Пётр Петрович Лужин — персонаж романа «Преступление и наказание» (1866) Фёдора Михайловича Достоевского. Жених Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова. Надворный советник; дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой. Впервые он «появляется» в письме Пульхерии Александровны Раскольниковой к сыну. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама:
«Человек он деловой и занятый, и спешит теперь в Петербург, так что дорожит каждою минутой.»
— Часть 1, глава III. Из письма матери Раскольникову
Тем не менее, несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина. Позже и Пульхерия Александровна понимает, что положительно только внешнее впечатление о Лужине, на деле он скупой, подлый, тщеславный и мелочный тип.
Андрей Зибров в роли Петра Петровича Лужина в сериале «Преступление и наказание» (2007)
Краткое описание
Лужину 45 лет. Он адвокат, надворный советник. Самовлюбленный человек ценящий деньги превыше всего. Дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, которая узнав, что ее муж влюблен в их гувернантку Дуню Раскольникову, знакомит девушку с Лужиным. Дуня становится невестой Лужина и вслед за ним отправляется в Петербург.
Прибытие в Петербург и знакомство с Родионом Раскольниковым перерастает в ссору. Раскольников сразу распознает в Лужине низкого человека, и становится его врагом. Надеясь расправиться с назойливым «молокососом», Лужин подставляет его хорошую знакомую — безобидную Соню Мармеладову, и обвиняет ее в воровстве. На поминках по её родному отцу, негодяй незаметно подсовывает девушке деньги в карман и прилюдно обвиняет в воровстве. Однако, план Лужина потерпел провал — его друг Лебезятников рассказывает, что Лужин сам подсунул сторублевый билет в карман Софьи.
На этом отношения Дуни с Лужиным закачиваются. Последний раз Пётр Петрович упоминается в конце романа на свадьбе Дуни с Разумихиным.
Образ жизни
Лужин является надворным советником. Обладая большим количеством денег, он чувствует себя человеком выше других. Автор отмечает, что стал он таким состоятельным и обеспеченным, «пробившись из ничтожества». Теперь он человек, как отмечается в повествовании, занятой: Лужин планирует открыть свою адвокатскую контору в Петербурге. Все это опять связано с желанием героя получить как можно больше денег. Самая главная жизненная цель Лужина – получение прибыли. Поэтому он настолько занятой и расчетливый человек.
Цитатная характеристика Лужина
Петру Петровичу 45 лет, но он имеет приятную наружность и «еще может нравиться женщинам»:
«Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет
, но он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный.
— Часть 1, глава III
Он служит адвокатом и занимает пост надворного советника:
«Он уже надворный советник, Петр Петрович Лужин…» — Часть 1, глава III
«Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал.» — Часть 1, глава III
Лужин планирует открыть в Петербурге собственную адвокатскую контору:
«Я уже упомянула, что Петр Петрович отправляется теперь в Петербург. У него там большие дела, и он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимается хождением по разным искам и тяжбам и на днях только что выиграл одну значительную тяжбу.» — Часть 1, глава III
Он выбился в люди из низов, «из ничтожества»:
«…Петр Петрович, пробившись из ничтожества…» — Часть 4, глава III
Лужин не получил хорошего образования, но при этом является умным человеком, по мнению Пульхерии Раскольниковой:
«…он человек хотя и небольшого образования, но умный…» — Часть 1, глава III
Больше всего на свете господин Лужин любит свои деньги:
«Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его…» — Часть 4, глава III
Внешность
Внешность Петра Петровича Лужина подробно описывается в сцене его первого визита к Родиону Раскольникова:
«Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией
, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами:»Куда ж это я попал?..» Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал её в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу.
Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон…
Даже волосы… расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец.
Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин
»
— Часть 2, Глава V
Характер Лужина
Петр Петрович Лужин производит впечатление солидного, угрюмого и высокомерного человека, о чем писала Пульхерия Александровна своему сыну:
«…вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный.» — Часть 1, глава III
Он старается казаться любезным в обществе, но, когда что-то идет не так, как он хочет, он теряет все самообладание и становится похожим на «мешок с мукой»:
«…Петр Петрович принадлежал к разряду людей, по-видимому чрезвычайно любезных в обществе и особенно претендующих на любезность, но которые, чуть что не по них, тотчас же и теряют все свои средства и становятся похожими скорее на мешки с мукой, чем на развязных и оживляющих общество кавалеров…» — Часть 4, глава II
Он очень тщеславный человек и любит чтобы его слушали:
«Многое и еще он говорил, потому что несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали…» — Часть 1, глава III
«Он, видимо, хлопотал о выгодном впечатлении, и тщеславие перебороло благоразумие…» — Часть 2, глава V
Он привык любоваться собой и высоко ценит свой ум:
«Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале.» — Часть 4, глава III
Характер
Петр Петрович Лужин – довольно высокомерный человек, привыкший жить по теории «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен заботиться лишь о собственном благе. Лужин самостоятельно отмечает свой ум, свою внешность, часто любуясь своим отражением в зеркале. В повествовании отмечается, что он был человеком тщеславным, любил, когда на него обращали внимание, любил, когда его слушали.
Для Петра Петровича главным в жизни были деньги. Он во всех проявлениях жизни старался получить материальную пользу. Ради выгоды Лужин готов пойти на многое. Эта расчетливость и помогла герою выбраться «из грязи в князи». Лужин ценит свое положение в обществе и старается привлекать к себе внимание любыми способами.
Несмотря на его высокий статус, человеком Лужин был низким и ничтожным. Он быстро вспылял, и делал это так, что был похож на «мешок с мукой». Другие персонажи называли его мошенником, преступником, которому дела нет до чужой жизни.
Автор подчеркивает, что Лужин «принадлежал к разряду людей». То есть герой – типичный представитель современного Ф. М. Достоевскому общества.
Достоевский о Лужине
В черновых материалах к роману о Лужине, в частности, сказано:
«При тщеславии и влюбленности в себя, до кокетства, мелочность и страсть к сплетне. <…> Он скуп. В его скупости нечто из Пушкинского Скупого барона. Он поклонился деньгам, ибо всё погибает, а деньги не погибнут; я, дескать, из низкого звания и хочу непременно быть на высоте лестницы и господствовать. Если способности, связи и проч. Мне манкируют, то деньги зато не манкируют, и потому поклонюсь деньгам…» — Из черновиков романа
Вывод
Один из самых ярких и во многом неожиданных образов антигероев в русской классической литературе — образ Лужина. В романе — это своего рода «мостик» к пониманию действительности второй половины XIX века, когда очень вольготно себя чувствовали беспринципные карьеристы. А из социальных низов выходили не только разночинцы-романтики, но и такие «лужины».
Примечательно, что фамилия «Лужин» использовалась в русской литературе не единожды. Один из лучших романов Владимира Набокова назван «Защита Лужина». Однако, кроме заимствования фамилии, других межтекстовых связей у произведений Набокова и Достоевского нет.
Характеристика образа Лужина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Несостоявшийся брак с Дуней Раскольниковой
Петр Петрович Лужин давно мечтал о девушке ниже его статусом, рассчитывая, что она будет благодарна, и, как следствие, покорна ему:
«Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе, но всё прикапливал денег и ждал. Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному.» — Часть 4, глава III
Дуня Раскольникова, с которой его познакомила Марфа Петровна, даже превосходила его мечты:
«И вот мечта стольких лет почти уже осуществлялась: красота и образование Авдотьи Романовны поразили его; беспомощное положение ее раззадорило его до крайности. Тут являлось даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!..» — Часть 4, глава III
Дуня соглашается на брак с ним, но не из любви, а надеясь таким образом помочь семье выбраться из нищеты:
«…я польстилась на его деньги, но, клянусь, брат, — я и не воображала, чтоб это был такой недостойный человек. Если б я разглядела его раньше, я бы ни на что не польстилась! Не вини меня, брат!..» — Часть 4, Глава III
Первоначально он произвел хорошее впечатление на Дуню и ее мать, но уже после помолвки стала проявляться истинная натура Лужина.Зная о их бедности, почти не помогает им переехать в Петербург. Лужин оплачивает перевоз багажа (что стоит недорого), но не оплачивает проезд невесты и ее матери (что гораздо дороже). Бедная Дуня и ее мать вынуждены ехать в Петербург третьим классом на взятые в долг деньги:
«Да и тут деловой-то человек их поднадул немножко: поклажа-то стоит дешевле ихнего проезда, а пожалуй, что и задаром пойдет.» — Часть 1, глава IV
«Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого.» — Часть 1, глава IV
После он еще и упрекнул Раскольниковых, тем что понес «издержки» перевозя их багаж:
«В издержки? В какие же это издержки? Уж не про сундук ли наш вы говорите? Да ведь вам его кондуктор задаром перевез.» — Часть 1, глава IV. Пульхерия Александровна вышла из себя
При этом, услышав от Расскольникова правду о себе, Лужин обижается (или изображает обиду):
«Авдотья Романовна, — закоробившись произнес Лужин, — ваши слова слишком многозначительны для меня, скажу более, даже обидны, ввиду того положения, которое я имею честь занимать в отношении к вам.» — Часть 4, глава II
«Ах, оставьте всю эту обидчивость, Петр Петрович…и будьте тем умным и благородным человеком, каким я вас всегда считала и считать хочу…» — Часть 4, глава II. Дуня, о их раздоре с Раскольниковым
Но на самом деле его обижало то, «что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»:
«Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти. Убеждению этому много помогли тщеславие и та степень самоуверенности, которую лучше всего назвать самовлюбленностию.» — Часть 4, глава III
Да и от Раскольникова он готовился выслушивать комплементы, а не оскорбления в свой адрес. По его мнению, взять в жены нищую Дуню с подпорченной репутацией было подвигом, и он не мог понять, «как другие могли не любоваться на его подвиг»:
«Явившись тогда с визитом к Раскольникову, он вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж, конечно, теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным.» — Часть 4, глава III
После того как Лужин попытался подставить Соню, чтобы доказать свою правоту и, пощадив ее показать свое «благородство», его низкая душа становится очевидна всем. От Лужина открещивается даже Лебезятников, которого он называл другом:
«А, ты вот куда заехал! — крикнул Лебезятников. — Врешь! Зови полицию, а я присягу приму! Одного только понять не могу: для чего он рискнул на такой низкий поступок! О жалкий, подлый человек!
»
— Часть 5, глава III
Подробнее об отношениях Лужина и Дуни Раскольниковой
Адвокат и любовь
Прагматизм и примитивность способствовали выработке особой теории, которую Лужин придумал и объяснял другим персонажам романа. По этой своей теории он и выбрал расчетливо себе невесту. Сказать, что выбор состоялся по любви — значит оскорбить саму любовь. Петр Петрович хладнокровно и по расчету избрал для себя девушку благородную, умную, красивую, но — бедную. В соответствии со своей теорией Лужин рассчитывал на то, что Дуня будет благодарить его всю жизнь, будет из чувства признательности выполнять безропотно все, что он захочет, что прикажет, что потребует. Девушка должна была добровольно стать его рабыней, служанкой, женой-любовницей, домработницей и т.д. А он будет властвовать вволю, удовлетворять все свои прихоти, желания, тешить свое самолюбие.
С помощью невесты, а в будущем – жены Авдотьи Романовны, хорошенькой, умной, обаятельной и благодарной ему вечно, Петр Петрович рассчитывал продвинуться в высшее общество. Лужин понимал прекрасно, что женщинами возможно «весьма и весьма» много выиграть. Прелестная, добродетельная и образованная женщина могла удивительно скрасить его дорогу в высший свет, привлечь к нему важных людей, создать ореол… и вот всё рушилось!…».
Теория Лужина о целом кафтане
Расчетливый господин Лужин придерживается теории целого кафтана. Согласно этой теории, люди должны преследовать только личные интересы и «возлюбить одного себя»:
«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел…» — Часть 2, глава V
Согласно теории Лужина, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То есть якобы не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана.
Значение образа
Роман не зря включает в себя образ Лужина. Он является своеобразным двойником главного героя – Родиона Раскольникова. Теория Лужина – доведенная до абсолюта теория Раскольникова. Лужин – темный человек, способный переступить через все рамки дозволенного и недозволенного. Образ жизни Петра Петровича показывает несостоятельность теории Раскольникова. Именно с этой целью в повествование и помещен образ Лужина.
Данная статья подробно рассмотрит образ Лужина, его значение в повествовании, а также поможет написать сочинение «Лужин».
Прототип
Прототипами Лужина послужили, вероятно, присяжный стряпчий Павел Петрович Лыжин, одн из кредиторов Достоевского, фамилия которого упоминается в черновых материалах к «Преступлению и наказанию», и П.А. Карепин — муж сестры писателя. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку, по которой и составил отрицательный образ Карепина.
Кроме того, по мнению Н. Наседкина существует некоторое сходство между действиями Лужина и обстоятельствами жизни самого Достоевского: в период создания «Преступления и наказания» 45-летний Достоевский, как и 45-летний Лужин, посватался к молоденькой девушке — А. Г. Сниткиной, являвшейся в свою очередь одним из прототипов Дуни Раскольниковой.
Авторское отношение
В отличие от другого двойника Раскольникова – Свидригайлова, Лужин не обладает ни одной положительной чертой. Роман не повествует ни об одном добром и благородном поступке героя, наоборот, Лужин показан как человек, готовый идти по головам ради собственных целей. Чтобы жениться на Дуне, он клевещет на Сонечку Мармеладову, перед этим подбросив ей деньги.
М. Ф. Достоевский рисует крайне отрицательный образ, чтобы наиболее ярко показать то, к чему может привести теория Раскольникова.
Данная статья рассмотрит способы создания образа Лужина и поможет написать сочинение «Характеристика Петра Петровича Лужина».
Школьное сочинение
Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления». Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию — и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.
Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его «двойниками»: в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, «шатания», «заблуждения».
Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них – Лужин и Свидригайлов, которые являются «двойниками» главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о «избранных» и «тварей дрожащих». «Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство. В плену ложной теории находится Свидригайлов – один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
Свидригайлов — человек без совести и чести — как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный для Раскольникова «двойник», потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов — это своеобразный «черный человек», который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они «одного поля ягоды», и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.
Свидригайлов – зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него – освобождение от всех преград, от «вопросов человека и гражданина». Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.
Другим «двойником» Родиона Раскольникова является Лужин. Он – герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова.
Лужин — деловой человек со своими «экономическими теориями». В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно «проливать кровь по совести», мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, «помрачение ума».
Лужин — прямолинейно-примитивный человек. Он — сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории «наполеонизма» — возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах «двойниках» — Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как «кровь по совести». Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от «принципов» и «идеалов» до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду — всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».
В своем произведении «Преступление и наказание», Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайлова.
www.ukrlib.com.ua
Популярные сегодня темы
Жанровая направленность произведения представляет собой фантастический сатирически-философский роман в стиле путешествия, основной тематикой которого является проявление человеческих моральных принципов.
Ежегодный праздник День народного единства – что же сокрыто за таким гордым и внушительным названием? Какие же события произошли много лет назад, а память о них в наших календарях отмечена красной четверкой ноября?
Главными героями поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» являются семь мужиков, путешествующих по стране. Именно они узнают историю некого барина по фамилии Утятин.
На пейзаже Юона чётко описаны природные изменения – переходный этап между окончанием зимы и наступлением ранней весны. Перед моими глазами светлый, тёплый день, уходящей зимы.
Одним из главных героев сказки является мальчик по имени Буратино, которого вырезал из полена папа Карло. Кукла изначально вышла очень красивой и интересной, только нос был очень длинный.
Расчетливый человек
Самый яркий отрицательный персонаж в произведении Достоевского — Свидригайлов. Этот господин, замешанный в ряде непроглядных историй, страстно влюблен в Дуню Раскольникову. Свидригайлов преследует ее, он готов на все ради того, чтобы завладеть предметом своего вожделения. Лужину чужды подобные эмоции. Он планирует жениться на Дуне, но не потому, что влюблен в нее. Сестра Раскольникова — девушка образованная, красивая. А главное, бедная. Такая жена будет всегда преданна своему мужу, избавившему ее от нищеты. Так полагает Петр Петрович. Однако ошибается. Жизнь нельзя построить по четкой схеме. Рациональные теории могут быть разрушены в любой момент, что и подтверждает финал романа Достоевского.
🗹