на печи и ждет чуда, которое само его найдет и захватит в водоворот событий. Обломов – проекция Ивана Дурака из сказочного повествования в мир 19 века. Как и сказочный образ, Илья Ильич является лишним персонажем, однако, в отличие от Ивана, чудо к Обломову так и не является, ведь он живет в реальном, а не выдуманном мире. Именно поэтому «обломовщина» – это не только чрезмерное лелеяние в себе устаревших и неактуальных ценностей и проживание жизни в другом, прошедшем времени, когда прошлое в разы важнее настоящего, но и замена реальности иллюзиями, эскапизм приводящий к деградации и застою личности, в чем и состоит внутренняя трагедия Обломова.
Сочинение на тему бесполезна ли жизнь обломова
Роман Гончарова “Обломов” заставляет читателя задуматься о смысле жизни. Кто такой Илья Ильич Обломов? Обыкновенный лентяй или человек, не видящий абсолютно никакого смысла в жизни? Образ Обломова заслуживает пристального внимания хотя бы ради того, чтобы составить исчерпывающее мнение об этом человеке. Жизнь Обломова пуста и бессмысленна. Да можно ли назвать его существование жизнью? У Ильи Ильича нет абсолютно никаких стремлений, каждый его день похож на предыдущий. Он пребывает в своем растительном существовании, не отвлекаясь ни на что. Обломов всячески противится тем, кто пытается его поднять с уютного дивана. Внешний мир представляется Обломову чуждым и враждебным. Обломов ни болен, ни разочарован в жизни. Просто ему удобно жить так, как он живет, — в полном бездействии. Он целыми днями лежит в своем халате из персидской материи. Причем “лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”. Как может быть бездействие нормальным состоянием человека? Жизнь человеческая — это постоянное движение, постоянный поиск чего-то нового, новых впечатлений, наслаждений, постоянное стремление что-то сделать, что-нибудь изменить. Можно сказать, что жизнь человеческая бессмысленна по своей сути. Один человек не в состоянии изменить мир, к тому же далеко не каждому удается совершить что-то значительное. Но ведь смысл совсем не в том, чтобы совершить великое открытие или изменить мир. На долю каждою человека выпадает определенная необходимость справляться с повседневными делами. Без этого выполнения вся жизнь тускнеет, абсолютно утрачивая всяческий смысл. Достаточно вспомнить неубранную и запущенную комнату Ильи Ильича, чтобы констатировать, что уважающий себя человек не должен допускать такого. “Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною… Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание только кое-как соблюсти dekorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них… По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память… Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки”. Столь пространная цитата позволяет увидеть обстановку, в которой находится Илья Ильич Обломов. Казалось бы, какое влияние комната может оказывать на него? Но тем не менее отсутствие должного внимания к своему жилью характеризует человека далеко не с лучшей стороны. Илья Ильич охотно упрекает Захара за лень и неряшливость. И тот, в свою очередь, возражает: относительно пыли и грязи — “чего ее убирать, если она снова наберется” и что клопов и тараканов не он выдумал, они есть у всех. Илья Ильич не может заставить работать далее собственного слугу, разве под силу ему значительные изменения в своей родной деревне Обломовке? Конечно, нет. И тем не менее Обломов, лежа на диване, постоянно строит радужные планы относительно переустройства в деревне. Все мечты и планы Обломова совершенно оторваны от жизни, он не может направить их на что-то конкретное, реальное. Можно ли назвать Обломова мечтателем? Конечно, можно. Все мечты Ильи Ильича согревают ему душу, но ни одна не является хоть как-то приближенной к жизни. Интересно понаблюдать за самим Обломовым, когда он находится в состоянии задумчивости: “Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности…”. Несомненно, что Обломов на самом деле является удивительно беспечным человеком. Он не задумывается о собственном благополучии, его устраивает абсолютно все. И вот именно это делает его счастливым. На мой взгляд, нельзя отрицать, что Обломов — по-настоящему счастливый человек. Он не приемлет суеты, светское общество утомляет его. Он живет в собственном мире, и, невзирая на его лень и безразличие к окружающей жизни, внутренний мир его достаточно богат. Обломов интересуется искусством, он ценит хороших людей. Получается двойственная картина. С одной стороны, Обломова можно назвать счастливым человеком потому что счастье — это прежде всего гармония с собой и с окружающим миром. А жизнь Обломова очень гармонична. Он ни о чем не жалеет, не переживает о том, что у него не получается. Он доволен своей жизнью, вполне доволен собой. С другой стороны, совершенно справедливо можно назвать Обломова несчастным человеком. Его жизнь пуста, его ничто не радует, он постоянно пребывает в полусне. Его не тревожат яркие чувства и переживания, он даже не проявляет каких-либо эмоций. Илья Ильич, в сущности, абсолютно беспомощен. Он настолько привык к своему образу жизни, что не может даже представить себя в иной ситуации. Обломов привязан к своему слуге Захару. И в этой привычке также раскрываются такие его черты, как консерватизм и нежелание что-либо менять. “Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильчи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним”. Обломов — это тип, характерный для своего времени. В нем присутствует абсолютное безразличие ко всему, что его окружает. Обломов инертен и апатичен, он не меняет свою жизнь, потому что она его полностью устраивает. Но если вдуматься, почему она его устраивает? Прежде всего Обломова устраивает абсолютно все именно потому, что он не знает другой жизни. Мимо него проходит бурный жизненный поток, череда дел, которые предпринимают окружающие, мимо него проходит любовь, возможность семейного счастья, возможность сделать блистательную карьеру, а он все лежит и лежит на своем диване, погруженный в свои заоблачные грезы. Трагедия Обломова заключается именно в этом нежелании выглянуть за узкие рамки своего внутреннего мира, чтобы увидеть большой и прекрасный мир внешний. Погруженность в себя, в свои мысли и мечты — безусловно, хорошее качество. Но одновременно его можно назвать бесперспективным и бесполезным. Обломов постепенно опускается, его внешний вид говорит сам за себя. Ему безразлично, как он выглядит, какое впечатление производит на окружающих. Ему безразлично, что было вчера и что будет завтра. Ему важно только, чтобы был уютный диван, чтобы никто его не тревожил и не заставлял ничего предпринимать. Постоянно пребывая в бездействии, человек опускается, деградирует. В жизни Обломова именно это и происходит. В его жизни постепенно не остается ничего, что можно было бы назвать словом “смысл”. Полная бессмысленность существования — именно это мы и видим в романе. Постепенно пропадает всякое желание что-то делать, и человек катится по наклонной. Роман Гончарова “Обломов” заставляет читателя понять, насколько тягостной может стать жизнь, если человек не видит в ней никакого смысла. Беру!
Обломов и общество
Для Обломова общество и окружающие его люди выступают словно декорацией в его полусне-полусуществовании. Это ярко прослеживается в первой части произведения, когда к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин – Илья Ильич на самом деле мало интересуется их жизнью, ему даже лень подняться с постели, чтобы поздороваться с гостями. Даже более «важные» для Обломова Алексеев и Тарантьев на самом деле также мало значат для Обломова – первый выступает фоном для его размышлений и позволяет выговориться, второй нужен Обломову в качестве такого себе второго Захара, но более активного и готового действовать, даже несмотря на то, что Тарантьев всячески обманывает Обломова.
Подобное отношение к людям сформировалось видимо на основе первой неудачи – службы Обломова, где ему было трудно, тяжело, не интересно. Илья Ильич думал, что на работе его ждет «вторая семья», подобная семье обломовской, однако, когда оказалось, что здесь каждый за себя, героя ждало полное разочарование в этой сфере жизни. Социальная трагедия Обломова состоит в его инфантильности, неумении жить реальной жизнью и подстраиваться под обстоятельства – малейшая неудача или препятствие становятся для Ильи Ильича катастрофой и приводят к уходу героя от истинного существования к существованию иллюзорному.
Смысл жизни Обломова
Иван Александрович Гончаров-это не только русский писатель, чьи произведения актуальные и сейчас, но также и литературный критик. Например, его роман «Обломов» вызывает определенные эмоции у разных поколений, заставляя их в кои-то веки подумать о смысле своей жизни. В произведении присутствует контраст, в качестве которого выступают два героя — это Обломов и Штольц.
Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком. Однако родители, постоянно сдерживающие порывы маленького Обломова, тем самым привили ему безразличие ко всему, что его окружало уже во взрослой жизни. Илья Ильич привык прятаться за этой стеной консерватизма от любых ситуаций и происшествий, которые появлялись вокруг него. Он отвергал всё, что не вписывалось в его размеренный и ленивый образ жизни. Хотя он даже служил когда-то, однако, в карьере служащего он не преуспел, так как Обломову было сложно постоянно быть занятым каким-то делом. И вот он выбирает для себя участь, запертого в четырёх стенах человека, убеждая себя и окружающих, что это всё что ему нужно от жизни.
