Тямшанская гимназия/Клуб друзей музея-заповедника А.С.Пушкина/Наше творчество
- САЙТ ШКОЛЫ
- НОВОСТИ
- ИСТОРИЯ
- ПУШКИНСКИЕ ДНИ
- ДНИ ПАМЯТИ ПОЭТА
- ТВОРЧЕСТВО
- ДОБРОХОТЫ
- ЭКСКУРСИИ
- ГОСТИ
Мой Пушкин.
Пушкин… Когда я слышу это имя, то сразу же представляю себе его кудрявую голову, задумчиво восторженный взгляд, слышу завораживающий скрип гусиного пера…
У каждого из нас — свой Пушкин. Он входит в нашу жизнь в самом ее начале и уже никогда не покидает нас. «Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому» — вспоминал А. Т. Твардовский! Моя первая встреча с Пушкиным началась точно так же. «Сказка о золотом петушке» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой этого великого поэта и прозаика. Помню, я долго просил маму объяснить непонятную мне строчку: «…и кричит ку-ка-ре-ку, царствуй, лежа на боку…». Объясняя, мама посоветовала мне больше читать. Так пробудился мой интерес к чтению его сказок, затем стихов и позднее — прозы. Для меня Пушкин — великий творец слова, постоянно находящийся в поисках своего идеала. Он никогда не останавливался на достигнутом, душа и сердце его не каменели, а на каждое историческое событие, даже самое горькое, поэт откликался шквалом новых стихов. Стихи — его призвание, дар Божий. Я особо ценю тот период жизни писателя, который именуется «Болдинской осенью». Может потому, что осень — мое любимое время года. Именно осенью мне особенно часто хочется читать стихи и я обращаюсь к строкам великого Пушкина. Есть на земле места, которые в памяти народной священны. Среди них и Болдино, в котором я мечтаю побывать. А пока, любуясь красотой русской природы, невольно вспоминаю строки: — Унылая пора! Очей очарованье! И, кажется, Пушкин бродит где — то рядом, то задумчив, то полон внутренней энергией, гонимый мыслью. Так и хочется воскликнуть: «Здравствуй, Пушкин!» А листва под ногами с замиранием шуршит мне в ответ, что опоздал я на свидание на много лет. Но эти годы — лишь миг. Наверное, в поле ушел он, где бродить подолгу любил. Именно гуляя по осеннему лесу, я впервые представил поэта таким:
Курчавый, быстрый, молодой, Одетый для прогулок просто, В лесную чащу уходил он…
По характеру Пушкин близок мне: он непоседа. В Болдино же поэт оказался пленником ненавистного им карантина. Что же было делать ему в этой глуши? И он решает писать, творить. Стоит немного пофантазировать, и я вижу осенний вечер, Пушкина, сидящего за столом у окна. Поэт, пламенный от вдохновения, быстро пишет строку за строкой. Мгновенно рождаются его прекрасные произведения:
Пристало буйствовать поэту, В строку все буйство перенесть…
Он пишет, пишет, пишет… летит перо по бумаге, и вьется вслед ему волнистая черная линия — четырехстопный ямб — любимый стихотворный размер Пушкина. Как он любил его звон! Вот я представляю: на письменном столе лежат рукописи поэта. На них — строки, написанные размашистой, беглой, летящей вкось скорописью. В них я узнаю самого Пушкина, неугомонного человека с широкой душой. Поэту во время работы ничего не мешало, лишь старинные часы, усердно исполняя свой долг, возвещали о каждом прожитом часе. Так пролетели три осенних месяца, проведенных Пушкиным в глухом нижегородском селе. Именно на них пришелся небывалый , ослепительный всплеск пушкинского вдохновения. Память о каждом дне, проведенном здесь поэтом, о каждой строчке, здесь написанной, живет не только в Болдине и теперь. Доказательством служит то, что нынешней осенью вся страна широко отмечала 180 лет этого периода в жизни Пушкина. Уверен, что будут такие же, как и я «опоздавшие», торопиться сюда, (хотя бы мысленно) и через тысячу лет… Нравится мне Пушкин и просто как человек. Чем больше вникаешь в его биографию, стихи, те отчетливее осознаешь, что поэт был добрым, искренним, гуманным человеком с пылкой, отзывчивой душой. Был прост в общении, относился ко всем с уважением, будь то дворянин или простой крестьянин. Я восхищаюсь тем, как он умел блеснуть своим остроумием. Стихи Пушкина удивляют своей простотой и музыкальностью. Они запоминаются очень легко, «украшая празднично все, о чем говорили они» Это делает меня счастливее, а мою жизнь — легче и приятнее. Слово Пушкина просто и общедоступно, кажется, что его стихи сотканы из облаков (так они легки). И никогда не надоест читать его произведения. Таков мой Пушкин, мой собеседник, мой старший друг! С ним я забываю о суете, которая норовит увести от самого главного. Многие фразы поэта вошли в нашу повседневную жизнь. Их любят и стар, и млад. Мне хочется перечитывать его строки снова и снова.
Любви все возрасты покорны… Любви и к пушкинским стихам.
Пушкин с нами всегда.Мы должны гордиться им. Толстопятов В., 10 кл
Мой Пушкин.
Александр Сергеевич Пушкин был и остается превосходным писателем и поэтом. Его любовь к жизни, страх перед смертью, смелость в бою отразились и в его произведениях. Я знакома с творчеством Пушкина с самого раннего детства. Его произведения казались мне увлекательными. Каждый раз от прочитанной сказки в душе оставались только положительные чувства. Я просила маму, чтобы она покупала мне книги, мне очень нравилось читать. Сам А.С.Пушкин вошёл в мир искусства в достаточно раннем возрасте. Сначала его недооценивали, критиковали, многое пришлось ему выслушать и вынести в себе, не привлекая к этому никого. Но в скором времени народ увидел в Александре Сергеевиче того талантливого, мудрого человека, каким он был на самом деле. Его стали любить, уважать, ценить. Двенадцатилетнего мальчика отдали в лицей. Первые лицеисты, среди которых был и наш герой, на всю жизнь сохранили своё лицейское братство. В первом лицейском выпуске было много впоследствии очень известных людей, но памятная доска на стене лицея говорит лишь об одном — Александре Пушкине. Уже в годы учёбы и товарищам-лицеистам, и преподавателям было ясно, что призвание Пушкина — литература. Конечно, мы уже знаем некоторые стихи Пушкина, его прекрасные сказки, поэмы, прозаические произведения. Но это малая доля того, что создано им. Знакомство с большей частью его творений у нас ещё впереди. Одним из самых интересных, на мой взгляд, произведений А.С.Пушкина является повесть «Станционный смотритель». Александр Сергеевич рассказывает о непростых человеческих отношениях между отцом и дочерью. Автор ярко показывает две стороны жизни: бедность и пышность роскоши. Не всегда богатство делает человека лучше. Родительская любовь и забота важнее любого богатства. Бездушие и черствость Дуни были наказаны, но что-то изменить было уже поздно. Отец не мог навязывать свою волю дочери именно потому, что желал ей счастья. Разное отношение отцов к дочерям делает разными их судьбы. Отец, который может дать образование, состояние, не всегда делает своего ребёнка счастливым. И напротив: отец, давший дочке только свою любовь, открывает ей возможность обрести счастье. Я впервые задумалась о том, как сложится моя судьба, чего сумею добиться я в этой непростой жизни? Но один вывод для себя мне удалось сделать: никогда я не поступлю с родителями так черство и жестоко, как это сделала Дуня. Ведь они этого не заслуживают. Жизнь великого поэта оборвалась, а книги его остались. Благодаря Пушкину русская литература стала одной из величайших литератур мира. Его называют творцом современного русского литературного языка. Язык Пушкина прост, ясен и всем понятен. Но за этой простотой и понятностью — удивительная глубина, великая мудрость. Комарова В., 7 кл.
А. Дробышевская
Посвящение О Пушкин, добрый наш поэт! Твои стихи мы учим на уроках Пройдет ещё хоть сотня лет, И не замолкнут рифмы в строках
Ты так пронзительно писал, Читая, сердце зажимает боль, Как хочется , чтоб ты восстал, И мы б увиделись с тобой.
Ты гениален, ты божественно прекрасен! Стихам твоим не умирать. Ты жив, и труд твой ненапрасен, Тебя не перестанем мы читать.
О Пушкин, добрый наш поэт, Ты жив в сердцах, стихах, романе Тебя мы любим столько лет, Вздыхая нежно о Татьяне.
Ильина С. Н. – учитель русского языка и литературы
В день памяти поэта
Поземкой нежной трепетало поле У Чёрной речки в предзакатный час Ты защитить любовь пришел, и доля Твоя тебя предаст на этот раз. Спокойный взор, решительный и строгий, Глаза Дантеса молнией пронзил . Последний взгляд, печально одинокий , По стылой глади медленно скользил. Сигнал « Сходись! » заставил содрогнуться, Но пистолет в руке не задрожал, Ты шел вперед, не в силах разминуться С твоим врагом… а он занес кинжал, Кинжал судьбы! О , как она жестока , Судьба – злодейка , и её стрела Вдруг просвистела пулей одинокой – Поэт убит ! Судьба ! Как ты могла ? Как ты могла напыщенному франту Отдать в закланье баловня небес И предпочесть высокому таланту Слепую похоть , мишуру словес Остановить убийство не хотела – Поэт погиб, ему возврата нет . Но только Муза , покидая тело , В его стихах свой оставляла след .
Щедрый поэт
Воробьева Анастасия, 14 лет
Александр Сергеевич Пушкин – Самый — самый любимый поэт, Красота Ваших слов льётся в душу, И от книг Ваших – добрый свет.
Помню, мама мне сказки читала, Мне немного тогда было лет, Я царевной себя представляла, За Людмилой спешила вослед.
А теперь в классе мамы читаю Малышам сказки Пушкина я, Вместе с ними играю, мечтаю: Пушкин, я и они – мы друзья.
Александр Сергеевич Пушкин, Очень светлый и щедрый поэт, Зерна добрые сеет он в души, Нам их хватит на тысячу лет.
Хочу признаться
Максименкова Света,16 лет
Великий мой поэт, тебя люблю. Тобою с детства восхищаюсь. Строкою каждой наслаждаюсь И образ твой боготворю.
Сквозь сотни лет пробился голос твой. В душе смятенье чувствую, тревогу – И понимаю: ты всегда со мной, Твои стихи зовут меня в дорогу.
Ильин Владимир, 15 лет
Пушкина мы с детства знаем, Как брата знаем своего. Стихи его всегда читаем, Когда в душе у нас темно. Он жил как подобает богу, И в те далёкие года, Учился долго, понемногу, И людям всем желал добра. Он много испытал плохого, Чего не испытали мы. И много понял не земного, Чего не поняли бы мы.
Читая Пушкина
Дрозд Ольга, 15 лет
Вся жизнь его, как сине море С ветрами буйными в раздоре, Бушует, пенится, кипит, Волнами плещет и шумит. Уступает ветры – и оно Разгладится, как полотно. И мне порою в дни несчастья Все в мире душу тяготит, Порою улыбнётся счастье, И снова жизнь заговорит.
Обращение
Соболев Роман, 15 лет
Пушкин, ты поэт народный. Как прекрасен стих свободный! Чист и ясен твой язык, Всеобъемлющ и велик. Ты бессмертный человек. Путь твой – в двадцать первый век. Каждый принимает с детства Все твои стихи в наследство.
Моя первая встреча с Пушкиным
Костелей Виктория, 8 класс
Что может быть интереснее сказок А.С.Пушкина! Их читают дети с малых лет. Маленькие девочки представляют себя на месте девиц, а мальчики царевичами. Мама всегда перед сном читала мне сказки А.С.Пушкина. Я засыпала под музыку пушкинской сказки, а иногда изо всех сил старалась дослушать её до конца, чтобы узнать, чем все закончится. Сказки А.С.Пушкина любят так же и взрослые. Его сказки до того интересны, что иногда даже вообще не оторваться. Надо делать уроки, а ты всё сидишь и читаешь. Сейчас я уже в 8 классе, но уже прочитала замечательный пушкинский роман «Евгений Онегин». Роман так мне понравился, что, ещё не дочитав его до конца, я уговаривала родителей, чтобы они мне рассказали, что же будет дальше. Но те молчали, лишь говоря: «Читай и всё узнаешь!» Больше всего меня поразило и очень удивило письмо Татьяны к Онегину. Она раскрыла ему свою душу, открыла свои чувства, а он… Конец романа мне не очень понравился. Я мечтала, чтобы они были вместе, но это невозможно. Конечно же, я прочитала ещё не все произведения Пушкина. Но точно знаю, что меня еще ждет много «чудных мгновений».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с биографией А.С. Пушкина.
Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина».
Прект позволит педагогам организовать деятельность детей в соответствии с задачами проекта.
Знакомство с репродукциями художников – это двери в бесконечный и прекрасный мир искусства. И для того, чтобы произошёл разговор, чтобы дети поверили, почувствовали, чтобы могли видеть, глубже п.
С.Я.Маршак является известным советским писателем и автором многочисленных книг для детей. Его стихи не только близки и понятны детям, но и являются своего рода школой, где дети получают знания об.
Источник
Сочинение на тему как я познакомился с поэзией пушкина и что я ценю в ней
ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ МЕНЯ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА
Для меня А. С. Пушкин — идеал. Идеал культуры, нравственности, высоких чувств, жизненных принципов, взглядов, позиций. Его поэзия — это сама жизнь со всеми ее сложностями, переживаниями, проблемами и противоречиями. И в то же время — со всеми радостями, с упоением от счастья, любви, красоты, надежды. «О, если б голос мой умел сердца тревожить», — восклицал юный поэт. Сегодня его голос, как и десять, и пятьдесят, и сто лет назад волнует, тревожит и пробуждает наши сердца. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал… Эти слова великого поэта оказались пророческими. Его творчество действительно пробуждает в наших душах самые светлые, самые добрые, самые возвышенные чувства. Стихи поэта сопровождают нас всю жизнь, начиная с самого раннего детства. Кто из нас не помнит замечательного вступления к первой главе поэмы «Руслан и Людмила», которое погружает нас в таинственный сказочный мир: У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. А знаменитые сказки Пушкина: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке»!.. Волшебные и поучительные, мудрые и веселые — сколько в них добра, народной мудрости, юмора, лукавства. А каким удивительным по своей красоте поэтическим языком написаны они! На всю жизнь привили мне любовь к природе, к грустной, но прекрасной поре года услышанные еще в детстве строки из стихотворения «Осень»: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Сколько нежности, теплоты, сколько настоящего волшебства, дивного очарования заключено в этих строках! Тот, кто способен так писать о природе, не может не любить ее — искренне, всем сердцем, сливаясь с ней и растворяясь в ее гармонии и красоте. И любой, кто читает эти строки, не может устоять перед силой чувства поэта, не может не полюбить окружающий мир так же преданно, так же нежно и самозабвенно, как любил его Александр Пушкин. Природа для поэта составляла все: в ней он находил ответы на многие жизненные вопросы, в ней искал гармонии, которой так не хватало ему в реальной жизни, в ней черпал образы и слова, чтобы выразить свои чувства, с ней сравнивал даже само поэтическое вдохновение, как в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». В гармонии соперник мой Был шум лесов, иль вихорь буйный, Иль иволги напев живой, Иль ночью моря гул глухой, Иль шепот речки тихоструйной… Автор находит в природе самые большие ценности: волю, гармонию и красоту. Именно эти ценности составляли основу нравственных критериев самого Пушкина. Идеалы свободы, воли, справедливости поэт всегда ставил превыше всего. Особенно обострилось его чувство свободы во время ссылки. Воля для поэта — это не только свобода народа от угнетателей, это также свобода от «цепей судьбы», от собственных страстей. Так, свободолюбивый герой «Кавказского пленника» бежит из тесных городов на волю, ища полного раскрепощения, устав от духоты и замкнутости городской жизни: …Когда б ты знала, Когда бы ты воображала Неволю душных городов! Там люди в кучах, за оградой, Не дышат утренней прохладой, Ни вешним запахом лугов, Любви стыдятся, мысли гонят, Торгуют волею своей, Главы под идолами клонят И просят денег да цепей. Таким стремлением к абсолютной свободе — и физической и духовной — проникнуты образы практически всех положительных героев лирики Пушкина. Эта тяга к освобождению от любых оков, тяга к независимости очень близка моему сердцу. Мне глубоко симпатичен лирический герой А. С. Пушкина тем, что всегда это — гордая, самостоятельная личность, знающая себе цену, имеющая высокие цели и идеалы, обладающая внутренней силой, силой духа, наделенная поэтической, возвышенной душой. Эта личность не может жить в неволе, точно так же, как не может жить и в одиночестве — потому стремится не просто убежать, а найти родственную душу, найти свое счастье среди людей. Герой Пушкина не может жить без дружбы, без любви — тех чувств и отношений, которые облагораживают, возвышают душу человека. Именно из его стихотворений я узнала, какой должна быть настоящая любовь, — я научилась любить искренне, открыто, всем сердцем: Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Поэт говорит о любви словами, наполненными силой, искренностью и чистотой. Конечно, любовь изменчива и преходяща, но сердце человека пустеет без нее и даже в страдании остается возвышенно-прекрасным. Только Пушкин мог так написать: Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою… Герой стихотворений А. С. Пушкина — человек высоких нравственных качеств, чистой души, искренних чувств. Любя женщину, он может желать ей только счастья — поэтому даже при расставании говорит: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. «Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладающие поэтом и бывшие непосредственным источником счастья и горя всей его жизни», — писал известный русский критик В. Г. Белинский. Любовь делает человека глубже и благороднее, помогает ему увидеть истинную красоту человека и человеческих чувств, обогащает его внутренний мир, внося отраду и блаженство в его душу. Лирическому герою А.С. Пушкина неведомо чувство одиночества, потому что любовь постоянно живет в его душе: И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. И больше не нужно слов — все понятно, все чувства поэта тотчас же отзываются в сердце каждого, кто читает эти строки. Поэзия Пушкина близка и дорога мне тем, что она заставляет задуматься о смысле жизни, о том, как нужно жить, чтобы оставить след на Земле, остаться в памяти грядущих поколений. Его стихи учат правильному, оптимистическому отношению к жизни, что бывает так необходимо в минуты душевных тревог, сомнений и разочарований. В такие минуты я всегда открываю сборник стихотворений великого поэта, со страниц которого звучат искренние уверенные слова: Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Живость, впечатлительность, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, всегда жаждущее любви и дружбы, способность привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент — вот отличительные черты лирического героя в произведениях Пушкина, то, что помогало ему сохранить вкус к жизни, несмотря на разочарования и сложности творческого пути самого поэта. Этому учимся и мы, читая его произведения, направленные на воспитание и восхваление всего прекрасного, что есть в человеке. Лирика А. С. Пушкина — прекрасная «школа жизни», потому что в ней «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
Иван Лажечников — Знакомство мое с Пушкиным
Иван Иванович Лажечников
Знакомство мое с Пушкиным
(Из моих памятных записок)
Puis, moi, j’ai servi le grand homme!
Le vieux Coporal{1}
В августе 1819 года приехал я в Петербург и остановился в доме графа Остермана-Толстого, при котором находился адъютантом. Дом этот на Английской набережной, недалеко от Сената. В то время был он замечателен своими цельными зеркальными стеклами, которые еще считались тогда большою редкостью, и своею белою залой. В ней стояли, на одном конце, бюст императора Александра Павловича и по обеим сторонам его, мастерски изваянные из мрамора, два гренадера лейб-гвардии Павловского полка. На другом конце залы возвышалась на пьедестале фарфоровая ваза, драгоценная сколько по живописи и сюжету, на ней изображенному, столько и по высокому значению ее. Она была подарена графу его величеством, взамен знаменитого сосуда, который благодарная Богемия поднесла, за спасение ее, герою кульмской битвы, и который граф с таким смирением и благочестием передал в церковь Преображенского полка. В этом доме была тоже библиотека, о которой стоит упомянуть. В ней находились все творения о военном деле, какие могли только собрать до настоящего времени. Она составлялась по указаниям генерала Жомини[1]. Украшением дома было также высокое создание Торвальдсена[2], изображавшее графиню Е.А.Остерман-Толстую в полулежачем положении: мрамор в одежде ее, казалось, сквозил, а в формах дышал жизнью.
Мы (я и прапорщик Сибирского гренадерского полка Д., ныне генерал-лейтенант и командир дивизии) ехали по Петербургу не главными улицами его. К тому ж в четвероместной нашей карете стояла против нас клетка с орлом, ради чего мы сочли за благо спустить сторы с окон. Въехали мы в дом со стороны Галерной, на которую выходил задний фасад его. И потому я не мог сделать заключение о городе, в котором никогда не бывал.
Только что я успел выйти из экипажа, граф прислал за мной. Он стоял на балконе, выходящем на Неву. Помню, вечер был дивный. Солнце ушло уже одною половиною своею за край земли, другою золотило и румянило рой носившихся около него пушистых облачков. «Ты не бывал еще в Петербурге — посмотри…» сказал мне граф с какою-то радостью, указывая единственною рукою своею на Неву. Казалось, он мановением этой руки раскрыл для меня новый, прекрасный мир.
Петербург тогда был далеко не тем, что он теперь, но и тогда вид на голубоводную, широкую Неву, с ее кораблями, набережными, академией, биржей и адмиралтейством, привел меня в восторг. Я бывал в Берлине, Лейпциге, Касселе, Кенигсберге и Париже, но ни один из этих городов не сделал на меня такого впечатления. Правда, когда я в первый раз увидал Париж, я ощутил невыразимо высокое чувство; но надо прибавить, что это было в вечер 18 марта 1814 года, что я увидал город с высот Монмартра, при утихавшем громе наших орудий, при радостных криках: ура! В эти минуты я вспомнил пожар Москвы, вспомнил, как я месил снежные сугробы литовские, спотыкаясь о замерзшие трупы, при жестоких морозах, захватывавших дыхание, в походной шинели, сквозь которую ветер дул, как сквозь сетку решета. Еще живо представлялась мне великая и ужасная картина Березины, взломанной бегущей армией. Как будто дух Божий хотел показать на этом месте всю силу своего гнева — взорвал реку с основания ее и, со всем, что застал живого, оледенил ее вдруг своим дуновением. Среди обломков колес и осей, изорванной и окровавленной одежды, трупов лошадей, руки, поднятые изо льдины и как будто еще молящие о спасении или угрожающие, лики мертвецов, с оледеневшими волосами, искривленные, с бешенством проклятия или с улыбкою новой жизни на устах{2}, а кругом снежная, с тощим кустарником, степь, подернутая вечерним полусумраком. Ни одного звука на этом ледяном кладбище, кроме стука от подков моей лошади, пугливо ступающей между мертвецами; ни одной живой души, кроме меня, с (бывшим) дядькой моим, который весь трясется и жутко озирается. Все это живо представлялось мне на монмартрских высотах. Теперь я только что вышел из огня сражения, из-под свиста пуль, цел, невредим — и передо мною, у ног моих, расстилалась столица Франции… О ней мог я только мечтать во сне, и вот, завтра же, вступаю в нее с победоносною армией… О! это чувство было высокое, восторженное, но его произвело не зрелище красот Парижа, а стечение обстоятельств, приведших меня к нему — обстановка этого зрелища. Чувство это было совсем не то, которое наполнило душу мою при взгляде на родной город, созданный гением великого Петра, возвеличенный и украшенный его преемниками. — Прекрасно! — чудно! — мог я только сказать графу.
Посвятив недели две на осмотр всего, что было замечательного в Петербурге, я предался глубокому уединению, какое только позволяла мне служба. В это время готовил я к печати свои «Походные Записки», в которых столько юношеской восторженности и столько риторики. Признаюсь, писавши их, я еще боялся отступить от кодексов Рижского и братии его, столь твердо врученных мне профессором московского университета По[бедоносцевым][3]. Счастлив, кто забыл свою риторику! — сказал кто-то весьма справедливо. Увы! я еще не забыл ее тогда… В это же время граф поручил мне привести свою военную библиотеку в порядок и составить ей каталог.
Говоря о библиотеке, невольно вспоминаю посещение ее одним из замечательных людей своего времени, который отличался сколько умом, столько и странностями. Это был генерал от инфантерии, князь В., командовавший некогда войсками, в Оренбургском крае расположенными; он пародировал во многом Суворова; я знавал его уж в преклонных летах. Он ходил и ездил по Петербургу с непокрытою головою в самые жестокие морозы, иногда с морковью в руке. Граф Остерман-Толстой видал его изредка у себя. Помню, что в одно из этих посещений, вставши из-за стола, хозяин дома позвал князя и бывшего тут же графа М.А.Милорадовича (тогдашнего генерал-губернатора петербургского) в свою библиотеку. Здесь старик-младенец, казалось, переродился, как будто взгляд на военные книги произвел в нем гальваническое потрясение. Он сам сделался живым военным словарем. Многих и многих известных писателей, от Ксенофонта до наших дней, перебрал он критически, с цитатами из них, называя подробно и точно лучшие их издания. Все тут присутствовавшие были удивлены его бойкими суждениями и необыкновенною памятью. Если б я закрыл в то время глаза, то не поверил бы, что слушаю того старика-младенца, которого встречал нередко на улицах, в жестокие морозы, с непокрытою головой.
Оставивши князя В. в нижнем этаже, хозяин повел графа Милорадовича в верхний, чтобы показать ему делаемые там великолепные перестройки. «Боже мой! как это хорошо! — сказал граф Милорадович, осматривая вновь отделанные комнаты. — А знаете ли? — прибавил он смеясь: — Я отделываю тоже и убираю, как можно лучше, комнаты в доме — только в казенном, где содержатся за долги. Тут много эгоизма с моей стороны: неравно придется мне самому сидеть в этом доме». — Действительно, этот рыцарь без страха и упрека, отличавшийся, подобно многим генералам того времени, своею оригинальностию, щедро даривший своим солдатам колонны неприятельские и так же щедро рассыпавший деньги (прибавить надо, много на добро), всегда был в неоплатных долгах, несмотря на щедроты, которые часто изливались на него государем.
🗹