андрей михайлов Наследие 27 июля 2020
Великая Отечественная война, несомненно, принадлежит к числу важнейших исторических событий, в полном смысле слова определивших ход мировой истории. Победа Советского Союза и стран Антигитлеровской коалиции над Германией и ее союзниками избавила человечество от угрозы жесточайшего порабощения, а некоторые народы – от полного уничтожения. Среди множества факторов (военных, политических, экономических и др.), повлиявших на ход и итоги напряженной борьбы, важную роль сыграл фактор идеологический.
Карикатура Б. Ефимова
Великая Отечественная война, несомненно, принадлежит к числу важнейших исторических событий, в полном смысле слова определивших ход мировой истории. Победа Советского Союза и стран Антигитлеровской коалиции над Германией и ее союзниками избавила человечество от угрозы жесточайшего порабощения, а некоторые народы – от полного уничтожения. Среди множества факторов (военных, политических, экономических и др.), повлиявших на ход и итоги напряженной борьбы, важную роль сыграл фактор идеологический.
Значимым элементом идеологии являлись определенные трактовки истории страны, взгляд на ее прошлое, победы и поражения, героев и врагов.
Современный исследователь истории пропаганды Виталий Тихонов в одной из своих работ (2015) о
.
Статья по теме:
Вышел в свет сборник «Образ Петра Великого в мировой культуре»
Руководство Советского государства, в годы Великой Отечественной войны, прекрасно осознавало, каким мощным идеологическим потенциалом обладает история и приняло меры для эффективного использования исторических данных в официальной пропаганде. Среди многих военачальников и государственных деятелей, чьи образы оказались очень востребованы в условиях Великой Отечественной войны, видное место занял первый русский император Петр I.
Стоит отметить, что определенный поворот в официальных оценках прошлого России наметился еще до начала войны, в середине-второй половине 1930-х гг. На смену пафосу разрушения, ломки «старого мира» пришли идеи строительства сильного государства и вооруженных сил, твердого порядка. Соответственно, происходила и «реабилитация» Петра I, как государственного деятеля, внесшего большой вклад в развитие военной мощи России.
Положительная оценка царя Петра нашла отражение в художественных произведениях (например, в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» и в снятом на его основе кинофильме М.В. Петрова, первая часть которого была завершена в 1937 г.) и в научно-популярных работах. В 1939 г. в СССР достаточно широко отмечалась 230-я годовщина Полтавской битвы (1709), в которой войска Петра I нанесли тяжелое поражение шведской армии Карла XII. Сразу несколько издательств («Молодая гвардия», «Воениздат» и др.) напечатали брошюры о Полтавской баталии. На поле боя восстановили обелиски, пострадавшие в бурные революционные годы.
С началом Великой Отечественной войны видные военачальники прошлого, вполне закономерно, стали пользоваться особым вниманием государственных деятелей, пропагандистов, писателей и др. 7 ноября 1941 г., напутствуя уходившие на фронт из Москвы войска, И.В. Сталин очертил в своей речи плеяду наиболее выдающихся полководцев. «Пусть вдохновляет вас в этой войне, — говорил он, — мужественный образ ваших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».
Имя Петра I Сталин в знаменитой речи не упомянул. Тем не менее, авторы научно-популярных и пропагандистских работ военных лет (среди них были видные историки, кадровые военные, журналисты) отводили императору в пантеоне выдающихся исторических деятелей довольно заметное место.
Статья по теме:
Цветы из Гааги. Как Петр I обустраивал свои резиденции
В годы войны вышло несколько брошюр и множество статей, посвященных Петру I. Написанные разными авторами (В.А. Панов, Б.Б. Кафенгауз, В.В. Мавродин, Н.М. Коробков, Б.С. Тельпуховский и др.), они, однако, имели общие черты. Это научно-популярные работы, адресованные, прежде всего, бойцам действующей армии. Поэтому авторы старались писать о «делах давно минувших дней» доходчиво и, конечно, проводили аналогии между прошлым и современной им действительностью. Брошюры, как правило, имели небольшой формат: именно такой, чтобы книжечка помещалась в полевой сумке и, даже, в кармане гимнастерки.
Все авторы указывали, что главная историческая заслуга Петра состоит в создании в России регулярной армии и флота, лучшие традиции которых были восприняты вооруженными силами более поздних эпох, включая советские армию и флот. Здесь стоит отметить, что идея о преемственности военных традиций от самых древних времен до современности вообще стала магистральной в пропаганде периода Великой Отечественной войны.
Например, военный историк, подполковник М. Медведев в начале 1943 г. писал на страницах ленинградского журнала «Пропаганда и агитация»: «Армия, созданная Петром Первым, сохранила лучшие традиционные черты русских воинов и с честью пронесла свое оружие по полям сражений».
В том же журнале ученый-историк В.В. Мавродин о
.
Еще более определенно высказывался Н.М. Коробков в 1944 г. в статье, напечатанной журналом «Военная мысль»: «Среди великих предков героического русского народа Петр I выступает, как родоначальник и основоположник победоносного русского военного искусства.<?…> основы военного искусства Петра, а впоследствии Суворова и Кутузова, имеют для нас не только историческое, но и самое непосредственное жизненное значение. Они живут в Красной Армии, поднявшей их на высшую ступень»…
В брошюрах и статьях военных лет высоко оценивалась и сама личность Петра. Например, В.В. Мавродин писал в статье 1943 г.: «Петр Великий, блестяще одаренный от природы и воин по призванию, был широко образованным полководцем, прекрасно изучившим теоретически и практически все отрасли военного искусства. «Бомбардир», «урядник», «шкипер», «плотник», «полководец», «матрос» — все это гармонично сочеталось в Петре.
Наряду с работами, посвященными Петру I непосредственно, выходило немало публикаций, авторы которых обращались к образу императора в связи с какими-то конкретными событиями в жизни страны и вооруженных сил. Так, осенью 1941 г. советское правительство учредило для частей и соединений, отличившихся в боях, почетное наименование «гвардейских». Пресса, пропагандисты, естественно, сочли необходимым напомнить гражданам СССР и бойцам армии, что начало российской гвардии связано с эпохой Петра I. 18 ноября 1941 г. «Правда» опубликовала передовую статью, в которой, после яркого рассказа о советской гвардии говорилось: «Слово «гвардия» окружено славным ореолом. С образования гвардейских полков начала свое историческое существование регулярная армия русского народа. Петр Первый положил в ее основу знаменитые Преображенский и Семеновский полки, первые гвардейские части».
В Ленинграде имя Петра I, вполне закономерно, звучало особо весомо и значимо. 26 мая 1943 г. город, еще находившийся во вражеской блокаде, которая, к тому времени была прорвана, но не ликвидирована, отметил 240-ю годовщину своего основания. Праздник был ознаменован несколькими выставками, торжественными мероприятиями. Многие газеты, как местные, так и центральные, откликнулись на дату публикациями, в которых шла речь об истории Санкт-Петербурга – Ленинграда и, конечно, упоминался Петр I.
С образом Петра I в блокадном Ленинграде были связаны не только публикации в прессе, но и некоторые военные церемонии. Интересный эпизод можно найти в воспоминаниях М.М. Боброва. В блокаду он, будучи военным альпинистом, участвовал в работах по маскировке высотных объектов города. Работая в Петропавловском соборе (его шпиль было решено покрыть специальной краской) М. Бобров видел, как защитники города, отправляясь на фронт, отдавали воинские почести Петру I.
«…Со стороны великокняжеской усыпальницы, — вспоминал М. Бобров, — в колонне по три, со снятыми головными уборами мимо могилы Петра Первого четко проходил строй военных и выходил через южные двери на площадь. Перед ними на площади выступил политрук. Он сказал, что сейчас отдавались военные почести не императору Петру, а полководцу Петру, который выиграл много сражений. Это он построил наш город, в который никогда не ступала нога вражеского солдата. Клянемся отстоять наш родной Ленинград от фашистов. Строй дружно ответил: Клянемся!».
Интересно, что в различных пропагандистских материалах, связанных с Ленинградом, использовался не только образ самого Петра I, но и его скульптурное изображение – знаменитая статуя работы Этьена Фальконе – Медный всадник, ставший символом города.
В январе 1944 г., когда вражеская блокада была полностью ликвидирована, в прессе появилась выразительная карикатура Бориса Ефимова «Ленинград идет». На ней изображен Медный всадник, который во главе советских танков преследует удирающего Гитлера. Подписью к карикатуре служат строки из поэмы А. Пушкина «Медный всадник»: «…Бежит и слышит за собой – Как будто грома грохотанье…».
В целом, Петр I был весьма востребован официальной идеологией в годы войны, как оказались нужны, даже, необходимы образы и дела еще многих героев отечественной истории. В.В. Мавродин свою книгу «Гвардия», изданную в 1942 г., завершил такими словами: «…История – это тот яркий луч, который, освещая прошлое, помогает нам освещать и настоящее, и смотреть в будущее». Думается, это очень верно, причем не только для военных лет.
Досье:
Михайлов Андрей Александрович
, доктор исторических наук, профессор (Гуманитарный институт Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого).
Рэнтер Елена Борисовна
(Информационный историко-научный центр – Военная историческая библиотека Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации).
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
#история #Петр I #Великая Отечественная война
Поделиться ВКонтакте Facebook
Класснуть
Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ
Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художественного образа Петра Великого.
Ключевые слова: Петр I, литературные источники, исторические источники.
Чтобы достоверно изучать ту или иную эпоху, известную личность, бытовую обстановку, историки обращаются к смежным дисциплинам: к археографии, археологии, дипломатике.
В основном в качестве источника историки изучали древние литературные тексты. Художественная литература считалась очень субъективной, в ней часто искажали события действительности. Большую роль автор произведения уделяет своим героям, наделяя их запоминающимися чертами и сопереживанием. Отсюда, вымышленные герои часто взаимодействуют с реальными, ход событий может перемещаться из одного века в другой, бытовая обстановка осовременивается автором. Все эти критерии вызывают огромную сложность для утверждения достоверности того или иного события.
Авторы художественных произведений часто обращаются к историческим событиям и персоналиям. Для своих будущих произведений они обращаются к русскому фольклору, изучают личные мемуары, документы, обстановку. Так они могут и передать дух времени, и выразить свое отношение. Такие произведения очень интересно анализировать с точки зрения истории.
Одной из ярких исторических личностей, вызывающей наибольший интерес как среди историков, так и литераторов является Петр I. Отношение к самой фигуре Петра Великого и к его реформаторской деятельности неоднозначно. С одной стороны, его воспевали как великого императора, который создал могучую державу, а с другой стороны, считали жестоким деспотом и антихристом, который разрушил русскую самобытность.
По мнению Василия Осиповича Ключевского «Петр Великий по своему духовному складу был один из тех простых людей, на которых достаточно взглянуть, чтобы понять их» [2]. В отличие, от прежних царей, Петр не только рассылал указы, но и активно участвовал в жизни государства. Он был трудолюбивым человеком и при любой свободной возможности занимался рукотворными делами, которые помогали сформировать сноровку и находчивость. Император всегда стремился осмыслить новое дело, прежде чем в нем появится необходимость. Любовь Петра к ручному труду вызвала у него некую боязнь и ненависть ко всякому церемониалу. Когда он работал руками, то чувствовал свою власть, независимость от обстоятельств, но при аудиенциях возникало чувство беспомощности. Он старался жить проще, как обычный человек. Свою душевную простоту Петр показывал и в общении к другим. Приходя в гости, Петр не искал почётное место, а садился за любое свободное; когда ему становилось жарко, он мог скинуть свой кафтан при всех, а также, при употреблении пищи, мог обойтись без ножа и вилки. Так же он мог играть в шахматы с людом, курить трубки и пить пиво, не обращая внимания на других. Он очень любил вести непринужденные беседы с веселыми собеседниками. Его привычка поступать во всем просто и прямо требовала и от других людей такой же отдачи.
Образ Петра, описанный Ключевским, во много схож с образом, который описывал Соловьев. В своих публичных чтениях он подчеркивает, что именно любознательность Петра и его любовь к ручному труду помогала русскому народу избавиться от зависимого положения. Император, усваивая опыт иностранцев, всячески пытался обучить свой народ, дабы не приходилось звать иностранцев и не дать им делать то, чего они хотят. На примере отношения к войне и дипломатической борьбе можно увидеть, что Петр был патриотом своей Родины. Несмотря на искушения иностранцев о том, что лучше всего дипломатией и войной нужно заниматься подготовленным иностранцам, чем обучающимся русским, Петр назначал русских, считая, что нужно учиться на своих ошибках. Даже в управленческом аппарате, на первое место ставился русский человек, а второе место мог занимать иностранец. Конечно, иностранцам давались определенные льготы и ему были рады, но принижать русский народ и властвовать над ним он не мог. Патриотизм Петра связывал его с народом. «Петр был сам чистый русский человек, сохранявший крепкую связь со своим народом…» [3].
Схожий образ правителя складывается у Карамзина. В книге «Записка о древней и новой России», автор подчеркивает, что Петр был очень усердным и готовым достигать своей цели несмотря ни на что. «Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую…» [1]. Однако Карамзин выделяет не только положительные черты правителя и его деятельности, но и отрицательные. За основу он берет навязывание европейских обычаев русскому народу. Вводя европейские манеры, россияне унижались в собственной стране, уподобляясь иностранцам. Карамзин считает, что благодаря Петру, россияне становились ближе к миру, но перестали быть русским народом. Виной этому он считает прививание Петру с самого детства всего иностранного. Так же автор обращает внимание на некое властолюбие Петра и крайность для достижения своих целей. Навязывание европейских обычаев проводилось жесткими методами. Всех несогласных наказывали или пытали. Достаточно вспомнить указ 29 августа 1698 года «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии» или Санкт-Петербург — новая столица в европейском стиле, построенная тяжким трудом.
Художественная литература также неоднократно обращается к образу Петра Великого. Наиболее ярко этот образ создан в произведениях А. С. Пушкина, А. Н. Толстого и Д. А. Гранина.
В творчество Пушкина петровская тема вошла лишь с конца 1826 г. Наиболее ярко она представлена произведениями: «Стансы», «Арап Петра Великого», «Полтава» и «Медный всадник». В этих произведениях автор раскрывает разные черты Петра Алексеевича. С одной стороны, это простой человек, трудолюбивый, любящий веселье, всесторонне развитый, беспокоящийся о благе своей страны и народа, но, есть у него и другая сторона. Пётр и деспот, крутой самодержец, разрушающий все старое, все народное, все то, в чем он видит помеху своим преобразованиям. В своем нетерпении он не считался с тяжелыми последствиями тех или иных реформ.
В поэме «Медный всадник» поэт не ставит перед собой задачу нарисовать образ Петра: для него важно представить великого царя как носителя идеи мощи и процветания государства. Сам царь остался в далёком прошлом, но его власть, воля, устремления персонифицированы в памятнике работы Фальконе. Интересно отметить, что ни имя Фальконе, ни слова «монумент», «памятник» в поэме не встречаются. Вместо них употребляются перифразы: «кумир на бронзовом коне», «кумир с простёртою рукою», «властелин судьбы», «державец полумира», «грозный царь», тот, «кто неподвижно возвышался во мраке медною главой». Если во вступлении живой царь лишён зримых деталей, то во второй части поэмы монумент наделён признаками живого человека. Во вступлении мы узнаём «великие думы» царя, но не видим его лица. В главной части эти думы отразились «на челе» скульптуры. Пушкин словно утверждает, что Петр продолжает участвовать в событиях настоящего. Его деяния оказывают влияние и на текущую жизнь, и даже на будущее. Медный всадник — другое «Я» Петра, как бы ответственное за всё, что тот совершил и передал потомству.
А. Н. Толстой впервые обратился к образу Петра в рассказе «День Петра» 1918 года. В этом рассказе Петр — это неопрятный мужчина, косолапо передвигающийся и завтракающий водкой с огурцом, но в то же время властный, пугающий и готовый на все, ради достижения своих целей. Так же интересно посмотреть на окружение Петра. По описанию его кабинета видно, что царь деятельный и разносторонний человек. Через окружающих его людей Толстой высмеивает европейскую моду, насильно навязанную русскому обществу.
Добиваясь своей цели, он не думал о жертвах, которые нужно будет принести, в том числе и человеческих. Это можно увидеть в описании постройки Санкт-Петербурга. Строительство происходило очень тяжело. Наводнения, пожары, голод и язвы уничтожали народ, который даже не понимал, с какой целью нужно строить царский город на болотах. Всех несогласных, увозили в Тайную канцелярию или в Преображенский Приказ, жестоко пытали и могли убить.
Более широко Толстой раскрыл образ Петра в своём романе «Пётр Первый». Здесь автор стремился показать необходимость преобразований, которые совершит император. Петр показывается не как идеализированный государь, а как обычный человек с его положительными и отрицательными чертами. При изучении образа Петра в романе Алексея Толстого, стоит внимательнее присмотреться к его стилю написания. Здесь автор смешивает исторические факты с вымышленными персонажами, смещает последовательность событий, некоторые исторические личности произносят то, что не говорили на самом деле. Автор старался написать именно роман, а не исторически точный трактат. Пусть где-то автор и приукрасил их, в основу он вкладывал реалистичные факты. Его Петр I — это и народный царь, и хищный зверь, и даже антихрист.
В книге Д. А. Гранина «Вечера с Петром Великим» можно увидеть размышления автора об этой персоне и ее значении в истории России. Гранин в этой книге опирался на многочисленные исторические факты и документы, которые сам и изучал. Он по-новому осмысливает известные факты, раскрывает новые стороны жизни Петра, через своих персонажей дает свою оценку его личности и поступкам. Многие поставили Петра в пример идеального образа монарха. Именно этот правитель многое успел за свою жизнь и добивался поставленных целей. Он был человеком своего времени, способный понимать, что было необходимо. Например, часто встречается эпизод Стрелецкого бунта. В отличие от других авторов, здесь затрагивается не только психологическая травма Петра, но и становление его твердого и порой жесткого характера.
Автор отмечает смелость Петра за нарушение обычаев русского двора. Именно Петр много путешествовал за границу, изучал новое и пытался научить этому Россию. Многие винили Петра в том, что он не осуществил множество проектов, которые сам задумал, однако забывают о том, сколько лет он потратил на смуту и войны. И при этом, многие реформы выдвинули Россию на новую ступень развития.
Каждый автор, опираясь на общепризнанные факты, трактует их по-своему. Одни стараются акцентировать внимание только на положительных чертах Петра, лишь мельком упоминая отрицательные, другие стараются гиперболизировать негативные стороны. Но есть и те, кто в одинаковой степени рассматривает обе стороны Петра. Во многом, здесь играет роль мировоззрение авторов. Нельзя слепо верить тем или иным источникам. Ко всему нужно относиться объективно, изучая несколько источников. Никто не может достоверно понять необходимость тех или иных действий государя. Ведь очень тяжело понять человека другой исторической эпохи, когда твоя эпоха, имея другое мировоззрение, накладывает свой отпечаток.
Литература:
- Карамзин Н. М. «Записка о древней и новой России», М.: «Наука», 1991. С. 31
- Ключевский В. О. «Исторические портреты», М.: «Эксмо», 2008. С. 42
- Соловьев С. М. «Публичные чтения о Петре Великом». Чтение пятое. [Электронный ресурс], — URL: https://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_0150.shtml#05
Сочинение Петр I (Медный всадник)
Поэма «Медный всадник» была создана А.С.Пушкиным в период второй болдинской осени, в 1833 году. Основным конфликтом в поэме является конфликт личности и государства, личности и истории. Образ Пётра I в произведении связан темой государства и истории. В прославлении града, созданного Пётром, утверждается общее начало, противопоставляемое интересам частного.
Поэма начинается с хвалебной оды Петербургу — творению Пётра. Повествование о его деяниях носит торжественный характер. Под гром фанфар Петр выступает в нем не просто как человек, который вносит свой вклад в историю: Пушкин изображает его как государя, который творит себе памятник.
Жанровые возможности поэмы Пушкин использует для построения философского плана поэмы. Второй план — сугубо бытовой — на него работает жанр петербургской повести — такое жанровое определение также даёт своему произведению Пушкин. Неправильно считать, что главы, посвящённый бедному Евгению, необходимы Пушкину, чтобы показать, как история в лице Пётра преодолевает единичного человека.
Несмотря на то, что все, связанное с Пётром, глобально и масштабно, а с Евгением — носит частный характер, можно считать, что образы обоих персонажей уточняются именно через сопоставление, а в некоторых случаях даже через сближение друг с другом. Петр и Евгений сближаются через идею созидания, хотя один творит свою частную жизнь, трудом добиваясь независимости и чести, а второй вершит деяние, отвечающее историческому вызову.
Популярные сегодня темы
Пьеса А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» рассказывает о жизни купеческой среды. Каждый образ раскрывается с помощью мельчайших деталей.
Основной идеей произведения является мысль о прощении человека, который делает неправильный жизненный выбор.
Множество образов русских женщин создано великими классиками. Одни вызывают глубочайший трепет, другие восхищение, третьи – уважение. Но нет, пожалуй, другого такого образа, который вызвал бы целую гамму чувств
Дмитрий Разумихин является ярким второстепенным героем в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.
Во многом жизнь Ильи Ильича Обломова символически представляет собой жизнь многих людей в России. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что большинству людей приходится работать и много стараться для того чтобы иметь
Воспитание и начало правления
Петр I родился в 1672 году в семье царя Алексея Михайловича. Он был сыном от второго брака с Натальей Нарышкиной.
Рис. 1. Петр I.
На престоле он формально оказался в возрасте 10 лет, в 1682 году, в качестве второго царя. Первым царем тогда стал его 16-летний брат Иоанн V, но он не проявлял интереса к государственным делам. Еще один старший брат, Федор Алексеевич, скончался в 1682 году в возрасте 20 лет, но царствовал с 1676 по 1682 год и даже успел провести ряд реформ.
С 1682 по 1689 года Россией фактически управляла царевна Софья, старшая сестра Петра I, а также разные ее фавориты, например, Василий Голицын. В те годы Петр I получал домашнее образование, оно было не слишком хорошим, до конца жизни он писал с ошибками. Молодой Петр интересовался заграничными новшествами и военным делом. Своеобразной «школой жизни» для него стали «потешные полки». В 1689 году он даже приступил к строительству флота на Плещеевом озере.
В 1689 году Петр I вступил в брак с Евдокией Лопухиной. От первой жены у него был сын и наследник — царевич Алексей. Он не поладил с отцом и был казнен в 1718 году. В том же 1689 году осенью он смог свергнуть царевну Софью, но серьезно к государственным делам приступил только с 1695 года.
Рис. 2. Россия при Петре I. Карта.
Тест по теме
- /5
Вопрос 1 из 5В семье какого царя родился Петр I?
Начать тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
- Наталья Гурьева
5/5
- Максим Макаров
5/5
- Ирина Чалая
4/5
- Лидия Чалая
4/5
- Татьяна Борисова
5/5