Кто жил в ночлежках?
Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители «дна». Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы «На дне» – именно такие люди.
Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его внутреннего мира. Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила – это все находит отражение в произведении. Герои пьесы «На дне» – люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди «дна», изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его – каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же «на дне» жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?
Скрыть объявление
Яндекс.Директ
«Мрачный быт ночлежки в пьесе Горького «На дне»»
Пьеса А.М.Горького “На дне” была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу нового героя люмпена, босяка. Но рассказывает о нем по-новому. Тема людей дна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровский обращались к этой теме. Сам Горький отмечал, что пьеса явилась итогом его почти 20-летних наблюдений над миром “бывших людей”. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Автор описывает этот приют убогих и “сирых”: “Подвал, похожий на пещеру. Потолок тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет от зрителя и, сверху вниз, из квадратного окна с правой стороны”. Под сводами костылевского подземелья оказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими, индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, живущий надеждой на возвращение к честному труду, Пепел, жаждущий правильной жизни, Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно рвущаяся к настоящей, большой любви. Все эти люди, конечно, достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.
Рисуя обитателей костылевской ночлежки и подчеркивая в них человеческие черты, достойные сострадания, Горький вместе с тем со всей решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодность для дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, но сделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силу трагического стечения обстоятельств. И остаются одни только декларации о том, что “человек… звучит гордо”. Но вот появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийся персонаж Лука. Вместе с ним появляется новый мотив в пьесе: возможность утешения или разоблачения.
Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” Эта фраза Горького была вынесена в заголовок сочинения. За этой фразой автора стоит глубокая философская мысль. Точнее вопрос: что лучше истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама жизнь. Над разрешением его бились многие поколения. Тем не менее попытаемся найти ответ на поставленный вопрос.
Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя.
Анну он успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазняет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Несчастному пьянице Актеру он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алкоголиков. Так он повсюду сеет слова утешения и надежды. Жаль, только, что все его обещания основаны на лжи. Нет вольной жизни в Сибири, нет спасения Актеру от его тяжелого недуга. Умрет несчастная Анна, так и не повидавшая настоящей жизни, мучимая мыслью, “как бы больше другого не съесть”. Намерения Луки помочь другим людям кажутся понятными. Он рассказывает притчу о человеке, который верил в существование праведной земли. Когда некий ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительная для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них бывает правда.
Эту философию оправдания спасительной лжи Горький отвергает. Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль. Вместо того, чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мнению автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так думает автор. А как думаем мы?
Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение, разоблачает философию Луки. Последуем же вслед за автором и его замыслом. В начале пьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой, своей иллюзией. Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийства старика Костылева. Сама действительность, сама суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки. В свете происходящего на сцене благостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми. Горький прибегает к необычному композиционному приему: он задолго до финала, в третьем акте, убирает одного из главных героев пьесы: Лука тихонько исчезает и в последнем, четвертом акте уже не появляется.
Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин. “Ложь религия рабов и хозяев. Правда бог свободного человека!” говорит он. Из этого вовсе не следует, что Сатин положительный герой. Главное достоинство Сатина в том, что он умен и дальше всех видит неправду. Но к настоящему делу Сатин не пригоден.
Фактического ответа на вопрос автора: “Что лучше: истина или сострадание?” в пьесе нет. Мне кажется, что ложь во спасение необходима. Лука старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду. Он утешает их, успокаивает. Несет хоть и небольшое, но облегчение обитателям “дна”. Все же остальные клянут жизнь… и грешат, грешат, грешат. А человек живет надеждой!..
Дело в том, что гуманистическая идея пьесы оказалась выше тех рамок, которые обозначил сам автор. Горький, разъясняя артистам МХАТ, как должны играть актеры в его пьесе, говорил, что Лука человек хитрый, себе на уме, ловко пользующийся расположением к себе людей. Но артист Москвин, игравший Луку, сыграл его так искренне, проникновенно и убедительно, что вышел за рамки, намеченные Горьким. Да, образ Луки оказался более гуманным и вечным, чем пламенные монологи шулера Сатина.
Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства в раскрытии этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие на себе Пушкин, Толстой, Достоевский. Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.
Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на “стариков с детства” и “юных, которые любят”. Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него. Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра герой первой легенды. Недаром его отец орел житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.
В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в основном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы.
При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех: он, “рабочий человек”, вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью.
Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности.
Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер “грезит” о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир “чистой любви”. Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно.
Герои пьесы «На дне»: таблица
геройкак оказался на «дне»характеристика героямечтыБубнов
Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.
Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.
Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.
Настя
Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.
Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.
Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.
Барон
Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.
Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.
Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.
Алешка
Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.
Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он «хороший» и «веселый».
Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о «теплом ветерке» и «вечном солнце».
Васька Пепел
Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.
Слабохарактерный, влюбленный человек.
Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.
Актер
Опустился на дно из-за пьянства.
Цитирует часто литературные произведения.
Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.
ЛукаЭто загадочный странник. О нем известно не много.Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их.Мечтает помочь всем нуждающимся.СатинУбил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму.Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение.Мечтает донести до людей свою философию.
Главные герои и их характеристика
Обитатели дна – люди с разными жизненными принципами и убеждениями, но всех их объединяет одно условие: они погрязли в нищете, которая постепенно лишает их достоинства, надежды и веры в себя. Она растлевает их, обрекая жертв на верную смерть.
- Клещ – работает слесарем, 40 лет. Женат на Анне (30 лет), болеющей чахоткой. Отношения с женой являются главной характеризующей деталью. Полное безразличие Клеща к её самочувствию, нередкие побои и унижения говорят о его жестокости и черствости. После смерти Анны мужчина был вынужден продать свои рабочие инструменты, чтобы похоронить ее. И лишь отсутствие работы немного выбило его из колеи. Судьба оставляет героя без шансов выбраться из ночлежки и без перспектив дальнейшей удачной жизни.
- Бубнов – мужчина 45-и лет. Ранее владелец меховой мастерской. Недоволен нынешней жизнью, но старается поддерживать в себе потенциал к возвращению в нормальное общество. Потерял владение из-за развода, так как документы были оформлены на жену. Живёт в ночлежке и шьет шапки.
- Сатин – приблизительно лет 40, пьёт до потери памяти и играет в карты, где жульничает, чем зарабатывает себе на жизнь. Читал много книг, о чем постоянно напоминает не столько соседям, сколько самому себе в утешение, что ещё не все потеряно. Отсидел в тюрьме 5 лет за непреднамеренное убийство, совершенное во время драки за честь сестры. Несмотря на образованность и случайное падение, честные способы существования не признает.
- Лука – странник в возрасте 60 лет. Появился неожиданно для жителей ночлежки. Ведёт себя интеллигентно, утешает и успокаивает всех вокруг, но, словно пришёл с определённой целью. Пытается наладить отношения со всеми, давая советы, чем разжигает ещё больше споров. Герой нейтрального характера, несмотря на его добрый тон, всегда хочется усомниться в чистоте намерений. По его рассказам можно предположить, что отбывал срок в тюрьме, но сбежал оттуда.
- Пепел – зовут Василий, 28-ми лет. Постоянно ворует, но, несмотря на нечестный способ заработка, имеет свою философскую точку зрения, как и все. Хочет выбраться из ночлежки и начать новую жизнь. Несколько раз сидел в тюрьме. Имеет определённое положение в данном обществе за счёт тайных отношений с замужней Василисой, о которых все знают. В начале пьесы герои расстаются, и Пепел пытается ухаживать за Наташей, чтобы увезти её из ночлежки, но, в драке убивает Костылева и попадает в тюрьму под конец пьесы.
- Настя – молодая девушка, 24 года. Исходя из обращения с ней и разговоров, можно заключить, что она работает девушкой по вызову. Постоянно хочет внимания, чтобы в ней нуждались. Имеет связь с Бароном, но, не ту, какую она придумывает в своих фантазиях после прочтения любовных романов. На деле же она терпит грубость и неуважение от ухажера, при этом, даёт ему деньги на алкоголь. Все её поведение — сплошные жалобы на жизнь и просьбы пожалеть.
- Барон – 33 года, пьёт, но из-за неудачно сложившихся обстоятельств. Постоянно напоминает о своих дворянских корнях, которые помогли когда-то стать состоятельным чиновником, но не имели особой значимости при обвинения в растрате казенных средств, из-за чего герой попал в тюрьму, оставшись нищим. Имеет любовные отношения с Настей, но относится к ним, как к должному, переваливает все свои обязанности на девушку, постоянно берет деньги на пьянки.
- Анна – жена Клеща, 30 лет, болеет чахоткой. В начале пьесы находится в предсмертном состоянии, но не доживает до конца. Для всех героев ночлежки является неудачным предметом «интерьера», издающим лишние звуки и занимающим место. До самой смерти надеется на проявление любви мужа, но умирает в углу от безразличия, побоев и унижений, возможно, породивших болезнь.
- Актёр – мужчина, возраста, примерно, 40 лет. Так же, как и все жильцы ночлежки, вечно вспоминает о прошлой жизни. Добрый и справедливый человек, но чрезмерно жалеет себя. Хочет бросить пить, узнав от Луки про лечебницу для алкоголиков в каком-то городе. Начинает копить деньги, но, не успев узнать местонахождение больницы до ухода странника, герой отчаивается и кончается жизнь самоубийством.
- Костылев – муж Василисы, 54-летний содержатель ночлежки. Воспринимает людей лишь как ходячие кошельки, любит напоминать о долгах и самоутверждаться за счёт низменности собственных жильцов. Пытается скрыть свое истинное отношение за маской доброты. Подозревает жену в измене с Пеплом, отчего постоянно прислушивается к звукам за его дверью. Считает, что ему должны быть благодарны за ночлег. С Василисой и её сестрой Наташей обращается не лучше, чем с пьяницами, живущими за его счёт. Скупает вещи, которые крадёт Пепел, но скрывает это. По собственной глупости погибает от рук Пепла в драке.
- Василиса Карповна – жена Костылева, 26 лет. Ничем не отличается от мужа, но ненавидит его всей душой. Тайно изменяет мужу с Пеплом и подговаривает любовника на убийство супруга, обещая, что в тюрьму его не посадят. А к сестре не испытывает никаких чувств, кроме зависти и злобы, отчего достаётся ей больше всех. Ищет во всем для себя выгоду.
- Наташа – сестра Василисы, 20 лет. Самая «чистая» душа ночлежки. Терпит издевательства со стороны Василисы и её мужа. Не может довериться Пеплу с его стремлением увезти её, зная всю подлость людей. Хотя сама понимает, что пропадёт. Помогает жильцам бескорыстно. Собирается пойти навстречу Ваське, чтобы уехать, но, попадает в больницу после гибели Костылева и пропадает без вести.
- Квашня – 40-летняя торговка пельменями, испытавшая на себе силу мужа, который бил её на протяжении 8 лет брака. Помогает жителям ночлежки, пытается иногда привести дом в порядок. Спорит со всеми и больше не собирается выходить замуж, припоминая своего покойного супруга-тирана. В течение пьесы развиваются их отношения с Медведевым. В самом конце Квашня выходит замуж за полицейского, которого сама начинает бить из-за пристрастия к алкоголю.
- Медведев – дядя сестер Василисы и Наташи, полицейский, 50 лет. В течение всей пьесы пытается свататься к Квашне, обещая, что не будет таким, как её бывший муж. Знает, что племянница терпит побои от старшей сестры, но не вмешивается. Знает обо всех махинациях Костылева, Василисы и Пепла. В конце пьесы женится на Квашне, начинает пьянствовать, за что жена его бьёт.
- Алешка – сапожник 20-ти лет, пьёт. Говорит, что ему ничего не надо, что он разочарован в жизни. Пьёт от безысходности и играет на гармошке. Из-за буйства и пьянок часто попадает в полицейский участок.
- Татарин – тоже живёт в ночлежке, работает ключником. Любит поиграть в карты с Сатиным и Бароном, но всегда возмущается их нечестной игрой. Честный человек и не понимает жуликов. Постоянно говорит о законах, чтит их. В конце пьесы Кривой Зоб бьёт его и ломает руку.
- Кривой Зоб – ещё один малоизвестный обитатели ночлежки, ключник. Не такой честный, как Татарин. Тоже любит скоротать время за картами, спокойно относится к шулерству Сатина и Барона, находит им оправдания. Бьёт Татарина, ломает ему руку, из-за чего у него возникает конфликт с полицейским Медведевым. В конце пьесы поёт песню с остальными.
Что погубило жизни этих людей?
Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел – представитель «воровской династии». Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну «казенную палату», в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении – это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.
Кого винят обитатели ночлежки?
Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.
Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было…»
Главные герои — Лука и Сатин
Главными героями произведения являются Лука и Сатин, так как они олицетворяют собой две жизненные позиции, два разных мировоззрения. Лука, неизвестно откуда появившийся в костылевском обиталище, вызывает у зрителя самые светлые чувства. Он добрый, всех успокаивает и во всех вселяет надежду на будущую лучшую жизнь:
- Актера уверяет в том, что алкоголизм лечат в специальных лечебницах.
- Утешая умирающую Анну, он говорит, что на том свете люди обретают настоящий покой, и за все земные мучения она обязательно попадет в рай.
- Пеплу дает совет бросить все и вместе с Наташей уехать в Сибирь.
Старик не агрессивен в своих убеждениях. Он спокоен и добр со всеми, и его появление многое меняет в жизненном укладе ночлежников, которые уже давно отвыкли от сочувствия и жалости. Сначала они не принимают слова странника всерьез, затем речи его начинают раздражать, некоторые даже ругают его и просят перестать врать. Однако в конце действия многие встают на его защиту, даже вначале осуждающий Луку Сатин.
Образ Луки можно оценивать по-разному. Принято считать, что жалость унижает человека. Да, в некоторых ситуациях действительно лучше открыть человеку правду и подсказать правильное решение. Но неизлечимо больной Анне, которая не нужна даже собственному мужу, перед страхом приближающейся смерти утешение необходимо. А совет Пеплу уйти из этих трущоб был самый полезный: тогда бы не произошло этого страшного убийства, и влюбленные могли бы быть вместе.
Исчез странный старичок так же незаметно, как и пришел, заставив всех задуматься о своей жизни.
Трагические события еще больше вселили в бывших людей надежду на счастливую жизнь. Совсем за другую жизненную позицию выступает в пьесе босяк Сатин. Он является борцом за правду и спорит с Лукой о вреде утешительной лжи. Когда-то он, заступившись за честь сестры, убил ее обидчика и сел в тюрьму, которая не озлобила в нем человеческих чувств.
Сатин тоже любит людей и сочувствует им, но считает, что одним сочувствием не облегчить земных страданий. И хотя зтот персонаж тоже не знает выхода из подвальной жизни, именно Сатин произносит знаменитый монолог о человеке: «Все в человеке. Все для человека».Он считает, что труд должен облагораживать человека: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша».
Но эти слова контрастируют с его настоящей жизнью. До тюрьмы он работал телеграфистом, много читал, выступал на сцене с танцами, но, выйдя на свободу, оказался никому не нужным и попал в это пристанище.
Сейчас Сатин играет в карты, чем и зарабатывает на жизнь. Он шулер и не стыдится этого: ведь жулик должен быть умнее, чтобы обыграть других.
Существовал ли шанс жить другой жизнью?
Создавая образы героев пьесы «На дне», автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.
Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы «На дне» не воспользовались им.
Чем утешают себя герои?
Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут воспоминаниями о прошлом. Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы «На дне» дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о хлебе насущном, поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы «На дне» говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.
За исключением Бубнова, все герои произведения «ночлежный» образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со «дна» вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой –слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. «Вот, погоди… умрет жена…» –говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое загробной жизни, в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его – уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Действие происходит в ночлежке, которой владеет Костылев. Её обитатели — люди с самого дна социального общества: чернорабочие, бедняки, проститутки, воры. Некоторые из них пытаются выбраться, а другие уже не верят, что смогут жить другой жизнью. И постояльцы, и хозяева постоянно ссорятся.
Жена хозяина, Василиса, подговаривает своего любовника, Ваську Пепла, убить мужа. Тот влюблён в Наталью, сестру Василисы.
Сатин, Актёр и Барон — совершенно опустившиеся личности, а слесарь Клещ ждёт смерти больной жены, надеясь выбраться со «дна».
Однажды в ночлежке появился странник Лука. Он жалеет этих людей, а Пеплу предлагает уйти отсюда вместе с Натальей, чтобы начать честную жизнь.
Василиса избила сестру, к которой ревновала Пепла, всё заканчивается общей дракой. Пепел случайно убил Костылева, и его арестовали.
После драки Лука исчез. Жена Клеща умерла, и тот не имеет денег даже на похороны.
Актёр, которому Лука обещал дать адрес клиники, где его вылечат от алкоголизма, повесился.
Роль Луки в произведении
Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.
Очень краткий пересказ
Супруги Костылевы, Михаил и Василиса, — хозяева ночлежки. Это подвальное помещение, похожее на пещеру. Здесь обитают люди бездомные, безработные, обнищавшие, спившиеся, живущие воровством и проституцией. Таковы шулер Сатин, безработный Клещ и его безнадёжно больная жена, бывший аристократ Барон, пьющий Актёр, вор Васька Пепел, Настя. Все они живут друг у друга на виду и едят за общим столом.
Василиса Костылева состоит в связи с Васькой Пеплом за спиной у своего пожилого мужа. Пепел быстро остывает к корыстной и жестокой Василисе, ему по душе её сестра Наташа, тихая и добрая. Девушке тяжело живётся: ревнивая Василиса бьёт её. Костылевы занимаются скупкой ворованных вещей у Пепла, а полицейский, состоящий с ними в родстве, закрывает на это глаза.
Между постояльцами не прекращаются споры и ссоры, никто не думает, как тяжело умирающей Анне. Нет до неё дела и мужу. Только пришлый Лука находит для женщины слова утешения. Старик умеет утешить каждого отчаявшегося в ночлежке. Он даёт надежду спившемуся Актёру, Насте, грезящей о любви, как в романе, советует Пеплу ехать в Сибирь за другой жизнью.
Умирает Анна, и Клещ, продавший инструмент, чтобы выручить деньги на похороны жены, остаётся без возможности заработать. Луку изгоняют из ночлежки. Васька предлагает Наташе бежать с ним вместе, обещает изменить опостылевшую ему жизнь вора. Девушка, послушав Луку, соглашается на предложение бывалого парня, если тот не будет её бить. Василиса услышала их разговор и жестоко избила Наташу. Васька ненароком убил Костылева, его ждёт суд. Лука исчез. Ночлежка продолжает своё унылое существование, Актёр сводит счёты с жизнью.
Мнение Сатина
Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы «На дне» Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: «Человек!.. Это звучит… гордо!»
Краткий пересказ по актам (более подробный, чем краткое содержание)
Акт 1
Действие происходит в подвале, который является ночлежкой.
Квашня рассказывает, что её зовет Абрам замуж, но она не пойдёт, так как сама себе хозяйка, свободная женщина.
Барон смеётся над Настей, что она читает книжку «Роковая любовь».
Сатин говорит, что любит разные непонятные слова и что раньше был образованным человеком, мальчишкой служил на телеграфе и много читал книг.
Бубнов рассказывает, что был скорняком, имел своё заведение.
Входит хозяин ночлежки, Костылев, и спрашивает у Клеща, который подпиливает ключи, была ли здесь жена. Тот ответил, что не видел. Хозяин сказал, что будет брать с него на 2 рубля больше, так как он занимает не только кровать, но и место, где слесарит.
Костылев стучит в комнату Пепла, и когда тот открыл дверь, заглядывает туда, проверяя, нет ли там жены. Из их разговора понятно, что Костылев покупает у Пепла ворованные вещи.
Актёр просит у Пепла двугривенный, тот даёт.
Клещ говорит Пеплу, что с малых лет работает, что презирает Актёра и Сатина, которые не работают. Он мечтает вырваться отсюда, когда умрёт больная жена.
Входят Наташа и Лука с котомкой за плечами. Наташа сказала, что это новый постоялец, и ушла. Пепел говорит, что жалеет Наташу, плохо ей тут. Послушав разговоры обитателей ночлежки, Лука сказал, что житьё у них несладкое. Барон спросил, кто он такой, Лука ответил, что странник.
Входит с гармонией в руках подвыпивший Алёшка и начинает куражиться. Приходит Василиса и выгоняет его. Общается она с постояльцами грубо, заглядывает в комнату Пепла, но его там нет. Спрашивает, была ли тут Наталья, и от Бубнова узнав, что была и говорила с Клещом. Василиса быстро ушла.
Лука спросил, всегда ли она такая. Бубнов ответил, что всегда, а сейчас разозлилась, что пришла к любовнику, а его нет.
Входит полицейский участка Абрам Медведев, спрашивает Луку кто он такой. Квашня сказала Бубнову, что Абрам опять уговаривал её венчаться.
В сенях слышатся крики, Костылев зовёт Медведева, крикнув, что Василиса убивает Наташу.
Акт 2
Больная жена Клеща Анна жалуется Луке, что всю жизнь терпит побои и голод. Лука утешает её, говорит, что она отдохнёт на том свете.
Актёр сообщает Луке, что раньше с большим успехом читал стихи, а сейчас память от водки стала плохая. Лука советует ему лечиться от пьянства в специальной лечебнице. Актёр спросил, где она, и Лука сказал, что когда вспомнит в каком городе, скажет. Посоветовал пока готовиться к лечению, не пить водки. Актёр мечтает вылечиться и начать новую жизнь.
Пеплу Лука посоветовал уехать в Сибирь, чтобы найти там свой путь в жизни, начать трудиться.
Василиса подговаривает Пепла убить её мужа, а за это она обещает сосватать ему Наташу и дать 300 целковых.
Приходит Костылев, ругает Василису и прогоняет её домой. У Костылева и Пепла вспыхивает ссора. Пепел хватает Костылева за шиворот, но тут на печи завозился Лука. Пепел выпустил Костылева, и тот убежал.
Лука сказал, что стал возиться на печи, чтобы Пепел не придушил старичка, и что Василиса мужа сама со свету сживёт. Он советует Пеплу уйти отсюда с Наташей или же одному.
Лука увидел, что Анна умерла. Он и Пепел пошли сказать об этом.
Входит Актёр, затем Наташа. Актёр пьян, читает стихи и говорит, что весной пойдёт искать город, где лечебница для алкоголиков.
Вошли Лука, Клещ, Кривой Зоб и Татарин. Татарин и Кривой Зоб посоветовали клещу обратиться в полицию, чтобы там не подумали, что он убил жену. Клещ сокрушается, что у него на похороны только 40 копеек. Кривой Зоб сказал, что они соберут деньги
Акт 3
Во дворе ночлежки Настя рассказывает Наташе историю якобы своей любви, на самом деле пересказывает книжку про любовь. Барон и Бубнов смеются над ней, а она уверяет, что у неё была настоящая любовь. Лука её успокаивает, говорит, что если она верит, что была у неё настоящая любовь, значит, была.
Пепел предлагает Наташе ехать с ним в Сибирь, уверяет, что бросит воровство, потому что хочет сам себя уважать. Лука советует Наташе идти замуж за Пепла, но она говорит, что не верит никому, и идти ей некуда.
Вошли Актёр и Сатин. Актёр похвастался, что сегодня не пил водки и мёл улицу.
Из окна Костылевых слышится крик Наташи, что её убивают. Сатин и Лука идут туда.
Квашня и Настя привели под руки Наташу (ей сестра с мужем на ноги опрокинули кипящий самовар). Василиса пытается её ещё бить, но Сатин не даёт и зовёт Пепла.
Прибегает Пепел. Костылев кричит Медведеву, чтобы хватал его. Пепел бьёт Костылева, тот падает.
Василиса кричит, что Пепел убил её мужа. Сатин уверяет, что за убийство в драке много не дадут, и чтобы Пепел звал его в свидетели.
Пепел сказал, что ему оправдываться не надо, что он хочет подвести под суд Василису, так как она уговаривала его убить мужа.
Наташа говорит, что всё поняла — Пепел с Василисой всё подстроили, они любовники, а Костылев и Наташа мешали им.
Пепел в растерянности, а Наташа проклинает его и сестру и почти в беспамятстве кричит, чтобы их судили и взяли в тюрьму и её.
Акт 4
В ночлежке нет уже комнаты Пепла — переборки сломаны.
Постояльцы беседуют о Луке, исчезнувшем во время суматохи. Говорят, что он жалостливый, не обижал людей.
Барон убеждён, что Лука — шарлатан, а Клещ сказал, что странник не любил правды.
Сатин говорит, что Лука — не шарлатан, что он врал из жалости. Сатин убеждён, что утешительная ложь нужна слабым душой людям и тем, кто притесняет людей. Первых она поддерживает, а вторые прикрываются ею. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» — восклицает Сатин.
Настя говорит, что Наташа пропала из больницы.
Сатин продолжает рассуждать и говорит, что человека не нужно унижать жалостью, а надо уважать.
Актёр попросил молящегося Татарина помолиться за него, выпил водки и быстро вышел в сени, крикнув: «Ушёл!»
Приходят Медведев и Бубнов с водкой, Бубнов зовёт всех петь. Зоб запевает песню про тюрьму. Входит Барон и кричит, что на пустыре Актёр удавился. Сатин негромко говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!»
В чем заключается спасение?
Существуют ли вообще пути спасения со «дна», и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека – искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. «Со дна» могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.
Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.
Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы «На дне». Верой в человека проникнуто все произведение.
🗹