Кто такой «настоящий человек»? (по «Повести о настоящем человеке» Полевого)


Подготовка к ОГЭ (ГИА)

Как Вы понимаете значение словосочетания настоящий человек? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящий человек?».

Сочинение 9.3 (15.3)

Настоящий человек обладает такими качествами, как прямота, стойкость, мужество. Если он уверен в своей прямоте, то следует своим принципиальным взглядам во всём и ничего не боится. Настоящий человек всегда готов отстаивать своё мнение, не боясь испортить отношения с окружающими. Он готов прийти на помощь товарищам, но не потакает лени и слабости.

В предложенном для анализа тексте примером настоящего человека выступает Зоя Космодемьянская, о поступках которой рассказывает её учительница начальных классов. Зоя во время диктанта не подсказала однокласснице, чем вызвала негодование товарищей. Но Зоя твёрдо стояла на своём: подсказывать на контрольной нечестно. Но девочка никогда не отказывалась помочь тем, кто действительно нуждался в её помощи. В первую военную осень ученики рыли окопы под Москвой в холод, дождь и грязь. Туфли и калоши вязли в грязи. Когда ребята уснули, Зоя приготовила длинные тесёмки, чтобы привязывать тесёмки к ногам. Зоя стала партизанкой, и на одном из заданий её схватили фашисты, на допросе она ничего не сказала, даже не открыла своего имени. Она проявила прямоту, стойкость, мужество – все качества, которые воспитала в себе с детства.

Произведение Бориса Полевого так и называется – «Повесть о настоящем человеке». Настоящим человеком в повести является лётчик Алексей Мересьев, который восемнадцать суток раненый полз к своим. А затем, когда в военном госпитале ему ампутировали обе ноги из-за начавшейся гангрены, он не сдался, а добился того, что его допустили к полётам на истребителе.

Таким образом, настоящим человеком называют того, кто обладает стойкостью, силой воли, готовностью служить народу и Родине.

Исходный текст:

(1) Как-то в перемену Лёва вошёл ко мне в класс, чем-то взволнованный. — (2)Марина Николаевна, — быстро сказал он, — я узнал один очень важный адрес. (3)Я знаю, где живёт учительница, у которой в четвёртом классе училась Зоя Космодемьянская. (4)Может, она согласится прийти к нам? (5)Я уверен, это будет хорошо и интересно. (6) В тот же вечер мы с ним пошли к Лидии Николаевне Юрьевой. (7) Мы долго блуждали среди каких-то маленьких домиков, похожих друг на друга, как грибы-дождевики. (8) И тут он воскликнул: — Да вот же он, дом семь! (9) Через две минуты мы оказались в крошечной комнатке, где едва умещались две кровати и стол, словно осевший под высокими стопками ученических тетрадей. (10)В простенке над столом я сразу заметила портрет юноши лет семнадцати с красивым, открытым лицом. (11) Лидия Николаевна, маленькая, хрупкая, слушала и молча изучала нас пристальным взглядом. (12)Выслушав до конца, она ещё немного помолчала, потом глухо, словно через силу, вымолвила: — Мне тяжело говорить об этом. (13)И гибель Зои и гибель моего сына — всё это так тесно связано и так больно. (14)Боюсь, ничего не выйдет. (15)Мы молчали, как мне показалось, очень долго. — (16)Надо пойти, — вдруг сказал её отец-старик. — (17)Расскажи про девочку и про Володю расскажи, и всё будет как надо. (18)Лидия Николаевна встала и вышла из комнаты. — (19)Тоскует, — сказал её отец, внимательно глядя на расстроенного Лёву. — (20)Сколько времени прошло, а не утихает — болит. (21)Внук погиб вскоре после Зои, по Зоиному призыву пошёл… …(22)Лидия Николаевна пришла на сбор отряда минута в минуту — ровно в семь часов. (23)Она села за столик, спокойно положила на него руки и заговорила. — (24)В старшей школе Зоя и Шура учились уже не у меня. (25)Они росли, переходили из класса в класс, менялись, конечно, но что-то главное оставалось неизменным. (26)И, когда я слышала, что говорят учителя о Зое в пятнадцать, в семнадцать лет, я снова узнавала маленькую Зою, — ту, которая училась у меня в четвёртом классе. (27)И всё отчётливее становится в Зоином характере одно свойство… как бы вам его определить?.. (28)Лидия Николаевна задумалась. — (29)Вот Зоя если в чём-нибудь была уверена, так уж ничего не боялась. (30)Раз был такой случай. (31)Во время диктанта одна девочка спросила у Зои, как пишется какое-то слово. (32)Зоя отказалась ответить. (33)Девочка возмутилась. (34)Поступок Зои обсудили на собрании, и многие говорили, что она вела себя не по-товарищески. (35)Но Зоя твёрдо стояла на своём: она всегда готова объяснить, растолковать непонятное, но подсказывать во время контрольной работы не станет, потому что считает это неправильным и нечестным. (36)Чтобы так поступить и так отстаивать потом своё мнение, нужно быть, конечно, настоящим человеком. (37)Вы ведь сами знаете, ребята, как не любят плохих товарищей, как недружелюбно относятся ко всякому, кого считают плохим товарищем. (38)И не мне рассказывать вам — очень многие из вас полагают, что подсказка нужна: не подскажешь — подведёшь товарища. (39)Так ведь? (40)3оя никогда не отказывалась помочь тем, кто в этом действительно нуждался. (41)Но способному и вдобавок ленивому ученику она могла сказать прямо и резко: «Сам должен выучить. (42)Все одинаково могут это сделать, а ты просто не хочешь заниматься». (43)Рисковала она из-за резкости потерять любовь товарищей? (44)Да, рисковала. (45)Но она не боялась этого. (46)Ей не нужна была любовь, купленная снисхождением, уступками. (47)Вы знаете такое слово — принципиальный? (48)Вот Зоя была принципиальным человеком, она ничего не боялась и всегда поступала так, как считала правильным и справедливым. (49)И ребята уважали Зою, потому что видели: она требовательна прежде всего по отношению к себе самой. (50)И в малом, и в большом. (51)Помню, в первую военную осень ученики старших классов поехали рыть картошку. (52)Работать было трудно — все дни лил дождь; туфли, калоши вязли в грязи, невозможно было ходить. (53)Как-то вечером, когда остальные ребята уже уснули, Зоя приготовила для всех длинные тесёмки, чтобы привязывать калоши к ногам. (54)Наутро все смогли выйти на работу. (55)В другой раз, в очень уж холодный и ненастный день, все остались дома. (56)Зоя вышла в поле одна и работала, несмотря на дождь и слякоть. (57)Почему я вам это рассказываю? (58)Потому что хочу,.чтобы вы поняли: всё, за что мы уважаем и любим Зою: прямота, стойкость, мужество, — всё это вырастало и крепло в ней с детства. (59)Однажды Зоя задала мне такой вопрос: «Лидия Николаевна, вот вы сказали, что позорно говорить неправду. (60)А если случится, что попадёшь к врагам? (61)Как же тогда? (62)Ведь там правду сказать нельзя ». (63)Я ответила, что скрыть правду от врагов родины — значит выполнить свой долг. (64)Зоя выслушала молча, потом сказала: «Да, можно ответить: не скажу, не могу сказать». (65)А двадцать седьмого января сорок второго года я прочитала в «Правде» о том, как Зоя ответила на допросе у немцев: «Нет, не скажу!» (66)Она осталась верна тому, что поняла и решила в детстве… (67)И снова Лидия Николаевна замолчала и задумалась. (68)Все сосредоточенно, не отрываясь, смотрели в лицо Зоиной учительницы и ждали следующего её слова. — (69)Когда Зоя погибла, шесть юношей из нашей школы, моих учеников, пошли добровольцами в Красную Армию. (70)Среди них был Шура Космодемьянский. (71)Он вместе с товарищами ворвался в расположение той самой немецкой дивизии, офицеры и солдаты которой замучили Зою, и отомстил за сестру. (72)Среди них был и мой мальчик, мой сын Володя. (73)Семнадцати лет он уже окончил танковое училище и стал лейтенантом — командиром танка. (74)Он храбро бился с врагом, был награждён тремя орденами Отечественной войны и, так же как и Шура, погиб незадолго до Победы. (75) По классу пронеслось что-то, словно внезапно все тихо вздохнули. (76) Не знаю, как точнее выразить то чувство, которое пробудил этот разговор. (77)Всмотрись в своих товарищей, в тех, кто учится и живёт рядом с тобой: всё, что заложено в них уже сейчас, потом, в жизни, даст всходы. (78)Ты справедлив, честен, стоек? (79)Таким ты будешь, и став взрослым. (80)Ты соврал? (81)Ты не умеешь справиться с собой, не учишься, ленишься? (82)Смотри, подумай над этим теперь, потом будет гораздо труднее выпрямить себя, побороть плохие наклонности, переломить въевшуюся скверную привычку.

(По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) — советская писательница, журналист и правозащитник.

Что значит быть настоящим человеком? (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)

Талантливый русский писатель Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека» рассматривает один из важнейших вопросов: что значит быть настоящим человеком? Вопросы нравственности очень волновали автора, он стремился сделать своих читателей возвышеннее, морально чище. Кто же он – настоящий человек? Каждый ли рожденный в обличье человека имеет право называть себя так? Михаил Шолохов считал, что только люди с огромной душой и чистым сердцем имеют такое право.

Главный герой Андрей Соколов

– яркий пример настоящего человека. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим некоторые ситуации его жизни. После гражданской войны герой остается совершенно одиноким. Но он находит хорошую девушку, которая позже станет его мудрой женой. Спустя время они построят дом, родят троих детишек. И, кажется, жизнь когда-то одиноких людей стала счастливой, но гармонию разрушает война. Андрея забирают на фронт, а семья остается без главы.

Судьба постоянно испытывает героя на нравственную стойкость. Мотив испытаний известен еще в фольклоре, когда главный герой закалял характер, пройдя задания.

Автор не пытается идеализировать Соколова, но показывает, что этот человек всегда старается поступить правильно. В молодости Андрей имел крутой нрав, мог и выпить сверх нормы, но всегда ценил к себе доброту. Когда герой приходил домой выпившим, мудрая жена не укоряла его, а тихо укладывала спать, и лишь утром просила, чтобы он больше так не поступал. Андрею становилось совестно, и он старался больше не расстраивать жену. Мужчина очень ценил мудрость этой спокойной женщины.

Когда Соколов пытался выручить товарищей, он попадает в плен. Людей удерживали в старой церкви, чтобы потом допросить. Находясь там, Андрей случайно услышал разговор незнакомых людей, один из которых хотел донести на сослуживца. Больше всего герой не выносил несправедливости, поэтому не остался равнодушным к ситуации. Чтобы спасти невинного человека, мужчина совершает самосуд над предателем. Ему это далось нелегко, но другого выхода он не видел.

Будучи в лагере для военнопленных, Андрей, как и все, работал в каменном карьере. Он не стал молча терпеть, что немцы требуют от истощенных людей слишком большой выработки за день. И однажды он об этом сказал другим «каторжанам». Однако среди них оказался доносчик, и Андрея вызвали к коменданту. В разговоре с жестоким начальником лагеря Андрей проявил необыкновенную смелость и выдержку. Он не стал пить за победу врага, но выпил три раза, не закусывая, за свою несчастную участь. Истощенный от голода человек при этом удержался на ногах, не потеряв достоинства. Удивленный комендант лагеря помиловал храброго воина и дал хлеба с салом.

Почему даже враг оценил такой поступок героя? Он просто привык, что люди от страданий теряют человеческое лицо, а Соколов остался настоящим человеком.

Очень гуманным поступком героя стало решение помочь бедному мальчику Ване. Герой не просто выжил после войны, но и помог это сделать ребенку.

Михаил Шолохов в рассказе показывает нам настоящего человека в образе Андрея Соколова.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Своеобразие композиции рассказа Шолохова «Судьба человека» Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова «Судьба человека» Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода рассказа Шолохова «Судьба человека») Анализ финала рассказа Шолохова «Судьба человека»

Сочинение 2

Человек является биопсихосоциальным существом. Биологический аспект заключается в том, что для поддержания жизни человеку нужна вода, еда и сон. Социальный аспект отражается в том, что не один человек не мыслим без других людей, ему постоянно нужно общение. Примером может послужить то, что дети, которых воспитали собаки, обезьяны или другие животные не могут адаптироваться к обществу, если их заберут из стаи, поэтому умирают.

Как появился человек? Никто не знает. Это вопрос является великой загадкой для современного общества. Существует четыре теории о происхождении человека – космическая (человека создала раса разумных инопланетных существ), религиозная (человека создал Бог), эволюционная Чарльза Дарвина (обезьяна эволюционировала в человека), трудовая Фридриха Энгельса (человек стал таким, каким является только благодаря труду).

Как человек относится к природе, своему дому? Безответственно. В настоящее время наблюдается конфликтная связь человека с окружающей средой. Люди строят заводы, которые отравляют воздух вредными химическими соединениями. Выбрасываются отходы в чистые реки, озёра. Но к счастью, люди начинают понимать, какой ужас они сотворили и заботятся об экологии.

Человек-это не только набор органов, но и чувств. Нас многое отличает от животных, например, стремление к общественному признанию, искусству, самореализации, а самое главное, что человек обладает добротой, состраданием, желанием заботиться об окружающих. Именно поэтому про людей, которые совершают плохие поступки, говорят как о бесчеловечных созданиях, сравнивая со зверями.

Какими будут действия людей по отношению к человеку, который внезапно упал на улице и не может подняться? К сожалению, многие пройдут мимо. Посчитают, что это бездомный или им просто будет безразлично на судьбу несчастного. Человечность проявляется в помощи, взаимовыручке. Гуманный человек никогда не пройдёт мимо, вызовет первую медицинскую помощь.

Каждый человек поистине уникален, потому что имеет собственный жизненный опыт. В независимости от места рождения и образа жизни каждый ведёт борьбу с самим с собой, находится в постоянном выборе между злом и добром. Мир невозможно поделить на чёрное и белое, но если выбирать, я думаю, лучше смотрятся светлые оттенки.

Таким образом, важно не терять человечность. Быть добрым, заботливым ко всем существам.

Сочинение на тему Каким должен быть человек

Настоящий человек должен быть доброжелательным, честным, мужественным. Я больше всего ценю честность и сам стараюсь быть честным. Честность — собственное достоинство, вызывающее уважение со стороны других людей. Нельзя быть завистливым и злым. Человек, который помогает родным, близким и просто тем, кто нуждается в поддержке в трудную минуту, заслуживает уважения. Настоящий человек заботится о своих родителях, потому что это самые близкие люди на земле. Она радуется успехам друзей, не желает зла окружающим.

Настоящий человек всегда выручит и поможет. То старой бабушки принесет хлеба, малому соседу с домашним заданием. Главное – поможет.

Настоящий человек ценит жизнь. Она живет одним днем. Но за день успевает полезно поработать.

Сейчас, так считаю, очень трудно стать настоящим человеком. Потому что таких осталось не много. В частности это те, что испытали на себе горе, страдания. Поэтому к современной жизни нам, молодежи, нет с кого брать пример. Ибо приобретая что-то, мы идем «по головам» других людей. Ради денег и достатка, через ревность, зависть, мы убиваем, уничтожаем, воруем.

Но все мы — люди. И у всех есть свои желания и вкусы, которые иногда берут верх над умными законами морали. Я считаю, что как ты будешь вести себя, так же к тебе будут относиться твои друзья, учителя, родители. Каждый человек должен прожить свою жизнь так, чтобы ему не было стыдно за прожитые годы.

Поделиться

Похожие материалы:

