Авторское определение жанра «Мертвых душ»: как Гоголь сам определил жанр


Поэма «Мертвые души» у многих ассоциируется с мистикой, и не спроста. Гоголь был первым русским писателем, объединившим сверхъестественное с реальностью. Второй том «Мертвых душ», о причинах сожжения которого по сей день ведутся споры, стал синонимом нереализованного замысла. Первый том – пособие по жизни русского дворянства 1830-х годов, энциклопедия помещичьих и чиновничьих грехов. Запоминающиеся образы, наполненные глубокими размышлениями лирические отступления, тонкая сатира – все это вкупе с художественным талантом автора не только помогает понять специфические особенности эпохи, но и приносит истинное читательское наслаждение.

История создания

Когда речь заходит о русской литературе первой половины девятнадцатого века, чаще всего вспоминаются два писателя: Пушкин и Гоголь. Но не все, однако, знают следующий интересный факт: именно Пушкин подсказал своему товарищу темы «Ревизора» и «Мертвых душ». Сам поэт извлек замысел из истории о беглых крестьянах, не имевших документов, которые принимали имена умерших и таким образом не давали зарегистрировать ни одной смерти в городе Бендеры.

Подхватив идею, Гоголь стал разрабатывать общий замысел. 7 октября 1835 года он пишет Пушкину (именно тогда начинается документированная история создания произведения):

Начал писать Мёртвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон.

Задумка Гоголя, по одной из версий, заключалась в том, чтобы создать поэму по образцу «Божественной комедии» Данте Алигьери. Первый том – ад. Второй – чистилище. Третий – рай. Нам остается только гадать о том, действительно ли таков был план автора, а также о том, почему Гоголь не закончил поэму. На этот счет есть две версии:

  1. Н.В. Гоголь был верующим человеком и прислушивался ко всем рекомендациям своего духовника (священника, который принимал его исповеди и напутствовал ему). Именно духовник и велел ему сжечь «Мертвые души» целиком, так как усмотрел в них нечто богопротивное и недостойное христианина. Но первый том уже распространился настолько широко, что уничтожить все экземпляры не было никакой возможности. Зато второй на стадии приготовления был весьма уязвим и пал жертвой автора.
  2. Писатель создал первый том с энтузиазмом и был доволен им, но вот второй том был искусственным и натянутым, потому что соответствовал концепции Данте. Если ад в России удалось изобразить без труда, то рай и чистилище не соответствовали действительности и не могли выйти без натяжки. Гоголь не хотел изменять самому себе и стараться делать то, что было слишком далеко от истины и чуждо ему.

Задумка поэмы «Мертвые души»

Николай Васильевич приступил к написанию своей поэмы в 1835 году. До сего времени он довольно долго томился в ожидании стоящего сюжета для крупного произведения. Большую роль в появлении на свет «Мертвых душ» сыграл А.С. Пушкин. Во-первых, он убедил Гоголя, что талант украинского писателя столь велик, что ему никак не позволительно засиживаться в жанре небольших повестей и рассказов, а нужно обязательно взяться за создание серьезного произведения. Во-вторых, именно Александр Сергеевич подкинул товарищу центральную идею о покупке и продаже «мертвых душ» с целью извлечения прибыли. Правда, также сохранились сведения, что А. Пушкин без большого удовольствия уступил столь захватывающий сюжет коллеге, так как и сам был не прочь развить его в яркое произведение.

Близкие друзья вспоминали, что он то ли в шутку, то ли всерьез не раз сетовал на Гоголя:

«С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя».

Тем не менее, Александр Сергеевич позднее признавался, что никому другому, кроме Гоголя, он бы эту идею не подарил. Настолько он уважал талант Николая Васильевича.

Плюшкин, художники П. Боклевский и И. Панов

Если же говорить о том, откуда сам Пушкин вял сюжет поэмы, то биограф установили, что в 1820 году во время кишиневской ссылки Александр Сергеевич столкнулся с реальной ситуацией появления в г. Бендеры «мертвых душ». Здесь в течение нескольких лет совсем не регистрировали смерть крестьян. Под именами же умерших записывали вновь прибывших в город беглых крестьян. Таким образом, на бумаге за несколько лет не умерло ни одного крепостного. Пушкин чуть переделал реальную историю и в таком виде преподнес Гоголю, когда тот жаловался на отсутствие темы для большого сочинения.

Жанр, направление

Главный вопрос – почему творение «Мертвые души» называют поэмой. Ответ прост: Гоголь сам так определил жанр (очевидно, что по структуре, языку и количеству персонажей, это эпическое произведение, точнее – роман). Возможно, он таким образом подчеркивал жанровое своеобразие: равенство эпического (собственно описание путешествия Чичикова, уклада жизни, характеров) и лирического (размышления автора) начал. По менее распространенной версии, так Гоголь сделал отсылку к Пушкину, либо поставил свое произведение в противовес «Евгению Онегину», который, наоборот, назван романом, хотя имеет все признаки поэмы.

С литературным направлением разобраться проще. Очевидно, что писатель прибегает к реализму. На это указывает достаточно скрупулезное описание дворянского уклада, в особенности поместий и помещиков. Выбор направления объясняется демиургической задачей, которую избрал себе Гоголь. В одном произведении он взялся описать всю Россию, вывести на поверхность всю бюрократическую грязь, весь беспредел, творящийся как в стране, так и внутри каждого государственного служащего. Другие направления попросту не обладают необходимым инструментарием, реализм Гоголя не уживается, скажем, с романтизмом.

Особенности жанра и композиции

Для определения жанровой принадлежности «Мертвых душ» нужно обратиться к истории. Согласно гоголевскому определению произведение является поэмой, вопреки тому, что масштабность и структура работы близка к направлению романа или повести.

Прозаическое произведение считается поэмой ввиду его лиричности: замечаний и комментариев писателя, множества лирических отступлений. Важно учитывать, что сам автор сравнивал свой шедевр с «Евгением Онегиным»: работа Пушкина считается романом, а работа Гоголя — поэмой в прозе.

Николай Васильевич подчеркивает равнозначность эпического и лирического в своей работе. У критиков иное мнение по поводу жанра произведения. Так, Виссарион Белинский считал его романом, это суждение вполне обосновано. Однако по традиции творение Гоголя называется поэмой.

Если рассматривать композиционную структуру, поэма включает в себя законченный первый том и несколько глав второй части. Композиция подчиняется основной цели: показать картину жизни в России, сформировать галерею типовых героев.

Поэма включает в себя 11 глав, которые насыщены философскими рассуждениями, невероятными описаниями природы, лирическими отступлениями. Все это периодически прорывается через основной сюжет, придавая поэме неповторимость. Книга заканчивается размышлениями о силе и мощи будущей России.

Изначально поэма задумывалась как юмористическое произведение с нотами сатиры, что не могло не повлиять на общую структуру. В первой главе Гоголь знакомит читателей с Павлом Чичиковым — главным действующим лицом, и другими жителями города. Затем автор описывает помещиков, их жизненный уклад, калейдоскоп нравов. Далее в четырех частях писатель повествует о жизни чиновничества: сплетнях, взяточничестве и самодурстве.

Смысл названия

В качестве названия использован, наверное, самый известный оксюморон на русском языке. Сам концепт души включает в себя понятие бессмертия, динамичности.

Очевидно, что мертвые души – предмет, вокруг которого строятся махинации Чичикова и, соответственно, все события поэмы. Но названа поэма не только и не столько для обозначения неординарного товара, сколько из-за помещиков, охотно продающих или даже дарящих души. Они сами мертвы, но не физически, а духовно. Именно эти люди, по мнению Гоголя, составляют контингент ада, именно их (если верить гипотезе о заимствовании композиции у Данте) ждет рай после искупления грехов. Только в третьем томе они могли бы стать «живыми».

Композиция

Главная особенность композиции «Мертвых душ» – кольцевая динамика. Чичиков въезжает в город NN, совершает внутри него путешествие, в ходе которого завязывает необходимые ему знакомства и осуществляет задуманную аферу, заглядывает на бал, после которого уезжает – круг замыкается.

Кроме того, знакомства с помещиками происходят в порядке убывания: от наименее «мертвой души», Манилова, к погрязшему в долгах и проблемах Плюшкину. Повесть о капитане Копейкине, вплетенная автором в десятую главу как рассказ одного из служащих, призвана показать взаимовлияние человека и государства. Примечательно, что о биографии Чичикова рассказано в последней главе, после того, как его бричка покинула город.

История написания

Николай Гоголь писал произведение «Мертвые души» на протяжении 17 лет. Автор считал этот роман своей важнейшей в жизни миссией. История создания этой работы наполнена мистическими совпадениями и загадками.

В процессе создания литературного шедевра писатель тяжело заболел, находился между жизнью и смертью, но затем каким-то чудным образом выздоровел. Николай Васильевич посчитал этот факт знаком небес, который подарил ему шанс завершить работу над шедевром мировой литературы.

Идею произведения и сам факт существования такого социального явления, как мертвые души, подсказал автору Пушкин. Именно последний, по словам Гоголя, заставил его задуматься над созданием романа, раскрывающего истинную суть русской души.

Изначально писатель предполагал, что его творение будет в трех частях:

  • первую напечатали в 1842, она была задумана как сборник пороков человека;
  • во второй персонажи смогли осознать собственные ошибки;
  • в третьей части герои меняются, ищут путь к полноценной и правильной жизни.

В процессе работы писатель внес много правок, менял главную мысль произведения, героев, сюжет. В результате сохранилась лишь суть: план и проблемы романа. Вторая часть книги была закончена автором незадолго до его ухода из жизни. По некоторым данным, Гоголь сам уничтожил свою книгу.

Согласно другим сведениям, свое произведение Николай Васильевич передал кому-то из близких друзей, но впоследствии оно потерялось. Бытует мнение, что рукопись по сей день хранится у потомков гоголевского окружения и впоследствии будет найдена.

Заключительную часть трилогии автор не успел создать, однако о предполагаемом содержании тома есть информация из достоверных источников. В литературных кругах неоднократно обсуждалась общая характеристика и основная мысль будущей книги.

Суть

Главный герой, Павел Иванович Чичиков, приезжает в губернский город NN с целью скупить мертвые души у помещиков (якобы на вывод, в Херсонскую губернию, где земли раздавались даром), заложить их в опекунский совет и получить по двести рублей за каждого. Одним словом, он страстно желал разбогатеть и не стеснялся использовать любые методы. По приезде он сразу знакомится с государственными служащими и очаровывает их своими манерами. Никто не подозревает, какая блестящая, но бесчестная идея стоит в основе всей его деятельности.

Поначалу все шло гладко, помещики радовались знакомству с героем, продавали или даже дарили ему души, приглашали посетить их еще раз. Однако бал, который посещает Чичиков перед отъездом, чуть не лишил его репутации и едва не сорвал его махинацию. Начинают распространяться слухи, сплетни о его мошенничестве, однако аферист успевает покинуть город.

Краткое содержание по главам, где точно и подробно описаны основные события из книги, Вы найдете по ссылке.

Персонажи поэмы гоголя «Мертвые души» и их краткая характеристика

Повествование романа-поэмы — череда образов чиновничьего и помещичьего сословий. Характеристика персонажей произведения на фоне нелёгкой жизни крестьян создаёт образ провинциальной России первой половины XIX века

Главные герои

Чичиков

Павел Иванович Чичиков — главный герой. Он в средних летах, бывший чиновник (коллежский асессор), а теперь махинатор: предстаёт перед читателем во время путешествия по России, цель которого — приобрести души умерших крестьян, числящихся по документам живыми. Души нужны ему для заклада их в банке, чтобы взять кредит, и тем самым завоевать положение в обществе.

В лице главного героя Гоголь изобразил представителя зарождающегося на российских просторах класса предпринимателей. Активной деятельностью Чичиков разительно отличается от других персонажей, и тем вызывает у последних недоумение, удивление, становится загадкой.

Внешность его непримечательна: героя нельзя назвать красивым, но он и не дурён; не стар годами, но и не юн. Зато Павел Иванович одевается щегольски, всегда свеж и чист, чем располагает к себе. Он по-хамелеонски способен подстроиться под любого собеседника, поэтому может без труда войти в доверие к чиновникам и помещикам. Чичиков при желании производит впечатление приятнейшего человека, и тем занимает в обществе нужное ему положение.

Ничего загадочного в Чичикове нет. Внутренний мир его подчинён одной пламенной страсти — наживе. Ещё в юности Павлуша Чичиков сообразил, как поживиться за счёт тех, кто побогаче его. Как-то раз отец объяснил мальчику, что самое надёжное в этом мире — копейка. Её нужно беречь и ценить. Павлуша накрепко усвоил, что только деньги дают самое желанное в жизни.

Разбогатеть — цель Чичикова, и в средствах достижения её он не был разборчив. Павел Иванович обладал живым практическим умом и не был ленив: он прилежно шёл к своей цели. Герой пускал в ход обман, лесть, брал взятки, был изобретателен в махинациях. Моральная сторона дела Чичикова не волновала.

Коробочка

Настасья Петровна Коробочка — пожилая помещица, вдова. Её поместье невелико, но содержится в идеальном порядке. Хозяйством она занимается сама, торгует продуктами, полученными со своего хозяйства. Настасья Петровна — женщина расчётливая и экономная до скупости. Без ведения письменного учёта держала в памяти все имена крестьян. Все интересы Коробочки сводятся к бытовым проблемам и хозяйственным делам своего поместья. Дальше этого она ничего не видит. В образе этой героини писатель показал вид ограниченных людей, в частности помещиков.

Ноздрев

Помещик, в котором нет ничего основательного, серьёзного. Он непоседа, кутила, картёжник: постоянно проигрывается, но продолжает играть. Ноздрёв любит рассказывать всякие небылицы, в которых он активный участник. Герой овдовел, ребёнок его растёт без отцовского внимания. Ноздрёва интересуют только сиюминутные удовольствия. Человек легкомысленный и пустой, он равнодушен и к семье, и к хозяйству.

Манилов

Господин Манилов — представитель класса сентиментальных помещиков, расположенных к мечтательности и не способных к деятельности. Герой уже немолод, сначала он вызывает приятное чувство, но несколько позже его слащавость до приторности уничтожает первое впечатление.

Бытовые проблемы, неустройство хозяйства Манилова не беспокоят, хотя он семейный человек, у него два сына. Ничем полезным этот человек не занимается, только вынашивает какие-то несбыточные и никому не нужные проекты. Обходительный, приятный в общении, герой глуп и бездарен.

Плюшкин

Степан Плюшкин — своеобразный и занятный тип помещика. По внешнему виду его и не примешь за владельца поместья: Чичиков при встрече посчитал его старой ключницей. Так нелепо выглядел до крайности скупой старик, обедневший от чрезмерной экономии. Когда-то в его имении была полнокровная жизнь, Степан имел семью. Теперь Плюшкин прозябает в одиночестве, помешавшись на сохранении «добра». Его гипертрофированная скупость проявляется в том, что он собирает ненужный мусор и несёт его в дом. От жадности помещика страдают крестьяне.

Собакевич

Михаил Семёнович Собакевич внешне похож на медведя. Степенный, сильный, практичный, он представляет породу помещиков, близких по своему складу к богатым крестьянам. Его дом и мебель заявляют о надёжности, эстетическая сторона хозяина не волнует. Михаил Семёнович сообразителен насчёт выгоды: он согласился продать мёртвые души заезжему прохиндею ещё до его предложения. Собакевич — из деловых господ, он готов к переменам в обществе.

Другие персонажи

  • Селифан — слуга Чичикова, кучер, любит выпить и размышлять на отвлечённые темы. В связи с этими наклонностями от дороги часто отвлекается. Зато как кучер хорошо разбирается в характерах лошадей. Персонаж ростом не вышел, пристрастен к породистым и стройным девкам, любит водить с ними хороводы.
  • Петрушка — лакей Чичикова, малый лет тридцати. Лицо его примечательно крупными губами и носом. Петрушка любит похвастаться путешествиями, которые он совершил вместе с барином. Петрушке нравится читать: его занимает, как буквы превращаются в слова. Он не уклоняется от посещения кабаков и пития хлебных вин, носит с собою какой-то особенный воздух, напоминающим о жилом покое.
  • Лизонька Манилова — жена Манилова;
  • Алкид и Фемистокл — сыновья Манилова 6 и 8 лет;
  • Феодулия Ивановна — жена Собакевича;
  • Губернатор, не блещущий умом;
  • Губернаторша;
  • Дочь губернатора — молоденькая девушка, которая произвела впечатление на Чичикова;
  • «Дама, приятная во всех отношениях»;
  • «Дама, просто приятная».

Главные герои и их характеристика

Павел Иванович Чичиков

– «господин средней руки». Он действительно во всем усредненный персонаж: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Из одиннадцатой главы мы узнаем, что во многом его характер определило наставление отца во всем слушаться учителей и начальство, а также беречь копейку. Подхалимство, приторность в общении, лицемерие – все это средства для выполнения отцовского указа. Кроме того, герой обладает острым умом, ему свойственны хитрость и ловкость, без которых не могла быть реализована (а может быть и не пришла бы ему в голову) затея с мертвыми душами. Подробнее о герое Вы можете узнать из эссе и таблицы от Многомудрого Литрекона.

Образы помещиков описаны в соответствии с хронологией их появления в произведении.

  • Манилов
    –первый помещик, знакомящийся с Чичиковым и стоящий наравне с ним с точки зрения слащавости и пошлой манерности. Но мотивы поведения Чичикова четко определены, Манилов же мягок сам по себе. Мягок и мечтателен. Если бы эти качества подкреплялись деятельностью, его характер можно было бы отнести к положительным. Однако все, чем живет Манилов, ограничивается демагогией и витанием в облаках. Манилов – от слова манит. В нем и его поместье легко увязнуть, потерять ориентир. Однако Чичиков, верный своей задаче, получает души и продолжает путь…
  • Коробочку
    он встречает случайно, когда не может найти дорогу. Она предоставляет ему ночлег. Как и Чичиков, Коробочка стремится преумножать свое богатство, однако ей не достает остроты ума, она «дубинноголовая». Ее фамилия символизирует состояние отстраненности от внешнего мира, ограниченности; она закрылась в своем поместье как в коробке, пытаясь усмотреть выгоду в любой незначительной детали. Подробнее об этом образе Вы можете узнать в кратком сочинении.
  • Ноздрев
    – настоящий прожигатель жизни. На это указывает хотя бы то, что встреча Чичикова с ним произошла в трактире. В подобных заведениях и коротает свои дни Ноздрев. Делами своего поместья не занимается, зато много пьет, проматывает деньги в карты. Эгоцентричен, тщеславен. Всячески пытается вызвать интерес к своей персоне, рассказывая небылицы, им же сочиненные. Однако следует отдать ему должное – он единственный помещик, отказавшийся продать Чичикову души.
  • Собакевич
    – медведь в человеческом обличии. Также неповоротлив, также много спит и еще больше ест. Еда – главная радость в его жизни. А после еды – сон. Закармливает Чичикова чуть ли не до смерти, чем напоминает Манилова, который тоже как бы «опутывает странника», задерживая в поместье. Однако Собакевич отличается удивительной прагматичностью. Все у него в хозяйстве добротно, но без излишней претенциозности. Долго торгуется с главным героем, в итоге продает много душ по выгодной для себя цене.
  • Плюшкин
    – «прореха на человечестве». Забросил дела усадьбы, не следит за собственным внешним видом настолько, что при первой встрече сложно определить его пол. Его страсть к накопительству – апофеоз скупости. Его поместье приносит лишь убытки, еды едва хватает для выживания (она портится и тухнет в амбарах), крестьяне умирают. Идеальный расклад для Чичикова, за бесценок покупающего множество душ. Следует заметить связь между этими персонажами. Только их биографии приведены автором, о прошлом остальных ничего не сказано. Это может служить основанием для гипотезы о том, что именно они могли бы пройти чистилище (второй том) и попасть в рай в третьем. Подробнее об этом образе Многомудрый Литрекон написал в небольшом эссе.
  • Капитан Копейкин
    – ветеран великой отечественной войны. Потерял руку и ногу, в связи с чем вынужден был прекратить работу. Отправился в Петербург выпрашивать пособие, однако, не получив ничего, вернулся в родной город и, по слухам, стал разбойником. В этом персонаже воплотился образ угнетенного народа, отверженного государством. Примечательно, что редакция фрагмента, разрешенная тогдашней цензурой, несет диаметрально противоположный посыл: государство, не имея возможности, помогает ветерану, а тот, несмотря на это, идет против него. О роли и значении этой истории Вы можете узнать из краткого сочинения.
  • Птица-тройка
    , появляющаяся в самом конце поэмы, воплощает в себе Русь и тоже является одним из персонажей. Куда она движется? Путешествие Чичикова – это исторический путь страны. Главная его проблема заключается в отсутствии дома. Он не может никуда приехать. У Одиссея была Итака, а у Чичикова есть только бричка, двигающаяся в непонятном направлении. Россия, по мнению автора, тоже находится в поисках своего места в мире и, конечно, найдет его.
  • Образ автора
    , раскрытый через лирические отступления, вносит щепотку здравомыслия в болото греха и порока. Он саркастически описывает своих героев и размышляет над их судьбами, проводит забавные параллели. Его образ сочетает в себе цинизм и надежду, критический склад ума и веру в будущее. Одна из самых известных цитат, написанных Гоголем от своего лица — «Какой русский не любит быстрой езды?» — знакома даже тем, кто не читал поэму.
  • Система образов, введенная Гоголем, до сих пор находит соответствия в реальности. Мы встречаем гуляющих Ноздревых, сонных Маниловых, предприимчивых конъюнктурщиков вроде Чичикова. А Россия по-прежнему двигается в непонятном направлении, по-прежнему ищет свой «дом».

«Теперь всё пропало». Вторая редакция второго тома

Когда очередная, уже вторая рукопись второго тома был готова, литератор уговорил своего духовного учителя, ржевского протоиерея Матфея Константиновского прочитать её — священник как раз гостил в то время в Москве, в доме приятеля Гоголя. Матфей вначале отказывался, но, ознакомившись с редакцией, посоветовал уничтожить из книги несколько глав и никогда не публиковать их. Через несколько дней протоиерей уехал, а писатель практически перестал есть — причём произошло это за 5 дней до начала Великого поста.

Портрет Николая Гоголя для матери, написанный Фёдором Моллером в 1841 году, в Риме.

Согласно легенде, в ночь с 23 на 24 февраля Гоголь разбудил своего слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести портфель, в котором хранились рукописи. На мольбы испуганного слуги писатель ответил: «Не твоё дело! Молись!» — и поджёг в камине свои тетради. Никто из ныне живущих не может знать, что тогда двигало автором: недовольство вторым томом, разочарование или психологическое напряжение. Как потом объяснял сам писатель, он уничтожил книгу по ошибке: «Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силён — вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил… Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь всё пропало».

После той роковой ночи классик прожил девять дней. Умер он в состоянии сильного истощения и без сил, но до последнего отказывался принимать еду. Разбирая его архивы, пара друзей Гоголя в присутствии московского гражданского губернатора через пару месяцев нашли черновые главы второго тома. К третьему он не успел даже приступить… Сейчас, спустя 162 года, «Мёртвые души» по-прежнему читают, а произведение считается классикой не только русской, но и всей мировой литературы.

Темы и проблемы

  1. Основная тема, поднятая в поэме — Исторический путь России
    (в более широком смысле – тема дороги). Автор пытается осмыслить несовершенство бюрократического аппарата, приведшего к нынешнему положению дел. После выхода в свет произведения Гоголя ругали за отсутствие патриотизма, за выставление России в дурном свете. Он предугадал это и дал ответ скептикам в одном из отступлений (начало седьмой главы), где сравнил удел писателя, воспевающего великое, возвышенное, с судьбой того, кто дерзнул «вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи!». Истинный патриот – не тот, кто не замечает и не показывает недостатков родины, но тот, кто погружается в них с головой, исследует, описывает, чтобы искоренить.
  2. Тема взаимоотношения народа и власти
    представлена антитезой помещики – крестьяне. Последние являют собой нравственный идеал Гоголя. Несмотря на то, что эти люди не получили хорошего воспитания и образования, именно в них видится проблеск настоящего, живого чувства. Именно их необузданная энергия способна преобразовать нынешнюю Россию. Они угнетены, но деятельны, помещики же имеют полную свободу, но сидят сложа руки, – именно это высмеивает Гоголь.
  3. Феномен русской души
    тоже является темой размышления автора. Несмотря на все проблемы, затронутые в книге, наш народ таит в себе настоящие богатства таланта и характера. Русская душа проглядывает даже в нравственно неполноценных помещиках: заботлива и хлебосольна Коробочка, добросердечен и открыт Манилов, хозяйственен и деловит Собакевич, весел и полон энергии Ноздрев. Даже Плюшкин преображается, когда вспоминает о дружбе. Значит, русские люди уникальны по своей природе, и даже в худших из них есть достоинства и дремлющие способности к созиданию.
  4. Тема семьи
    тоже интересовала писателя. Неполноценность и холодность семейства Чичикова породила в нем, талантливом юноше, пороки. Плюшкин стал недоверчивым и злонамеренным скупердяем, когда лишился своей опоры — супруги. Роль семьи в поэме является главной для нравственного очищения мертвых душ.

Главной проблемой произведения является проблема «омертвения русской души»

. Галерея помещиков первого тома наглядно демонстрирует это явление. Лев Толстой в романе «Анна Каренина» вывел следующую формулу, которую позже стали применять ко многим сферам жизни: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Она удивительно точно подмечает особенность гоголевских персонажей. Хотя он показывает нам лишь одного положительного помещика (Костанжогло из второго тома), и мы не можем проверить первую часть формулы, вторая часть подтверждается. Души всех персонажей первого тома мертвы, но по-разному.

В конечном счете именно совокупность характеров, незначительных для общества по отдельности, становится причиной социального и нравственного кризиса. Получается, что каждый сколько-нибудь влиятельный человек своей деятельностью может изменить положение вещей в городе – к такому выводу приходит Гоголь.

Взяточничество и казнокрадство, подхалимство, невежество являются составными частями проблемы «омертвения души». Интересно, что все эти явления получили название «чичиковщина», которое использовалось нашими предками долгое время.

Проблематика романа

Основная проблема произведения «Мертвые души» — препятствия на пути развития России, об этом больше всего беспокоился писатель. К ним относится казнокрадство чиновников, бездеятельность дворянства, взяточничество, нищета простых крестьян.

В процветание родины автор старался внести посильный вклад, осуждая пороки общества, воспитывая совершенно новое поколение. Например, писатель презирал славословие в качестве прикрытия праздного существования и душевной пустоты. По мнению Николая Васильевича, гражданин должен приносить окружающим пользу, а большинство персонажей откровенно вредны. Однако в романе затрагивались и другие проблематики:

  1. Кризис гуманизма. В произведении людей закладывают в ломбард, как украшения, проигрывают в карты и продают, как вещи. Рабство узаконено, оно не является чем-то противоестественным. Писатель глобально освещал проблематику крепостного права, демонстрировал две стороны медали: самодурство хозяев и менталитет холопов. Последствия тирании губят родину, разлагая людей.
  2. Проблема нравственной слепоты присуща гоголевским героям. Вследствие этого персонажи не видят собственного морального убожества, они не могут самостоятельно найти выход из затягивающей трясины грязи и пошлости.
  3. Нравственные проблемы. У представителей господ напрочь отсутствуют какие-либо нормы морали. Автор называет это результатом их страсти к накоплению. Ради собственной выгоды помещики способны «вытрясти душу» из простого крестьянина. Кроме того, Гоголь демонстрирует проблему эгоизма: чиновники думают лишь о собственных интересах, Отчизна для них — пустое место. Представители высшего общества не желают заботиться о народе, используя его для реализации личных целей.
  4. Гуманизм писателя проявляется в разоблачении пороков устройства страны и особом внимании к судьбе «маленького человека». Политические проблемы Николай Васильевич даже не пытался обходить. Бюрократический аппарат Гоголь описал как машину, работающую на основе кумовства, лицемерия и взяточничества.

Основная идея

Главная мысль поэмы кроется в седьмой главе, в отрывке, где Чичиков «оживляет» купленные им души, фантазирует о том, какими могли быть все эти люди. «Мастер ли ты был, или просто мужик, и какою смертью тебя прибрало?» — задается вопросом герой. Он задумывается о судьбах тех, кого раньше считал товаром. Это первый проблеск его души, первый важный вопрос. Здесь гипотеза о возможности очищения души Чичикова начинает казаться правдоподобной. Если это так, значит, каждая мертвая душа способна к нравственному возрождению. Автор верил в счастливое и великое будущее России и связывал его с нравственным воскресением ее народа.

Кроме того, Гоголь показывает живость, духовную силу, чистоту каждого крестьянского характера. «Степан пробка, вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!», «Попов, дворовый человек, должен быть грамотей». Он не забывает отдать дань уважения работникам, крестьянам, хотя предмет его освещения – махинации Чичикова, его взаимодействие с прогнившим чиновничеством. Смысл этих описаний — не столько показать, сколько высмеять и осудить мертвые души, дабы поднять сознательного читателя на новую высоту понимания и помочь ему направить страну по нужному курсу.

Поэма как жанр

В привычном нам понимании поэма – это стихотворное произведение среднего или крупного размера. Когда мы говорим об этом жанре, первое, что вспоминается из русской литературы, это «Василий Теркин» Твардовского. Величайшее произведение всех времен «Илиада» Гомера – тоже поэма. Однако существуют произведения, которые написаны не в стихотворной форме, но при этом считаются поэмой. Яркими примерами служат «Мертвые души» Гоголя и «Москва-Петушки» Ерофеева.

Что же отличает поэму от других жанров?

  • присутствие лирических отступлений;
  • в основе повествование о каком-либо событии;
  • пристальное внимание к нравственным и социальным проблемам;
  • главный герой изображен в взаимодействии с остальными героями;
  • главный герой человек неизвестный, но события, которые с ним происходят являются значительными и интересными;
  • присутствие антигероев.

Чему учит?

Каждый сделает свой вывод, прочитав эту книгу. Кто-то возразит Гоголю: проблемы коррупции и мошенничества характерны в той или иной степени для любой страны, их невозможно устранить полностью. Кто-то согласится с ним и утвердится в мысли, что душа – единственное, о чем должен заботиться любой человек.

Если бы нужно было выделить единую мораль, она могла бы выглядеть так: человек, кем бы он ни был, не может жить полной жизнью и быть счастлив, если не использует энергию на созидательные цели, обогащаясь при этом незаконно. Что интересно, даже активная деятельность вкупе с неправомерными методами не может осчастливить человека. Как пример – Чичиков, вынужденный скрывать истинные мотивы своего поведения и опасаться за раскрытие своих планов.

Лирические отступления

Не зря Гоголь периодически отступает от основной идеи в произведении и переходит к лирическим отступлениям. Для поэмы этот приём характерен, даже в таком формате, как у Гоголя. Идейно-композиционная структура «Мёртвых душ» позволяет раскрывать острые и болезненные вопросы, и при этом, чувствовать присутствие самого автора и его личное мнение на тот или иной счёт. В процессе прочтения появляется ощущение, что без этих монологов книга читалась бы уже не так. Каждое отступление доносит свою идею и мысль. Их можно поделить на два типа, одни из которых говорят о личных переживаниях автора и касаются рассуждений на тему России тех времён, а другие раскрывают характер и заметные черты народа и их жизни. Автор в своих коротких отступлениях затрагивает темы, которые актуальны вне времени.

Лирическое отступление в самом конце произведения аккуратно подводит ко второму тому. В нём Гоголь размышляет на тему николаевской России в нынешнем укладе и на тему дороги, вечных путешествий и скитаний. Эти две темы объединяются в одно – в веру автора, что Россия еще возродится, а люди в ней будут счастливыми, честными, с высокими моральными устоями, и при этом, они будут «живыми», а не «мёртвыми».

Гоголь выбрал жанр поэмы потому что раскрыть эту сложную идею в эпических масштабах, в романе или в других отдельно взятых, проработанных жанрах, просто невозможно. Этот идеальный мир, идеальный в своей реалистичности и утрированности, раскрывается только в авторской лиро-эпической поэме. Именно так автор и назвал произведение «Мёртвые души».

Художественные детали и язык

Гротеск – излюбленный прием Гоголя. Известный советский литературовед Борис Эйхенбаум в статье «Как сделана Шинель Гоголя» показал, что его гениальность проявляется не столько в содержании произведений, сколько в их форме. То же самое можно сказать и о «Мертвых душах». Играя разными стилевыми регистрами — патетическими, ироническими, сентиментальными — Гоголь создает настоящую комедию. Гротеск заключается в несоответствии серьезности и важности выбранной темы используемому языку. Писатель руководствовался принципом «чем дольше смотрим на смешное произведение, тем грустнее оно кажется». Сатирическим слогом он завлекал читателя, заставляя возвращаться к тексту и под юмором видеть страшную правду.

Яркий пример сатиры – использование говорящих фамилий. Некоторые из них описаны в разделе о характеристиках помещиков. О смысле некоторых (Неуважай-Корыто, Доезжай-не-доедешь, Воробей) можно спорить. Историзмы (бричка, козлы, облучок) делают детали сложными для понимания современного читателя.

Значение, своеобразие и особенности

«Мертвые души» занимают центральное место в творчестве Гоголя. Несмотря на то, что «все мы вышли из Гоголевской «Шинели»» (по словам Эжена де Вогюэ), поэма о Чичикове также нуждается в тщательном изучении.

Существует множество трактовок текста. Самая популярная – преемственность по отношению к «Божественной комедии». Поэт, писатель и литературовед Дмитрий Быков считает, что Гоголь ориентировался на «Одиссею» Гомера. Он проводит следующие параллели: Манилов – Сирены, Коробочка – Цирцея, Собакевич – Полифем, Ноздрев – Эол, Плюшкин – Сцилла и Харибда, Чичиков – Одиссей.

Поэма интересна наличием множества особенностей, доступных только профессиональным исследователям, литераторам. Например, в начале первой главы читаем: «Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания…». Зачем уточнять, что мужики именно русские, если понятно, что действие происходит в России? Это характерный для поэмы прием «фигуры фикции», когда что-то (нередко многое) сказано, но ничего не определено. То же самое видим в описании «усредненного» Чичикова.

Другой пример – пробуждение героя у Коробочки в следствие влетевшей в нос мухи. Муха и Чичиков на самом деле играют сходные роли – пробуждают ото сна. Первая будит самого героя, Чичиков же своим приездом будит омертвевший город и его жителей.

Время и место событий

Определённое время в поэме не указано, но выявляются некоторые временные приметы. В них, однако, есть противоречие. Например, есть указание, что действие происходит в скором времени после изгнания Наполеона из России, а значит, никак не раньше 1813 года. Предположение, что Чичиков есть не кто иной, как переодетый Наполеон, наводит на мысль о периоде 1815–1821 гг.: от водворения императора на о. Святой Елены до кончины его.

Упоминание «жандармского офицера» с функциями полицейского подсказывает, что события происходят в 1827 году, так как корпус жандармов появился в России в 1826 году, а в 1827-м он стал выполнять назначение политической полиции.

Периодическое издание «Ведомости», встречающееся в тексте произведения, ещё больше приближает описываемые события к читателю, поскольку «Губернские ведомости» появились в российской печати с 1838 года.

Место действия — среднерусский губернский город NN, весьма отдалённый от столицы, и провинциальные поместья

Критика

Герцен писал «Мертвые души потрясли Россию». Пушкин восклицал: «Боже, как грустна наша Россия!». Белинский ставил произведение выше всего, что было в русской литературе, однако сетовал на чрезвычайно напыщенный лиризм, не сочетающийся с тематикой и посылом (очевидно, он воспринимал лишь содержание, отбросив гениальную языковую игру). О.И. Сенковский считал, что «Мертвые души» — шутливое сравнение со всеми великими эпосами.

Высказываний критиков и любителей о поэме было множество, все они разные, но несомненно одно: произведение вызвало огромный резонанс в обществе, заставило глубже смотреть на мир, задавать серьезные вопросы. Вряд ли творение можно назвать великим, если оно нравится и угождает всем. Величие возникает позже, в жарких спорах и исследованиях. Должно пройти время, чтобы люди могли оценить по заслугам труды гениев, в число которых, несомненно, входит Николай Гоголь.

Автор: Александр Ладонцев

«Священное завещание» Пушкина

В общей сложности Гоголь писал первый том «Мёртвых душ» (тот самый, который нам сейчас так хорошо известен) шесть лет. Работа началась ещё на родине, затем продолжилась за границей (туда писатель «укатил» летом 1836-го) — кстати, первые главы писатель прочитал своему «вдохновителю» Пушкину как раз перед отъездом. Автор трудился над поэмой в Швейцарии, Франции и Италии. Затем короткими «набегами» возвращался в Россию, читал на светских вечерах в Москве и Санкт-Петербурге отрывки из рукописи и снова уезжал за рубеж. В 1837 году до Гоголя дошла потрясшая его новость: Пушкина убили на дуэли. Писатель посчитал, что теперь закончить «Мёртвые души» — это его долг: тем самым он исполнит «священное завещание» поэта, и ещё усерднее взялся за работу.

К лету 1841-го книга была дописана. Автор приехал в Москву, планируя издать произведение, но столкнулся с серьёзными трудностями. Московская цензура не захотела пропускать «Мёртвые души» и собиралась запретить поэму к печати. По-видимому, цензор, которому «досталась» рукопись, помог Гоголю и предупредил его о проблеме, так что писатель успел вовремя переправить «Мёртвые души» через Виссариона Белинского (литературного критика и публициста) из Москвы в столицу — Санкт-Петербург. Заодно автор попросил Белинского и нескольких своих влиятельных столичных друзей помочь пройти цензуру. И план удался: книгу дозволили. В 1842 году произведение наконец вышло — тогда оно называлось «Похождения Чичикова, или Мёртвые души, поэма Н. Гоголя».

Иллюстрация Петра Соколова к поэме Николая Гоголя «Мёртвые души». «Приезд Чичикова к Плюшкину». 1952 год. Репродукция. Фото: РИА Новости / Озерский

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: