Знаменитая комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова была создана уже после Отечественной войны 1812 года, когда в России наступил период духовного подъема. Поэтому в этом произведении обсуждаются самые наболевшие общественные темы и вопросы государственной службы, крепостного права, воспитания и образования, подражания всему заграничному и презрения к своему национальному.
Грибоедов – в тройке самых образованных людей России начала XIX века
А еще Александр Сергеевич был образованнейшим человеком своего времени, знавшим большинство языков Европы и Азии. Это поразительно – свободно общаться, кроме родного, на немецком, французском, итальянском, английском, греческом, турецком, арабском языках. Кроме того, он сослужил великую службу России как дипломат-виртуоз. Разработанный им мирный договор с Персией подарил России 2 ханства. И в этом смысле, как утверждали его современники, один лишь Грибоедов стоил 20-тысячной армии. Несмотря на опалу, даже император Александр I не смог не оставить без внимания и награды старания дипломата. Вот какую силу представляли его образованность и ясный ум!
Удивительно ли то, что тема просвещения прозвучала в главном произведении жизни Александра Грибоедова? Отношение Чацкого к образованию тезисно перекликается с точкой зрения самого дипломата-драматурга. Однако сначала нам стоит представить себе, какой была сама Россия Грибоедова.
Вариант 2
Произведение «Горе от ума» было написано в начале 19-го века, когда среди части дворянства ширились идеи изменения мира и эти идеи противоречили взглядам остальной части дворянства, которые хотели жить по-старому. Александр Чацкий в комедии является представителем новых веяний русского дворянства и достойно отстаивает свои передовые взгляды на жизнь.
О веке прошедшем Чацкий говорит: «Прямой был век покорности и страха». Ему трудно спорить с идейными противниками, но он с достоинством отстаивает свои убеждения. Вот, к примеру, для Фамусова служба является источником обогащения, и он не может понять Чацкого, для которого служба есть выполнение гражданского долга.
Служить Чацкий пытался да и пользовался на службе авторитетом, даже с министрами был знаком, да вот только он желал честно служить на пользу Отечества, а не для личных благ и не в пользу других лиц. Но в это время такое было просто невозможным, и Чацкий подал в отставку, порвав все свои прежние связи. Это для Фамусова и ему подобных служба была источником обогащения и чинов, и Фамусову непонятны мотивы Чацкого.
Александр Андреевич был большим патриотом своей Родины, которую очень любил. Ему чуждо рабское преклонение перед всем иностранным, которое витало в те времена в России. Он осуждает дворян за то, что для воспитания своих детей они нанимают иностранных учителей и гувернанток, что очень модно было в их кругах. А зачастую нанимались люди малообразованные, которые ни во что не ставили Россию.
К простому народу Чацкий относится с уважением. Он выступает против крепостного права. По его мнению человек должен свободно распоряжаться сам своей судьбой, сам делать выбор в жизни: где жить, учиться или нет, чем заниматься. Человеческий фактор для него заключается в уме, образованности, а не в богатстве, роскоши и том, сколько крепостных имеется.
Неоспорима безупречность жизненных идеалов Чацкого и в личной жизни. Он любит бескорыстно и готов отдать все ради любимой, не требуя ничего взамен.
Жизненные идеалы Чацкого общество, в которое он попал, не приняло. Но он усердно боролся за свое побуждение, хотя и потерпел поражение, как в обществе, так и в любви. Но своим идеалам он не изменил. Чацкий уезжает из Москвы, верен своим принципам.
Малокультурная, необразованная Россия начала XIX века
По словам известного философа Бердяева, страна Россия была «огромным, необъятным мужицким царством», руководимым поместным дворянством, «малокультурным и ленивым», а также мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом. При этом при всем слой людей образованных и культурных был незначительным. Вот и ответ, почему высказанное отношение Чацкого к образованию вызывает такой негатив фамусовского общества.
Ведь даже император Александр I, пришедший к власти как либерал-прозападник, во времена написания бессмертной комедии Грибоедова возглавил антиевропейскую оппозицию, приблизился к религиозному мистицизму.
Отношение Фамусова к крепостному праву (цитаты)
1 ответ
Фамусов – русский помещик XIX века, для которого владение крепостными представляется самым естественным делом. Чацкий же, наоборот, резко высказывается о крепостном праве и всячески обличает его сторонников. Он никогда не приемлет того, что крепостных можно выменять на породистых щенков борзых собак. Чацкий выступает против угнетения народа, он за свободу и равенство между людьми. Помещики живут и пируют за счет своих рабов, поэтому «сами толсты, а их лакеи тощи».
Если раскрывать дальше тему «Отношение к крепостному праву Фамусова», то образ Фамусова являет собой жесткое реакционно настроенное чиновничество, которое было оплотом царского самодержавия. Разоблачая реакционность фамусовского общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет господство этих людей, как влияют они на жизнь простого русского народа.
Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, – Тот и жених.
Оценка: 3.9 ( 8 голосов)
Александр Сергеевич Грибоедов – патриот и гражданин
Что делать, когда фамусовские слова «книги все собрать да сжечь» становятся сутью негласно поддерживаемой царем реакционной позиции чиновничества и помещиков? Они не просто боятся ремикса французской революции у себя в Отечестве, они боятся, что их потеснят на Олимпе российской власти.
Вот почему отношение Чацкого к образованию их пугает: ведь грамотность в перспективе вызовет изменение курса страны на антикрепостнический, либеральный.
Александр Грибоедов в своей «крамольной» комедии поднимает действительно острый для России вопрос, фактически влияющий на ее будущее. Причем его интерпретация должного уровня системы образования заслуживает пристального внимания.
Что Грибоедов говорил устами главного героя комедии об обучении
В 1816 году в России, в среде военных образованных дворян, возникает движение декабристов. Это те люди, которые во время войны с Наполеоном увидели либеральную жизнь Европы, заметили динамику развития западных демократий. Они ожидали от императора Александра I принятия конституции, отмены крепостного права.
Отношение Чацкого к образованию фактически совпадает с позицией декабристов. Предложим вашему вниманию соответствующие фразы главного героя комедии.
Остры и лаконичны вышеупомянутые цитаты Чацкого! Что же этими фразами хотел выразить Александр Сергеевич? Он показывает несостоятельность действующей на то время системы русского дворянского обучения. Во-первых, его показной характер. Нередко нераспознанными оказывались псевдогувернанты. Нанимая их, без контроля оставалось то, чему реально они могут научить. Отношение Чацкого к образованию и просвещению, несмотря на его недавнее посещение заграницы, — прорусское. Он не считает разумным, например, слепое следование опыту немцев. Более того, молодой человек уверен, что «умный и бодрый» верующий русский народ, обладая инстинктом правды, многие внутренние проблемы решает эффективней, чем западные советчики.
Отношение к кумовству (Чацкий и Фамусов)
1 ответ
Фамусов положительно относится к кумовству. Он использует свое служебное положение в корыстных целях и пристраивает родственников на службу, ведь “как не порадеть родному человеку”. Он старается не устраивать на работу “чужих”, предпочитая покровительствовать детям своих многочисленных родственников.
Чацкий относится к кумовству негативно. Он резко настроен против людей, которые “защиту от суда в друзьях нашли”. Чацкий, как приверженец прогрессивных взглядов, считает кумовство низким и аморальным. Он не понимает, как люди могут избегать заслуженного наказания только из-за того, что за них заступаются покровители.
Оценка: 4 ( 16 голосов)
Кто оппонирует Чацкому по вопросу образования
Поместное дворянство пользовалось неограниченной властью над своими крепостными рабами, исправно зарабатывающими им доход. Умный был барин либо глупый, образованный либо нет – разницы не было. Он был богат и полностью повелевал своими подчиненными. Создавал ли такой статус поместному дворянству стимулы серьезно учиться? Отнюдь.
В отличие от классических помещиков, дворяне, пребывающие на госслужбе, вынуждены были иметь определенное образование, хотя его критерии были, мягко скажем, невысоки. Чиновником является тот же Фамусов. Возникает вопрос: много ли ума нужно, чтоб работать с документами, следуя принципу «подписано, так с глаз долой»? Высоким военным чином является Скалозуб. Вот именно его образование и умственные способности вызывают лишь сожаление…
Взгляды Фамусова противоположны взглядам Чацкого
Ревностное отношение Чацкого к образованию и просвещению, в котором ощущается прогосударственная позиция, сталкивается с инертной, примитивной позицией Фамусова. Ощущается, что лично его в свое время учили (как метко сказал Пушкин) «как-нибудь». Впрочем, этот московский дворянин со средним состоянием, не утруждая себя чтением книг, не жалеет времени на пустые светские формальности. И что характерно, его ближний круг знакомых дворян и чиновников солидарен с ним.
Образование Чацкого, в отличие от Фамусова и Молчалина, соответствует стандартам «нынешнего веку». Автор не вдается в детали, но упоминает, что и за кордон Александр Андреевич поехал-то, чтобы «ума набраться».
Таблица «Чацкий, Фамусов» сравнительная
Фамусов – представитель века минувшего. Чацкий – приверженец прогрессивных взглядов.
Чацкий | Фамусов | |
Служба | Считает, что к работе нужно подходить серьезно. Смешивать службу и праздное веселье он не собирается. Чацкий уверен, что служить нужно не лицам, то есть, начальству, а делу. Тогда и работа будет качественной. | Отношение Фамусова к работе исключительно потребительское: “Подписано, так с плеч долой”. Он не привык досконально разбираться в делах. Работа для Фамусова – это не призвание, а способ заработать деньги и получить выгодное положение в обществе. Фамусов работает ради повышения, которое он зарабатывает не доблестной службой, а подхалимажем. |
Иностранное влияние | Чацкий недоумевает, для чего нужно слепо подражать иностранцам: “Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья!” Чацкий жил за границей, но это не убило его любовь к родной земле. | Фамусов – подражатель. Он не против иноземцев. В его доме “дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностранных”. |
Просвещение | Чацкий – образованный человек. Он много путешествовал по миру, его кругозор широк, а познания обширны. Чацкий, как представитель прогрессивного поколения, понимает всю важность образования. Он недоумевает, почему “ныне, так и издревле, хлопочут набирать учителей в полки, числом поболее, ценою подешевле”. | Фамусов не считает образование чем-то важным. Напротив, его отношение к образованию отрицательное. Фамусов принимает просвещение за что-то вредное. Даже Софье советует не портить глаза за книгами, ведь “в чтении прок-то невелик”. Он не ценит всю важность книг и даже предлагает их сжечь. Однако логика Фамусова в отношении образования понятна: чем необразованнее народные массы, тем легче ими управлять. |
Идеалы | Идеал Чацкого – всесторонне развитая и свободная личность. Он хочет, чтобы каждый человек нашел свое призвание: “Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, в науки он вперит ум, алчущий познаний”. | Идеал Фамусова – его покойный дядя, который “не то на серебре, на золоте едал” и прожил век при дворе. Правда, “когда же надо прислужиться, то он сгибался вперегиб”. Идеалом Фамусова является типичный вельможа, богатый и сытый. |
Ум | Чацкий сетует, что “свет начал глупеть”. Люди стали менее образованными. Они обращают внимание на свой доход, положение в обществе, а не на свои знания. | Фамусов на ум особого внимания не обращает. Он категорично заявляет: “Пускай себе разумником слыви, а в семью не включат, на нас не подиви”. Отсутствие ума с лихвой компенсируется деньгами. |