  1. Итоговое сочинение: Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен? (423 слова) Эпоха перемен ставит перед нами серьезные проблемы, ведь вынуждает людей выйти из зоны комфорта. Поэтому главной трудностью данного периода становится адаптация в новых…
  2. Итоговое сочинение: Каждый человек сам себя воспитать должен (469 слов) Многие люди спорят сегодня о том, кто должен воспитать личность: семья или школа, улица или кружок, бабушка или мама? Однако мне гораздо ближе…
  3. Сочинение на тему Каким я вижу будущее Жизнь человека… Оно состоит из секунд, часов, дней, месяцев и лет. И каким будет каждый её момент, зависит только от нас. Но есть то, что…
  4. Каким быть, добрым или злым — сочинение Человек часто находится на распутий чувств и эмоций. Он не знает, на какую сторону стать добра или зла. И здесь он предстает возможно перед самым…
  5. Сочинение на тему Человек должен отвечает за свои поступки Ни один человек не живет сам. Мы все живем в обществе. Это означает, что каждый человек должен придерживаться определенных правил и законов. Если человек не…
  6. Каким представляла Катерина Бориса, и каким он оказался Любовь Катерины к Борису на время увеличивает границы тесного мирка, в котором до сих пор живет девушка. Любовь освещает ее быт, девушка начинает ощущать радость…
  7. Сочинение Почему человек должен быть добрым? Отчего один человек добродушный, а иной злой? Что такое доброта и в чем она проявляется? Давайте разберемся! Доброта – это умение безвозмездно помогать знакомым и…
  8. Сочинение на тему Каким быть, добрым или злым Человек часто находится на распутий чувств и эмоций. Он не знает, на какую сторону стать добра или зла. И здесь он предстает возможно перед самым…
  9. Каким должен быть настоящий друг Дружба играет значительную роль в жизни каждой личности. Ведь друг – это родственная душа. Каким же должен быть настоящий друг? Я считаю, что настоящий друг…
  10. Сочинение на тему Каким должен быть настоящий друг Каждого человека сопровождают друзья и товарищи. Но не все из них являются настоящими. Человек, с которым весело в обычные солнечные деньки не всегда может называться…

Сочинение 9.3: Настоящий человек по тексту Ф.А. Вигдоровой

Настоящий человек – это человек с твёрдыми принципами, который готов отстаивать свою позицию и никогда не давать слабину в борьбе за свои идеалы. Примеры таких людей мы можем найти в литературе.

Так, в тексте Ф.А. Вигдоровой повествуется о женщине-Герое Советского Союза Зое Космодемьянской. Как рассказывает её школьная учительница, Зоя была «настоящим человеком» (предложение 36). Она всегда стояла на своём и не предавала своих принципов. Зоя совершила подвиг во имя победы в Великой Отечественной войне и пожертвовала жизнью, отстаивая свои идеалы. Я думаю, именно упорство и смелость делают человека «настоящим».

Подтверждение этому мы находим в произведении Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», где рассказывается о стойкости и силе воли военного летчика Алексея Мересьева. После войны он вынужден был жить с протезами. Превозмогая усталость и боль, герой занимался гимнастикой, заново учился ходить и даже танцевать, чтобы вновь воевать за родину. Ещё во время войны он пережил много трудностей, но они не закончились и после. Алексей Мересьев – пример настоящего человека, который обладает силой воли и стойкостью характера.

В заключение хотелось бы сказать, что настоящим человеком может быть совершенно обычный человек, не совершивший никаких особых подвигов. Он может усердно и честно работать, заботиться о своей семье, никогда никого не предавать – всё это сделает его полноценным членом общества.

Многомудрый Литрекон ценит своих преданных читателей и готовит им не только образец сочинения 9.3 по тексту Ф.А. Вигдоровой о настоящем человеке, но и подборку с определениями каждой темы ОГЭ. Кроме того, перед Вами расположились примеры из жизненного опыта:

  • : В фильме Балтазара Кормакура «Эверест» (2015) рассказывается о трагедии, произошедшей с одной из экспедиций, которая поднималась на Эверест. Один из главных героев, Роб Холл, который был руководителем одной из команд, отважно спасает своих подопечных ценой своей жизни. Он проявил себя как настоящий человек, когда думал прежде всего о других, а не о себе.
  • : В фильме Ники Каро «Жена смотрителя зоопарка» (2017) повествуется о подвиге двух смотрителей зоопарка в Варшаве. Во время Второй Мировой войны они предоставили убежище более, чем трёмстам евреям. Каждый день подвергаясь опасности и даже смертельному риску, они помогали угнетенному народу. Главные герои показали себя настоящими людьми, у которых стоит поучиться смелости и принципиальности.
  • Предыдущая
    СочиненияСочинение: Свобода в поэме «Мцыри» (М.Ю. Лермонтов)

    Следующая

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: