Образование государства. Великие деятели: Рюрик и Вещий Олег
Формирование русского народа происходило под влиянием великого князя Рюрика, объединившего земли. Деятельность правителя началась с простых проповедей, которые он рассказывал жителям европейских земель. Таким образом, праведными и правильными мыслями Рюрик сумел объединить несколько народов в единое княжество, а затем заняться формированием и становлением первого прототипа государства.
Преимущественно идеалы Древней Руси формировались в зависимости от главы государства. Поэтому следующий правитель – Вещий Олег – своими реформами внушал людям то, что они живут в сильном и самостоятельном княжестве. О великих завоеваниях и походах, который совершил сын первого правителя земель русских, до сих пор ходят легенды.
Нравственная сторона души. Религия таит сокровенное
Как известно, истоки нравственного формирования души славянского народа таит в себе такая религия, как язычество. Издавна славянские народы поклонялись многочисленным идолам и богам, заклинающим погоду, урожай, покровительствующим брак и рождение детей. Таким образом, по сей день празднества и события Древней Руси языческого характера отражаются в повседневной жизни современного человека.
Всеми любимая Масленица с проводами зимы и поеданием вкусных блинчиков происходит от языческих обрядов древности. Летом ребятишки с удовольствием чествуют приход Ивана Купалы, заставляя прохожих открываться приветливому солнышку. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси сводились не только к слепому поклонению могучему божеству, но и к весёлому времяпровождению. Однако пришёл момент, полностью изменивший быт славянского народа…
Сочинение на тему нравственные идеалы древней руси 7 класс
Тема: « Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муровских»( 3 урока) Цель: доказать, что любовь-это великое, всеобъемлющее чувство. Любить -значит быть терпимым и чутким, преданным и верным, уметь прощать. Эпиграф к уроку: « Нравственность едина во все века и для все людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» ( Д.Лихачев) На изучение данного произведения я отвожу три урока, включающие в себя чтение повести, обсуждение, просмотр мультфильма « Сказание о Петре и Февронии «( 2008г.ВГИК, режиссер Н.Михалков) и фильма « Петр и Феврония Муромские».история вечной любви.( студия «Остров»2008г , режиссер Артур Видемеер) На первом уроке мы читаем повесть, анализируем текст. В центре внимания вопросы о том, какие человеческие качества являются непреходящими ,какие нравственные идеалы ценны и сегодня. – Почему заболел Петр? С кем он вступил в неравный бой? -Насколько важно было Петру вступить в бой со Змеем? (защита чести) -Всегда ли Петр поступал по совести? Приведите примеры из текста. -Почему же автор все же делает его главным героем? ( он раскаялся, повинился, исправил свои ошибки) -Почему главная героиня-девушка-крестьянка?( учит ценить людей по их поступкам) -Какие главные черты характера Февронии? Докажите примерами из текста.( мудрость, ум, доброта, справедливость) -Есть ли описание в тексте портретов Петра и Февронии? Почему? ( нет, главное не внешние данные, а внутренняя красота, душевность) -Как правили Петр и Феврония? Почему бояре невзлюбили Февронью? -Как удалось ей вселить веру и надежду в сердце мужа? – Составьте словесный портрет героев с доказательствами из текста. Февронья Петр любящая любящий нежная сильный добрая добрый умная смелый мудрая справедливый искренняя умный Сильная духом отважный прощающая прощающий понимающая понимающий неунывающая -Найдите самые важные точки соприкосновения из характеристик героев( прощение, понимание).Именно благодаря этим чертам характера любовь Петра и Февронии преодолевает все жизненные испытания, они оба готовы к самопожертвованию и преданны друг другу. Домашнее задание: посмотреть мультфильм « Сказание о Петре и Февронии» Найти различия с текстом повести, сказочные и житийные элементы. На втором уроке ребята очень активны, они нашли много общего и различного с текстом повести. – почему Змей прилетел к Марии? Как сумел обмануть ее? ( отравленное яблоко- элемент волшебной сказки) – Как лечила Петра Феврония7 Как решил отблагодарить ее Петр?( сундуки с золотом) -Где остался струп у Петра? Случайно ли это? ( у сердца; любят всем сердцем) -Какой вывод сделал он, когда вновь заболел?( обманул -вот и наказан. Если простит -женюсь). -Как во время своего княжения принимал решения Петр? ( только советуясь с Февроньей). -Как были наказаны бояре за свое неуважение к Февронье? -Как помогает Февронья Петру пережить тяжелое время изгнания?( терпением, верой) -Как мудро объясняет Февронья лодочнику, что такое верность? -Найдите элементы волшебных сказок в повести.( змей, меч- кладинец, яблоко, заяц, струп у сердца, выросшие деревья из сухих прутиков, крошки хлеба со стола првращаются в драгоценные камни) -Почему Петр и Февронья стали святыми покровителями брака? ( их жизнь- образец настоящей любви и верности) Домашнее задание: сочинение размышление «Над чем заставила меня задуматься повесть? Важно ли учиться терпению и прощению?» Третий урок посвящен просмотру и обсуждению фильма « Петр и Феврония. История вечной любви»( студия « Остров» 2008г., режиссер А.Видемеер) Филь вызывает неподдельный интерес, так как в нем переплетаютс сюжет повести и современные события. -Город Муром. Чем известен? ( сообщение , слайды) -Почему Змей боролся с людьми? С помощью чего?( хотел истребить добро; ядовитый меч) -Почему Петр решил сразиться со Змеем? Каким он изображен? О чем он думал во время боя? почему сумел победить? ( бился ради жизни людей) – Разговор с девушкой из города Мурома. Каким представляет она себе своего будущего суженого? ( обязательно добрым, сильным, сильным, чтобы мог защитить)Вывод: значит, сила, доброта, умение защитить важны и в наше время. Но достаточно ли этого для счастья? Вернемся к событиям повести. – Почему заболел Петр? Кто оказался лекарем? -С какой приметой связано появление зайца в доме? ( свадьба) Как решил Петр отблагодарить Февронью? -как вы считаете, почему Февронья отказалась от золота?( для настоящей любви это не главное). -Какой грех совершил Петр после излечения? ( солгал Февронье. Ангел сказал, что ложь – это грех). – Случайно ли , что главная героиня- девушка из простой семьи? ( любовь настигает независимо от богатства и положения). Современная деревня Ласково ( под Рязанью) -Как молодожены отвечают на вопрос о том, что такое любовь, что необходимо для создания семьи? ( первая пара: деньги, муж зарабатывает, жена-хранительница очага, потом дети. Вторая пара: главное-доверие, тогда будет семья, но самое важное между мужем и женой- мораль, вера). -Как вы считаете, что важнее для настоящей любви создания семьи? Вывод: деньги нужны, но любовь- это прежде всего семья, дети, полное доверие, соблюдение моральных норм и правил. – Что такое мораль? (« совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу, нравственность» С.Ожегов) -Вспомните, какой урок дает Февронья кормчему от соблазна? Как вы считаете, в наше время этот урок актуален? ( Февронья: « Естество женское одинаково. Что же ты о своей забыл, а о чужой помышляешь»?) -Секрет семьи Зухры и Сергея Цукановых их Мурома, воспитавших 11 детей. Какова в семье роль женщины? Мужчины? Вывод: настоящая любовь требует постоянной поддержки. Это дело женщины. Любить- значит, быть терпимым и чутким, уметь прощать ; главное-это дети). -Трудное время в жизни Петра и Февроньи. Как в изгнании жена укрепляла силу духа в муже («Храни достоинство и в горе, и в радости»). Именно об этом и говорит Зухра Цуканова. -Семья Марии и Василия Вишняковых.( в браке 67 лет) .В чем секрет их любви?( каждая семья имеет свои традиции, конечно, и ссоры есть, и противоречия, но , главное,- поддержка и вера). « Когда люди живут в любви, то не замечают наступления старости, и ели даже заметят морщинку, то не придадут ей значения: не в этом дело»( М.Пришвин) Вывод: настоящая любовь преодолевает любые жизненные испытания, если оба готовы к самопожертвованию и преданны друг другу; любовь неоднозначна. -Как вы думаете. Петр и Февронья – вымышленные герои? – Как вы понимаете слова игуменьи Кирилла, наместника Муромского Свято-Преображенского монастыря о том, что Россия возродится, когда отношение к браку перестанет быть развлекательным и коммерческим актом. -Игуменья Талифа, настоятельница Муромского Свято-Троицкого монастыря, говорит также, что в семье все зависит от женщины. Надо помнить: « Жена да убоится мужа своего, а муж почитает жену свою, как самого себя». Как вы понимаете эти слова? ( « убоится» , т.е. умеет слушать и слышать, « почитает» , т.е. уважает) -« То человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби меня, и я постараюсь быть лучше…»Это цитата из рассказа М.Пришвина « О любви».О чем заставляют задуматься эти слова? -Почему Петр и Февронья стали святыми?( люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом духовных и нравственных ценностей, они предпочли друг друга всем земным благам). В городе Муроме в Спасо –Преображенском монастыре уже 7 веков покоятся святые Петр и Февронья. К ним приходят и сегодня, просят о покровительстве в любви, исцелении в болезни. Чтобы сохранить семью, многое зависит от женщины, ее мудрости. История Петра и Февронии учит нас, что нет ничего дороже уюта и мира в семье, близкого человека рядом. 8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронью, и именно этот день считается днем влюбленных в православии. В 2008 г этот день объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. ( Звучит песня М. Тишмана « Петр и Февронья» Домашнее задание: сочинение-миниатюра « Семья –это трудная радость».Нарисуйте ромашку, на лепестках напишите те качества, которые должны объединять любящих.
Крещение: реформы, вызывающие благоговение и страх
Большинство князей славянского государства известны реформами, направленными на создание всеобщего общественного блага. Исключением не стал и великий сын княгини Ольги и князя Игоря – Владимир Красное Солнышко.
Достопочтенный правитель Руси понимал, что народ его государства нуждается в укреплении собственного духа, просвещении разума, а также в очищении души. И главное спасение он видел лишь в христианстве.
Принудительно проведённая реформа по крещению населения буквально заставила людей встать на путь принятия радикальных решений: умереть с родной религий либо продолжать жизнь в соответствии с нововведёнными образами. Как показывала практика, многие выбирали последнее…
Под влиянием христианства нравственные идеалы и заветы Древней Руси формировались многими десятилетиями. Реформа, проведённая Владимиром, полностью прижилась в славянском обществе спустя лишь 120 лет. Таким образом, люди начали вести свою жизнь в соответствии с проповедями священников: не убий, не укради, не прелюбодействуй… Нравственная культура населения на тот период характеризуется значительным подъёмом. Теперь человека на путь истинный направлял единый Бог!
klassreferat.ru
Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям. Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе. По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню «Слова о полку Игореве», подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега. Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой. Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа.
Рекомендуем посмотреть:
- Сочинение на тему Мой образ родной земли
- Сочинение на тему опадают листья (сочинение-описание)
- Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»
- П.П. Кончаловский — «Сирень в корзине» (сочинение по картине)
- Сочинение по картине С.Ю. Жуковского «Перед террасой»
- Сочинение по картине «Детская спортивная школа» (7 класс)
- Сочинение на тему «Бабушка Акулина Ивановна» (по рассказу М. Горького «Детство»).
- Золотая пора детства в произведениях Л.Н.Толстого (сочинение для 7 класса)
- Сочинение на тему: «Описание внешности Тараса Бульбы» (сочинение по русской литературе 7 класса)
- Сочинение на тему: Остап и Андрий — братья и враги (сочинение для 7 класса по повести Тарас Бульба)
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси: какому образу соответствовать?
С приходом на Русь христианства мировоззрение славян постепенно деформировалось в лучшую сторону. С ранних лет сыновья пытались соответствовать образу своего отца. Если же в семье появлялась девочка, она всеми силами заботилась о сильной стороне своего семейства, оказывая значительную помощь матери. Также представительницы прекрасного пола успевали следить за чистотой дома, досыта кормить родных, а также готовить приданое.
Для взрослых людей идеалом чаще всего выступал правящий князь. Достойные поступки и благоприятные реформы правителя вызывали одобрение и поддержку значительной части крестьянского общества.
А самым главным идеалом поведения, поступков и мыслей является образ Божий. Каждый праведный человек старался соблюдать христианские заповеди, помогал ближнему, соблюдал пост и так далее. Жизнь в Древней Руси с приходом христианской религии изменилась в лучшую сторону. Формирование нравственной стороны общества заставило граничащие страны признать Русь в качестве достойного соседа, начав торговые отношения.
Идеал женщины в древнерусской литературе
Древнерусская литература создала и героические характеры женщин – матерей, жен, которые провожают своих близких в воинские походы и благословляют на битвы с врагами, вдов, которые оплакивают погибших. Владимир Мономах с большой любовью и теплотой пишет о вдове убитого сына. Удивителен и образ Евпраксии, жены рязанского князя Федора, которая вместе с грудным младенцем бросилась со стены, чтобы не попасть в плен («Повесть о разорении Рязани Батыем»).
Идеал женщины Древней Руси выражается в любви к родине, служении близким, презрении к врагу. Он воплощен в воинских повестях и летописях. Образ Ярославны – это образ верной, любящей женщины.
Гимн любви и верности, нравственный идеал древнерусской литературы олицетворен в образе мудрой девы Февронии. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» проявляется эмоциональная созерцательность, «психологическая умиротворенность» автора, создающего образ русской женщины. Героиня произведения – высокий нравственный идеал. Сила ее люби не позволяет разлучить Февронию с любимым даже в смерти.
Жизнь и воспитание славян
Отдельных школ на Руси не существовало, поэтому основой воспитания и мироздания являлась семья. Кроме того, особую роль в жизни каждого жителя древнерусского государства сыграло народное творчество или, как упоминается во многих источниках, фольклор.
Фольклор представляет собой огромное количество народных произведений, вобравших опыт предыдущих поколений. Таким образом, даже в песнях можно было проследить не только веселящие моменты, уместные на праздничном гулянии, но и жизненные истории, рассказы о походах, а также о значительных жертвах правителей, приносимых во имя своего народа.
Идеал человека в житиях
В житиях прославляются подвиг служения отечеству, подвижничество, святость, «светлость» жизни русских святых. В их образах сочетается пример самоотверженности, страстное служение идее, выражается народный идеал духовный красоты русского человека (Сергий Радонежский, Феодосий Печерский и т.д.).
В повествованиях о святых в экспрессивно-эмоциональном тоне передается их идеальность, их величие. Именно это создает экспрессивно-эмоциональный стиль древнерусской литературы. Особенно ярко он проявляется в житийной литературе, которая возвышает жизнь святого до идеала, до подвига. Святой в древнерусской литературе называется «воином Христовым». Святой – подвижник, главное в нем – это его подвиг, который он совершает как воин.
Эпический стиль в изображении героев особенно ощутим в произведениях, связанных с устным народным творчеством. Действующие лица повести и летописи, как и в фольклоре, характеризуются по одном деянию (например, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о полку Игореве»). В этих произведениях коллективный герой – защитник родины, отличающийся мужеством и силой. На этого героя авторы переносят и подвиги дружины (Евпатий Коловрат, Святослав, Буйтур Всеволод). Образ героя здесь соединяется с дружиной, вырастает в былинного богатыря. Так появляется собирательный образ.
🗹