В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.
На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.
Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта - стать Наполеоном.
Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.
У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».
Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…
Этапы отношений
Знакомство
Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.
Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.
Свидания
Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.
Жалость к преступнику
Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.
Любовь и преданность
Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.
Образ Сонечки
Впервые знакомство читателя с Соней происходит косвенно. Главный герой случайно знакомится с бывшим чиновником, Семеном Захаровичем Мармеладовым. Мужчина выглядит потрепанным, явно злоупотребляет алкоголем и в пьяном бреду рассказывает свою историю. Соня — его дочь, она вынуждена была получить желтый билет для того, чтобы прокормить их семью. О девушке известно следующее:
- Помимо отца, у нее есть мачеха и трое сводных братьев и сестер.
- Девушка религиозна и часто обращается к Священному Писанию.
- Соне около 18 лет.
- Она невысокого роста, худенькая. Кожа и волосы светлые. Черты лица острые и утонченные. Соня казалась младше своих лет.
- Девушка обладает такими качествами, как терпение, скромность, кротость, честность, доброта, трудолюбие.
- Живет отдельно от отца и мачехи из-за своей профессии и приходит к близким только в сумерках, чтобы никто не видел.
Соня Мармеладова — настоящий ангел, идеал девушки в глазах Достоевского.
Ее характеристика объясняет, почему она сделала такой нелегкий выбор и занялась непристойной работой. Она готова была пожертвовать собой, лишь бы близкие были сытые.
Победа добра
Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.
Тест по произведению
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это изображение трудного нравственного пути главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается в любви и вере в Бога. К этому же пониманию в финале произведения начинает приходить и Родион Раскольников. Однако эта «простая» истина далась ему чрезвычайно сложно, герой заплатил за нее ужасающую цену. В поисках правды и справедливости Раскольников решается на убийство человека и, несмотря на то, что вся его природа протестует против этого преступления, совершает его. Все последующее действие романа — это развенчание поступка героя и его теории, которая разрешала «преступить нравственную черту». Каждой строкой своего произведения автор разоблачает теорию Раскольникова, показывает ее разрушительную сущность, противоречащую законам всего живого. Однако Достоевский хочет, чтобы не только читатели, но и его герой понял весь ужас придуманного и содеянного им. Поэтому он «сводит» Раскольникова с персонажами, которые помогли бы Родиону в этом. Главную роль среди них играет, конечно же, Сонечка Мармеладова, ставшая для Раскольникова не только любимым человеком, но и ангелом–спасителем. Соня — нравственный антипод Раскольникова. Она отрицает бунт, свойственный Родиону, и выбирает путь смирения перед Богом. Эта девушка — «блудница» с точки зрения общественной морали, ведь она вышла на улицу, чтобы ее семья не умерла с голоду. Однако с точки зрения христианства Соня — святая, потому что жертвует собой ради благополучия ближних и сохраняет Бога в своей душе («…С ними-то что будет?»). Но, несмотря ни на что, Соня и Раскольников во многом похожи. Это две сложные натуры, которые живут напряженной духовной жизнью, страдают от своей «униженности». Я думаю, что героиня, так же, как и Родион, много думала о возможности «покончить все разом» — о самоубийстве. Кроме того, оба героя – изгои в обществе, совершившие страшные преступления и потому оба они очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем». Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она единственный человек, который может его понять. Мысль о возможности открыть свою тайну кому-то другому, пусть даже близкому человеку — сестре, матери, Разумихину — приводит Родиона в ужас. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу». В теории Родиона «ничего она… не понимала», но почувствовала ее несправедливость. Соня не верит в «право убивать», возражает Раскольникову: «Убивать-то право имеете?» Однако в исповеди героя Соня сердцем поняла самое главное: Раскольников несчастен, он страдает. Именно поэтому она говорит ему: «Что это вы над собой сделали?»; «Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете». Эта героиня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Она избрала путь истинного смирения перед Богом, веру в возможность возрождения. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к спасению. Недаром эпизод, в котором Соня читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, считается одной из кульминаций романа. Путь духовного возрождения героиня прочит и Раскольникову, несмотря на его скептическое неверие и продолжающийся бунт. Однако для Сони душевное выздоровление Раскольникова, его приход к Богу становится новой миссией, даже более важной, чем поддержание семьи. Для нее в Родионе, которого она полюбила за его страдания, прежде всего, теперь заключается весь смысл жизни. На него она направила всю свою любовь, заботу, силу веры. Именно поэтому Мармеладова подталкивает Родиона к признанию своей вины, именно поэтому она убеждает его покаяться перед людьми, именно поэтому она едет за ним на каторгу. Таким образом, смирившись, Соня спасает не только себя, но и Раскольникова. Именно любовь к Соне открыла этому герою возможность примирения с жизнью, с людьми. Неслучайно отношение каторжников к Раскольникову изменилось после его свидания с Соней: «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе». Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг — отказаться от рационального осмысления жизни: «… он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь… » Только тогда Родион смог понять, насколько важна для него героиня, что он любит ее так же сильно, как и она его: «она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута…» В финале романа писатель дает героям надежду на возрождение, возврат к «правильной», «естественной жизни», наполненной любовью друг к другу, к людям, к Богу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь». Таким образом, любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения. Эти люди нашли друг друга и, вместе с этим, обрели истинную цель, соединились с Богом. Именно в этом, как мне кажется, заключается гуманистический и оптимистический пафос романа Достоевского, показывающего, что духовное возрождение возможно для каждого, и в этом есть смысл существования человека на этой Земле.
Достоевский Ф.М. – один из величайших гуманистов ХIХ в. Писатель находит человека и в убийце, и в блуднице, и в пьянице. В полной мере это относится и к героям романа «Преступление и наказание». Книга эта – повествование о судьбах отверженных, но воскресших в конце концов людей.
Судьба Сони открывается во всей своей трагической полноте в исповеди Мармеладова перед Раскольниковым. Именно из рассказа спившегося чиновника Семена Захарыча мы узнаем о том крайнем способе, к которому прибегает Сонечка, чтобы спасти свою семью от голодной смерти. С ее образом связана в романе тема поруганной красоты, оскверненного чувства, высокой жертвенности. Мысль о самоубийстве не раз посещает Сонечку, и только забота о Катерине Ивановне и детях удерживает Софью Семеновну от рокового шага. Впрочем, не только… «Что она, уж не чуда ли ждет? И, наверно, так», – догадывается Раскольников. Чтение Соней евангельской притчи о воскресении Лазаря – это предельное самораскрытие героини. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». В душе Соня – ребенок, с детской наивностью продолжающий верить в чудо.
Трагична не только судьба Сони, но и судьба Раскольникова. Создание индивидуалистической теории «крови по совести», делящей всех на «тварей дрожащих» и «право имеющих», и попытка ее осуществления окончательно отъединяют его от людей. Герой признается самому себе после убийства: «Мать, сестра, как я любил их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…» Он пока не понимает, что, убив Лизавету и старуху-процентщицу, он уничтожил себя, вырубил топором свою душу, вырвал ее из себя с корнями.
Герои Достоевского наделены «проницательными сердцами». Сонечка прекрасно понимает, что Раскольников «ужасно, бесконечно несчастен». Не случайно именно к ней приходит Родион Раскольников со своими исповедями, с желанием «поклониться всему страданию человеческому». Именно ей признается в совершенном убийстве. «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил!» – объясняет герой. Он уже близок к тому светлому пути, которым они с Соней пойдут в конце романа, свои признанием он отвергает собственную теорию. «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!» – с ужасом говорит Соня и предлагает Раскольникову покаяться, «страдание взять на себя». Соня протягивает убийце крест со словами: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..» С чувством приговоренного к смерти Раскольников приходит на Сенную площадь. «Он встал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием». Соня тайком наблюдает за Родионом Романовичем. «Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз и навсегда, что она теперь с ним навеки и пойдет с ним на край света, куда бы ему ни вышла судьба». И действительно, Соня не оставляет убийцу даже в Сибири. В ясный весенний день Раскольников выходит на берег реки. «…Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села рядом с ним… Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого…»
Итак, именно любовь, нежная любовь к конкретному человеку (а не к абстрактному человечеству!) приводит героев Достоевского к духовному воскресению, возрождению, естественности «живой жизни». Взаимное чувство Раскольникова и Сони отличается чистотой и возвышенностью. Но они не замыкаются в своем чувстве. Писатель показывает их в эпилоге на пороге новой, неведомой и прекрасной жизни. Они очистились от грехов, умершие заживо, возродились.
Их воскресила любовь! Ведь это сильнейшая стихия, заставляющая забыть и отринуть всю суетность и греховность прошлой жизни и устремиться вперед, к свету, где ты уже не один.
\” и наказание\” в 1861-1866 годах. Это время в России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидеры революционного движения арестованы, крестьянские восстания Подавлены. Роман Федора Михайловича Достоевского \”Преступление и » одно из самых сложных Произведений русской литературы, в котором рассказал об истории гибели души главного после Совершения им преступления, об отчуждении Родиона от всего мира, от самых близких ему людей — Матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным Членом общества, можно лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.
Вдумчиво Читая роман, мы невольно осознаем, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг Человеческий характер. В романе автор ставит вопрос о наиболее важных, общих проблемах жизни, выборе пути. Ответ получаем из изысканий, самоанализа героев. Достоевский каждому герою дает право выразить свою идею: Раскольникову, Лужину, Свидригайлову, Соне.
Раскольникова волнуют вопросы о мире, о месте человека, почему все Именно так? Его страждущая душа мечется, ищет ответ. У Раскольникова созрела теория, что все люди делятся на Две категории обыкновенных \”тварей дрожащих\” и необыкновенных \”право имеющих\”, и он вынашивает идею Преступления проверить себя, кто он есть. Совершив преступление, убеждается, что его теория Неверна, что он убил \”ничтожество\”, а сам уподобился \”твари дрожащей\”. Гордость не позволяет ему Признаться в содеянном, принять помощь близких.
Это приводит его в тупик. Раскольников ищет оправдания своему Поступку, ищет \”преступивших\”, как и он сам, поэтому он приходит к Соне. Но Соня \”преступила\”, стала грешницей не для себя, а для других. В отличие от Раскольникова она осознает Себя таковой.
Раскольников стремится убедить Соню, что она его не лучше, тем самым пытаясь доказывать это Самому себе. Соня духовно выше, сильнее Раскольникова. Она страдает сама, а Раскольников несет страдание Другим. Соня способна сердцем проникнуть в смысл бытия, она верит в существование высшего, божественного Смысла жизни, что никто не вправе судить другого. Соня говорит Раскольникову: \”от бога вы отошли, и вас бог Поразил\”,значит, все в воле божьей, еще можно к богу вернуться.
Пример Сони очень важен для Раскольникова. Она укрепила его в его отношении к жизни. Раскольников недоумевал, как в Соне позор и низость совмещаются с Противоположными и святыми чувствами. Раскольников с любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и Кроткое существо может так, дрожа от негодования и гнева, быть убежденной в своей вере.
Тут он заметил книгу На комоде Евангелие. Мне кажется, что неожиданно для самого себя, он попросил Соню почитать про воскресение Лазаря. Соня колебалась, зачем это неверующему Раскольникову, но он настаивал. Я думаю, Раскольников в глубине Души помнил воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя.
Вдруг Раскольников с решимостью во Взгляде заговорил: \”Пойдем вместе. Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!\” Значит, чудо все-таки произошло, Раскольников в душе понял, что оставаться так не может, надо сломать что-то В себе, взять страдание на себя. Раскольников принял решение, и это был уже не тот Раскольников мечущийся, Колеблющийся, а просветленный, знающий что делать.
Именно Соня заставляет Раскольникова признаться в Преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в страдании. Только народ в лице Сони может осудить «наполеоновский» бунт Раскольникова, copyright
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Их воскресила любовь . Литературные сочинения!
>Сочинения по произведению Преступление и наказание
Сочинение на тему: МОТИВ ЛЮБВИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
МОТИВ ЛЮБВИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Взгляд Ф. М. Достоевского на окружающий мир очень своеобразен, и любая деталь в его глазах имеет не только необычную трактовку, но и зачастую измененный внешний облик. Не исключением стала и любовь. Хотя вроде бы этому чувству всегда присущ строго определенный набор качеств и отступить от канонического отображения любви очень непросто. Однако Достоевский не был бы гением, если бы не смог шагнуть за рамки канонов, создавая совершенно необычные картины чувств и взаимоотношений влюбленных в «Преступлении и наказании». И этой своей необычностью любовь Разумихина к Авдотье Романовне и Раскольникова к Соне Мармеладовой особенно сильно бросается в глаза и оставляет в душе читателя глубокий след.
Обе эти истории любви начинаются как-то совершенно неожиданно. И та, и другая умудряются появиться там, где им, строго говоря, совершенно не место. Разумихин влюбляется в девушку, которая уже наречена другому, а Раскольников и вовсе в обладательницу «желтого билета», этого постыдного клейма, создающего вокруг владелицы атмосферу отчуждения и презрения. И совершенно никого не трогает тот факт, что отнюдь не от хорошей жизни Соня Мармеладова стала падшей женщиной.
Хотя, строго говоря, чувство Раскольникова к Соне трудно сразу и безоговорочно окрестить именно «любовью». Изначально это — лихорадочная привязанность, почти что болезненная тяга одного преступника к другому. Да, не один только Раскольников — преступник. Соня Мармеладова тоже нарушила закон. Но только, в отличие от Родиона Романовича, преступившего уголовный кодекс, она шагнула за черту кодекса нравственного. О, нет, не нужно винить ее за это, но и забывать о том, что факт преступления здесь налицо, тоже не стоит. Раскольников вначале цепляется за Соню, как за человека, который наверняка его поймет. В некотором роде он прав, ведь его терзания и угрызения совести были пережиты и Соней тоже. Раскольников поначалу ни в коем случае не видит в Соне объект любви. Ведь он никуда не может деться от знания того, чем она занимается. Тем более он не может позволить себе влюбиться не только в нее, но и в кого бы то ни было еще: он — убийца. А значит, для него уже закрыто большинство путей, по которым может пройти нормальный, не запятнавший себя кровью человек.
Придя к Соне в первый раз, Раскольников ведет себя очень жестоко. Когда она приходила к нему, Родион был другим. Вспомним, как смело он отрекомендовал Соню своим сестре и матери: «Маменька, — сказал он твердо и настойчиво, — это Софья Семеновна Мармеладова, дочь того самого несчастного господина Мармеладова, которого вчера в моих глазах раздавили лошади и о котором я уже вам говорил…» Он почти что бросает вызов своим родным. И здесь тоже просматривается ощущение: Соня — сродни ему. И он, преступник, готов заступиться за «себе подобную» перед Пульхерией Александровной и Дуней — людьми чистыми и избавленными от проклятия порочности. Хотя потом Достоевский и показывает читателю, что Раскольников мог бы не вести себя так — Соню никто не собирается воспринимать, как отверженную. Авдотья Романовна прямо заявляет: «А я уверена, что она… прекрасная…»
Однако Раскольников ведет себя так только до тех пор, пока Соню вроде бы нужно от кого-то защищать. А вот когда он оказывается с ней наедине, его отношение резко меняется. Он продолжает относиться к ней с жалостью, но при этом, как уже упоминалось, он жесток. Раскольников не упускает возможности напомнить Софье Семеновне, что мачеха ее сгорает от жесточайшей чахотки, что после того, как болезнь сведет Катерину Ивановну в могилу, останутся дети, он заставляет Соню читать ему Библию… В общем, он изо всех сил старается, чтобы дочь покойного Мармеладова тоже испытала страдания. И дав последнее обещание — рассказать, кто убил Лизавету (а значит, и старуху-процентщицу), Родион Романович, истерзанный, вымотанный своей беседой со следователем, хочет, чтобы Софья Семеновна испытала те же самые муки неопределенности, неизвестности. Возможно, уже тогда он понимает, что им суждено быть рядом, и потому он хочет, чтобы Соня, пройдя через подобие его мук, надежнее к нему привязалась. Вот так необычно завязывается узел первой любовной интриги романа. С ней мы еще встретимся, а пока посмотрим на завязку взаимоотношений сестры Раскольникова — Авдотьи Романовны и его товарища — Разумихина.
Здесь вовсе неожиданность громоздится на неожиданности. Ну разве не внезапен и не неуместен всплеск чувств Дмитрия Прокофьича к чужой невесте, к особе, чье будущее уже вроде бы определено и предначертано? И хотя Дуня хорошо умеет скрывать свои эмоции, но можно ли поручиться за то, что Разумихин был ей безразличен? Он ведь с самого начала был готов пойти за нее и Пульхерию Александровну буквально в огонь и воду. Это прекрасно видно по его почти комичной горячности, по словам и поступкам не только в момент первой встречи, когда Разумихин был пьян, а Раскольников слишком ошеломлен появлением матери, но и по поведению на следующий день. Впрочем, Дмитрий Прокофьич изначально отдает себе отчет в бесперспективности своих надежд. И не только потому, что Авдотья Романовна собирается выйти замуж за Лужина, но еще и оттого, что он вел себя совершенно неподобающим образом. Но все равно, когда человек влюблен — он не может запретить себе надеяться. Пусть эта надежда будет тщательно упрятана даже от самого себя, но все равно помыслы и поступки влюбленного будут ей подчинены и ею же будут порождаться.
А ведь Дмитрий Прокофьич очень старался ничего не показать. Он весьма интересовался наутро после первой своей встречи с Дуней в квартире Раскольникова собственной внешностью, но при этом темнил, как мог. Вершиной его притворства стало то, что он не побрился специально. «Ну как подумают, что я выбрился для… да непременно же подумают! Да ни за что на свете!»
И к подтруниваниям Раскольникова Разумихин относился чрезвычайно болезненно именно потому, что уже тогда, на другой день после первой его встречи с Авдотьей Романовной, было ясно: он безнадежно и отчаянно влюблен. Иначе какой смысл так ругать себя за вчерашнее пьяное рвение, почти переходящее в буйство, зачем бить кулаком в печь так, что кирпич из нее оказался выбитым, а рука — Повреждена?
Ведь в тот момент он еще не подозревал, что Дуня разорвет отношения с Лужиным! А безнадежность, осознание неспособности своей повлиять на ситуацию — это самое страшное чувство для того, кто испытывает любовь. Пусть при этом он изо всех сил делает вид, что только и исключительно дружеская привязанность и самоотверженность имеют место на самом деле. Этим влюбленный даже себе как следует голову не заморочит, а уж другим и подавно. Особенно друзьям, которые хорошо знают черты характера влюбленного притворщика.
Авдотья Романовна, наверное, тоже почти сразу отметила для себя незаурядность персоны Разумихина, и ее вроде бы совершенно нейтральное: «Какой расторопный и… преданный молодой человек», почти наверняка имеет скрытый подтекст. Ведь Дуня прекрасно понимает, что ее будущий брак с Петром Петровичем Лужиным никак не сможет стать союзом любящих сердец. Это дань необходимости, жестоко навязанной ей бедственным положением матери и брата. Как тут можно быть оптимистичной в отношении грядущего? И наверняка где-то про себя Авдотья Романовна позволила немалую долю симпатии в отношении Разумихина. Тем более, что он и вправду, хоть и был во хмелю, но прямо-таки самоотверженно заботился о больном Раскольникове, провожал Пульхерию Александровну и Дуню в их жилье… В общем, ему можно было симпатизировать. Более того, своим рвением Разумихин наверняка произвел на Авдотью Романовну куда более приятное впечатление, нежели она показала вначале. Просто не к лицу ей было бы перед предстоящей свадьбой вовсю расточать на не своего жениха излишнюю нежность. А ведь и приглашение Дмитрия Прокофьича на тот самый знаменательный разговор с Лужиным (почти на семейное дело) очень ярко показывает, что Дуня «заметила» Разумихина сразу.
Такова завязка второй истории любви, случившейся в романе.
Вернемся к Раскольникову и Соне Мармеладовой, чтобы проследить до конца их непростые взаимоотношения. Итак, Родион — личность неуравновешенная и незаурядная — вначале ну никак не считает возможным полюбить Софью Семеновну, хоть и тянется к ней. Даже его вопрос о том, последует ли Соня за ним в Сибирь, — едва ли проявление надежды любящего. Скорее это болезненное желание, стремление к тому, чтобы рядом с ним был кто-то сопричастный преступлению. Наверное, Раскольников просто неспособен мучиться в одиночку, и Соня Мармеладова с ее способностью самопожертвования видится ему идеальной подругой по несчастью.
Буквально вплоть до самого последнего Раскольников терзает несчастную девушку, которая полюбила его с того самого момента, когда впервые судьба свела их на квартире Мармеладова в вечер нелепой и трагической смерти последнего. Да, Соня уже тогда испытала к Родиону любовь. Иначе и быть не могло, ведь свою собственную, почти погубленную, жизнь Софья Семеновна подпитывала только безграничной любовью к мачехе Катерине Ивановне и младшим братьям и сестрам, непутевому отцу. Она любила — и тем жила, и в том черпала силы, позволявшие ей приносить невероятные жертвы во имя ближнего своего.
Раскольников же, совершив свой благородный (пусть и с налетом характерного для него безумия) поступок, отдав вдове все свои деньги на устройство похорон, попадает в глазах Софьи Семеновны в разряд людей, которых можно беззаветно любить, несмотря ни на что. И пусть она всей душой против поступка Раскольникова, пусть она ни в каком виде не приемлет насилия, а тем паче убийства, но Соня не понаслышке знает о муках совести. И потому Родион получает от нее сочувствие, потому она льет слезы и дарит ему крестик. Он любим, а значит — не в ее праве отталкивать его.
Зато Раскольников ведет себя далеко не самым благородным образом. Даже на каторге он продолжает быть собой — болезненно гордым и из-за этого жестоким человеком. Жутковатой нелепицей выглядит то, что совершенно посторонние, чужие люди относятся к Соне куда более ласково. «“Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!” — говорили эти грубые клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию… Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить». А ведь на самом деле к этому времени Раскольников уже не может без Сони. И это он понимает тогда, когда она заболевает. Вот тут-то он начинает всерьез беспокоиться, посылает даже справляться о здоровье ее. И «сердце его сильно и больно билось», когда он читал утешительную записку от Сони.
И потом, когда они наконец-то увиделись, он взял ее за руки уже без отвращения и вот тогда-то понял, что любит и что его дальнейшая жизнь уже немыслима без этой хрупкой девушки. «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания».
Вот так, тяжело и мучительно, Достоевский привел-таки нелегкие отношения Раскольникова и Сони к счастливому исходу. И вполне возможно, что именно так и должно быть, что любовь этих двух людей должна была пройти тернистым путем. Тем большую ценность она в итоге получила, и читатель с особенным облегчением воспринимает данный финал. Да, в жизни все очень сложно и трудно, но есть в конце этого темного лабиринта заветный проблеск.
Хорошо все заканчивается и для Разумихина с Авдотьей Романовной. Хотя здесь благополучный исход носит куда менее выстраданный характер. И это тоже нормально, учитывая душевную твердость Дуни и энергичную доброту Дмитрия Прокофьича. И он, и она лишены нервозности Родиона, а потому им гораздо проще наладить союз, начав с идеи совместного дела — издательского занятия, предложенного Разумихиным. Они вообще хорошо подходят друг другу, эти двое. Дуня способна направить кипучую натуру Разумихина на верную стезю, а он — придать разумности Авдотьи Романовны надлежащее горение. Они по сути своей — плюс и минус. Тем сильнее их обоюдное притяжение, заложенное для противоположностей самой природой.
Так что намек Раскольникова Дуне — «Этот Разумихин, Дмитрий Прокофьич, очень хороший человек» — носит исключительно риторическое значение. Дуня и сама это прекрасно понимает.
Может быть, именно из-за очевидности благополучного (хотя бы отчасти) исхода для Авдотьи Романовны и Разумихина Достоевский так мало внимания уделяет этой сюжетной линии. Он ведь куда более тщательно привык исследовать те явления в обществе, которые могут называться болезненными.
В итоге же остается сказать, что мотив любви в романе «Преступление и наказание» настолько же светел, насколько мрачен и суров сам роман. Во многом именно благодаря этому мотиву творение Достоевского после прочтения оставляет скорее светлое, нежели тяжелое, впечатление. Ясно и легко замечается, что именно любовь способна донести тепло и свет в самые страшные трущобы, в Сибирь, на каторгу. Таково ее предназначение, и никакой подлости не дано лишить любовь этой великой созидательной силы.
vsesochineniya.ru
Их воскресила любовь
Тема любви является чуть ли не центральной в известном произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Наравне с теорией о двух кастах людей («обыкновенных» и «необыкновенных»), автор делает большой акцент на отношениях Раскольникова и Сони Мармеладовой , Разумихина и Дуни . По сути «Преступление и наказание» — это роман, изображающий трудный нравственный путь людей, который, по мнению писателя, может быть пройден достойно только с Любовью и верой в Бога.
Главный герой произведения — студент юридического факультета, который вынуждено оставил учебу из-за нехватки денег. Родион Раскольников — умный и талантливый молодой человек, о чем свидетельствует его статься в газете о теории «низшего» и «высшего» класса людей. К первым герой относил людей, который ничего особенного за свою жизнь не делали и никак не влияли на ход истории. Ко вторым он относила таких людей, как Наполеон. Он видел в этом человеке много достоинств.
Несмотря на то, что полководец убивал людей, он вершил историю. По этой теории людям «высшего» сословия разрешалось убивать себе подобных. Его теорию развенчал один факт. Идею зарубить злостную старуху-процентщицу Раскольников услышал от каких-то людей в трактире, то есть она принадлежала не ему. Но в свете последних событий в его жизни, беспросветной нищеты и мрачного настроения, она ему показалась спасительной. Таким образом, он надеялся уничтожить хотя бы часть зла, превращающего жизни нормальных людей в ад.
К сожалению, в момент его преступления нагрянула сестра процентщицы Лизавета Ивановна — человек бескрайне добрый и никогда никого в своей жизни не обидевший. Раскольникову пришлось и ее убить, чтобы избавиться от свидетелей. Это и стало тем самым «камнем преткновения» в доказательстве его теории. Он понимал, что убил невинного человека и глубоко раскаивался. Нравственным антиподом героя показана Соня Мармеладова. Ей не присуще бунтарство Раскольникова. Она, наоборот, выбирает путь смирения перед Богом.
С точки зрения общественной морали она — блудница. Но мы то понимаем, что она вышла на панель для того, чтобы прокормить свою семью. С точки зрения христианства, эта героиня — святая, потому что она приносит себя в жертву ради своих близких и родных людей. Несмотря ни на что, два главных героя Достоевского во многом схожи. Они ищут путь духовного очищения и находят, в конце концов, его в Любви к Богу. По словам автора, это и есть исцеление, это и есть верный путь.
🗹