В 1902 году была написана пьеса «На дне». Аргументы к созданию этой драмы М. Горький видел в том, что рядом с благополучным и обеспеченным миром господ живут люди, «выброшенные на самое дно». Их стараются не замечать. В сытом обществе не принято обсуждать адские условия жизни социальных низов. Автор вынес эту проблему на театральную сцену. Мечта и реальность по произведению «На дне» вступают в конфликт друг с другом через мысли и чувства персонажей.
Вера в мечту
Жизнь ночлежки настолько беспросветна и безрадостна, что почти всем ее обитателям необходимо найти какую-либо отдушину, чтобы хоть ненадолго забыть о своем ужасном существовании. Такой отдушиной для каждого становятся:
- воспоминания о прошлом;
- фантазии о будущем.
Так, умирающая Анна мечтает о рае, покое. Ведь она никогда не была счастлива. Постоянная нищета и побои мужа, — вот и все что у нее было. Поэтому Анна очень хочет верить, что после смерти ее ждет что-то хорошее.
Мечтой и надеждой о лучшей доле живет и муж Анны Клещ. Он несколько свысока относится к обитателям ночлежного дома, так как считает их пропащими людьми, без цели и смысла. Сам же Клещ привык работать и гордится этим. Он строит иллюзии, что обязательно вырвется на поверхность для достойной жизни. Но после смерти жены бедолага вынужден продать инструменты, и разбиваются его последние надежды.
Клещу, стремящемуся жить честно, как «рабочий человек», в пьесе противопоставлен Пепел — вор, мучающийся сознанием преступности своего дела. Он неприязненно относится к Клещу за его злость и гордыню, сам он старается жить просто и весело, считает себя человеком вольным. Широта его души, способность к высоким чувствам проявляются в том, что он одалживает деньги Актеру, зная, что тот наверняка их не отдаст, в том, что он способен полюбить Наташу.
Любовь пробуждает в душе Пепла лишние чувства, вселяет надежду: «Я — грамотный… буду работать…» Но в пьесе беспощадная реальность разрушает мечты Пепла: не решившись на убийство Костылева по просьбе Василисы, он убивает его неумышленно и попадает под суд.
Верит в возможность настоящей, чистой любви проститутка Настя. На дне ей суждено оставаться всю жизнь. Почему? Ответ прост, Настя мечтает выбраться из страшной ночлежки, но ничего для этого не предпринимает. Девушка читает любовные романы, чтобы потом рассказывать их обитателям ночлежки, как истории из своей жизни. Неслучайно уже на первых страницах пьесы мы видим Настю с книжкой «Роковая любовь», над которой так смеется Барон. Каждый новый прочитанный роман будит воображение девушки: она непременно представляет себя на месте героини.
Свое актерское прошлое мечтает вернуть бывший артист Сверчков-Заволжский, который беспробудно пьет. Он постоянно вспоминает обрывки своих ролей, стихов и мечтает о сцене. Веру в Актере укрепляет и старичок Лука рассказами о мифической больнице, где бесплатно избавляют от алкоголизма.
Персонажи пьесы своим стремлением к простому человеческому счастью похожи на героиню произведения Куприна «Олеся». Мечтательная девушка окунулась в мир волшебных грез о любви и не смогла объективно оценить ситуацию. Куприн подчеркивает, что не все наши мечты могут превратиться в реальность.
Акт 3
Действие проходит ранней весной, на заднем дворе ночлежки, называемом «Пустырём». Присутствуют Наташа, Настя, Лука, Барон и Клещ, Бубнов выглядывает из окна. Настя увлечённо выдумывает любовную историю между собой и неким студентом. Барон со смехом отмечает, что у студента поменялось имя. Лука встаёт на её сторону со словами: «Не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот в чём дело!». Настя продолжает, но Барон подмечает, что эта история из её книги «Роковая Любовь». Лука успокаивает её и уводит в сторону. Барон интересуется, почему другим так нравится врать, Наташа признаётся, что любит врать себе. Барон сопереживает Наташе, Костылёв её часто бьёт (ранее его называли кровопийцей) и уходит мириться с Настей. Лука рассказывает историю из своего прошлого про то, как он пощадил воров, бывших каторжников, оказавшихся хорошими людьми. Бубнов признаётся, что не умеет врать. Клещ внезапно кричит на него. Его взгляды более материалистичны, он уходит. Бубнова это забавляет, Лука остаётся при своём.
Появляется Пепел, узнав о проблеме Клеща, осуждает его, передразнивая. После очередной дискуссии на тему лжи, Васька решительно предлагает Наташе уйти с ним и пообещал бросить воровство. Она не решается, хотя ее поддерживает Лука, а сестра подшучивает над ней из окна. Выходит Костылёв, прогоняя Наташу. Начинается перепалка, но Лука охлаждает его пыл, и вор уходит. Скоро уходит и Лука, хозяин ночлежки интересуется у него, куда он держит путь. Странник идёт куда глаза глядят, но для Котылёва это неприемлемо. Он считает, что у каждого должно быть свое место, и покидать его нельзя. Для Луки же все люди разные. Хозяин ночлежки пытается неловко угрожать оппоненту, раззадорившись, однако, Василиса вовремя зовёт его на чай.
Появляются Сатин и Актёр. Последний не оставляет мыслей о лечебнице и уже день не пил. Лука не до конца понимает Сатина и расспрашивает его о прошлом. Сатин около четырёх с половиной лет просидел за убийство подлеца, совершенное по вспыльчивости – покойник оскорбил его сестру. В тюрьме свой образ жизни и заработал, став игроком. Приходит Клещ: он продал практически всё, чтобы похоронить жену, он больше не может работать.
Наташа вновь сцепилась с сестрой. Актёр приводит Пепла, он мешает Василисе бить сестру и случайно ударяет Костылёва. Тот падает и разбивается, начинается путаница: Василиса обвиняет Пепла в убийстве, он оглашает их договор. Наташа, будучи не в себе, проклинает его.
Утешительная философия
Удивительно, но мечта не делает ни одного из жителей ночлежки счастливым. Скорее, наоборот: каждый из них еще более остро сознает свое бессилие перед жизнью и еще сильнее страдает от этого. Неожиданно перед ночлежниками появляется старичок Лука, носитель особой «утешительной» философии. Он жалеет людей, утешает их в страдании. Лука успокаивает умирающую Анну, рассказывая ей о райской жизни. Он поддерживает Настю в ее мечтах о большой, чистой любви.
Лука рассказывает Актеру, что есть бесплатные лечебницы для алкоголиков, где его обязательно вылечат, и он снова будет играть в театре. «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь!» — говорит старичок. Актер же, для которого лечение — последняя надежда, пытается не упустить свой шанс (один день он не пьет, а работает, подметая улицу).
Странник сумел вселить в сердце каждого искру надежды и мечты. Но какой результат этого? Лука ушел, а жизнь ночлежников стала еще тяжелее. Ведь надежда, подаренная Лукой, лишь вскрыла их раны. Горький на протяжении пьесы задает себе и читателям главный вопрос: «Что важнее и нужнее несчастным людям, жалость и сочувствие или правда, пусть даже неприглядная?» Постепенно автор показывает нам пагубность самообмана для слабой человеческой души.
Лука приводит пример того, что может произойти с человеком, когда у него отнимают иллюзию, веру в чудо. В своей притче он рассказывает о бедняке, который мучается и терпит лишения, чтобы однажды все бросить и уйти в праведную землю. Когда же он от ученого узнает, что праведной земли нет, то не находит в себе воли к жизни. По мнению Луки, нельзя было открывать правду бедняку, его надо было пожалеть. Но автор подводит читателей к мысли, что вместе с заблуждением уходит и жизнь, а это страшно.
Развивая сюжет пьесы, Горький показывает нам, что эта «вымышленная правда», эта сострадательная ложь может не то чтобы помочь, а, напротив, погубить человека. Финал существования людей, поверивших в успокоительную ложь, явно говорит об этом. Рассыпаются сладкие сны обитателей дна:
- узнав, что бесплатных лечебниц для алкоголиков не существует, повесился Актер;
- пытается покончить с собой Настя;
- примиряется со своей «женской долей» Квашня;
- Пепел ожидает суда и, скорее всего, попадет на каторгу;
- потеряна надежда на счастье для Наташи;
- окончательно озлобляется Клещ.
Лука утешал их ложью, поддерживал их мечты из сострадания. После его речей героям особенно страшно увидеть чудовищную правду.
Судьба
Перед тем как оказаться на «дне» жизни, Бубнов имел собственную мастерскую. Герой был скорняком – мастером по изготовлению изделий из меха и кожи. Причем Бубнов работал не только сам, но и имел работника. В конечном счете жена Бубнова влюбилась в мастера, работавшего на него. Бубнов решил, что лучшим способом будет бить жену. Однако мастер защищал ее. И тогда Бубнов решил «укокошить» жену, но, как признается герой, вовремя «спохватился» и ушел. Так герой остался ни с чем: одиноким, без денег и без жилья.
Бубнов стал жить в ночлежке для бедных. Теперь он работает картузником, изготовляя головные уборы. В произведении показывается, что герой совсем разучился работать. Вместо желтых рук, которые у Бубнова были, когда он работал скорняком, у него стали просто грязные руки. Теперь герой разучился шить. Поэтому он находится в долговой яме и не может вернуть все деньги, которые должен хозяйке ночлежки.
Неприглядная правда
Воспоминания не дают покоя и Бубнову: «Я вот — скорняк был… свое заведение имел… Руки у меня были такие желтые — от краски: меха подкрашивал я, — такие, брат, руки были желтые — по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою… так с желтыми руками и помру… А теперь вот они, руки… просто грязные… да!»
Не имея надежд на будущее, он, как и Актер, спасается от действительности пьянством и ленью.
Позиция скептика Бубнова противостоит точке зрения Луки. Он объявляет суровую, беспощадную правду, основой которой становится безразличие к судьбам людей. Такая неприглядная правда убивает все иллюзии героев, мечтающих измениться и вырваться к свету. Она губительна для их будущего. Горький пытается донести до читателей, что мечтать обязательно нужно, только затем необходимо упорно трудиться для осуществления задуманного.
Взгляд на жизнь
Отношение Бубнова к человеческой жизни выражено очень простой аллегорией. Когда-то владелец скорняжной мастерской не мог отмыть руки от жёлтой краски. Но жизнь изменилась, от прежнего не осталось и следа. Теперь его руки просто грязные. В чём смысл метафоры? Кем бы ни сделала человека жизнь, как бы ни изменила его внешне, подлинная суть останется неизменной и проявится рано или поздно. Казавшаяся вечной желтизна рук, отмечавшая принадлежность Бубнова к скорнякам, исчезла, как проходит всё, созданное обстоятельствами. Человек остаётся тем, кем является по сути. Аллегория Бубнова близка к рассуждению Барона, сравнившему свою жизнь с чередой переодеваний. Мысль о том, что человек не определяется положением, званием, статусом, именем, — одна из основных идей пьесы, поэтому автор иллюстрирует её не единожды. Интересно, что озвучившие этот посыл персонажи, Барон и Бубнов, не привлекают участливого внимания Луки. Неверие в способность человека перемениться, перестроить свою жизнь делает бесполезными любые попытки помочь им.
Хозяева жизни
Острые социальные конфликты изображены в драме на примере отношений между владельцами ночлежного дома и его обитателями. Немилосердной оказывается судьба к персонажам, считающим себя «хозяевами жизни». Злобная, бездушная Василиса строит свои мечты, совершенно непохожие на фантазии ночлежников. Василиса хочет избавиться от мужа, подговаривая Пепла. Он отказывается, но в ходе ссоры из-за Наташи случайно убивает Костылева. Хозяйка ночлежки, следуя за своей подлой мечтой, отправляется в тюрьму.
Основной сюжет произведения
Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это — внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.
Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику — она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.
Временной промежуток пьесы — несколько недель ранней весны. Время года — важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей — мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них — Актера.
Роль Луки в произведении
Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.
Кого винят обитатели ночлежки?
Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.
Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было…»
Трагедия общества в пьесе
На примере героев, автор показывает, как нельзя жить людям. И это ни как не касается их падения, так как от этого никто в жизни не застрахован. Но оказавшись на дне, никто не имеет права повиноваться обстоятельствам, а наоборот, это должно послужить мощным толчком к лучшей жизни.
«На дне» можно расценивать как своеобразную историческую летопись. Ситуация, которая описана в пьесе была довольно распространенной в начале века.
В пьесе » На дне» Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки — имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку. Уже афиша дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до падения «на дно». В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев, Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера. Только один раз в пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский – что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй Заволжский. По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом Актёра. Он говорит: «Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика». Эта роль – второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент, когда он не смог «прорваться», и это его надломило. Актёр говорит: «Талант – это вера в себя, в свою силу». У него не хватило веры в свои собственные силы, а без этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак, чтобы «подняться» после первой неудачи и вновь пойти на штурм актёрских вершин. Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой. Постепенно Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя, которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него. Тогда почему же он не воплотил её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить. Ему было необходимо выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить в жизнь, поэтому выбрал второе… Трагическая судьба Актёра типична: человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем. По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом, художником и даже бароном. В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет, только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам
Урок литературы «Жилин и Костылин: разные судьбы»
Описание картины «Мальчик с собакой» Б
🗹