Одним из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является госпожа Простакова — богатая помещица, властная и очень жестокая, деспотичная женщина. Особенно ярко её тяжёлый характер проявляется в отношении к беззащитным крестьянам, над которыми она безнаказанно издевается. Болезненная, гипертрофированная любовь главной героини к сыну губит молодого человека, делает из него морального калеку. Характеристика Простаковой важна для понимания всей важности темы воспитания, определения будущего характера личности. Невежественная, жадная и лицемерная, помещица прививает аналогичные качества своему сыну, но в итоге получает по заслугам.
Знаменитые фразы из комедии
«Не хочу учиться – хочу жениться».
Фраза Митрофана, адресованная матери. В жизни применяют к тем молодым людям, у которых ветер в голове. Чья жизнь одни сплошные развлечения и удовольствия. Ни об учебе, ни о работе никто из них даже не думает.
«А там и женишься».
Заключив брачный союз на взаимовыгодных условиях, можно больше не беспокоиться за свое будущее. Своего рода брак по расчету, не по любви.
«Дела не делай, от дела не бегай».
Так говорят о тех людях, кто безответственно относится к работе, а лишь создает видимость ее на рабочем месте.
«Наличные деньги – не наличные достоинства». Наличие денег еще ни о чем не говорит и тем более автоматически не может сделать человека хорошим в глазах других.
«Белены объелся».
Данную фразу можно отнести к тем людям, которые совершают неадекватные поступки, глупости, не поддающиеся разумному объяснению.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.
Полное имя — не указано, г-жа Простакова.
Возраст — не указан, женщина среднего возраста.
Род занятий — помещица.
Семья — супруг Терентий Простаков, сын Митрофан и родной брат Тарас Скотинин.
Социальное положение — дворянка, помещица.
Происхождение — родом из старинного дворянского семейства.
Воспитание — воспитанием никто не занимался, примером для подражания стал необразованный, недалёкий и жадный отец.
Образование — необразованная женщина, не умеющая даже читать.
Внешность — не указана.
Характер — жестокая, лицемерная, циничная, жадная, корыстолюбивая, властная.
Положительные черты — отсутствуют, даже любовь к сыну является нездоровой, болезненной.
Отрицательные черты — невежественная, невоспитанная, грубая, безжалостная женщина, которая в окружающих людях (за исключением сына) видит один негатив.
Произведение — «Недоросль».
Автор — Денис Иванович Фонвизин.
ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ
Правдин
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, кому они написаны.
Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно.
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры.
Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Я прошу извинить меня, что вас оставлю.
Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.
Стародум
Невежда без души – зверь.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Прямое достоинство в человеке есть душа. Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь.
Честный человек должен быть совершенно честный человек
.
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Милон
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным.
Я влюблен и имею счастие быть любим.
Судья, который, ни убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди.
Софья
Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену.
Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных.
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники.
Читала теперь книжку… французскую. Фенелона, о воспитании девиц.
Митрофанушка
Не хочу учиться, хочу жениться!
Да всяка дрянь в голову лезла, то ты батюшка, то ты матушка.
Белены объелся.
Поучусь; только чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!
Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю.
Да отвяжись матушка, как навязалась!
По мне, куда велят!
Простакова
Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.
Век живи, век учись, друг мой сердешный!
Без наук люди живут и жили.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится.
Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи.
Скотинин
Ученье – вздор.
Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
У меня такой обычай, как что забору в голову, то из нее гвоздем не выколотишь.
Цитатная характеристика
Описание Простаковой с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Простаковой основан на том, что она является дворянкой, помещицей.
«Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию…» (Действие первое, явление 1)
Во владении г-жи Простаковой — большое поместье и деревни с крепостными.
«…повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни…» (Действие пятое, явление 4)
Г-жа Простакова — из рода Скотининых. После смертей в раннем возрасте многочисленных братьев и сестёр, в живых осталась только она и её брат Тарас Скотинин.
«Ведь и я по отце Скотининых. Покойник батюшка женился на покойнице матушке. Она была по прозванию Приплодиных. Нас, детей, было у них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка! » (Действие третье, явление 5)
«Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь». (Действие четвертое, явление 7)
Внешность
Портретная характеристика г-жи Простаковой основана на том, что она является женщиной средних лет. Простакова чувствует, что уже немолода.
«Мой век проходит». (Действие второе, явление 5)
Черты характера и поступки
Г-жа Простакова является очень грубой женщиной, способной оскорблять окружающих людей без повода, а только в силу своего тяжёлого характера.
«А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя…» (Действие первое, явление 2)
Простакова — жестокая женщина, в которой нет ни капли милосердия даже к больным людям.
«Г-жа Простакова. А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет!
Палашка где?
Еремеевна. Захворала, матушка, лежит с утра.
Г-жа Простакова. Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто она благородная!
Еремеевна. Такой жар рознял, матушка, без умолку бредит…
Г-жа Простакова. Бредит, бестия! Как будто благородная!» (Действие третье, явление 4)
Простакова ни во что не ценит слуг и всячески обижает их при первой возможности.
«…я холопям потакать не намерена…» (Действие первое, явление 3)
«Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле…
Еремеевна (заплакав) Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно». (Действие второе, явление 6)
«Еремеевна, (в слезах) Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же…
Кутейкин. А велика ль благостыня?
Еремеевна. По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». (Действие второе, явление 6)
«Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!»(Действие пятое, явление 2)
Простакова совершенно не ценит профессионализм и считает, что любой дурак сможет качественно выполнить сложную работу.
«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!» (Действие первое, явление 2)
Простакова не ценит своего мягкого, глупого мужа. Она помыкает им, способна унизить при посторонних людях.
«Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко». (Действие первое, явление 3)
«Как теленок, мой батюшка, оттого-то у нас в доме все и избаловано. Ведь у него нет того смыслу, чтоб в доме была строгость, чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь…» (Действие второе, явление 5)
Г-жа Простакова — настойчивая женщина, которая непременно всё сделает по-своему.
«…что захотела, поставлю на своем…» (Действие четвертое, явление 9)
«А я уж знаю, что делать… А мы свое возьмем».(Действие четвертое, явление 9)
Единственным человеком, которого Простакова любит всем сердцем, является её 15-летний сын Митрофан. Он — её надежда и отрада.
«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение». (Действие первое, явление 4)
«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть». (Действие четвертое, Явление
«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди». (Действие второе, явление 5)
Будучи ограниченной, недалёкой женщиной, Простакова не видит особого смысла в образовании и в таком же духе воспитывает сына Митрофана.
«Без наук люди живут и жили». (Действие четвертое, явление
«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».(Действие второе, явление 6)
«Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья дворяне тотчас выберут еще в какую-нибудь должность». (Действие четвертое, явление
Простакова вынуждена нанять Митрофану учителей только потому, что дворяне должны быть грамотными.
«Да ныне век другой, батюшка! (К Стародуму.) Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить! Мой Митрофанушка из-за книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда».(Действие третье, явление 5)
«Ребенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург: скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь». (Действие третье, явление
«Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.
Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женишься». (Действие третье, явление 7)
Г-жа Простакова видит, что её сын не особенно смышлён. Вместо базовых научных знаний она предлагает ему собственный жизненный подход, который заключается в жадности и поиске личной выгоды.
«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!» (Действие третье, явление 7)
«Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». (Действие третье, явление 7)
«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу,пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько». (Действие третье, явление 7)
Простакова — властная женщина, требующая не только от слуг и членов семьи, но и от всех окружающих полного повиновения.
«…я люблю, чтоб и чужие меня слушали…» (Действие первое, явление 5)
«Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма! Я доберусь». (Действие первое, явление 6)
Простакова — жестокая, жадная помещица, которая забирает у крестьян последний кусок хлеба, не дает им спокойно жить и трудиться.
«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»(Действие первое, явление 2)
Г-жа Простакова — корыстолюбивая женщина, у которой главной ценностью являются деньги. Узнав о том, что бедная сиротка Софья неожиданно стала богатой наследницей, она спешит сосватать её за своего сына Митрофана.
«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю». (Действие первое, явление 7)
«Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну». (Действие второе, явление 2)
Простакова — злая женщина, вымещающая свой крутой нрав на беззащитных людях.
«…положить скоро границы злобе жены…». (Действие второе, явление 1)
«…жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». (Действие первое, явление 1)
«С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!».(Действие второе, явление 5)
Г-жа Простакова в силу своего небольшого ума и природной злости способна решать проблемы лишь с помощью драки. Чтобы решить вопрос женитьбы Митрофана, она затеяла драку с родным братом.
«…Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи… Сердце взяло, дай додраться!»(Действие третье, явление 3)
«Милон. Да не ушибла ль она вас?
Скотинин. Перед-от заслонял обеими, так вцепилась в зашеину…
Правдин. И больно?..
Скотинин. Загривок немного пронозила». (Действие третье, явление 3)
«Нет, братец.. ты должен образ выменять господина офицера; а кабы не он, то б ты от меня не заслонился. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. (Стародуму.) Это, сударь, ничего и не смешно. Не прогневайся. У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» (Действие третье, явление 3)
Г-жа Простакова полна лицемерия. Чтобы заполучить Софью в качестве невесты для Митрофана, она всячески пытается предстать в выгодном свете перед Стародумом.
«Г-жа Простакова. Я, братец, с тобою лаяться не стану. (К Стародуму.) Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу. Пусть же, себе на уме, бог тому заплатит, кто меня, бедную, обижает.
Стародум. Я это приметил, как скоро ты, сударыня, из дверей показалась». (Действие третье, явление 5)
Узнав о предстоящей расправе, г-жа Простакова полностью разбита. Она до последнего пытается оправдать себя.
«Ах я, собачья дочь! Что я наделала!» (Действие пятое, явление 3)
«Прости и ты меня, грешную. Ведь я человек, не ангел».(Действие пятое, явление 4)
Раскаяние Простаковой — сплошное лицемерие. Известие о пощаде пробуждает в ней страшный гнев, желание расправиться над беззащитными крестьянами.
«Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям, своим людям. Теперь-то я всех переберу по одиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу этой насмешки.
Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?
Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?» (Действие пятое, явление 4)
Простакова не чувствует никакой своей вины в случившемся. Она искренне считает, что является полноправной хозяйкой человеческих жизней, и только она вправе решать их судьбы.
«Правдин (Г-же Простаковой.) Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.
Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?» (Действие пятое, явление 4)
За свою жестокость по отношению к людям Простакову наказывают по справедливости, отобрав у неё имение и крепостных крестьян.
«Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни». (Действие пятое, явление 4)
«Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…
Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может». (Действие пятое, явление 4)
Потеря власть над людьми, Простакова теряет смысл своей жизни. Но еще большим ударом для неё становится грубость и жестокость ненаглядного Митрофанушки, который бросает её.
«Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет!» (Действие пятое, явление 5)
«Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!» (Действие пятое, явление последнее)
Смешон ли Митрофан
Младший Простаков смешон и несуразен. Все сцены с ним глупы и комичны. Ведь это ненормально — обжираться всю ночь и с утра жаловаться на голод. Смешно привязывать няньку пятнадцатилетнему парню.
Несмотря на то, что образ главного героя является объектом сатиры, сущность юноши ужасна и страшна:
грубый, озлобленный, глупый и бессердечный. Его отношение к окружающим его людям удивляет.
Любящих его родителей мальчик не уважает вовсе. Если представить, что такие «митрофанушки» есть в каждой семье, будущее страны оказывается в серьезной опасности.
Цитаты из комедии «Недоросль» (100 цитат)
Комедия «Недоросль» была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения — «говорящие» фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает «являющий свою мать». Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого «… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..» Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его. Цитаты из комедии «Недоросль» представлены в этой подборке.
Мой Митрофанушка из-за книги не встаёт по суткам. Материно моё сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда.
Своё дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведёт бог быть его женою.
Всякая вина виновата.
На своё счастье грех пенять.
Ученье – вздор.
Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Век живи, век учись, друг мой сердешный!
Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих — благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. Без нее (без души) просвещеннейшая умница — жалкая тварь. Невежда без души — зверь.
Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.
Эка притча! Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужу не трону, и мою чужой не тронь же.
Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что забору в голову, то из неё гвоздём не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне.
Вот злонравия достойные плоды.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.
Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.
Начинаются чины — перестаёт искренность.
Невежда без души — зверь.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Прямое достоинство в человеке есть душа… Без неё просвещеннейшая умница — жалкая тварь.
Какое было бы несчастье, если б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить!
Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом.
Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?
Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.
Наличные деньги — не наличные достоинства.
Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
Честный человек должен быть совершенно честный человек.
Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все стоит в воображении. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.
Бог дал тебе все приятности твоего пола.
При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет.
Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно.
Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все стоит в воображении. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.
Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Начинаются чины — перестает искренность.
Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных.
Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.
Льстец — ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.
Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!
Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно.
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны…
Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия.
Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.
Виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья.
Я прошу извинить меня, что вас оставлю…
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры…
Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди..
Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…
Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
В мои леты и в моём положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди…
Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат её в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя.
Золотой болван — все болван.
В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
А! теперь я вижу мою погибель. Соперник мой счастлив! Я не отрицаю в нем всех достоинств. Он, может быть, разумен, просвещён, любезен; но чтоб мог со мною сравниться в моей к тебе любви, чтоб…
Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением.
Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой…
Если позволите мне сказать мысль мою, я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце.
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещённым…
Я влюблён и имею счастие быть любим…
Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением…
Как наружность нас ослепляет!
Читала теперь книжку … французскую. Фенелона, о воспитании девиц…
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…/su_note] Дядюшка! Истинное моё счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену…
Все моё старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не пожелал?
Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно оттого, что есть в других хорошее.
Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать своё счастье. Знатность, богатство…
Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди.
Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали..
Без наук люди живут и жили.
Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..
Я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..
Да ныне век другой, батюшка!
Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься.
Нелёгкая меня не приберёт! Сорок лет служу, а милость все та же…
По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день.
Ох ты чушка проклятая!
🗹