Жанровое своеобразие романа «Отцы и дети» Тургенева И.С.


История создания романа «Отцы и дети»

? 1860 г. — возникновение замысла романа. И. С. Тургенев в тат период находился в Англии и переживал творческий разрыв с журналом «Современник».

? 1860-1861 гг. — работа над романом в Париже. Писатель заканчивает произведение на родине, в Спасском.

• 1861 г. — первая публикация романа в «Русском вестнике». Отдельным изданием произведение вышло в 1862 г. с посвящением В. Г. Белинскому. Роман «Отцы и дети» вызвал много споров среди критиков и общественности. Наиболее известными отзывами являются статьи Д. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» и Н. Н. Страхова «Отцы и дети Тургенева».

История Павла Петровича

Чтобы как-то примирить друга с дядей, Аркадий рассказывает Евгению историю его жизни. В молодости Павел Петрович был военным. Его просто обожали женщины, а мужчины завидовали бравому военному. В 28 лет Кирсанов полюбил одну княгиню. Детей у нее не было. Однако она была замужем.

Павел Петрович очень страдал и даже бросил успешную карьеру, следуя за своей возлюбленной по всему свету. Однако вскоре она умерла. Кирсанов вернулся на родину и стал жить в деревне вместе со своим братом.

Композиция и сюжет

Композиция романа — кольцевая. Развитие событий происходит по кругу: Марьино (поместье Кирсановых) — город*** — Никольское (поместье Одинцовой) — дом родителей Базарова. В основе композиции — принцип антитезы. Сюжет — непрерывная цепь столкновений Базарова с другими героями.

Конфликты романа

В произведении присутствуют два основных типа конфликта — внешний и внутренний.

Внешний (социальный)

Противостояние поколений отцов и детей (мировоззрения Павла Петровича — нигилизм Базарова, Николай Петрович — Аркадий)

Внутренний

Борьба мировоззрений и чувств Базарова (Базаров — Одинцова, Базаров — родители) — теория нигилизма неприменима на практике

Каждый из конфликтов имеет собственную композицию.

КОНФЛИКТ ВНЕШНИЙ

Экспозиция

Описание предысторий братьев Кирсановых, знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нём Аркадия.

Завязка

Знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

Развитие действия

Споры героев-антагонистов, неприятие взглядов друг друга, чувство взаимного презрения.

Кульминация

Сцена дуэли (поражение Павла Петровича).

Развязка

Полный разрыв Базарова- с семьёй Кирсановых, прощание с Аркадием.

Эпилог

Рассказ о судьбе семейства Кирсановых.

КОНФЛИКТ ВНУТРЕННИЙ

Завязка

Знакомство Базарова с Одинцовой, три дня в родительском доме.

Развитие действия

Поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова.

Кульминация

Объяснение героя с Одинцовой, переосмысление чувств к родительскому дому.

Развязка

Отъезд Базарова из Никольского. Смерть Базарова от тифа дома — крах идей нигилизма.

Эпилог

Упоминание о дальнейшей судьбе Одинцовой: она вышла замуж «по убеждению» за человека «холодного как пёд», Описание сельского кладбища и могилы Базарова: при рода напоминает «о вечном примирении и о жизни бесконечной», у родителей Базарова есть надежда соединиться с сыном в ином мире.

Основные образы в романе «Отцы и дети»: характеристика, роль в произведении.

Характеристика Базарова:

  1. Евгений Васильевич Базаров — сын полкового лекаря, студент-медик, приятель Аркадия Кирсанова;
  2. ярчайший представитель молодёжи и разночинно-демократической интеллигенции середины XIX в.;
  3. называет себя нигилистом: « … Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! .. », » … Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои … », « … Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например … », « … мои родители < … > не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит. .. », « .. .любовь … ведь это чувство напускное … »;
  4. в начале романа твёрдо верит в неоспоримость своих взглядов;
  5. испытание любовью внесло противоречия в его внутреннее «я»;
  6. испытание смертью приводит к конечной переоценке ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично… »

Характеристика Аркадия:

  1. Аркадий Николаевич Кирсанов — молодой образованный дворянин;
  2. наивен, попал под влияние Базарова, так как хотел ощутить свободу, однако он только внешне разделяет убеждения нигилистов;
  3. склонен видеть в людях прежде всего хорошее, хочет больших дел, но что и как делать, не знает;
  4. женится, поселяется с семьёй в Марьине.

Характеристика Павла Петровича:

  1. Павел Петрович Кирсанов — брат Николая Петровича Кирсанова, дядя Аркадия;
  2. выступает основным оппонентом в идейных спорах с Базаровым;
  3. принципиальный благородный аристократ с острым умом, силой воли, либеральными взглядами и страстью ко всему английскому;
  4. пережил серьёзную личную травму, после которой предпочёл остаться в одиночестве;
  5. в спорах с Базаровым защищал высокие идеи, выступал за права личности и самоуважение, за честь и свободу каждого человека;
  6. беспринципность, по его мнению, ведёт к разрушению.

Характеристика Николая Петровича:

  1. Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия Кирсанова и брат Павла Петровича;
  2. немолод, старается идти в ногу со временем, интересуется музы- кой, поэзией, думает о прогрессивных идеях в сельском хозяйстве;
  3. добрый, чуткий, деликатный и благородный, его лояльность и доброжелательность проявляются во всём;
  4. живёт С молодой девушкой Фенечкой, которая родила ему сына.

Характеристика Одинцова:

  1. Анна Сергеевна Одинцова — молодая богатая вдова;
  2. умна, рассудительна, уверена в себе;
  3. для неё важны стабильность, комфорт и покой;
  4. неспособна на сильные чувства, так как они выводят её из привычного размеренного существования, поэтому отказывает Базарову;
  5. выбрала для себя путь без эмоций, не приносящий ни радости, ни страданий

Характеристика Авдотьи Кукшиной и Виктора Ситникова:

  1. двойники, псевдонигилисты, пародии на Базарова, которые раскрывают слабые стороны его мировоззрения;
  2. для них нигилизм — лишь способ выделиться и избавиться от комплексов нереализованности; нигилизм позволяет им почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу;
  3. выглядят нелепо и комично

Конфликт между либералами и демократами

Павел Кирсанов и Евгений Базаров принадлежат одному сословию и далеки от крестьянской жизни. Однако Базаров отказался от родового имения, так как считал дворянство неспособным привести страну к процветанию. Он искренне уверен, что от него нет никакой пользы. Задача нигилистов, к которым относится Базаров, — принести пользу народу. Поэтому они ратуют за революцию как единственно правильный путь развития.

Базаров отрицает значимость:

  • дворянства;
  • общепринятой морали;
  • самодержавно-крепостнического строя;
  • религии.

В свою очередь Павел Кирсанов уверен, что нужно двигаться в сторону «английской свободы», то есть, конституционной монархии.

Кирсанов возлагает надежду на:

  • патриархальный уклад жизни;
  • религиозность и благочестие;
  • крестьянскую общину.

Павел Кирсанов убежден, что русскому мужику вера необходима как воздух. Однако не смотря на показную заботу о народе, Кирсанов брезгует простыми крестьянами. Тургенев это образно подчеркивает в своем романе, упоминая, что Павел Петрович брезгливо морщит нос при разговоре с мужиками и нюхает одеколон.

Идейно-тематическое содержание романа «Отцы и дети»

Тема: отцы и дети (главная тема, которая следует из названия произведения) — широко представлена не только спорами между Базаровым и дядей Кирсанова, но и отношениями Аркадия и Базарова с их родителями; вечная тема любви, которая, по замыслу И. С. Тургенева, должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывая их на прочность; тема жизни и смерти показана в эпизодах с болезнью и кончиной Базарова (вопрос, волновавший автора, — удастся ли его главному герою остаться верным своим идеалам перед лицом неминуемой гибели).

Идея: показана борьба интеллигенции старой либеральной дворянской и новой разночинной революционно-демократической; пути спасения России — главный вопрос, вокруг которого ведут споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов; непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров, а на идейных расхождениях, по этой причине может произойти нарушение преемственности поколений: старый строй уже изжил себя, а новый ещё не сформировался.

Основные проблемы

  1. Проблема взаимоотношений поколений является центральной в произведении Тургенева. И «отцы», и «дети» в равной степени обеспокоены поиском ответа на вопрос, в чем же заключается смысл жизни. Люди новой формации находили смысл жизни в честном труде, борьбе за правду и справедливость, неустанном движении вперед, в то время как для представителей старого поколения более привычной была неспешная, размеренная жизнь, обеспеченная тяжелой работой крестьян. Этот взгляд на жизнь и лег в основу конфликта между отцами и детьми, которые не могли и не хотели понять и принять жизненные позиции оппонентов. Особенно ярко это противостояние показано на примере непростых взаимоотношений Павла Кирсанова и Евгения Базарова, ставших героями-антагонистами в романе «Отцы и дети».
  2. Иван Сергеевич поднимает не менее важную проблему нравственного выбора – на чьей же стороне правда? Писатель уверен, что ни в коем случае нельзя отрицать прошлое, поскольку лишь на его основе можно построить будущее. На примере Базарова он демонстрирует, какими страшными последствиями может обернуться полный разрыв со своим прошлым: одинокий, никем не понятый герой очень несчастен, но ведь и он, в свою очередь, никогда не стремился к сближению с другими людьми и их пониманию. Также очень важно понимать, что жизнь не стоит на месте: она постоянно развивается, принимает новые формы, предлагает новые ценности. К этим переменам нужно быть готовым, особенно это касается людей прошлого, которые очень тяжело принимают перемены вокруг себя. Типичным примером таких закоренелых консерваторов в произведении является Павел Кирсанов, для которого было очень важно следовать устаревшим канонам. Тургенев призывает читателей не игнорировать происходящие перемены, пытаться понять их, раскрыть для себя их сущность, а не приниматься ругать все новшества, как следует не разобравшись в них. Выходит, что решение проблемы поколений – это терпимое, толерантное отношение людей друг к другу и попытка понять противоположную точку зрения на тот или иной вопрос. С этой стороны наиболее мудрым человеком проявил себя Николай Кирсанов, который никогда не торопился судить новые веяния. По стопам отца пошел и его сын Аркадий, сумевший найти в своей жизни важное компромиссное решение.
  3. Тургенев показывает, что за личной трагедий Евгения Базарова кроется важная миссия, поскольку именно такие отчаянные люди ценой своего личного счастья прокладывают всему человечеству дорогу вперед. И потому признание этого предназначения также занимает немаловажное место в жизни общества. Лишь на смертном одре Евгений осознает, что не совсем правильно выстроил свою жизнь. Это понимание лишает героя последних сил, и он умирает.
  4. Проблема социального неравенства. Молодые люди, как представители разночинной интеллигенции, были вынуждены кровью и потом зарабатывать себе на жизнь, в отличие от представителей дворянства, которые только лишь по факту своего рождения уже обладали всеми возможными привилегиями. У разночинцев же не было ни доходных имений, ни веского положения в обществе, и им не оставалось ничего иного, как много и усердно работать, чтобы выбиться «в люди». Неудивительно, что жизнь, полная тяжелого труда и разного рода лишений, вызывала у разночинцев внутреннее ожесточение, которое особенно сильно контрастировало с расслабленностью и инфантильностью отпрысков богатых аристократов. Именно в этом и крылись истоки нравственного кризиса целого поколения.
  5. Проблемы таких вечных ценностей как дружба, любовь, искусство, отношение к окружающей природе. При помощи любви Тургенев мастерски раскрывает характеры своих персонажей, каждого из них он испытывает сильным чувством, проявляя тем самым их истинную сущность. Вот только не все достойно проходят эту проверку: Базаров не в состоянии принять любовь, что в итоге делает его глубоко несчастным человеком.

В своем произведении Тургенев поднял самые важные, самые насущные проблемы своего времени, которые не утратили своей актуальности и в наши дни. Именно потому роман «Отцы и дети» признан нестареющей классикой: все поднятые в нем вопросы заставляют о много задуматься, переосмыслить собственное поведение.

Жанровое своеобразие.

  • «Отцы и дети» — социально-психологический и культурно-исторический роман.
  • Противопоставление главного героя Базарова и остальных персонажей.
  • Представление злободневных проблем, насыщенность идейной полемикой о необходимости реформ, о настроении народа, роли дворянства в обществе, о нигилистах, русской истории, искусстве.
  • Своеобразный самоотчёт общества за конкретный временной отрезок (роман, законченный в 1861 г., рассказывает о событиях с 20 мая 1859 г. до зимы 1860 г.).

Нигилизм (от лат. nihil — «ничто») — философия, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Нигилисты отвергают принципы, принятые на веру, искусство и красоту, выступают против преклонения перед авторитетами, любые чувства объясняют физиологией.

Художественные особенности и средства.

  • Отсутствие развёрнутой биографии героев романа «Отцы и дети»
  • Выразительные портреты героев помогают понять их духовную сущность (контрастные портреты Евгения Базарова и Павла Петровича).
  • Пейзаж раскрывает обстановку или передаёт душевные переживания героев.
  • Использование диалога в форме идейного спора, в котором раскрываются характер героев.
  • Лексика героев характеризует их социальное положение, круг занятий и эпоху, к которой они принадлежат.

Смысл финала

Если в начале произведения Евгений Базаров яро отстаивает свои взгляды на жизнь: разрушить мир до основания, так как все попытки его перестроения ни к чему хорошему не приведут, отказ от семейных ценностей, от любви и романтики. Все усилия, по мнению главного героя-нигилиста, следует приложить на изучение естествознания. В конце же произведения у Базарова начинаются тяжелые душевные переживания. Рядом с ним не оказалось единомышленников.

Непримиримые противоречия, пересмотр его взглядов о любви, возникновение новых чувств. Евгений остро осознал, что в мире еще очень много тайн и загадок, которые он не знает и не понимает. То, что герой так решительно отвергал, стало его болью, борьбой внутри себя.

Евгений Базаров остался абсолютно один. Все его идеи, жизненные планы потерпели поражение. Герой стал проще смотреть на мир и на окружающих его людей. Последние часы жизни Базарова показали его как человека, который тоже может чувствовать и сострадать.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: