Пугачёв в фольклорепрезентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

История своего Отечества была интересна Пушкину. Это нашло отражение в его многочисленных произведениях. Описывая исторические события, литератор желал создать яркий портрет живого человека, опираясь не только на официальные источники, но и на народное творчество. Образ Пугачева в фольклоре Пушкина примечателен своей характерностью, колоритностью. Помимо харизмы бунтовщик обладал запоминающейся внешностью.

Историческая роль бунтовщика

В повести «Капитанская дочка» автор описывает события крестьянского восстания 1773—1774 гг. Донской казак Емельян Пугачев направился к реке Яик, где были жестко подавлены возмущения крестьян. Делая ставку на недовольство народа, он организовал мятеж, объявив себя императором Петром III.

Пугачев представлен в романе не освободителем или народным вождем крестьянского восстания, а кровожадным разбойником, душегубом и самозванцем. Это страшный человек. Им либо восхищаются, либо его боятся.

Пушкин определяет его роль:

  • формально в качестве предводителя крестьянского бунта;
  • реально в качестве самозванца и разбойника.

Принадлежность Пушкина к высшему дворянскому сословию и его мнение о нецелесообразности «бессмысленного и беспощадного» бунта определили роль Пугачева в литературном сочинении. Бунтарь в преданиях и рассказах народа отличается от пушкинского плута. Но, учитывая исторический жанр произведения, Пугачев номинально представлен лидером восстания.

Сопоставление образа Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина

Сочинение на данную тему следует начинать с обзора образов по отдельности, что мы и сделали выше. Затем, уже по готовым описаниям, будет очень легко составить сравнительную характеристику.

Образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина похож в некоторых чертах характера. Так, общими у них выступают жестокость к виновным и невиновным, а также иногда проявляющаяся доброта. Оба поэта находят, что Пугачев является сильной, неординарной личностью, однако у Есенина он выступает почти гением. Авторы наделяют Пугачева даром предвидения, герой точно знает, что его попытки создать восстание и освободить крестьян провалятся.

Отметим, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина имеет и довольно сильные отличия. Самое главное из них заключается в понимании роли восстания Пугачева. Пушкин не понимал и считал, что это лишь единичный случай, что восстание не могло закончиться по-иному. Есенин же видел в Пугачеве всех россиян, крестьянство и чувствовал родство с ними, это было именно народное восстание. Не зря автор так много описывает природу, как будто соединяет восстание и Пугачева с ней. У Есенина он наделен поэтической душой, в то время как у Пушкина он просто умный, но не слишком глубокий человек.

сопоставление образа пугачева в произведениях пушкина и есенина сочинение

Характер Емельяна Пугачева

Пугачев — неординарная и самобытная личность, которую восхваляет фольклор. в «Капитанской дочке» Пушкина эта тема нашла продолжение. Александр Сергеевич сумел создать одиозный образ, обладающий яркими чертами характера.

У Емельяна живой ум, русская смекалка. Гринев отмечает в нем сообразительность и тонкость чутья.

Энергичность и природная смётка привлекли к Пугачеву людей со всей России. Татары, башкиры, белогорские казаки и рабочие с уральских заводов стекались к нему, в результате чего сформировалось 9-тысячное войско. Народ уважал его за решительность, заступничество и жесткость по отношению к угнетателям.

В творчестве Пушкина Емельян предстает жестоким и хладнокровным человеком. Он осаждает и грабит крепости, с легкостью расправляется с виноватыми и невиновными. Держит людей в страхе. Несмотря на храбрость, присущие Пугачеву грубость и суровый нрав в совокупности с неграмотностью делают его похожим на хищного зверя.

На фоне описанной кровожадности самозванца Пушкин демонстрирует определенное благородство своего героя. Он держит слово, помнит добро, проявляет великодушие, освобождая Машу Миронову.

Таким образом, Пушкин создал образ Пугачева, обладающего положительными чертами характера. Ему присущи сметливость, предприимчивость, храбрость, умение держать слово, великодушие. Но не лишен образ бунтаря и отрицательных качеств, в том числе способности к масштабному обману, амбициозности, жажды власти, неоправданной жестокости.

Пугачев в произведении Есенина

Есенин также изучал именно исторические документы, однако его Пугачев получился куда более привлекателен. Есенин наделяет своего героя такой чертой, как мечтательность, Пугачев очень хочет в казахские степи на волю. Лидер восстания у поэта теперь уже обладает романтической душой. Он очень добр и прощает даже своих друзей-предателей, которые его и выдают властям.

Слегка портит образ у Есенина пугачевская самоуверенность. Он считает, что ему все и всегда рады. Также в поэме говорится, что люди любят его за буйство, но, очевидно, оно справедливо, иначе все попросту боялись бы его.

сопоставление образа пугачева в произведениях пушкина и есенина

Внешность бунтаря

На момент восстания Пугачеву было около 33 лет, однако автор описывает его как человека лет сорока, показывая этим его нелегкую жизнь.

У предводителя восстания «замечательная наружность»: оживленное лицо с приятными чертами и лукавым выражением, черные волосы, черная борода с проседью. Его живые большие глаза притягивают внимание. Автор неоднократно делает на них акцент, подчеркивая вольный и необузданный характер своего героя. Для усиления восприятия Пушкин использует художественный прием, называя глаза сверкающими и огненными.

Емельян среднего роста, широк в плечах, с жилистыми руками и широкими кулаками. Яркая внешность донского казака заимствована Пушкиным из фольклорного искусства.

Любовь простого народа

Для простого народа, слагавшего песни в честь удалого атамана, Емельян был героем. Если прочитать песнь о Пугачеве, то можно почувствовать любовь и уважение, которое испытывают люди к этому человеку:

  • Его сравнивали с добрым молодцем.
  • Называли заступником народа.
  • Восхищались поступками.
  • Сопереживали, когда его арестовали.

Смерть Пугачева для простых людей была личной трагедией. Емельяна любили за походы против угнетателей и выбор свободной жизни.

При написании сочинения нужно учитывать мотивы народного эпоса. Именно они показывают, насколько яркий свет оставил он в истории страны и душах народа. Песня заканчивается трагически, но память о герое живет в веках.

Сам Пушкин открыто не дает ответ кто, по его мнению, Емельян Пугачев — кровавый бунтовщик или защитник угнетенных. Главное, для автора, показать правдивый образ этого человека, остальное читатель должен домыслить сам.

Перспективы восстания

В романе Пушкина Пугачев осознает обреченность бунта, но не собирается останавливаться и готов дойти до трагического финала. Он чувствует неудачу, понимает, что помилования не будет, поэтому считает, что нет смысла каяться.

Иллюстрацией позиции Пугачева является рассказанная им сказка об орле и вороне — еще один элемент, взятый из народных мотивов. Сравнивая себя с орлом, Емельян говорит, что лучше жить недолго, но питаться не падалью, а пить живую кровь. Пушкин наделяет своего героя:

  • ожиданием фатально неблагополучного исхода восстания и неизбежности собственной казни;
  • верой в правильность своих действий;
  • решимостью довести начатое до конца.

Александр Сергеевич блестяще создал образ исторического героя, наделенного чертами русского богатыря из устного народного творчества. Его герой предстает перед читателями человеком со своими недостатками и достоинствами.

В Емельяне Ивановиче Пушкин показывает лучшие национальные черты русского народа: героизм, удаль, смекалку. Но он не идеализирует героя. Описывая жестокость и насилие, Пушкин подчеркивает преимущество реформ перед переворотом.

Пугачёв в фольклорепрезентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Слайд 1

Выполнил ученик 8 класса Кассамединов Адильбек Пугачёв в фольклоре

Слайд 2

Крестьянское восстание под предводи — тельством Е. И. Пугачёва. Это событие, как мы уже знаем, не раз было описано в произведениях русских писателей: « Исто — рия Пугачёвского бунта» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, для написания ко- торых он провёл большую исследовательскую работу; поэма Пугачёв» С. А. Есенина, который просто не мог не писать о таком крупном событии в истории России. Но не стоит забывать и о фольклорных произведениях разных жанров (исторические песни, предания) на эту тему. Ведь фольклор – это «творение» самого народа, очевидца всех этих событий. Это выражение психологии, чувств, оценки восстания и его предводителя из уст его участников. Да, Пушкин и Есенин здесь тоже не ошиблись, но рассказ народа в таком смысле бесценен. Вступление

Слайд 3

И почти всю сущность фольклорных сказаний о Пугачёве можно извлечь хотя бы из того, что он был предводителем народного восстания, заступником крестьян, которому была не безразлична их судьба. Русский народ всегда складывал легенды о том, что придёт идеальный, «мужицкий» царь, которым и посчитали Пугачёва, выдавшего себя за Петра III . А люди и воспринимали его таковым, поэтому изображали его истинным законным царём (как в предании «О Пугачёве»). Это и послужило основой «Пугачёвскому сюжету» фольклора – борьба против произвола и угнетения властей и помещиков, защита низов (крестьян, рабочих), которые верны своему «царю» и готовы всегда ему помочь. Как народ писал о Пугачёве?

Слайд 4

И, как того самого «мужицкий» государь, Емельяна Ивановича уважали за его чисто «мужицкие» черты характера: заступление за простых людей, смелость, силу, стремление к свободе. Он изображался так, что становился похож на классических персонажей русского фольклора – богатырей. Как пример вольности и непокорности можно привести песни «Пугачёв в Астрахани» и «Пугачёв и Панин».

Слайд 5

Как во славном городе Астрахане Появился добрый молодец, Добрый молодец Емельян Пугач. Обряженный он в кафтанчик сто рублей, Шеферочек на нем в пятьдесят рублей, Шапочку набекрень держит, Во правой ли руке тросточка серебряная, На тросточке ленточка букетовая Хорошо он по городу погуливает, А тросточкой упирается, Ленточкой похваляется, Со князьями, со боярами не кланяется, К астраханскому губернатору и под лад не идет. Астраханский губернатор призадумался. Он увидел его из хрустального стекла. Посылает за ним слуг верныих Допросить его словесным допросом. Нагоняли его слуги верные, Допрашивали его словесным допросом: «Какого ты рода-племени? Царь ли ты, или царский сын?» «Я не царь и не царский сынок, А родом – Емеля Пугач. Много я вешал господ и князей, По Рассеи вешал я неправедных людей». Пугачев в Астрахани

Слайд 6

Народная любовь к герою видна из песен «Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён». Люди назвали Пугачева «народным заступником», «звёздочкой», «добрым молодцем», «красным солнышком», а себя после его казни — «сиротами». Это ещё более подчёркивает благодарность народа к сделанному Емельяном Пугачёвым, сожаление о его гибели. А частые повторы уменьшительно-ласкательных слов похожи на «травушку-муравушку» из «Ильи Муромца». Пугачёв действительно стал народным героем, как и он.

Слайд 7

Емельян ты наш родный батюшка! На кого ты нас покинул? Красное солнышко закатилось… Как осталися мы сироты горемычны, Некому за нас заступиться, Крепку думушку за нас раздумать. Пугачёв казнён

Слайд 8

Но отношение у Пугачёву не всегда было таким положительным. Если в одних он восхвалялся как вольный казак и заступник народа, то в других осуждался как самозванец. Эта противоречивость вызвана различием оценок Пугачёва в разных точек зрения, ведь люди в народе разные, а он в одном смысле действительно творил зло. И одна из таких исторических песен с критикой Пугачёва – «Начало восстания на Яике».

Слайд 9

В любом случае народ любил и уважал казака-самозванца за все его качества, писал о нём как о самом близком человеке. И даже не мог смириться с исходом восстания – пошла новая легенда, что якобы на самом деле Емельян Иванович жив, где-то собирает силы, и вот-вот снова придёт на помощь крестьянам. А на казнь вместо него добровольно пошёл обычный солдат. Заключение

Каким представляется Пугачёв у Пушкина

Пушкин описал Пугачёва в своем произведении «Капитанская дочка» с весьма интересной стороны. Это не просто руководитель восстания, но скорее главарь разбойничей банды, который подражает Гришке Отрепьеву, жестокому авантюристу, который убивает всех подряд, и не терпит никого, кто переходит ему дорогу. Пугачёв понимает, что от восстания не приходится ожидать победы, и чувствует себя загнанным зверем. Но стоит отметить, чем образ Пугачёва у Пушкина характерен — автор подчёркивает как великодушен и добр разбойник.

Вышеуказанный момент мы видим в сюжете, когда Пётр Гринёв был помилован, поскольку до этого оказал помощь Пугачёву. Действительно, Пушкин говорит о зрелости и опыте этого человека, который может вести за собой людей, приказывать им и руководить, оставив неизгладимый след в истории. Образ героя многогранен, и мы сегодня, как читатели, можем увидеть много ярких черт в этом образе, который создал Пушкин на основании исторических документов.

Каким увидел Пугачёва Есенин

Мы не сомневаемся, что Сергею Есенину довелось изучить те же самые исторические свидетельства, но вот что интересно — образ его Пугачёва вышел намного привлекательнее, и вызывает даже некоторое восхищение.

У главного героя в произведении Есенина есть такие черты, как стремление у воле и мечтательность. По сути, это романтический герой, у него душа романтика, хоть он и выступил лидером жестокого восстания. Образ Пугачёва у Есенина наполнен добротой и прощением, ведь даже якобы друзья его, которые оказались предателями и выдали его, получили прощение главаря. Хотя скажем, что из-за самоуверенности его личность несколько омрачена, ведь убежденность Пугачёва, что его везде ждут и радуются, не приводит ни к чему хорошему.

Поэма Есенина разъясняет, что людям нравится жестокий нрав этого человека, но его убийства, скорее всего, продиктованы чувством справедливости, в противном случае, он навевал бы на людей только страх.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: