Стороны новаторства в комедии А.С.Грибоедов «Горе от ума»статья по литературе (9 класс)


Сочинение на тему: Новаторство и традиции в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение. Новаторство и традиции в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Своей комедией А. С. Грибоедов сделал решительный шаг (по определению В. Г. Белинского) от “пошлого стертого механизма старинной драмы” к новому, реалистическому методу. Еще задолго до Грибоедова великий Фонвизин стал отходить в своих комедиях от строгих канонов классицизма. Недаром Вяземский писал, что “молодой Чацкий похож на Стародума”. Но все же Фонвизин в основном остается верен принципам “старинной драмы”. Говоря о традициях и новаторстве в комедии, нельзя не обратить внимание на смешение жанров в произведении. Например, монолог Чацкого “А судьи кто?” — прекрасный образец дворянской сатиры начала века. “О, просвещенье! О, времена! О, нравы!” — пишет Горганов в своем послании князю Долгорукому. Разве не это восклицание слышится в монологе Чацкого? Монолог Чацкого “Что нового покажет мне Москва?” весь состоит из блестящих эпиграмм” напоминающих эпиграммы XVIII — начала XIX века. Именно это позволило И. А. Гончарову говорить об “эпиграмматической соли” языка Грибоедова. Разговорный стиль комедии напоминает басенный стиль. И действительно, разве не слышим мы крыловских живых интонаций в комедии (“Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок”, “…что станет говорить княгиня Марья Алексевна”)? И басня, и эпиграмма, и сатира — все эти жанры были традяционны для времени Грибоедова, но новаторство его состоит в том, что все это соединено в одном произведении вопреки законам классицизма. “Горе от ума” — комедия в стихах, а стих придает некоторую неестественность речи. Почему же так естественно звучат все реплики и даже монологи? Потому что комедия написана разностопным ямбом с переходом реплик в середине строки. Чацкий Москву и город… Ты чудак! Платон Михайлович Да, брат, теперь не так… Пушкин сказал о комедии Грибоедова: “О стихах не говорю: половина войдет в историю”. Пушкин оказался прав. Как часто мы говорим: “Ба, знакомые все лица” или “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По афористичности это сравнимо только со строками из басен Крылова. Белинский писал, что “хотя никак нельзя доказать прямого влияния… басен Крылова на язык и стих комедии… нельзя и совершенно отвергать его”. Новаторство Грибоедова проявилось также и в методе изображения героев. С героями Мольера или Бомарше их роднят, пожалуй, только яркие речевые портреты (примитивность речи Скалозуба, говорливость Чацкого). Однако в них отсутствует схематизм, присущий героям классицистических комедий. Грибоедов сохраняет в своей комедии некоторые традиционные амплуа (резонер, наперсница), но они не выражены четко. Многогранность характеров делает Чацкого одновременно и резонером, и героем-любовником; Лиза — и наперсница, и резонер. Вспомним служанку из комедии Бомарше “Женитьба Фигаро”. Она, так же как Лиза, устраивает любовные дела своей хозяйки и получает за это в конце пьесы вознаграждение, а Лиза в конце пьесы находится под угрозой ссылки в деревню. В комедии соблюдается принцип единства места, времени и действия. Но уместно ли об этом говорить как о бесспорной черте “старинной драмы”? Зритель, смотрящий на сцене “Горе от ума”, не ощущает тесных границ времени и места. Огромное количество внесценических героев (например, Максим Петрович, брат Скалозуба, князь Федор) расширяет место действия. Прибавим еще к этому то, что многие эти герои были узнаваемы публикой грибоедовских времен, так как имели прототипов в жизни. Драматург расширяет и временные рамки с помощью упоминаний героев о прошлом. (“При государыне служил Екатерине”, “Свежо предание, да верится с трудом”, “Нет, ныне свет уж не таков”). Недаром И. А. Гончаров пишет в своей статье “Мильон терзаний”, что в комедии “отразилась, как в чаше воды, вся прежняя жизнь Москвы, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”. Часто говорят о нарушении единства действия в комедии Грибоедова. И в первую очередь это обусловлено своеобразным конфликтом “Горя от ума”. Например, в комедиях Бомарше существует только любовный конфликт, а в комедиях Мольера — социальный. В комедии же Грибоедова переплетаются любовный и социальный, усиливая друг друга. Вернемся к утверждению Гончарова о том, что в комедии отразился “исторический момент и нравы”. Разве это не черта только зарождающегося тогда реалистического метода? В этом смысле интересно сравнить “Горе от ума” с трагедией А. С. Пушкина “Борис Годунов”. Пушкин, как он сам говорит, “расположил свою трагедию по системе Отца Шекспира и принес в жертву ему два классицистических единства”, едва сохранив последнее. К тому же Пушкин, как и Грибоедов, отказывается от “шестистопного ямба”. Он пишет белым пятистопным ямбом, иногда прибегая даже к прозе. И все это ради того, чтобы “заменить сей чувствительный недостаток верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий”. Такое сходство целей и средств обоих драматургов говорит о том, что именно Грибоедов стал зачинателем реалистических традиций в русской литературе, блистательным продолжением которых стал Пушкин — основоположник русского критического реализма. .

novstudent.ru | 25.09.2012

Популярные сегодня темы

Современные технологии изменили мир до неузнаваемости. Благодаря технологиям в двадцатом и двадцать первом веках были совершены достижения, которые произвели революцию в нашей жизни.

На картинке мы можем видеть, как неумело мальчик рубит дрова. Сразу видно, что никто не учил его этому и взялся он за это дело в первый раз.

Иногда мы считаем животных чем-то более низким по сравнению с людьми, но ведь животные также могут представлять себя более благородными, если возможно так выразиться. К примеру, некоторые из животных

Как ни странно, но мне кажется, счастье для человека во многом заключено в простом и честном труде. Конечно, нужно развивать и другие сферы собственной жизни, для того чтобы эта жизнь была разнообразной и насыщенной

Поэма Н.В.Гоголя “Мертвые души” отличается своим разнообразием образов помещиков, но одним из центральных и основных является характеристика Чичикова, главного героя произведения.

Новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” — один из выдающихся образцов русской драматургии первой четверти XIX века. Комедия создавалась в тот период, когда в России на сцене господствовал классицизм, однако драматург стремился реалистически изобразить современную ему российскую действительность, то есть, по словам Гончарова, “взять ее целиком из московских гостиных и перенести в книгу и на сцену”. Этим и обусловлено новаторство Грибоедова — в его комедии ведущим принципом изображения жизни является реалистический. Боевое революционное содержание, острота идей, злободневность образов обусловили высокую политическую действенность комедии. Глубокая идейная связь с передовым движением эпохи позволила писателю поднять в своем произведении самые острые политические вопросы времени. В комедии нашла отражение эпоха, наступившая после Отечественной войны 1812 года. Это была эпоха зарождения и развертывания декабристского движения. “Горе от ума” является общественно-политической комедией, хотя в основе пьесы находится любовный конфликт, который с развитием действия отходит на второй план, а на первый выступает общественный конфликт — столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”. Первый представлен в комедии в образе Чацкого, последний — в образах Фамусова, Молчалина, Скалозуба и многих других “московских”. При этом все персонажи пьесы — типичные характеры. Отличительные черты представителей московского общества воплотились в образах комедии столь ярко, что И. А. Гончаров сравнивает их с колодой карт. Например, Чацкий — это типичный передовой дворянин, который оторвался от своей сословной среды и, как “друг человечества”, гневно обличает пороки общества: крепостничество, чинопочитание, кумовство, засилие иностранцев и многое другое. Одним из главных оппонентов Чацкого является Молча-лин, типичный маленький чиновник, мечтающий добиться определенного положения в обществе. Он хочет стать таким же, как и его патрон Фамусов. Молчалин крепко усвоил заповеди отца — “угождать всем людям без изъятья”, а также “не должно сметь свое суждение иметь”. Образы “Горя от ума” лишены схематичности, что было присуще героям классицистических пьес; они выпуклы и многогранны, сочетают в себе как положительные, так и отрицательные черты. Так, Чацкий — страстная и эмоциональная натура — из-за своей пылкой непосредственности иногда попадает в смешное, а то и глупое положение. Например, на середине очередного монолога он замечает, что все кружатся в вальсе “с величайшим усердием”. Образ же Молчалина не исчерпывается показом только его негативных черт: подхалимства и умения “принимать виды”. Он пытается завоевать расположение Лизы, горничной в доме Фамусова, путем подкупа “интересами”, в отдельных случаях он способен и невзначай уколоть собеседника. Так, он спрашивает Чацкого: “Вам не дались чины? По службе неудача?” Итак, в комедии “Горе от ума” Грибоедов широко использует реалистический принцип при создании характеров. Следует заметить, что и количество действующих лиц значительно превышало нормы драматургии того времени: пять — восемь персонажей. В комедии же Грибоедова “25 глупцов на одного здравомыслящего человека”, что увеличивало масштабы сценического действия. Кроме того, драматург ввел в свою пьесу большое количество внесценических персонажей, число которых превышало сценические. Они представляют все то же московское общество и отражают борьбу в нем двух эпох. Именно поэтому среди внесценических персонажей есть и единомышленники Чацкого (двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, “химик и ботаник”, профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”), и представители фамусовского общества (московское “тузы”Максим Петрович и Кузьма Петрович, крепостники, меняющие своих преданных слуг на собак или распродающие своих “Амуров” и “Зефиров” поодиночке, московские барыни — “судьи всему, везде, над ними нет судей” и другие). Таким образом, внесценические персонажи способствуют расширению показа действительности в комедии, а главное — выводят ее за рамки фамусовского дома. И Чацкому, и его главному оппоненту Фамусову достается “каждому свой “мильон терзаний”; последнему уже наверняка не стать “тузом”, а Чацкий вынужден отправиться “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”. На сцене безусловную победу не одерживает никто. Грибоедов, как реалист, не мог показать победу “века нынешнего” над “веком минувшим”, хотя все его симпатии и симпатии зрителей на стороне первого. Создатель “Горя от ума” явился новатором и в области языка. Прежде всего, речь персонажей комедии индивидуализирована, она является одним из средств раскрытия характеров. Особенно это заметно на примере речи Чацкого. Логичность и стройность его монологов, их обличительный пафос выдают в нем человека с целой системой взглядов и убеждений, со своим собственным взглядом на мир. Правильный литературный язык Чацкого свидетельствует о его образованности и начитанности, а обилие восклицательных предложений и страстность его речей доказывают, что перед нами внутренне богатая, эмоциональная и страстная натура. Речи Чацкого проникнуты высоким гражданским пафосом, это говорит о его свободомыслии, о том, что ему свойственны “души прекрасные порывы”: Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Так страстность речей Чацкого сближает его с декабристами-романтиками. Как и предсказывал А. С. Пушкин, много строк комедии “вошло в пословицы и поговорки”: “Свежо предание, а верится с трудом”, “Дома новы, а предрассудки стары”, “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Служить бы рад, прислуживаться тошно” и другие. Грибоедов заменил почтенный александрийский стих вольным ямбом, который позволял передать естественные интонации человеческой речи. Можно утверждать, что этим “Горе от ума” подготовило переход русской драматургии от стихов к прозе (“Ревизор” Гоголя). “Горе от ума” является первой реалистической общественно-бытовой комедией в русской литературе, в которой автору удалось запечатлеть типичные характеры в типичных обстоятельствах и воссоздать русскую жизнь первой четверти XIX века широко и многогранно.

Традиции и новаторство комедии Грибоедова «Горе от ума»

5

(1)

Знаменитая комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия .: Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно- крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности.

Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к «высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии «Горе от ума», удачно сочетающей завоевания классицизма и реализма, бытовая конкретность и характерность языка, психологичность и житейская колоритность сюжета приобрели решающее значение.

Это произведение стало первой русской реалистической комедией, произведением совершенно новым и необычным для литературы того времени. В соответствии с традициями классицизма, Грибоедов выдерживает три единства в комедии: действия, времени и места. Но эта традиционная форма наполнена совершенно новым содержанием. Кроме того, комедия имеет и черты романтизма, ведь в центре ее сильная, яркая, незаурядная личность Чацкого.

Его монологи наполнены сильным чувством, высоким обличительным пафосом. Но в отличии от романтика, писатель-реалист отделяется от своего героя и изображает его объективно, как порож,цение реальной действительности.

Традиционен и любовный конфликт, на основе которого начинает развиваться действие в пьесе. Легкомыслие и непостоянство Софьи — невесты Чацкого, не несет здесь главной идеологической нагрузки: любовный конфликт существует в комедии в тесной связи с конфликтом социально-политическим. столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью общественных нравов, основанных на предрассудках «древней старины».

Главный герой, описывая высокое, решительно порывает с фамусовским обществом, оплотом косности и консерватизм По-новаторски показывая воздействие существенных условии на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей, Грибоедов раскрывает нам фабулу своего произведения, которая состоит не в тривиальном конфликте между положительным и о отрицательным героем, а представление конфликта эпохи, когда представитель передовой дворянской интеллигенции не находит ни признания, ни применения в консервативной барско-чиновничьей среде.

Окончательный разрыв главного героя с этой средой еще раз подчеркивается в «открытом»финале пьесы. Интересно и необычно заканчивает Грибоедов комедию: неизвестно, что же произойдет с героями после скандала в доме Фамусова. Не акцентируя внимания на житейских перепетиях героев, автор переносит внимание в социально — политический аспект: важно, что мыслящий и деятельный Чацкий выбирает иной путь нежели Молчалины, Фамусовы и прочие.

«Горе от ума представляет собой синтез традиций и новаторства и в отношении жанра и в изображении героев. В жанровом своеобразии. произведения Грибоедова мы видим слияние и сатирической комедии, и лирико-психологической темы.

В своей статье «Миллион терзаний» Гончаров пишет, что в ‘Горе от ума» дана и картина нравов фамусовской Москвы, и галерея живых типов, и есть жгучая сатира на человеческие пороки. Но все же критик видит в произведении » … истинную комедию, комедию положений и одновременно комедию характеров». Так Гончарову удается небывалое: он раздвигает границы многих других жанров. По-новому изображены и герои комедии. Используя приемы реализма, драматург показывает своих героев в тесной связи с той средой, в которой они выросли и жили, которая положила на них свой отпечаток.

Каждый из героев изображен Грибоедовым полно и всесторонне, каждый из них — это не воплощение какого-либо человеческого порока или добродетели, а живой человек, который обладает всеми гранями человеческого характера. Не принимая одни, Грибоедов А.с. удачно использует другие достижения сатирической литературы 19 в.

Он применяет для своих персонажей «говорящие» фамилии, указывая тем самым на определенные отличительные качества своих героев. Еще одно главное и бесспорное достоинство комедии — это ее язык. А. с. Пушкин один из первых выразил восхищение по поводу неординарности стихов комедии. Они полны естественности и непринужденности, лаконизма и в то же время смысловой насыщенности. «Половина (их) — должны войти в пословицу» — это пророчество Пушкина сбылось полностью. Чуть не половина стихов комедии превратилась в крылатые выражения, которые и по сей день служат украшением русской речи.

По богатству своего содержания и художественности форм «Горе от ума» явилось комедией замечательной и исключительной. В ней реалистически описаны и общественная жизнь России того времени, и все социально-политические вопросы, поднятые эпохой. Грибоедов дал образец новой русской комедии, нового литературного языка и стихотворного слога. Он вместе с Пушкиным стоял у истоков нового реалистического направления, принесшего русской литературе мировую известность.

5 / 5. 1

.

Вариант 2

Комедия Грибоедова “Горе от ума” является потрясающим произведением, которое может послужить отличным примером написания драматургической комедии, исходя из похвал критиков тех времён. Комедия привносила в русское общество мысль о том, что не каждый человек является таким, каким он хочет казаться, и то, что нельзя разделять всё вокруг только на добро и зло.

Грибоедов был новатором в своём роде. Он написал комедию в стихах, что уже не характерно для того времени, и в ней же создал стилистических персонажей, которые олицетворяли тот или иной порок. Он пытался донести до зрителя мысль, что не всё является таким, каким мы его видим. Он говорит о том, что порой под маской скрываются отвратительные вещи. Он ярко показывает это в своём произведении на основе нескольких перс ножей, делая акцент на их отрицательных сторонах, однако даже они не обделены хорошими. Из этого автор хочет подвести нас к выводу что мы попросту не можем называть того или иного человека плохим, потому что просто увидели его плохую сторону, или же наоборот не можем назвать человека добрым, если мы полностью его не узнали. О данной проблеме выбора нам и рассказывает произведение “Горе от ума”.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: