Пьеса «На дне» Максима Горького — это рассказ о людях из самых низших слоёв общества: бандитах, проститутках, нищих и ворах. Место, где встречаются персонажи, было не только единственным домом для этих людей, но и ночлежкой, где всё время спорят о свободе, смысле жизни и многих других философских вопросах. Автор ярко описывает характеристики Сатина и Луки в пьесе «На дне».
Сюжет и главные герои пьесы Горького
Пьеса «На дне» была написана автором в начале прошлого века. Ее первая премьера, состоявшаяся в 1902 году в МХАТе, произвела огромное впечатление на зрителей.
Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.
Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба. Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее – это только смерть и нищета.
Среди героев выделялись два антипода — Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.
В пьесе «На дне», написанной Максимом Горьким в 1902 г., писатель, как и в рассказах раннего периода, обращается к миру отверженных.
Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти — неизлечимы».
Полтора десятка людей, один другого униженней, разорвавшие все связи с обществом и отвергнутые им, ведут нескончаемые споры не только и даже не столько о хлебе насущном, хотя живут впроголодь, сколько о проблемах порядка духовного. В спорах они поднимают вопросы, что такое человек, для чего он явился на эту землю, в чем смысл его бытия. По-разному отвечают на эти вопросы два обитателя ночлежки Сатин и Лука.
Основным проводником лжи, примиряющей с жизнью, выступает странник Лука. Лука — сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые, как утопающие за соломинку, хватаются слабые, безвольные люди. «Ложь во спасение» — вот тот принцип, которому следует Лука. Он считает, что так можно смягчить боль, а правдой трудно вылечить душевно истерзанного человека. Его утешительная философия действительно помогает только умирающей Анне, остальных обитателей дна его ложь только губит. Вору Пеплу Лука внушил бесплодную веру в счастливую страну Сибирь. Актера Лука уверил в существовании бесплатных лечебниц для алкоголиков, и, разуверившись в этом, актер кончает жизнь самоубийством. Образ Луки в пьесе вызывает наиболее ожесточенные споры. Вселяя в обитателей ночлежки иллюзию возможной лучшей жизни, Лука стремится помочь людям. Они для него небезнадежны, они — заблудшие. Причем его собственный жизненный опыт позволяет ему тонко чувствовать людей. Лука не только жалеет их, он втолковывает людям, что только добро по отношению друг к другу несет спасение.
Утешителю Луке в пьесе противопоставлен образ Сатина. Горький не идеализирует и этого героя. Как и другие обитатели ночлежки, Сатин не способен к общественно полезному труду. Он отравлен скепсисом и индивидуализмом. Сатин не просто выброшен на дно, это был его выбор. Он — пьяница и шулер. Порой он жесток и циничен. Но от других обителей дна он отличается умом, относительной образованностью, способностью мыслить.
В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве «человека на личную свободу и человеческое достоинство»: «Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное
— дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»
Сатин считает, что ничто так не поднимает человека, как правда, и ничто так не калечит, как ложь. Ложь, по его мнению, не бывает гуманной. Она есть проявление крайнего неуважения к человеку. Сам Сатин лишь теоретик, проводник гуманного отношения к человеку. Он ничего не меняет в своей жизни и не стремится к этому.
С одной стороны, Сатин выступает как антипод Луки. Он не приемлет ложь, считая ее «религией рабов и хозяев», закрывающей человеку путь к разумной и светлой жизни. С другой стороны, он единственный, кто понимает Луку, не считает его проходимцем и шарлатаном. Он сознает, что Лука именно из сострадания стремится помочь людям, спасти которых невозможно. Сближает их то, что оба они убеждены в том, что человек рожден для лучшего.
Но выхода со дна нет! Поэтому прекрасный монолог Сатина не может ничего изменить в жизни обитателей ночлежки. Слова Сатина о правде и величии человека так же, как и ложь Луки, внушают только иллюзию самоценности человека, не способную изменить жизнь этих людей. Они оборачиваются пьяным загулом, после которого их, наверняка, ждет страшное пробуждение. Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. Ложь Луки и правда Сатина в условиях ночлежки, среди людей обреченных, морально разложившихся являются, на мой взгляд, категориями одного порядка. В пьесе эти герои скорее оказываются невольными единомышленниками, нежели противостоят друг другу.
Слова Сатина о человеке — это конечно же позиция автора, его личные мысли и чаяния. Писатель понимал, что в устах спившегося босяка Сатина слова о гордом и свободном человеке звучат искусственно, но эти слова должны были звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого Горького.
В пьесе произнести их больше некому: «…кроме Сатина… некому сказать, и лучше, ярче сказать он не может».
Но слова эти предназначены для людей, которые стремятся к переменам, хотят и могут вести жизнь деятельную.
Позиция Луки
Лука, старичок-странник лет 60, появляется в пьесе не сразу. Он приходит в ночлежку и по-своему пытается утешить тамошних обитателей.
Он обещает умирающей от болезни Анне райское блаженство за перенесенные на земле мучения, разбойнику Ваське – возможность начать новую жизнь в далекой и холодной Сибири, алкоголику – больницу, в которой его вылечат, проститутке – возможность найти настоящую любовь и т. д.
Некоторые обитатели этого заведения начинают верить доброму старику, однако часть из них отвергает его рассказы, считая (и заслуженно считая) их ложью.
Особенности образа
Сатин пытается в пьесе передать позицию автора. Он против фатализма Бубнова, утешительной покорности Луки. Константин убежден, что человек сам строит свою судьбу. Он за созидательный характер. Сатин отражает мнение классика: в человеке заложен дар творить. В любом труде ему есть место. Столяр, плотник, сапожник могут раскрыть свои таланты и стать незаурядными личностями.
Именно Сатин завершает пьесу. Он произносит фразу, как бы подытоживая жизнь одного человека и всех постояльцев. Страшная реплика заставляет задуматься, долго ли еще будут люди попадать в ночлежки, опускаться на самое дно, терять свою сущность, становиться изгоями. Каждая жизнь – это песня, в ней свой мотив, смысл и содержание. Нельзя портить ее своими руками.
Философия Луки
Фактически Лука предлагает своим слушателям примитивно понимаемую им христианскую философию жизни: человек должен все терпеть, потому что он греховен, он несет на земле заслуженное наказание, а после смерти будет награжден по своим делам.
Эта философия по сути оправдывает зло на земле, превращает Бога в могущественного и свирепого повелителя людей, который каждому воздает по заслугам.
Поэтому Лука и стремится обманывать несчастных людей, попавших в ночлежку, считая, что такой обман поможет им справиться с жизненными трудностями. Лука готов принять социальную несправедливость как данность, считая ее следствием несовершенства человеческой природы.
История появления в ночлежке
Константин или Костянтин Сатин был до жизни в ночлежке телеграфистом. Он много читал и поэтому знает сложные умные слова. Сатину они нравятся. Слова напоминают о веселом беззаботном прошлом, молодости парня:
- трансцендентальный;
- макробиотика;
- фата-моргана.
Сатин любил плясать и играть на сцене. Выступления были, вероятно, веселыми, потому что
«…смешили людей…славно».
Честный парень ценил семью. Он встал на защиту сестры и по неосторожности убил человека. В тюрьме провел 4 года и 7 месяцев. После тюрьмы никуда не смог пристроиться:
«арестант, убийца, шулер…»,
нет ходу таким людям. Попал в костылевский подвал. Чтобы доставать деньги на жизнь и пьянку, Константин стал шулером.
Позиция Сатина
Сатин – это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.
Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.
Лука и Сатин – очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.
Сатин – гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».
Положительная характеристика персонажа
Сатин считает, что труд должен приносить удовлетворение, радовать человека. Труд, который в тягость, превращает личность в раба, жизнь в беспросветное рабство. Высказывание персонажа: «Когда труд удовольствие – жизнь хороша!», стала крылатой. Сатин отличается положительными чертами характера:
- Умение увидеть правду.
Сатин понимает, что Лука обманул. Нет городов с правдой, с лечебницами для отравленных вином. Это фантазия, вымысел, сказка для доверчивых. - Рассудительность.
Константин рассуждает о судьбе без эмоций, спокойно. Такое поведение «греет сердце». - Ум.
Постояльцы признают, что Сатин неглупый человек. Жулик должен быть умным, ему требуется просчитать свою выгоду, найти возможность нажиться за счет других. - Веселье.
Сатин не унывает. Он относится ко всему философски, с юмором. - Образованность.
Константин не потерял всего, что знал. Он доказывает это действиями. Сатин читал книги о лжи из жалости. Он пытается остановить - Луку, предупредить гибель Актера, но не может изменить судьбу других.
Жильцы называют мужчину приятным, к нему нет жалости или неприязни. Все относятся ровно или с интересом.
Философия Сатина
Спор Луки и Сатина начинается с того, что последний начинает противоречить словам старика. Нет, Сатину не нужно утешение, он ищет активной деятельности. Его правда – это не христианская философия. Сатину ближе позиция атеизма, полагающего, что все находится в руках самого человека, а не зависит от действия высших сил. Сатин не верит в бессмертие человеческой души, ему не нужен Бог, он считает, что оказался «на дне» не потому, что так сложилась его судьба, а потому что поступил благородно и честно и был наказан несправедливо.
«Правда – есть бог человека свободного!», — восклицает Сатин. Он стремится к тому, чтобы построить новое социально справедливое общество свободных людей, которые могли бы жить в гармонии с собой.
Характеристика Сатина и Луки показывает нам, что два эти человека демонстрируют своим примером две совершенно разные позиции, два разных отношения к жизни и пониманию места человека в этом мире.
Позиция Луки – сострадательная, но пассивная, позиция Сатина – активная, преобразовательная, деятельная. В пьесе фактическую победу в споре одержал Сатин, ведь именно Лука покинул ночлежку.
Отрицательные черты
В ночлежке не мог оказаться человек с честными взглядами и чертами характера. Все персонажи пьесы реальны, в них смешано плохое и хорошее. Сам персонаж называет себя «мертвым». Он потерял душу, разменял ее на пьянство и драки. Какие отрицательные черты ярко выделяются в герое:
- Шулерство и обман.
Люди на улице сторонятся мужчину. По его внешности видно, что он жулик и шарлатан, проигрывается мужчина «вдребезги», но это его не останавливает. - Тунеядство.
Константин не хочет работать. Он признается, что обременяет землю, не приносит никому пользы. - Бесчестность.
Для мужчины в жизни нет места честности. Она приведет их к голоду и смерти. - Скрытность.
Немногословен мужчина, когда его начинают расспрашивать о своей жизни. Он не ищет собеседников, не пытается успокоить себя лживыми рассказами.
Сатин пьянствует. Он заводит в ночлежке приятеля Актера и не гнушается попрошайничать, когда своих денег на водку не хватает.
Хозяева ночлежки
В XIX веке в России стали организовываться ночлежные дома, которые представляли собой что-то наподобие гостиницы с дешевыми койками или нарами в общих спальнях. В Москве такие места хорошо описал В. А. Гиляровский. Это были подвальные и полуподвальные помещения, где не было никаких человеческих условий. Они в большинстве своем были перенаселены, и поэтому многим нуждающимся в ночлеге приходилось спать на грязном полу.
Быт одной из частных ночлежек представлен в пьесе Горького «На дне»:
- это был «подвал, похожий на пещеру»;
- кругом мрак, сырость и сплошная антисанитария.
Хозяева ночлежки — старик Костылев 54 лет и его молодая жена Василиса. Супруги наживаются на нищете постояльцев, забирая у них последние гроши. Костылев считает себя набожным человеком, часто напевает что-то божественное, на самом деле жадный и алчный, и его никто не любит, кроме черта, как выразился однажды Сатин, один из главных героев пьесы. В этой трущобе старик чувствует себя богом, так как любого здешнего обитателя может в любой момент выгнать на улицу.
Костылев с женой превратили сестру Василисы Наташу в служанку, всячески ее унижая и попрекая куском хлеба. Как говорит тот же Сатин, эти люди «живут чужими соками». Сама Василиса свою грубость не прикрывает ничем: ненавидит своего мужа, до полусмерти избивает свою сестру. Она уговаривает Ваську Пепла убить Костылева, а взамен предлагает отдать ему в жены Наташу, которую тот на самом деле по-настоящему любит.
Все же неплохой человек, Василий не может пойти на такое. Однако все происходит по ее замыслу. Из ревности опрокинув на сестру кипящий самовар, Василиса создала ситуацию, в результате которой Пепел, не рассчитав удара, убивает хозяина ночлежки и попадает под следствие.
🗹Она, конечно, откупится, а Ваське каторги не миновать — так анализируют это событие другие постояльцы.