Сравнительная характеристика образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, роман Гончарова «Обломов»

Сравнительная характеристика образов Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, роман Гончарова «Обломов»

автор: Ekaterina 13.03.2021 12 Комментарии

статьи

школьная программа

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – возлюбленные Ильи Обломова в одноименном романе И. А. Гончарова. Ольга Ильинская – потомственная дворянка, девушка двадцати лет, с которой Обломова познакомил Штольц. Она поёт, играет на рояле, читает, интересуется театром и живописью. Автор сравнивает её внешность со статуей «грации и гармонии». Агафья Пшеницына – тридцатилетняя вдова, хозяйка дома на Выборгской стороне, в который переезжает Илья Ильич. Она живёт спокойно, занимается хозяйством, детьми, создает впечатление доброй, приятной и простой женщины. Эти героини, каждая по-своему, влияют на жизнь Обломова. Они обе испытывают нежные, теплые чувства к Илье Ильичу.

Ольга Ильинская хотела спасти душу Обломова от лени и апатии, заставляла его читать, много ходить, посещать с ней театры и музеи. Она была властна над ним, и, как пишет автор, «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света». Это тешило её самолюбие. Ольга Сергеевна обладала живым умом и чуткой натурой. «Настойчивость в намерениях и упорство» отличали её от безвольной Пшеницыной. Светлые чувства Ильинской к Илье Обломову побуждали её к попыткам расшевелить и наполнить его ленивую и бессмысленную жизнь.

Если Ольга любила Обломова за нежность и душевную чистоту, хотя и видела, что он нравственно умирает, то Пшеницына видела в Илье своеобразный идеал мужчины, в котором ее все устраивало. К сожалению, ни одна, ни другая не смогла его изменить. Мотивация Обломова напрямую зависела от Ольги, он хотел двигаться и что-то делать только ради нее, но, как только их роман закончился, Илья вошел в свой привычный, неподвижный во всех смыслах, образ жизни. Агафья Матвеевна любит его просто и бескорыстно, ничего не требуя, но она способствует его упадку. Можно сказать, что Агафья Матвеевна душит его своей заботой, подобной материнской любви, но которая не мотивирует Обломова жить и действовать, а потакает его слабостям.

Обе женщины имеют схожие прекрасные черты: доброта, искренность и простота; но даже эти их качества не смогли спасти Илью Ильича Обломова.

Давайте обобщим:

У обеих женщин мало общего, кроме, разве что, их чувств к Обломову, доброты и верности. Их можно назвать героинями-антиподами, так как Гончаров противопоставляет двух возлюбленных Обломова друг другу.

1.Ильинская – дворянского происхождения, умна, имеет прекрасное образование, читает книги, владеет французским, ходит в театр. Пшеницына же малообразованна, немного «глуповата», простого происхождения, развитию она предпочитает занятия домашним хозяйством и хлопоты по дому. Пишет даже на родном языке с трудом.

2.Ольга молода, ей 20 лет. Агафье Матвеевной же около 30.

3.Ильинская стройная, живая, подвижная, Пшеницына же полновата, но автор в ней о.

4.Ольга пытается изменить Обломова, простимулировать его развитие, Агафья Матвеевна же принимает нашего главного героя таким, какой он есть, не делает попыток его изменить.

5.Ильинская отличалась гордостью и самолюбием, ей часто было скучно в обществе других людей, Пшеницына же не была о себе очень высокого мнения, отличалась скромностью и простотой в общении, говорила, что считает себя «замарашкой».

6.Ольга воспринимала любовь как долг, ее чувства были рассудочными, исходили больше из ума, чем из сердца. Он любила, скорее, «будущий» образ Обломова, а не реального человека. Любовь же Агафьи Матвеевны была более земной, теплой, сердечной.

7.Ильинская, в конце концов, разочаровывается в Обломове, Пшеницына же считает его идеальным мужчиной, всегда восхищается им. А после смерти главного героя ее «свет гаснет». Ольга же выходит замуж за Штольца.

8.Илья Ильич испытывал сильные романтичные чувства к Ольге, но одновременно она пугала и волновала его. С Агафьей Матвеевной ему было хорошо и спокойно. Он выбрал Пшеницыну, так как она могла заботиться о нем, восхищалась им и создала для него идеальную, в его понимании, жизнь.

9.Интересен также и символизм фамилий двух главных женских героинь романа. Фамилия Агафьи Матвеевны говорит о кормлении, заботе. Фамилия же Ольги схожа с именем-отчеством главного героя. Возможно, автор этим намекает на то, что Ольга Ильинская стала бы более подходящей спутницей жизни для Обломова, и благодаря ей он смог бы развиваться, реализовать свои таланты, но он предпочел «сытую погибель» в обществе Пшеницыной.

Похожие статьи:

Образ Ольги Ильинской

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

<- Предыдущая запись

Следующая запись ->

Два типа любви – Ольги и Агафьи

В «Обломове» Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, как более восприимчивые и чувственные. Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым, всеохватывающим чувством, ради которого она готова была даже втайне от тети сбежать на свидание с Обломовым.

С другой же стороны, любовь девушки была эгоистичной – Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, стараясь перекроить как его личность, так и его жизнь под свое понимание правильного пути. Расставание возлюбленных было связано не только с пониманием, что оба любили иллюзорные, частично выдуманные и идеализированные образы друг друга, но и с осознанием, что любовь может строиться только на принятии человека таким, какой он есть.

Обломов это понимал, поэтому и подсознательно боялся дальнейших отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратилась бы в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, ведь они оба не были готовы уступить другому и измениться.

Стремительная, деятельная Ольга могла только вдохновлять своим примером Обломова, но чтобы искоренить в его душе «обломовщину», ей не хватало уступчивости и той женской мудрости, которая приходит с возрастом.

Совершенно иной любовью полюбила Обломова Агафья. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него атмосферой, воссоздав Обломовку прямо в своей квартире, но и обожала, практически боготворила своего мужа.

Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, продолжая заботиться и создавать для него максимальный уют даже в трудные моменты, делая все, чтобы мужчине не приходилось самому задумываться о суетном быте.

Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее ребенок всегда оставался дома, не покидая ее ради соблазнов реального мира, потакая каждой его приходи и малейшему желанию. Однако такая забота всегда пагубна, поэтому и привела к болезни, а затем и к смерти Обломова.

Женские образы в романе Гончарова «Обломов» – это два сборных, типичных женских образа 19 века, изображая которые автор раскрывает ряд важных социальных и философских вопросов.

Писатель раздумывает над женской судьбой в российском обществе и вопросами достижения женщиной не только семейного, но и личного счастья, анализирует два диаметрально противоположных, но приводящих к краху типа любви.

Гончаров не дает конкретных ответов, но предоставляет читателю обширное поле для размышлений над этими вечными вопросами, интересующими людей и в наше время.

Ольга Ильинская

Другой женский образ — Ольга Ильинская. Она покорила сердце Ильи Обломова своей красотой, неприемлемостью всякого кокетства, непохожестью на других девушек. Этот персонаж наиболее полно раскрыт писателем Гончаровым. Женские образы в романе «Обломов» обрели в нем наиболее яркую составляющую.

В Ольге органично уживались ум, интеллигентность, простота и свободный нрав. Ее личность — многогранна. Девушку привлекают литература, музыка. Она воспринимает красоту природы. Именно знакомство с ней сделало, казалось бы, невозможное: заставило Илью Ильича оторваться от дивана, начать общаться с людьми и даже попытаться наладить свою жизнь.

Пересечение трех судеб

Пшеницына и Ильинская показаны автором как два персонажа, которые противопоставлены друг другу. Ольга — это образ девушки, смотрящей в будущее современным взглядом, феминистки, со своей точкой зрения на все. Пшеницына же — поистине русская женщина, основной целью жизни которой было сохранить домашний очаг и во всем слушаться своего супруга. Для Ольги любовь и чувство долга тесно связаны, она считала своей миссией полностью поменять Обломова. Чувства Агафьи же были другие, женщина обожала своего мужа, не видя в нем никаких недостатков.

Обломов любил своих избранниц также по-разному. К Ольге герой испытывал всепоглощающие чувства, которые захватили его полностью, они даже на короткое время вынудили Илью Ильича отступить от обыденного, бездейственного образа жизни. Любовь к Агафье абсолютно другая, она больше походила на благодарность, почтение и, как и вся их семейная жизнь, была тихой, не трепетала душу.

Чувства к Ольге были для Обломова своего рода испытанием, закончив которое он бы, возможно, изменился, оставил в прошлом «обломовщину» и начал жить полной и деятельной жизнью. Но в планы героя не входило переломить себя, он хотел остаться в своих мечтах и иллюзиях, потому он и не покинул дом Пшеницыной даже тогда, когда у Штольца возникло желание отвезти его к себе.

Почему герой не захотел ничего менять? Главная причина, из-за которой Илью Ильича засосало в болото «обломовщины», заключается не в излишней заботе и понимании Пшеницыной персонажа, а в самом Обломове. В самом начале романа он автором показан как человек, пренебрегающий внешним миром, который предпочел всегда находиться в фантазиях и не хочет возвращаться к реалиям.

Любовь — это то чувство, которое способно возродить, повлиять и, в конце концов, разбудить человека, для которого еще не слишком поздно, однако герой Гончарова давно уже умер, как об этом однажды высказалась Ольга. Показывая любовь Обломова к двум своим избранницам, автор дает читателю пищу для размышлений о том, какова природа и смысл любви в жизни каждого.

Вывод

И. А. Гончаров мастерски изобразил в романе «Обломов» два действительно прекрасных женских образа. В этом проявились его талант, наблюдательность, знание жизни. Женщина, активно обустраивающая жизнь, и женщина – хранительница домашнего очага. Женские образы в романе «Обломов» актуальны и для нашего времени. Илья Александрович, как настоящий волшебник слова, тонко раскрывает черты каждого из этих персонажей. В результате и Ольга Ильинская, и Агафья Пшеницына — персонажи, показанные своим создателем мастерски, с огромной художественной силой и убедительностью.

Характерно, что и Ольга, и Агафья, по ходу сюжета книги, очно не встречаются. Каждая из них живет и действует в своем окружении. Одна – деятельная, активная, поддерживающая и помогающая; другая – уютная, домашняя, самоотверженная, любящая до конца. Какой из них вам больше нравится? Решайте сами.

Образы женщин. Мать Обломова

женские образы в романе обломова

Какие же знаковые для русской литературы XIX века создает Гончаров И. А. («Обломов») женские образы? Расскажем подробней о них.

Наиболее разрушительно на взрослеющего Обломова повлияла его собственная мать. То воспитание, которое он получил от нее, сформировало социально-пассивную, индифферентную к окружающей жизни личность, погруженную в мир своих грез. Будучи помещицей в деревне Обломовка, мать Ильи Ильича лично способствовала утверждению там культа безделья. Это по ее распоряжению за живым и смышленым ребенком Ильюшей бегали няни, бдительно следя, чтобы паренек не брался ни за какую работу.

Женские образы в романе «Обломов» характерны, они активно участвуют в формировании его как человека. В результате, например, влияния матери из мальчишки вырос разоряющийся поместный дворянин, не имеющий деловой хватки, обманываемый мошенниками, список которых следовало начинать с управляющего имением.

Верность Агафьи Пшеницыной

Неслучайно наивысшей степени духовности достигает характер в женских образах романа И. А. Гончарова «Обломов», причем именно в образе неграмотной, несовременной Агафьи Матвеевны.

Вдова Пшеницына, незаконная жена Обломова, привлекает читателя своей цельностью, искренностью. Для нее в семейной жизни главное – не материальный аспект, а душевность отношений. Такая женщина действительно будет рядом с любимым человеком в горе и в радости, в богатстве и нищете. Для обеспечения надлежащего ухода за болеющим Обломовым она продает свои ценные вещи. А когда узнает о том, что ее братец и кум низко обманывают и разоряют Илью Ильича, то разрывает с ними всякие отношения.

После смерти Обломова она теряет всякий интерес к жизни. «Будто душу вынули», — говорит она о себе. Разве это не высокое чувство?

Идея создания образа Ольги

Ильинская — дворянского происхождения, она внешне очень гармонична: несколько высока, с правильными чертами лица и формами тела. Ее познакомил с Ильей Ильичем их общий друг Штольц. Ольге нравится богатство ума Ильи Обломова, однако претит его стиль жизни: лень и пустые рассуждения. Она ставит для себя сверхзадачу — вернуть Илью Ильича к нормальной жизни, перевоспитав его.

образ ольги

Ольга всецело увлечена своим замыслом – перевоспитать Илью Ильича. Она усматривает в этом свою миссию. В ее понимании и жизнь, и любовь являются, по крупному счету, исполнением долга. Поэтому свое рассудочное стремление – изменить Обломова — она принимает за любовь, не дополняя его душевным теплом. При этом Ольга сама признает, что ранее к своим близким людям она никогда не предъявляла настолько серьезные критерии. Обломова смущают новые аспекты в их отношениях.

Литературный критик Писарев назвал типаж Ольги — «женщиной будущего». Ведь ей присущи, с одной стороны — естественность, а с другой – органичное соединение размышления и действия.

О персонажах романа

В книге Ивана Александровича немного героев. Это позволяет автору представить по ходу романа развернутую характеристику каждому из них. Причем Гончаров талантливо использует выстроенную им самим систему образов-антиподов: Штольц – Обломов, Ильинская – Пшеницына.

Женские образы в романе «Обломов» — сюжетообразующие. Вначале это была мать, затем предмет влюбленности главного героя — Ольга Ильинская и, наконец, женщина, ставшая ему супругой и народившая ему сына Андрюшу — Агафья Матвеевна Пшеницына. Сам же Илья Ильич Обломов — человек крайне безынициативный и инертный, лелеющий свою лень и постоянно пребывающий в пассивном размышлении. Он по своей натуре — ведомый. Поэтому вся его жизнь как бы проистекает в русле, обозначенном другими людьми. Точнее сказать — близкими ему женщинами.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: