4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 2731.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 2731.
А. И. Солженицын, вернувшись из ссылки, работал в сельской школе учителем. Повествование основано на реальных событиях, произошедших в небольшой деревеньке, где пришлось учительствовать автору. В рассказе Солженицына «Матренин двор» описана нелёгкая доля советских колхозников. Предлагаем для ознакомления анализ рассказа по плану. Сведения могут быть использованы для работы на уроках литературы в 9 классе, а также при подготовке к ЕГЭ.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1959 г.
История создания – Работу над своим произведением, посвящённым проблемам русской деревни, писатель начал летом 1959 года на побережье Крыма, где гостил у своих друзей по ссылке. Первоначальное, авторское, название «Не стоит село без праведника», было рекомендовано изменить, и по совету Твардовского рассказ назвали «Матренин двор».
Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, отношения простого человека с властью, нравственные проблемы.
Композиция – Повествование идёт последовательно от имени рассказчика, который наблюдал и осмысливал события. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, чтобы читатель пришёл к осознанию, что смысл жизни не в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных.
Жанр – Жанр произведения определяется, как «монументальный рассказ».
Направление – Реализм.
Темы и проблемы
Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.
Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.
Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.
Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.
История создания
Рассказ писателя автобиографичен, он действительно после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево Владимирской области, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрёны Васильевны. В своём небольшом произведении писатель отобразил судьбу одного героя и судьбу страны.
Рассказ был написан в 1959 году и напечатан благодаря Александру Твардовскому в журнале “Новый мир” в начале 1963 года.
Смысл названия «Матренин двор» в том, что рамки двора простой крестьянки раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческую идею. Отсюда можно сделать вывод, что основной мыслью произведения «Матренин двор» является не повествование истории отдельной деревни, а попытка показать создание нового взгляда на жизнь страны и на власть, управляющую народом.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Матренин двор»
для самых компанейских —
Главные герои «Матренин двор»
для самых занятых —
Читательский дневник «Матрёнин двор»
Жанр
Публикация «Матрениного двора» вызвала много споров среди советских критиков. Твардовский в своих заметках писал, что Солженицын – единственный писатель, выражающий свое мнение без оглядки на власть и мнение критиков.
Все однозначно пришли к мнению, что произведение писателя относится к «монументальному рассказу», настолько в высоком духовном жанре дано описание простой русской женщины, олицетворяющей собой общечеловеческие ценности.
Предыдущая
Сочинения«Слово о полку Игореве» анализ произведения – тема, план, жанр, история создания
Следующая
Сочинения«Капитанская дочка» анализ произведения Пушкина – тема, план, смысл названия и жанр рассказа
Тема
Анализируя произведение «Матренин двор» необходимо определить главную тему этого рассказа.
В нём глубоко освещены жизнь и труд русского народа, его отношения с властью. Человек трудится с детства до старости, ему приходится мириться с потерями в личной жизни, забывать о своих интересах. Тяжёлый труд отнимает здоровье, а человек взамен не получает ничего. Матрёна трудилась всю свою жизнь, но, не подтверждённые документально, стаж и трудовые подвиги не имеют никакого значения для власти. Она не заработала даже пенсию.
Все последние месяцы её существования ушли на то, чтобы собирать разные справки, и часто за одной и той же бумажкой приходится ходить несколько раз. Равнодушные чиновники, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрёна, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, с трудом добиваясь результата.
Жители деревни думают лишь о собственном обогащении. Фаддей Миронович, брат её мужа, заставил Матрёну при жизни отдать наследство – обещанную часть дома – её приемной дочери Кире. Матрёна согласилась, и, когда из жадности двое саней прицепили к одному трактору, повозка попала под поезд. Матрёна погибла. Алчность людская превыше всего: в тот же вечер единственная её подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом забрать обещанную ей вещицу, пока всё не растащили родные сёстры Матрёны.
И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон всё-таки успел забрать брёвна, брошенные на переезде. Он не пришёл даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуёмной жадности. Родные сёстры Матрёны первым делом забрали её похоронные деньги и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а по традиции.
По-человечески, искренне никто не пожалел Матрёну. Стремление не упустить наследство ослепило односельчанам глаза. И люди никогда не поймут Матрёну – того, что по своему духовному развитию женщина стоит по сравнению с ними на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.
Главные герои
Матрена Васильевна Григорьева
– центральный персонаж книги. Она – образец трудолюбия, добропорядочности и самопожертвования. На таких, как Матрена, держится русское село в непростые советские времена. Главная её черта – желание помогать людям, не требуя многого взамен. Женщина находится в бедственном материальном положении, однако, когда к ней приводят Игнатьича, готового снять у неё жильё, женщина говорит о том, что не ищет постояльцев. Она пускает мужчину в дом и не стремится «содрать с него побольше денег», как поступили бы многие на её месте.
Всю свою жизнь Матрена трудилась с утра и до вечера, никогда не жаловалась на усталость, не причитала. А нажила немногое. Делила свою скромную избу с мышами да тараканами, которые стали издержками сельского быта. Из живности в её хозяйстве была коза и кошка. Последнюю героиня подобрала на улице, пожалела живое существо, что тоже хорошо её характеризует. Она бескорыстно подарила горницу названной дочери, а сама никогда не просила о помощи, и не хотела навязываться, причинять другим неудобства и даже врача позвать стеснялась. Такие люди как Матрена достойны всяческого уважения, но, к сожалению, судьба и окружающий мир зачастую к ним не справедливы.
Рассказчик Игнатьич.
Александр Исаевич не случайно общается с нами от лица этого героя, под этим образом он в некоторой степени подразумевал самого себя. Прослеживаются очевидные параллели между судьбой Игнатьича и самого писателя. Через историю Игнатьича автор затрагивает в рассказе острую тему лагерей и невинно осужденных. Герой отсидел срок, но был оправдан и реабилитирован. Игнатьич отправляется жить в деревню не только из-за «клейма», наложенного на него судьбой, но и ввиду особенностей своего характера. Герой нелюдим и необщителен, он стремится уйти от мира, хочет жить в тишине и покое. Матрена оказывается как раз тем человеком, с которым ему удается сойтись характерами, они живут душа в душу, но «жизненные принципы» женщины он понимает не сразу. По-настоящему Матрена открывается герою лишь после своей смерти. В истории главной героини Игнатьич становится невольным «третейским судьей».
Композиция
События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.
Рассказчик начинает повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства деревушку в глубине России. По воле судьбы попал он в деревню, где жила Матрёна, и определился к ней на постой.
Во второй части рассказчик описывает нелёгкую судьбу Матрёны, с самой юности не видевший счастья. Тяжёлой была её жизнь, подчинённая повседневным трудам и заботам. Всех своих шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрёна, но не озлобилась и не очерствела её душа. Она всё так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по-прежнему трудится на своём подворье и помогает соседям. Погибла, стараясь помочь родственникам перевезти к ним принадлежащую ей собственность.
В третьей части рассказчик описывает события после смерти Матрёны – бездушие людей, близких и родных женщины, которые налетели как вороны на остатки её двора, стараясь побыстрее всё растащить, осуждая Матрёну за её праведную жизнь.
Народный характер в произведении
Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».
Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.
Автор: Екатерина Чуненкова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Популярные сочинения
- Сочинения по творчеству Островского
Александр Николаевич Островский – великий драматург, с творчества которого начинает свою историю русский национальный театр. За годы карьеры им написано около 50 пьес. - Сочинение-описание по картине Журавли летят Степанова
Великий русский художник В. С. Степанов в 1891 году подарил миру свое творение — картину «Журавли летят» При первом взгляде на полотно зритель видит всю красоту русской природы, ее девственное великолепие. - Сочинение по сказке Волшебник Изумрудного города (Волков)
Так хочется порой какого-нибудь чуда. Ну, или хотя бы стать свидетелем волшебства. На худой конец, услышать подлинную необыкновенную историю от очевидца событий
Проблематика рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицына
Рассказ «Матренин двор» А. И. Солженицына раскрывает перед читателем страшную трагедию простой русской женщины, доброй, отзывчивой, любящей и никому не нужной.
Тяжелая женская доля одинокой пожилой Матрены – основная проблема, проходящая красной нитью через весь рассказ. Как и любая другая деревенская женщина, Матрена была замужем, шесть раз пыталась стать матерью, но у нее ничего не получилось, ни один ребенок не выжил. Даже эти страшные потери не смогли сломить русскую крестьянку Матрену, она по-прежнему настойчиво пыталась осчастливить хоть кого-то, пусть это и была в конце концов старая колченогая кошка.
Еще одна проблема, поднимаемая А. И. Солженицыным, непринятие обществом одной жертвы. Доя кого всю жизнь старалась Матрена? Муж ее не любил и постоянно изменял, соседка отзывается о ней плохо, родственники норовят растащить последнее добро, которое было в неказистой ее избушке. Сам рассказчик понимает, что она была простым и непонятым праведником только после того как женщина умерла.
Ее последнее старание помочь людям привело Матрену к гибели. Но кому и зачем нужна была эта жертва? Прежде всего самой Матрене. Она не умела жить по-другому и в этом трагедия ее маленькой никчемной жизни.
Надо сказать, что она сама нисколько не пытается показаться идеальной или просто хорошей, а еще она понимает, что у каждого человека может быть внутренний мир, закрытый для других. И раскрывая собственную душу, не стремиться проникнуть в сущность других людей. Она никому не навязывает своего мнения и не стремится быть похожей на всех остальных. Ее устраивает все, бедная одежда, такое же жилище, постоянная нищета. Бескорыстно помогая многочисленной родне и соседям, Матрена делает это не из стяжательства или зависти, а просто по доброте душевной, которой у нее очень много.
Некоторые строки говорят о том, что даже сам автор удивляется своей героине и приглашает читателя разделить с ним это чувство.
Еще одной проблемой рассказа А. Солженицына является злобное, но серое и безликое по своей сути общество. Все те, кто окружают Матрену, не хотят признавать ее себе подобной. Она для них ничтожество, которым просто иногда можно пользоваться, и рассказчик дает читателю понять, что на самом деле это страшно, потому что ведет к одиночеству среди людей.
Эта проблема маленького человека не нова в литературе, но Солженицын один из первых описал трагедию именно женщины, простой труженицы, крестьянки, не возвышенной и мечтательной, а приземленной, реальной.
Не мог А. И. Солженицын обойти стороной и проблему отношения государства и отдельно взятого человека. И если знать биографию писателя, то выбор этой проблемы становится понятным и очевидным. Никогда государственный механизм не остановится ради судьбы незаметной песчинки – человека, женщина это, мужчина или даже ребенок.
Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что основной проблемой рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» является противопоставление одинокой женской доли жестокому и безнравственному обществу. Также подсвечены проблемы ненужного самопожертвования, нежелания становиться одним из огромной серой массы, противопоставления себя государству.
Для женщины Матрены ее двор был тем самым добрым мирком, без которого она себя не представляла, может быть поэтому ее гибель была оправдана и понятна, ведь жить без своего дома она не могла, причем не столько в физическом, сколько в духовном смысле.
А.И. Солженицын писал о том, что прочувствовал сам, может быть именно поэтому его произведения настолько пропитаны реализмом, что невольно содрогаешься, представляя мир, в котором живешь.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 12
Источник
Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
В начале 20 века Россия подвергалась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Бедам и радостям русского народа посвящено все творчество А.И. Солженицына.
В своем рассказе «Матренин двор» (1959) он описал положение русской деревни в послевоенные годы. С уверенностью можно сказать, что этот писатель был одним из первых, кто открыл правду о судьбе крестьянства, изобразил трагическую жизнь русского человека и причины его несчастья.
Жители деревни Тальново, в которой происходит действие рассказа, существуют в ужасных условиях. У них отсутствует электричество, больницы, магазины. Вот как описывает Солженицын дом главной героини: «Изгнивала щепа, почернели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка», «темноватая изба с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты».
Сюжет рассказа концентрируется вокруг события, происшедшего «на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани». Рассказчик прошел путь к Матрениному двору «из пыльной горячей пустыни». Судьба привела его к «одинокой женщине лет шестидесяти», бедной и измотанной «черным недугом». Именно в этой «темноватой избе» рассказчик находит не только желанную тишину, уют, но и особую жизнь («безмолвная, но живая толпа» фикусов, заполняющая «одиночество хозяйки»).
В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте 20 века. Жизнь Матрены была нищенской: «…Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала…ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки». «Много было у Матрены обид», с ней «наворочено было много несправедливостей». Но, привыкнув, героиня остается «простодушной», «доброжелательной», «лучезарной», «просветленной».
Главным в образе Матрены является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в ее душе все тяготы и заботы. Никакие враги («…воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста», «Из канцелярии в канцелярию…гоняли ее два месяца…») не могли надолго «омрачить» настроения героини. «Верным средством вернуть» внутренний свет была для нее работа. Матрена работала для колхоза, «для любой родственницы дальней или просто соседки». Все это она делала бескорыстно («Не берет она денег»).
Солженицын показывает, что крестьянство не могло пользоваться продуктом своего труда. Все доставалось государству: «рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли начальству». Бабы вынуждены были воровать торф, чтобы выжить зимой.
Государство отрезало огороды у тружеников, лишало их платы за тяжелый труд. Поэтому в народе к нему не было доверия: «А что – пенсия? Государство – оно поминутное. Сегодня, вишь, дало. А завтра отымет».
Героиня в рассказе оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь «совестью своей», самой жизнью соединить края пропасти. Кульминацией является момент гибели Матрены на переезде во время перевоза сруба своей горницы: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани… застряли… туда же… понесло и Матрену».
Трагические события предвещают и страх Матрены перед поездом («Боялась… больше всего почему-то…»), и пропажа котелка на водосвятие («…как дух нечистый его унес»), и то, что «в те же дни кошка колченогая сбрела со двора…». Даже природа противится перевозу – двое суток кружит метель, после чего начинается оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!»
Среди своих односельчан Матрена остается «непонятой», «чужой». Но, если ранее в речи героев использовались пословицы, отразившие горький опыт народной жизни («Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут…», «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю»), то в финале рассказа народная мудрость становится основой для оценки героини: «…она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».
В чем суть праведности Матрены? В том, что жизнь ее строится на правде. Матрена испытывает на себе все трудности советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и другие, вынуждена брать его тайком. Но, несмотря ни на что, эта героиня сохранила все самое светлое, сохранила свою душу.
Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства того времени, с его бесправием и пренебрежением к обычному человеку. И от того еще ценнее становится характер Матрены. Праведность этой героини состоит в ее способности сохранить свое, человеческое, в столь недоступных для этого условиях.
Источник
Проблематика рассказа
Эта работа Солженицына учит многому. Проведя краткий анализ произведения, читатель понимает, что автором в рассказе поднимается большое количество проблем. Вот некоторые из них:
Каждая из них — это беда не только станции Торфопродукт. Солженицын повествует о всеобщей трагедии страны, а эта история является собирательной. Читатель видит, что Матрена всю жизнь трудилась за «палочки», и за всю свою многолетнюю работу она не получает пенсии.
В произведении видна вся мерзость бюрократии. Читатель наблюдает за людьми — рабочими конторы, которым абсолютно все равно на проблемы простого народа. Они позволяют относиться к своей работе халатно: могут поставить неправильно печать, даже не задумываясь, что таким образом губят простого человека. Ведь последние месяцы жизни Матрены ушли на сбор бумажек, чтобы выбить себе хоть небольшие копейки на существование.
Какими же в рассказе представлены обитатели деревни? Они думают только о своем достатке и им все равно друг на друга. У них нет понятия о нравственных ценностях. А ведь Матрена как раз и нуждалась в этом понимании, женщина не жила, она существовала, каждый день сталкиваясь с трагедий.
🗹