Предыстория написания повести
Виталий Александрович Закруткин начинает свою книгу с рассказа о женщине. Он говорит, что на ее долю выпали тяжелые испытания, но она преодолела их и смогла сохранить свою душу чистой. Ее добрый характер так и остался таковым.
Дальше автор рассказывает, какой именно случай подтолкнул его к написанию повести. По просьбе своего старого друга он поехал в Прикарпатье. Ежедневно, еще до восхода солнца, отправлялся гулять, поднимался на Княжью гору. Когда Виталий Александрович садился отдохнуть на скамью, то видел нишу, в которой стояло изваяние – Мадонна держала на руках младенца.
Размышляя о божьей матери, писатель вспомнил о земной женщине, которая тоже потеряла сына, о том, сколько ей довелось пережить. И решил, что он обязан рассказать о ней людям. Анализ произведения «Матерь человеческая» Закруткина поможет нам понять, что русская Мария – это та же Мадонна. Земная женщина тоже достойна почета и уважения.
Экранизация повести
В 1975 году по произведению сняли одноименную военную драму. Сюжет повести немного изменили. Его построили таким образом, что он оказался монофильмом актрисы Тамары Семиной. Она сыграла Марию, но других взрослых в ленте не было до самого конца. Девушка очнулась на кукурузном поле после нападения на хутор немецких солдат. Пока она шла к остаткам своего дома, вспоминала о счастливой жизни с мужем и сыном. В сарае Мария обнаружила немецкого бойца, которого попыталась вылечить. Но он все равно погиб.
Женщина приспосабливается к большому хозяйству: она доит четырех коров, ухаживает за овцами, лошадьми и собаками. Зимой в стогу сена Мария находит семерых брошенных детей — мальчика и шестерых девочек. Ребята рассказывают ей о пережитых страхах — голоде, бомбежке, эвакуации.
Весной 1943 женщина вместе с детьми находит останки своих сына и мужа, хоронит их. Позже она рожает в сарае в окружении животных, за которыми она ухаживала. Затем Мария, держа на руках младенца, с остальными детьми за спиной выходит на хуторской холм. Там она встречает отряд красной армии, прогнавший врага на запад. В этот момент она выглядит как Мадонна.
Съемки проходили осенью и зимой. По сюжету актрисе нужно было носить только одно ситцевое платье. Ей пришлось купаться на сильном морозе, босиком ходить по снегу. Но Семина молча сносила все ради этой роли. Все сцены были отсняты в Ростовской области. Там продюсеры нашли станицу Вешенскую с обширными степями и полями. Описание судеб односельчан Марии, которое есть в книге, сценаристы опустили специально. Они сосредоточили внимание зрителя на жизни и проблемах главной героини.
Повесть Закруткина правдиво передает некоторые события военных лет. Таких хуторов и женщин было множество. Дети оставались без родителей, юные солдаты погибали в ходе сражений, бедные люди проживали вместе и продолжали работать ради других. Но все они старались сохранить человечность в непростое время. Проявленное великодушие всегда вознаграждалось благодарностью тех, кого удалось спасти.
Мария теряет всё
События самого произведения «Матерь человеческая» начинаются в сентябре 1942 года. Ночью гремели взрывы, всё вокруг полыхало – шла ожесточенная битва. Мария спряталась от этого ужаса в кукурузе и легла в глубокую борозду на живот. Но долго находиться в таком положении женщине было тяжело, так как она была на первых месяцах беременности. Тогда крестьянка перевернулась набок.
Мария просила у бога смерти, говорила, что больше так жить она не может. Почему же решилась на такой отчаянный шаг будущая матерь человеческая? Анализ следующего эпизода книги поможет разобраться в этом.
Раньше у женщины была семья – любимый муж и сын Васятка, но немцы повесили обоих, а без них Мария не знала, как жить. От отчаянного шага ее спасало то, что она ждала ребенка и не могла лишить его жизни.
Очень кратко
В начале войны, когда уже оккупированы Украина и Белоруссия, немецкие войска уходили дальше на Москву. Немцы заняли небольшой хутор, в котором жила обыкновенная семья Мария, муж Ваня и сынок Васятка. Спалив и разрушив хутор, немцы убили мужа и сына Марии, а остальных хуторян угнали в Германию. Марии и ее не рожденному ребенку удалось спастись.
Она выживала, как могла, собирая урожай на поле. Сохраняя свой долг перед своими хуторянами и колхозом, надеясь, что они вернутся.
Мария на всем протяжении войны приютила нескольких ленинградских детей, в которых нашла смысл жизни, став для них Матерью всего человечества.
Хуторян угоняют в Германию
Много бед натворили в селе фашисты – взорвали новый коровник, сожгли все дома. Теперь они насильно угоняли в Германию тех, кто был еще жив. Из своего укрытия в кукурузе женщина видела, как, поддерживая друг друга, шли старики, женщины несли грудных детей. Стоило кому-то заплакать, запричитать, как подбегал немец и бил прикладом ружья.
Несмотря на это Саня Зименкова – пятнадцатилетняя девушка, — громко кричала, что она не поедет в Германию и не будет там батрачкой. Ее мать пыталась уговорить дочку не шуметь, чтобы немцы не убили, но смелая девушка сказала, что не будет молчать.
Раздалась автоматная очередь, и девочка упала. Когда процессия ушла далеко вперед, Мария вышла из укрытия и бросилась к Саньке. Та была еще жива, но немцы смертельно ранили ее. Утром девочки не стало. Ее похоронила Мария – Матерь человеческая. Анализ книги поможет понять, почему Виталий Александрович так назвал простую русскую женщину.
О чем повесть Закруткина – сюжет
Матерь человеческая – произведение, повествующее о тяжелой судьбе русской женщины в годы войны.
Мария не вымышленный персонаж, а реально существующее лицо. Сюжетом послужило то что один раз Закруткин увидел женщину в хуторе и узнал ее печальную историю. В Прикарпатье он увидел изваяние Мадонны с младенцем и решил написать повесть.
Повесть начинается с описания взрывов, которым охвачена Земля. Главная героиня Мария спряталась от немцев. Она беременна. Женщина в отчаянии, хочет смерти. Все беды из-за войны. На войну ушел муж и вернулся инвалидом и умер. Когда Мария была маленькой, потеряла отца. В школе проучилась лишь четыре глаза вынуждена была работать.
Мать умерла когда девушке исполнилось 16. После вышла замуж, родила сына Васю. Сына тоже убили немцы. В одну сентябрьскую ночь она вышла из своего укрытия. Она была в ужасе. Немцы сожгли ее дом. Она вспомнила про пятнадцатилетнюю девочку Саню. Как та умерла, как Мария руками вырыла могилу руками и похоронила там.
В Саню стрелял немец, она лежала раненой когда ее заметила Мария. Женщина приволокла Саню к кукурузе, но было уже поздно. После она пошла в огород, увидел коров, подоила их. После к ней возвращается пес, появляется лошадь. Она из -за отсутствия людей начинает с ними разговаривать.
На следующий день пошла в сторону хутора все было разгромлено. Решила пойти в погреб где можно было укрыться от холода и безопасным укрытием от пуль. Зайдя туда она увидела молодого немца, она посмотрела на него с ненавистью и презрением.
Она взяла вилы и хотела отомстить за все. Немец тихо прошептал “мама”. Она уронила вилы. Как оказалось потом, немец был ранен осколком в груди звали его Вернер Брахт.
Зная, что он умрет, все равно Мария ухаживала за ним до самой смерти. После она собрала урожай, обустроила погреб, нашла и приютила детей из детдома. Мария Вскоре она родила сына, через некоторое время пришли разведчики.
Смысл произведения в том что Мария несмотря на свои трудности не теряет силы и продолжает бороться. Она помогает всем просто так не надеясь на какое-либо вознаграждение. Война изменила сущность женщины. Она становится сильнее и не боится брать ответственность за судьбы других людей.
Мужество с которым она переносит несчастья достойна уважения. А главное она не потеряла надежду на мирную жизнь без войны. Не случайно автор дает своей героине имя Мария. Как известно Дева Мария непорочная девушка, символ чистоты и милосердия.
Колхозное поле
Какие же еще самые лучшие слова можно подобрать, говоря об этой крестьянке, которая кровоточащими пальцами рыла твердую землю, чтобы выкопать могилу для девочки, не оставить ее незахороненной… Да, это Мадонна – Матерь человеческая. Анализ последующих событий поможет в этом удостовериться еще не раз.
Потом Мария нарвала кукурузных листьев, легла на них и забылась тяжелым сном. Она не знала, что за эти 3 часа немцы спалили все окрестные хутора, уцелевших жителей угнали в Германию. Поэтому женщина осталась одна на огромной выжженной территории.
Гонимая голодом и жаждой, она пошла к полям, на которых колхозники сажали свеклу, картошку и другие овощи. Дальше автор описывает молодую женщину. Она была невысокого роста, кареглазая, с веснушками на носу. Согласитесь, совсем не похожа на великую героиню. Но не зря простой крестьянке дал имя Закруткин Матерь человеческая. Анализ ее дел и поступков прояснит мнение автора.
Сочинение Человек на войне (Матерь человеческая)
Великая Отечественная война – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу – все это под пером разных художников отлилось в неповторимые прозаические произведения.
Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина «Матерь человеческая», написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.
В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, ее муж Иван и их сын Васятка.
Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.
Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами.
Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе.
Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.
Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые и одинокие дни.
Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей ее земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы.
И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, ее сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор.
Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…
Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.
Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они – исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они – литературный памятник неизвестному солдату.
Воспоминания Марии
Лежа на картофельном поле, глядя в небо, женщина вспоминала всю свою жизнь. С малых лет девушка хлебнула горе. Когда ей было семь, белогвардейцы расстреляли отца-коммуниста. В 16 лет она похоронила мать. Мария с юности была труженицей – смогла окончить только 4 класса, так как нужно было работать, трудиться по хозяйству, чтобы прокормиться. Ее будущий муж Иван тоже проучился только 4 года по этой же причине. Однако обоих приняли в комсомол и в колхоз. Значит, односельчане уважали молодых.
Юноша с девушкой поженились, через год у них родился сын Вася. Девушка работала в третьей бригаде дояркой, ее муж — там же, шофером.
Когда началась война, Иван пошел на фронт, но вернулся без руки. Мария утешала его, как могла. Вместе с другими земляками она уходила рыть окопы для советских солдат, чтобы таким образом помочь им.
Потом в село пришли немцы. Сначала они не трогали жителей, но когда кто-то взорвал их машину вместе с офицерами и забрал ценные документы, фашисты начали мстить – повесили Ивана, Феню, которая заступилась за него, и сына Марии. Последней женщины закрыли рот руками, чтобы она не кричала, ведь тогда бы каратели убили и ее.
Потом односельчанки спрятали несчастную в кукурузе, наказали не выходить, пока всё не утихнет. Поэтому Мария осталась жива. Значит, судьбе было угодно, чтобы эта женщина – Матерь человеческая, — не погибла. Ведь кто бы тогда спас столько живых душ, попытался вылечить тяжелораненого противника? Не мстить ему, а проявить сострадание и милосердие. Это смогла сделать она – Матерь человеческая. Анализ произведения расскажет о трагизме следующих событий.
Методическая разработка урока «Матерь человеческая»методическая разработка по литературе (9 класс)
Ненашева Вероника Андреевна,
Преподаватель русского языка и литературы
СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж»
Методическая разработка урока по литературе, посвященного Великой Победе
Урок по повести В.Закруткина “Матерь Человеческая”.
Тема урока: “Женщина — мать, Родина — мать”
Цели урока:
- Приобщить и познакомить студентов к великому подвигу материнства и его значению в Великой Победе, повысить патриотическое воспитание молодежи.
Задачи:
Воспитывающие:
- Помочь увидеть доброту, щедрость души, сохранившуюся даже несмотря на лишения, сложности быта, горести военных лет;
- Воспитать чувство уважения к ежедневному самопожертвованию материнства, особенно в годы войны;
Обучающая
- Формирование умения самостоятельного анализа художественного текста;
Развивающая:
- Развить умение пользоваться монологической речью.
Оборудование:
- Компьютер;
- Мультимедиа;
- Тексты произведения;
- Раздаточные материалы;
- Портрет писателя.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Мы начинаем с Вами изучение произведений, которые посвящены Великой Отечественной Войне.
Показать репродукции и иллюстрации к повести “Матерь человеческая” на мультимедийной доске (СЛАЙД 2).
Слово учителя. Уважаемые студенты, что вы видите на этих картинах? Как бы вы описали происходящее?
Предполагаемые ответы обучающихся:
На картинах мы видим беременную молодую женщину, которая о чем то горюет, несмотря на черно-белый рисунок, сразу становится понятно, что она стоит на фоне обгоревшего ствола дерева (первая картинка), на втором изображении картина практически та же, за исключением дыма, исходящего от земли, следовательно, можно сделать вывод, что она стоит буквально на пепелище, также на картинке изображен не один дом, то есть женщина стоит на пепелище целого населенного пункта.
Слово учителя. Верно, ваши описания отлично иллюстрируют произошедшее в произведении, с которым мы познакомимся — это “Матерь Человеческая” В.А.Закруткина, известного писателя, которому принадлежит авторство многих произведений о Войне.
3.Немного об авторе произведения.
Виталий Александрович родился в 1908 году в г.Феодосия в семье народного учителя, окончил педагогический институт, заведовал кафедрой русской литературы в пединституте г.Ростов. В 1941 г. ушел на фронт в качестве корреспондента, воевал до самой Победы. Спустя два года после окончания войны переехал в станицу Кочетовская, где жил и работал до самой смерти, умер в 1984 г. К самым основным его произведениям относят: “Плавучая станица”, “Костер детства”, “Подсолнух”, и, наконец, “Матерь Человеческая”, с которой мы с вами сегодня и познакомимся. (Обучающиеся по мере рассказа конспектируют информацию в тетрадь).
4.История создания произведения.
История создания произведения известна из воспоминаний самого В. Закруткина. Будучи военным корреспондентом, он исколесил много дорог. В одном из сожженных врагом хуторов солдаты увидели плачущую молодую женщину. От гитлеровцев она спряталась в кукурузе, а вернувшись домой, увидела сожженные избы. Женщине пришлось поселиться в погребе, который чудом уцелел. Эта женщина стала прототипом героини рассказа «О живом и мертвом», опубликованном в 1944 г. После войны В. Закруткину посчастливилось побывать в Прикарпатье. Там он увидел изваяние Мадонны с младенцем на руках. Оно, спустя несколько лет, подтолкнуло к созданию повести «Матерь человеческая». Год написания – 1969.
Композиция: сюжет произведения В. Закруткина “Матерь человеческая” развивается последовательно. Экспозиция – знакомство с Марией, укрывшейся в кукурузе, воспоминания женщины. Завязка – смерть сына и мужа, ожесточенный бой, превративший деревню в руины. Развитие событий – жизнь героини после кровавых событий. Кульминационных точек несколько. Развязка – новая жизнь Марии с детьми.
Важную роль в раскрытии заявленных тем и создании образа Марии играют несюжетные элементы. Особенности композиции – вступительный рассказ о главной героине и ретроспекции (воспоминания о прошлом). (Обучающиеся по мере рассказа конспектируют информацию в тетрадь).
5.Работа с цитатами автора.
Обучающиеся смотрят на распечатки разложенные на партах (раздаточный материал).
«Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы… Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными, городские кварталы, сожженные от начала до конца. Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого…
Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…»
А спустя много лет Закруткин напишет произведение об этой женщине, так и не сумев забыть ее, так и чувствуя долг перед ее подвигом и способностью выстоять, воскреснуть духом и начать жить заново.
Вопросы:
- Как вы думаете, почему же Закруткин так и не смог забыть эту женщину?
- Почему же воспоминания о ней появляются при виде пресвятой Мадонны?
Слайд 3.
Предполагаемые ответы обучающихся:
Потому что Мадонна напоминает ему о другой женщине — простой русской крестьянке, на долю которой тоже выпала непростая судьба. И та, и другая лишились своих детей. Горе русской крестьянки кажется Закруткину масштабнее горя Мадонны, потому что это не единичный случай в истории ВОВ, эта женщина — скорее собирательный образ всех страданий советского народа в годы войны. Хоть героиня Закруткина и не верит в Бога, хотя, как потом выясняется, эта вера просто навязана временем, тем не менее в час отчаяния она обращается к Богу, да и сама в конце приобретает своеобразный нимб святости и чистоты. Естественно, увидев подобную картину единожды, более никогда не сможешь ее забыть.
6.Выразительное чтение повести.
В подтверждение этого вывода, обучающийся выразительно читает начало повести до слов: “Спустя много лет я не могу не рассказать о ней людям…”.
7.Основное содержание повести. Повествует учитель.
Почему Мария так хотела умереть? Об этом рассказывается далее. Война отобрала у нее сына и мужа. Лишь ради будущего ребенка женщина держалась за жизнь. Из своего укрытия в кукурузе она наблюдала за тем, как немцы разрушали деревню, а потом угоняли людей в Германию. На ее глазах подстрелили пятнадцатилетнюю девчонку, которая спустя несколько часов умерла на руках Марии.
В одном из эпизодов описывается внешность героини: невысокая, с карими глазами и веснушками. Также, вводя в сюжет воспоминания Марии, автор рассказывает о ее прошлом. В семилетнем возрасте она пережила потерю отца: его расстреляли белогвардейцы. В 16 лет потеряла мать. Закончила женщина всего 4 класса: чтобы выжить, нужно было много трудиться и времени на учебу не хватало. Мария рано вышла замуж, родила сына, но счастье продлилось недолго. Трагические события не сломили женщину, она не обозлилась на этот мир. Выжив в страшную сентябрьскую ночь, она поселилась в уцелевшем погребе. Постепенно Мария обзавелась хозяйством. Автор рассказывает, как она чистила колодец, искала все необходимое для жизни, собирала урожай. Эти сцены показывают неимоверную силу духа героини. Труд женщины не был напрасным, благодаря ему она смогла спасти семерых детей. Вскоре Мария родила сына. Герои учились жить заново.
Мария считала спасенных детей своими. Она была готова обогреть всех, кто в этом нуждался. Помощь окружающим – вот, что стало главным в жизни. Отсюда и смысл названия повести. Не зря автор дает героине имя Мария, проводя, таким образом, незримую параллель между героиней и Матерью Божьей. (По мере рассказа обучающиеся конспектируют информацию в тетрадь).
8.Прослушивание аудиозаписи.
Включается на компьютере при звуковой поддержке колонок аудиозапись песни “Судьба Матери”, в исполнении Стихаревой Алены.
Слово учителя. Конечно, стихи для этой композиции написаны не по сюжету повести, но очень сильно перекликается с ним, а также еще раз показывает нам всю безграничность материнского сердца. Поделитесь своими эмоциями, которые возникли у вас во время прослушивания.
Предполагаемые ответы обучающихся:
Это все невероятно грустно и трагично, можно сказать, что сердце кровью обливается при мысли о том, сколько же людей, матерей испытали горе из-за идей и действий фашистских захватчиков. Но тем не менее, как эти люди нашли в себе силы жить дальше и вновь впустить в свое сердце любовь к миру, человечеству, и подарить ее своим детям.
9.Выразительное чтение эпизода “Мария и немец”
Слайд 4. Обучающиеся сначала читают эпизод про себя, далее один из обучающихся читает выразительно эпизод вслух. Начало эпизода со слов: “Погреб был цел, даже деревянная крышка его лаза не сгорела…”, до слов: “…Потом он сложил пальцы крестом и сделал вид, что пишет на воображаемом могильном кресте свое имя…”
10.Самостоятельный анализ эпизода
После прочтения эпизода проанализировать его самостоятельно, дать развернутые ответы на вопросы:
- Почему, увидев в погребе живого немца, почти мальчишку, она отказалась от мысли убить его?
- Почему сдавленный крик немецкого юноши и произнесенные им слова «Мама! Ма–а–ма!» показались Марии громом?
- Что дал вам этот эпизод из повести Виталия Закруткина для понимания трагедии войны? Расскажите о вашем отношении к поступку Марии, касающемуся умирающего немецкого солдата.
Предполагаемые ответы к вопросам эпизода:
- Потому что не смогла убить его, сколько бы его сотоварищи по армии не принесли горя Марии, она — не убийца, тем более, что она сумела разглядеть в его голосе, в его глазах и его беду и горе тоже, пожалела его, проявила сострадание и тем самым обнажила перед ним свою настоящую русскую душу.
- Этот молодой немецкий юноша — тоже чей то сын, естественно, Мария не желала становится на тот же путь разрушения, по которому шли многие последователи фашизма, а простая мольба о помощи к самому дорогому человеку для каждого из нас — к маме, просто оглушила Марию. Думаю, что она представила, что и ее дети точно так же могли звать ее на последнем вздохе. Одна лишь эта фраза “Мама”, сказанная с мольбой, показывает нам, как же на самом деле все участники войны, по ту и по эту сторону баррикад, были равны перед смертья, болью и, наконец, перед жизнью.
- Мария поступила как настоящая женщина, настоящая мать. Перед войной и смертью все равны, а еще это лишний раз показывает насколько жестока была идея начать эту войну. Также, по моему мнению, этот эпизод показывает, что все мы — дети, люди, которые хотят быть любимыми и защищенными, а именно образ матери дает нам ощущение любви и покоя, безопасности.
Ответы на вопросы, анализ эпизода записываются в тетрадь.
11.Вопросы учителя, ответы на них, подведение итогов
Уважаемые учащиеся, мы сделали с вами несколько очень важных выводов по поду знакомства с этим произведением, теперь я попрошу вас подвести итоги и ответить на вопрос:
Как вы думаете, почему сегодня мы вспомнили именно это произведение в контексте значимости Победы в Великой Отечественной Войне?
Обучающиеся отвечают на вопрос развернуто, письменно, в качестве небольшого эссе.
Основной вывод по уроку:
Победа в Великой Отечественной Войне — это, несомненно, подвиг целого народа, народа-победителя. Но все мы не должны забывать о том, что же являлось одной из движимых сил, и является до сих пор, я в этом уверен(а). Эта сила — материнство. Вы не ошиблись, именно — материнство. Ведь оно такое многоликое, но непомерно заботливое, возбуждающее желание защищать, оберегать, заслонять собою. Как матери отдавали свои жизни в защиту детей, так и воины, сражались за свою семью, за своих матерей и отцов, за своих детей, в конце концов, за нашу общую мать — за Родину. А Родина в свою очередь не забыла своих героев. А мы, люди, которые сегодня представляют будущее нашей Родины, должны помнить и чтить подвиг своих предков, в первую очередь — матерей, ведь они совершают подвиг каждодневно.
12.Рефлексия
Уважаемые студенты! Прошу вас оценить самостоятельно свою работу на уроке.
Я понял(а) все, работал(а) активно | Я активно работал(а), но не все было понятно | Мне все было понятно, но работал(а) я неактивно | Работал(а) неактивно, не все в этом уроке понял(а) | Работал(а) мало, урок был непонятен и неинтересен |
13.Домашнее задание
*К методической разработке прилагаются презентация в Powerpoint и запись песни “Судьба Матери”.
**Курсивом указаны предполагаемые ответы обучающихся.
Собака и коровы
Вечером, когда крестьянка пошла к свекольному полю, она услышала хруст сухих веток, испугалась и побежала. Когда женщина оглянулась, то увидела, что за ней устремился некогда злой пес чабана Герасима и 4 коровы, из вымени которых капало молоко. Животные искали спасения рядом с человеком. Недоеным коровам было очень тяжело. Мария решила им помочь. Ведь она была очень доброй, эта Матерь человеческая.
Сначала женщина сдаивала молоко прямо на землю, но потом поняла, что оно поможет ей утолить голод и жажду. Она напоила молоком и собаку, которая с удовольствием приняла угощение, так как была голодна.
Мария попрощалась с животными и пошла снова прятаться в кукурузу, но божьи создания последовали за ней, так как теперь только Матерь человеческая Мария могла их спасти. Так и легли на ночевку: Дружок пристроился рядом с женщиной, а коровы — чуть поодаль. Позже она приютит кур и овец, которые тоже пришли к ней в поисках тепла, еды и заботы. Но не только животных спасет Матерь человеческая. Анализ произведения покажет, как душевно она отнеслась и к людям.
Композиция
Сюжет произведения В. Закруткина “Матерь человеческая” развивается последовательно. Экспозиция – знакомство с Марией, укрывшейся в кукурузе, воспоминания женщины. Завязка – смерть сына и мужа, ожесточенный бой, превративший деревню в руины. Развитие событий – жизнь героини после кровавых событий. Кульминационных точек несколько. Развязка – новая жизнь Марии с детьми.
Важную роль в раскрытии заявленных тем и создании образа Марии играют несюжетные элементы. Особенности композиции – вступительный рассказ о главной героине и ретроспекции (воспоминания о прошлом).
Вернер Брахт
Мария вспомнила, что они с мужем вырыли надежный погреб, которой хорошо укрепили и даже обмазали стены глиной. В нем был тоннель для хранения картофеля зимой. Она решила обосноваться вместе с животными там, но когда они подошли ближе, собака истошно залаяла. Женщина взяла вилы и вошла внутрь. Там она увидела немецкого солдата, который, не моргая, смотрел на нее.
Сначала женщину охватила ненависть, но, нужно отдать ей должное, Мария смогла справиться с эмоциями и не убила немца за то, что другие такие же солдаты отняли у нее самое дорогое – мужа и сына. Анализ произведения «Матерь человеческая» Закруткина свидетельствует о том, каким великодушием, состраданием отличалась крестьянка. Но эти ее качества пробудились лишь тогда, когда немец закричал по-русски: «Мама». Этот крик пронзил ее сердца и спас раненого солдата, который был еще совсем мальчишкой.
Он был ранен в грудь. Женщина перевязала солдата, дала ему молока. Однако несмотря на все ее старания тот через несколько дней умер. Женщина похоронила этого молодого ещё человека, который не хотел воевать и вот так сгинуть на чужбине.
Другие персонажи
- Иван — муж Марии, коммунист, погибший от рук карателей.
- Васятка — 10-летний сын Марии, повешенный немцами вместе с отцом.
- Саня Зименкова — 15-летняя комсомолка, убитая немцами.
- Феня — телятница, которую повесили враги за то, что заступилась за Ивана.
- Тётка Марфа — колхозница.
- Вернер Брахт — молодой раненый немецкий солдат.
- Галя — девочка лет 13-ти, старшая из 7 детей-детдомовцев, которых приютила Мария.
- Наташа, Таня, Лара, Оля, Андрюша, Даша — дети-детдомовцы.
- 3 разведчика кавалерийского полка, прискакавшие на сожжённый хутор.
- Командир полка — пожилой майор.
Мария обзаводится хозяйством
Наступил октябрь, с ним пришли холода. Женщина знала, что нужно готовиться к морозам. Она стала ходить по заброшенным немецким блиндажам и собирать всё, что пригодится. Здесь она нашла светильник, мыло, а самое главное – печку.
Не зря назвал ее Закруткин Матерь человеческая. Анализ этого момента показывает, что, чтобы выжить, спасти скот и будущего ребенка в таких условиях, нужно предусмотреть всё. Без печки женщина бы просто погибла от холода зимней стужей, а с нею – и другие живые души, за которых она теперь была в ответе. Поэтому Мария сняла с мертвого немца сапоги, взяла шинель. До этого она ходила лишь в легком ситцевом платье, которое уже превратилось в лохмотья.
Мария позаботилась и о собаках (к тому моменту их было уже две). Вторая – Дамка, животное казненной врагами Фени. Женщина освежевала тушу убитой снарядом немецкой лошади, мясо убрала про запас, густо посыпав его солью, а собаки обглодали кости, что спасло их от голода.
Снятая с коня упряжь тоже пошла в дело. Мария приладила ее на корову Зорьку, ведь перевозить таким образом вещи было намного легче.
Трудолюбивая женщина
На хуторе был всего лишь один колодец, в него фашисты кинули трупы убитых животных. Конечно, такую воду пить было нельзя, а без нее жить невозможно. Поэтому Мария вычистила колодец. Помогала ей в этом запряженная Зорька. Мария залезла в колодец. Она привязывала проволоку к каждому трупу животного, потом кричала корове, чтобы та шла, и послушная Зорька так и делала. Затем женщина вычерпала плохую воду и вычистила дно.
Позже она переоборудует часть коровника для четырех коров, но там будут жить и 3 лошади, куры, овцы, которых тоже приютит сердобольная хуторянка.
Вот такая она умная, хозяйственная, трудолюбивая – простая русская крестьянка. Анализ повести Закруткина «Матерь человеческая» поможет находить этому всё больше доказательств.
Она придумала и сделала из проволоки некоторое подобие иглы, сшила себе из мешков, найденных в окопах, платье. Мария брала любую вещь, которую находила – носки, рубаху, гимнастерку, стирала всё это в речке, сушила и складывала про запас. Если бы женщина знала, как эти вещи пригодятся детям, которых она найдет.
Жанр
Жанровая характеристика – обязательный пункт плана литературного разбора. «Матерь человеческая» – это повесть. В ней можно заметить такие признаки среднего литературного жанра: несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, как и проблематика. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает военные события.
Предыдущая
Сочинения«Юшка» анализ рассказа Платонова – тема, план, жанр, проблемы произведения
Следующая
Сочинения«Что делать?» анализ произведения Чернышевского – проблемы, жанр, вывод рассказа
«Матерь человеческая» – анализ. Дети, которым Мария спасает жизнь
Дальнейшее изучение повести доказывает, что нет предела человеческим возможностям. Мария, дабы не пропал труд колхозников третьей бригады, каждый день ходила убирать кукурузу, подсолнухи, овощи.
В один из таких уже зимних дней женщина услышала голоса в копне сена и увидела семерых детей. Они много дней шли, питались сырым картофелем, который находили на полях. Это были дети из разбомбленного поезда, который вез эвакуированных из блокадного Ленинграда. Из 160 человек уцелело только 7. Мария выходила детей. Сначала она отвела их домой, вымыла, дала молока, постирала вещи, затем стала шить им новые из тех, которые до этого нашла в окопах.
Старшие девочки стали помогать женщине убирать урожай третьей бригады.
Краткий анализ
Год написания – 1969.
История создания – Сюжет произведения основан на реальных событиях военного и послевоенного времени. В 1943 г. в одном из хуторов В. Закруткин увидел женщину, которая стала прототипом главной героини повести.
Тема – В произведении можно выделить несколько главных тем: ужасы войны, материнство, доброта и милосердие.
Композиция – Сюжет произведения развивается последовательно, важную роль в раскрытии заявленных тем играют несюжетные элементы. Особенность композиции – вступительный рассказ о главной героине.
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
Новая жизнь
Анализ повести «Матерь человеческая» можно закончить очень значимым моментом. Когда пришло время, Мария родила сына. Она решила назвать его так же, как и погибшего – Васей, чтобы продолжался род людской, ее семьи, чтобы хоть как-то восполнить горечь утраты.
Правильно автор говорит, что когда женщина произвела на свет сына, ей показалось, будто бы она и тех детей, которых спасла от холода и голода, тоже родила. Теперь стало окончательно ясно, почему назвал ее Виталий Закруткин Матерь человеческая. Анализ повести доказывает, что это настоящая женщина-героиня, перед которой хочется преклонить колени и вспоминать самыми добрыми и прекрасными словами!
История создания
История создания произведения известна из воспоминаний самого В. Закруткина. Он был военным корреспондентом, поэтому исколесил много дорог. В одном из сожженных врагом хуторов солдаты увидели плачущую молодую женщину. От гитлеровцев она спряталась в кукурузе. Вернувшись домой, увидела сожженные избы. Женщине пришлось поселиться в погребе, который чудом уцелел.
Потерпевшая стала прототипом героини рассказа «О живом и мертвом», опубликованном в 1944 г. После войны В. Закруткину посчастливилось побывать в Прикарпатье. Там он увидел изваяние Мадонны с младенцем на руках. Оно, спустя несколько лет, подтолкнуло к созданию повести «Матерь человеческая». Год написания – 1969.
🗹