Полной противоположностью главному герою выступает Андрей Иванович Штольц. Он активный, амбициозный человек, готовый ринуться куда угодно позову друга и даже врага. Штольца родители воспитали как трудолюбивого ребёнка, которому чуждо лениться и просто так просиживать в своей комнате, духовно не обогащаясь. Однако, в его жизни были проблемы с пониманием своего места в жизни. Андрей не способен жить настоящим, он постоянно что-то планирует и никак не может остановиться. Он не живет моментом а лишь загадывает, что же будет потом. Он видит смысл жизни лишь в своем саморазвитие, но, как правило, это не всегда приносит одни лишь радости.
Автор романа не отвечает, что же является смыслом жизни или как же его найти, ведь даже его герои не смогли этого сделать. Они потеряли этот смысл, обрекая себя не на жизнь, а лишь на существование. Тем самым, он взывает к своим читателям, чтобы они не совершили таких ошибок, как герои этого произведения.
10 класс
Обломов и любовь
Такой же эскапизм прослеживается и в вопроса любви Обломова – их расставание было предначертано еще в момент их встречи. Ольга, влюбившаяся не сколько в реального Илью Ильича, сколько в навеянный ей Штольцем образ, лелеяла именно это представление об Обломове как добром, мягком, чувствительном человеке, при этом не беря во внимание его чрезмерную погруженность в свой внутренний мир, куда он него готов пустить кого-то еще.
Любовь Обломова также была скорей поэтичной влюбленностью, самым важным в которой была недостижимость счастья, о котором о мечтал – именно поэтому Илья Ильич неосознанно отодвигал признание о своих отношениях тете Ольги и дату свадьбы – если бы женитьбы произошла, его мечта стала бы реальностью. Трагедия жизни Обломова состоит в том, что для Ильи Ильича смыслом существования были именно мечты, а не их достижение – подобная реализация желанного привела бы к катастрофе, внутреннему опустошению героя, потерей им цели и сути жизни.
В момент очередного отодвигания Обломовым дня женитьбы, Ольга поняла, что мужчине важна не столько реальная любовь и семья, сколько томление по прекрасной и недостижимой даме сердца, далекой и недоступной. Для девушки же, представляющей практичные взгляды на мир это не приемлемо, поэтому она первая инициирует расставание с Обломовым.
«ОБЛОМОВ КАК ЧЕЛОВЕК И “ОБЛОМОВЩИНА” КАК ЯВЛЕНИЕ»
До сих пор не утихают споры вокруг фигуры Ильи Ильича Обломова, начавшиеся вмомент появления произведения в 1859 году. Одни видели и видят в нем мудреца и созерцателя, человека с добрым “голубиным” сердцем. Другие, прежде всего Н. А. Добролюбов, отмечали “лень и апатию” Обломова, его общественную бесполезность и никчемность. С легкой руки критика понятие “обломовщина” сделалось нарицательным. Самого автора не удовлетворяли обе позиции. Он был огорчен тем, что никто не связал образы произведения в “одно целое”, никто не смог прочитать роман “между строками”. Гончаров ждал читателя, способного разобраться во всех “за” и “против”, сказать веское, но спокойное и беспристрастное слово о герое.
В молодые годы Обломов хотел вести жизнь художников и поэтов. Его девизом было изречение: “Вся жизнь есть мысль и труд”. Однако это желание, как, впрочем, и многие другие, “непостижимым образом погасло”: Обломов погрузился в “болото”, опустился на “дно” бездумного существования. “Обломовщина” — такой диагноз ставит своему другу Штольц, и, согласно ему, Илья Ильич не способен сбросить “халат” со своих плеч, тем более с ума и души.
Все это так. И тем не менее, духовная биография Обломова не может быть представлена лишь как процесс постепенного и неуклонного распада личности, утраты внутреннего стержня. Обломов — по-своему цельная натура, которая именно в своей цельности и неподожести на “других” противостоит и тому же Штольцу, и массе дельцов, карьеристов, приспособленцев, “мучителей”, недовольных, постоянно суетящихся, докучающих назойливостью и неоправданной требовательностью.
Илья Ильич более всего похож на Манилова: грезы, мечты, элементарность желаний. Но есть одно важное отличие, не позволяющее отождествлять персонажей: в Обломове начисто отсутствует самодовольство — верный и главный признак пошлости. Конечно, когда-то Обломов готовил себе роль творца. Творцом он не стал, но он не стал и безвольным исполнителем чужой мысли.
По словам Ильи Ильича, в обществе нет “интересов ума, сердца, нет всеобщей симпатии”. Может быть, бессознательно для себя герой произнес слово, дающее ключ к пониманию его жизненной позиции. В современном языке “симпатия” — синоним понятиям “сочувствие”, “влечение”, “сопереживание”. Однако в “Толковом словаре” В. И. Даля в пояснении даются эпитеты: “безотчетная любовь”, “беспричинное влечение к другому”. Не любовь-страсть, не любовь, рационально объяснимая, а нечто высшее, исходящее из внутренних безотчетных сердечных побуждений, не контролируемое разумом чувство лежит в основе мироощущения персонажа. Характерный пример: с одним из приятелей обсуждаются бывшие сослуживцы. “Он добрый малый!” — отзывается об одном из них Обломов и тут же добавляет: “Очень добрый…” И далее подбираются определения по нарастающей: “Прекрасный человек!.. Отличный человек!”
Умевший любить других полнотой своего беззлобного сердца, Обломов оставил в сердцах соприкасавшихся с ним людей след ничего не требующей, внешне безвольной, а на самом деле самоотверженной любви. Знаменательна в этом отношении судьба Агафьи Матвеевны, ставшей помещицей, госпожой Обломовой.
“Но отчего же так?” — вопрошает Гончаров. Что заставляло ее, независимую и ни в чем не нуждающуюся, взять на себя все те хлопоты, на которые эта женщина обрекла себя? Ответ один: жертвенность шла от любви Обломова; теперь Агафья Матвеевна знала, что жила не напрасно, и существование ее стало осмысленным. Добро порождает добро, потому крепостной Захар не может покинуть могилы своего барина. Но сын Обломова, воспитывающийся в доме Штольца, вряд ли сохранит» чувство всеобщей симпатии.
Илья Ильич умер без боли и мучений: как будто остановились часы, которые забыли завести накануне. Его тело, уточняет Гончаров, покоится на ближайшем кладбище под скромной урной, между кустов, “в затишье”, “кажется, сам ангел тишины охраняет сон его”.
Внезапная кончина без страданий — своеобразная награда за чистую, “как хрусталь”, душу. Но ведь это еще и смерть без покаяния, без последнего критически брошенного взгляда на прожитые годы, без подведения итогов земного бытия. “Никто не видал последних его минут, не слыхал предсмертного стона”.
Возникает поистине двусмысленная ситуация: для Ильи Ильича, жившего тихо и незаметно, “легкая” смерть — конечно, благо. Но для человека, как существа разумного, несущего ответственность за состояние мира, это не выход, не оправдание.
Ученые много спорят о происхождении фамилии персонажа.
Есть и другое толкование: в народных сказках часто встречается понятие: “сон-обломон”, который зачаровывает человека, как бы придавливает его могильным камнем, обрекая на медленное, постепенное угасание.
“Обломовщина” — сон активного внутреннего “я”, могущий поразить каждого, не выработавшего в себе нравственно-психологического противоядия. Обладающий огромной силой обобщения, образ Обломова относится к “вечным” образам не только русской, но и мировой литературы.
Сочинения
Социально-психологический роман Гончарова Обломов это классика второй половины девятнадцатого века, где в образах героев перед нами предстают представители поколения писателя. Многие из них так и не смогли поменять свое отношение к труду, оставаясь бездельниками и лентяями, поэтому в романе и появился персонаж в образе Обломова. Давайте кратко познакомимся с образом героя, его отношением к жизни, службе, родителям, чтобы потом выразить мое отношение к Обломову.
Внешность и внутренний мир Обломова
Знакомя с главным героем романа, Гончаров представляет на суд читателя мужчину тридцати двух лет. У него средний рост и даже неплохая внешность. Однако из-за лени и недостатка движения, его тело обрюзгло в самом расцвете сил. Все в поведении Обломова говорит не только о его изнеженности, но и лени. Ему постоянно хочется спать, и хотя в юности у Обломова были неплохие планы на будущее, но с возрастом они исчезли. Лень настолько поглотила Обломова, что он стал ко всему равнодушен. Его внутренний мир стал скудным, он не интересовался книгами и происходящими событиями. Как не пытались друзья пробудить Обломова, результата они не добились. Обломовщина захватила его с головой и засосала. Тому виной было воспитание родителей и та жизнь, которую он вел, где все делалось за него и вместо него. Обломов потерял интерес к жизни и не видел смысла в ее участии, ведь окружающее общество с его лживыми натурами для него было чуждо. Людей он видит такими же сонными, как и он сам, и не понимает, чем он хуже, выбирая свою ленивую, размеренную жизнь. Обломов не признает высший свет с его бесчувственностью и отсутствием вольной мысли.
Отношение Обломова к жизни
Какое отношение Обломова к жизни, семье и родителям? В целом, никакое. Представление о будущей семейной жизни его напрягает, ведь это ответственность, которую он не хочет брать на себя из-за лени. Далее он рассуждает о будущем, но никаких действий для его реализации не предпринимает. Он не двигается вперед и его все устраивает. И действительно, зачем работать и зарабатывать, когда имение и так приносит доход. Зачем стремиться к большему, когда на первом месте стоят деньги и их приумножение. И подобное отношение мы видим ко всему. Ему неинтересна служба, поэтому сделав ошибку в работе, он поспешил уволиться. Теперь он предпочитает жить в своей комнатушке, среди пыли и хлама, и носит ужасный халат, который никогда не стирался. Иногда поражаешься равнодушию Обломова к своей внешности и судьбе, и действительно не понимаешь, почему так происходит с человеком.
Мое отношение к Обломову
Если честно, то мне очень жаль Обломова и всех подобных ему людей. Ведь, как я понимаю, такое состояние было привычно в ир время для многих. Страшно, что обломовщина настолько сильна у людей, что даже любовь к Ольге не смогло его подвигнуть что-то изменить в своей жизни. С одной стороны видим некое движение, но груда сомнений, боязнь ответственности все вмиг меняет и сонливое состояние вновь затягивает Обломова. А это становится причиной утраты любви и единственного шанса изменить свою судьбу. Потеряв любовь, Обломов стал угасать и его сердце действительно прекращает биться.
Очень обидно за героя, что не смог заставить себя идти к своей цели. И здесь мне действительно сложно описать мое отношение к Обломову. Вроде бы хороший, добрый человек, никому не желающий зла. Но такой слабохарактерный. Мне не нравятся такие люди. Я целеустремленный человек, и таких же людей желаю видеть рядом. Очень хочется, чтобы люди смогли побороть обломовщину в душе, и она не погружала их в бесцельную жизнь и примитивное существование. Только двигаясь вперед и развиваясь, мы сможем жить полноценно. А преград, которые повстречаются на пути, бояться не нужно. Нам все по силам, и любое препятствие можно преодолеть. Именно поэтому мое отношение к Обломову отрицательное.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
В чём трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
Главный вопрос, который поднимает в своём романе И.А. Гончаров – в чём трагедия жизни Обломова? Это произведение является вершиной творчества Ивана Александровича, именно здесь писатель отобразил все подробности русской действительности середины 19 века.
Главный герой романа – потомственный дворянин, разменявший четвёртый десяток, Илья Ильич Обломов. В целом это неплохой человек, имеющий много положительных качеств, но природная нерешительность и неправильное воспитание сделали его безвольным обывателем, единственным занятием которого были размышления о смысле существования человека в этом мире. Доброта, простодушие и ум главного героя не способны изменить к нему отношение окружающих, он так и остаётся бесполезной ячейкой общества.
В романе изображается жизнь Ильи Ильича, которая состоит только из сна и еды, ни любовь, ни дружба, ни печаль не способны заставить молодого человека действовать. В его понимании лучшее время – это промежуток между сном и едой, когда можно беззаботно помечтать или пообщаться с товарищами. Именно ради такого образа жизни, главный герой перестал выходить в свет и занимать должность в государственном учреждении. Основная его проблема – отсутствие необходимости зарабатывать себе на кусок хлеба, семейное имение стабильно приносило доход. Прибыль была небольшой, но и потребностей у Обломова как таковых не было. Единственное, что его действительно волновало – это состояние собственного здоровья, о котором он очень заботился, не жалея ни средств, ни времени.
Лёжа целыми днями на диване, главный герой мечтал о том, чтобы все дела делались сами собой. Это явление автор назвал «обломовщиной», что означает полную инфантильность, бездействие и равнодушие ко всем происходящим событиям вокруг. Несмотря на сплошной отдых, чувство усталости и тоски не покидало Илью Ильича. Он по своей натуре был меланхоличным и задумчивым человеком, который ничего не мог довести до конца. Учёбу считал пустой тратой времени, поэтому забросил изучение иностранного языка и математической науки, оставив своё образование неоконченным.
Даже внешность Обломова отображала его образ жизни: он был полным, одутловатым мужчиной с неестественно светлой кожей, не знавшей солнечных лучей, маленькими пухлыми ручками и мягкими покатыми плечами. Его любимой одеждой был восточный халат, который Илья Ильич никогда бы не снимал, будь на то его воля. Халат – это символ «обломовщины» в романе, скучной и бесполезной жизни. Снять эту вещь, означало бы для главного героя полностью изменить привычный ход событий.
Единственное занятие, которое было по душе Обломову – это размышления о бренности человеческого бытия. Именно поэтому все свои дела он поручил управляющему, который пользовался доверием хозяина, и старому слуге Захару. Барин даже одеться и умыться самостоятельно не мог, здесь ему тоже нужна была посторонняя помощь. Он не хотел думать о чём-то серьезном, не хотел ощущать груз забот, он привык вешать свои обязанности на других людей. Бездейственность главного героя проявляется более явно на фоне его деятельного товарища Штольца, зарабатывающего себе на жизнь кропотливым трудом. Будучи потомственным немцем, лучший друг Обломова с детства был приучен к ежедневной работе, он не мог сидеть, сложа руки, вся прелесть жизни для него заключалась в насыщенной деятельности.
Причина жизненной апатии Обломова кроется в его детстве. Он был любознательным, шустрым мальчишкой, любящим подвижные игры, но его воспитывали таким образом, что всё должен делать кто-то другой. Родители пресекали энергичное поведение сына и любую активность с его стороны, даже носки ему надевали слуги. Ребёнок рос, не зная никаких забот, и не видел необходимости в какой-либо самостоятельной деятельности. В Обломовке царила атмосфера вечного сна и лени, которая подавляла порывы к любым действиям, а нянины сказки вместо того, чтобы научить мальчика народной мудрости, вселили в его голову дивные фантазии о волшебной стране, где нет никаких забот, невзгод, печалей, там отменно кормят и всё время отдыхают. С остановкой физической деятельности, затормозилось и духовное развитие главного героя, он превратился в безвольного иждивенца, не живущего, а существующего в этом мире.
Трагедия жизни Обломова заключается в бездеятельности, которая появилась из-за страха перемен и неизвестного будущего. Пределом мечтаний главного героя была умиротворённая и безмятежная жизнь в родной деревне Обломовке. Каждый день бы он проводил дома со своей семьёй, трапезничая и отдыхая в гостиной, а при хорошей погоде во дворе. Нечастые визиты друзей вносили бы в жизнь Ильи Ильича необходимое разнообразие, а больших впечатлений ему и не нужно. Любые изменения в жизни вселяли ужас в его душу.
На примере Обломова И.А. Гончаров показывает трагедию жизни детей всех потомственных помещиков, которые прививают своим наследникам с ранних лет бессмысленный для общества образ жизни. Уездные дворяне привыкли к такому порядку вещей, и не хотят ничего менять, их всё устраивает.
Существование главного героя выпадает из общепринятых порядков, поэтому его можно назвать лишним человеком, неприспособленным к жизни в современном мире. Его поведение – это протест всему обществу. Видя бессмысленность жизненных стремлений окружающих его людей, главный герой принял решение, что лучше просто лежать на диване, чем уподобляться их ничтожным целям и желаниям. Обломов по сути своей был хорошим человеком, имел доброе сердце, много читал, помогал другим. Женившись на Агафье Пшеницыной, начал заниматься образованием и воспитанием её детей от предыдущего брака, словно они были его родными. Но апатия всегда брала верх, и желание совершать поступки быстро исчезало.
Илья Ильич хотел очень многого, но только даром, чтобы не прилагать никаких усилий для осуществления задуманного. В этом и заключается основное противоречие, цели есть, а желания их добиваться нет, это и означает созданное писателем понятие «обломовщины».
В образе Обломова Иван Александрович Гончаров хотел изобразить большую часть светского общества 19 века, его сильно волновало будущее родного государства. У каждого человека есть собственное мнение, характер и он сам строит свою судьбу, но давление окружающей действительности вносит определённые коррективы, общество способно погасить желание развиваться и превратить личность в часть серой массы. Проблема, поднятая автором в своём романе, актуальна и в наше время, много людей останавливают духовное развитие под влиянием современных технологий, открывая в себе Обломовых. К сожалению, «обломовщина» была и будет существовать, процветать до тех пор, пока человечество не выдвинет нравственные ценности на первый план.
🗹