- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Русская литература 20 века (9 класс)
Начало двадцатого века в русской литературе это яркость «Серебряного века» во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн. Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду с философскими и религиозными теориями отражались литературой.
Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны, но модернистские взгляды преобладают. Это временной отрезок, когда пересматриваются устои, идеалы, ценности.
Хронология в литературной жизни двадцатого века прослеживается следующая: 1892 – 1917 годы окончание безвременья (революционный подъем общества, манифест и сборник «Символы», творчество Максима Горького). Хотя, возможно конец этого периода приходится на 1921-1922 годы. Время эмигрантов, ссыльных писателей, философов и историков. Русскую литературы XX века принято подразделять на: реализм, модернизм, литературный авангард.
М. Горький и Л.Н. Андреев не последнюю роль сыграли в литературном движении того времени. После революции у России начался период не простой. Он тяжело переносится ни только людьми, которым выпало жить после революции, но и для литературного бомонда является почти катастрофическим. Многие литераторы были вынуждены покинуть Родину. Кто-то был выдворен, а кто-то эмигрировал по доброй воле. Но жизнь творческая, литературная в России не прекращается. Сложное время открывает новые таланты. Яркие, со свежим взглядом и острым словом молодые писатели, участники Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев. У них не похожий на классиков слог, взгляд. Но они интересны, востребованы, близки народу.
Тридцатые годы характеризуются в литературе как «года великого перелома». Прежние устои рушатся. Партия активно контролирует литературную среду. Аресту подвергают П. Флоренского, А. Лосева, А. Воронского, И Д. Хармса. Репрессируемая интеллигенция гибнет.А ведь основой интеллигенции как раз являются деятели культуры. Результатом репрессий тридцатых годов является гибель большого числа писателей, в их числе: Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. Возможностей, для развития литературы практически никаких. Все оспаривается, осуждается, подвергается тотальной проверке.
Но это время дарит нам таких талантливых людей как:В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева. Сегодня невозможно себе представить литературы и поэзии без этих имён. А жизнь их в то время постоянно подвергалась опасности. Произведения могли никогда не выйти. Мы не узнали бы трогательных стихов Цветаевой, не услышали ритма Маяковского, не смеялись бы над Зощенскими рассказами, не признавались бы в любви Есенинскими стихами и не размышляли бы над загадочным слогом Булгакова.
Период двадцатого века в русской литературе ознаменован явлением кризиса. Кризиса душ, кризиса ума, кризиса чувств. Но читая произведения, написанные литераторами и поэтами того времени четко понимаешь, что талант это дар, который не победить. Он как росток пробьёт асфальт и будет тянуться к солнцу, тянуться к жизни. И путь будет не из легких, но сама жизнь расставит все по местам. Есть место на полке книжной каждого дома для книги поэтов и пишущих прозу литераторов двадцатого века.
Другие сочинения: <- Особенности русской литературы 19 века? ДругиеОсобенности изображения героев русской литературы 19 века ->
Серебряный век
Говоря о поэтах 20 века, невозможно не упомянуть такое литературное явление, как Серебряный век. Это период в истории русской литературы, охватывающий конец 19 – начала 20 вв.
На рубеже веков в России появилось множество поэтов и множество литературных направлений.
К течениям Серебряного века относятся символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм.
Рис. 1. Серебряный век.
В рамках символизма работали А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, И. Ф. Анненский, Ф. Сологуб, В. Иванов, З. Гиппиус.
Самыми известными акмеистами принято считать А. А. Ахматову, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. В рамках данного направления работали и С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут, Г. Иванов.
Ярким представителем футуризма является В. В. Маяковский. В этом направлении творили и другие поэты: В. В. Хлебников, Б. Л. Пастернак, Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский, А. Е. Крученых, И. Северянин, В. Г. Шершеневич, С. М. Третьяков.
К имажинизму относятся С. А. Есенин (его раннее творчество), А. Б. Мариенгоф.
Сочинение: Поэзия серебряного века
(357 слов) Серебряный век русской литературы – крылатое выражение, которым называют период русской литературы конца XIX – начала XX столетия. Зарождение Серебряного века характеризует появление символизма, а его завершением считается 1921 год – смерть А. Блока, наиболее известного поэта-символиста.
Литературу Серебряного века характеризуют такие направления модернизма как: символизм, акмеизм и футуризм. Ключевыми тематическим особенностями этого периода являются: духовный кризис, внутренний хаос, дисгармония и мистицизм. Так, зачинателями нового направления в литературе принято считать символистов, которые, в свою очередь, объявили «войну» материалистическому мировоззрению, они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру с помощью символов искусства. Изначально символизм принял форму декадентства. Это направление в литературе, выраженное упадничеством и резко выраженным индивидуализмом. Декадентство было ярко выражено в раннем творчестве (А. Блока и А. Белого). Символисты разделили понятия «общество» и «личность человека», приравнивая их. В самом человеке акцентировали внимание на красоте и разнообразии его внутреннего мира, а его чувства стали основой их творчества.
Оппонентами символистов выступали акмеисты (Н. Гумилев и Анна Ахматова), они отрицали мистические устремления символистов, провозглашая ценность реальной жизни. Акмеисты призывали придавать словам их изначальный смысл, освобождая их от символических толкований. Главным критерием оценки творчества был безупречный эстетический вкус и красота слова. Они не акцентировали свое внимание на поисках смысла жизни и религиозных знамениях, акмеисты видели мир безупречным и именно таким изображали его в своем творчестве.
В 1910-х годах XX века вместе с акмеизмом возродилось ещё одно литературное направление – футуризм. С его появлением коллективизм преобладал над личностным развитием и индивидуализмом. Футуристы (знакомые многим поэты-хулиганы,- Владимир Маяковский и Алексей Крученых), не воспринимали человека как мишень для изучения, они не видели смысла разделять его от общества, что полностью противоречило позиции символистов. Объектом наблюдения для футуристов были: машины, аэропланы, станки и другие открытия научно-технического прогресса того времени. «Новую культуру» футуристы намеревались строить без погружения в моральные устои.
Существуют множество других направлений Серебряного века, включающие в себя множество других поэтов того времени. Так, всеми известный и любимый поэт Сергей Есенин относится к «новокрестьянским» поэтам, для которых характерно обращение к теме деревенской России, а Анатолий Мариенгоф считается основателем имажинизма, где целью творчества является создание образа. Культ жизнетворчества поэтов Серебряного века хоть и сыграл немаловажную роль в развитии русской культуры, но в жизни многих творцов это имело весьма плачевные последствия.
Автор: Полина Чернышова
Сочинение на тему: Тема интеллигенции и революции в русской литературе 20 века
Сочинение. Тема интеллигенции и революции в русской литературе 20 века
Тема “ Интеллигенции и революции” является важной темой в произведениях писателей русской литературы 20 века. Перед представителями интеллигенции вставал острый вопрос выбора идеалов добра и сострадания, принципов духовности, гуманизма, как высших критериев человеческого сострадания. В произведениях Б.А. Лавренева “Сорок первый” и А.Н.Толстого “Гадюка” авторы раскрывают необычный характер самой эпохи Гражданской войны, круто переломившей судьбы целых поколений и классовых сословий, в том числе интеллигенции, в частности поручика Вадима Николаевича, в рассказе “Сорок первый”, и дочери купца второй гильдии Ольги Вячеславовны в повести “Гадюка.” Два разных писателя обнажают губительную силу разрушительства, ожесточения, бесчеловечности, которые сопровождают падение старого мира. История героев демонстрирует всю несовместимость войны и насилия с человеческим счастьем, самой человеческой природой. В данных произведениях раскрыта пора великих исторических испытаний, которые столкнули интеллигенцию с жизненной драмой исторического развития России. В повести “Гадюка” девушка из интеллигентной семьи идет на войну, охваченная ненавистью, мщением за свою загубленную семью. Пройдя через все тяготы, лишения бессмысленной жестокой войны, где ей пришлось убивать, потерять любимого человека, Зотова превращается из хорошенькой молоденькой девушки в “демобилизованного солдата; ну разве это женщина?” Мир природы, люди в ее круговороте, простые человеческие отношения – вот высшие ценности для данных писателей. Поток истории, ворвавшийся в устоявшееся бытие, разрушившие события войны и революции – это все естественно несовместимо с человеческой жизнью, с человеческим счастьем. В рассказе Б.Лавренева “Сорок первый” показан гвардии подпоручик Говорухо-Отрок, которого жестокая война не сломила. Он всегда держался с достоинством, характерным для военного человека из интеллигентной семьи. И даже когда красноармейцы вместе с подпоручиком “карабкались” по барханам , красноармейцы шли “спотыкаясь, качаясь от ветра”, один поручик шел прямо, спокойно. Когда Евсюков спросил у него “двужильный ты что ли?”, он ответил: “ Не поймешь. Разница культур. У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом. Могу приказать себе не страдать.” Авторские повествования в этих произведениях окрашены ощущением катастрофы –неотвратимой и необъяснимой для интеллигенции , которая выбита из колеи революцией и как бы проходящая проверку на подлинность, испытание. Оба произведения заканчиваются драматически и как бы, в частности для интеллигенции, передается драма человеческого бытия, сотрясаемого и разрушаемого под напором войны и революции. Авторы раскрывают страдания, сомнения, тревогу, драму интеллигенции, связанные с крутым переломом истории, с жестокой революционной встряской и в тоже самое время показывается бессмысленный кошмар войны для человеческой жизни.
novstudent.ru | 26.10.2012
🗹