«Война и мир». Мысль народная в романе Л. Н. Толстого. Герои, образы

Толстому удалось отразить все стороны жизни России 19 века в своей эпопее «Война и мир». Мысль народная в романе освещена особенно ярко. Образ народа вообще является одним из основных и смыслообразующих. Более того, именно национальный характер является предметом изображения в романе. А национальный характер можно понять только из описания бытовой жизни народа, его взгляда на человечество и мир, моральных оценок, заблуждений и предрассудков.

война и мир мысль народная в романе

Образ народа

Толстой включал в понятие «народ» не только солдат и мужиков, но и дворянское сословие, которое обладало схожим взглядом на духовные ценности и мир. Именно эту мысль автор положил в основу эпопеи «Война и мир». Мысль народная в романе поэтому воплощается через всех людей, объединенных языком, историей, культурой и территорией.

С этой точки зрения Толстой является новатором, так как до него в русской литературе всегда проходила четкая граница между крестьянским сословием и дворянством. Для того чтобы проиллюстрировать свою мысль, писатель обратился к очень суровым временам для всей России – Отечественной войне 1812 года.

Единственное противостояние – борьба лучших людей дворянского сословия, объединенных с выходцами из народа, с военными и бюрократическими кругами, не способными ни совершать подвиги, ни приносить жертвы ради защиты Отечества.

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Изображение жизни простых солдат

Картины жизни народы в мирное и военное время широко представлены в эпопее Толстого «Война и мир». Мысль народная в романе, однако же, с наибольшей ясностью проявила себя во время Отечественной войны, когда от всех жителей России требовалось продемонстрировать стойкость, великодушие и патриотизм.

Несмотря на это, уже в первых двух томах романа появляются описания народных сцен. Это изображение русских солдат, когда они участвовали в заграничных походах, исполняя долг перед союзниками. Для рядовых солдат, вышедших из народа, подобные походы непонятны – зачем защищать не свою землю?

Страшные картины рисует Толстой. Армия голодает, так как союзники, которых она поддерживает, не поставляют провизию. Не в силах смотреть на то, как страдают солдаты, офицер Денисов решается отбить продовольствие у чужого полка, что пагубно сказывается на его карьере. В этом поступке проявляются душевные качества русского человека.

дом в романе война и мир

Сочинение 3

Поистине «энциклопедией русской жизни в прозе» можно назвать роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Каждую сторону жизни осветил Лев Николаевич на страницах эпопеи. И одна из тем романа – тема, скажем прямо, не самая популярная у писателей того времени – мысль народная. Задумывая произведение, Толстой ставил себе одной из задач представить высшему обществу образ простого русского труженика, деревенского землепашца, крепостного крестьянина. Образ со всеми его разногласиями, глубиной, мощью, широтой, величием и порой даже двуличием.

И не только показал Лев Николаевич простого русского человека в романе, но и важность для людей знатных связь душевную с простым русским «мужиком». Не спроста же каждый из положительных героев так или иначе в конце романа связывает свою жизнь с судьбой всей русской нации.

Одни из самых ярких описаний простых крестьян — в борьбе против захватчиков. Здесь для Толстого важно показать единение армии и ополчения. У смекалистых крестьян и городских обывателей есть и свои безоружные методы борьбы с врагом: поджечь сено, чтобы врагу не досталось, уйти из города, чтобы Наполеону не смог ощутить полную радость от захвата не только города, но и горожан. Весь, абсолютно весь народ сплотился, чтобы не допустить победы французов.

Призрев обиды и разногласия, крестьянские мужики, одетые в военные шинели, идут в бой вместе с ненавистными «господами» за веру и Отечество свое, общее для всех. Тогда-то и открылись Волконскому героизм, простота и правда всеобъемлющей русской души.

Сцены сдачи Смоленска, когда купец Ферапонтов, понимая, что не вывезет все свое добро, велит раздать солдатам нужные им вещи, а все остальное сжечь, показывает единство и щедрость достойную самого царя.

Говоря о «мысли народной» в романе нельзя не сказать о «дубине народной войны». Партизанскому движению отведено большое место. Неоднократно Толстой подчёркивает роль партизанских отрядов в победе над врагом.

Но есть в романе и лжепатриоты. Один из самых ярких – Распопчин, занимающийся не поставленной перед ним задачей, а самолюбованием. Ведь вместо того, чтобы обеспечить вывоз ценного имущества, занимается тем, что раздает афиши и оружие, мечтая о «героическом эффекте».

И все же финальную подготовку к Бородинской битве – совет в Филях – мы видим именно в крестьянском доме, видим глазами маленькой девочки, внимательно с интересом, восторгом и трепетом, наблюдавшей за Кутузовым. Возможно, именно в образе этого крестьянского ребенка, Лев Николаевич Толстой и показал нам образ России, вечно возрождающейся, молодой и немного наивной.

10 класс

«Война и мир»: мысль народная в романе

Как отмечалось выше, судьбы героев Толстого из числа лучших дворян всегда связаны с народной жизнью. Поэтому «мысль народная» проходит через все произведение красной нитью. Так, Пьер Безухов, попав в плен, познает истину жизни, которую открывает ему обычный крестьянский мужик. А заключается она в том, что человек несчастен, только когда в его жизни есть излишек. Для счастья нужно мало.

На Аустерлицком поле Андрей Болконский ощущает свою связь с народом. Он хватает древко знамени, не надеясь, что за ним пойдут. Но солдаты, увидев знаменосца, бросаются в бой. Единение простых солдат и офицеров дает войску небывалую силу.

Дом в романе «Война и мир» имеет огромное значение. Но речь идет не об убранстве и мебели. Образ дома воплощает семейные ценности. Более того, домом является и вся Россия, весь народ – одна большая семья. Именно поэтому Наташа Ростова сбрасывает с подвод свое имущество и отдает их раненым.

Именно в этом единстве видит Толстой истинную силу народа. Ту силу, которая смогла победить в войне 1812 года.

война и мир тема

Мысль «народная»

Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В «Войне и мире» писатель, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск в глубь России, выявила в людях их лучшие качества, дала возможность пристальнее всмотреться в того мужика, который прежде воспринимался дворянами лишь как обязательный атрибут помещичьей усадьбы, уделом которого был тяжелый крестьянский труд. Когда над Россией нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с «господами» мужественно и стойко защищали родину от могущественного врага. Командуя полком, Андрей Болконский впервые увидел в крепостных крестьянах героев-патриотов, готовых на смерть ради спасения отечества. Эти главные человеческие ценности, в духе «простоты, добра и правды», по мнению Толстого, и представляют «мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью – борьбой за свободу Отечества. Крестьянство, организовывавшее партизанские отряды, бесстрашно истребляющие французскую армию в тылу, сыграло огромную роль в окончательном уничтожении врага.

Под словом «народ» Толстой понимал все патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева.

Тихон Щербатый выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «миродерами» в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. Толстой сосредоточил в этом герое типичные черты русского народного характера. В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года). К бунтарским настроениям Тихона в мирное время Толстой относится с осуждением.

Толстой верно оценил характер и цели Отечественной войны 1812 года, глубоко понял и решающую роль народа, защищающего в войне свою Родину от иноземных захватчиков, отвергнув казенные оценки войны 1812 года как войны двух императоров – Александра и Наполеона. На страницах романа и, особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне Толстой столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Главная мысль определила не только художественную форму произведения, но и характеры, оценку его героев. Война 1812 года стала рубежом, испытанием для всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует перед Бородинским сражением необыкновенный подъем, верит в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе.

Тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой подчеркивает, что война 1812 года действительно была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа – Василий Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет «дубина народной войны»: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». В действиях партизанских отрядов 1812 года Толстой увидел высшую форму единения народа и армии, которая коренным образом изменила отношение к войне.

Впервые столкнувшись с народной войной, Наполеон не раз жаловался Кутузову и императору Александру на то, что война велась «противно всем правилам». Толстой же к этому добавил: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей…»

Толстой славит «дубину народной войны», прославляет народ, поднявший ее на врага. «Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск просил солдат бесплатно забирать его товар, так как если «решилась Расея», он сам все сожжет. Так же поступали жители Москвы и Смоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вложил огромные средства в формирование полка, который взял на свое обеспечение, а сам остался в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.

«И благо тому народу, – писал Лев Николаевич – который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Истинному чувству любви к Родине противопоставлен показной, фальшивый патриотизм Растопчина, который вместо выполнения возложенной на него обязанности – вывезти из Москвы все ценное – волновал народ раздачей оружия и афишами, так как ему нравилась «красивая роль руководителя народного чувства». В важное для России время этот лжепатриот мечтал лишь о «героическом эффекте». Когда огромное количество людей жертвовало своей жизнью ради спасения родины, петербургская знать желала для себя только одного: выгод и удовольствий. Яркий тип карьериста дан в образе Бориса Друбецкого, который умело и ловко использовал связи, искреннюю доброжелательность людей, притворяясь патриотом, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Проблема истинного и ложного патриотизма, поставленная писателем, позволила ему широко и всесторонне нарисовать картину военных будней, выразить свое отношение к войне.

Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому, но, с точки зрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателя раскрываются и в реалистических картинах, насыщенных кровью, смертью и страданиями, и в контрастном сопоставлении вечной гармонии природы с безумием убивающих друг друга людей. Толстой нередко вкладывает в уста своих любимых героев собственные мысли о войне. Андрей Болконский ненавидит ее, так как понимает, что ее основная цель – убийство, которое сопровождается изменой, воровством, грабежами, пьянством.

?

Образы людей из народа

Еще на первых страницах романа писатель создает образы отдельных солдат. Это и денщик Денисова Лаврушка со своим плутоватым нравом, и весельчак Сидоров, уморительно передразнивающий французов, и Лазарев, который получил от самого Наполеона орден.

Однако дом в романе «Война и мир» занимает ключевое место, поэтому больше всего героев из числа простого народа можно встретить в описаниях мирного времени. Здесь возникает другая серьезная проблема 19 века – тяготы крепостничества. Толстой изображает, как старый князь Болконский, решив наказать буфетчика Филиппа, который забыл распоряжение хозяина, отдал его в солдаты. А попытка Пьера облегчить жизнь своих крепостных закончилась ничем, так как управляющий обманул графа.

Школьное сочинение

Лев Николаевич Толстой говорил: «Для того чтобы произведение получилось, надо любить в нём главную мысль». Главной мыслью романа «Война и мир», по словам Толстого, является «мысль народная». Она, можно сказать, стержень всего повествования. «Мысль народная» включает в себя как образы русских крестьян, сцены народной жизни, так и характеры главных героев дворян. Мысль эта развивается в романе по двум направлениям: историко-философскому и морально-психологическому. Первое раскрывает сущность бытия, его законы с точки зрения писателя, показывает историю человечества как «движение народов». Первое направление в изображении народа есть общественное начало «мысли народной». Фундаментом для него стала философия истории Толстого, его теория, объясняющая суть исторических событий.Основная идея толстовской философии истории – это исключительная, непревзойдённая роль народов в развитии человечества. По Толстому, только народы – «двигатель истории». Личность не играет особой, заметной роли, она «не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима». Опираясь на эту теорию, Толстой изображает Отечественную войну 1812 года и все последующие события. Основываясь на своих взглядах, писатель изображает русскую и французскую армии. Солдаты – тот же народ, только одетый в мундиры и вооружённый. По мнению Толстого, именно солдаты, а не Кутузов и Наполеон, делали историю. «То, каким образом люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей», – пишет автор романа. И Кутузов не руководил, а только поддерживал дух русского войска, соглашаясь или не соглашаясь с какими-либо действиями армии. Армия сама вершила суд над захватчиками – независимо от Кутузова и других штабных офицеров.

На помощь русской армии поднималась тоже независимая и огромная сила. Силу эту Толстой назвал «дубиной народной войны». Он писал: «Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов показал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чём-то другом». Это «другое», видимо, сам народ. Война 1812 года приобрела «народный характер»: русский мужик бессознательно, стихийно, под влиянием какого-то непонятного (непонятого) чувства, которое называется «патриотизмом», поднялся на борьбу с французами и другими европейцами, пришедшими в Россию «с мечом». И русские солдаты – тот же, в сущности, народ – «бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям». Патриотизм, который и есть «дух войска», поднимает всю армию на борьбу с врагом. Борьба идёт решительно, ожесточённо, но вскоре завершается, так как «цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия».

Толстой переходит к событиям в Европе и снова приходит к выводу, что народ – главное «колесо истории». Он развенчивает успехи Наполеона, объявляя их «случайностями», утверждает, что к власти Наполеон был выдвинут самими массами, которые поставили его во главе грабежа и насилия, чинимого французами в Европе. Подводя итоги, Толстой пишет, что «основной, существенный смысл европейских событий есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад». Такова точка зрения писателя на ход истории, но она, по-моему, неточная, спорная.Другая, главная сторона «мысли народной» Толстого – морально-психологическая. Составной частью этого направления в романе «Война и мир» является духовная близость главных героев с простым народом, которая в одних заложена с детства, у других возникла, сформировалась со временем. В первую очередь, надо сказать о Наташе Ростовой. Она с детства была родной для нянек и служанок (как и они для неё) благодаря своей простоте, «ненапыщенности» и хорошему отношению ко всем людям. Добрый характер Наташи не изменялся с течением времени, под давлением обстоятельств – только сильнее утверждались в нём благородные черты.

Наташе был близок, в ней жил народный дух. Это подтверждает сцена в доме дядюшки, куда Ростовы поехали после охоты. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, – этот дух, откуда взяла она эти приёмы? Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские», – пишет Толстой, изображая момент, когда Наташа пошла по кругу танцевать. Это «русское» сближает её с народом и делает особенно красивой… Ростова принадлежала богатому дворянскому роду, но ей не чуждо было чувство патриотизма, охватившее простой народ во время Отечественной войны 1812 года. Патриотические чувства Наташи проявились, например, в сцене с ранеными в Москве.

Жених Наташи Ростовой князь Андрей Болконский рос в иных условиях, имел другой характер. Это явилось причиной того, что он приобщился к народу не сразу, постепенно. Сухость, рассудочность, мечты о славе отгоняли от него народный дух. Лишь на войне с французами Андрей стал проще, забыл о личной славе, заметил и почувствовал простых русских людей. Его отношение к простонародью изменилось: он стал отзывчив, даже добр к солдатам, и они называли его «наш князь». Война одухотворила Андрея, сделала так, что его мысли и чувства стали едины с народными. На войне Болконский понял, осознал ничтожность личного «я» и величие народного «мы». Вот так, благодаря войне, князь пропитался народным духом.

Народный дух долго не мог понять, постичь и Пьер Безухов – мечтатель, постоянно сомневающийся, ищущий цель жизни человек. Духовные искания и разочарования подготовили Пьера к войне. Накануне войны он – человек, потерявший свою веру. Началась война – и пустота в его душе заполнилась народным духом. Сначала он оказался в плену, где познакомился и сблизился с представителями простонародья, что прежде казалось ему чем-то невероятным, непостижимым. Там Пьер познал простоту, щедрость и мудрость русского народа. Видя таких хороших людей вокруг себя, он решил, «что человек сотворён для счастья». Далее, за время войны, он становится простым человеком, его простоте и внимательности удивляются слуги, с которыми он теперь подолгу, с интересом разговаривает. В душе его – сначала смутно, неосознанно – появляется желание «постоять за народ».

Пьер женится. Он счастлив, весел и жизнерадостен. Но «новому» Пьеру больно видеть безобразия, которые творятся в Российской империи. «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения. Мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!», – слова его звучат искренне, идут от сердца. Любовь к России, к русскому народу и ставший твёрдым характер приводят его к такому выводу: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое». Эти слова – предзнаменование того, что Пьер Безухов решил бороться за интересы простого народа. Этот вывод можно считать словами самого автора, его обращением к читателю.Ярким представителем простого народа в романе «Война и мир» является Платон Каратаев. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Образ Каратаева стал собирательным образом русского народа. По характеру Платона можно судить о русском характере. Тогда получится, что русский характер – это доброта, щедрость, внимание к людям, мудрость, которая заложена в русском человеке самой природой, жизнерадостность и оптимизм.

Ещё одна черта русского характера раскрывается на страницах романа: миролюбие и гуманность. Такие мысли, слова и поступки встречаются в «Войне и мире» много раз. Отношение к французскому мальчику Венсенну в русском партизанском отряде, шутки и смех русских и французских солдат в окопах, разговор Николая Ростова с немцем-крестьянином и другие моменты. Как итог прозвучали слова итальянца, солдата французской (европейской) армии, сказанные Пьеру Безухову: «Это кощунство – воевать с таким народом, как вы». Таков финал, вывод всей «мысли народной»: мечта о дружбе, единении людей, их братской любви друг к другу.

Эта мечта возникает, вырастает из миролюбия и гуманности русского народа. В романе Толстого она сопутствует «мысли народной». Таких моментов в книге много… Получились ли в «Войне и мире» картины народной жизни? Удалось ли Толстому выразить народную мысль? Мнения могут быть разные. Но вряд ли можно отрицать, что «Война и мир» – многогранное, масштабное повествование, а Лев Николаевич Толстой – талантливый, великий писатель.

Народный труд

Многие характерные для творчества Толстого проблемы поднимает эпопея «Война и мир». Тема труда как одна из основных для писателя не стала исключением. Труд неразрывно связан с народной жизнью. Более того, Толстой использует его для характеристики персонажей, так как придает этому большое значение. Праздности в понимании писателя говорит о нравственно слабом, ничтожном и недостойном человеке.

образы в романе война и мир

Но труд — это не просто повинность, это наслаждение. Так, доезжачий Данила, участвуя в охоте, отдается этому делу до конца, он показывает себя настоящим знатоком и в порыве азарта даже кричит на графа Ростова.

Старый камердинер Тихон до того сросся со своей должностью, что без слов понимает своего хозяина. А дворовая Анисья расхваливается Толстым за домовитость, резвость и добродушие. Для нее дом хозяев не чужое и враждебное место, а родное и близкое. Женщина с любовью относится к своей работе.

Русский народ и война

Однако спокойная жизнь закончилась, и началась война. Преображаются и все образы в романе «Война и мир». Всех героев, как низкого, так и высокого сословия, объединяет единое чувство «внутреннего тепла патриотизма». Это ощущение становится национальной чертой русского народа. Оно сделало его способным на самопожертвование. То самое самопожертвование, что решило исход войны и так поразило французских солдат.

Еще одно отличие русских войск от французов – они не играют в войну. Для русского народа это большая трагедия, в которой не может быть ничего хорошего. Неведомо русским солдатам наслаждение битвой или радость предстоящей войны. Но при этом каждый готов отдать свою жизнь. Нет здесь трусости, солдаты готовы к смерти, потому что их долг — защитить родину. Победить может лишь тот, кто будет «себя меньше жалеть» — так высказал народную мысль Андрей Болконский.

война и мир тема народа

Индивидуальное и роевое (каратаевское)

У Толстого обезличивание важно: поскольку растворение индивидуальности в роевой жизни, по его убеждённости, бессознательное подчинение неким неопределимым, но важным для человека законам только и делает всякого по-настоящему свободным, следст-венно, только и есть подлинное благо.

Поэтому Платон Каратаев не может мыслиться в отделённости от некоего целого, которому он всецело же подчинён.

Идеал натуральности, когда всякое обнаружение натуры человека вовне сродни любому внесознательному проявлению в мире природы. И когда оно также бессознательно.

«Толстой правильно воспринимает русского, но лишь русского человека природы, лишь русского человека инстинкта в его буднях» (И.А. Ильин).

Здесь Толстой очень недалёк от понимания мipa (и мира) как некоего потока, в котором сливаются и обезличиваются все его составляющие. К этому писатель и придёт в итоге.

Однако, вопреки самому себе, Толстой раскрывает в романе: человек в истории не безвольная игрушка, подчиненная незнаемым законам. По сути, в самом признании существования таких законов уже наличествует элемент их познания. Сознание необходимости следовать этим законам есть уже отрицание, по крайней мере умаление бессознательного следования им. Свободное волевое следование им есть хотя бы в малой мере, но сознательное воздействие на историю. Лучший пример того — действия Кутузова в войне 1812 года, как показал и разъяснил их Толстой.

По лекции. По мнению Толстого, кто выше мнит себя, тот играет меньшую роль в жизненном процессе; кто живет душевными переживаниями, тот играет большую роль в жизненном процессе. Поэтому его герои делятся на изменяющихся и неизменных.

Светские люди ничтожны, потому что живут внешней жизнью.

По монографии Е.А. Маймина «Лев Толстой. Путь писателя». Толстой создает свою поэтическую, художественную картину истории. Ее содержание – жизнь и деятельность разных и многих отдельных людей, совместно определяющих характер и направление движения народов, т.е. истории. Ее герой – все эти отдельные люди, взятые и представленные вместе, в своей общности, иными словами – народ.

Толстой создает свою «историю-искусство» по человеческим меркам и понятиям. Он потому и предпочитает истории-науке «историю-искусство», что последнее не только допускает, но и обязательно требует во всем человеческих мерок и понятий.

Толстому одни герои явно симпатичны, милы, душевно близки. Другие герои Толстому чужды и неприятны. Сказывается авторская «чистота нравственного чувства», которая обладает органической способностью заражать в художественном смысле. Его любимые герои – люди движущиеся, люди пути, нелюбимые – напротив, внутренне неподвижные, безличностные, без пути.

Для Толстого мир света – механический, машинообразный. Высший свет для Толстого плох не потому, что он так называется. Толстой обличает светскую жизнь постольку, поскольку это, говоря его словами, «жизнь, озабоченная призраками, отражениями».

Тема смерти у толстого (война и мир. Смерть Ивана Ильича)

Война и мир:

Л. Н. Толстой считает жизнь и смерть не взаимоисключающими противоположностями, а взаимодополняющими элементами, образующими мир. Жизнь и Смерть — части одно целого (мысль о двуединстве мира). Это фундаментальное утверждение лежит в основе жизненной концепции Толстого. Роман “Война и мир” содержит множество подтверждений этой концепции. Своих героев Толстой проводит через испытание смертью. Первым это испытание встречает Андрей Болконский. Он, минуту назад сильный и смелый, полный прекрасных надежд и мечтаний, лежит теперь на земле без сил, без надежды выжить. Он смотрит в небо и чувствует бренность славы, бренность своего тела, бренность бытия. В эту минуту он близок к смерти, и он счастлив. Почему же он счастлив? Он счастлив сознанием чего-то нового, высокого и прекрасного (как небо над ним). Описание душевных переживаний князя Андрея сразу после ранения наталкивает читателя на мысль о том, что смерть не страшна. Эта мысль чужда большинству людей, и редкий читатель примет ее.

Испытание смертью проходит и Пьер Безухов. Это дуэль с Федором Долоховым. В это время Пьер находится на начальной стадии своего духовного развития. Его мысли перед дуэлью и во время нее неясны и смутны. Его состояние близко к нервному срыву. Он машинально спускает курок. Вдруг, при виде крови своего противника, Пьера пронзает мысль: “Я убил человека?” У Пьера начинается кризис: он почти не ест, не моется, он целыми днями думает. Его мысли сумбурны, порой они страшны, он не знает, что такое жизнь и смерть, зачем он живет и что такое он сам. Эти неразрешимые вопросы мучают его. Бросив жену, он едет в Петербург. Отечественная война 1812-1813 годов проводит главных героев: князя Андрея и Пьера — через испытание смертью вторично. После ранения на Бородинском поле князь Андрей снова попал в объятия смерти. Он во второй раз осознает что-то глобальное. Это осознание делает его полностью безразличным к жизни. Он не хочет жить и с радостью ждет смерти. Он знает, что смерть даст ему то, что во много крат важнее всей жизни. Герой испытывает всеобъемлющую любовь. Любовь не людскую, любовь божественную. Живому человеку невозможно понять это. Именно такое отношение к смерти пытается донести Толстой до читателя.

Поставленный в романе “Война и мир” вопрос о жизни и смерти Толстой разрешает объединением двух противоположностей в единое целое — мир. Мир существует лишь как сочетание жизни и смерти. Надо любить этот мир, а значит, надо любить и жизнь, и смерть.

Смерть Ивана Ильича:

Герою повести «Смерть Ивана Ильича» его собственник никои, предстает во всей ее лжи и пустоте перед лицом смерти. Уже умирая, герой оглянулся на прожитое и не мог не ужаснуться. Ужасается иавтор

повести. Он хочет, чтобы ужаснулись и читатели. У Толстого очень заметно стремление пропять читателя, донести до его сознания, до его чувств правду и неправду жизни. Эта толстовская повесть о смерти самого обыкновенного, заурядного человека — урок и поучение живущим. Толстой сказал однажды: «Все мысли о смерти нужны только для жизни». Это применимо и к его повести. Ивану Ильичу помогает стать человеком осознание близости смерти. Только теперь он начинает понимать, как дурна была его жизнь, насколько она лишена была человеческого содержания: «Вставал он в 9, пил кофе, читал газету, потом надевал вицмундир и ехал в суд. Там уже был обмят тот хомут, в котором он работал, он сразу попадал в него. Просители,, справки в канцелярии, сама канцелярия, заседания — публичные и распорядительные. Во всем этом надо было уметь исключать все то сырое, жизненное, что всегда нарушает правильность течения служебных дел: надо не допускать с людьми никаких отношений, помимо служебных и повод к отношениям и должен быть только служебный, и самые отношения только служебные…».

Духовная смерть героя наступила значительно раньше физической. Для Толстого Иван Ильич уже умер до последней страницы повести. Смерть Ивана Ильича – стержень, на который нанизано все повествование.

Крестьянские настроения в эпопее

Пронзительно и ярко звучит в романе «Война и мир» тема народа. При этом Толстой не пытается идеализировать народ. Писатель изображает сцены, свидетельствующие о стихийности и непоследовательности крестьянских настроений. Хороший пример этому – богучаровский бунт, когда крестьяне, прочитав французские листовки, отказались выпускать из имения княжну Марью. Мужики способны на ту же корысть, что и дворяне вроде Бориса Друбецкого или Берга, которые жаждут благодаря войне получить чины. Французы обещали деньги, и вот они уже им подчинились. Однако, когда Николай Ростов велел прекратить бесчинства и связать зачинщиков, крестьяне покорно исполнили его приказание.

С другой стороны, когда французы начали наступать, народ покидал свои дома, уничтожая нажитое имущество, чтобы оно не досталось врагам.

Исследовательская работа по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого

Содержание

1. Введение.

2. История создания романа «Война и мир». 3. Нравственные и философские искания Л.Н. Толстого: а) система образов в романе «Война и мир»; б) любимые герои Толстого, их нравственные искания; в) военная тема; г) “мысль народная”; д) философские итоги романа. 4. Значение «Войны и мира» в мировой литературе.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость. Л.Н. Толстой. Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно использует предписанные ему законы. Л.Н. Толстой «Война и мир».

Русский писатель Лев Николаевич Толстой оставил после себя великое наследие. Его жизнь была полна мучительных и напряженных исканий. «Это талант новый и, кажется, надежный», — так отозвался на появление нового писателя Н.А. Некрасов. И.С. Тургенев отмечал, что первое место среди литераторов принадлежит Толстому по праву, что скоро «одного только его и будут знать в России». Н.Г. Чернышевский, рецензируя первые сборники писателя, определил суть его художественных открытий двумя терминами: «диалектика души» и «чистота нравственного чувства».

В 1860 году Толстой начинает писать роман «Декабристы», задуманный как история декабриста, возвращающегося из ссылки. Именно этот роман послужил началом к созданию «Войны и мира». Декабристская тема определяла на раннем этапе работы композицию задуманного монументального произведения о почти полувековой истории русского общества. Стремление писателя исследовать глубины исторического и личного бытия сказалось в работе над великой эпопеей. В поисках истоков декабристского движения Толстой неизбежно пришел к эпохе Отечественной войны, сформировавшей будущих дворянских революционеров. Преклонение перед героизмом и жертвенностью «лучших людей» начала XIX-го века писатель сохранил на всю жизнь. В начале 60-х годов в его мировоззрении происходят важные изменения. Толстой признает за народом решающую роль в историческом процессе. Пафос «Войны и мира» — в утверждении «мысли народной». Глубокий, хотя и своеобразный демократизм автора обусловил необходимый для эпопеи угол зрения в оценке всех лиц и событий — на основе «мнения народного». Работа над романом «Война и мир» продолжалась 7 лет (с 1863 по 1869 годы). Толстой начинает свой роман с 1805 года. Он намерен был провести героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 годов и закончить его 1856 годом. То есть роман должен был охватывать большой исторический период. Однако в процессе работы писатель постепенно суживал хронологические рамки и так пришел к созданию нового произведения. В этой книге слились важнейшие изображения исторических событий и глубокий анализ человеческих душ. И хотя хронологические рамки были сужены с 1805 по 1820 годы, Толстой вышел за пределы личной судьбы героев и создал грандиозную эпическую картину русской жизни начала XIX века. «Война и мир» — одно из немногих в мировой литературе произведений, к которому по праву прилагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная составляют основу его содержания, в нём раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях, и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды. В нём показан русский национальный быт и, главное, — история народа и путь лучших представителей дворянского класса к народу. «Война и мир» — произведение, в котором писатель стремился дать ответы на вопросы: в чем призвание русской интеллигенции? Что должны делать мыслящие люди, чтобы принести пользу Родине? К чему может привести преклонение перед сильной личностью? Какова роль личности и народа в истории? Поразительна широта охвата русской нации в произведении: дворянские усадьбы, аристократические столичные салоны, деревенские праздники и дипломатические приемы, величайшие сражения и картины мирной жизни, императоры, крестьяне, сановники, помещики, купцы, солдаты, генералы. Более чем с пятисот действующих лиц встречаем мы на страницах романа. Все они находятся в постоянном поиске. Любимые герои Толстого не безупречны, но они стремятся к совершенствованию, ищут смысл жизни, успокоенность для них равнозначна духовной смерти. Но путь к истине и правде труден и тернист. Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские искания самого автора. В романе рассказывается о событиях, происходящих на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 года, когда Россия вела в союзе с Австрией войну на ее территории с Францией. Во 2- м томе – 1806-1807 года, когда русские войска находились в Пруссии. 3-ий и 4-ый тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 году. Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий: одна — воплощенная в Ростовых, Пьере, Андрее Болконском, другая — светское общество, которое является символом лживости, притворства. Перед читателями предстает мир Ростовых. На страницах романа появляется обаятельный образ Наташи. Толстой так описывает героиню: «Тоненькие, оголенные руки и маленькие ножки в кружевных панталончиках и открытых башмачках». Используя ласкательно-уменьшительные суффиксы, писатель создает образ детскости, радости, любви, счастья. Все, что делает Наташа, кажется ужасно неприличным. Вот сестра ее Вера — абсолютно правильная девушка. А Наташа, по словам графини, делает бог, знает что: целуется с Борисом, за столом громко спрашивает, какое будет пирожное, заливается смехом, видя, как танцует ее отец. Но Толстой любит Наташу и не любит Веру, Элен. Здесь писатель ставит проблему противоборства интуитивного и рационального мировосприятий. Наташа приходит в роман не только как воплощение искренности и жизненности, противостоящих лживости и мертвенности света, но и как носительница толстовского идеала жизни без мук и исканий холодного разума. Героиня живет не рассудком, а чувством. Непосредственность переживаний, ликующая радость жизни – основные черты её характера. Любимым женским образом Толстого является также княжна Марья. Тяжело ей живется в доме отца, потому что он не понимает ее. Рассуждения о правилах рационального воспитания мешают ему проникнуть во внутренний мир дочери. Душа княжны Марьи полна религиозным восторгом, а отец, к тому же неумелый педагог, заставляет ее заниматься наукой, учить геометрию. Уже само это сопоставление проникнуто тонкой толстовской иронией: точная наука — и вера, разум — и душа. Это несовместимо, это всегда в борьбе. Большое место в романе занимает изображение двух войн: 1805 года, за границей, и 1812 года, в России. Нельзя было показать вторую войну без первой. Толстой говорил: «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав неудач и нашего срама… Ежели причина наших неудач и нашего торжества была не случайна и лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений». В романе появляются исторические фигуры — Кутузов, Наполеон, Багратион, Мюрат и другие. Образ Кутузова близок автору, он занимает в романе центральное место. В кампании 1805 года Кутузов хотел одного: вывести русскую армию из пределов австрийских границ и, в конечном счете, выйти из этой ненужной войны. Через образ Кутузова Толстой передает свою неприязнь к парадности, к пышности одеяний и фраз. Автор хочет, чтобы мы видели Кутузова так, как видит его он сам и как видят его солдаты — «пухлое изуродованное раной лицо», «улыбка глаз» (улыбка мудрого человека). В строю, главнокомандующий видит не серую массу одноликих фигур, а узнает и выделяет отдельных солдат и офицеров. У Толстого возникает тема единения командующего с солдатами, тема единения личности с массой. Писатель за каждым событием, за каждой личностью, за каждой жизненной проблемой представляет определённую перспективу. Он никогда не забывает о большой человеческой правде, в нем живет жажда неба. Уже в начальных главах Толстой описывает первые бои. Все время чувствуется, что у него в отношении военных событий намечается две точки зрения. С одной стороны, очень тепло, даже с любовью показывает солдатский быт, увлеченно — сражения, а с другой стороны, звучат мотивы ненависти к войне. И эта ненависть связана с одной из главных тем романа, выраженных в восклицании: «Да здравствует весь мир!» Что же такое война? Что чувствует человек, когда он становится жертвой? Может ли полководец организовать побоище таким образом, чтобы обеспечить победу себе и поражение неприятелю? Что такое героизм и как выглядят герои? Из сцепления образов вырисовываются ответы на эти вопросы, волновавшие художника и мыслителя. При описании Шенграбенского сражения Толстой крупным планом рисует фигуры Багратиона, князя Андрея, Тушина, Тимохина, Долохова, Жеркова, Николая Ростова и других солдат и офицеров. Толстой размышлял в своем дневнике: «Как описать, что такое отдельное «Я»?» Он стремился найти своеобразие этого «Я», а через понимание своеобразия описываемых личностей привести читателя к осознанию важнейших проблем общественного бытия. Тут важно и то, и другое: личность как отдельное и личность как часть общего. Но сама особенность личности лучше всего раскрывается в ее общении с другими людьми, в ее реакции на события, в ее социальной практике. Князь Андрей – типичный толстовский положительный характер, вечно ошибающийся и ищущий.

Писатель указывал: «Вечная тревога, труд, борьба, лишения — это необходимые условия, из которых не должен сметь выйти на секунду ни один человек. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться». Таков идеал Толстого, таковы Андрей и Пьер — воплощение этого идеала. А каков же мир Николая Ростова? Безоговорочно и навсегда гусарство вытесняет в Николае ростовское начало, гуманистическое по своей природе. Отказ от мысли приводит закономерно к отказу от гуманизма. Князь Андрей и Пьер часто ошибаются, не всегда находят правильный ответ на мучительные вопросы, но их разум всегда в работе, аналитическое мышление столь же свойственно для них, сколько не свойственно для Ростова. Поэтому Николай, попадая в тот мир, который ему казался запутанным, странным и непонятным, вольно или невольно солидаризируется с ним. «Мы солдаты и больше ничего», – говорит он. Так Толстой подводит читателей к мысли, что как бы ни был человек добр, чист, нежен, если у него не развито критическое мышление, он неизбежно приходит к оправданию, защите несовершенных социальных отношений. Писатель мечтает о гармоничном человеке, в котором одинаково сильно развитые чувство и мысль взаимно дополняют и обогащают друг друга. «Война и мир» — это роман о человеке и истории. Герои романа все время сталкиваются с необходимостью определить свое отношение к политическим событиям, свидетелями и участниками которых они являются. И не только определить свое отношение: Толстой хочет подвести нас к одной из самых важных мыслей романа — к мысли о границах свободы человеческой воли. Писатель замечал: «Мысли мои о границах свободы и зависимости и мой взгляд на историю — не случайный парадокс, который на минуту меня занял. Мысли эти — плод умственной работы моей жизни и составляют нераздельную часть того миросозерцания, которое Бог один знает, какими трудами и стараниями вырабатывалось во мне и дало мне совершенное спокойствие и счастье …». Чтобы предельно ясно выразить свой взгляд на историю и на степень зависимости от нее человека, Толстой, наряду с образным воссозданием действительности, как будто бы не доверяя ему полностью, вводит в роман философские отступления. Какую жизнь он называет настоящей? Настоящая жизнь — это внутренняя жизнь отдельного человеческого «я», это связь с людьми, основанная на подлинных, а не эфемерных чувствах и интересах. А искусственная, ненастоящая жизнь — это политические интриги «высшего петербургского общества», искусственная дружба и вражда «двух властелинов мира», это «внутренние преобразования во всех частях государственного аппарата», ничего по существу не меняющие. Человек счастлив лишь тогда, когда он живет настоящей жизнью, и все несчастья — от попытки принять участие в ненастоящей, искусственной жизни. Толстой показывает это на примере князя Андрея, внутреннего его развития. Словно весна, в жизнь князя Андрея входит Наташа Ростова, и в его душу приходит долгожданная гармония. Уже нет противоречия между готовностью души к радостному восприятию мира и мрачным взглядом на жизнь. И князь Андрей решает ехать в Петербург служить. Сперанский становится идеалом для Болконского, однако для самого Толстого он несимпатичен. Писатель замечает у Сперанского ту озабоченную пошлость, которая так сильно отталкивала раньше князя Андрея от государственной деятельности. Андрей эту пошлость не сразу увидел, но, как все любимые толстовские герои, начал чувствовать раньше, чем понимать. В том, как автор раскрывает эти противоречивые ощущения (восторг и раздражение), как подводит читателя к самой дорогой своей мысли о степени свободы и зависимости человека, сказывается редкое мастерство Толстого — психолога. Большое место в романе занимают картины Отечественной войны 1812 года. Изображая военные события, Толстой обращается ко многим важным проблемам. Писатель хотел, прежде всего, восстановить правду, но в таком виде, как он — художник, а не историк ее понимал. Правда, войны 1812 года в том, что она выиграна народом. Так называемые великие люди или мешали этой победе (Александр I, Бенигсен), или не мешали (Кутузов). Создавая образы Кутузова и Наполеона, Толстой, как правило, точно воспроизводит внешние обстоятельства их деятельности, однако рисует эту деятельность по-своему, с позиции отрицания роли личности в истории. Поэтому, с точки зрения историков, образы Кутузова и Наполеона не всегда исторически достоверны, но, имея в виду художественную идею романа, мы не можем не восхищаться их целостностью и художественной законченностью. Всюду в романе мы видим отвращение автора к войне, нет и поэтизации подвига героической личности. Исключение составляет эпизод Шенграбенского сражения и подвиг Тушина. Описывая войну 1812 года, Толстой поэтизирует коллективный подвиг народа. Изучая исторические материалы, писатель пришел к выводу, что как бы ни была отвратительна война с ее кровью, гибелью людей, грязью, ложью, иногда народ вынужден вести ее. Но, убивая, он не испытывает наслаждения от этого и не считает, что совершил нечто достойное. Толстой раскрывает патриотизм русского народа, не пожелавшего воевать по правилам с французским нашествием. Самыми близкими для писателя являются те русские люди, которые, сознавая, что война — дело грязное, жестокое, но в некоторых случаях необходимое, без всякой патетики совершают великое дело спасения Родины и не испытывают, убивая врагов, никакого наслаждения. Это — Кутузов, Болконский, Денисов и многие другие. С особенной любовью Толстой рисует сцены перемирия и сцены, где русские люди проявляют жалость к поверженному врагу, заботу о пленных французах (призыв Кутузова к армии в конце войны — пожалеть обмороженных несчастных людей), или, где французы проявляют человечность в отношении русских (Пьер на допросе у Даву). Это обстоятельство связано с главной идеей романа — идеей единства людей. Мир (отсутствие войны) объединяет людей в единый мир (одну общую семью), война разделяет их. Так в романе идея патриотическая связана с идеей мира, идеей отрицания войны. Война — преступление, считал великий писатель-гуманист. Поэтому он не делит сражающихся на нападающих и обороняющихся. «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний…, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». А каковы же, по мнению Толстого, причины войны 1812года? Писатель приводит различные соображения историков. Но ни с одним из этих соображений не соглашается. «Всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам… одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события…». Огромное, страшное явление — война, должно быть порождено такой же «огромной» причиной. Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее». Но если человек не может познать законы истории, значит, он не может повлиять на них. Он — бессильная песчинка в историческом потоке. Но в каких границах человек все же свободен? «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем свободнее, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Это — ясное выражение тех мыслей, во имя которых создан роман: человек свободен в каждый данный момент поступить как ему угодно, но «действие, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается деянием истории». Человек не в состоянии изменить течение роевой жизни. Это жизнь стихийная, а значит, не поддающаяся сознательному воздействию. Свободен человек только в личной жизни. Чем более он связан с историей, тем менее он свободен. «Царь — есть раб истории». Раб не может командовать господином, царь не может влиять на историю. «В исторических событиях так называемые люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которое, так же, как ярлыки, менее всего имеют связи с самим событием». Таковы философские рассуждения автора. Толстой высказывает свои мысли о причинах победы России в войне 1812 года: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Две причины равноправны: ошибка французов и патриотизм русского народа. Проблема воинского преимущества русских не ставится. Автор утверждает, что никто не предвидел того, что только завлечением в глубь России будет погублена французская армия, наоборот, русские делали все, чтобы остановить французов, а французы стремились в глубь России, т.е. к тому, что их погубило. Действия и тех, и других были бессознательны. «Все происходит нечаянно». Это подтверждает основную философскую мысль романа: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей». Поступок каждого человека случаен, но сумма этих случайностей создает роковую неизбежность, предвидеть которую никто не может, так как невозможно предвидеть все случайности и их влияние на ход истории. Люди, которые пытались понять пути исторического развития и руководить этим развитием, были смешны и своими искусственными поступками, фальшивыми речами в лучшем случае никакой пользы не приносили тому, что должно произойти просто и естественно. Люди безыскусственные не рассуждают о войне и не задумываются о каком-то особенном ее характере. По мере того как французское нашествие продвигалось в глубь России, в народе стихийно возникает патриотизм. На примере жителей Смоленска Толстой показывает, как неохотно и вместе с тем естественно люди расстаются с привычными условиями жизни, разрушают эту устоявшуюся жизнь. Так, купец Ферапонтов, увидев, что солдаты грабят его дом, хотел сначала остановить их (действует инерция прежней жизни), но потом, «схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом: — Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! — закричал он, сам, хватая мешки и выкидывая их на улицу». Развитие настроения Ферапонтова показано автором с удивительным чутьем правды. Превращение собственника, накопителя в патриота происходит органично, в связи с внешними событиями. Война 1812 г. стала эпохой и для князя Андрея, заставила его забыть личное горе. Он заботится о своих солдатах и офицерах, ласков и добр с ними. Герой приобщился к новому миру, миру солдат. И этот мир принял князя Андрея. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Можно сказать, что отношение разных слоев общества к войне строится в романе как пирамида: наверху те, кто пытается как-то воздействовать на ход войны, с тем, чтобы что-то выгадать для себя. Чем ниже, тем проще, безыскусственнее выражение патриотизма и тем меньше попыток сознательного воздействия на события. Чем меньше человек думает об общем ходе дела, чем меньше говорит о подвигах, о героях, о мудрых полководцах, тем больше, по мнению Толстого, он приносит пользы. Люди, в чьей душевной жизни содержание преобладает над формой, в большей степени готовы к приобщению к страданиям «мира», чем люди, для которых главное — казаться, а не быть. А так как содержание «содержательней» формы, люди богатой внутренней жизни — объект более интересный для художника-психолога, чем люди, в жизни которых форма преобладает над содержанием. Так, внутренние мотивы поступков князя Василия Толстой не раскрывает, они слишком ясны. Он рисует лишь внешние обстоятельства, влияющие на то или иное действие князя Василия. Художественный метод меняется в зависимости от изменения объекта изображения. Для княжны Марьи, например, существенно не то, что о ней подумает кто-то, а то, что она о себе думает. Ей важно быть, а не казаться. Писатель показывает, что душевная жизнь людей, их личные радости и печали продолжают волновать их даже в самые тяжелые исторические моменты. Поглощенные своей любовью Николай Ростов и княжна Марья не произносят патетических фраз об Отечестве. Но именно такие люди, без рассуждения, выполнявшие повседневные дела, стали, как частица роевой жизни, орудием судьбы наполеоновской армии. Они близки кутузовскому началу, определяющему основную историко-философскую мысль романа. Изображение русского главнокомандующего тоже помогает понять нравственные и философские позиции автора. У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в «терпение и время». Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все его поведение. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, «что все будет так, как должно быть». Кутузов твердо верил в победу России. Толстой утверждает, что военный или политический руководитель может принести пользу, если, почувствовав, как развиваются события, постарается внушить свою веру в благоприятный их исход массам. Эта сила веры и прозрения главнокомандующего связана с его национальным духом. Он родствен всему народу и не случайно в применении к Кутузову часто повторяется слово «отец». Кутузов, Пьер, князь Андрей, другие любимые герои Толстого стоят на пороге великих откровений. К ним их ведет война, Бородино. Так князь Андрей осознает, что только в любви, исключающей всякую ненависть,— путь к единению с народом. Таков смысл его исканий. Не случайно после раскрытия этих мыслей героя о любви как единственной правде жизни Толстой пишет о Наполеоне. Те начала бесчеловечности, жестокости, эгоизма, к отрицанию которых пришел Андрей к концу Бородинского сражения, окончательно раскрываются в Наполеоне, который до конца своей жизни не мог понять ни добра, ни красоты, ни истины. Бородинская битва вскрыла лучшее, что было в князе Андрее, и худшее, что было во французском императоре. На батарее Раевского началось сближение Пьера с народом. Среди солдат он почувствовал себя участником общей семейной жизни. Тема «Пьер и народ» развивается. Герой хотел «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Пьера влекло к народу то, что «они просты, они не говорят, но делают. Простота есть покорность Богу». То, что нужно сделать Пьеру, дается без всякого напряжения Кутузову и Наташе — двум самым естественным героям романа. Их связь с общим настоящая, а чутье народного — врожденное. Когда Ростовы уезжали из Москвы, по инициативе Наташи они оставили вещи и отдали свои подводы раненым. Это было вызвано тем, что в Наташе в высочайшей степени развито чувство общего, чувство справедливости. Восстановив гармонию, возможную лишь при отказе от личного во имя общего, она счастлива сама и приносит счастье другим. Таким образом, писатель выразил в своем романе мысль о силе народного духа, о том, что, правда — в единении людей и что лишь в отказе от своего «я» и в подчинении этого «я» общему, народному — путь человека к счастью и к правде. Жизнь, настоящая жизнь состоит в искании истины, а истина — в единении людей. К осознанию этого любимых героев Толстого приблизила война 1812 года. Она перевернула все их представления о жизни, она была великим испытанием для всей нации. Название эпопеи многозначно: война и мир — два состояния общественной жизни — тесно связаны между собой. В мирное время человек формируется, частично раскрывается; а в военное время, время великого испытания, окончательно определяется его суть. Участие князя Андрея и Пьера в Отечественной войне, осмысление ее характера, выводы, которые они сделали для себя — все это подготовлено их развитием в предвоенные годы. Истинный герой Толстого гармоничен. Автор «Войны и мира» верил в то, что нравственное усовершенствование человека – единственный путь к справедливости и правде. Сам мыслитель, он делает и лучших своих героев не только глубоко чувствующими, но и мыслящими людьми. Именно князь Андрей и Пьер приходят к самым важным для Толстого выводам. Но прежде чем прийти к ним, они проходят сложный путь исканий, заблуждений и находок. Роль народа в войне 1812 года — еще одна главная тема романа. По мысли Толстого, участь войны решают не завоеватели, не сражения, а враждебность населения к армии завоевателей, нежелание подчиниться ей. Народ — главная сила, определившая судьбу войны. Толстой приветствует народную войну. Появляются слова, необычные для его стилистики: «величественная сила», «благо тому народу». Писатель воспевает «дубину народной войны», считает партизанское движение выражением справедливой народной ненависти к врагу. «Война и мир» — роман о жизни и смерти, о непокорной силе жизненности, заложенной в человеке. Толстой раскрывает то особое состояние души, когда человек как бы отрывается от земли и видит больше, чем в повседневной, обыденной жизни. Вспомним о тех переживаниях, которые испытывает Наташа после разрыва с князем Андреем. Она отчуждается от обыденного мира, но любовь возвращает ее к жизни. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь», — пишет Толстой. Это уже не та любовь, какую узнал князь Андрей, это любовь земная. Писатель всегда мечтал о гармонии, о том, чтобы люди, любя себя, любили других. И Наташа ближе всего к этому идеалу. Она умеет наслаждаться жизнью, умеет понять и облегчить страдания других. Автор так показывает это состояние героини: «… Под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застилавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и незаметно». Толстой рисует «особенную» любовь Наташи и Пьера. Безухов с трудом узнал Ростову, но, когда она улыбнулась, его охватывает давно забытое счастье. Пьера поражает облик нынешней Наташи: «Ее нельзя было узнать, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь не было и тени улыбки, были одни глаза, внимательные, добрые и печально-вопросительные». Эта печаль не только из-за личных утрат: на лице Наташи отразились все печали людей, столько переживших за последний год. Она не только свое горе понимает, но и умеет проникнуться страданиями другого человека, понять их. Наташа слушала рассказ Пьера о его приключениях, «на лету ловя невысказанное еще слово, и прямо вносила в свое раскрытое сердце». Так может слушать только человек, сердце которого раскрыто для других людей, человек, в котором бьется живая жизнь.Теперь в финале, после эпических и трагических глав, звучит лирическая песня любви. Из этой темы любви двух человек друг к другу вырастает тема любви к жизни. Главное преступление против жизни — война. Но война закончилась, уходят в прошлое страдания, которые она принесла. Раны зарубцовываются. В конце романа писатель утверждает право людей на любовь, на счастье, на жизнь. В основе «Войны и мира» заключается миросозерцание Толстого. Это вера в вечность народа, в вечность жизни, ненависть к войнам, убеждение в необходимости упорных поисков истины, отвращение к культу личности, прославление чистой любви, презрение к индивидуализму, призыв к единению людей. Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер выразил свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник, и какой психолог! Два первых тома изумительны. Да, это сильно, очень сильно!» Д. Голсуорси назвал «Войну и мир» «лучшим романом, какой когда-либо был написан». Р. Роллан писал о том, как еще совсем молодым человеком, студентом, он читал роман Толстого: это «произведение, как жизнь, не имеет ни начала, ни конца. Оно — сама жизнь в ее вечном движении». По этой книге весь мир учился и учится Россия. Художественные законы, открытые великим писателем, составляют и поныне непререкаемый образец. «Война и мир» — это итог нравственных и философских исканий Толстого, его стремлений найти правду и смысл жизни. В этом произведении заключается частица его бессмертной души.

Использованная литература:

1. Бычков С.Н. «Толстой в оценке русской критики». М.: Просвещение. 1995 г. 2. Лебединская Л.Е. «Живые герои». М.: Просвещение. 1991 г. 3. Ломунов К.Н. «Лев Толстой. Очерк жизни и творчества». М.: Просвещение. 1989 г. 4. Сабуров А.А. «Война и мир Л.Н. Толстого». Изд. МГУ. 1996 г. 5. Т. Мотылева. О мировом значении Толстого. М., «Советский писатель», 1957 г.

17

Сила народная

война и мир суть

Тем не менее обнажила лучшие народные качества эпопея «Война и мир». Суть произведения как раз состоит в том, чтобы изобразить истинную силу русского народа.

В борьбе с французами русские несмотря ни на что смогли сохранить высокие нравственные качества. Толстой видел величие нации не в том, что она может с помощью оружия покорить соседние народы, а в том, что такая нация даже в наижесточайшие времена может сохранить справедливость, человечность и милостивое отношение к врагу. Примером этому служит эпизод спасения французского капитана Рамбаля.

Патриотизм есть русское начало

Лев Толстой относится к патриотизму, как явному признаку народности, объединяющему все социальные сословия в минуты опасности. Капитан Тушин, героически защищающий позиции артиллерии, наделенный как простой человек «малым и великим». Таким же неоднозначным персонажем вступает Тихон Щербатый, безжалостный к врагам, но жестокий в душе человек в целом.

Юный Петр Ростов погибает, принимая участие в партизанском движении, которое стало важным фактором победы. Платон Каратаев, попав в плен, проявляет мужественное спокойствие, исповедуя любовь к жизни в ситуациях испытания, как основную идею христианства. Добродушие и смиренное терпение Лев Толстой превыше всего ценит в русском человеке.

История знает сотни примеров героических подвигов, порой, имена героев оказываются не известные. Остается только память и слава патриотическому несгибаемому духу русского народа, который в мирные дни остается ревнивым хранителем и носителем духовных ценностей.

Тихон Щербатый и Платон Каратаев

Если разбирать роман «Война и мир» по главам, то обязательно привлекут внимание эти два героя. Толстой, включая их в повествование, желал показать взаимосвязанные и в то же время противоположные стороны национального русского характера. Сравним этих персонажей:

Платон Каратаев – благодушный и мечтательный солдат, который привык безропотно повиноваться судьбе.

Тихон Щербатый – умный, решительный, смелый и деятельный крестьянин, который никогда не смирится с судьбой и будет активно ей противостоять. Он сам пошел в солдаты и прославился тем, что убил больше всех французов.

В этих персонажах воплотились две стороны русского характера: покорность, долготерпение с одной стороны и неудержимое желание бороться — с другой.

Считается, что ярче всего проявилось щербатовское начало в романе, однако и каратаевская мудрость и долготерпение не остались в стороне.

война и мир по главам

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: