Тямшанская гимназия/Клуб друзей музея-заповедника А.С.Пушкина/Наше творчество


Тямшанская гимназия/Клуб друзей музея-заповедника А.С.Пушкина/Наше творчество

  • САЙТ ШКОЛЫ
  • НОВОСТИ
  • ИСТОРИЯ
  • ПУШКИНСКИЕ ДНИ
  • ДНИ ПАМЯТИ ПОЭТА
  • ТВОРЧЕСТВО
  • ДОБРОХОТЫ
  • ЭКСКУРСИИ
  • ГОСТИ

Мой Пушкин.
Пушкин… Когда я слышу это имя, то сразу же представляю себе его кудрявую голову, задумчиво восторженный взгляд, слышу завораживающий скрип гусиного пера…

У каждого из нас — свой Пушкин. Он входит в нашу жизнь в самом ее начале и уже никогда не покидает нас. «Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому» — вспоминал А. Т. Твардовский! Моя первая встреча с Пушкиным началась точно так же. «Сказка о золотом петушке» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой этого великого поэта и прозаика. Помню, я долго просил маму объяснить непонятную мне строчку: «…и кричит ку-ка-ре-ку, царствуй, лежа на боку…». Объясняя, мама посоветовала мне больше читать. Так пробудился мой интерес к чтению его сказок, затем стихов и позднее — прозы. Для меня Пушкин — великий творец слова, постоянно находящийся в поисках своего идеала. Он никогда не останавливался на достигнутом, душа и сердце его не каменели, а на каждое историческое событие, даже самое горькое, поэт откликался шквалом новых стихов. Стихи — его призвание, дар Божий. Я особо ценю тот период жизни писателя, который именуется «Болдинской осенью». Может потому, что осень — мое любимое время года. Именно осенью мне особенно часто хочется читать стихи и я обращаюсь к строкам великого Пушкина. Есть на земле места, которые в памяти народной священны. Среди них и Болдино, в котором я мечтаю побывать. А пока, любуясь красотой русской природы, невольно вспоминаю строки: — Унылая пора! Очей очарованье! И, кажется, Пушкин бродит где — то рядом, то задумчив, то полон внутренней энергией, гонимый мыслью. Так и хочется воскликнуть: «Здравствуй, Пушкин!» А листва под ногами с замиранием шуршит мне в ответ, что опоздал я на свидание на много лет. Но эти годы — лишь миг. Наверное, в поле ушел он, где бродить подолгу любил. Именно гуляя по осеннему лесу, я впервые представил поэта таким:

Курчавый, быстрый, молодой, Одетый для прогулок просто, В лесную чащу уходил он…

По характеру Пушкин близок мне: он непоседа. В Болдино же поэт оказался пленником ненавистного им карантина. Что же было делать ему в этой глуши? И он решает писать, творить. Стоит немного пофантазировать, и я вижу осенний вечер, Пушкина, сидящего за столом у окна. Поэт, пламенный от вдохновения, быстро пишет строку за строкой. Мгновенно рождаются его прекрасные произведения:

Пристало буйствовать поэту, В строку все буйство перенесть…

Он пишет, пишет, пишет… летит перо по бумаге, и вьется вслед ему волнистая черная линия — четырехстопный ямб — любимый стихотворный размер Пушкина. Как он любил его звон! Вот я представляю: на письменном столе лежат рукописи поэта. На них — строки, написанные размашистой, беглой, летящей вкось скорописью. В них я узнаю самого Пушкина, неугомонного человека с широкой душой. Поэту во время работы ничего не мешало, лишь старинные часы, усердно исполняя свой долг, возвещали о каждом прожитом часе. Так пролетели три осенних месяца, проведенных Пушкиным в глухом нижегородском селе. Именно на них пришелся небывалый , ослепительный всплеск пушкинского вдохновения. Память о каждом дне, проведенном здесь поэтом, о каждой строчке, здесь написанной, живет не только в Болдине и теперь. Доказательством служит то, что нынешней осенью вся страна широко отмечала 180 лет этого периода в жизни Пушкина. Уверен, что будут такие же, как и я «опоздавшие», торопиться сюда, (хотя бы мысленно) и через тысячу лет… Нравится мне Пушкин и просто как человек. Чем больше вникаешь в его биографию, стихи, те отчетливее осознаешь, что поэт был добрым, искренним, гуманным человеком с пылкой, отзывчивой душой. Был прост в общении, относился ко всем с уважением, будь то дворянин или простой крестьянин. Я восхищаюсь тем, как он умел блеснуть своим остроумием. Стихи Пушкина удивляют своей простотой и музыкальностью. Они запоминаются очень легко, «украшая празднично все, о чем говорили они» Это делает меня счастливее, а мою жизнь — легче и приятнее. Слово Пушкина просто и общедоступно, кажется, что его стихи сотканы из облаков (так они легки). И никогда не надоест читать его произведения. Таков мой Пушкин, мой собеседник, мой старший друг! С ним я забываю о суете, которая норовит увести от самого главного. Многие фразы поэта вошли в нашу повседневную жизнь. Их любят и стар, и млад. Мне хочется перечитывать его строки снова и снова.

Любви все возрасты покорны… Любви и к пушкинским стихам.

Пушкин с нами всегда.Мы должны гордиться им. Толстопятов В., 10 кл

Мой Пушкин.

Александр Сергеевич Пушкин был и остается превосходным писателем и поэтом. Его любовь к жизни, страх перед смертью, смелость в бою отразились и в его произведениях. Я знакома с творчеством Пушкина с самого раннего детства. Его произведения казались мне увлекательными. Каждый раз от прочитанной сказки в душе оставались только положительные чувства. Я просила маму, чтобы она покупала мне книги, мне очень нравилось читать. Сам А.С.Пушкин вошёл в мир искусства в достаточно раннем возрасте. Сначала его недооценивали, критиковали, многое пришлось ему выслушать и вынести в себе, не привлекая к этому никого. Но в скором времени народ увидел в Александре Сергеевиче того талантливого, мудрого человека, каким он был на самом деле. Его стали любить, уважать, ценить. Двенадцатилетнего мальчика отдали в лицей. Первые лицеисты, среди которых был и наш герой, на всю жизнь сохранили своё лицейское братство. В первом лицейском выпуске было много впоследствии очень известных людей, но памятная доска на стене лицея говорит лишь об одном — Александре Пушкине. Уже в годы учёбы и товарищам-лицеистам, и преподавателям было ясно, что призвание Пушкина — литература. Конечно, мы уже знаем некоторые стихи Пушкина, его прекрасные сказки, поэмы, прозаические произведения. Но это малая доля того, что создано им. Знакомство с большей частью его творений у нас ещё впереди. Одним из самых интересных, на мой взгляд, произведений А.С.Пушкина является повесть «Станционный смотритель». Александр Сергеевич рассказывает о непростых человеческих отношениях между отцом и дочерью. Автор ярко показывает две стороны жизни: бедность и пышность роскоши. Не всегда богатство делает человека лучше. Родительская любовь и забота важнее любого богатства. Бездушие и черствость Дуни были наказаны, но что-то изменить было уже поздно. Отец не мог навязывать свою волю дочери именно потому, что желал ей счастья. Разное отношение отцов к дочерям делает разными их судьбы. Отец, который может дать образование, состояние, не всегда делает своего ребёнка счастливым. И напротив: отец, давший дочке только свою любовь, открывает ей возможность обрести счастье. Я впервые задумалась о том, как сложится моя судьба, чего сумею добиться я в этой непростой жизни? Но один вывод для себя мне удалось сделать: никогда я не поступлю с родителями так черство и жестоко, как это сделала Дуня. Ведь они этого не заслуживают. Жизнь великого поэта оборвалась, а книги его остались. Благодаря Пушкину русская литература стала одной из величайших литератур мира. Его называют творцом современного русского литературного языка. Язык Пушкина прост, ясен и всем понятен. Но за этой простотой и понятностью — удивительная глубина, великая мудрость. Комарова В., 7 кл.

А. Дробышевская

Посвящение О Пушкин, добрый наш поэт! Твои стихи мы учим на уроках Пройдет ещё хоть сотня лет, И не замолкнут рифмы в строках

Ты так пронзительно писал, Читая, сердце зажимает боль, Как хочется , чтоб ты восстал, И мы б увиделись с тобой.

Ты гениален, ты божественно прекрасен! Стихам твоим не умирать. Ты жив, и труд твой ненапрасен, Тебя не перестанем мы читать.

О Пушкин, добрый наш поэт, Ты жив в сердцах, стихах, романе Тебя мы любим столько лет, Вздыхая нежно о Татьяне.

Ильина С. Н. – учитель русского языка и литературы

В день памяти поэта

Поземкой нежной трепетало поле У Чёрной речки в предзакатный час Ты защитить любовь пришел, и доля Твоя тебя предаст на этот раз. Спокойный взор, решительный и строгий, Глаза Дантеса молнией пронзил . Последний взгляд, печально одинокий , По стылой глади медленно скользил. Сигнал « Сходись! » заставил содрогнуться, Но пистолет в руке не задрожал, Ты шел вперед, не в силах разминуться С твоим врагом… а он занес кинжал, Кинжал судьбы! О , как она жестока , Судьба – злодейка , и её стрела Вдруг просвистела пулей одинокой – Поэт убит ! Судьба ! Как ты могла ? Как ты могла напыщенному франту Отдать в закланье баловня небес И предпочесть высокому таланту Слепую похоть , мишуру словес Остановить убийство не хотела – Поэт погиб, ему возврата нет . Но только Муза , покидая тело , В его стихах свой оставляла след .

Щедрый поэт

Воробьева Анастасия, 14 лет

Александр Сергеевич Пушкин – Самый — самый любимый поэт, Красота Ваших слов льётся в душу, И от книг Ваших – добрый свет.

Помню, мама мне сказки читала, Мне немного тогда было лет, Я царевной себя представляла, За Людмилой спешила вослед.

А теперь в классе мамы читаю Малышам сказки Пушкина я, Вместе с ними играю, мечтаю: Пушкин, я и они – мы друзья.

Александр Сергеевич Пушкин, Очень светлый и щедрый поэт, Зерна добрые сеет он в души, Нам их хватит на тысячу лет.

Хочу признаться

Максименкова Света,16 лет

Великий мой поэт, тебя люблю. Тобою с детства восхищаюсь. Строкою каждой наслаждаюсь И образ твой боготворю.

Сквозь сотни лет пробился голос твой. В душе смятенье чувствую, тревогу – И понимаю: ты всегда со мной, Твои стихи зовут меня в дорогу.

Ильин Владимир, 15 лет

Пушкина мы с детства знаем, Как брата знаем своего. Стихи его всегда читаем, Когда в душе у нас темно. Он жил как подобает богу, И в те далёкие года, Учился долго, понемногу, И людям всем желал добра. Он много испытал плохого, Чего не испытали мы. И много понял не земного, Чего не поняли бы мы.
Читая Пушкина
Дрозд Ольга, 15 лет

Вся жизнь его, как сине море С ветрами буйными в раздоре, Бушует, пенится, кипит, Волнами плещет и шумит. Уступает ветры – и оно Разгладится, как полотно. И мне порою в дни несчастья Все в мире душу тяготит, Порою улыбнётся счастье, И снова жизнь заговорит.

Обращение

Соболев Роман, 15 лет

Пушкин, ты поэт народный. Как прекрасен стих свободный! Чист и ясен твой язык, Всеобъемлющ и велик. Ты бессмертный человек. Путь твой – в двадцать первый век. Каждый принимает с детства Все твои стихи в наследство.

Моя первая встреча с Пушкиным

Костелей Виктория, 8 класс

Что может быть интереснее сказок А.С.Пушкина! Их читают дети с малых лет. Маленькие девочки представляют себя на месте девиц, а мальчики царевичами. Мама всегда перед сном читала мне сказки А.С.Пушкина. Я засыпала под музыку пушкинской сказки, а иногда изо всех сил старалась дослушать её до конца, чтобы узнать, чем все закончится. Сказки А.С.Пушкина любят так же и взрослые. Его сказки до того интересны, что иногда даже вообще не оторваться. Надо делать уроки, а ты всё сидишь и читаешь. Сейчас я уже в 8 классе, но уже прочитала замечательный пушкинский роман «Евгений Онегин». Роман так мне понравился, что, ещё не дочитав его до конца, я уговаривала родителей, чтобы они мне рассказали, что же будет дальше. Но те молчали, лишь говоря: «Читай и всё узнаешь!» Больше всего меня поразило и очень удивило письмо Татьяны к Онегину. Она раскрыла ему свою душу, открыла свои чувства, а он… Конец романа мне не очень понравился. Я мечтала, чтобы они были вместе, но это невозможно. Конечно же, я прочитала ещё не все произведения Пушкина. Но точно знаю, что меня еще ждет много «чудных мгновений».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с биографией А.С. Пушкина.

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина».

Прект позволит педагогам организовать деятельность детей в соответствии с задачами проекта.

Знакомство с репродукциями художников – это двери в бесконечный и прекрасный мир искусства. И для того, чтобы произошёл разговор, чтобы дети поверили, почувствовали, чтобы могли видеть, глубже п.

С.Я.Маршак является известным советским писателем и автором многочисленных книг для детей. Его стихи не только близки и понятны детям, но и являются своего рода школой, где дети получают знания об.

Источник

Сочинение на тему как я познакомился с поэзией пушкина и что я ценю в ней

ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА

Для меня А. С. Пушкин — идеал. Идеал куль­туры, нравственности, высоких чувств, жизнен­ных принципов, взглядов, позиций. Его поэзия — это сама жизнь со всеми ее сложностями, пережи­ваниями, проблемами и противоречиями. И в то же время — со всеми радостями, с упоением от счастья, любви, красоты, надежды. «О, если б го­лос мой умел сердца тревожить», — восклицал юный поэт. Сегодня его голос, как и десять, и пять­десят, и сто лет назад волнует, тревожит и пробуж­дает наши сердца. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал… Эти слова великого поэта оказались пророче­скими. Его творчество действительно пробужда­ет в наших душах самые светлые, самые добрые, самые возвышенные чувства. Стихи поэта сопровождают нас всю жизнь, начиная с самого раннего детства. Кто из нас не помнит замечательного вступления к первой гла­ве поэмы «Руслан и Людмила», которое погружа­ет нас в таинственный сказочный мир: У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. А знаменитые сказки Пушкина: «Сказка о зо­лотом петушке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке»!.. Волшебные и по­учительные, мудрые и веселые — сколько в них добра, народной мудрости, юмора, лукавства. А каким удивительным по своей красоте поэтичес­ким языком написаны они! На всю жизнь привили мне любовь к природе, к грустной, но прекрасной поре года услышанные еще в детстве строки из стихотворения «Осень»: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Сколько нежности, теплоты, сколько настоя­щего волшебства, дивного очарования заключе­но в этих строках! Тот, кто способен так писать о природе, не может не любить ее — искренне, всем сердцем, сливаясь с ней и растворяясь в ее гар­монии и красоте. И любой, кто читает эти стро­ки, не может устоять перед силой чувства поэта, не может не полюбить окружающий мир так же преданно, так же нежно и самозабвенно, как лю­бил его Александр Пушкин. Природа для поэта составляла все: в ней он находил ответы на многие жизненные вопросы, в ней искал гармонии, которой так не хватало ему в реальной жизни, в ней черпал образы и слова, чтобы выразить свои чувства, с ней сравнивал даже само поэтическое вдохновение, как в сти­хотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». В гармонии соперник мой Был шум лесов, иль вихорь буйный, Иль иволги напев живой, Иль ночью моря гул глухой, Иль шепот речки тихоструйной… Автор находит в природе самые большие цен­ности: волю, гармонию и красоту. Именно эти ценности составляли основу нравственных кри­териев самого Пушкина. Идеалы свободы, воли, справедливости поэт всегда ставил превыше все­го. Особенно обострилось его чувство свободы во время ссылки. Воля для поэта — это не только свобода народа от угнетателей, это также свобо­да от «цепей судьбы», от собственных страстей. Так, свободолюбивый герой «Кавказского плен­ника» бежит из тесных городов на волю, ища пол­ного раскрепощения, устав от духоты и замкну­тости городской жизни: …Когда б ты знала, Когда бы ты воображала Неволю душных городов! Там люди в кучах, за оградой, Не дышат утренней прохладой, Ни вешним запахом лугов, Любви стыдятся, мысли гонят, Торгуют волею своей, Главы под идолами клонят И просят денег да цепей. Таким стремлением к абсолютной свободе — и физической и духовной — проникнуты образы практически всех положительных героев лири­ки Пушкина. Эта тяга к освобождению от любых оков, тяга к независимости очень близка моему сердцу. Мне глубоко симпатичен лирический герой А. С. Пушкина тем, что всегда это — гордая, само­стоятельная личность, знающая себе цену, имею­щая высокие цели и идеалы, обладающая внут­ренней силой, силой духа, наделенная поэтиче­ской, возвышенной душой. Эта личность не может жить в неволе, точно так же, как не может жить и в одиночестве — потому стремится не просто убе­жать, а найти родственную душу, найти свое сча­стье среди людей. Герой Пушкина не может жить без дружбы, без любви — тех чувств и отношений, которые обла­гораживают, возвышают душу человека. Именно из его стихотворений я узнала, какой должна быть настоящая любовь, — я научилась любить искрен­не, открыто, всем сердцем: Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Поэт говорит о любви словами, наполненны­ми силой, искренностью и чистотой. Конечно, любовь изменчива и преходяща, но сердце чело­века пустеет без нее и даже в страдании остается возвышенно-прекрасным. Только Пушкин мог так написать: Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою… Герой стихотворений А. С. Пушкина — чело­век высоких нравственных качеств, чистой души, искренних чувств. Любя женщину, он мо­жет желать ей только счастья — поэтому даже при расставании говорит: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. «Что составляет содержание мелких пьес Пуш­кина? Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладающие поэтом и бывшие непосред­ственным источником счастья и горя всей его жиз­ни», — писал известный русский критик В. Г. Бе­линский. Любовь делает человека глубже и бла­городнее, помогает ему увидеть истинную красо­ту человека и человеческих чувств, обогащает его внутренний мир, внося отраду и блаженство в его душу. Лирическому герою А.С. Пушкина неведо­мо чувство одиночества, потому что любовь посто­янно живет в его душе: И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. И больше не нужно слов — все понятно, все чувства поэта тотчас же отзываются в сердце каж­дого, кто читает эти строки. Поэзия Пушкина близка и дорога мне тем, что она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, как нужно жить, чтобы оставить след на Земле, остаться в памяти грядущих поколений. Его сти­хи учат правильному, оптимистическому отно­шению к жизни, что бывает так необходимо в минуты душевных тревог, сомнений и разочаро­ваний. В такие минуты я всегда открываю сбор­ник стихотворений великого поэта, со страниц которого звучат искренние уверенные слова: Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Живость, впечатлительность, способность ув­лекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаж­дущее любви и дружбы, способность привязывать­ся к человеку всеми силами души, горячий тем­перамент — вот отличительные черты лирическо­го героя в произведениях Пушкина, то, что помо­гало ему сохранить вкус к жизни, несмотря на ра­зочарования и сложности творческого пути само­го поэта. Этому учимся и мы, читая его произве­дения, направленные на воспитание и восхвале­ние всего прекрасного, что есть в человеке. Лири­ка А. С. Пушкина — прекрасная «школа жизни», потому что в ней «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Иван Лажечников — Знакомство мое с Пушкиным

Иван Иванович Лажечников

Знакомство мое с Пушкиным

(Из моих памятных записок)

Puis, moi, j’ai servi le grand homme!

Le vieux Coporal{1}

В августе 1819 года приехал я в Петербург и остановился в доме графа Остермана-Толстого, при котором находился адъютантом. Дом этот на Английской набережной, недалеко от Сената. В то время был он замечателен своими цельными зеркальными стеклами, которые еще считались тогда большою редкостью, и своею белою залой. В ней стояли, на одном конце, бюст императора Александра Павловича и по обеим сторонам его, мастерски изваянные из мрамора, два гренадера лейб-гвардии Павловского полка. На другом конце залы возвышалась на пьедестале фарфоровая ваза, драгоценная сколько по живописи и сюжету, на ней изображенному, столько и по высокому значению ее. Она была подарена графу его величеством, взамен знаменитого сосуда, который благодарная Богемия поднесла, за спасение ее, герою кульмской битвы, и который граф с таким смирением и благочестием передал в церковь Преображенского полка. В этом доме была тоже библиотека, о которой стоит упомянуть. В ней находились все творения о военном деле, какие могли только собрать до настоящего времени. Она составлялась по указаниям генерала Жомини[1]. Украшением дома было также высокое создание Торвальдсена[2], изображавшее графиню Е.А.Остерман-Толстую в полулежачем положении: мрамор в одежде ее, казалось, сквозил, а в формах дышал жизнью.

Мы (я и прапорщик Сибирского гренадерского полка Д., ныне генерал-лейтенант и командир дивизии) ехали по Петербургу не главными улицами его. К тому ж в четвероместной нашей карете стояла против нас клетка с орлом, ради чего мы сочли за благо спустить сторы с окон. Въехали мы в дом со стороны Галерной, на которую выходил задний фасад его. И потому я не мог сделать заключение о городе, в котором никогда не бывал.

Только что я успел выйти из экипажа, граф прислал за мной. Он стоял на балконе, выходящем на Неву. Помню, вечер был дивный. Солнце ушло уже одною половиною своею за край земли, другою золотило и румянило рой носившихся около него пушистых облачков. «Ты не бывал еще в Петербурге — посмотри…» сказал мне граф с какою-то радостью, указывая единственною рукою своею на Неву. Казалось, он мановением этой руки раскрыл для меня новый, прекрасный мир.

Петербург тогда был далеко не тем, что он теперь, но и тогда вид на голубоводную, широкую Неву, с ее кораблями, набережными, академией, биржей и адмиралтейством, привел меня в восторг. Я бывал в Берлине, Лейпциге, Касселе, Кенигсберге и Париже, но ни один из этих городов не сделал на меня такого впечатления. Правда, когда я в первый раз увидал Париж, я ощутил невыразимо высокое чувство; но надо прибавить, что это было в вечер 18 марта 1814 года, что я увидал город с высот Монмартра, при утихавшем громе наших орудий, при радостных криках: ура! В эти минуты я вспомнил пожар Москвы, вспомнил, как я месил снежные сугробы литовские, спотыкаясь о замерзшие трупы, при жестоких морозах, захватывавших дыхание, в походной шинели, сквозь которую ветер дул, как сквозь сетку решета. Еще живо представлялась мне великая и ужасная картина Березины, взломанной бегущей армией. Как будто дух Божий хотел показать на этом месте всю силу своего гнева — взорвал реку с основания ее и, со всем, что застал живого, оледенил ее вдруг своим дуновением. Среди обломков колес и осей, изорванной и окровавленной одежды, трупов лошадей, руки, поднятые изо льдины и как будто еще молящие о спасении или угрожающие, лики мертвецов, с оледеневшими волосами, искривленные, с бешенством проклятия или с улыбкою новой жизни на устах{2}, а кругом снежная, с тощим кустарником, степь, подернутая вечерним полусумраком. Ни одного звука на этом ледяном кладбище, кроме стука от подков моей лошади, пугливо ступающей между мертвецами; ни одной живой души, кроме меня, с (бывшим) дядькой моим, который весь трясется и жутко озирается. Все это живо представлялось мне на монмартрских высотах. Теперь я только что вышел из огня сражения, из-под свиста пуль, цел, невредим — и передо мною, у ног моих, расстилалась столица Франции… О ней мог я только мечтать во сне, и вот, завтра же, вступаю в нее с победоносною армией… О! это чувство было высокое, восторженное, но его произвело не зрелище красот Парижа, а стечение обстоятельств, приведших меня к нему — обстановка этого зрелища. Чувство это было совсем не то, которое наполнило душу мою при взгляде на родной город, созданный гением великого Петра, возвеличенный и украшенный его преемниками. — Прекрасно! — чудно! — мог я только сказать графу.

Посвятив недели две на осмотр всего, что было замечательного в Петербурге, я предался глубокому уединению, какое только позволяла мне служба. В это время готовил я к печати свои «Походные Записки», в которых столько юношеской восторженности и столько риторики. Признаюсь, писавши их, я еще боялся отступить от кодексов Рижского и братии его, столь твердо врученных мне профессором московского университета По[бедоносцевым][3]. Счастлив, кто забыл свою риторику! — сказал кто-то весьма справедливо. Увы! я еще не забыл ее тогда… В это же время граф поручил мне привести свою военную библиотеку в порядок и составить ей каталог.

Говоря о библиотеке, невольно вспоминаю посещение ее одним из замечательных людей своего времени, который отличался сколько умом, столько и странностями. Это был генерал от инфантерии, князь В., командовавший некогда войсками, в Оренбургском крае расположенными; он пародировал во многом Суворова; я знавал его уж в преклонных летах. Он ходил и ездил по Петербургу с непокрытою головою в самые жестокие морозы, иногда с морковью в руке. Граф Остерман-Толстой видал его изредка у себя. Помню, что в одно из этих посещений, вставши из-за стола, хозяин дома позвал князя и бывшего тут же графа М.А.Милорадовича (тогдашнего генерал-губернатора петербургского) в свою библиотеку. Здесь старик-младенец, казалось, переродился, как будто взгляд на военные книги произвел в нем гальваническое потрясение. Он сам сделался живым военным словарем. Многих и многих известных писателей, от Ксенофонта до наших дней, перебрал он критически, с цитатами из них, называя подробно и точно лучшие их издания. Все тут присутствовавшие были удивлены его бойкими суждениями и необыкновенною памятью. Если б я закрыл в то время глаза, то не поверил бы, что слушаю того старика-младенца, которого встречал нередко на улицах, в жестокие морозы, с непокрытою головой.

Оставивши князя В. в нижнем этаже, хозяин повел графа Милорадовича в верхний, чтобы показать ему делаемые там великолепные перестройки. «Боже мой! как это хорошо! — сказал граф Милорадович, осматривая вновь отделанные комнаты. — А знаете ли? — прибавил он смеясь: — Я отделываю тоже и убираю, как можно лучше, комнаты в доме — только в казенном, где содержатся за долги. Тут много эгоизма с моей стороны: неравно придется мне самому сидеть в этом доме». — Действительно, этот рыцарь без страха и упрека, отличавшийся, подобно многим генералам того времени, своею оригинальностию, щедро даривший своим солдатам колонны неприятельские и так же щедро рассыпавший деньги (прибавить надо, много на добро), всегда был в неоплатных долгах, несмотря на щедроты, которые часто изливались на него государем.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: