- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Мой Чацкий. Мое отношение к Чацкому
Из всех персонажей А.С. Грибоедова мне больше всех нравится Чацкий. Софью жалко, потому, что от природы умная и смелая девушка попадает под влияние нездорового общества. Остальные же слишком ограниченны. Молчалин не глуп. Но это низкий человек, который за высокое положение при дворянстве готов на все. И даже за Соней он ухаживает из-за должности ее отца. Такие люди были, есть и будут. И очень жаль, что они «господствуют на свете».
Александр Чацкий самый искренний и смелый герой. Его взгляды прогрессивны. Но он понимает, что их время еще не пришло. Он готов служить, но только Отечеству, а не людям. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий получил хорошее образование. Он умен и красив. Александр Андреевич ничего не принимает на веру. «Блажен, кто верует». Сам же он следует только тем идеалам, в истинности которых мог убедиться лично.
Главный герой комедии искренен, верен, предан дружбе, любви и Отечеству. Зная нравы «фамусовской Москвы», он отважился приехать. Делает это он исключительно ради Софьи. С героиней они вместе выросли. И Александр Андреевич продолжает ее любить. Она же их нежную детскую дружбу считает «ребячеством». София увлечена Молчалиным, наделяя его добродетелями героев французских романов, которые любит читать. По характеру София немного схожа с Чацким. Если она увлечена, влюблена, она не отступится до последнего. Дочь Фамусова рьяно отстаивает честь своего возлюбленного, отражая все нападки Чацкого и отца. И только услышанный разговор Лизы и Молчалина открывает ей глаза на ее «Сахара Медовича».
Я считаю, что Чацкий поступил правильно, уехав из Москвы «в глушь, в Саратов». Столичная жизнь того времени насквозь пропитана лицемерием и прочими пороками «фамусовского» общества. Человека, мыслящего иначе, никогда не примут. Его посчитали за сумасшедшего. Мне кажется, что Чацкий герой не своего времени.
Сочинение Мое отношение к Чацкому
В теме, наверное, имеется в виду, какой Чацкий для тебя. Но я думаю, что это мой персонаж (не хочется говорить «герой»). Мне почему-то он кажется близким. Не сказать, что я восхищаюсь его поступками, что веду себя, как и он, но вот есть какое-то понимание.
Я вроде не осуждаю людей, но я обращаю внимание на их поступки… То есть чувствую себя таким молчаливым Чацким. Не Молчалиным точно! Не совсем Чацким… Вижу, понимаю, но считаю, что говорить человеку неприятные вещи, особенно если он не спрашивает и об этом не прости – не совсем правильно. Только обидишь его, а толку никакого.
Надо обращать внимание и на хорошее, ведь люди разные – даже один человек в разных ситуациях разный. Конечно, это литературное произведение. Тут и сам Чацкий не идеальный герой… Мне жаль его. Кажется, что и в деревне он найдёт, к чему «прицепиться», что покритиковать! Тут слишком неискренние, а там слишком искренние, простые. Может, и необразованные. Всегда можно найти нехорошие черты, а нужно и на хорошие ведь смотреть!
Чацкий свежим взглядом разглядел все недостатки общества, но оно, конечно так себе. Нравы там царили не очень «экологичные». И даже молодые люди, воспитанные на таких идеалах, были «отравлены» этой философией прогнившей. И вот он что-то кому-то говорил, обвинял людей, призывал очнуться. В итоге его, как занозу, отторгло это общество. Оно ведь должно было восстановить равновесие! Хоть оно и плохое, но оно находится в равновесии – все приспособились терпеть несправедливость и прочее. И тут такой Андрей Алексеевич со своей правдой! Кто-то не видит её, кто-то не хочет видеть.
Мой Чацкий несчастный, рад быть отвергнутым за «правду». Он верит, наверное, что может изменить людей вокруг, но даже Софью не смог бы изменить. Критика его вся идёт от разума, ведь он знает, как «нужно». Он ведь постоянно напряжен, противопоставляет себя обществу.
Мне не хочется себя противопоставлять, бороться с кем-то, кого-то насильно менять! Чацкий для меня пример, как не нужно делать. Предостережение! А то иногда так и хочется «вскрыть пороки общества». Но можно ведь просто делать что-то хорошее! И главное – себя хорошо чувствовать, не терзать себя тем, что все вокруг неправильные. Тут, скорее, подумаешь, раз все вокруг не такие, то с тобой, возможно, что-то не так. Но ты не хочешь, как они, себя вести… В общем, Чацкий мой антигерой! Вот к такому выводу пришел в этом сочинении!
О произведении
«Горе от ума» – комедия А.С. Грибоедова, которая обрела «бессмертность». Критики не ошиблись. Пьеса в стихах, впервые опубликованная в 1825 году, актуальна до сих пор. Борьба традиций и новаторства, интеллекта и глупости, истинной красоты и мещанства существовала во все времена.
Главная смысловая линия произведения – это противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего». В этом противоборстве одну сторону представляет «фамусовское общество». Это сам Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб и другие. На другой стороне всего один герой – Александр Андреевич Чацкий. Софья же мечется между двух огней. И в конечном итоге «фамусовская» среда берет верх.
Популярные сочинения
- Сочинение про Толерантность
Рассматривая понятие «толерантность», невольно начинаешь задумываться о том, что в современном мире оно является основой взаимоотношений людей. Порой любое проявление человеческих качеств в каких-либо ситуациях - Характеристика и образ Луки Лукича Хлопова
Луку Лукича Хлопова автор изобразил одним из важных персонажей в данном замечательном произведении. Занимая низкую чиновничью должность в данном городе, стоит сказать, что от также отвечал и за состоянием учебных заведений в нем. - Анализ поэмы «Мцыри» Лермонтова 8 класс
Однажды, путешествуя по Кавказу в 1837-м году, поэт встретил пожилого монаха. Тот поведал ему о своей юности. В частности, это было бытие в монастыре, плен и острое желание побега.
Сравнение Александра Андреевича и Молчалина
Почему в сочинении «Мое отношение в Чацкому» будет уместным сравнить этих двух персонажей? Потому что главной темой пьесы является конфликт между «веком минувшим» и приходящим ему на смену «веком новым». А Чацкий и Молчалин являются представителями этого конфликта.
Молчалин — это скромный, незаметный молодой человек, который никогда не высказывал своего мнения. Считал, что главное в жизни — это иметь хорошее место работы и чины, которые можно получить путем подхалимства. Молчалин едва ли испытывает к Софье такие же чувства, как она к нему. Просто он понимает: если он станет ее мужем, то займет хорошее положение в обществе. А это для Фамусова и его знакомых было очень важно.
Чацкий же, напротив, не боялся открыто выражать свое мнение и спорить с окружающими. Он не понимал, как может зависеть отношение к человеку от количества наград. Для молодого человека главным была сама личность, его убеждения. Александр Андреевич хотел приносить пользу обществу, но не путем преклонения перед высшими чинами, а изменением устаревших порядков и улучшением жизни всего населения страны.
Чацкий и Софья
Но сложность положения главного героя не ограничивается враждебностью к нему фамусовского общества. В сочинении «Мое отношение к Чацкому» можно кратко написать о том, что единственной его опорой была любовь к Софье. Ему не давала отчаяться надежда на то, что девушка станет его женой.
Он до последнего отказывался верить в то, что она предпочла ему Молчалина. Когда же Чацкому становится известно, что Софья пустила слух о его безумии, то последнее, что его удерживало в Москве, было утеряно. Ведь ради нее он и вернулся обратно, храня в сердце образ, который увез с собою. И разрушение этой иллюзии помогает Чацкому решиться уехать.
«Мильон терзаний» Чацкого
В чем же заключается трагедия главного героя пьесы? Только лишь в отказе Софьи? Или в том, что общество к нему враждебно? Само название пьесы говорит читателю о том, что проблема Чацкого заключается в осознании всей тщетности своих попыток изменить Фамусова и его окружение.
Ему кажется, что он не сможет ничего сделать один. И поэтому главный герой решает уехать. Трудно дать однозначный ответ на вопрос о том, Чацкий — победитель или побежденный. Потому что кажется, что он ничего не сделал — общество осталось прежним. Но на самом деле Чацкий заставил их бояться и смог им показать, что перемены неизбежны, что «век грядущий» сменит «век минувший». И потом уже другие люди докажут им (а может, и сам Чацкий с товарищами), что идеи главного героя были правильными, что он является победителем.
Немного о главном герое
Прежде чем приступить к ответу на вопрос о том, удалось ли ему одержать победу, в сочинении «Мое отношение к Чацкому» нужно рассказать о личности и образе жизни этого персонажа. С главным героем читателя уже знакомят в разговоре других персонажей пьесы. И тогда же становится понятным, что у Александра Андреевича есть возлюбленная, с которой они вместе росли, — Софья.
Но девушка вовсе не ждет его возвращения, ей становится даже неловко, когда служанка напоминает ей о сцене прощания во время отъезда молодого человека. Но тем не менее она признает за ним достоинства. Александр Андреевич умен, остроумен, чувствителен и прекрасно образован.
Представление о его жизни можно составить лишь из обрывков речи других героев. Он начинал карьеру вместе с Молчалиным, она складывалась удачно, но он не смог привыкнуть к бюрократическим порядкам. Также молодой человек был военным, но и это занятие оставил. Несмотря на то что ни на одном месте Чацкий не задерживался надолго, это не говорит о легкомысленности молодого человека. Он не остался на этих поприщах, потому что «служить бы рад — прислуживаться тошно».
Чацкий — это представитель поколения новаторов, которые считали, что обществу необходимы реформы, чтобы двигаться вперед. Он не принимал устаревших представлений московского общества. Сравнительная характеристика Чацкого одним из представителей лучше всего покажет его характер.
klassreferat.ru
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии, мастерски представлены и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, придерживающиеся передовых взглядов. В комедии затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п. Главным героем комедии является Чацкий. В его образе Грибоедов воспел «самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности», как говорил спустя тридцать лет А. И. Герцен. Чацкий вырос в доме Фамусова, в детстве он воспитывался и учился вместе с Софьей. Мы знаем, что он человек образованный, занимался литературной работой, был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей. Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, Чацкого предохранили присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства. Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее и в прежние годы. Он нашел тот же дух нравственного угнетения и подавления личности, поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье. Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Проблема «ума» в грибоедовское время была весьма злободневной, и «ум» понимался широко — как вообще интеллигентность, просвещенность, культура. С понятием «умный» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей. Пылкость таких «умников» оборачивалась в глазах обывателей «без- умием», «горем от ума». Пример тому — объявление сумасшедшим Чаадаева. Молчалин настолько свыкся с обществом, в котором вращается, так хочет быть в нем «своим», что перенял многие манеры, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин раболепно служит, он позволяет себе по отношению к Чацкому снисходительно-покровительственный тон. У Молчалина есть определенная программа действий, он следует ей, не задумываясь над тем, какими средствами можно достигнуть цели. «Умеренность и аккуратность» — вот два «таланта», которые он ставит себе в заслугу. Молчалин не брезгует покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, на службу смотрит как на средство сделать карьеру, он и Чацкому предлагает поступить так же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?» Не стесняясь, он открыто говорит, что не смеет своего «сужденья произнесть», потому что в чинах он небольших, поэтому «надобно ж зависеть от других». Полностью раскрывается Молчалин в последнем действии комедии. На свои отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Особенно сильно звучит его саморазоблачение. В нем — весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует. Его тон и поведение меняются, когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года он на службе у Фамусова, а уж успел «три награжденья получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение услужить влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения цели, отсутствие всяких нравственных правил. Н. В. Гоголь писал о Молчалине: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…» Чем внимательнее я вглядываюсь в лица и вслушиваюсь в разговоры героев, тем настойчивее встает передо мной вопрос: а не бессмертна ли эта комедия? Не о нашей ли сегодняшней жизни она? А возможно, и о будущей? Почему же молчалины блаженствуют на свете? Молчали-ны процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонства, круговая порука. Чем выше уровень развития нашего общества, тем изощреннее должны становиться молчалины, стремящиеся втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Молчалины умеют перекрашиваться, их трудно разглядеть, выявить, вывести на чистую воду. Вот перед нами два человека, понимающие жизнь и свое место в ней по-разному. Чацкий умен, образован, но ведь и простодушен, открыт, наивен; Молчалин ограничен, но хитер, ловок, скрытен. Первый открыто высказывает свое мнение, не боясь осуждения других; второй лебезит, заискивает, но в душе дурно относится к людям. Кого предпочтет фамусовское общество иметь своим другом? Конечно, Молчалина. А современное общество? Я уверена, что тоже Молчалина, иначе бы на нынешних «теплых местечках» находилось больше достойных людей. Два характера, два типа поведения, два жизненных пути… Каким путем должен идти человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас делает свой выбор сам, но помочь в этом могут и такие прекрасные произведения, как комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Мастерство драматурга я вижу именно в том, что он увидел и отразил общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Отразил и заставил задуматься.
Рекомендуем посмотреть:
- Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» сочинение
- Грибоедов и его комедия «Горе от ума»
- Образ Чацкого (по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
- Художественные особенности комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
- Новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»
- Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
- Сравнение образов Софьи и пушкинской Татьяны
- Характеристика образов «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Как воспринимает Чацкого Софья (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)
- Основные причины конфликта Чацкого с фамусовским обществом
Анализ произведения
Чацкий и Фамусов — главные действующие лица в произведении. Они противопоставляются друг другу в пьесе, так как имеют разные взгляды и суждения.
Краткое содержание
Главный герой Чацкий Александр Александрович вернулся из-за границы в Москву. До отъезда он проживал в доме Фамусова. Этот человек его приютил после смерти родителей. Александр вернулся спустя 3 года. До поездки он был влюблен в дочь Фамусова Софью, поэтому главный герой торопился увидеться с ней.
Однако встреча оказалась не такой, какой ее себе представлял Чацкий. Девушка с холодом отнеслась к нему. Софья была влюблена в секретаря своего отца, о чем пока еще никто не знал, кроме самих любовников и служанки Лизы. Главный герой узнает об этом гораздо позже.
Александр понял, что в Москве ничего не изменилось за время его отсутствия. В светском обществе продолжали вести праздный образ жизни, бездельничать, ни о чем не задумываться. Это вынудило Чацкого выразить протест дворянству. У Александра и Фамусова разнились мнения по поводу воспитания детей, отношений в семье, крепостного права, военной службы, коррупции.
Цитата, которая показывает мнение Чацкого о столичном дворянстве: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два».
Критика Александра не нравилась Фамусову и его окружению. Он сторонился и опасался Чацкого. Фамусовское общество, да и дворянство в целом, не готовы были к изменениям. Никто из них не хотел расставаться с комфортной жизнью, праздностью и ленью. Всех все устраивало. Из-за этого Александра считали опасным, а его выходки революционными. Окружение Фамусова делало все возможное для получения отличной репутации, оно было готово на прислуживание, кланяться чинам и высшей знати.
Отец Софьи считал себя прекрасным примером и образцом для нее. В обществе он славился монашеским поведением. Но когда вокруг никого не было, он позволял себе всякие вольности. Ярким примером служит эпизод, когда Фамусов отчитывает дочь за связь с Молчалиным. Сам тем временем пристает к служанке, говорит недвусмысленные намеки.
Продолжение истории
Как-то во время разговора с Фамусовым, Чацкий стал говорить о Софье. Отец девушки испугался, как бы тот не начал свататься к ней. Он говорит Александру: «Поди-ка послужи». Только главный герой рад службе, а вот прислуживаться не собирается. Фамусов же не видит ничего плохого в этом, даже считает прислуживание забавным. Для Чацкого это унижение, лишение его свободы, такое поведение неприемлемо. Он считает, что нужно служить делу, а не кому-то.
Фамусов хочет отдать замуж Софью за Скалозуба, так как для него важно обзавестись знатной родней. Девушка была против, она считала этого человека глупым. Чацкий был удивлен такому положению. Он понял, что для фамусовского общества важны только чины и деньги. Душа человека их не волнует.
На балу Софья сказала, что Чацкий сумасшедший. Этот слух разлетелся молниеносно. Девушка боялась, что Александр помещает ей быть с Молчалиным, поэтому увидела в нем угрозу своему счастью.
Главный герой сокрушался по поводу поведения дворянства, их нежеланием видеть истинную суть человека, его внутренний мир, а не кошелек и звание. Он обличил пороки светского общества, но не одержал победу над ними. Александр был одинок в своих суждениях и размышлениях, а знатные лица не готовы на перемены. Чацкий решил покинуть этих людей, так как ему не место среди них.
Перед уходом он застал сцену, где Молчалин говорит служанке Лизе, что не хочет жениться на дочери Фамусова, общается с ней, только чтобы выслужиться перед ее отцом. Софья услышала это и прогнала его. Александр не понимал, почему она предала их любовь. Но девушка считала, что между ними не было никаких чувств. Если кратко, то в этот момент Чацкий осознал, что на Софью повлияло воспитание Фамусова. Она стала такой же, как отец. Настоящие чувства ее не интересовали.