Образы русских князей в поэме Слово о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» главные герои

Поэма «Слово о полку Игореве» является одним из выдающихся произведений древнерусской культуры. В тематическом отношении, «Слово о полку Игореве» в литературе того периода времени, стоит отдельно от остальных творений народных авторов. К нему близок по содержанию только рассказ Ипатьевской летописи, который был создан почти одновременно с ним. Еще известны фальсификационные списки «Слова», оригинал же был уничтожен огнем московского пожара, произошедшем в 1812 году. Основная идея произведения актуальна и в наше время. Никогда не стоит забывать о том, что внутригосударственные распри, ведут к ослаблению и уязвимости всей державы.

Главные герои

Князь Игорь

Главный герой «Слова о полку Игореве» – князь Игорь, организатор похода русского княжества против половцев. Храбрый, мужественный русский князь, радеющий за защиту родной земли от врагов. Его горячность и бойцовский характер, не дают ему вести спокойную жизнь. Честолюбивый князь, несмотря на плохие предзнаменования, самоуверенно повел свое войско на половцев. Сложились неблагоприятные обстоятельства, и отважный витязь потерпел поражение, попал в плен к врагу.

Всеволод

Всеволод – брат князя Игоря, вместе с ним отправляется в поход. Сильный, отважный богатырь. Настолько сильна его любовь к родной земле и отечеству, что, когда ведет ожесточенный бой с врагами, забывает обо всем на свете. Он даже не чувствует, что ранен, он не вспоминает ни о жене, ни о чести, ни о богатстве. Как и Игорь, оказывается в плену врага.

Святослав

Мудрый и справедливый правитель земли русской, брат героев, отправившихся в поход на половцев. Умный и глубоко мыслящий человек, он понимал, какой вред несут междоусобные войны, и стремился к объединению Руси. Святослав осознает, что только сплочение мелких княжеств в единое целое, может создать непобедимое и могучее государство.

Ярославна

Образ Ярославны, жены князя Игоря, заключает в себе весь русский народ, верящий в мудрость и отвагу своих героев, борющихся за свободу и независимость. Ярославна – это общий портрет всех жен и матерей, верно и преданно ждущих с поля боя своих мужей и сыновей. Образ женщины, готовой в любой момент прийти на помощь, самоотверженной и великой. Ее обращение к силам природы, передает весь патриотизм русского народа, его непобедимость.

Образы князей в «Слове о полку Игореве»

Образы князей в «Слове о полку Игореве» помогают выявить идею повести — распри внутри государства ведут к его ослаблению и уязвимости.

Князья в «Слове…» изображены по-особому: автор не показывает внешний облик, не рассказывает историю жизни. Но всё же читатель легко может представить характер каждого героя, понять мотивы поступков.

Итак, в центре произведения — исторические события 1185 года. Это поход князей против половцев, закончившийся поражением русского войска. События эти записаны также в летописях — Ипатьевской и Лаврентьевской. В отличие от погодных (от слова «год», «по годам») записей, «Слово о полку Игореве» — литературный памятник, прежде всего. Поэтому все художественные элементы направлены на раскрытие идейного содержания.

Князь Игорь — главный герой. Его образ исследователи трактуют по-разному. С одной стороны, это благородный защитник Руси от половцев, мужественный воин. С другой — это безрассудный правитель, организовавший обречённый на провал поход, недальновидный политик. Эти два мнения имеют место, если смотреть на событие с исторической точки зрения.

Однако у автора иная задача: он сознательно поэтизирует образ князя Игоря. Недаром употребляет такие определения, как «солнце красное», «сокол». Перед походом тот воодушевляет дружину: «Лучше убитым быть, чем пленённым быть» (в переводе Д.С. Лихачёва). Сам князь Новогород-Северский также предпочитает неволе смерть, то есть он готов на жертвы ради блага Руси. Подчёркивает неизвестный автор и бескорыстие героя. После первой победы русских добыча настолько богатая, что из драгоценностей можно строить мосты. Однако князь Игорь берёт себе лишь «червлёный стяг», ведь он пришёл сражаться, а не наживаться. Благородство проявляет «храбрый Святославич» и тогда, когда бросает полки на помощь «милому брату Всеволоду». Когда мужественно сражавшегося князя берут в плен, то скорбит и автор, и природа, и вся земля русская: «тоска разлилась», «печаль обильная потекла». И также ликует автор, когда Игорь бежит из плена: «сёла рады, грады веселы».

Кстати, помогает бежать князю не столько Овлур, но и «бог путь указывает», а также Ярославна заклинает силы природы помочь любимому. В её пронзительном плаче об Игоре много нежности, теплоты. Автор ещё раз как бы показывает, что такую искреннюю любовь может заслужить достойный человек.

Так, в образе князя Новгород-Северского представлен благородный, честолюбивый воин, борец с внешними врагами. Автор сознательно поэтизирует его, чтобы призвать всех к единению ради блага Отчизны.

Под стать князю Игорю и его брат Всеволод. Это тоже отважный воин, недаром его прозвали Буй Туром. Он уважает князя Игоря, поэтому откликается на его просьбу собрать войско, показывая себя верным соратником и преданным другом. Его любовь к Родине сильна и бескорыстна: сражаясь с врагами, он даже не чувствует, что ранен. При этом Всеволод так же горяч, как и Игорь. После поражения он сожалеет о своих поступках, признаёт эгоизм. Вернувшись домой, Буй Тур задумывается о важности единства между удельными князьями.

Князь Киевский Святослав — самый мудрый персонаж «Слова…», старший в иерархии по положению. Он многое знает о половцах, так как не раз сражался с кочевниками. Именно ему удалось прогнать их с русской земли. Поэтому Святослав как никто другой понимает, что для победы важно объединение всех князей. Его образ воплощает проницательность и дальновидность — то, чего так не хватает Святославичам. Он осуждает Игоря за поспешность, но готов дать отпор врагу. Поэтому в «Золотом слове» призывает прекратить междоусобицы, забыть обо всех ссорах и обидах и вместе выступить против половцев, прогнав их навсегда. В этой речи Святослава выражается авторская позиция — критика безрассудства Игоря и призыв к братской любви: «О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!»

Если князья-мужчины сосредоточены на воинских подвигах, защите Руси от кочевников, то княгиня Ярославна воплощает всех женщин земли русской, оставшихся ждать своих мужей. Более того — она женский идеал XII века (скорее даже, вне времени, потому что сила, мудрость, скромность и верность ценятся всегда). В её плаче — боль за каждого воина. Весь её образ пронизан любовью, жертвенностью, ещё раз показывает, как важно объединиться, чтобы прекратить страдания жён, матерей, сестёр, дочерей.

Можно сделать вывод, что образы князей подчинены единственной цели — пробудить национальное самосознание. И хотя автору «Слова…» это не удалось (князья так и не смогли преодолеть распри, вскоре Русь ждало нашествие татаро-монгол), но произведение стало величайшим памятником древнерусской культуры, чей смысл оказался вне времени. Призыв к мирной жизни актуален всегда.

Образы природы. Плач Ярославны

Художественные особенности «Слова»

Природа в «Слове» вовлечена в действо, она очеловечена и одухотворена, вместе с героями переживает происходящее. Солнечным затмением она предупреждает о грозящей погибели, перед вторым сражением, предвещая кровавый исход битвы, ночь стонущей грозой будит птиц и зверей, волки и лисицы воют и лают, накликая беду, орлы клекотом сзывают зверей на кости еще не павших воинов. Во время самого сражения природа откликается на действо: зори становятся кровавыми, тучи чернеют, блистают, как оружие, синие молнии. После поражения войска природа скорбит: деревья с тоской к земле приклонились, трава поникла от жалости.

Природа сочувствует героям, пытается им помочь. Сами герои изображаются как часть природы, они сравниваются с птицами и зверями: туром, кукушкой, волком, соколом, горностаем. Образ русской природы и герои воспринимаются как единое целое.

Русская земля и ее природа представлены как одухотворенный образ защитницы, в самые трагические моменты, прерывая повествование, автор обращается дважды: «О, Русская земля, уже ты за холмом!»

С природой связано языческое восприятие мира. Ярославна, плача, ищет у заступницы природы помощи, взывает к ветру, солнцу, Днепрус просьбой пощадить дружинников князя Игоря. Стоя на крепостной стене в Путивле, она представляет себя кукушкой, которая полетит на поле брани к Каяле-реке и утрет кровавые раны милому мужу.

Не случайно плач Ярославны звучит над «великой Галицкой землей», долетает до «широкого берега Дуная», когда она стремится к донским степям, где погибло войско. Обычно княгинь называли по отчеству, подчеркивая их родовую принадлежность. Ярославна была дочерью Ярослава Осмомысла, влиятельного галицкого князя на дунайских землях. Она хочет, чтобы ее голос услышали в вотчине могущественного отца, надеясь на его помощь.

«Плач Ярославны» В. Фаворского

Но несмотря на происхождение и статус, в словах плача Ярославны переданы чувства любой любящей, преданной и самоотверженной русской женщины, ее забота и печаль. Плач Ярославны созвучен плачу всех жен павших ратников[8] «стонам» Киева и Чернигова, всей Русской земли, оплакивающей гибель русской рати.

«Слово» уникально среди других произведений русского средневековья удивительной литературной выразительностью, богатством образов, метафоричностью, символикой. Подобных произведений литературы Киевской Руси до нас не дошло.

Краткий обзор древнерусской литературы и ее жанров

Древнерусская литература охватывает пласт с XI в. по XVII в. Зарождение книжной литературы на Руси связано с принятием христианства как государственной религии в 988 г. Тогда появились первые церковно-служебные и историко-повествовательные тексты из Византии, Греции, Болгарии. Благодаря созданной в 863 г. болгарскими просветителями монахами Кириллом и Мефодием славянской азбуке, эти книги стали переводить на церковно-славянский язык. Это были Библия, Евангелие и другие богослужебные тексты. Книги были рукописными, тексты писались на пергаменте, выделанном из телячьей кожи, украшались золотыми или серебряными окладами с драгоценными камнями, потому что они представляли собой особую ценность как источник духовных знаний. Одним из древнейших сохранившихся литературных памятников является «Остромирово евангелие» 1057 г.

Со временем на почве религиозной литературы в русской культуре под влиянием фольклора, преодолев строгие церковные каноны[1], возникает оригинальная духовная и историческая национальная литература, в которой развиваются жанры жития, летописи, поучения, слова, хождения, воинские повести и др.

«Остромирово евангелие» 1057 г.

Летопись – это самобытный исторический древнерусский жанр, не имеющий аналогов в византийской культуре. Повествование в этих сочинениях велось по летам (годам), в них рассказывалось о возникновении русского государства, об основных исторических событиях, деяниях князей. Самый древний летописный свод, дошедший до наших дней, — это «Повести временных лет», составленные монахами Киево-Печерского и Выдубецкого монастырей Нестором и Сильвестром.

Житие – жанр, имеющий византийскую основу, видоизменившийся в древнерусской литературе. Это описание жизни исторических личностей, канонизированных[2] церковью. Жития святых стали массовой литературой, которая выполняла воспитательную миссию, проповедовала праведную жизнь, определяла нравственные ориентиры, нормы жизненного поведения. Самые известные памятники этого жанра – «Житие князей Бориса и Глеба», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского» и др.

Древнерусская повесть, в том числе и воинская, являются эпическим произведением о деяниях князей, их подвигах, военных походах. Сохранились «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Задонщина» и др.

Поучение – жанр, который имеет наставительный, проповеднический характер. В нем могут содержаться советы по военной тактике, ведению хозяйства, о том, какими качествами должен обладать человек, как правильно организовать свою жизнь. Самое знаменитое наставительное обращение к потомкам — «Поучение Владимира Мономаха».

Хождение – описание паломниками[3] своих наблюдений во время путешествия на Святую землю. Таковым является «Хождение игумена[4] Даниила», которое служило своеобразным путеводителем для других паломников. Со временем хождение теряет свою религиозную направленность. В «Хождении за три моря Афанасия Никитина» описаны впечатления тверского купца от посещения стран Востока с торговой целью.

Слово как жанр представляет собой обращение духовно-нравственного содержания или проповедь. «Слово» являлось примером торжественного красноречия, эталоном ораторского искусства. Образцом этого жанра стало «Слово о Законе и Благодати» митрополита[5] Иллариона, первое непереводное произведение XI в.,«Слово о погибели Русской земли» и др.

Иногда одно произведение могло иметь многожанровую структуру, имеющую«жанры – ансамбли» (по определению академика Д.С. Лихачева). Например, сложно определить жанровую принадлежность «Слова о полку Игореве», это не только ораторское произведение или воинская повесть. Авторские обращения к читателю являются еще и поучениями, а книжное повествование пронизано мотивами устного народного творчества. Сам автор называет свое творение словом, повестью и песней.

В отличие от западноевропейской средневековой литературы, истоками для которого было античное творчество, древнерусская литература создавалась не для развлечения читателя, ее целью была духовно-просветительская миссия. Главной темой произведений древнерусской литературы был поиск смысла жизни человека, также основными темами были прославление Родины и ее защитников, осуждение раздоров, вредящих устоям государственности, вера в торжество добра.

Древнерусская литература развивалась в непростых условиях, Киевская Русь в беспрерывных войнах постоянно отстаивала свою независимость, после правления Ярослава Мудрого началась раздробленность и княжеская междоусобица. Временем была продиктована потребность в произведениях патриотической направленности.

Древнерусская рукописная книга

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: