Русская литература 2 половины 19 века: история, характеристика и обзор

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Русская литература второй половины 19 века

Литература является главной основополагающей в жизни человека. То, что она открывает для любого индивидуума, то, чем она наполнена просто немыслимо, ибо знания и культурный опыт прямиком воздействует на читателей, которые отважились взглянуть в творческий мир поэтов и писателей. Благодаря ей народ в свою очередь мог бороться за собственную свободу, ликвидировать террор и нищету. Историческое значение литературы просто огромно, ибо русские писатели старались для нее, создавая великолепные произведения, признающиеся с годами, веками шедеврами художественного творчества. Отличительная черта русской литературы второй половины 19 века – это, прежде всего, изощренный язык, необычные образы, превосходное сочетание неких слов, глубокие переживания и страдания героев, трудности, проблемы, которые, ставясь в том или ином произведении, обязательно решались, находились ответы.

Говоря о таком периоде, невозможно не упомянуть великого творца, преобразившего русскую литературу – Ивана Сергеевича Тургенева. Это мастер художественного слова, это чувствительный к обычным деталям человек, внимательный, образованный, а главное талантливый. Всем известен он своим творчеством: и «Рудин», и «Накануне», и «Отцы и дети», и др. Во всех собственных повестях и романах Тургенев смог выносить на бумагу тревожные свои мысли и волнующие голову вопросы, которые актуальны и популярны и по сей день. Без великолепного деятеля литература не была бы наполнена столь яркими и поражающими воображение произведениями!

Не меньшее значение в литературу внес и Чернышевский со своим романом «Что делать?». Повествует он об общественном движении, о борьбе за свободу. Произведение призывало неоднократно к революционным действиям. Несомненно, были и те, кто не мог принять роман как нечто познавательное и выдающееся, однако период разрухи, коренного перелома удалось увидеть всем читателям в произведении. И за это большое спасибо Чернышевскому.

Как можно забыть об Иване Александровиче Гончарове! Именно ему получилось показать людям разложение крепостного права! В арсенале у него лишь три произведения: всем знакомый «Обломов», популярная «Обыкновенная история», захватывающий «Обрыв», — однако столь немногим писатель вдохнул в литературу нечто новое, нарисовав живые образы чиновников, помещиков. С помощью творчества Гончарова люди открывают для себя атмосферу того времени, сталкиваются с трудностями, которые представить без книг довольно-таки сложно.

В этот период литература впустила к себя в ряды крупнейшего творческого деятеля, влияние которого на умы людей просто огромно, — Федора Михайловича Достоевского! Человек, что столкнулся с множеством преград и трагедий в жизни. Все тяготы собственной жизни изложил он в своих произведениях. Отчаянием и безысходностью полны «Бедные люди», поражение и сострадание появляются в душах читателей, когда перед глазами появляется книга «Братья Карамазовы», волнением наполнены «Записки из мертвого дома», а роман «Преступление и наказание» пугает и страшит воображение. Настолько живо и тревожно выявились на страницах книг образы, что создал Достоевский!

Обличал взяточников, нечестных людей, ненавидел либералов, лицемеров, тщеславных индивидуумов. Вызывали неприязнь у него те, кто собирал народ для собственных нужд. Человеком, который не смел терпеть подобное, был Салтыков-Щедрин – чудесный писатель, автор рассказов, что западают в самую душу. Все эмоции по поводу того периода времени отразились в его произведениях: непревзойденные «Господа Головлевы», таинственная и странная «История города Глупова». Салтыков-Щедрин собственным творчеством пытался донести всем читателям, что зажиточных людей, ханжей слишком много на планете. Они были, есть и будут. Только оставлять такой факт в стороне нельзя. Важно знакомиться с великими рассказами, повестями, анализировать, размышлять над прочитанным. Тогда и умы социумов просветлятся, жизнь станет проще.

А как же Некрасов? Николая Алексеевича забыть ни в коем случае нельзя! Почему? Это певец русского обездоленного народа, что собственными песнями, стихами успокаивал сердца людей, помогал в трудную минуту. Его творчество спасало от переживаний и стресса, потому как писал Некрасов о тяжкой судьбе народа в целом, внося в то или иное стихотворение близкое к самой душе! Кому не знать его великие стихотворения: «Кому на Руси жить хорошо», что вызвало полное доверие народа к непревзойденному писателю! А «Русские женщины» до сих пор читая, появляются слезы на глазах…

Беспрекословно, русская литература второй половины девятнадцатого века не обошлась бы без великолепного писателя, талант и вклад которого просто неописуем, он бесценен! Творческий деятель носит имя Лев Николаевич Толстой! Знаменит он своим творчеством, которое является просто-напросто вершиной всего! Чудесный писатель за собственную жизнь проводил множество духовных исканий, постоянно выявлял истину, что была всегда рядом. Это философ, который не боялся поделиться своими знаниями и опытом с читателями. Если обратиться к его потрясающему роману-эпопее «Война и мир», то становится понятно, что Толстой, кроме того, что повествует определенную линию сюжета, после этого дает краткое, может, и не краткое изложение собственных мыслей по поводу того или иного поступка героя. Творец помогает человеку, что открыл его великий труд, стать чуточку духовным, обогащенным. Он не покидает читателя в романе до конца. В этом и уникальность деятеля! Непревзойденность Льва Николаевича состоит в том, что помимо изображения сложностей судьбы, ее превратностей, взлетов и падений, жизненных вопросов, Толстой показал и как справляться с тяготами сего мира! И в «Анне Каренине» он говорит, что таким девушкам, как Анна, которые бросают собственных детей ради потехи, не место в этой жизни! Автор дает ясно это понять. И славен писатель своим произведением под названием «Воскресение», философичность данной книги поразительна и актуальна. Лев Николаевич Толстой сумел сделать и внести в литературу то, что многим другим до сего момента не удавалось! Уникальная личность!

И последний, кого убрать из памяти нельзя – это выдающийся Антон Павлович Чехов, творческие способности которого находят свое место ближе к концу девятнадцатого века! Именно ему принадлежат известные каждому читателю слова: «Краткость – сестра таланта». Писатель преобразил период того времени тем, что создавал уникальные произведения, что коротки по своему содержанию. Точность, изображение каждой детали, быстрое попадание в атмосферу происходящего – всё это умел Чехов. Ему с легкость удавалось за считанные слова перенести читателя в определенный рассказ, не забыв историю прежнего. Что показывал Антон Павлович в собственных произведениях? Вырисовывал он пошлость человека, явно осмеивая ее, показывал узкий кругозор индивидуумов, типичные образы, что сочетают в себе отрицательные качества. Все эти образы есть в его рассказах: «Хамелеон», «Учитель словесности» и другие. Перечислять можно долго, но ознакомиться лучше самим!

Таким образом, литература сего периода славится большим количеством писателей, что являлись великими творцами, внесшими необыкновенный вклад в развитие творческого направления! Не стоит забывать то, чему посвятили всю собственную жизнь великие люди!

Противостояние в литературе

Как отмечают современные исследователи, именно из-за этой веры в литературе 2 половины 19 века рождался гражданский пафос борьбы за какую-нибудь идею, которая могла сыграть важную роль в преобразовании страны, отправить всю страну по тому или иному пути. 19 век был веком максимального развития отечественной критической мысли. Поэтому выступления в печати критиков того времени вошли в анналы русской культуры.

Известное противостояние, которое наметилось в истории литературы в половине 19 века, обозначилось между западниками и славянофилами. Эти общественные течения возникли в России еще в 40-х годах XIX столетия. Западники выступали за то, что с реформ Петра I началось истинное развитие России, а в будущем необходимо следовать по этому историческому пути. При этом ко всей допетровской Руси они относились с пренебрежением, отмечая отсутствие достойной уважений культуры и истории. Славянофилы выступали за самостоятельное развитие России независимо от Запад.

Как раз в те времени среди западников популярным стало весьма радикальное движение, которое было основано на учении утопистов с социалистическим уклоном, в частности, Фурье и Сен-Симона. Самое радикальное крыло этого движения рассматривало революцию в качестве единственного способа что-то изменить в государстве.

Славянофилы, в свою очередь, настаивали, что история России не менее богата, чем западная. По их мнению, западная цивилизация страдала от индивидуализма и безверия, разочаровавшись в духовных ценностях.

Противостояние между западниками и славянофилами наблюдалось и в русской литературе 2 половины 19 века, а особенно в критике по отношению к Гоголю. Западники считали этого писателя основоположником социально-критического направления в отечественной литературе, а славянофилы настаивали на эпической полноте поэмы «Мертвые души» и ее пророческом пафосе. Помните, что критические статьи играли большую роль в отечественной литературе 2-ой половины 19 века.

Из русской поэзии второй половины XIX века

И. С. Тургенев Ф.И. Тютчев А.А. Фет А.Н. Апухтин В.М. Жемчужникова И.А. Бунин Л.Н. Андреев М.М. Пришвин Б.С. Зайцев И.Е. Вольнов И.А. Новиков Д.И. Блынский C.А. Пискунов Л.Н. Афонин В.А. Громов Г.Б. Курляндская
Поэзия Орловского края 50-90-х годов ХХ века
И.Д. Крохин А.С. Шиляев И.А. Александров В.П. Дронников В.Г. Еремин В.А. Ермаков Л.Г. Котюков Н.М. Перовский Г.А. Попов И.С. Семенова Г.В. Фролов
«Возвращенная» поэзия ХХ века
И.В. Каллиников В.Л. Гальской А.Ф. Сафронов Ф.В. Сафронов
Малая проза современных писателей-орловцев I
Е.К. Горбов «Комендант Зеленого переулка» В.А. Мильчаков «Птенцы орлов» (отрывок из повести) Л.Л. Сапранов «Родители», «Память прошлого», «Белая дача» А.Н. Яновский «Сорока», «Танкист», «Земляк» В.И. Амиргулова «Ваня и Муму»,»Новенький» Л.М. Золоторев «Дарюшка последняя из хуторян», «Чистые пруды» В.М. Катанов «Однажды в Орле», «Поэт и полководец», «Лесков» А.И.Кондратенко «Женщина по имени Надежда»
Малая проза современных писателей-орловцев II
А.С. Лесных «Доброе дело», «Говорите конкретно», «Ключи к английскому замку» И.Ф. Лободин «Перепелка во ржи», «Дом на гривах коней» В.И. Муссалитин «Курганы» Ю.А. Оноприенко «За ягодой, красной, как кровь», «Дедушко» Н.И.Родичев «Алимушкины полушубки», «Егор Ильич» П.И. Родичев «Стихи», «Особое свойство памяти», «Очерк раздумье» И.А. Рыжов «Позднее свидание», «Мой Бунин», «Хорошая старуха» ,»Неразбавленный орловец»
Писатели младшим школьникам
Е.А. Зиборов «Жаркое лето» В.М. Катанов подборка стихов для детей А.И. Лысенко подборка стихов для детей, «Неутомимый труженник» В.Г. Еремин подборка стихов для детей И.Г.Подсвиров «Заячий хлеб», «В ливень»
Писатели Орловского края ХХ век Хрестоматия Орел 2001 Смотреть эту книгу в формате флеш, где вы сможете листать страницы как в обычной книге
Под ред. проф. Е. М. Волкова

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) Федор Иванович Тютчев (1803-1873) Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) Алексей Николаевич Апухтин (1840-1893) Владимир Михайлович Жемчужников (1830-1884)

Из русской поэзии второй половины ХIХ века

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Творческий путь Тургенев начал в 1830-е годы романтической поэмой «Стено» (1834) и стихотворениями, носившими в основном подражательный характер. Прославили его имя в России и за рубежом «Записки охотника» (1847-1852) — книга о народе, ставшая важным фактором не только литературной, но и общественной жизни. В последующие годы были созданы шесть романов, отразивших последовательную смену характерных типов русской жизни от 1830-40-х до 1880-х годов: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь»; четырнадцать пьес, четыре из которых и сегодня с успехом идут на сцене: «Нахлебник», «Месяц в деревне», «Завтрак у предводителя», «Провинциалка»; десятки повестей и рассказов. Обладая необычайным художественным даром, прозорливостью, чуткостью к «живым струнам общества» (Н. А. Добролюбов), Тургенев явился первооткрывателем новых сюжетов, типов, идей и форм в литературе. Именно он ввел в русский обиход понятия «лишний человек» («Дневник лишнего человека»), «нигилист» («Отцы и дети»), «тургеневская девушка» (героини многих тургеневских романов и повестей), наполнив эти образы в их художественном воплощении конкретно-историческим и общечеловеческим содержанием. Его реализм овеян романтической стихией, лиризмом. Как лирическая проза воспринимаются последние раздумья Тургенева о родине и о родном крае, последние письма, в одном из которых смертельно больной писатель просил своего друга — поэта Я. П. Полонского: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». Цикл «Senilia» («Старческое») — «Стихотворения в прозе» — стал закономерным лирико-философским итогом всего творчества писателя*.

* Стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма. См.: Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987. — С. 425.

Из стихотворений в прозе Близнецы Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо. Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза: те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ. Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему: — Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… Но мне-то не так будет жутко. Февраль 1878.

Два богача Когда мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить… — А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика. Июль 1878.

Порог Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка. Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос. — О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает? — Знаю, — отвечает девушка. — Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и сама смерть? — Знаю. — Отчуждение полное, одиночество? — Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары. — Не только от врагов — но и от родных, от друзей? — Да… И от них. — Хорошо… Ты готова на жертву? — Да. — На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить! — Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени. — Готова ли ты на преступление? Девушка потупила голову… — И на преступление готова. Голос не тотчас возобновил свои вопросы. — Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь? — Знаю и это. И все-таки я хочу войти. — Войди! Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею. — Дура! — проскрежетал кто-то сзади. — Святая! — принеслось откуда-то в ответ. Май 1878.

Стой Стой! Какою я теперь тебя вижу — останься навсегда такою в моей памяти! С губ сорвался последний вдохновенный звук — глаза не блестят и не сверкают — они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки! Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды? Какой бог своим дуновением откинул назад твои рассыпанные кудри? Его лобзание горит на твоем, как мрамор, побледневшем челе! Вот она — открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет — и не надо. В это мгновение ты бессмертна. Оно пройдет — и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя… Но что тебе за дело! В это мгновенье — ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда. Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности! Ноябрь 1879.

Мы еще повоюем! Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека! Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге. Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною. Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога. И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно! Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель — и полно! А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя. Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. И пускай надо мною кружит мой ястреб… — Мы еще повоюем, черт возьми! Ноябрь 1879.

Русский язык Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Июнь 1882.

Тексты печатаются по изданию: И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 28-ми томах. — Т. XIII. — М.; Л.: Наука, 1967.
Начало главы
Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

Тютчев был гениальным лириком-философом. Он создал не просто пейзажную лирику, но натурфилософскую, пантеистическую. Тайна мироздания, по мысли поэта, непознаваема, но может быть приоткрыться человеку, находящемуся на границе жизни и смерти, «дня» и «ночи», в моменты катастроф и разрушений:

Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие, Как собеседника на пир… («Цицерон» — 1830)

Интуитивное проникновение в тайну мира приоткрывает человеку и глубины его собственной души, неподвластные разумному знанию («Весна» — 1838, «О чем ты воешь, ветр ночной?..» — 1836, «Тени сизые смесились…» — 1836, «Певучесть есть в морских волнах…» — 1865 и др.). Любовь в изображении Тютчева отличается романтической возвышенностью, трагизмом, роковым характером. Такая любовь подобна стихиям. В ней все определяется не земными, но космическими масштабами. Любовь — это и «союз души с душой родной», и «роковое их слиянье», и «поединок роковой» («Предопределение» — 1851 (?), «О, как убийственно мы любим…» — 1851 (?), «Близнецы» — 1852, «Две силы есть — две роковые силы…» — 1869 и др.). Любовная лирика Тютчева, несмотря на автобиографическую ее основу, носит обобщенно-психологический, философский характер. Поэтическое наследие Тютчева невелико — всего около 300 стихотворений. Но, как писал Фет о своем «обожаемом поэте»,

Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей. («На книжке стихотворений Тютчева» — 1883)

Для Фета Тютчев — «один из величайших лириков, существовавших на земле». Творчеством Тютчева горячо восхищались Пушкин и Некрасов. «О Тютчеве не спорят, — писал Тургенев Фету, — кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Достоевский считал Тютчева «первым поэтом-философом, которому равного не было, кроме Пушкина». Лев Толстой утверждал: «Без Тютчева нельзя жить».

* * *

Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный — Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. <1828>, <1854>

* * * Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу… 1851

* * * Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? И дрожащими листами, Словно жадными устами, Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей… Но струя бежит и плещет, И, на солнце нежась, блещет, И смеется над тобой… <1836>

Вечер Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон, Как шум от стаи журавлиной, — И в звучных листьях замер он.

Как море вешнее в разливе, Светлея, не колыхнет день, — И торопливей, молчаливей Ложится по долине тень. 1826 (?)
Начало главы
* * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… 22 августа 1857

Фонтан Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной — И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты. <1836>

* * * Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу… С тоскою мыслю о былом И слов в унынии моем Не нахожу.

Былое — было ли когда? Что ныне — будет ли всегда?.. Оно пройдет — Пройдет оно, как все прошло, И канет в темное жерло За годом год.

За годом год, за веком век… Что ж негодует человек. Сей злак земной!.. Он быстро, быстро вянет — так, Но с новым летом новый злак И лист иной.

И снова будет все, что есть, И снова розы будут цвесть, И терны тож… Но ты, мой бедный, бедный цвет, Тебе уж возрожденья нет, Не расцветешь!

Ты сорван был моей рукой, С каким блаженством и тоской, То знает Бог!.. Останься ж на груди моей, Пока любви не замер в ней Последний вздох. <1836>

Silentium! Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои — Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, — Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть лож. Взрывая, возмутишь ключи, — Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, — Внимай их пенью — и молчи!.. 1830 (?)

Последний катаклизм Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них! <1830>

Последняя любовь О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, — Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. Между 1852-1854

Тексты печатаются по изданию: Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. — Л.: Сов. Писатель, 1957.
Начало главы
Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Творческий путь Фета длился более полувека. Основные темы фетовской поэзии — красота, природа, любовь, искусство в их взаимосвязи, взаимопроникновении. Описания внешнего мира при всей их конкретности импрессионистичны, всегда даны в субъективном восприятии поэта, служат средством выражения лирического чувства. Художника-импрессиониста интересует не столько предмет, сколько впечатление, им произведенное. В отличие от тютчевской, поэзия Фета проникнута светлым настроением, передает чувство радости бытия, ощущение абсолютной гармонии человека и природы:

Нельзя пред вечной красотой Не петь, не славить, не молиться. («Пришла, — и тает все вокруг…» — 1866)

В более поздний период у поэта появляется трагическое сознание невозможности абсолютной гармонии. Фет рисует не характер лирического героя, но его настроения, переживания. При этом поэт фиксирует не созревшие чувства, а «смутные, мимолетные ощущения души человеческой» (А. В. Дружинин), иррациональные, подсознательные импульсы, не поддающиеся прямому описанию. И поэт сумел сделать слово выразителем такого чувства, какое можно «на душу навеять». Он создал новую поэтическую систему. Важная особенность лирики Фета — «зоркость к красоте». Поэт утверждал: «Говоря о поэтической зоркости, даже забываю, что существует перо. Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте, а остальное на заднем плане». Исключительна музыкальность поэзии Фета. На его стихи создано множество романсов: «На заре ты ее не буди…» А. Е. Варламова, «Я тебе ничего не скажу…» П. И. Чайковского, «Сад весь в цвету…» А. С. Аренского, «Серенада» П. П. Булахова и Н. А. Римского-Корсакова и др. Композитор П. И. Чайковский замечал о фетовской лирике: «Можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область». Фета называют поэтом мгновений, сиюминутных состояний. Однако эти мгновения даны в перспективе бесконечности, проникнуты ощущением единства человека и космоса, как бы вписаны в бесконечность:

И так прозрачна огней бесконечность, И так доступна вся бездна эфира, Что прямо смотрю я из времени в вечность И пламя твое узнаю, солнце мира. («Измучен жизнью, коварством надежды…» — 1864 (?)

* * * Мама! Глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!» 9 декабря 1887

* * * Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях, И, их глазами провожая, Стоит красавица степная С румянцем сизым на щеках. <1854>

* * * Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она.

Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, — И радостен для взгляда весь Траурный наряд.

Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. <1824>

* * * Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, — но только песня зреет. <1843>

Первый ландыш О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает — О чем — неясно ей самой, — И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой. <1854>

* * * Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, — Я ничего не пойму. Ветер. Кругом все гудит и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты. 4 ноября 1891

Тексты печатаются по изданию: А. А. Фет. Полное собрание стихотворений. — Л.: Сов. Писатель, 1959.
Начало главы
Алексей Николаевич Апухтин (1840-1893)

А. Н. Апухтин — наш земляк (родительское имение Павлодар — вблизи уездного города Болхова) — в 1860-е годы жил и работал в Орле. Уже ранние стихи поэта были замечены Тургеневым, высоко оценены Некрасовым, а первый стихотворный сборник (1886) принес Апухтину прижизненную славу. Его лирика оказала несомненное влияние на творчество А. Блока, других поэтов; поэтическое наследие Апухтина волнует нас до сих пор. Многие из стихотворений благодаря музыке П. И. Чайковского, который был другом поэта, живут и сейчас в известных романсах: «День ли царит…», «Ночи безумные, ночи бессонные…», «Забыть так скоро…», «Ни отзыва, ни слова, ни привета…»

Как сроднились вы со мною, Песни родины моей… —

эти строки Апухтин написал в самом начале своего поэтического поприща и подтвердил всем своим творчеством, основой которого стали безграничная любовь к России и родной поэзии.

* * * Ни отзыва, ни слова, ни привета, Пустынею меж нами мир лежит, И мысль моя с вопросом без ответа Испуганно над сердцем тяготит:

Ужель среди часов тоски и гнева Прошедшее исчезнет без следа, Как легкий звук забытого напева, Как в мрак ночной упавшая звезда? 1867

* * * Ночи безумные, ночи бессонные, Речи несвязные, взоры усталые… Ночи, последним огнем озаренные, Осени мертвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною Мне указало, что было в вас ложного, Все же лечу я к вам памятью жадною, В прошлом ответа ищу невозможного…

Вкрадчивым шепотом вы заглушаете Звуки дневные, несносные, шумные… В тихую ночь вы мой сон отгоняете, Ночи бессонные, ночи безумные! 1876

* * * День ли царит, тишина ли ночная, В снах ли тревожных, в житейской борьбе, Всюду со мной, мою жизнь наполняя, Дума все та же, одна, роковая, — Все о тебе!

С нею не страшен мне призрак былого, Сердце воспрянуло, снова любя… Вера, мечты, вдохновенное слово, Все, что в душе дорогого, святого, — Все от тебя!

Будут ли дни мои ясны, унылы, Скоро ли сгину я, жизнь загубя, — Знаю одно: что до самой могилы Помыслы, чувства, и песни, и силы, — Все для тебя! 1880

Тексты печатаются по изданию: А. Н. Апухтин. Стихотворения. — Л.: Сов. Писатель, 1961.
Начало главы
Владимир Михайлович Жемчужников (1830-1884)

Заметный след в отечественной литературе оставил талантливый поэт-орловец В. М. Жемчужников, создавший вместе со своим родным братом Алексеем и знаменитым двоюродным братом Алексеем Константиновичем Толстым бессмертный сатирический образ Козьмы Пруткова — «казенного человека» эпохи николаевской реакции. В прутковском триумвирате Владимир Михайлович стал центральной фигурой. Ему принадлежит наибольшее количество произведений Козьмы Пруткова; он же был организатором издания и редактором «Полного собрания сочинений» Козьмы Пруткова, написал «Биографические сведения» о нем. Поэт был по преимуществу пародистом, обладавшим замечательным даром художественной имитации. Пародии Козьмы Пруткова принадлежат, в основном, В. М. Жемчужникову и А. К. Толстому.

Желания поэта* Хотел бы я тюльпаном быть; Парить орлом по поднебесью; Из тучи ливнем воду лить; Иль волком выть по перелесью.

Хотел бы сделаться сосною; Былинкой в воздухе летать; Иль с солнцем землю греть весною; Иль в роще иволгой свистать.

Хотел бы я звездой теплиться; Взирать с небес на дольний мир; В потемках по небу скатиться; Блистать как яхонт иль сапфир.

Гнездо, как пташка, вить высоко; В саду резвиться стрекозой; Кричать совою одиноко; Греметь в ушах ночной грозой…

Как сладко было б на свободе Свой образ часто так менять И, век скитаясь по природе, То утешать, то устрашать!

* Пародия на стихотворение А. С. Хомякова «Желание» 1827 г.

В альбом красивой чужестранке* Написано в Москве Вокруг тебя очарованье. Ты бесподобна. Ты мила. Ты силой чудной обаянья К себе поэта привлекла.

Но он любить тебя не может: Ты родилась в чужом краю, И он охулки не положит, Любя тебя, на честь свою.

* Пародия на стихотворение А. С. Хомякова «Иностранке» 1831 г.

Осень* С персидского, из ибн-Фета Осень. Скучно. Ветер воет. Мелкий дождь по окнам льет. Ум тоскует; сердце ноет; И душа чего-то ждет.

И в дездейственном покое Нечем скуку мне отвесть… Я не знаю: что такое? Хоть бы книжку мне прочесть!

* Пародия на стихотворение А. А. Фета «Непогода — осень — куришь…» 1850 г.

Тексты печатаются по изданию: Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова. — Л.: Сов. Писатель, 1949.
Начало главы
Из русской поэзии второй половины XIX века

И. С. Тургенев Ф.И. Тютчев А.А. Фет А.Н. Апухтин В.М. Жемчужникова И.А. Бунин Л.Н. Андреев М.М. Пришвин Б.С. Зайцев И.Е. Вольнов И.А. Новиков Д.И. Блынский C.А. Пискунов Л.Н. Афонин В.А. Громов Г.Б. Курляндская
Поэзия Орловского края 50-90-х годов ХХ века
И.Д. Крохин А.С. Шиляев И.А. Александров В.П. Дронников В.Г. Еремин В.А. Ермаков Л.Г. Котюков Н.М. Перовский Г.А. Попов И.С. Семенова Г.В. Фролов
«Возвращенная» поэзия ХХ века
И.В. Каллиников В.Л. Гальской А.Ф. Сафронов Ф.В. Сафронов
Малая проза современных писателей-орловцев I
Е.К. Горбов «Комендант Зеленого переулка» В.А. Мильчаков «Птенцы орлов» (отрывок из повести) Л.Л. Сапранов «Родители», «Память прошлого», «Белая дача» А.Н. Яновский «Сорока», «Танкист», «Земляк» В.И. Амиргулова «Ваня и Муму»,»Новенький» Л.М. Золоторев «Дарюшка последняя из хуторян», «Чистые пруды» В.М. Катанов «Однажды в Орле», «Поэт и полководец», «Лесков» А.И.Кондратенко «Женщина по имени Надежда»
Малая проза современных писателей-орловцев II
А.С. Лесных «Доброе дело», «Говорите конкретно», «Ключи к английскому замку» И.Ф. Лободин «Перепелка во ржи», «Дом на гривах коней» В.И. Муссалитин «Курганы» Ю.А. Оноприенко «За ягодой, красной, как кровь», «Дедушко» Н.И.Родичев «Алимушкины полушубки», «Егор Ильич» П.И. Родичев «Стихи», «Особое свойство памяти», «Очерк раздумье» И.А. Рыжов «Позднее свидание», «Мой Бунин», «Хорошая старуха» ,»Неразбавленный орловец»
Писатели младшим школьникам
Е.А. Зиборов «Жаркое лето» В.М. Катанов подборка стихов для детей А.И. Лысенко подборка стихов для детей, «Неутомимый труженник» В.Г. Еремин подборка стихов для детей И.Г.Подсвиров «Заячий хлеб», «В ливень»

«Натуралисты»

Виссарион Белинский

В 1840 годах появилась целая плеяда писателей, сплотившихся вокруг литературного критика Белинского. Эта группа писателей и стала называться представителями «натуральной школы».

В литературе 2 половины 19 века они были весьма популярны. Их главный герой — представитель непривилегированного сословия. Это мастеровые, дворники, нищие, крестьяне. Писатели стремились дать возможность им высказаться, показать их нравы и быт, отразив через них всю Россию под особым углом.

Большую популярность среди них получает жанр «физиологического очерка». В нем с научной строгостью описываются разные слои общества. Яркие представители «натуральной школы» — Некрасов, Григорович, Тургенев, Решетников, Успенский.

XX век. Периодизация литературы

Серебряным веком русской литературы называется недолгий период: с 1892 по 1921 г. Его отличает мощный подъем поэтического творчества, настоящее созвездие творцов рифм. Посудите сами: Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Сергей Есенин. Что породило его? Революционный утопический романтизм, которым переболела творческая элита российского общества?

периодизация древней русской литературы

Советский период русской литературы характеризуется противоборством сложившегося после 1921 года формального, канонически-«совкового» социалистического реализма и отдельных мастеров, рискнувших выйти своими произведениями за рамки. Почему-то считается, что периодизация русской литературы XX века констатирует исключительно системный упадок от повсеместного диктата идеологических штампов.

Можно лишь сожалеть, что литературные критики, проповедующие этот взгляд, отразили реальность лишь в черно-белом цвете. Так ли было на самом деле?

Революционеры-демократы

Николай Чернышевский

К 1860 годам противостояние между западниками и славянофилами сходит на нет. Но споры между представителями интеллигенции продолжаются. Вокруг бурно развиваются города, промышленность, меняется история. В этот момент в литературу 2 половины 19 века приходят разночинцы. Это выходцы из самых разных социальных слоев. Если раньше писательство было уделом дворянство, то теперь за перо берутся купцы, священники, мещане, чиновники и даже крестьяне.

В литературе и критике развиваются идеи, заложенные еще Белинским, авторы ставят перед читателями острые социальные вопросы.

Философские основы закладывает в своей магистерской диссертации Чернышевский.

«Эстетическая критика»

Павел Анненков

Во 2 половине 19 века в литературе направление «эстетической критики» получает особое развитие. Боткин, Дружинин, Анненков не принимают дидактизма, провозглашая самоценность творчества, а также его отрешенность от социальных проблем.

«Чистое искусство» должно решать исключительно эстетические задачи, к таким выводам приходили представители «органической критики». В ее принципах, разработанных Страховым и Григорьевым, подлинное искусство становилось плодом не только разума, но и души художника.

Почвенники

Федор Достоевский

Большую популярность в этот период получили почвенники. К ним себя относили Достоевский, Григорьев, Данилевский, Страхов. Они развивали идеи славянофилом, предостерегая при этом слишком увлекаться социальными идеями, отрываться от традиции, реальности, истории и народа.

Они пытались проникнуть в жизнь обычных людей, выведя общие принципы для максимального органичного развития государства. В журналах «Эпоха» и «Время» они критиковали рационализм оппонентов, которые, по их мнению, были настроены слишком революционно.

Третий этап золотой русской литературы 19 века

Пушкин был той искрой, которая зажгла пламя. Это напоминает цепную реакцию. В дальнейшем русский реализм Пушкина развивают уже два классика: Лермонтов и Гоголь, но каждый по-своему. Лермонтов углубляется внутрь личности главного героя, человека, терзаемого противоречиями, конфликтующего с внешним миром и не находящего применения своим жизненным силам. Гоголь же идет “вширь”, пытаясь представить глобальную картину русской жизни.

И как результат, уже на своем третьем этапе удивляет мир небывалым творческим потенциалом периодизация русской литературы 19 века. Таблица русских классиков, творивших в период с 1840 по 1990 г., содержит известные во всем мире имена.

Федор Тютчев Афанасий Фет Иван Гончаров Александр Островский Иван Тургенев Федор Достоевский Лев Толстой Михаил Салтыков-Щедрин Николай Некрасов Антон Чехов 1803—1873 1820—1892 1812—1891 1823—1886 1818—1883 1821—1881 1828—1910 1826—1889 1821—1877 1860—1904

Все эти светочи русской литературы осознали, какое бесценное творческое наследие они получили от своих предшественников. И они сумели им правильно воспользоваться. Согласитесь, что впечатляет украшенная именами не забытых и ныне в мире классиков, периодизация русской литературы 19 века. Таблица эта, заметим, нами искусственно ограничена десяткой наиболее ярких лиц, являющихся создателями целых творческих направлений.

Нигилизм

Одной из особенности литературы 2 половины 19 века стал нигилизм. В нем почвенники видели одну из главных угроз для настоящей действительности. Нигилизм был очень популярен среди разных слоев русского общества. Он выражался в отрицании принятых норм поведения, культурных ценностей и признанных лидеров. Моральные принципы при этом подменялись понятиями собственного удовольствия и пользы.

Иван Тургенев

Самое яркое произведение этого направления — роман Тургенева «Отцы и дети», написанный в 1861 году. Его главный герой Базаров отрицает любовь, искусство и сострадание. Им восторгался Писарев, который был одним из главных идеологов нигилизма.

Жанр романа

Господа Головлевы

Важную роль в русской литературе этого периода занимает роман. Именно во второй половине XIX века выходит эпопея Льва Толстого «Война и мир», политический роман Чернышевского «Что делать?», психологический роман Достоевского «Преступление и наказание», социальный роман «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина.

Самым значимым стало произведение Достоевского, отразившее эпоху.

Подробнее о древнерусской литературе. Заря творчества

Созданию древнерусской литературы (ДРЛ) как культурному феномену способствовало два события: изобретение письменности и перевод христианских религиозных текстов (первоначально ДРЛ имела строго канонический характер). Иными словами, периодизация русской литературы имеет на временной шкале свою отправную точку.

Письменность была создана древнегеческими монахами — братьями Кирилом и Мефодием по просьбе моравского (область нынешней Чехии) князя Ростислава и благословению сто седьмого Папы Римского Адриана II в конце IX века. Практически тогда же на новый язык были переведены Псалтырь, Евангелие. Через коммуникацию монастырей в конце IX века письменность проникла на территорию Древней Руси, где первыми писателями стали монахи: Нестор, Иларион, Поликарп и Симон, Кирилл Туровский, протопоп Аввакум и другие. Периодизация древней русской литературы может быть разделена на пять этапов:

  1. Период создания школы канонической православной ДРЛ в Киево-Печерской Лавре монахами Антонием и Феодосием. Написание монахом Нестором в XII веке “Повести Временных лет”.
  2. При монастырях (города Владимир-Залесский, Суздаль, Смоленск и др.) создаются новые центры ДРЛ. Ощутимо развитие литературного процесса.
  3. Периодизация древней русской литературы содержит период насильственной деформацией общества: этап татаро-монгольского ига. В первой половине века создаются “Житие благоверного князя Александра Невского”, “Слово о погибели Русской Земли”. На втором этапе, заканчивающемся Куликовской битвой 1380 г., летописания приобретают героико-панегирический характер.
  4. Период упадка ДРЛ, длящийся до конца XVI века. Читательский круг ограничен монастырями и немногочисленной грамотной знатью, кстати, обученной теми же монахами.
  5. Последний этап ДРЛ подготовил окончательный переход от литературы канонической к литературе авторской. Его характеизует появление новых жанров: исторического, автобиографического повествования, поэзии. Предметом ДРЛ постепенно становится бытовая сфера деятельности человека, более ощутимо личностное начало. Эпоха преобразований Петра I затрагивает и литературный процесс.

Какими же бесценными литературными произведениями характеризуется на этапе ДРЛ периодизация русской литературы? Таблица, представленная ниже, системно показывает эти сочинения.

периодизация русской литературы 19 века таблица

Поэзия

В 1850-е годы поэзия переживает период расцвета после непродолжительного забвения, которое наступило после золотого века Пушкина и Лермонтова. На авансцену выходят Полонский, Фет, Майков.

В стихах поэты уделяют повышенное внимание народному творчеству, истории, быту. Важным становится осмысление российской истории в произведения Алексея Константиновича Толстого, Майкова, Мея. Именно былины, народные предания и старинные песни определяют стиль авторов.

В 50-60-е годы популярным становится творчество гражданских поэтов. С революционно-демократическими идеями связывают стихи Минаева, Михайлова, Курочкина. Главным авторитетом для поэтов этого направления становится Николая Некрасов.

К концу XIX века популярными становятся крестьянские поэты. Среди них можно выделить Трефолева, Сурикова, Дрожжина. Она в своем творчестве продолжают традиции Некрасова и Кольцова.

Общая информация

В самом начале повествования нами обобщена и представлена периодизация русской литературы. Таблица, компактно и наглядно демонстрирующая основные этапы ее развития, иллюстрирует развитие культурного процесса в России. Далее рассмотрим информацию в подробностях.

Периодизация русской литературы выглядит следующим образом:

Подэтапы внутри периода Литературные стили Яркие поэты и писатели
Долитературный период
До 11-го века н. э. Сказания, былины Авторство утерялось
Период церковно-религиозной литературы
11-17-й века Изобретение письменности

Каноническая школа письменности

Исторические летописи. “Слово о полку

Игореве”

Монахи Кирило и Мефодий

Монахи Антоний и Феодосий (Киево-Печерская лавра)

Монах Нестор

Период Просвещения
18-й век Развитие поэзии и теории

стихосложения

Становление русской драматургии

Гражданская публицистика

Ломоносов, Тредиаковский, Кантемир

Фонвизин

Радищев

Нач. 19-го века – 90-е гг. 19-го века. Век Золотой русской литературы
Трехстилевое литературное творчество (до 20-х гг. 19-го века) Сентиментализм

Классицизм

Романтизм

Карамзин

Державин

Рылеев

Пушкинский этап (20–30-е гг. 19-го века)

После смерти Пушкина, продолжили Лермонтов и Гоголь

Новый стиль – русский реализм Русский язык адаптируется под поэзию своей ритмичностью

Роман «Евгений Онегин», «Повести Белкина»

«Герой нашего времени», «Мертвые души»

Период русских классиков 40-х гг. 19-го века Развитие существующих стилей

Основным становится русский реализм

Толстой, Достоевский, Чехов, Тютчев, Фет, Островский, Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин
Литература 20-го века (90-е годы 19-го века – 90-е годы 20-го века)
Серебряный век (90-е годы 19-го века — 1921 год) Всплеск поэтического творчества Гумилев, Ахматова, Цветаева, Есенин
Период двух русских литератур: советской и эмигрантской. 1921 г. (литературные журналы стали пропартийными) — 1953 г. (смерть Сталина) Насильственное придание социалистическому реализму статуса господствующего стиля в литературе Первый роман социалистического реализма — «Мать» Горького
Непродолжительный период оттепели, смененный застоем Попытки поэтов и писателей творить в отличных от соцреализма стилях

Сохранение господства соцреализма

Поэты: Евтушенко, Ахмадуллина, Рождественский, Вознесенский, Галич

Писатели: Пастернак, Рыбаков, Солженицын, Астафьев, Шукшин

Новая русская литература
90-е годы 20-го века — наше время Развиваются такие стили: романтизм (в форме фэнтези, боевика, хоррора), реализм (блоггерство, публицистика, современный детектив), постмодерн (большинство современных романов) Пелевин, Улицкая, Акунин, Лукьяненко, другие

Цель данной статьи — представить краткое описание этапов развития РЛ, представленных в таблице.

Драматургия

Вторая половина XIX столетия — время развития национальной и самобытной драматургии. Авторы пьес активно используют фольклор, уделяют внимание крестьянскому и купеческому быту, отечественной истории, языку, на котором говорит народ. Часто можно встретить произведения, посвященные социально-нравственной проблематике, в них романтизм сочетается с реализмом. К таким драматургам относится Алексей Николаевич Толстой, Островский, Сухово-Кобылин.

Многообразие стилей и художественных форм в драматургии привело к возникновению в самом конце столетия ярких драматических произведения Чехова и Льва Николаевича Толстого.

Влияние зарубежной литературы

Зарубежная литература 2 половины 19 века оказывает заметное влияние на отечественных писателей и поэтов.

В это время в зарубежной литературе царят реалистические романы. В первую очередь это произведения Бальзака («Шагреневая кожа», «Пармская обитель», «Евгения Гранде»), Шарлотты Бронте («Джейн Эйр»), Теккерея («Ньюкомы», «Ярмарка тщеславия», «История Генри Эсмонда»), Флобера («Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо», «Простая душа»).

В Англии в то время главным писателем считается Чарльз Диккенс, его произведениями «Оливер Твист», «Записки Пикквикского клуба», Жизнь и приключения Никласа Никклби», «Рождественская песнь», «Домби и сын» зачитываются и в России.

Цветы зла

В европейской поэзии настоящим откровением становится сборник стихов Шарля Бодлера «Цветы зла». Это произведения знаменитого европейского символиста, вызвавшие целую бурю недовольства и возмущения в Европе из-за большого количества непристойных строк, поэта даже оштрафовали за нарушение норм морали и нравственности, сделав сборник стихов одним из самых популярных в десятилетии.

Антагонизм литературы и тоталитаризма

Да, в целом массовая советская литература была упаднической. Да, настоящим творчеством занимались единицы. Однако литература все же не вошла в кризис. Зомбирующему влиянию коммунистов не последовал Борис Пастернак, пойдя против течения и написав языком “дымящейся совести” правду о своем поколении, став изгоем на своей Родине. Так поступил умирающий Михаил Булгаков, когда вопреки всему он, не издаваемый по воле Сталина, писал “Мастера и Маргариту” в стол.

А иногда перо автора необъяснимо и властно вела любовь к своей малой Родине, не дававшая ни лгать, ни пресмыкаться. Так однажды случилось с коммунистом Михаилом Шолоховым, когда он писал свой “Тихий Дон”. Несмотря на нападки и “настоятельные рекомендации“, он не изменил под советский стандарт образ Григория Мелехова. Нередко в стол писали братья Стругацкие, чьи произведения также не имели с пресловутым социалистическим реализмом ничего общего.

Впрочем, следует признать, что периодизация русской литературы, в зависимости от политической заангажированности ее толкующих лиц, неоднозначно характеризует данный период.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: