Введение
Вряд ли можно найти писателя, который не писал о таких вечных категориях, как доброта и жестокость. Большинство конфликтов сводится к ним. Какой бы ни была проблема, ее можно решить с позиции или доброты, или жестокости.
В произведениях герои условно разделены на позитивных и негативных, в зависимости от их моральных приоритетов. Иногда мы видим их путь нравственного перерождения. На это влияют обстоятельства или другие люди. Цель автора в этом случае показать, что любой человек может измениться, но для этого нужен толчок.
Произведения о доброте и жестокости заставляют читателя задуматься о самом главном – о том, кто он сам: гуманист или злодей.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Добро возвращается добром
Единственное, что от нас остается, это наши дети и доброе имя, которое мы им оставляем. Ни счета в банках, ни золото, бриллианты, ни машины, квартиры, особняки,а именно, добрая память и доброе имя - Примеры милосердия из жизни
К сожалению, в нашем мире не каждый способен проявить милосердие. Войны вспыхивают в разных уголках земли, властвует жестокость. Сердца человечества очерствляются с каждым новым поколением. - Сочинение Актер в произведении На дне (Образ и характеристика) Горького
Пьеса «На дне» является одним из самых известных произведений Максима Горького. В ней описывается жизнь людей московской ночлежки. Изначально, по замыслам автора,
Александр Грин «Зеленая лампа»
Рассказ Александра Грина «Зеленая лампа» — поучительная история о том, как даже жестокие намерения одного человека могут помочь другому при разумном подходе.
Действия произведения происходят в Лондоне в начале XX столетия. С ресторана выходят два богача и видят нищего, который лежит без сознания на тротуаре. Оказалось, что он долго голодал. Мужчины подымают его и отводят в трактир, где кормят. Такой поступок может показаться добрым, но нет, у одного из богачей созревает безумный план. Миллионер Стильтон к своим сорока годам уже устал от роскошной жизни и скучал. Узнав историю нищего Джон Ива, о том, что он никому, по сути, не нужен, богач решает сделать из него свою игрушку. Своему приятелю он говорит так, что игрушки из людей ему кажутся «самим сладким кушаньем».
Стильтон предлагает Джон Иву следующее: снять квартиру в центре города и каждый день с пяти до двенадцати вечера поддерживать свет лампы с зеленым абажуром. В это время ему нельзя покидать квартиру. Свет зеленой лампы якобы должен послужить сигналом для важных людей. О настоящей цели Джон Иву знать не положено. За эти услуги Стильтон будет платить нищему ежемесячно немаленькую сумму денег. Джон Ив, конечно, удивлен, что богач хочет платить ему за такую небольшую работу, но с радостью принимает условия.
План Стильтона состоял в том, чтобы доказать, что бесцельное ожидание неизвестно чего способно свести с ума любого человека. По его мнению, Джон Ив должен в скором времени спиться от безделья. Каждый вечер богач приходил, чтобы посмотреть на свет зеленой лампы и потешался с того, какой дурак Джон Ив.
Проходит восемь лет. Действия переносятся в одну из больниц для бедных. Нищий старик приходит в себя после ампутации ноги, а возле него стоит молодой врач. В нищем старике читатели узнают бывшего миллионера Стильтона, а во враче – Джона Ива. Как же так вышло? Джон Ив не спился и не сошел с ума от ожидания, потому что проводил время не бесцельно, как того ожидал богач, а с пользой – он читал книги по анатомии, а потом решил пойти учиться на врача. А вот Стильтон как раз бесцельно прожигал жизнь, наслаждаясь своей игрой. В результате один стал перспективным врачом, а другой стал банкротом.
Джон Ив узнал о настоящей цели Стильтона еще живя на той квартире, но не стал мстить, потому что решил, что, несмотря на жестокие намерения, тот сделал ему добро. Врач даже помогает старику – дает ему работу в больнице. И просит только об одном: зажигать хотя бы спичку, спускаясь по тёмной лестнице. В этом высказывании скрыта основная мораль рассказа: человек сам решает, кем стать, важно уметь освещать себе дорогу.
В рассказе Александра Грина доброта победила жестокость: добрый человек реализовал себя, а жестокий осознал свою ошибку.
Сочинение 2
Доброта – что означает это слово? Кого можно назвать добрым человеком? Мы всегда будем спрашивать себя об этом, спорить. Потому что доброта не имеет четкого определения. Это внутренние ощущения, и у каждого человека они свои. Можно лишь сказать, что доброта – это что-то светлое, она греет сердце и душу.
Что это слово значит лично для меня? Я считаю, что доброта – это искренние проявления милосердия, сочувствия и заботы. Добрый человек никогда не сможет никому навредить, он наоборот тянется помочь, ему не жалко ничего для других. Также я думаю, что добро должно распространяться на все вокруг. Будь то человек, животное или растение. Попробую доказать свою точку зрения с помощью аргументов из литературы и реальной жизни.
Рассуждая над представленной темой, я сразу вспомнила произведение русской писательницы Анны Никольской «Вадимкины слезы». В данном рассказе ведется повествование о мальчике Вадиме, которому мама наказала утопить щенков. Однако Вадим не мог этого сделать: «слезы подступили к горлу, стали душить». Мальчик осознавал, что щенки хоть и только родились, ничего не понимают, но они живые! По совету знакомой, главный герой отнес их охотнику, ведь у того ощенилась собака: «может возьмет старик твоих-то». Вот она, настоящая доброта – ценность чужой жизни.
Замечательным примером послужит рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления». Произведение знакомит читателей с юношей по имени Гриша и его бабушкой – Дуней, к которой он приехал на каникулы. Каждую ночь бабе Дуне снятся пережитые во время войны тяготы, и она кричит, плачет во сне. Внук думал о том, как же помочь, потому что одно только воспоминание о слезах близкого человека ранило сердце. Мать посоветовала Грише просто крикнуть «молчать», чтобы бабушка прекратила шуметь, но сердце его «облилось жалостью и болью». Мальчик опустился на колени и стал успокаивать ее. После чего он ушел на кухню и заплакал, эти слезы «шли от сердца», Грише было жалко «бабу Дуню и кого-то еще». После той ночи он не рассказывал бабушке ни о чем, так было нужно, это было ее исцеление.
В данном рассказе мальчик постоянно проявляет доброту сердца: когда он помогает и сочувствует родному человеку и, когда испытывает боль о том, что пришлось пережить бабе Дуне и другим людям когда-то. Нельзя назвать человека добрым, если он не способен искренне сопереживать и не желает помочь в трудную минуту.
В данной теме нельзя обойтись без примера из жизни. Стоит упомянуть довольно известную историю, которая произошла в деревне Баилово (Болгария). Нищий дедушка по имени Добри каждый день ходил пешком до столицы (расстояние около 10 километров), чтобы просить милостыню возле местного храма. Он никогда не брал собранные деньги себе и жил на скромную пенсию. Пожертвования дедушка отдавал другим, однажды даже оплатил счета детского дома, который просто закрылся бы. Это один из самых ярких примеров доброты в жизни, когда человек готов отдать другим, не имея многого.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что моя позиция верна. Доброта – это все самые искренние и светлые чувства. Когда человек не может поступить плохо вопреки всему, воспринимает чужие горе и боль с понимаем и по-настоящему хочет помочь.
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
В романе «Тихий Дон» автор рассуждает на тему того, каковы бывают причины ожесточения человека. Ведь изначально люди, по его мнению, добрые от природы. Но обстоятельства или другие люди способствуют тому, что человек становится жестоким.
Главный герой Григорий Мелехов показан в начале романа добрым мальчиком. Ему не чуждо сочувствие даже к маленьким существам. Как-то раз он косил траву и случайно задел цыпленка. Григорий не мог простить себе то, что по неосторожности сделал. Он держал в руке маленькое существо, и его сердце страдало от невыносимой вины. Разве можно назвать такого человека жестоким?
Но шли годы, герой влюбился в прекрасную казачку Аксинью. Однако их любовь не принесла им счастья. Девушка была замужем за нелюбимым человеком. И в скором времени Григорию тоже пришлось жениться на нелюбимой девушке по желанию властного отца. Юноша пытался противиться нежеланному браку, но обстоятельства вынудили его согласиться. Возможно, другой человек на его месте смирился бы и продолжал жить добронравно. Но смирение не было свойственно темпераментному Григорию. Отсутствие счастья в личной жизни приводит его к ошибочным поступкам. Вначале он изменяет жене, а потом изменяет своим принципам. Он идет на войну, где испачкает руки в крови.
Вернувшись к мирной жизни, Мелехов не может обрести спокойствие, потому что видит, какова «благодарность» государства за военные заслуги. Он видит страдания народа, за счастье которого, по его мнению, он проливал кровь врагов. К нему приходит запоздалое понимание того, что жестокостью нельзя добиться добра. Григорий был по своей сущности обычным крестьянином, любящим свою плодородную землю, а не солдатом. Пойдя на сделку со своей совестью, убегая от проблем, герой поступил опрометчиво, но уже ничего мог изменить – его семья распалась, а вина за пролитую кровь навсегда останется.
Автор показывает нам, что иногда человек становится жестоким из-за обстоятельств, однако надо уметь им противостоять.
Аргументы из литературных произведений «Доброта, которая причиняет вред»
«Хочешь нажить себе врага — сделай человеку добро»-русская народная пословица. Доброта-это безграничное чувство, но делая добро, необходимо подумать о последствиях. Не всегда доброта приносит радость, злые люди принимают доброту за слабость, а благородство души-за неумение дать сдачи.
А. Платонов “Юшка” не мог дать сдачи из-за доброты душевной, терпел издевательства, прощая людей. К чему это привело? — К гибели героя, его доброта погубила его, а люди так и не поняли, что они творили, их злость не дала им понять, кого-то они убили.
А. Солженицын «Матрёнин двор” — доброта Матрёны погубила не только её, но погиб сын Фаддея, а зять стал виновником трагедии. Откажись Матрёна отдать горницу при жизни, осталась бы жива, но её доброта не принесла ей счастья и понимания, а наоборот. Люди недобро отзывались о ней, не понимая почему она всем помогает, делает добро, недобрые люди судили по себе, по своей корысти.
М. Сервантес “Дон Кихот”-бессмертная классика, пример, когда доброта приносила вред человеку. Все добрые поступки рыцаря не приносили добра, а вредили и ему, и окружающим. Хинес де Пасамонте — разбойник и каторжник, спасённый Кихотом, украл осла у Санчо. Дон Кихот освободил его, человека не способного на разумные поступки и благодарность, и чуть не расстался с жизнью.
Н.В. Гоголь «Шинель»
Имя главного героя повести Гоголя «Шинель» — Акакий, что означает «не делающий зла». Автор хочет подчеркнуть эту особенность героя, поэтому и отчество у героя Акакиевич. Получается, что перед нами крайне незлобный персонаж.
Акакий Акакиевич живет в полном соответствии со своим именем – он не делает никому зла, но к нему окружающие люди часто жестоки. Из-за мягкого характера, неумения постоять за себя, над ним насмехаются коллеги. Он одинок, живет только любовью к работе. И хотя его обязанности не требуют мастерства – он переписывает документы, даже не внося изменений, но он к этому относится, как к искусству. Он красиво, с любовью, выводит каждую букву. Кому-то его существование может показаться бесцельным, но разве это причина для проявления жестокости? Но именно так и поступят по отношению к нему.
Однажды Акакий почувствовал, что сильно продрог и понял, что его шинель больше не пригодна к использованию. У него появляется цель – купить новую шинель. Он долго экономил, и вот наконец исполнил мечту. Появившись на работе в обновке, Акакий впервые почувствовал на себе одобрительные взгляды коллег. Его даже позвали на праздник. Но, когда он возвращался вечером домой, на него напали и отняли «мечту». Сначала коллеги хотели помочь герою купить новую шинель, но потом озаботились другим делом, забыв о бедняге. Акакий решился тогда на встречу с одним значительным лицом, чтобы попросить решить его проблему, но его только отругали за такую «наглость» и прогнали. Герой ослабевает из-за стресса и гибнет. Но о герое даже никто не вспоминает. И тогда в городе появляется призрак, который напоминает всем добряка Акакия Акакиевича. Вот только призрак не добрый, а жестокий. Писатель показывает, как равнодушие людей добро превращает в жестокость. Призрак выполняет миссию мстителя, отбирает шинели у богачей. Так он наказывает тех, кто остался безразличным к участи бедного чиновника Акакия.
Автор показал, что за несправедливость всегда будет наказание. И если не накажет сам пострадавший, то будет наказание от Вселенной. Последним пострадал в повести генерал, который прогнал героя, и после этого случая он изменил отношение к людям, стал даже добрее. А это значит, что уроки призрака принесли не только страх, но и пользу для других людей.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Одна из проблем в произведении Александра Пушкина «Евгений Онегин» — это проблема воспитания.
Автор показывает, что строгость, граничащая с жестокостью, – плохой метод воспитания. Насилие и агрессия в семье приводят к трагическим последствиям. Например, так произошло в семье матери Ольги и Татьяны.
До замужества Полина вела светский способ жизни: часто бывала на балах, приемах. На одном из них она встретила прекрасного офицера и влюбилась бесповоротно. Но семья девушки была против, так как уже выбрала для нее другого жениха, более перспективного. Это был Дмитрий Ларин, замкнутый уездный помещик. Ему очень приглянулась красивая Полина, и он решил на ней жениться.
Так молодая кокетка оказалась в глухой деревне. Она долго не могла смириться со своей участью: рыдала и кричала. Даже хотела вначале развестись с мужем, но потом оставила эту затею, перенеся свою злость на крестьян. Она часто била подневольных людей, выплескивая так свою озлобленность, и даже иногда доставалось от нее и мужу. Вся власть сосредоточилась в ее руках, потому что Дмитрий был слишком «добрым малым». Приведя на свет двух очаровательных девочек, Полина так и не смогла дать им материнской ласки. Она не была к ним злой, но и доброй не была. Равнодушие матери очень остро чувствовала милая автору Татьяна. Она росла будто чужой в собственной семье. Потому что понимала, что их семья была построена на фальши.
Так жестокость в одной семье привела к равнодушию в другой.
Однако не всегда обстоятельства разрушают душу человека, как в случае с Полиной. В противовес этому автор показывает другую героиню, няню Татьяны. Эта женщина в жизни видела мало добра, но ее сердце не ожесточилось. Возможно, потому что она нашла смысл жизнь в своей подопечной. Она любила девочку и опекала. В ответ Татьяна тоже была привязана к ней намного больше, чем к родной матери. Поэтому, познав несчастную любовь, Татьяна ищет утешения у нянечки.
Няня, как и мать Татьяны, тоже в юности подверглась жестокости в семье. Она вышла замуж за нелюбимого человека, но смогла с этим смириться. Ей помогли в этом ее высокие нравственные качества, которые она смогла развить и в Татьяне. Няня читала ей народные сказки, формируя любовь к родине, приучала жить в гармонии с природой. Благодаря этому, девушка выросла благородным человеком. И, наверное, поэтому смогла отказать ветреному Евгению и остаться верной своему супругу.
Автор учит, что только доброта может помочь преодолеть людям их трудности.
Сочинение на тему понимание добра и правды в пьесе горького на дне
Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века, когда история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается утраченной. Многие писатели того времени обращались к теме человека, старались найти истину, понять предназначение человеческой жизни. Одним из таких писателей был и Максим Горький. Свои представления о человеке писатель раскрывает уже в первых романтических произведениях. Первый рассказ Горького — “Макар Чудра” — был опубликован в 1892 году, затем последовали другие рассказы о “босяках”: “Дед Архип и Ленька” (1894), “Челкаш” (1895), “Коновалов” (1897), “Мальва” (1897). Главные герои этих рассказов — бродяги, “бывшие люди”, но вопреки литературной традиции, они изображены не как отверженные, “униженные и оскорбленные”, а как люди, которые сами отвергли общество с его моралью и социальными законами. Эти герои презирают мещанскую тягу к покою и сытости, любое ограничение свободы. Это вольнолюбцы, которым “хоть голодно, да свободно”. “Босяки” горды, веселы, они ненавидят страдание, у них нет страха перед жизнью, зато есть чувство собственного достоинства. Поэтому вор Челкаш выглядит гораздо привлекательнее жадного крестьянина Гаврилы. В то же время автор-рассказчик не скрывает того, что уровень самосознания этих “босяков” невысок. Только некоторые из них начали по-настоящему задумываться о собственной судьбе и смысле жизни человека (“Коновалов”). Но “тяжесть их дум увеличивалась слепотой их ума”. Кроме того, Горький прекрасно видел опасность безграничного своеволия таких людей, трагизм их одиночества. Н. Минский писал по этому поводу: “Горький изображает не просто босяков, а каких-то сверхбосяков и сверхбродяг, проповедников какого-то нового провинциального ницшеанства… Правым оказывается сильнейший, потому что он большего требует от жизни, а виноват слабый, потому что он постоять за себя не умеет. Нужно сознаться, что в нашей литературе, насквозь пропитанной учением о любви и добре, такая яркая проповедь права сильного является довольно новой и рискованной”. Поиски правды жизни писатель продолжал на протяжении всего творческого пути. Этот поиск нашел отражение в образах героев многих более поздних его произведений. Но наиболее остро спор о правде жизни звучит в пьесе “На дне”. Особенность этого произведения заключается в том, что свою правду имеют все персонажи. И каждый из них открыто говорит о своей правде. Бубнов утверждает правду факта, Лука проповедует правду утешительной лжи, Сатин отстаивает правду веры в Человека. Чья же правда на самом деле является истинной? “Все так родятся, поживут и умирают. И я помру, и ты… Чего жалеть”, — в этих словах Бубнова заключена приземленная, мещанская идеология, правда Ужа и Дятла, правда Барона и Клеща. Бубнов не способен понять правды таких людей, как Сатин. Не доступны для него и рассказы Луки о людях, которые верили в праведную землю: “Все выдумки… тоже! — восклицает он. — Хо! Хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!” Он сводит “возвышающий обман” до “низких истин”. Он признает только правду фактов и жестоких законов жизни. Барон признает только правду прошлого, поэтому он равнодушен к миру, весь оставаясь в прошлом. Прошлое — вот его единственная правда. Но что дала она ему? “Ты рассуждаешь… — говорит он Сатину, — … это, должно быть, греет сердце… У меня нет этого… я — не умею!.. Я, брат, боюсь… иногда… трушу… Потому — что же дальше?.. Никогда и ничего не понимал я… Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… зачем? Не помню! Учился — носил мундир дворянского института…а чему учился? Не помню… Женился — одел фрак, потом — халат… а жену взял скверную… Прожил все, что было, — носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки… а как разорился? Не заметил… Служил в казенной палате… мундир, растратил казенные деньги — надели на меня арестантский халат… И все… как во сне… А… ведь зачем-нибудь я родился… а?” Барон не верит в иллюзии. Но и вера в правду фактов в конечном итоге не приносит ему удовлетворения, не показывает ему смысла жизни. В этом — его основная трагедия. Подобен Бубнову и Барону Клещ, Он не хочет иллюзий: он добровольно взвалил на себя правду реального мира. “На что мне она — правда? Чем я виноват?.. За что же мне правду? Жить нельзя… Вот она — правда!..” Он гордится тем, что он рабочий человек, и потому к обитателям ночлежки относится с презрением. Хозяина же он ненавидит и всей душой стремится вырваться из ночлежки. Но и его ждет разочарование. Смерть жены подкосила Клеща, лишила его веры в правду, какая бы она ни была. “Работы нет… силы нет! Вот правда! Пристанища… нету! Издыхать надо… вот она, правда!.. На что мне она, правда?..” Этой идеологии противопоставляет свою правду Лука. Он призывает всех уважать человека: “Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит”. Позиция Луки — идея сострадания, идея деятельного добра, возбуждающая веру в человека, способную повести его дальше. Он пропагандирует идею личного усовершенствования и даже возвышенного обмана. Но в представлениях Луки поражают нотки приспособленчества и двойственности, которые он облекает в форму идеи о свободе сознания человека: на вопрос Пепла, есть ли Бог, Лука отвечает: “Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть…” Таким образом, он не обманывает людей, он искренне верит в них, верит в свою правду. Вопрос только в том, что правда эта, оказывается, может быть разной — в зависимости от самого человека. “Человек — вот правда. Он это понимал!” — так трактует идеологию Луки Сатин. И при всем различии во взглядах он восхищается стариком: “Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…” Именно под влиянием взглядов Луки, под влиянием разговоров с ним Сатин впоследствии произнес свой монолог о человеке: “Человек — свободен… он за все платит сам, и потому он — свободен!” Сатин доказывает, что “человек выше сытости”, что у человека есть высокие цели, есть более высокие потребности, чем забота о том, чтобы быть сытым: “Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело! Человек — выше! Человек выше сытости!” У Сатина независимый характер. Он не боится хозяина ночлежки. Он может иногда показаться циничным: “Дай мне пятак, — обращается он к Актеру, — и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав”. Так же цинично звучит его реплика в ответ на сообщение Барона о смерти Актера: “Эх… испортил песню… дурак”. Такая позиция обусловлена разочарованием героя в самой жизни. Он уже ни во что не верит. Он считает свою жизнь и жизнь остальных обитателей законченной: “Дважды убить нельзя”. Но ему на самом деле не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией. Именно монологи Сатина подводят итог всему происходящему и формулируют этическую позицию автора: “Человек — вот правда!.. Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… А кто сам себе хозяин… кто независим и не ждет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека”. Он выражает авторскую уверенность в том, что “Человек… это звучит гордо! Надо уважать человека!” Правда Луки взбудоражила обитателей ночлежки. Однако ложью, утешительством нельзя помочь никому, даже людям “дна”, утверждает Горький. Правда Луки, сталкиваясь с реалиями жизни обитателей ночлежки, с правдой Бубнова, Барона, Клеща, приводит к трагическим последствиям. Повесился Актер, когда понял, что чудесная лечебница для “организмов” — выдумка Луки. Душевный кризис переживает Настя. Всплеск иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных обитателей ночлежки, что в итоге ведет к полному крушению их надежд, и тогда начинается цепная реакция трагедий (избиение Наташи Василисой, арест Пепла, убившего в драке Костылева, потрясение потерявшего все Клеща и т. д.). Постижение истины “Все — в человеке, все для человека” завораживает Сатина и других героев пьесы. Тем мучительней для них несовместимость этого открытия с реальностью… Таким образом, в пьесе “На дне” М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением ужасной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание будто бы разрозненных эпизодов мастерски организовано им в общую картину трагического столкновения “трех правд” о жизни. Это заставляет нас думать и делать определенные выводы. Если позиция Барона, Клеща и Бубнова для нас неприемлема, то с позициями Луки и Сатина мы можем и согласиться, и поспорить. Все дело в том, что в образе Сатина с его несомненной правдой — правдой человека — перед нами предстает образ человека будущего. Его высокие идеи носят пока еще только декларативный характер. Тогда как Лука, несмотря на двойственность идей, подтверждает свои убеждения делом. И потому является больше человеком настоящего. И Лука, и Сатин стремились открыть людям настоящую правду — правду человеческой личности. Но пока мир не будет готов к пониманию этой правды — человечество будет обречено на гибель.
И.А. Гончаров «Обломов»
Илья Обломов – главный герой одноименного романа Гончарова. Его особенность в том, что он всю жизнь проводит, словно в ленивом ожидании чего-то. Иногда ему очень хочется совершить что-то важное, реальный поступок, но все сводится только к раздумьям об этом. К такой жизни его приучила еще его семья. Зажиточные помещики вели крайне ленивый образ жизни: вставали поздно, ели, потом снова отдыхали. Будучи мальчиком, Илья проявлял активность, хотел узнать мир, но среда обитания оставила свой отпечаток. И скоро он стал таким же, как все его члены семьи. Как видим, автор показывает, насколько важна роль семьи в формировании новой личности. И вред не только в жестокости или несправедливости, а и в отсутствии правильных мотиваций. Родители не были жестоки к сыну, однако они не приучили его ни к труду, ни к стремлениям к чему-то. Он вырос ленивым, хотя и добрым человеком. Во втором стоит отдать ему должное: его доброе сердце располагало к нему многих людей, как хороших, так и плохих. Его даже полюбила красавица Ольга, выбрав его из многих мужчин, потому что умела ценить настоящую доброту. Однако из-за лени Обломов так и не женится на ней. Девушка пыталась направить мужчину, дать мотивацию, но уже было поздно, его личность давно сформировалась.
Кроме Ольги, к нему очень хорошо относится друг Андрей Штольц. Для него Илья – отдушина, ведь он никогда не завидует, не пытается обмануть. Обломов – это образец человека, которому не важна корысть, он не стремится кого-то обыграть в нечестной игре. Но такая честность и открытость приводит к нему мошенников, которые стараются его обмануть. Друг всегда старался помочь Илье, разоблачал хитрецов, но один раз не успел – и Обломов обанкротился. Андрей не отвернулся от него, потому что тоже был добрым и порядочным мужчиной. Хотя и женился на его бывшей возлюбленной Ольге. Но он сделал это открыто. Андрей понимал, что Илья не сможет сделать девушку счастливой из-за своей лени. Вряд ли такой поступок можно назвать жестоким, что понял и Обломов, поэтому был искренне рад за друга.
Андрей и Ольга до конца поддерживают Илью, а когда его не стало, берут на воспитание его сына. Доброта помогла герою, как бы там ни было. Но автор показывает, что если бы его доброта сопрягалась с деятельностью, то финал был бы другим.
Роман Ивана Гончарова нас учит не просто быть добрыми, но и не лениться делать добрые дела.
Вариант с примером из литературы
Для того чтобы обрести в себе уверенность, быть счастливым человеком и иметь желанных друзей, необходимо приложить некоторые внутренние усилия. Это касается тех качеств характера, которые относятся к положительным. Так, например, в каждом из нас должна присутствовать доброта.
Умение незамедлительно, доброжелательно реагировать на неприятности окружающих людей, чтобы помочь им и представляет содержание данного понятия. Это душевное свойство бесценно, так как человек, который им обладает, на свете не одинок. У таких людей всегда есть рядом тот, кто в трудную минуту окажет взаимную помощь.
Если доброта искренняя, то это заметно с первой минуты. Ведь невозможно оказаться возле стаи злых собак равнодушному человеку, который, не задумываясь, решил прийти на помощь нуждающемуся человеку. В жизни случается немало непредвиденных ситуаций, которые носят разрушительный характер. Но справиться с ними возможно, когда люди способны сопереживать друг другу, проявлять сострадание и терпение тогда, когда человек попал в беду. Вокруг «доброты» всегда вращается и вера в людей, и милосердие, и другие качества, которые будто дополняют ее.
Таким образом, с понятием доброта мы начинаем знакомиться с ранних лет. Даже не осознавая, что это за термин, ребенок произносит его в нужной ситуации, связывая с такими терминами как помощь, ощущением радости, честность. Если доброта будет превосходить другие качества, то в мире исчезнет недоверие, агрессия, непонимание.
Среди бесчисленных произведений русской литературы есть огромное количество примеров, в которых доброта превосходит злобу. Это делает героев по-настоящему счастливыми. Так, например, смелый и находчивый офицер Жилин из произведения А. К. Толстого «Кавказский пленник» без сомнений идет навстречу даже представителям того народа, который является врагом. Он пытается избавить от недугов больных, порадовать девочку захватчика, смастерив ей куклу из дерева. Этот герой предан своему народу, он не бросает по пути изнеможенного Костылина. Открытый всему миру он несет людям добро, несмотря на те условия, в которых оказался по воле судьбы. Здесь налицо отсутствие корысти, равнодушия, что помогает сделать свои цели достижимыми.
Начиная с заботы о ком-либо, понимания, оказания помощи нуждающимся, человек приходит к пониманию слова «доброта». Осознавая себя наделенным этим качеством, на душе становится легко. Ведь такое участие в жизни других людей делает нас счастливее.
Другие темы: <- Трусость? 9 классЭгоизм ->
`
Н.С. Лесков «Дурачок»
Рассказ Лескова «Дурачок» начинается с размышлений о том, кого стоит считать дураком. Согласно словарю, дурак – слабоумный человек, глупый. Вроде бы всем понятно значение этого слова, однако, бывают случаи исключительные. Рассказчик сообщает, что был у них в деревне один особенный человек по имени Панька, и все называли его дурачком, но за что, никто не мог толком и объяснить.
Панька рос без родителей, на содержании одной коровницы. Хотя «на содержании» — это сильно сказано, так как жалела она ему даже картошки, всю отдавала своим детям, а Паньке доставался только сухой хлеб да пустая водица. Но Панька никогда не жаловался ни на коровницу, ни на кого-то другого. А ведь поводов для этого у него было достаточно. Каждый в деревне пользовался его помощью в работе без стеснений. И герой помогал с радостью, ничего не требуя взамен – вот за это и считали его дураком. Потому что, будучи сами эгоистами, они не могли поверить, что умный человек может согласиться жертвовать собой ради других.
А все его «дурачество» состояло в том, что он был добрым, по-настоящему. Однажды он принимает удары розг вместо сводного брата. Он понял, что этот мальчик слишком труслив и слаб, и принял наказания сам. Но другие люди поняли это по-другому и стали смеяться над Панькой, еще раз убедившись, что только дурак мог так поступить. Был еще и такой случай: забирали юношей в солдаты из той деревни, и никто не хотел туда идти. Панька пожалел матерей, которые боялись отдавать своих сыновей, и добровольно пошел служить, ведь он, кроме Господа, никому не нужен.
Так и вышло, никто не плакал о Паньке, а только потом любопытствовали, смеются ли над ним другие солдаты. Но вышло по-другому, он покорил их своей добротой и лаской. Суровые воины смогли лучше оценить доброту героя, чем его односельчане.
После войны Панька нанялся на службу к степным татарам стеречь их коней. В то время злодействовал один вор по имени Хабибула. Но богач Хан-Джангар сумел его поймать. Но отвезти на казнь он не мог его сразу, поэтому заставил Паньку его стеречь. Хабибула смирился со своей участью, но главный герой сказал, что отпустит его, так как верит в его перерождение, ведь у него такая душа, как и у всех, нужно просто захотеть делать добро. Когда приехал Хан-Джангар, то Панька честно сказал ему, что отпустил пленника, потому что не может видеть, как страдают другие, за них готов страдать он сам. И, к удивлению татар, хан не казнил Паньку, ведь подумал, что он праведный.
Главный герой рассказа – не дурачок, а образец добродетели, которую могут оценить только разумные люди, а не глупцы, что насмехались над его хорошими поступками.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В романе «Преступление и наказание» автор показывает, что плохие поступки не всегда совершают плохие люди. Главный герой Родион Раскольников от природы добрый человек, но условия жизни, социальная несправедливость пробуждают в нем преступника.
Раскольников – бедный студент, живущий в тесной комнатке. Он часто даже голодает, от чего мысли в голове путаются. Бедность – это всегда испытание, особенно для умных образованных людей. Именно таким является Родион Раскольников. Герой анализирует действительность и понимает, что общество, в котором он живет, построено на несправедливости: богачи владеют миром, а бедняки не всегда владеют даже едой. Можно ли это изменить – вот о чем задумывается главный герой. На ум ему приходят многие «великие люди», которые ради изменений в жизни часто переходили даже кровавую черту. Раскольников начинает выстраивать свою теорию о том, что ради общего блага можно нарушить моральные законы. Но такой ли он человек? Тварь ли он дрожащая или право имеет?
Герой замышляет преступление – избавиться от старухи-процентщицы, которая, по его мнению, является вошью на теле общества. В борьбе против зла он хочет использовать жестокость. Но эту жестокость оправдывают великие цели – так думает бедный голодный студент. Он отчасти сам понимает, что его идеи могут быть плодом голодания. И сам не верит, что сможет их осуществить. Ведь герой не жестокий человек, что доказывает его сон о лошадях. Однажды ему приснилось, как кто-то загнал лошадь, и ему было жаль ее. Разве может сочувствовать жестокий человек? Да и к людям он проявляет жалость, например, он не остается равнодушен к трагической участи Мармеладова, отдает его семье свои последние деньги. Но старуха, обирающая бедняков, не вызывает в нем сострадания, поэтому он совершает преступление, сам того не ожидая. Даже после совершенного он не чувствует вину сразу, а лишь после того, как вынужденно убивает ее сестру Лизавету, которая оказалась свидетелем. Она была противоположностью своей сестры, была безвредной, и это разрушило теорию Родиона о возмездии. Родион из «борца за справедливость» превратился даже в собственных глазах в обычного злодея.
Раскольников пройдет сложный путь к раскаянию и исправлению. В этом ему поможет главная героиня, которая победит его ожесточенность своей верой и настоящей добротой.
- Автор: М. Горький
- Произведение: На дне
- Это сочинение списано 51 052 раз
Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее — в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с понятиями правды и лжи, которые можно трактовать по-разному. Гуманизм Луки призывает к жалости и состраданию, примиряет с трудностями жизни, предлагая “ложь во спасение”. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека. Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся непосредственно к тексту произведения.
“Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Затхлый и душный воздух, убогая обстановка. Место действия, лаконично обозначенное в первой же ремарке, сразу создает образ давящего на людей, невыносимого мира. Люди живут в душной атмосфере беспробудного пьянства, ругани и разврата. Большего “дна” и представить себе трудно. И вот в ночлежке появляется Лука, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее.обитателя. Именно доброго к себе отношения так не хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное — не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом. Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что боль можно смягчить лишь утешительной ложью. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды. Он сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить, но даже с этой задачей старик не справился. Что уж говорить о “здоровых” людях! Своими сладкими пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же, по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил им, окончательно “сзязав” руки и ноги. “Ты — надейся! Ты — верь!” — внушал он. Но человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется опять столкнуться с горькой правдой. Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью. И Горький выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложный гуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение: повесился Актер, Пепел попал на каторгу, загублена судьба Наташи… Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. Ложь, даже “во спасение”, — чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Сатиным. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже недостаточно. Он ничего не может изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей “дна”. И, очевидно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не возродились бы. Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. И в этом — жизненно важная правда пьесы.
Посмотрите эти сочинения
- Своеобразие конфликта и композиции пьесы «На дне» Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
- «Три правды» в пьесе Горького «На дне» (сочинение) В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
- Новаторство горького-драматурга в пьесе «На дне» Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки — убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии […]
- Характеристика героев пьесы «На дне» (таблица) Имя героя Как попал «на дно» Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. «Все люди на земле лишние». Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая […]
- Атмосфера духовного разобщения людей в пьесе «На дне» Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. […]
- Философский спор о правде в пьесе «На дне» Пьеса «На дне», по словам Горького, явилась итогом «почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”». Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос «Что такое правда?» пока не нашли. В горячих спорах, которые ведут герои М. Горького Лука, Бубнов, Сатин, проступает неуверенность самого автора, невозможность прямо ответить на […]
- «На дне» социально-философская драма (сочинение) В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
- Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые, ясные слова (сочинение) Величайшее достижение цивилизации – это не колесо и не машина, не компьютер и не самолет. Величайшее достижение любой цивилизации, любого человеческого сообщества – это язык, тот способ общения, который и делает человека человеком. Ни одно животное не общается с себе подобными с помощью слов, не передает записи будущим поколениям, не выстраивает сложный несуществующий мир на бумаге с такой правдоподобностью, что читающий верит в него и считает его реальным. Любой язык обладает бесконечными возможностями для […]
- Идеал личности в раннем творчестве Горького Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не […]
- Челкаш и Гаврила (сравнительная характеристика) Раннее творчество Горького (90-е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы 1890-х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их […]
- Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
- Мечта о прекрасном человеке в произведениях Горького и Булгакова Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
- Романтизм ранних рассказов Горького К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят […]
- Соотношение романтического идеала и действительности в ранних рассказах Горького В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе «На дне». В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и […]
- Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе Горького «Челкаш» Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
- Проблема положительного героя в рассказе Горького «Челкаш» В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила – простой деревенский парень, бедняк, как и Челкаш. Первоначально образ Челкаша воспринимался мной как отрицательный: пьяница, вор, весь оборванный, кости, обтянутые коричневой кожей, холодный хищный взгляд, походка, словно полет хищной птицы. Это описание вызывает некоторое отвращение, неприязнь. Зато Гаврила, наоборот, широкоплечий, коренастый, загорелый, […]
- Сравнительная характеристика «Ларра и Данко» (таблица) Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
- Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», […]
- Причина преступления Раскольникова Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство. Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну. В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна. Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных […]
- Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой Даме» мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека. Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана не улицах северной столицы. Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных […]
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
О жестокости детей к родителям говорит Тургенев в своем романе «Отцы и дети». Речь идет не о злодеянии, а о равнодушии, которое причиняет также немало боли близким людям. Некоторые даже не осознают эту ошибку, как и главный герой романа, Базаров. Он надолго оставил своих родителей, а когда приехал к ним повидаться, то пробыл всего три дня. Родители боятся огорчить сына, и поэтому не осмеливаются его в чем-то упрекнуть, сказать что-то лишнее. А молодой мужчина будто не замечает стараний родителей. Он полностью поглощен своими проблемами. Ему не хочется даже поговорить с отцом по душам после долгой разлуки. Несмотря на равнодушие, родители навсегда сохранили любовь к сыну. К сожалению, герой так и не осознал, как был жесток к родителям. А когда его не стало, только они помнили о нем.
Есть в романе и другой пример жестокости и доброты в семье. Два брата – Николай и Павел Кирсановы.
Николай – преданный, спокойный семьянин. У него есть дети и возлюбленная Фенечка. Девушка имела простое происхождение, но это не остановило героя. Он – пример добродетельного человека, любящего семью.
Павел – антипод брата, жестокий тиран в их семье. Он укорял Николая за неправильный выбор невесты – простушки Фенечки, к которой относился презрительно. Павел игнорирует Фенечку и пытается помешать свадьбе.
Герой грубо обращается и с их гостем, Базаровым. Ему не нравится Евгений внешне. Так же он не разделяет его взгляды на жизнь – и это даже приводит к их поединку. Ведь юноша тоже не привык уступать. Евгений отрицает все общепринятые нормы, находясь под впечатлением нигилистических идей, в отличие от Павла, который был закостенелым консерватором.
Николай пытается помешать поединку брата и приятеля сына. Он не хочет конфликта, ведь это может привести к трагедии. Николай привык решать дела по-доброму, у него нет к кому-либо никакой ненависти. К Евгению он относится с пониманием, внимательно его выслушивает, и хотя вряд ли разделяет его идеи, не осуждает его. И поэтому автор вознаграждает его в романе семейным счастьем. А Павел наказан за свою жестокость. Он отправляется в изгнание, так как не смог ужиться даже с собственной семьей.
В произведении добрые герои получают вознаграждение, а жестокие получают заслуженное наказание.
Истинная доброта в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Ярким персонажем, иллюстрирующим безусловное добро в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является Иешуа Га-Ноцри. Персонаж — бродячий проповедник, главное убеждение которого — человечество создано для счастья, любви и добра, и только жестокость превращает человека в озлобленное существо. Он думал так даже о тех, кто предал и избил его: об Иуде, палаче. Проповедник готов отправиться на смерть, но не перестать верить в людей и добро в их душах.
Понтий Пилат — абсолютная противоположность Иешуа. Он осознает, что проповедник — вовсе не преступник, стремится помочь ему и сотворить добро, но не готов отказаться от зла: прокуратор склоняется помиловать невиновного Иешуа, но ему приходится вынести приговор из-за угрозы доноса. Прокуратору недостаточно силы воли на добрый поступок, страх неприятных последствий сделал его жестоким. Совесть заставила страдать Понтия Пилата из-за смерти невиновного Иешуа, он приказал убить Иуду, но не почувствовал облегчения с помощью нового убийства. Только искреннее раскаяние способно облегчить муки совести Пилата, поскольку насилие не способно порождать добродетель.
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Творчество Лескова – разнообразно и глубоко по своей сути и форме. В направлении «Доброта и жестокость» у него есть много замечательных произведений. О настоящей доброте, о бескорыстности идет речь в рассказе «Дурак» и совсем другим предстает перед читателем его очерк «Леди Макбет Мценского уезда».
Вначале автор показывает нам причины появления жестокости, которая погубит многих людей. Главная героиня Катерина Львовна была самой обычной женщиной, что подтверждается даже ее среднестатистической внешностью: она не была красавицей, но вполне милой. Замуж она вышла за престарелого купца не по любви, а по расчету. Вместе с ними жил отец мужа, который недолюбливал молодую хозяйку. Да и сам супруг не был к ней особенно ласков. Ее положение усугублялось тем, что она никак не могла подарить семье наследника. И хотя дело было явно не в ней, а в старом тучном муже, но обвиняли ее.
Итак, семейного счастья героиня не обрела, и занятия никакого себе придумать не сумела. Она весь день слонялась по прибранному слугами дому и скучала. А от скуки, как известно, происходит много бед.
Однажды она завела веселый разговор с молодым красивым приказчиком мужа Сергеем. Юноша был не промах, и сразу стал обхаживать хозяйку. Катерина пыталась вначале сопротивляться, но очень быстро сдалась и окунулась с головой в любовную игру с Сергеем. О ее амурных делах узнал свекор и решил их наказать. Катерина просила этого не делать вначале по-хорошему, но ничего у нее не вышло. Но отказываться от обретенного счастья женщина не хотела и отравила старика. И это было только начало ее злодеяний.
Автор не пишет о том, что Катерина раскаивается в содеянном, напротив, кажется, что она входит в азарт. Она позже избавляется и от мужа, чтобы сделать Сергея купцом. Ей кажется, что она это делает ради большой любви. Хотя возникает вопрос: любви к кому или к чему? Если бы их любовь была превыше всего, можно было попытаться просто сбежать. Но тогда у них не было бы денег. А именно их желал по-настоящему Сергей. Это становится ясно особенно после появления в доме еще одного наследника, племянника мужа. Новоявленный «хозяин» подсказывает идею Катерине, что от него надо тоже избавиться. И это самый жестокий момент в книге и самый символичный.
Когда мальчик заболел, у Катерины созревает план, как можно легко от него избавиться. Ведь можно подстроить, что он просто выпил не то лекарство. Она несколько раз заходит к нему в комнату, будто набираясь уверенности совершить зло. А мальчик говорит, как ему страшно от чего-то, его мучает предчувствие, и он предлагает Катерине почитать ей отрывки из Святого письма. Похоже на то, что героине дается знак свыше, чтобы она остановилась. Второй знак был тогда, когда при виде Феди, у нее впервые шевельнулся в животе ее ребенок. Однако женщина игнорирует все подсказки и совершает грех вместе с «горячо» любимым Сергеем.
Автор показывает нам, что на путь жесткости людей часто приводят их беды, поиск счастья. Да, главная героиня заслуживала на счастье, но не обрела его в браке, да, ей было скучно, но должны ли были за это заплатить другие люди? И если свекра и мужа можно обвинить в том, что по их вине такой стала героиня, то как быть с невинным мальчиком? Ее любовь была эгоистичной и привела ее к жестокости. В конце очерка мы видим ее, идущую по дороге каторжников. В ее жизни не осталось смысла, так как возлюбленный оказался изменщиком. Катерине мерещатся тени убитых ею людей, но даже в последний миг она не раскаивается, а бросается в воду, забрав с собой соперницу.
Автор показал нам всю бессмысленность жестокости, пустоту жизни без настоящей любви к ближнему своему.
Может ли доброта причинить вред?
(359 слов) Внутри каждого человека живут понятия о добре и справедливости. Нас учат, что, руководствуясь добротой, помогая людям, мы обязательно вершим нечто хорошее. Но зачастую это не совсем так. Человеку свойственно ошибаться и благими намерениями выкладывать дорогу в ад. По моему мнению, отнюдь не всегда то, что кажется хорошим, является таковым на самом деле. Многие писатели посвятили своё творчество разбору этой двойственности человеческого бытия.
Так, Л.Н. Толстой в своём романе «Война и мир» раскрывает перед нами судьбу дворянина Пьера Безухова. На протяжении всего повествования герой активно занимается поисками своего жизненного предназначения. В какой-то момент под влиянием масонских идей Пьер решает освободить своих крестьян, построить для них школы, больницы, всячески облегчить их жизнь. Несомненно, Пьером двигало стремление к добру и справедливости. Однако все его возвышенные мечты разрушаются о жестокую правду жизни. Управляющие умений разворовали выделенные им деньги, а те изменения, которые всё-таки были введены, пришлись крестьянам не по нраву. Пьер, будучи крайне непрактичным человеком, позволял обманывать себя, а после и вовсе отстранился от дел. Толстой показал, как оторванные от земли гуманные идеи, воплощаемые мечтателями, приносят только вред.
Ещё один классический пример — старец Лука из пьесы Максима Горького «На дне». Богобоязненный странник посещает убогую ночлежку, где собрались самые презренные и ничтожные отбросы общества. Алкоголики, воры, проститутки и мошенники, почти потерявшие человечность. Видя страдания ночлежников, Лука пытается помочь им. Но что может сделать немощный старик, у которого есть лишь вера в Бога? Старец может использовать только слова утешения и надежды, рассказать проститутке об искренней любви, а бывшему актёру и алкоголику о чудесной лечебнице, поведать вору о прощении грехов и новой жизни с его возлюбленной в Сибири. К сожалению, за красивыми словами Луки нет абсолютно ничего. Стоило страннику покинуть ночлежку, как актёр повесился, вор попал в тюрьму, а его возлюбленная исчезла. Лука совершил действительно доброе дело, которое в конечном итоге обернулось злом.
Мир не делится на чёрное и белое. Он гораздо сложнее. Тьма и свет в нём бесконечно переплетаются, порождая многоцветную и сложную картину жизни. Такие писатели, как Толстой и Горький это понимали, поэтому из их произведений следует, что доброта не всегда уместна, а добрые поступки не всегда полезны, они могут даже принести вред. Как сказал еще один классик: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
Автор: Михаил Щепин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
И.С. Тургенев «Два богача»
Стихотворения в прозе – это настоящий бриллиант в творчестве Тургенева. Небольшие по объему произведения создают невероятный простор для мысли.
О настоящей доброте, альтруизме идет речь в его стихотворении в прозе «Два богача». Начинается оно с того, что лирический герой рассуждает о благодеяниях богача Ротшильда. Он хвалит богача и умиляется ему. Ротшильд занимается благотворительностью: выделяет немало денег на медицину, на образование, на призрение стариков. Но вспоминая заслуги богача, герой вспоминает еще об одной деревенской семье, которая, несмотря на нищету, взяла к себе чужого несчастного ребенка. Жена говорила мужу, что они вынуждены будут потратить на Катьку последние деньги и сами даже не смогут купить соли для похлебки. На что добрый мужик отвечает, что они поедят ее и без соли. Главное для него – это помочь тем, кто нуждается в помощи. И в этом герой видит больше щедрости, чем в пожертвованиях Ротшильда. Ведь он отдавал не последние гроши, и сам после этого не нуждался, как та деревенская семья. «Далеко Ротшильду до этого мужика» — таким выводом заканчивается произведение.
Доброта не в том, чтобы напоказ делать добрые дела, ни в чем не чувствуя ущемления, а в том, когда человек готов поделиться с другим последним кусочком хлеба.
Уильям Шекспир «Король Лир»
Самая страшная жестокость – это жестокость по отношению к родным людям. Ведь жертвой становится тот, кто сильнее любит. Уильям Шекспир задает вопрос в своей пьесе «Король Лир»: «Можно ли простить жестокость родного человека и отплатить добротой?»
В одном королевстве жили король, у которого были три дочери. Решил монарх, что пора распределять наследство. И спросил, насколько сильно любит его каждая из них. Старшая и средняя дочь высказались красноречиво, заверив отца в своей огромной любви и преданности. Король был очень доволен, несмотря на то, что слова девушек были фальшивыми. А младшая дочь не умела льстить и сказала просто, что любит она его так, как велит ей долг. Рассердился на нее монарх и прогнал из королевства.
Спустя какое-то время разделил король Лир между двумя старшими дочерьми королевство, а сама стал жить у старшей. Однако очень скоро она показала свое истинное лицо, стала грубить королю. Тогда он поехал к средней дочери, но и она старалась указать ему, в чьих руках теперь власть. Так король наконец понял, что их обещания были пустыми и пожалел, что плохо поступил с младшей дочерью Корделией, поверив в ложь старших детей.
Корделия же стала королевой Франции и жила достойно. Отец боялся у нее даже просить прощения, ведь осознавал свою вину. Но девушка оказалась настолько благородной и любящей, что смогла простить обиду. В этом и состоит настоящая доброта.
К сожалению, пьеса оканчивается трагично: вследствие войны за трон гибнут все главные герои. Но король Лир понимает, что такое настоящая любовь дочери, а не пустые слова.
Доброта не требует взамен ничего, она бескорыстна, способна прощать – вот главный мотив этой пьесы.
Доброта и жестокость. Аргументы. Список литературы. Тезисы…
11. Н. С. Лесков «Дурачок» * Образцом доброты и самопожертвования представит перед нами герой рассказа Н. С. Лескова «Дурачок». Панька говорит, что терпеть не может, когда обижают других, готов вынести горести вместо них, и душа его от этого будет радоваться. Он всегда рвется всем помогать, за что его считают дурачком. Так, Панька спас Петьку от выпорки розгами, взяв удар на себя; напросился в рекруты, оставив сыновей плачущим матерям. Это образец истиной добродетели, к которому должен стремиться каждый.
Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе»
О возможности перерождения человека замечательно пишет Чарльз Диккенс в повести «Рождественская песнь в прозе». Главный герой получит важные моральные уроки и станет на путь добра.
Главный герой – Эбенезер Скрудж, основные черты которого – это черствость и скупость. Он живет только идеей обогащения, ему не важны даже родственные узы. Скрудж жестоко поступает с племянником, игнорируя каждый раз его попытки сблизиться.
Перед Рождеством Фред снова пригласил дядю к себе в гости, но тот отказался, назвав праздники глупой тратой денег. Он возвращается домой и вдруг случается странное – он видит призрак своего компаньона, который предупреждает его о том, к нему придут три духа Рождества.
Первый дух (прошлого Рождества) показывает герою его прошлую жизнь. Скрудж с грустью вспоминает свое одинокое детство, сожалеет о том, что в юности расстался с любимой девушкой. Уже после первой ночи волшебства герой начинает немного меняться. А читатели понимают причины того, почему он таким стал.
Второй дух (нынешнего Рождества) показывает герою, как бедно живет семья его работника Боба Крэтчита. Ему становится жалко их больного ребенка Тима. Еще ему показывает дух дом племянника, который, несмотря на жестокость Скруджа, говорит о нем хорошо и предлагает гостям выпить за его здоровье. Главный герой по-другому стал смотреть на Фреда.
Третий дух (будущего Рождества) показал незавидное будущее Скруджа, чем напугал его. И после этого герой перерождается окончательно и решает жить иначе. Он навещает Фреда, помогает Тиму.
Автор показал, что перерождение человека возможно, для этого нужен небольшой толчок и желание человека стать лучше.
Вывод
Доброта и жестокость – основные моральные категории, от которых зависит мировоззрение человека и его поступки. Направленность на добро делает человека благонравным, на жестокость — создает злодея.
Многие авторы считают, что люди не рождаются жестокими, такими их делают обстоятельства или другие люди. И каждый человек может духовно переродиться, было бы желание. Как говорит Панька из рассказа Лескова «Дурачок»: «Только в том ведь и дело все, чтобы хорошо захотеть человеку исправиться, а остальное все само придет».
🗹