Одним из второстепенных персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», представляющих российское чиновничество, является смотритель училищ Лука Лукич Хлопов. Герой настолько труслив и робок, что не способен принимать волевые решения при управлении государственной структурой, и эта слабость неизменно сказывается на качестве работы. Характеристика Хлопова необходима для понимания того, как личные качества отдельных чиновников способны оказывать прямое влияние на благополучие всего общества в целом.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.
Полное имя — Лука Лукич Хлопов.
Возраст — не указано.
Род занятий — чиновник, смотритель училищ.
Семья — женат.
Социальное положение — разночинец-чиновник.
Происхождение — родом из мещанского сословия.
Воспитание — воспитан в страхе перед начальством и вышестоящими чинами.
Образование — не указано, но достаточно образован для того, чтобы занимать пост смотрителя училищ.
Внешность — не указано.
Характер — мягкий, робкий, трусливый, безответственный человек с заниженной самооценкой.
Положительные черты — отсутствуют.
Отрицательные черты — безвольный, трусливый, никудышный начальник и организатор, чинопочитатель.
Произведение — «Ревизор».
Автор — Николай Васильевич Гоголь.
Характер, внешность и поведение
Прочитав вдумчиво комедию Гоголя, можно дать точную характеристику Хлопова из «Ревизора». Писатель точно описывает своего героя, давая читателю понять, насколько бесполезны чиновники, не делающие ничего на занимаемой должности. Автор выделяет следующие особенности характера, поведения и внешности персонажа:
Автор пытается показать читателям, насколько некомпетентен Лука Лукич и труслив. Вместо того чтобы командовать, он прогибается под более статусными начальниками. Даже давая взятку мнимому проверяющему, он считал это действие честью для себя.
Словно Хлопов радовался, что приходится расставаться с немалой денежной суммой. Прося прикурить, герой смущается, нервничает, роняет сигарету, зажигает ее с обратной стороны. Все это говорит о безвольности, забитости персонажа.
Источник
Цитатная характеристика
Описание Хлопова с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет Хлопова основан на том, что он является чиновником и занимает пост смотрителя училищ.
«Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ»./q> («Действующие лица»)
«Вот и смотритель здешнего училища…»
Источник: Действие четвёртое, явление 5
«…оттуда в уездное училище, осмотреть порядок, в каком преподаются у нас науки».
Источник: Действие второе, явление 10
Лука Лукич отвечает за образование молодого поколения в уездном городе.
«Так уж лучше Луке Лукичу, как просветителю юношества».
Источник: Действие четвёртое, явление 1
Хлопов имеет чин титулярного советника — чин IX класса, следом за которым следовал чин коллежского асессора, дававшего право на потомственное дворянство. Таким образом, Хлопов является разночинцем-чиновником, то есть лицом, не принадлежащим к дворянству, а к другому сословию: мещанству, духовенству или крестьянству.
«Имею честь представиться: смотритель училищ, титулярный советник Хлопов».
Источник: Действие четвёртое, явление 5
Хлопов — женатый человек. По всей видимости, он счастлив в браке: жена его неизменно ласково называет Луканчиком.
«…так обрадовалась, что говорю мужу: «Послушай, Луканчик, вот так счастие Анне Андреевне!»
Источник: Действие пятое, явление 6
«Уже Лука Лукич говорит: «Отчего ты, Настенька, рыдаешь?» — «Луканчик, говорю, я и сама не знаю…»
Источник: Действие пятое, явление 6
Черты характера и поступки
Лука Лукич в силу своего воспитания испытывает большой страх перед высокими чинами.
«Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул».
Источник: Действие четвёртое, явление 1
Хлопов — человек робкий, который не способен спокойно и свободно общаться с людьми, занимающими высокое положение.
«Хлестаков …Вот огонь, закурите. (Подаёт ему свечу.)
Лука Лукич пробует закурить и весь дрожит.
Да не с того конца!
Лука Лукич (от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя.) Чёрт побери всё! сгубила проклятая робость!»
Источник: Действие четвёртое, явление 5
Хлопов настолько сильно смущается от внимания к собственной персоне, что способен сильно краснеть и заикаться.
«Хлестаков. А! а! не хотите сказать. Верно, уж какая-нибудь брюнетка сделала вам маленькую загвоздочку. Признайтесь, сделала?
Лука Лукич молчит.
А! а! покраснели! Видите! видите! Отчего ж вы не говорите?
Лука Лукич. Оробел, ваше бла… преос… сият… (В сторону) Продал проклятый язык, продал!»
Источник: Действие четвёртое, явление 5
Хлопов настолько сильно боится начальства, что всем своим видом показывает рвение служить, готовность тотчас же исполнить любой приказ.
«Лука Лукич (вытягиваясь и придерживая шпагу). Не смею долее беспокоить присутствием.
Хлестаков. Прощайте.
Лука Лукич (летит вон почти бегом и говорит в сторону)».
Источник: Действие четвёртое, явление 5
Хлопов — не любитель курения.
«Хлестаков. Вы, как я вижу, не охотник до сигарок»
Источник: Действие четвёртое, явление 5
Хлопов — «трусливый» взяточник. Он очень боится столичного «ревизора», но при первой же возможности с радостью даёт ему взятку.
«Хлестаков. Вот со мной престранный случай: в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?
Лука Лукич (хватаясь за карманы, про себя) Вот те штука, если нет! Есть, есть! (Вынимает и подаёт, дрожа, ассигнации)»
Источник: Действие четвёртое, явление 5
Лука Лукич очень боится проверки и надеется, что после разговора с ревизором тот откажется от похода в училище.
«Лука Лукич (летит вон почти бегом и говорит в сторону.) Ну, слава богу! авось не заглянет в классы!»
Источник: Действие четвёртое, явление 5
Хлопов не способен следить за порядком в училище.
«А вот вам, Лука Лукич, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, учёные и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с учёным званием».
Источник: Действие первое, явление 1
Будучи слабым, безвольным человеком, Лука Лукич не пользуется авторитетом среди учителей, которые игнорируют его замечания.
«Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил».
Источник: Действие первое, явление 1
«Да, он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал…»
Источник: Действие первое, явление 1
Хлопов боится умных, просвещённых людей.
«Не приведи господь служить по учёной части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».
Источник: Действие первое, явление 1
Любимым занятием Хлопова, как и остальных чиновников уездного города, является карточная игра.
«А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей».
Источник: Действие третье, явление 5
Воспитание
Лука Лукич воспитан в глубочайшем почтении и страхе перед начальством, вышестоящими чинами.
«Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул».
Источник: Действие четвёртое, явление 1
Характеристика Хлопова другими героями
Хлестаков
В общении с Хлоповым Хлестаков замечает большую робость, который тот испытывает перед начальством.
«Хлестаков …Вот огонь, закурите. (Подаёт ему свечу.)
Лука Лукич пробует закурить и весь дрожит.
Да не с того конца!
Лука Лукич (от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя.) Чёрт побери всё! сгубила проклятая робость!»
Источник: Действие четвёртое, явление 5
Хлестаков, заметив робость Хлопова, начинает откровенно над ним издеваться, всячески смущая безропотного чиновника.
«Хлестаков. А! а! не хотите сказать. Верно, уж какая-нибудь брюнетка сделала вам маленькую загвоздочку. Признайтесь, сделала?
Лука Лукич молчит.
А! а! покраснели! Видите! видите! Отчего ж вы не говорите?
Лука Лукич. Оробел, ваше бла… преос… сият… (В сторону) Продал проклятый язык, продал!»
Источник: Действие четвёртое, явление 5
Хлестаков в своём письме к другу-литератору пренебрежительно описывает Хлопова, как дурно пахнущего человека.
«Коробкин (продолжая читать) «Смотритель училищ протухнул насквозь луком».
Лука Лукич (к зрителям) Ей-богу, и в рот никогда не брал луку».
Источник: Действие пятое, явление 8
Подробная характеристика Хлестакова.
Городничий
Городничий уверен, что в подведомственных Хлопову учреждениях нет порядка.
«А вот вам, Лука Лукич, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчёт учителей. Они люди, конечно, учёные и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с учёным званием».
Источник: Действие первое, явление 1
Подробная характеристика городничего.
Земляника
Земляника, будучи большим сплетником, доносит на Хлопова Хлестакову, называя смотрителя училищ опасным вольнодумцем, прививающим молодёжи излишне смелые взгляды на жизнь.
«Вот и смотритель здешнего училища… Я не знаю, как могло начальство поверить ему такую должность: он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно».
Источник: Действие четвёртое, явление 5
Земляника, так же, как и другие жители города, считает Хлопова представителем интеллигенции, просветителем подрастающего поколения.
«Так уж лучше Луке Лукичу, как просветителю юношества».
Источник: Действие четвёртое, явление 1
Подробная характеристика Земляники (Ревизор).
Популярные сочинения
Давайте поговорим о годах, которые проходят, пока мы учимся в школе. Это время, которое было есть или будет в жизни каждого человека. И это одно из самых важных, самых счастливых и самых запоминающихся периодов в жизни каждого из нас.
Произведение о вымышленном солдате было написано в годы Великой Отечественной войны. К этому «приложила руку» редколлегия ленинградской газеты «На страже Родины», в состав которой входил и сам Твардовски
Каждый человек на нашей планете, независимо от того, является ли он художником-пейзажистом, поэтом или простым неизвестным жителем, очень ценит любой источник воды.
Источник
Биография
Лука Лукич Хлопов занимает пост смотрителя училищ в одном из российских уездных городов. За годы службы он дослужился до чина титулярного советника. Это значит, что герой, скорее всего, является человеком незнатным и малоимущим, которому удалось выслужиться, выходец из разночинцев.
На службе Хлопов демонстрирует полную несостоятельность в качестве начальника, в обязанности которого входит контроль образовательного процесса. Излишне мягкий и робкий, он не в состоянии принимать важные решения, обеспечивать дисциплину и должный уровень образования.
Лука Лукич — женатый человек, который и в семье в силу своего характера находится на вторых ролях. Однако жизнь с властной и деятельной супругой его вполне устраивает.
Отношение к службе
Хлопов старается так исполнять свои обязанности, чтобы не вызывать нареканий начальства, но это ему не удаётся, так как он безвольный человек и не умеет руководить и призывать к порядку учителей, которые плохо себя ведут.
В училище один из учителей сопровождал своё преподавание гримасами, а учитель истории так горячился, рассказывая об Александре Македонском, что от избытка чувств ломал стулья. Городничий говорит Хлопову, чтобы он внушил учителям, чтобы вели себя приличнее. Лука Лукич оправдывается перед городничим, что делал им много раз замечания, но они продолжают вести себя по-прежнему. То есть, смотритель училищ не пользуется у учителей авторитетом, они не выполняют его рекомендации.
Образ Хлопова
Лука Лукич Хлопов — самый тихий, робкий и скромный из всей плеяды провинциальных чиновников, описанных в комедии «Ревизор». На первый взгляд может показаться, что это положительный персонаж, однако мягкость и робость Хлопова обусловлена не его природной добротой и высокими нравственными качествами, а исключительно душевной слабостью и трусостью.
С детства Хлопов воспитывался родителями в страхе перед всеми, кто занимает более высокое положение, нежели он сам. При общении с начальством или с более высокими чинами Лука Лукич робеет настолько, что мысли и слова его начинают путаться и он не в состоянии адекватно реагировать на происходящее.
Хлопов явно не соответствует занимаемой должности. Это безвольный, трусливый человек, не способный принимать волевые решения и следить за порядком в учебных заведениях. Кроме того, он явно остерегается действительно умных людей, и под его руководством работают невежественные, безграмотные, равнодушные к учебному процессу преподаватели. Именно с такими людьми Хлопов чувствует себя комфортнее всего.
В любом обществе Лука Лукич стремится не привлекать к себе всеобщего внимания. Он всячески принижает себя, пытается всем услужить, руководствуясь жизненным принципом — «не случилось бы чего».
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Ревизор»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Ревизор»
для самых компанейских —
Главные герои «Ревизор»
для самых занятых —
Читательский дневник «Ревизор»
для самых крутых —
Читать «Ревизор» полностью
Отношение к работе
Смотритель училищ совершенно не умеет управлять людьми. Во всех учебных заведениях, находящихся под его директивой, происходит хаос. Студенты, выпускающиеся из училищ города N, не обладают необходимыми знаниями. Они прослыли в народе неучами.
Тихий и запуганный смотритель попросту не может воспитать кого-то другого. Это становится причиной для осуждения со стороны других городских власть имущих людей. Они прямо говорят, что под руководством Хлопова трудятся безграмотные и необразованные учителя, выпускаются туповатые студенты, формирующие некультурное юношество. Подопечных смотрителя сравнивают с руководителем, их называют:
О безвольности и забитости героя также говорит его поведение после приезда ревизора-обманщика. Будучи человеком «образованным», Лука Лукич легко попадается на удочку мошенника. Понимая, что от проверяющего зависит дальнейшая судьба занимаемой им должности, он начинает нервничать. Во время беседы чиновник роняет сигарету, которую не может от волнения подкурить с нужной стороны. После этого дает мошеннику взятку.
Коллеги управленца также не понимают, как Хлопову удалось занять высокий руководящий пост. Они постоянно сравнивают героя с якобинцем, высмеивают его поведение. Титулярный советник и сам не прочь унизить себя. Вполне логично, что другие чиновники будут смеяться над руководителем, не умеющим нести ответственность за студентов.
Вызывающий сначала жалость персонаж постепенно становится неприятен читателям, поскольку он не пытается предпринять что-либо для изменения своего положения.
Вывод
В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя Лука Лукич Хлопов является второстепенным персонажем и в силу природной робости не привлекает к себе особого внимания. Однако именно в его трусости, безволии, некомпетентности, чинопочитании и кроется большая опасность — чиновники с подобными качествами зачастую наносили вреда больше, чем более активные и деятельные их коллеги.
В этом и заключается основная роль героя в произведении. Характеристика Хлопова с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать сочинение на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Популярные сегодня темы
Когда мы видим преподавателя, который разрешает не делать домашнюю работу или не спрашивает в классе, то говорим: какой добрый учитель. Когда видим педагога, который заставляет много учиться, то говорим о злом педагоге.
Больше всего на свете Некрасов любил охотиться. И вот во время одной из них ему в голову и пришла мысль создать поэму «Коробейники». И частенько вместе с ним охотились крестьяне
Рождаясь, человек проходит этапы физического, умственного, духовного развития. Развитие идет очень бурными темпами. Развитие идет в ногу с взрослением, становлением более умным, физическим и духовным развитием
У каждого автора имеется большое количество произведений, которые помогают не только задумываться, но и порой менять что-то в своей жизни в другую сторону.
Рассматривая картину художника Н.П.Крымова «Зимний вечер» можно не только насладиться зимней природой, но и почувствовать, как мороз щиплет за нос, и щеки горят от холода.
Источник
🗹