Сравнительная характеристика образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, роман Гончарова «Обломов»
автор: Ekaterina 13.03.2021 12 Комментарии
статьи
школьная программа
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – возлюбленные Ильи Обломова в одноименном романе И. А. Гончарова. Ольга Ильинская – потомственная дворянка, девушка двадцати лет, с которой Обломова познакомил Штольц. Она поёт, играет на рояле, читает, интересуется театром и живописью. Автор сравнивает её внешность со статуей «грации и гармонии». Агафья Пшеницына – тридцатилетняя вдова, хозяйка дома на Выборгской стороне, в который переезжает Илья Ильич. Она живёт спокойно, занимается хозяйством, детьми, создает впечатление доброй, приятной и простой женщины. Эти героини, каждая по-своему, влияют на жизнь Обломова. Они обе испытывают нежные, теплые чувства к Илье Ильичу.
Ольга Ильинская хотела спасти душу Обломова от лени и апатии, заставляла его читать, много ходить, посещать с ней театры и музеи. Она была властна над ним, и, как пишет автор, «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света». Это тешило её самолюбие. Ольга Сергеевна обладала живым умом и чуткой натурой. «Настойчивость в намерениях и упорство» отличали её от безвольной Пшеницыной. Светлые чувства Ильинской к Илье Обломову побуждали её к попыткам расшевелить и наполнить его ленивую и бессмысленную жизнь.
Если Ольга любила Обломова за нежность и душевную чистоту, хотя и видела, что он нравственно умирает, то Пшеницына видела в Илье своеобразный идеал мужчины, в котором ее все устраивало. К сожалению, ни одна, ни другая не смогла его изменить. Мотивация Обломова напрямую зависела от Ольги, он хотел двигаться и что-то делать только ради нее, но, как только их роман закончился, Илья вошел в свой привычный, неподвижный во всех смыслах, образ жизни. Агафья Матвеевна любит его просто и бескорыстно, ничего не требуя, но она способствует его упадку. Можно сказать, что Агафья Матвеевна душит его своей заботой, подобной материнской любви, но которая не мотивирует Обломова жить и действовать, а потакает его слабостям.
Обе женщины имеют схожие прекрасные черты: доброта, искренность и простота; но даже эти их качества не смогли спасти Илью Ильича Обломова.
Давайте обобщим:
У обеих женщин мало общего, кроме, разве что, их чувств к Обломову, доброты и верности. Их можно назвать героинями-антиподами, так как Гончаров противопоставляет двух возлюбленных Обломова друг другу.
1.Ильинская – дворянского происхождения, умна, имеет прекрасное образование, читает книги, владеет французским, ходит в театр. Пшеницына же малообразованна, немного «глуповата», простого происхождения, развитию она предпочитает занятия домашним хозяйством и хлопоты по дому. Пишет даже на родном языке с трудом.
2.Ольга молода, ей 20 лет. Агафье Матвеевной же около 30.
3.Ильинская стройная, живая, подвижная, Пшеницына же полновата, но автор в ней о.
4.Ольга пытается изменить Обломова, простимулировать его развитие, Агафья Матвеевна же принимает нашего главного героя таким, какой он есть, не делает попыток его изменить.
5.Ильинская отличалась гордостью и самолюбием, ей часто было скучно в обществе других людей, Пшеницына же не была о себе очень высокого мнения, отличалась скромностью и простотой в общении, говорила, что считает себя «замарашкой».
6.Ольга воспринимала любовь как долг, ее чувства были рассудочными, исходили больше из ума, чем из сердца. Он любила, скорее, «будущий» образ Обломова, а не реального человека. Любовь же Агафьи Матвеевны была более земной, теплой, сердечной.
7.Ильинская, в конце концов, разочаровывается в Обломове, Пшеницына же считает его идеальным мужчиной, всегда восхищается им. А после смерти главного героя ее «свет гаснет». Ольга же выходит замуж за Штольца.
8.Илья Ильич испытывал сильные романтичные чувства к Ольге, но одновременно она пугала и волновала его. С Агафьей Матвеевной ему было хорошо и спокойно. Он выбрал Пшеницыну, так как она могла заботиться о нем, восхищалась им и создала для него идеальную, в его понимании, жизнь.
9.Интересен также и символизм фамилий двух главных женских героинь романа. Фамилия Агафьи Матвеевны говорит о кормлении, заботе. Фамилия же Ольги схожа с именем-отчеством главного героя. Возможно, автор этим намекает на то, что Ольга Ильинская стала бы более подходящей спутницей жизни для Обломова, и благодаря ей он смог бы развиваться, реализовать свои таланты, но он предпочел «сытую погибель» в обществе Пшеницыной.
Похожие статьи:
Образ Ольги Ильинской
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:
<- Предыдущая запись
Следующая запись ->
Два типа любви – Ольги и Агафьи
В «Обломове» Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, как более восприимчивые и чувственные. Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым, всеохватывающим чувством, ради которого она готова была даже втайне от тети сбежать на свидание с Обломовым.
С другой же стороны, любовь девушки была эгоистичной – Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, стараясь перекроить как его личность, так и его жизнь под свое понимание правильного пути. Расставание возлюбленных было связано не только с пониманием, что оба любили иллюзорные, частично выдуманные и идеализированные образы друг друга, но и с осознанием, что любовь может строиться только на принятии человека таким, какой он есть.
Обломов это понимал, поэтому и подсознательно боялся дальнейших отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратилась бы в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, ведь они оба не были готовы уступить другому и измениться.
Стремительная, деятельная Ольга могла только вдохновлять своим примером Обломова, но чтобы искоренить в его душе «обломовщину», ей не хватало уступчивости и той женской мудрости, которая приходит с возрастом.
Совершенно иной любовью полюбила Обломова Агафья. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него атмосферой, воссоздав Обломовку прямо в своей квартире, но и обожала, практически боготворила своего мужа.
Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, продолжая заботиться и создавать для него максимальный уют даже в трудные моменты, делая все, чтобы мужчине не приходилось самому задумываться о суетном быте.
Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее ребенок всегда оставался дома, не покидая ее ради соблазнов реального мира, потакая каждой его приходи и малейшему желанию. Однако такая забота всегда пагубна, поэтому и привела к болезни, а затем и к смерти Обломова.
Женские образы в романе Гончарова «Обломов» – это два сборных, типичных женских образа 19 века, изображая которые автор раскрывает ряд важных социальных и философских вопросов.
Писатель раздумывает над женской судьбой в российском обществе и вопросами достижения женщиной не только семейного, но и личного счастья, анализирует два диаметрально противоположных, но приводящих к краху типа любви.
Гончаров не дает конкретных ответов, но предоставляет читателю обширное поле для размышлений над этими вечными вопросами, интересующими людей и в наше время.
Ольга Ильинская
Другой женский образ — Ольга Ильинская. Она покорила сердце Ильи Обломова своей красотой, неприемлемостью всякого кокетства, непохожестью на других девушек. Этот персонаж наиболее полно раскрыт писателем Гончаровым. Женские образы в романе «Обломов» обрели в нем наиболее яркую составляющую.
В Ольге органично уживались ум, интеллигентность, простота и свободный нрав. Ее личность — многогранна. Девушку привлекают литература, музыка. Она воспринимает красоту природы. Именно знакомство с ней сделало, казалось бы, невозможное: заставило Илью Ильича оторваться от дивана, начать общаться с людьми и даже попытаться наладить свою жизнь.
Пересечение трех судеб
Пшеницына и Ильинская показаны автором как два персонажа, которые противопоставлены друг другу. Ольга — это образ девушки, смотрящей в будущее современным взглядом, феминистки, со своей точкой зрения на все. Пшеницына же — поистине русская женщина, основной целью жизни которой было сохранить домашний очаг и во всем слушаться своего супруга. Для Ольги любовь и чувство долга тесно связаны, она считала своей миссией полностью поменять Обломова. Чувства Агафьи же были другие, женщина обожала своего мужа, не видя в нем никаких недостатков.
Обломов любил своих избранниц также по-разному. К Ольге герой испытывал всепоглощающие чувства, которые захватили его полностью, они даже на короткое время вынудили Илью Ильича отступить от обыденного, бездейственного образа жизни. Любовь к Агафье абсолютно другая, она больше походила на благодарность, почтение и, как и вся их семейная жизнь, была тихой, не трепетала душу.
Чувства к Ольге были для Обломова своего рода испытанием, закончив которое он бы, возможно, изменился, оставил в прошлом «обломовщину» и начал жить полной и деятельной жизнью. Но в планы героя не входило переломить себя, он хотел остаться в своих мечтах и иллюзиях, потому он и не покинул дом Пшеницыной даже тогда, когда у Штольца возникло желание отвезти его к себе.
Почему герой не захотел ничего менять? Главная причина, из-за которой Илью Ильича засосало в болото «обломовщины», заключается не в излишней заботе и понимании Пшеницыной персонажа, а в самом Обломове. В самом начале романа он автором показан как человек, пренебрегающий внешним миром, который предпочел всегда находиться в фантазиях и не хочет возвращаться к реалиям.
Любовь — это то чувство, которое способно возродить, повлиять и, в конце концов, разбудить человека, для которого еще не слишком поздно, однако герой Гончарова давно уже умер, как об этом однажды высказалась Ольга. Показывая любовь Обломова к двум своим избранницам, автор дает читателю пищу для размышлений о том, какова природа и смысл любви в жизни каждого.
Вывод
И. А. Гончаров мастерски изобразил в романе «Обломов» два действительно прекрасных женских образа. В этом проявились его талант, наблюдательность, знание жизни. Женщина, активно обустраивающая жизнь, и женщина – хранительница домашнего очага. Женские образы в романе «Обломов» актуальны и для нашего времени. Илья Александрович, как настоящий волшебник слова, тонко раскрывает черты каждого из этих персонажей. В результате и Ольга Ильинская, и Агафья Пшеницына — персонажи, показанные своим создателем мастерски, с огромной художественной силой и убедительностью.
Характерно, что и Ольга, и Агафья, по ходу сюжета книги, очно не встречаются. Каждая из них живет и действует в своем окружении. Одна – деятельная, активная, поддерживающая и помогающая; другая – уютная, домашняя, самоотверженная, любящая до конца. Какой из них вам больше нравится? Решайте сами.
Образы женщин. Мать Обломова
Какие же знаковые для русской литературы XIX века создает Гончаров И. А. («Обломов») женские образы? Расскажем подробней о них.
Наиболее разрушительно на взрослеющего Обломова повлияла его собственная мать. То воспитание, которое он получил от нее, сформировало социально-пассивную, индифферентную к окружающей жизни личность, погруженную в мир своих грез. Будучи помещицей в деревне Обломовка, мать Ильи Ильича лично способствовала утверждению там культа безделья. Это по ее распоряжению за живым и смышленым ребенком Ильюшей бегали няни, бдительно следя, чтобы паренек не брался ни за какую работу.
Женские образы в романе «Обломов» характерны, они активно участвуют в формировании его как человека. В результате, например, влияния матери из мальчишки вырос разоряющийся поместный дворянин, не имеющий деловой хватки, обманываемый мошенниками, список которых следовало начинать с управляющего имением.
Верность Агафьи Пшеницыной
Неслучайно наивысшей степени духовности достигает характер в женских образах романа И. А. Гончарова «Обломов», причем именно в образе неграмотной, несовременной Агафьи Матвеевны.
Вдова Пшеницына, незаконная жена Обломова, привлекает читателя своей цельностью, искренностью. Для нее в семейной жизни главное – не материальный аспект, а душевность отношений. Такая женщина действительно будет рядом с любимым человеком в горе и в радости, в богатстве и нищете. Для обеспечения надлежащего ухода за болеющим Обломовым она продает свои ценные вещи. А когда узнает о том, что ее братец и кум низко обманывают и разоряют Илью Ильича, то разрывает с ними всякие отношения.
После смерти Обломова она теряет всякий интерес к жизни. «Будто душу вынули», — говорит она о себе. Разве это не высокое чувство?
Идея создания образа Ольги
Ильинская — дворянского происхождения, она внешне очень гармонична: несколько высока, с правильными чертами лица и формами тела. Ее познакомил с Ильей Ильичем их общий друг Штольц. Ольге нравится богатство ума Ильи Обломова, однако претит его стиль жизни: лень и пустые рассуждения. Она ставит для себя сверхзадачу — вернуть Илью Ильича к нормальной жизни, перевоспитав его.
Девушка представляет собой идеал жены-подруги, жены-соратницы. Ильинская, в противовес матери Обломова и Пшеницыной, представляет новые, современные, активные женские образы в романе. Обломова же смущает ее напор.
Ольга всецело увлечена своим замыслом – перевоспитать Илью Ильича. Она усматривает в этом свою миссию. В ее понимании и жизнь, и любовь являются, по крупному счету, исполнением долга. Поэтому свое рассудочное стремление – изменить Обломова — она принимает за любовь, не дополняя его душевным теплом. При этом Ольга сама признает, что ранее к своим близким людям она никогда не предъявляла настолько серьезные критерии. Обломова смущают новые аспекты в их отношениях.
Литературный критик Писарев назвал типаж Ольги — «женщиной будущего». Ведь ей присущи, с одной стороны — естественность, а с другой – органичное соединение размышления и действия.
О персонажах романа
В книге Ивана Александровича немного героев. Это позволяет автору представить по ходу романа развернутую характеристику каждому из них. Причем Гончаров талантливо использует выстроенную им самим систему образов-антиподов: Штольц – Обломов, Ильинская – Пшеницына.
Женские образы в романе «Обломов» — сюжетообразующие. Вначале это была мать, затем предмет влюбленности главного героя — Ольга Ильинская и, наконец, женщина, ставшая ему супругой и народившая ему сына Андрюшу — Агафья Матвеевна Пшеницына. Сам же Илья Ильич Обломов — человек крайне безынициативный и инертный, лелеющий свою лень и постоянно пребывающий в пассивном размышлении. Он по своей натуре — ведомый. Поэтому вся его жизнь как бы проистекает в русле, обозначенном другими людьми. Точнее сказать — близкими ему женщинами.
🗹