- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Нравственная красота Маши Мироновой в повести Капитанская дочка
Образ героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Маши Мироновой – образ неоднозначный. На первый взгляд, девушка кажется скучной, ни чем не примечательной. Но к этой героине следует присмотреться, неспроста автор назвал свое произведение именно «Капитанская дочка», хотя речь идет о пугачевском бунте, об офицерской чести, о положении народа – тем поднимается немало.
Воспитывалась Маша в семье капитана Миронова. Иван Кузьмич и Василиса Егоровна были людьми честными и благородными. Жили в Белгородской крепости и беззаветно служили родине и государыне. Безусловно, жизнь девушки можно назвать замкнутой. Василиса Егоровна нередко повторяла, что за дочерью нет никакого приданного, только чудо может произойти, если найдется добрый человек и возьмет ее замуж. Маша, наверняка, не раз слышала эти слова, что делало ее еще больше неуверенной в себе.
Несмотря на робость Маша Миронова оказалась девушкой с довольно серьезным и стойким характером. Впервые читатель может задуматься об этом после эпизода со Швабриным, когда девушка отказывает ему в сватовстве. А Швабрин считался очень неплохой партией для молодой девушки. Однако же для Маши не могло быть никакого расчета, только чувства двигали всеми ее поступками и душевными порывами. Когда же появился Петр Гринев, девушка искренне полюбила его, но родители молодого человека не были согласны на такой скорый и совсем не ко времени брак. Такую преграду Маша не могла обойти, что подчеркивает нравственность девушки, ее уважение к старшим и особенно к семье возлюбленного.
Арест Петра еще больше раскрывает характер Маши. Она винит себя во всех бедах любимого и всеми силами пытается ему помочь. И вот именно в такой тяжелый момент хрупкая девушка проявляет свое благородство. Трудности только укрепляют ее характер. В Петербурге Маша делится своими несчастьями с неизвестной дамой знатного происхождения, не подозревая в этот момент о том, что разговор окажется судьбоносным. Дама обещает помочь. Оказывается, это была сама императрица Екатерина Великая.
Образ Маши Мироновой в повести очень динамичен. То, что произошло с ее родителями, с любимым, с теми, кто жил с ее семьей в крепости – все это еще больше закалило девушку. Именно это героиню автор представляет нам как настоящую русскую женщину, в характере которой соединяются чувствительность (Маша теряет сознания от залпов орудия) и героизм, когда хрупкая девушка решается на все, чтобы вызволить близкого человека из беды.
Душевная красота Маши Мироновой
Урок литературы в 8 классе
по теме:
«Душевная красота Маши Мироновой»
(по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Тип урока:
систематизация и обобщение материала
.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.
… нельзя было ее узнать и не полюбить. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Цель:
способствовать саморазвитию и самосовершенствованию учащихся через сознательное присвоение нового социального опыта (раскрытие нравственной стойкости и душевной красоты Маши Мироновой).
Личностные
универсальные учебные действия:
- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- учиться видеть настоящую красоту за внешней простотой;
- способствовать становлению активной нравственной позиции.
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты
- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
Познавательные универсальные учебные действия
- развивать умение выделять концепт (основную идею) урока с помощью эпиграфа;
- учить детей отбирать и систематизировать необходимую информацию, перерабатывать ее, структуировать в соответствии с вопросами;
- развивать умения и навыки анализа художественного произведения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
учить детей строить речевое продуктивное взаимодействие с другими учащимися класса и учителем
Методы и приемы:
слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.
Оборудование:
портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки с домашним заданием для индивидуальной работы , презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.
2. Вступительное слово учителя.
-Прочтите эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Как вы понимаете его смысл.
/ответы учащихся/
-Понятие о красоте у всех разное… Я хочу прочесть вам стихотворение неизвестного автора. Послушайте и скажите, с чьей точкой зрения вы солидарны.
Что такое красота? Спор зашёл случайно, Это спорили глаза и душа печально. «Ничего красивей нет женского создания — Внешний облик, грация — основы мироздания. И черты её лица, и её фигура,» — С блеском спорили глаза, в этом их натура. Тихо слушала душа эти восклицанья, Её очередь дошла делать замечанья: «Вы, глаза, во всём правы, Только слушать грустно… Если сверху красота, а внутри всё пусто. Красота — это когда мир богат духовный, А внутри и доброта, и уют любовный.»
/ ответы детей/
3. Актуализация знаний учащихся.
Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется внутренняя, душевная красота героев, вам в этом помогут.
Как вы думаете, о ком из героев повести сегодня пойдет речь?
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
/Тема урока: «Образ Маши Мироновой. Душевная красота героини»./
4. Работа по теме урока.
1. Работа по вопросам учителя
- Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?
/ответы учащихся/
- А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?
/Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. /
- Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?
/Это застенчивая, скромная, с непримечательной внешностью девушка.
В семье воспитывалась в беспрекословном послушании родителям, ей даже в голову не могло прийти спорить с отцом или матерью.Очень любит своих родителей. Маша внимательна к Гриневу, искренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным. Героине не свойственно жеманство, она влюбляется в Петра Гринева и просто говорит ему о своих чувствах/
- С чего начинается любовь Гринева к Маше?
/ответы детей/
- Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше, и она отвечает ему взаимностью. Так почему же она отказывается выйти за него замуж?
2. Просмотр отрывка из кинофильма «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».
- Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?
/Маша — девушка своего времени, со своими моральными принципами и воспитанием, поэтому когда родители Гринёва сначала отказались дать своё благословение, она должна была отказаться от этого брака. Несмотря на свою любовь… Для неё чувство долга — превыше всего, есть вещи, переступить через которые она не была готова. К таким вещам, без сомнения, относится брак, не одобренный родителями жениха. /
- Как вам кажется, кто лучше всех может знать Машу? Кто из родителей дает оценку своей дочери? Какую?
/ «Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась.» /
Маша Миронова в начале повести
3. Работа с таблицей.
|
Маша Миронова в конце повести |
любящая своих родителей |
скромная |
богобоязненная |
застенчивая, красневшая при неосторожно брошенном слове; |
заботливая |
«Трусиха» |
- Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.
4. Работа с текстом.
- Обратимся к главе 12. Прочитайте эпиграф. Как он соотносится с Машей?
4. Игра «Радиотеатр» ( отрывок «В заточении у Швабрина» )
- Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?
(Маша проявила силу характера. Эта простая и скромная девушка, внешне ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).
- Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева?
( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)
- Подберите определения, характеризующие М.Миронову.
/Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная « трусиха», красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, ведет себя мужественно./
- Какой эпизод повести еще раз доказывает нам, что перед нами сильная личность?
/ответы учащихся/
5) Прослушивание аудиозаписи (отрывок из 14 главы повести)
(Во время прослушивания идет показ слайдов:
1. Екатерининский парк в Царском Селе
2. Иллюстрация В.Л. Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»
- В процессе слушания нужно сформулировать вопросы и замечания, с которыми вы можете обратиться к одноклассникам.
/Возможные вопросы:
-Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?
— Где происходит встреча Маши с императрицей? Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.
— Как ведет себя Маша?
-Какие художественно-выразительные средства помогают Пушкину раскрыть характер своей героини?
Учитель
: У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания. Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела.
Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием. Для императрицы Мария Ивановна — дочь человека, погибшего за царский престол, и она благодарна ей за это: «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)
- Так какой же предстает перед нами Мария Миронова в конце повести.
/Она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице./
Вернемся к таблице.
6. Работа с таблицей.
Маша Миронова в начале повести
Маша Миронова в конце повести | |
любящая своих родителей | верная |
богобоязненная | самоотверженная |
застенчивая, красневшая при неосторожно брошенном слове; | мужественная |
заботливая | ответственная за любимого человека |
«Трусиха» | готова на жертвы ради любимого |
5. Подведение итогов урока.
- Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?
- Давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего урока, к словам великого Достоевского. Что изменилось в понимании этого эпиграфа?
Заключительное слово учителя.
- Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом? (Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)
А. С. Пушкин стремился показать, как в тяжелых испытаниях проявляются человеческие качества
, подчас скрытые. Честность, нравственность, чистота — основные качества Маши Мироновой — позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.
6. Домашнее задание.
На «5»
— Ответить письменно на вопросы:
- Что есть нравственная красота в вашем понимании?
- Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?
- На «4»
— Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
- На «3»
— Разгадать кроссворд.
Истинный характер капитанской дочки
Образ Маши Мироновой, на первый взгляд, наверняка многим покажется довольно скучным. Она так же сначала не понравилась Петру Гриневу. Несмотря на то что Маша жила уединенно, можно сказать замкнуто, в окружении родителей и солдат, девушка выросла очень чувствительной. Мария, несмотря на кажущуюся робость, была смелой, сильной натурой, способной на искренние, глубокие чувства. Маша Миронова отказалась от предложения Швабрина стать его женой, хотя он, по меркам общества, был завидным женихом. У Марии не было чувств к нему, а на брак по расчету капитанская дочка была не согласна. Полюбив Петра Гринева, Маша открыто говорит о своих чувствах в ответ на его объяснение. Однако на брак, который не благословили родители жениха, девушка не согласна, потому отдаляется от Гринева. Это говорит о том, что Маша Миронова – образец высоконравственности. Только позже, когда родители Петра полюбили ее, Мария стала его женой.
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Образ Маши Мироновой» (8 класс)
В великой повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» нам представлено множество абсолютно разных героев. Автор четко описал их внешность, поступки, отношение друг к другу и очень точно передал все мысли и чувства этих людей. Одним из главных и значимых персонажей стала Маша Миронова.
Это молодая дочка коменданта Белогородской крепости. Впервые автор описывает нам её как обыкновенную русскую красавицу. Она круглолицая, румяная, со светло-русыми шелковистыми волосами. Машенька весьма робкая и чуткая. Её вводит в страх даже самый обыкновенный выстрел из ружья.
Но несмотря на всё это, она была очень замкнутой и одинокой.
После того, как Швабрин сделал ей предложение стать его женой, она наотрез отказалась. Её ранимая и чистая душа не может позволить быть вместе с абсолютно нелюбимым человеком. Брак по расчёту для Маши – это безумие, на которое она не согласится даже при самых тяжёлых обстоятельствах.
Важно
Вскоре, молодая девушка встречает Петра Гринева. Это кардинально меняет её жизнь. Она понимает, что искренне полюбила его и не собирается скрывать своих чувств. Чувства оказались взаимными. Маша была готова выйти замуж за любимого, но её воспитание обязывало её получить благословение родителей жениха.
Родители Петра не дали согласия, после чего гордая Маша отказалась выходить замуж.
Судьба молодой девушки была жестокой. Родителей вскоре казнили. Несмотря на это горе, Швабрин воспользовался случаем и запер Машу в своём доме и уговаривал выйти за него замуж.
Все эти испытания не сломали ее, и она по-прежнему осталась гордой и верной себе. Из этого плена героиню спас Пугачёв, который и убил её родителей.
После спасения Гринёв отправил Машу к родителям, которые хорошо приняли ее, и она им очень понравилась.
Ярко выражен характер Маши Мироновой после сцены, когда произошёл арест Гринёва. Она прекрасно знала, что это всё из-за неё и только она виновата во всех его несчастьях. С «камнем на душе» Маша отправилась в Петербург, на поиски помощи у влиятельных людей.
Она твёрдо намерена была добиться освобождения любимого человека. При встрече с императрицей, она рассказывает ей о своей нелёгкой судьбе.
Именно тогда и раскрывается та настоящая, скромная, русская девушка, которая без образования и денег непреклонна и намерена добиться оправдания ни в чём не виновного Гринёва.
Совет!
И благодаря своему твёрдому духу и решительности она добилась своего. В произведение Пушкин описывает идеал русской женщины, которая несмотря ни на что вытерпит любые испытания ради одного единственного любимого человека.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/262-sochinenie-na-temu-obraz-mashi-mironovoj-8-klass.html
Олицетворение душевной чистоты и благородства через образ Маши Мироновой
Сочинения › Пушкин А.С. › Капитанская дочка
Готовые Домашние Задания
Повесть «Капитанская дочка»- последнее большое произведение А.С.Пушкина, отразившее его дар прозаика. Это повесть не только о таком значительном событии, как история пугачевского бунта, всколыхнувшего Россию. Это еще и повесть о любви, удивительно светлой.
Обращает на себя внимание уже название повести — «Капитанская дочка», предупреждающее читателя о том, что в этой книге большое внимание уделяется любовной, лирической линии.
Действительно, казалось бы, в повести речь идет о важнейших событиях русской истории: о знаменитом бунте, о такой легендарной фигуре, как Е. Пугачев, о котором говорила вся огромная Русь.
А вот в название романа вынесено упоминание о Маше Мироновой, простой, скромной девушке. Она и есть капитанская дочка.
Любовь Петра Гринева и Маши Мироновой рождается в преддверии страшных исторических событий, унесших жизни многих людей. Любовь молодых людей будет подвержена серьезным испытаниям.
Маша Миронова появляется впервые на страницах повести во время обеда в крепости и не производит на молодого человека никакого впечатления. Дело в том, что подлый Швабрин постарался «описать» ее «совершенною дурочкой». Причина в том, что было задето мужское самолюбие этого бессовестного человека: Маша наотрез отказывается уступить довольно бесцеремонным ухаживаниям Швабрина.
А между тем, «дурочка» Маша быстро поняла, что представляет собой Алексей Иванович, который так хочет казаться хорошим, добрым. Гордая Маша отказывается от подарков, что сулит ей Швабрин, хотя явно неизбалованна ими («Одна беда: Маша девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег…)
Все дальнейшее повествование строится так, что образ «дурочки», как представляет ее Швабрин, и «трусихи» (так называет Машу ее мать, Василиса Егоровна), вырастает до образа сильной, мужественной девушки, гордой и мудрой.
Обратите внимание
Маша из той категории людей, скромных, незаметных, на первый взгляд, заурядных, которые в трудную минуту преображаются, демонстрируют душевные силы, энергию.
«Трусиха» Маша предпочитает жить взаперти, на хлебе и воде, но не дает согласия стать женой беспринципного, подлого Швабрина: Маша верна любимому человеку и своим высоким моральным принципам.
«Трусиха» Маша ради любимого человека пойдет к самой императрице всея Руси, дабы сказать государыне о невиновности своего жениха, просить великой милости — даровать ему свободу. А ведь подобный шаг могла сделать только отважная, сильная девушка. Не так-то это просто: решиться на встречу и беседу с самой императрицей, расположить ее к себе.
Дав своему произведению такое название — «Капитанская дочка» — Пушкин подчеркнул, что его волнует прежде нравственная проблематика и что Маша олицетворяет собой душевную чистоту, благородство, мужество и скромность.
Главная тема и идея произведения
Основная проблема, которую обозначает Пушкин в своем романе, – это вопрос чести и долга. Об этом можно догадаться уже по эпиграфу, представленному в виде народной пословицы: «Береги честь смолоду». Основные герои повести проявляют эти качества по-своему. Петр Гринев, несмотря на тяжелые обстоятельства, верен данной присяге. Швабрин, не задумываясь и не вникая в проблемы страны и народа, переходит на сторону Емельяна Пугачева. Слуга Гринева, Савельич, предан Петру, выполняет наказ старого барина, следит за сыном, ухаживает за ним. Иван Кузьмич, комендант Белогорской крепости, погибает, выполняя свой долг.
Образ главной героини повести также неотъемлемо связан с понятиями долга, отваги и верности. Мария Миронова, как и старый капитан, скорее, готова умереть, чем сделать что-то, противное ее совести.
Другая ведущая тема «Капитанской дочки» — это тема семьи, отчего дома, личных отношений. В повести автор представляет два семейства — Гриневых и Мироновых, которые передали своим детям, Петру и Марии, лучшие человеческие добродетели. Именно в условиях семьи формируются нравственные качества, такие как духовность, человеколюбие, милосердие. Эта тема в повести столь же важна, как и тема долга.
Образ Маши Мироновой кратко характеризуется буквально парой слов, и в сознании, чаще всего, всплывает облик скромной, румяной, круглолицей девушки. Глубина ее характера заставляет понять, насколько сильная личность прячется под незатейливой внешностью.
Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина, сочинение, что писать?
I. В сочинении о главной героине повести Пушкина «Капитанская дочка» сначала дадим общую характеристику Маши Мироновой,которую мы видим в начале повести.
Кто такая капитанская дочка
Маша,дочь коменданта Белогорской крепости, капитана Ивана Кузьмича Миронова и его жены,Василисы Егоровны.Это восемнадцатилетняя девушка истинно русской красоты:со светло-русой косой,круглолицая, ясноглазая,застенчивая.
В одночасье она лишилась и отца, и матери ,которых зверски убили по приказу Пугачева. Машу удалось спрятать добрым людям.Но жизнь ее была в опасности…
Опасность исходила и от офицера -предателя Швабрина, и от самого Пугачева.
Петруша Гринев, увидев убитую горем, испуганную Машу, сразу почувствовал желание защищать ее,оберегать от всего страшного и дурного…Он не понимал, почему Швабрин презрительно назвал Машу «дурочкой»,стараясь очернить ее …Ничего дурного и глупого в Маше не было, а наоборот,она с первого взгляда создавала впечатление благоразумной, скромной, милой,но очень несчастной девушки.
Совет!
II. Теперь обратим внимание на те черты характера главное героини,которые привлекли автора.
Народность характера героини
Пушкин, описывая Машу, словно сам любуется ею,он приводит все более конкретные примеры нравственной красоты и глубины истинной духовности совсем молоденькой девушки.
Не случайно родители Петра Гринева, увидев Машу, сразу почувствовали тепло и нежность к сироте,словно знали ее уже давно.
И Петр, И Маша сразу успокоились и поняли,что все будет хорошо,ведь раньше в ответ на письменное сообщение Петруши о том, что он встретил свою суженную и хочет жениться, Гринев — старший отказал сыну в благословении,посчитав скоропалительным такое решение.
Но один взгляд девушки смог убедить стариков Гриневых в правильности выбора сына.Это была целомудренная и чистая девушка, воспитанная в лучших традициях.
А ведь оба они, и Петруша, и Маша готовы были смиренно отказаться от своей любви,т.к. главное — это покорность воле Божией и воле родительской.**
🗹