Сочинение на тему Что такое Нравственность 9 класс ОГЭ 15.3

  • Сочинения
  • 9 класс ОГЭ
  • Нравственность

Нравственность это сложное и многогранное понятие. Нелегко сходу дать определение этому слову и феномену. Я думаю, что это совокупность положительных черт характера человека, его принципов, внутренних убеждений.

Огромную роль в формировании нравственности играет воспитание. Раньше родители и педагоги уделяли гораздо больше внимания формированию в детях этого качества. Маленький человек рос на высоких идеалах. Все ребята и даже девчата мечтали быть как Мальчиш-Кибальчиш гордыми, сильными, отважными и никогда не сдаваться врагу, даже превозмогая боль. Понятия чести и достоинства были знакомы и близки молодежи. На первом месте была Родина и труд на ее благо. И, конечно, близкие люди. Было глубокое уважение к родителям у подрастающего поколения, благодарность. Дети воспитывались в духе равенства и дружбы между народами. И взрослые люди, выросшие на этих принципах и впитавшие их, уважали друг друга и права каждого человека. Населению не были чужды принципы этики, такта. Ценилась дружба. Люди бережно относились к природе, заботились о животных. Все это аспекты нравственности.

Сейчас вектор развития общества стал сдвигаться в сторону западных ценностей. Все большее влияние приобретают деньги. Хорош тот, кто умеет зарабатывать любой ценой. И не имеет значение его образование, воспитание и моральный облик. Скорее наоборот, соблюдение принципов и норм мешает людям в бизнесе. Богатым будет лишь тот, кто идет по головам товарищей. Здесь нет речи о нравственности. Да и понятие моральной нормы постепенно сдвигается, размываются его границы. То, что вчера было категорически неприемлемо, сегодня в порядке вещей.

Нравственность наиболее ярко проявляется в конкретных поступках. Мы не всегда можем дать словарное определение понятию. Но абсолютно точно можем определить нравственно человек поступил или нет. И решить для себя как бы повели себя сами в подобной ситуации.

Долг и честь – необходимые компоненты нравственной личности. Человек должен быть честен, верным своему слову. Важное значение также имеет навык самоконтроля. Я думаю, что нравственный человек – это гармонично развитая и воспитанная личность. Человек, который продолжает развивать и воспитывать себя сам на протяжении всей жизни. Тот, кто взвешивает решения перед тем или иным поступком, постоянно анализирует свои действия. Тот, кто умеет признавать и, по возможности, исправлять свои ошибки.

Вариант 2

Нравственность является внутренним чувством и внутренним ориентиром, который позволяет человеку делать верный выбор. Тема более чем глубокая и сразу трудно сказать, в чем основа нравственности.

Наверное, для религиозного человека суть нравственности заключается в том, чтобы прислушиваться к собственной душе и Всевышнему, поступать согласно Его предписаниям. Для человека светского суть нравственности, наверное, заключается в каком-то личном разумении, стремлении к определенным идеалам, которые воплощают суть человечности. Так или иначе, в любом варианте нравственность представляет собой какой-то внутренний ориентир и стремление к чему-то высшему.

Мне кажется, именно поэтому нравственность является движением и всегда динамическим свойством, то есть невозможно стать нравственным сразу и навсегда, нужно, как говорится, оставаться нравственным, то есть поддерживать нравственность в себе. Поэтому также невозможно говорить о живом человеке как полностью нравственном. Его нравственность полностью проявится, когда человека не станет, ведь только тогда появится возможность понять, был ли человек нравственным полностью.

На протяжении своего существования человек может делать и нравственные и безнравственные поступки, совершать зло после чего раскаиваться и наоборот, быть сначала положительным героем собственной книги жизни, а после этого стать отрицательным. Соответственно, нравственным или безнравственным человек становится только по окончанию своего бытия.

Однако, какую ситуацию возможно наблюдать на практике? Практически каждый бывает и нравственным и безнравственным. Большинство людей просто близко к среднему значению, периодически поступают достойно, периодически – наоборот.

Более того, для одного нравственный поступок, а для другого такое поведение неприемлемо. Вот почему данная тема является такой трудной для рассмотрения. Просто говорить о нравственности и намного труднее действительно размышлять над этой темой и делать грамотные выводы и гораздо труднее применять верное мировоззрение на себе.

О дружбе

сочинение на морально этическую тему в жанре портретного очерка

В школах чаще всего встречается задание написать сочинение на морально-этическую тему «Что такое дружба?». Это происходит потому, что дети и подростки в силу своего возраста лучше всего могут понять именно это чувство. В детстве появляются первые друзья — это новые ощущения, взаимоотношения. У детей ещё не запятнано их отношение к людям, они не познали предательство, ложь, измену, во всяком случае большинство из них. И потому сочинение на морально-этическую тему «Дружба» почти всегда получается очень светлым, чистым, искренним и добрым.

Сочинение рассуждение про Нравственность

Жизнь людей не может обходиться без каких-то правил, которые созданы, чтобы регулировать эту самую жизнь, чтобы избежать хаоса. Правила бывают разные: дорожные, правила поведения в больницах, правила этики и другие. Но самым главным сводом правил в жизни человека, безусловно, есть правила нравственные, или просто: нравственность.

Что такое нравственность в широком понятии? Как я сказал ранее, это список правил, которыми руководствуется человек при выборе в различных жизненных ситуациях. Для каждого индивида эти правила определяются только им самим, своей волей, воспитанием, которое привили ему родители и личными убеждениями.

Примеров привести можно массу, но я возьму самый простой: положим, возле дороги с большим трафиком стоит бабушка, которой трудно ходить, но которая пытается перейти эту дорогу. Безразличный человек, чья нравственность не говорит ему о том, что пожилой женщине надо помочь, пройдёт мимо. Человек благороднейших взглядов обязательно поможет бабушке. А тот человек, чья нравственность стремится к нулю, пройдя мимо бабушки, посмеется с её пороков и пойдёт дальше.

По сути, у каждого человека в данной ситуации есть выбор, три перечисленных мною варианта развития событий. И в зависимости от нравственных правил, уложенных в голове, результат будет соответствующий. Каждый человек выбирает сам, как ему поступить, исходя из своих соображений.

Мы все — люди, наше общество должно строиться на взаимопонимании и взаимопомощи. Эти два понятия и есть основой всякой нравственности. Я хочу, чтобы каждый человек стремился к некоему альтруизму в своих мыслях, чтобы думал не только о своей выгоде, но и о том, что чувствуют и что будет с другими людьми. Иначе — будет огромный конфликт между нами, мы не сможем сосуществовать. И доказательством тому есть различие между поколениями. Более старшее говорит более младшему, что нравственность последних пала и из-за этого вспыхивает конфликт. Да, набор жизненных правил у всякого человека разный, но мы все должны приходить к чему-то похожему, чтобы сосуществовать.

9 класс ОГЭ 15.3

Специфика стилистики

Сочинение на морально-этическую тему писать всегда сложнее, чем какое-нибудь эссе по художественному произведению. Почему? Потому что подобные темы затрагивают душу учащегося. Конечно, не все задумываются об этом, некоторым всё равно. Но на самом деле действительно проще описать ту или иную поэму, или просто скачать сочинение из интернета, чем выразить на бумаге свои собственные мысли, отношение к той или иной теме. Школьник начинает задумываться о том, как же так написать, чтобы читатель понял, что он хочет пояснить. Как грамотнее выразиться, какая фраза лучше опишет ту или иную ситуацию? Давайте попробуем найти ответы на все подобные вопросы. Они будут одновременно и пояснением специфической стилистики.

Изображение человека в древней литературе — статья

Своеобразие древнерусской литературы в изображении героя, в отличие от знакомой нам русской классики, тоже характеризует ее особенности. В ней не встречаются привычные образы, как в литературе XIX—XX веков. У средневекового писателя свое художественное видение человека и особые способы его изображения.

Воспроизведение человека в древней литературе, как и в новой, зависит от стиля и жанра произведения. Но, в отличие от новой литературы, жанры и стили в древней литературе тоже своеобразны. Без их понимания нельзя представить себе художественное своеобразие памятников Древней Руси.

Академик Д.С. Лихачев определил стили литературы Древней Руси: стиль монументального историзма (XI–XIII века), эпический стиль в литературе (XI–XIII века), экспрессивно-эмоциональный стиль (конец XIV–XV века), стиль психологического умиротворения (XV век).1 Он рассмотрел художественное видение человека в древней литературе. В соответствии с его суждениями мы и излагаем материал.

В соотношении со стилями и жанрами воспроизводится в памятниках древней литературы герой, складываются и создаются идеалы. Монументальный стиль XI–XIII веков представлен в летописях, воинских повестях и повестях о княжеских преступлениях. Изображение идеального героя было связано с феодальным устройством и с кругом общественно-социальных понятий, с представлениями о чести, правах и долге феодала, с его обязанностями перед государством.

Идеальным героем в летописи выступал князь. Он создавался летописцем в «монументальном величии», как на мозаиках и фресках XI–XIII веков. Летописца интересовал официальный образ князя, его значительные поступки как исторического деятеля, а человеческие качества оставались за пределами внимания.

Идеальный образ героя создавался в соответствии с определенными канонами: перечислялись достоинства и добродетели князя, которые должны были вызвать поклонение (могуч, независим, красив лицом, храбр, искусен в ратном деле, мужествен, врагов сокрушитель, хранитель государства).

Парадность и торжественность, свойственная монументальному стилю, отличала повествование об идеальном герое. Д.С. Лихачев пишет: «И в литературе, и в живописи перед нами несомненно искусство монументальное. Это искусство, способное воплотить героизм личности, понятия чести, славы, могущества князя, сословные различия в положении людей»3.

Князь представлен в ореоле власти и славы. Это государственный деятель и воин. Бесстрашие в бою, презрение к смерти — одна из черт идеального героя. Он впереди своего войска, бесстрашно бросается в схватку и выходит на поединок с врагом. Князь в летописи олицетворяет могущество и достоинство страны. Идеал князя в литературе XI–XIII веков выражал патриотические чувства летописца, воплощал любовь к отчизне, к русской земле. Князь служит Руси, готов умереть за нее. Он призван стеречь Русскую землю, как пишут летописи, «за крестьян и за Русскую землю голову свою сложить, трудиться за свою отчизну». Патриотизм был не только долгом, но и убеждением русских князей, действующие лица были историческими деятелями, а не плодом художественного вымысла автора.

В таких произведениях древнерусской литературы, как жития, прославляется и подвижничество, подвиг служения отечеству, святость и «светлость» жизни русских святых. В их образах соединились пример самоотвержения, страстное служение идее, выразились народные идеалы духовной красоты русского человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский и др.).

В повествованиях о святых их величие, их идеальность передается на экспрессивно-эмоциональном фоне, который и создает экспрессивно-эмоциональный стиль литературы конца XIV–XV веков. Это особенно проявляется в житийной литературе, возвышающей жизнь святого до высокого подвига, до идеала. В древней литературе святой называется «воином Христовым». Он подвижник, главное в нем – его подвиг, который он совершает как воин. Например, Епифаний Премудрый называет Стефана Пермского «мужественным храбром», т.е. богатырем. Возвышен и героичен образ Сергия Радонежского.

В литературе XI–XIII веков проявляется и эпический стиль в изображении героев. Он особенно ощутим в тех произведениях, которые связаны с устным народным творчеством. Как и в фольклоре, действующие лица летописи и повести характеризуются «по одному крупному деянию» («Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем»). И в «Слове», и в «Повести» — коллективный герой, народный герой — защитник родины. Он отличается силой и мужеством. На него авторы переносят и подвиги его дружины (Буй-Тур Всеволод, Святослав, Евпатий Коловрат). Образ героя соединяется с дружиной и вырастает в богатыря – это собирательный образ.

Древняя литература создала героические характеры женщин. Это образы жен, матерей, провожающих своих близких в воинские походы и битвы с врагами, вдов, оплакивающих погибших. С любовью и теплотой пишет Владимир Мономах о вдове убитого сына, подобной голубке на сухом дереве. Прекрасен образ жены рязанского князя Федора Евпраксии, бросившейся со стены вместе с грудным младенцем («Повесть о разорении Рязани Батыем»).

Идеал женщины Древней Руси, выражающийся в служении близким, любви к родине, презрении к врагу, воплощен в летописях, воинских повестях, «Слове о полку Игореве». Образ Ярославны, верной, любящей женщины, создан в песенно-фольклорной традиции.

Гимн верности и любви, нравственный идеал древней литературы представлены в образе мудрой девы Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Здесь проявляется «психологическая умиротворенность», эмоциональная созерцательность автора, рисующего образ русской женщины. Героиня – высокий нравственный идеал, животворящая сила ее любви не может разлучить Февронию с избранником даже в смерти.

В демократической литературе XVII века (бытовые, сатирические повести) происходит открытие человеческой личности. В это время резко изменяется герой и его изображение. Литература предшествующих веков не знала вымышленного героя. Все действующие лица произведений были историческими (князья, священники, святые). Они существовали в русской истории. Теперь в литературе появляется обычный человек: селянин, мужик, купеческий сын, порвавший со своей семьей и пустившийся на поиски своего места. Это вымышленные герои, безвестные, не примечательные, не имеющие отношения к истории жизни России, но близкие читателю. Герой стал безымянным, особенно это относится к героям из демократической среды. В произведениях их называют: «бедный», «богатый», «крестьянский сын», «девица», «купец некий».

Герой демократической литературы отличается от идеального героя XI–XIII веков. Он не занимает никакого официального положения: ни князь, ни официальное церковное лицо. Художественные средства его изображения иные: герой снижен, будничен. Он лишен всего, что возвышало действующих лиц в литературе XI–XIII веков. Это человек, страдающий от холода, голода, общественной несправедливости. В отличие от парадных одежд монументальных образов князей, он одет в «гуньку кабацкую».

Он потерял связь с родными, друзьями, затерян среди нищеты, лишен родительского благословения — человек опустившийся, и, все-таки, по мысли автора, нуждающийся в сочувствии. «Впервые в русской литературе с такой силой и проникновенностью была раскрыта внутренняя жизнь человека, с таким драматизмом рисовалась судьба падшего человека»4. И в этом обращении к теме «маленького человека» проявляется начало начал русской литературы, ее гуманистический характер. Изображение простого человека в литературе XVII века означало «гибель средневекового нормативного идеала» и постепенный выход литературы на новый путь изображения героя, опирающийся на действительность.5

Ореол мученичества, служение идее, образ «мученика за веру» вновь поднимается в литературе XVII века в «Житии протопопа Аввакума». Литература Древней Руси снова поднялась до монументализма, до общечеловеческих и мировых тем, но на совершенно иной основе. Могущество личности самой по себе, вне официального положения, могущество человека, лишенного всего, ввергнутого в земляную яму, человека, у которого вырезали язык, отнимают возможность писать и сноситься с внешним миром, у которого гниет тело, которого заедают вши, которому грозят самые страшные пытки и смерть на костре, — это могущество выступило в произведениях Аввакума с потрясающей силой и совершенно затмило собой внешнее всевластие официального положения феодалов.6

Так претерпевают изменения образ героя древней литературы и художественные способы его изображения.

Структура

Со стилистикой и слогом всё понятно, теперь стоит сказать пару слов об оформлении и структуре. Сочинение на морально-этическую тему выглядит так же, как и любое другое эссе. То есть стандартно — вступление, основная часть и заключение. Три общепринятые составляющие. Во вступлении обычно пишут основную идею — интригуют читателя, поясняя, о чём дальше пойдёт речь. Нужно тщательно проработать эту часть, постараться написать максимально краткий, емкий и содержательный текст, который заставил бы читать дальше.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: