Готовое итоговое сочинение «МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ» 2018-2019 11 класс

Весомые аргументы по направлению «Месть и великодушие» легко подобрать в произведениях русских классиков. Литературные герои, как и реальные люди, очень часто выбирают между добром и злом, милосердием и жестокостью, прощением и наказанием.

Мстительность обычно считают отрицательным человеческим качеством, но как в таком случае расценить справедливую месть? Неоднозначно и понятие великодушия. Нередко чрезмерная мягкость к злодею может обернуться еще большими неприятностями.

Месть и великодушие нельзя разделить так же четко, как черное и белое. В различных ситуациях перед человеком всегда стоит непростой нравственный выбор между тем и другим.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Неутолимая жажда мести может быть вызвана весьма незначительной для постороннего человека причиной. Яркий пример – поведение Казбича из «Героя нашего времени». Чеченский разбойник настолько любил своего коня Карагеза, что поклялся мстить до конца его похитителям.

Казбич убил отца Бэлы и Азамата, хотя и не имел прямых доказательств его причастности к похищению. Автор не упоминает, состоялась ли встреча Казбича с самим Азаматом, но месть приобрела гораздо более страшный характер.

Казбич, вероятно, догадывался или узнал, что платой за Карагеза стала Бэла. Он похитил девушку, а когда его стали настигать преследователи, нанес ей смертельный удар кинжалом.

Очень характерно, что привыкший к чеченским обычаям Максим Максимыч, оправдывая убийство отца Бэлы Казбичем («по-ихнему… он был совершенно прав»), не может простить ему смерть девушки. Ведь Казбич мог просто сбежать. Однако жажда мести настолько завладела его душой, что он совершил недостойный для любого мужчины поступок, убив ни в чем не повинную, беззащитную женщину.

«Овечий источник»

Аналогичная проблема, затрагивающая долг, честь и месть, поднимается в драме испанского драматурга XVII века Лопе де Веги «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна»).

Деспот-командор ставит своей целью обрести власть над крестьянской девушкой Лауренсией. У Лауренсии, однако, есть жених — Фрондосо. Это не останавливает самоуверенного командора, который похищает девушку прямо с её и Фрондосо свадьбы.

От типичной драмы чести, к жанру которой и принадлежит «Овечий источник», это произведение заметно отличает тот факт, что мстит за нанесённое оскорбление не брат, отец или муж девушки. Месть оказывается делом всего селения, а начинается протест непосредственно со слов Лауренсии:

…Так не мужчины вы, а овцы,

В Ключе Овечьем вам и быть.

Мне, дайте мне оружье в руки…

А. С. Пушкин «Выстрел»

Сильвио из повести «Выстрел» представляет собой символ хладнокровной, тщательно готовящейся и обдуманной мести. Поссорившись в молодости с богатым графом, Сильвио отказался от выстрела на дуэли, оставив за собой право возобновить поединок в любое время.

Сильвио долгое время ждал своего «звездного часа». Всю свою жизнь он подчинил одному страстному желанию – жестоко отомстить сопернику. Слух о помолвке графа стал для Сильвио сигналом к действию. Момент был выбран самый подходящий: что для человека может быть ужаснее смерти в самый счастливый период жизни?

В кульминационный сцене Сильвио все же проявил великодушие, когда молодая графиня стала умолять его сжалиться над мужем. Хотя истинно великодушным этот поступок назвать нельзя. Жажда мести Сильвио была удовлетворена видом смертельного испуга соперника и его жены.

А. С. Пушкин «Пиковая дама»

Пример мистического возмездия представлен в повести «Пиковая дама». Главный герой произведения страстно мечтает разбогатеть, причем добиться этого в короткий срок. Германну рассказывают, что графиня Анна Федоровна хранит беспроигрышный секрет трех карт. Он решает любой ценой узнать эту тайну.

Первым преступлением Германна становится настойчивое ухаживание за Лизаветой. Молодой человек жестоко обманывает девушку, надеясь с ее помощью проникнуть в дом графини. Когда Германну это удается, он совершает еще более ужасное преступление. Его угрозы доводят Анну Федоровну до смерти. Узнав об этом, Лизавета сразу же вспоминает слова Томского: «у этого человека по крайне мере три злодейства на душе!».

Возмездие настигает главного героя в образе призрака графини. Она раскрывает секрет трех карт с непременным условием взять в жены Лизавету. Судя по всему, Германн вряд ли бы исполнил волю Анны Федоровны, поэтому во время решающей третьей игры к нему вместо туза приходит пиковая дама – символ справедливого возмездия. Проигрыш сводит главного героя с ума, что становится достойным наказанием за его алчность.

Несмотря на мистичность сюжета, следует признать, что и в реальной жизни негодяи достаточно часто подвергаются необъяснимой жестокой каре, напоминающей месть каких-то высших сил.

«Гамлет»

Поднимается данная тема и в бессмертном произведении Уильяма Шекспира «Гамлет».

В трагедии раскрывается конфликт эпохи и личности. Герой, благородный юноша, должен отомстить за убитого отца. В контексте данного произведения месть — это не личное дело, не «око за око». Это закон мироустройства, по-своему восстанавливающий справедливость, ведь если ты не мстишь убийцам, то становишься соучастником преступления.

Гамлет, однако, не желает быть пешкой в чужой игре и безмолвным орудием в руках судьбы. Он долго сомневается и колеблется. Жизнь, впрочем, не оставляет ему выбора: в конце концов Гамлет вынужден взять в руки оружие. Герой погибает, раздираемый противоречиями.

Замечание 1

Проблема в «Гамлете» — это традиционная для литературы проблема выбора между долгом и честью.

Аналогичные проблемы поднимаются в других пьесах Шекспира — «Макбет» и «Отелло».

М. Горький «Детство»

В очень тяжелой для восприятия автобиографической повести Горького «Детство» представлено большое количество примеров, когда людей охватывает злобное чувство мести. Маленький Алексей заражается этой удушливой атмосферой и сам часто пытается отомстить за все зло деду и отчиму.

На этом фоне резко выделяются бабушка и отец Алексея. Акулина Ивановна никогда не держит на людей зла, прощает ругань и побои деда. Настоящим образцом великодушия является умерший Максим. Когда Михаил и Яков бросили отца Алексея в прорубь, ему лишь каким-то чудом удалось выбраться и остаться в живых. Максим не поддался чувству мести и скрыл от властей вину своих шуринов. Его великодушный поступок настолько поразил деда, что он впервые признал в нем достойного человека: «Ну, спасибо тебе, другой бы на твоем месте так не сделал…».

Образы Акулины Ивановны и Максима призваны доказать, что не все люди злобны и мстительны от природы. Проявление великодушия – показатель силы и величия духа человека.

«Граф Монте-Кристо»

Тема мести и великодушия поднимается в романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо».

Главная задача главного героя — отомстить за сломанную судьбу. Попав в тюрьму по ложному доносу, моряк Дантес со временем становится богатым и влиятельным графом Монте-Кристо. Он начинает мстить своим обидчикам, избегает страшной кары только бывшая возлюбленная графа Мерседес, сына которой герой пощадил.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Месть и великодушие в зарубежной литературе 480 руб Реферат Месть и великодушие в зарубежной литературе 270 руб Контрольная работа Месть и великодушие в зарубежной литературе 220 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Дюма писал: «Истинно великодушные люди всегда готовы проявлять сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть».

М. А. Шолохов «Судьба человека»

Судьба Андрея Соколова поражает количеством перенесенных страданий: война и разлука с семьей, невыносимый фашистский плен, гибель жены и дочерей и, наконец, смерть сына. Казалось бы, настолько тяжелый груз должен был испепелить все человеческое в Андрее и превратить его в жестокого, мечтающего только о мести зверя.

Несмотря ни на что, Соколов остается человеком. Для сравнения можно вспомнить другой рассказ Шолохова –»Наука ненависти», главный герой которого «тяжко ненавидит фашистов» и ужасен в рукопашном бою даже для сослуживцев. Андрей, естественно, тоже не испытывает теплых чувств к врагу, но он сдерживает свой гнев и не дает чувству мести полностью завладеть собой.

Великодушие Андрея в полной мере раскрывается после войны. Человек, потерявший всю семью, изломанный физически и духовно, не знающий, для чего жить дальше, обращает внимание на беспризорного Ванюшку. Все страдания и лишения не смогли убить в нем жалость и доброту к людям. Усыновление несчастного мальчика – символ преодоления ужасных последствий войны благодаря многим великодушным сердцам.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Подлинным образцом подлой мести можно считать Швабрина из романа «Капитанская дочка». Этот персонаж на протяжении всего произведения пятнает честь офицера и дворянина низкими поступками, совершенными под влиянием мстительного чувства.

Швабрин порочит в глазах Гринева Машу из-за ее отказа принять его предложение. Намереваясь любой ценой отомстить сопернику, он совершает коварный удар на дуэли. Наконец, величайшей подлостью становится донос Швабрина на Петра Андреевича после подавления восстания Пугачева. Этой ложью Швабрин уже не мог смягчить свою участь, следовательно, действовал, исходя лишь из одной злобы.

Символом великодушия, как это ни странно, в романе является Емельян Пугачев. Пушкин не идеализирует кровавого самозванца, но именно в Пугачеве парадоксальным образом сочетаются жестокость и милость к побежденным.

Пугачев не только избавляет Гринева от неминуемой казни. Он прощает ему дерзкие речи («велят идти против тебя – пойду»); отпускает на свободу, зная, что молодой офицер примет участие в подавлении восстания; помогает освободить Машу.

Таким образом, Пугачев в романе предстает в образе «благородного разбойника», очень часто склонного проявлять великодушие к своим непримиримым врагам.

«Три товарища»

Тема мести и великодушия становится предметом рассмотрения Эриха Марии Ремарка в его романе «Три товарища». Великодушие проявляют сразу несколько героев романа.

Во-первых, великодушен Отто Кестер. Он великодушно позволяет своим друзьям работать в мастерской, хотя работники из них не важные. Он всегда готов прийти на помощь друзьям, сколько бы проблем не взвалились на его плечи.

Во-вторых, великодушие проявляет Патриция, ведь нужно обладать большой душевной силой, чтобы сделать из пьяницы человека.

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

Склонность людей к мести или великодушию становится особенно заметна во время войны. В этом плане особого внимания заслуживают три образа представленные в рассказе «Кавказский пленник».

Старик-чеченец, у которого русские убили семь сыновей, посвящает всю свою жизнь мести. Он не может простить измены своему последнему оставшемуся в живых сыну и убивает его, обманным образом перейдя на сторону врага. Старик настойчиво требует казнить пленников. Только таким образом он может хоть немного утолить свою жажду мести.

Промежуточное положение занимает хозяин пленников – Абдул. Он уже не стремится истреблять всех без исключения русских. Абдул держит их в плену с целью получить выкуп, а Ивана Жилина даже начинает уважать за его умелые руки. Поведение Абдула, конечно, нельзя считать великодушным, но оно гораздо человечнее неукротимой злобы старика.

Особый интерес представляет собой образ Дины. Чеченская девочка, никогда не покидавшая родной аул, имеет представление о русских только по рассказам старших. Дина, несомненно, воспитана в ненависти к поработителям ее народа. При первой встрече с плененным Жилиным она смотрит на него «как на зверя какого».

Тем не менее, постепенно Дина проникается жалостью к пленникам и в конце концов помогает Жилину бежать. Причина заключается не только в забавных куклах, которые делает пленник для девочки. Жалость к врагу, способность увидеть в нем человека – признак изначально присущего всем людям великодушия.

«Сид»

Тот же вопрос поднимается в трагикомедии «Сид» французского драматурга Пьера Корнеля. Конфликт, причиной которого стала оскорблённая честь, привёл к неразрешимой ситуации. Герой пьесы Родриго должен отомстить за нанесённое его отцу оскорбление, сразившись насмерть с отцом своей возлюбленной, Химены. Если Родриго проиграет и погибнет, счастье Химены будет разрушено. Если Родриго выиграет, брак с убийцей отца станет невозможным. Если поединок не состоится, Родриго потеряет свою честь.

Замечание 2

Честь — невероятно важное понятие для героев-испанцев. Эта тенденция прослеживается во многих произведениях XVII — XVIII веков, героями которых являются испанцы.

Уникальность конфликта в «Сиде» представлена в одной из цитат:

В их страсть и смерть отца не вносит перемены,

И мщенье нехотя свершает свой закон.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: