Является ли Печорин фаталистом: разбор образа, «Герой нашего времени»

Лермонтов написал произведение «Герой нашего времени» в 1839 году. Повесть относится к социально-психологическому жанру, состоит из пяти эпизодов. Каждая часть – отдельный рассказ, сюжетное формирование отсутствует. Автор использует фабулу для построения романа. Это помогает ему максимально точно отобразить психологические особенности основного персонажа – Печорина. Читая пьесу, можно провести максимально полный анализ его личности.

Фаталист верит, что все ситуации в жизни человека предопределены свыше. Для него единственно правильным пониманием событий является фатум, рок, судьба. Проблема фатализма в романе «Герой нашего времени» – ключевой аспект повествования. Писатель раскрывает главные вопросы существования людей на земле. Печорин не относится к фаталистам. Он уверен, человек самостоятельно строит свою жизнь, от его поступков зависит будущее.

Почему фаталист – последняя глава романа

Характерная особенность произведения «Герой нашего времени» – отсутствие хронологического порядка в расположении глав. Несмотря на это, писателю удается четко передать суть романа. Образ Печорина в главе фаталист кардинально меняется. Глава стала последней частью повествования по двум причинам:

  • Своеобразное композиционное кольцо предполагает завершение действа. Лермонтов переносит героев в ту же крепость, где началась первая глава, на Кавказ;
  • Главный герой повести постоянно озадачен поиском сущности жизни, размышляет о цели бытия. В последнем эпизоде Вулич утверждает, что события предрешены. Его мнение подтверждается смертью офицера. Он не покончил жизнь самоубийством, не стрелял в себя. Персонажа убивает пьяный казак, которого он встречает совершенно случайно, направляясь к дому. Эта случайность преподносит урок Печорину, заставляя усомниться в отсутствии рока. Герой уверен, что люди могут изменить свою судьбу наперекор воле Бога.

Фатализм Печорина раскрывается в одном поступке, однако глобально его мнение не меняется.

Анализ «Фаталист»

Введение

«Фаталист» — последняя глава «Дневника Печорина» и всего романа М. А. Лермонтова «Герой нашего времени». Она подводит итог психологической характеристике главного героя произведения.
«Фаталист» явно перекликается с повестью А. С. Пушкина «Выстрел». Общими для главных героев являются хладнокровие и презрение к возможной смерти, но мотивы их поведения существенно различаются. Если пушкинским Сильвио движут понятия чести и благородства, то Вуличем и Печориным — тяга к риску и острым ощущениям. Их смелость и бесстрашие лишь подчеркивают осуждение Лермонтовым своего «потерянного» поколения.

Сюжет

Печорин описывает в дневнике случай, произошедший с ним на одной казачьей станице. Он принимает вызов в споре с поручиком Вуличем, который берется опровергнуть веру в предопределение судьбы. Вулич заряжает пистолет и приставляет его к голове. Происходит осечка, но повторным выстрелом поручик пробивает висевшую над окном фуражку.

Вулич выигрывает спор, но Печорина не оставляет мысль, что этот человек «непременно должен нынче умереть». Спустя немного времени Печорин узнает, что его соперник был случайно зарублен насмерть пьяным казаком. Идя на огромный риск, главный герой обезоруживает убийцу. Тем самым он продолжает начатую Вуличем игру со смертью.

Вулич

Хладнокровие Вулича имеет под собой достаточно простое основание — страсть к азартным играм. Еще до спора с Печориным он прославился тем, что во время нападения чеченцев не мог прервать карточную партию.

Для Вулича даже не имеет значения ставка. Его интересует только сам процесс игры и получаемое удовольствие от риска. В поисках острых ощущений поручик впервые ставит на кон собственную жизнь. Совершенно неважно, была ли его смерть действительно предопределена. Случайная и бессмысленная гибель Вулича — символическое наказание для человека, который не имеет ничего святого, кроме удовлетворения своей низменной страсти.

Печорин

Поведение Печорина в «Фаталисте» в очередной раз подтверждает его бесцельность и равнодушие к себе и окружающим людям. Даже привыкшие смотреть смерти в глаза офицеры осуждают главного героя за вступление в необычный и опасный спор с Вуличем, который мог привести к трагедии. Возражение Печорина поражает своим цинизмом: «…будто он без меня не мог найти удобного случая!».

Зловещее предчувствие не обмануло Печорина, а смерть Вулича заставила его поколебаться в отрицании предопределения. В глазах окружающих главный герой совершает настоящий подвиг, в одиночку нападая на разбушевавшегося казака. Но для самого Печорина этот поступок — всего лишь вызов судьбе. Ему не жалко ни Вулича, ни других людей, ни самого себя. Он не пытается самоутвердиться и, тем более, заслужить похвалу. По сути, бесстрашное поведение Печорина ни имеет под собой вообще никакого разумного основания.

Главная мысль автора

Еще до смерти Вулича Печорин начинает выносить себе и своему поколению беспристрастный приговор. Слепая вера предков в предопределение смешна, но она давала им уверенность и силу воли, необходимые для великих деяний и великих жертв. Современники главного героя — «жалкие потомки», утратившие все возвышенные свойства души. Холодная беспристрастность и привычка во всем сомневаться стали определяющими качествам людей.

Печорин справедливо о: «я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Проблема состоит в том, что самые отважные поступки утратили всякую ценность в сознании «героев нашего времени» и совершаются ими равнодушно, без осознания значения и пользы.

Является ли Печорин фаталистом – разбор последней главы

Роковые события еще в античный период вызывали интерес писателей. Многие произведения о фатальном исходе человеческой жизни затрагивали деятели литературы. Образ Печорина в фаталисте проявляется в следующей ситуации:

  • Персонаж обезоруживает казака, убившего офицера, самостоятельно, не боясь смерти. Это стало первым действием героя, принесшим пользу обществу;
  • Изначально Григорий безответственно относится к чужим жизням, после принимает удар на себя. В этом эпизоде он уверен – свою судьбу не обманешь. Если придется погибнуть сегодня, этого не избежать. Здесь ярко выражается фаталистический настрой персонажа;
  • В других главах произведения Печорин утверждает, что сам является хозяином своей судьбы. Высшая власть не может управлять его действиями;
  • Не один эпизод указывает на противоречивость взглядов главного действующего лица. Возможно, в душе он верит в предопределенность бытия. Герой отрицает этот факт, чтобы жить ярко, уверенно, смело.

Однозначного ответа на вопрос фатализма Григория нет. Мнения критиков на эту тему расходятся. Стремление к самореализации, основанное на отрицании, является одним из объяснений противоречивости суждений Печорина.

Отношение к смерти

Печорин считает, что сам управляет событиями жизни, нет высшей власти, которая руководила бы его желаниями. Он заметил на лице офицера Вулича «печать смерти» и сказал ему об этом. Вулич чувствует все вокруг себя по-иному. Он уверен, что жизнь определена кем-то, самостоятельно выбрать день гибели невозможно. Офицер пытается доказать это нелепым поступком. Он снимает со стены понравившийся пистолет и приставляет его ко лбу. Окружающие не хотят участвовать в самоубийстве, но на пари соглашается Печорин. Происходит осечка, Вулич стреляет еще раз, чтобы доказать, что ружье заряжено, и все с содроганием слушают звук выстрела.

Печорин удивлен результатом, он четко видел смерть на лице человека. Что это? Ошибка или неправильное внутреннее ощущение? Григорий впадает в раздумья о судьбе. Мысли переносят мужчину к далекому прошлому, когда люди смотрели на небо и думали, что кто-то следит за ними сверху и дергает за веревочки, как кукловод, направляя человека по нужному пути. Человек не верит в счастье, знает, что оно невозможно, сомневается и приходит к заблуждениям. Печорин признается: он пытался быть мечтателем, но устал и «истощил жар души». То, что произошло в этот вечер, сильно огорчило. Печать смерти прошла мимо, почему? Вопрос мучает Печорина, но темная ночь отвлекает, заставляя внимательно смотреть под ноги.

Характер Печорина в главе фаталист – основные черты

Тест ЕГЭ включает вопросы касательно характера главного героя повести. Автор изображает его как сильную духом личность. Главное задание персонажа – достигнуть поставленных целей. В пяти разделах романа отмечается – Григорий вмешивается в жизнь окружающих, приносит беды, несчастья.

В последней главе писатель демонстрирует другие качества Печорина. Поймав убийцу офицера, он сделал доброе дело. Основные черты характера героя в части «Фаталист»:

  • Храбрость;
  • Отвага;
  • Смелость;
  • Героизм.

Автор не разъясняет причины, заставившей героя пойти на риск. Он хотел принести пользу людям или проверить предопределенность собственной судьбы.

Смотри также: Отрицательные черты Печорина: почему он – противоречивая натура

Цитатная характеристика

Описание Печорина с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Печорина основан на том, что он является русским офицером в чине прапорщика. Полное имя — Григорий Александрович Печорин.

«— Его звали… Григорием Александровичем Печориным…» (Часть первая, глава I «Бэла»)

«…офицер, молодой человек…» (Часть первая, глава I «Бэла»)

«…молодой русский офицер…» (Часть первая, глава I «Бэла»)

«— Господин прапорщик!» (Часть первая, глава I «Бэла»)

Печорин родом из богатого знатного семейства.

«…должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..» (Часть первая, глава I «Бэла»)

«…притом у меня есть лакеи и деньги!» (Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 13-го мая)

Печорин — богатый дворянин, который привык вращаться в высшем свете Петербурга.

«…она вас встречала в Петербурге, где-нибудь в свете…» (Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 13-го мая)

«…я, который привык к хорошему обществу, который так короток с ее петербургскими кузинами и тетушками…» (Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая)

Внешность

Печорин — молодой человек 25 лет.

«…молодой человек лет двадцати пяти…» (Часть первая, глава I «Бэла»)

«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать». (Часть первая, глава II «Максим Максимыч»)

Внешний вид Печорина отличается аристократизмом: он стройный, изящный, с бледной кожей.

«…такой тоненький, беленький…» (Часть первая, глава I «Бэла»)

«…молодой русский офицер стройнее их… Он как тополь между ними…» (Часть первая, глава I «Бэла»)

«Он был среднего роста; стройный…» (Часть первая, глава II «Максим Максимыч»)

«…его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев…» (Часть первая, глава II «Максим Максимыч»)

Несмотря на то, что Печорин уже давно не мальчик, он остается по-юношески свеж.

«…на вид я еще мальчик: лицо хотя бледно, но еще свежо; члены гибки и стройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит…» (Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая)

Несмотря на внешнюю хрупкость, Печорин — сильный, крепкий молодой человек, привыкший к разного рода испытаниям.

«…тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…» (Часть первая, глава II «Максим Максимыч»)

Печорин обладает привлекательной, благородной внешностью и способен нравиться женщинам.

«Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза…» (Часть первая, глава II «Максим Максимыч»)

«…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…» (Часть первая, глава II «Максим Максимыч»)

В портретной характеристике Печорина большое значение имеют его холодные, равнодушные глаза и проницательный взгляд.

«Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! — Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».(Часть первая, глава II «Максим Максимыч»)

На протяжении романа одежда Печорина последовательно сменяется. Григорий предстает то в армейском камзоле, то в дорожном сюртуке, то в модном столичном камзоле и даже в черкесском костюме. Неизменным остаётся лишь чистое, аккуратное белье и стремление Григория всегда выглядеть модно и опрятно.

«…галуны на нем золотые…» (Часть первая, глава I «Бэла»)

«…пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека…» (Часть первая, глава II «Максим Максимыч»)

«…петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты…» (Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 11-го мая)

«…Мне в самом деле говорили, что в черкесском костюме верхом я больше похож на кабардинца, чем многие кабардинцы. И точно, что касается до этой благородной боевой одежды, я совершенный денди: ни одного галуна лишнего; оружие ценное в простой отделке, мех на шапке не слишком длинный, не слишком короткий; ноговицы и черевики пригнаны со всевозможной точностью; бешмет белый, черкеска темно-бурая…» (Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го мая)

Печорин — большой щёголь, у которого даже коляска и слуга имеют весьма презентабельный вид.

«…пустая дорожная коляска; ее легкий ход, удобное устройство и щегольской вид имели какой-то заграничный отпечаток. За нею шел человек с большими усами, в венгерке, довольно хорошо одетый для лакея; в его звании нельзя было ошибиться, видя ухарскую замашку, с которой он вытряхивал золу из трубки и покрикивал на ямщика. Он был явно балованный слуга ленивого барина — нечто вроде русского Фигаро». (Часть первая, глава II «Максим Максимыч»)

Походка Печорина отличается небрежностью, вальяжностью.

«Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». (Часть первая, глава II «Максим Максимыч»)

Вулич и судьба

Офицер проверил судьбу, попытавшись выстрелить себе в лоб. Осечка доказывала, что он не может сам руководить смертью. Кто-то свыше избирает день гибели человека, сам он не вправе решать, когда умирать. Вулич пытается доказать сослуживцам свою идею рока. Офицеры не могут понять причину осечки. Сухой порох, неисправность оружия?

Но в голове все равно стоит суть пари: судьбой нельзя управлять.

Вулич, выигравший спор, возвращается домой. Он встречает пьяного казака, изрубившего свинью. Вулич мог остаться в стороне от прохожего, но он вдруг решается спросить, кого тот ищет. Казак отвечает: «Тебя!». Пьяный разрубает Вулича. Офицер перед смертью произносит роковую фразу: «Он прав!». Печорин был прав, когда увидел на лице смерть. Близкая кончина меняла внешность, подбиралась к человеку, но не торопилась, давая возможность дожить до точной даты. Стал ли знак предвестником беды или это только хорошо развитые инстинкты Григория?

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: