Сочинение «Восприятие литературы 18 века»
Вариант 1
Каждое столетие оставляло в истории литературы свой отпечаток. Перечитывая определенные произведения, мы словно окунаемся в жизнь той эпохи, ощущаем ее дух, проникаемся тревогами и мыслями людей. И 18 век не был исключением. Классицизм и сентиментализм стали основными направлениями в литературе того времени.
Стиль и лексика классицизма, который следует строгим ограничениям и стремится к гармонии, могут показаться современному читателю не вполне понятными. Сентиментализм же с его одушевленной природой и глубокими переживаниями героев больше похож на сказку.
Писатели тех времен концентрировали внимание на чувствах героев, их переживаниях из-за происходящих событий. Одним из примеров подобного подхода является произведение Карамзина «Бедная Лиза». Писатель сумел очень тонко передать все переживания и тревоги своей героини, её побуждения. Он создал образ ранимой и наивной девушки. Под пристальным вниманием оказался внутренний мир отдельной личности. Таким образом, Карамзин подготовил почву для будущих поколений писателей.
Еще одно яркое произведение той эпохи — «Недоросль» Фонвизина. Оно затрагивает ряд вечных проблем, а современного читателя привлекает красотой высокого слога. Создание комедии связывают с указом Петра I, запрещающим молодым дворянам без образования поступать на службу или жениться. Идея произведения заключается в необходимости воспитания подрастающего поколения на основе идей просвещения, а они остаются актуальными и сегодня.
Читая такие произведения, мы расширяем свой словарный запас и можем критично оценивать разные жизненные ситуации. Через призму произведений прошлого можно провести анализ настоящего и сделать выводы. Проблемные ситуации, конфликты человека с окружающим миром были и будут актуальны всегда. Все эти произведения могут быть очень полезны для нас сегодня. С их помощью мы можем научиться понимать и трезво оценивать окружающий мир.
Вариант 2
Особенности литературы 18 века в восприятии современного читателя
Из произведений того времени можно узнать о многих исторически важных событиях. Одним из таких является реформа Петра I, она позволила государству обновиться, европеизироваться. Из работ 18 века можно узнать о том, как происходило становление мировой державы, тяжести крепостничества – не исключение. У современного народа с этим периодом ассоциируются работы авторов Ломоносова, Радищева. В них мы видим, как зарождался классицизм. Его основатели – настоящие мастера художественного слова. В своем сочинении на тему: «Литература 18 века в восприятии современного читателя» я хочу затронуть особенности содержания произведений, их форм:
во всех работах того времени прослеживается, что самыми важными ценностями в жизни были долг, честь. Переживания людей целиком подчинялись общественному началу. Литература достаточно сложна в восприятии. Лично меня, как современного читателя, смущает не совсем обычный язык, стиль написания;
немаловажной в классицизме была теория «трех штилей», ее автором стал Ломоносов. Он разделил существующие жанры на несколько групп.
Моя оценка
Хочу отметить, литература 18 века несмотря на прошедшее время, не утратила своего значения. Более того, она получила новое признание. Секрета никакого нет, проблемы, которые обсуждались тогда, беспокоят народ и сейчас. Современные люди тоже сталкиваются с неразделенной любовью, необходимостью делать сложный выбор между долгом, чувством.
В тоже время стоит отметить, что современный мир находится в постоянном прогрессе. Для некоторых классицизм является не совсем правильным, уместным. Драмы из-за своей наивности вызывают не слезы на глазах, а улыбку на лице.
Подводя итог, скажу, что литературу эпохи Процветания нельзя недооценивать, ее роль в общем контексте будет расти несмотря ни на что.
Вариант 3
В современном обществе до сих пор остаётся актуальной литература 18 века. Несмотря на то, что прошло уже несколько столетий, читатели нашего времени продолжают читать литературу тех времён, не теряя к ней интерес, а иногда даже обращая больше внимания, чем на современную литературу. В любом произведении можно проследить связь с тем временем, в котором оно было написано, следовательно, читая произведения 1700-х годов, человек одновременно изучает историю и быт прошлых времён.
В литературе 18-го века отслеживаются изменения востребованности направлений и течений. Классицизм сменился сентиментализмом, а он к концу столетия сменился романтизмом. Между ними достаточно много различий. Классицизм соблюдает правило трёх единств: время, места и действия; писатели, которые использовали это направление в своём творчестве, употребляли в своих произведениях множество старорусских слов, строго соблюдали литературные нормы и правила.
В произведениях пропагандировали культ долга и разума, в сфере интересов на первом месте была общественная жизнь человека, чётко разделялись положительные и отрицательные персонажи. В сентиментализме наблюдались резкие изменения: нарушались многие литературные правила, на первый план выдвигались чувства человека, в сфере интереса главную роль играет личная жизнь и любовь, проявляется огромное влияние пейзажа. Для того чтобы рассмотреть роль литературы 18-го века в современном мире, я собираюсь основываться на данных произведениях: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
В современной литературе и литературе 18-го очень много различий. Это связано с тем, что у людей полностью поменялись интересы, мировоззрение, стиль и образ жизни, понятия о разных вещах. Настало более цивилизованное время, отменили крепостное право, все конфликты, влияющие на людей разных стран, стараются решать цивилизованным путём, изменились экономика, образование, классификации органов власти. Это всё и многое другое сыграло значительную роль в литературе.
Конечно, изменения происходили постепенно, но если сравнивать творчество современных писателей и 1700-х годов, то любой сможет найти различия. Но не смотря на всемирный прогресс, общество продолжает помнить и ценить произведения прошлых веков, многие из которых помогают людям понять быт того времени, прочувствовать события на ровне с нашими предками, научиться чему-то у них. В «Путешествии…» можно заметить, что автор акцентирует внимание на фольклоре, показывая этим, что народное творчество не забыто, напоминая о нём читателю: «Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее.
Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. В них найдешь образование души нашего народа». Современный читатель, который прочтёт это произведение, сможет вспомнить о том, с чего начиналась творчество. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует сентиментализму. Оно учит читателя любить и чувствовать, показывает разносторонность человеческой души и характера, обращает внимание на людей более низкого происхождения. В этом произведении можно найти и добро и зло в одном человеке, чего нет в классицизме. С одной стороны, возлюбленный Лизы любил её, был хорошим человеком, но с другой – у него не было чувства долга перед отечеством, из-за чего вместо того, чтобы сражаться за свою родину он проигрывал состояние в карты. Лиза также не является полностью положительным персонажем, она действительно ЛЮБИЛА свою мать и Эраста, но узнав об измене – утопилась, забыв обо всём.
Из этого можно сделать вывод, что литература 18-го века всё ещё имеет огромное влияние на современного читателя, она прививает ему разные положительные качества, старается указать на отрицательные, учит любить, показывает человека с разных точек зрения. Благодаря произведениям того времени общество также делает выводы об истории и быте народа тех веков.
«Литература 18 века в моём восприятии» — сочинение-рассуждение, 9 класс
Вариант 1
Наверно, многие люди любят время. Время учит людей всем премудростям жизни, залечивает душевные раны. “Время — движущийся образ неподвижной вечности”, как ещё несколько веков назад сказал знаменитый французский поэт Жан Батист Руссо.
Но есть у времени некий порок: являясь учителем многих мудрецов, оно убивает своих учеников, при этом разрушая горы и уничтожая равнины.
Единственное, что не может поглотить и превратить в прах время — это книги, бесценные фолианты былой и новой культуры, хранящие в себе историю многих тысячелетий.
Книги писались всегда. Исчезали в песке Небытия длинноногие годы, эпоха сменяла эпоху, литература менялась, а смысл… смысл всегда оставался тем же. Любовь, надежда политика… И в 18, и в 21 веках люди задумывались и по сей день думают о похожих вещах, ведь именно они и содержат в себе жизнь — то, что таит в себе смысл человеческого существования.
Но несмотря на схожий “сюжет”, знакомую всем идею, в современно мире сложно воспринимать литературу прошлых столетий. Классицизм, подчеркивающий гармонию формы и содержания, сентиментализм, в котором ныне безмолвная природа расцветает вместе с героями произведений — всё это кажется лишь сказкой, миражом, выдумкой гениального автора, вовсе не похожей на жизнь людей 21 века.
Впрочем, нельзя судить литературу старого времени только с “проблемной” стороны. Возьмём, к примеру, замечательную повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”. Нежная история о горячей любви, апогеем которой является смерть главной героини, затрагивает душу каждого читателя. Пробегая глазами трепетные строки, мы задумываемся не только о судьбе крестьянки Лизы, но и о многих людях, что отдали свои жизни, не пережив предательства любимых. И посудите сами — разве в наше время не было подобных трагедий? Жизнь, сменяя эпохи, почти никогда не меняет своего хода. По крайней мере, пока.
Книги, написанные в 18 веке поистине потрясающи. Настоящая дружба, благородные поступки. Букет эмоций, собранный писателем, благоухает и по сей день. Данные литературные цветы никогда не засохнут, ведь их смысл, нравоучения, помогают современному человеку уже долгие годы, и, конечно, это ещё не предел.
Писателям и поэтам 21 столетия никогда не достичь той высокой планки, что когда-то создали их предшественники — гениальные люди, написавшие вечные произведения. И думаю, стоит воспринять это как данность, и поверить времени. Ведь только оно решает, какое произведение в литературе будет жить.
Вариант 2
Творчество литераторов периода XVIII века является значительным событием в российской истории, поскольку именно в это время получили свое развитие такие художественные направления, как классицизм, сентиментализм, сатира, романтизм.
Литературные произведения в стиле классицизма отмечены именами Ломоносова М.В., Радищева А.Н., которые считаются основоположниками этого направления.
В основе классицизма лежит превышение общественного начала, долга и чести над личными чувствами, изображенное с применением теории триединства, которая заключается в ограничении отображаемых событий произведения по времени, месту и действиям.
Одним из популярных литературных жанров эпохи классицизма считается ода, в которой авторы восхваляли правителей, героев, богов и в качестве художественных приемов использовали старорусские слова, не отступали от правил и норм литературы. В произведениях Радищева А.Н., например, блистательно применяются фольклорные ноты, присущие тогдашней российской действительности.
Для нынешнего поколения знакомство с произведениями классицизма дает бесценную возможность понять и изучить истоки развития русской литературы.
В сентиментальном направлении, прямо противоположном классицизму, наблюдается акцент на человеческие чувства (любовь, привязанность, дружба) и огромное влияние природы на взаимоотношения людей. Ярким представителем сентиментализма признан Карамзин Н.М., умело раскрывающий в своих произведениях внутренний мир главных героев, их личные переживания («Бедная Лиза»). С точки зрения современных читателей книги писателей являются уникальным способом познакомиться с мыслями, побуждениями, тревогами живших в то время соотечественников.
Писатели, создавшие произведения в романтическом направлении, рассматривали в качестве главного героя идеального персонажа, глубоко одинокого, страдающего и протестующего против бесправной жизни. Блестящие зачинатели романтического стиля бесспорно представлены именами Жуковского В.А., Рылеева К.Ф., Баратынского Е.А., Лермонтова М.Ю.
Помимо особенностей рассмотренных литературных стилей литературные произведения XVIII века отличаются и своей просветительской направленностью, блестящим образцом которой является мастер высокого слога Фонвизин Д.И., создавший комедию «Недоросль». В произведении остро затрагиваются проблемы распространенного в те годы домашнего воспитания детей, становившихся впоследствии духовно убогими, лживыми, несамостоятельными членами общества.
Читая произведения авторов XVIII века, современные книголюбы получают всестороннее представление о прошлом своего народа, анализируют различные исторические события, дают собственную оценку общественно-политическим событиям в России того времени и даже имеют возможность пополнить и расширить свой словарный запас, изучая слог и художественные приемы изложения писательского текста.
Вариант 3
Довольно часто взрослые говорят, что современная молодежь не увлекается литературой. В этом случае под литературой они подразумевают именно классику. Я думаю, что их мнение ошибочно, несмотря на то, что в современном, развитом мире огромную роль играют новейшие технологии, книгу подросткам все чаще заменяет интересное видео на популярных сайтах интернета, молодежь находит время для прочтения классической русской литературы. И наиболее ярко выделяется литература восемнадцатого века.
Итак, литература восемнадцатого века. Назревает вопрос: почему именно XVIII век? Ответ достаточно прост. Именно в XVIII веке начинает складываться первое самостоятельное литературное направление — классицизм, основными признаками которого является подражание античным образам. Одним из самых ярких произведений, отражающих идеи классицизма, можно назвать комедию Д.И. Фонвизина “Недоросль”.
В этом произведении Денис Иванович старается перевоспитать мир разумным словом, путем изображения положительных и отрицательных героев, ему удается показать их общественные позиции. Но не только классицизмом богат XVIII век русской литературы.
Следующим литературным течение становится сентиментализм — литературное течение, провозглашавшее о главенства чувства, а не разума. Наиболее ярким произведением, которое, безусловно, знают все, стала повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза”. Это произведение вызывает особый интерес: оно пронизано чувствительностью, однако отношение Лизы к Эрасту ясны и понятны, а вот сам Эрарт не может понять своих чувств к Лизе. К концу столетия сентиментализм сменяется не менее увлекательным новым литературным течением — романтизмом. Наиболее ярким и интересным для читателей произведением этого течения можно считать балладу Жуковского “Светлана”.
Долго можно рассуждать о том, каким ярким был 18 век русской литературы. Но хочется отметить самое главное: литература того времени завораживает читателей, заставляет о многом задуматься, прививает ему положительные качества, указывает на отрицательные. И она остается особенно актуальной и по сей день.
Вариант 4
Существование человека в современном мире немыслимо без обращения к литературным произведениям. Каждое из них имеет ряд особенностей, которые диктует та или иная эпоха.
Произведения XVIII века отличаются вхождением в литературу в сопровождении тех направлений, которые остаются интересны читателю по своему содержанию, роли в его жизни.
Яркий отпечаток в судьбе того поколения оставили, прежде всего, черты классицизма, которые проявлялись в сочинениях через известных сегодня всем героев. Справедливость, опыт и мудрость Стародуба в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” помогли высмеять пороки общества. С позиции современного читателя можно отметить непрерывную тягу многих героев к образованию и воспитательному процессу, что является положительным моментом.
Рассказ “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина не дает покоя читателю, так как подобные события, о которых идет в нем речь, имеют место и в наши дни. Ее прочтение и обдумывание помогают находить выход из трудной ситуации или предотвратить ошибки в будущем.
Внутренний мир героев с его переживаниями и бурей эмоций и есть проявление сентиментализма, которое позже приходит на смену классицизму. Здесь чувства выходят на первый план.
На примере бытовых сцен, исторических событий, любовных отношений шедевров XVIII века в сознании современного человека выстраиваются идеи в сопоставлении двух эпох — современности и эпохи Просвещения. Произведения становятся бесценными, представляя собой примеры для подражания, нравоучения.
Таким образом, время показало, что, несмотря на пройденные столетия в душе многих людей сохранились чувства, мысли, мотивы того поколения.
Культ науки, имевший место в литературе XVIII века, обличенный в формы оды, сатиры, комедии занимает первостепенное место в наши дни. А признаки символизма сыграли роль в становлении характера человека, души, показали иную сторону человека, его чувственность.
Воспевавший правителей страны М. Ломоносов в одах выражал патриотическое отношение к родине, народу, настраивая читателя на веру в светлое будущее. Он упрекал невежественных людей в необразованности, прославляя науку, что становилось спасением и опорой во все времена.
Назначение литературы XVIII века велико. Она донесла до современного читателя решение многих проблем. Неподдельный интерес к ней связан с общностью в существующих вопросах, жизненных позициях и стремлениях.
ЛИТЕРАТУРА В XIX веке.
Буржуазные реформы середины XIX столетия были рубежом в социально- экономической жизни России и обозначали начало капиталистического периода в ее истории. Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и первых лет после отмены крепостного права, определявший идейную атмосферу в обществе, определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса. В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественности, высокой нравственности и демократической направленности.
Искусство КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА –основное художественное направление того времени- было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни ( очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).
Во второй половине XIX века идейно – художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной человеческой сущности, поэтому ‘ прекрасное есть жизнь’. Общественная функция искусства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в вынесении ‘ приговора о явлениях ее’. Подобный тезис представлял собой новый аспект в понимании искусства.
В художественной литературе нашли отражение социальные проблемы пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характерны для произведений русских писателей тех лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, пути эти по разному понимались; одни видели избавление от социальных несправедливостей в нравственном усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них. Но русскую литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому человеку, стремление помочь ему освободиться от векового угнетения.
Литература пореформенного периода представляла собой ‘ яркое созвездие великих имен’ . В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху.
На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказали два события в стране
— Отечественная война 1812 г.
— Движение декабристов1825г. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры. Эпоха 1812 года –важный этап в развитии национального самосознания. С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала ‘ История государства Российского ‘ Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818г. Карамзин был первым историком, которого стала читать публика.
Основное направление в художественной литературе первых десятилетий XIX века- романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.
В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В. А. Жуковского ( 1783-1852 г.г.). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии “ душу и сердце”, составили ‘целый период нравственного развития нашего общества”, как писал Белинский. Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы ‘’ за угнетенную свободу человека’, было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении.
В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа ( А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин) , формировалось понимание национальной самобытности и народности культуры. Поэты – романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем ‘ Илиаду” в переводе Н. И. Гнедича.
Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, — народность художественных произведений, эволюция самого этого понятия. Народность в этот период отожествлялась с национальной самобытностью, т.е. с особенностями укладами жизни, быта, костюма и т. д. В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А. С. Пушкина ( 1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: ’ При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте … Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.’
Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности ( первое стихотворение Пуш кина ‘ К другу стихотворцу’ было напечатано в 1814г.). Его творчество- закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени ПетраI до декабристов. C Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. ‘ Евгений Онегин’ Пушкина был первым русским реалистическим романом, ‘ в высшей степени народным произведением’ ( Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833г.
Важной вехой на пути романтизма к реализму было творчество М. Ю. Лермонтова( 1814-1841)б отразившее трудное время-погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825г. разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман ‘Герои нашего времени’ (1841), сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.
Огромная роль Н. В. Гоголя (1809-1852) в русской литературе. ‘ Мертвые души’ ( первый том вышел в 1842г. ) — одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени. В. Г. Белинский оценил его как ‘ творение чисто русского, национальное, выхваченное из тайников народной жизни’.
Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни –общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей ‘ натуральной школы’ ( ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского и др.) был ‘ маленький человек’ с его нелегкой житейской судьбой.
Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина ( повести Д. В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов ‘Записки охотника’ И. С. Тургенева). Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский.
Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действителтный характер, воздействие’ на понятие и нравы общества’ отмечали многие современники. . 60-70-е годы –время наибольшего достижения русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли Тургенев( 1818-1883) и Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева ‘ Отцы и дети ‘, опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи. В 60 –70 –е годы продолжалась литературная деятельность И. С. Тургенева. Им были созданы романы ‘ Отцы и дети’ ,’ Дым’, ‘ Накануне’. В этих романах Тургенев поставил важнейшие вопросы современности. Мастерство Тургенева делало его любимым и популярнейшим писателем, вокруг произведений которого шли горячие идейные споры, помогавшие дальнейшему размежеванию демократических и либеральных кругов
Творчество Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя глубоко волновали Достоевского революционное подполье в России, нравственный облик некоторых его деятелей. Он выступал против смуты и крови как средства обновления мира.
Н.А.Некрасова ( 1821-18771878) разночинская молодежь считала своим идейным вождем. Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В ней выражена мечта не только о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы рабства ( поэма Некрасова ‘ Кому жить на Руси хорошо’.
Вершиной русской литературы XIX века стало творчество Л. Н.
Толстого (1828–1910 ). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике ‘ великие вопросы’. Писателя всегда волновали судьба народа и Родины ( историческая эпопея ‘ Война и мир’) . Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого
‘Анна Каренина’, в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор морали, нравам, устоям этого общества. . В конце 70-х годов на арену русской литературы выступил А.
П. Чехов(1860-1904) , начавший свою литературную деятельность в юмористических и сатирических журналах. В творчестве Чехова – его глубокий демократизм, тяга к трудовым людям, непримиримому к буржуазному и власть имущему. Огромное впечатление на все передовое русское общество произвел его рассказ ‘ Палата N 6’, в которой автор показал всю страшную правду русской жизни.
В развитии общественного сознания 80-е годы были переходным временем, когда перемены лишь намечались, но с достаточной определенностью они еще не проявились.
В недрах русской жизни происходили глубокие и важные процессы.
Развивался капитализм, вместе с ним рос промышленный пролетариат, начинала формироваться пролетарская идеология. 80-е годы — время зарождения российской социал – демократии.
Идейная атмосфера 80-х отразилась на судьбах русского искусства и литературы. Многие деятели культуры постепенно отходили от острой обличительности. Внимание писателей , художников все больше стали привлекать общечеловеческие, философско-обобщенные, нравственно- психологические проблемы.80-е годы в истории русского классического романа не оставили что-либо значительное. Яркие, непревзойденные произведения были созданы в предшествующий период (‘ Отцы и дети’
Тургенева; ‘ Война и мир’,’ Анна Каренина’ Толстого; ‘ Преступление и наказание’, ‘Братья Карамазова’ Достоевского; ‘ Господа Головлевы’
Солтыкова-Щедрина; ‘ Обрыв’ Гончарова и др. Но ушли из жизни крупнейшие русские писатели- Достоевский, Тургенев, Островский.
С середины 90-х годов в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подьем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно- демократических выступлениях.
Художественная культура рубежа веков – одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В . ней отразились социальная и идейная острота эпохи, ‘ рубежность’ общественного сознания, возросший интерес к личности, его духовному миру и
, наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве.
Новые явления в искусстве конца XIX века –началаXX века были своеобразной реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре
XIX века. Среди таких явлений было ДЕКАДЕНСТВО, ( от фран. –упадок),
МОДЕРНИЗМ, ( от фран.-новейший, современный).
Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л. Н. Толстой. В
1899г. был опубликован его последний роман ‘ Воскресение’, в котором протест против общественного зла и социальной несправедливости звучало остро и гневно.Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве.
В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А.
П. Чехов; повести и рассказы ( Моя жизнь’, ‘ Мужики’, Дом с мезанином,
Дама с собачкой и др.,). В 90-е годы начался творческий путь А. М.
Горького ( Пешкова1868-1936). Свой первый рассказ ‘ Макар Чудра’
Горький опубликовал в 1892г. в газете ‘ Тифлисский вестник’. Вышедшие в конце 90-х годов ‘ Очерки и рассказы’ принесли писателю всероссийскую известность. Героическая романтика молодого Горького была гимном
‘безумству храбрых ‘, отражало демократические революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В своих произведениях, написанных в это время ( Старуха Изергиль,Челкаш, Девушка и смерть, песня о буревестнике,
Буревестник) он воспел гордого, свободного человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать за нее жизнь.
В эти годы в русскую литературу вошли молодые писатели. В
1893г. в журнале ‘ Русское богатство’ появился первый рассказ И. А.
Бунина ‘ Танька’. В 1897г. вышел сборник его рассказов ‘ На край земли, посвященный горькой участи крестьян-переселенцев. В конце 90-х г. появляются первые значительные произведения А. И. Куприна( Олеся,Молох).
Бунин (1870-1953) и Куприн (1870-1938)- крупнейшие писатели русской реалистической литературы конца XIX в.- и XX в.
Литературную и культурную жизнь России второй половины XIX-XX в. в. ‘ можно назвать весной жизни, эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов, временем горячих стремлений к свету и к новой еще неизведанной общественной деятельности; … небывалое до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению’ – так писала одна из участниц педагогических движений 60-хгодов Е. Н. Водовозова.
Теги: Литература XIX века Сочинение Литература
“Чем современна литература 18 века?” (Школьные сочинения)
Вариант 1
Вся русская литература делится на этапы. На этот раз мы рассмотрим XVIII век. В это время литература стала стремительно развиваться, благодаря преобразованиям великих императоров, в особенности Петра I и Екатерины II, в области просвещения. Основными направлениями в XVIII веке являлись классицизм и сентиментализм. Произведения классицизма воспевали царей, дворян, вельмож, полководцев. В них было строгое соблюдение литературных норм. В произведениях сентиментализма, напротив, показывали жизнь простых людей, их чувства и эмоции. В этом стиле авторы выходили за рамки правил, так как раскрыть свою мысль и достигнуть нужного результата, следуя правилам классицизма, не удалось бы. Литература XVIII века актуальна и по сей день.
Есть такие вещи, которые были и будут всегда. Например, любовь. В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» это чувство очень хорошо показано. Лиза, добрая и наивная, не знала предательства и лжи. Несмотря на советы матери о том, что вокруг много людей, которые могут обидеть, Лиза влюбилась. Она понимала, что дальнейшие отношения с Эрастом придут в тупик, потому что они из разных социальных слоёв.
В конце концов Эраст предаёт Лизу. Она, в свою очередь, не выдержав душевной боли, покончила жизнь самоубийством. Такие случаи находят место и в настоящее время. В оде «Властителям и судиям» Г. Р. Державин описывает всё то беззаконие, которое было при его жизни. Царям, возомнившим себя богами, было «плевать», как живёт простой народ. Автор обращался к правителям: Ваш долг есть: сохранить законы, / На лица сильных не взирать, / Без помощи, без обороны/ Сирот и вдов не оставлять. Спустя три века данные строчки не покажутся нам странными.
Даже в XXI веке произведение Державина остаётся интересным современному читателю, потому что в нём отражены те проблемы, которые не решены и сейчас. Таким образом, литература XVIII века является интересной людям XXI века, потому что она повествует о проблемах, которые есть и в современном мире, и показывает нравственные чувства, которые были и будут всегда.
Вариант 2
Я согласна с этим определением после петровской эпохи, касающейся оценки русской литературы. Принято иное определение. Пушкинская пора -это “золотой век”. Время Блока и Ахматовой ‚“серебряный век” .Это общепринято. Как же быть?
Я всё же отдала бы часть золотого блеска именно литературе 18 века. И есть за что .
Ведь без этой плеяды поистине золотых умов и талантов, мы не знаем, каким бы языком говорил Пушкин. Какие проблемы поднимал бы Гоголь? О чём писали бы Герцен, Толстой (и далее- везде)
Назову тех, кто в 18 веке создал основу для последующих поколений русских писателей, кем мы заслуженно гордимся и по сей день с интересом читаем произведения о нашей родине. Реформатор Тредиаковский, просветитель Сумароков, гений Ломоносов, патриарх поэзии Державин, баснописец Крылов, драматург Фонвизин, писатель Радищев, историк и писатель Карамзин.
Конечно же, над всеми парит (царит?) уникальный Ломоносов. Он творец зарождающейся новой литературы. Он и поэт — классицист, он и создатель новой системы русского стихосложения, он и автор теории о трёх “штилях”. НЕ будь у нас “этого первого русского университета ” (перифраз — то есть Ломоносова), я уверена, не скоро бы Россия заговорила современным языком.
А вельможный Державин, который, по меткому выражению Пушкина их “заметил и в гроб сходя благословил”. Все мысли патриарха российской поэзии, все его слова, вся его деятельность, его честь — это польза и слава родного Отечества. Философское раздумье — «Водопад»- это раздумье о смысле жизни, о человеке. Он говорил :
Ум и сердце человека
Были гением моим
А “Памятник”? Ведь Пушкин не только на Горация равнялся в своём поэтическом завещании. На Державина. У него учился любви к народу и Отечеству.
Особое место занимает среди писателей и “властителей дум “18 века — А. Радищев, Первый кто за печатное слово был сослан и наказан очень жестоко. И начало положила ода “Вольность”. Впервые была поднята именно им тема народа, нравственности, восхищения достоинством, трудолюбием, талантом способностью к сопротивлению русского народа. “Путешествие из Петербурга в Москву “- это песнь о народе: и гимн ему, и поминание, и скорбь …“Анюта из “Едрово “- идеал писателя. “Спасская Полесть”- аллегория просветительскому прозрению.
А “сатиры смелый властелин …Фонвизин, друг свободы”. Его бессмертная пьеса “Недоросль “до сих пор — непревзойдённая сатирическая характеристика поместного дворянства. Изучается в школе и вызывает неугасающий интерес школьников. Актуальна и по сей день.
Я уже не говорю о баснях Крылова. В 19 веке “насмешки вечные над львами, над орлами “раздражали. Например, Фамусова, а сейчас с удовольствием эти басни читают и изучают школьники, им всё понятно. Пороки человеческие через столетия не очень поменялись.
Особое место в ряду литераторов 18 века можно отвести Карамзину. Опять — чудо. “Бедную Лизу”, сентиментальную повесть, читают и изучают современные школьники и “над вымыслом обливаются слезами” девчонки, стараясь не повторить ошибок Лизы. А “История Государства Российского?” Настольная книга многих знакомых мне людей.
Многое можно “вменить” в заслугу 18 веку и его литературе.
Подводя итог, могу сказать, что 18 век — это этап становления духовной культуры национального самосознания моего народа. В это время просветителями века были заложены основы идейных представлений, тем, жанров. Оформился классицизм, преобразовалось стихосложение, начал формироваться русский литературный язык, создана была периодическая печать (Сумароков. Новиков. Крылов), что привело литературу к дальнейшему расцвету.
Русская литература 19 века
Девятнадцатое столетие стало эпохой небывалого расцвета русской литературы, ее «золотым веком». В это время жили и творили поэты и писатели, чьи произведения по праву считаются классическими и определяющими «лицо» всей отечественной литературы: А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и многие другие.
Формирование великой русской литературы началось в первой половине XIX века. Этот процесс был связан с именами А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова.
Предшественники Пушкина
В самом начале XIX века прочные позиции в русской литературе занимал сентиментализм, как разновидность раннего романтизма. Главной фигурой этого направления был Н. М. Карамзин, автор популярной повести «Бедная Лиза» (1792 г.).
Одними из первых романтиков были В. А. Озеров, А. А. Шаховской, П. А. Катенин. Настоящим новатором стал Г. Р. Державин, положивший начало созданию русского литературного языка.
Клето Луцци (Лузи). Рассказ.
Важным явлением в развитии русской литературы стала борьба между представителями «державинской школы» и «карамзинистами» (противостояние «трудного» и «легкого слога»).
В конце XVIII века начался творческий путь И. А. Крылова. Он выступил в качестве драматурга и к началу XIX века уже пользовался определенной известностью. Но настоящую славу принесли Крылову басни. В 1809 г. был издан первый сборник из 23 произведений. Всего Крыловым было написано около 200 басен, среди которых «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей». Крылов стал классиком русского басенного жанра, придав ему подлинную народность.
Выдающимся поэтом начала XIX века был К. Н. Батюшков, оставивший после себя сборник «Опыты в стихах и прозе». Батюшков был одним из ярких представителей русского романтизма. Его творчество оказало огромное влияние на А. С. Пушкина.
Крупнейшим поэтом и главой русских романтиков был В. А. Жуковский. Ему принадлежит заслуга перенесения в русскую литературу основных мотивов западноевропейского романтизма. Известность и славу Жуковскому принесли баллады «Людмила», «Светлана», «Лесной царь», сказка «Спящая царевна», стихотворения «Море», «Мщение» и др.
В 20-е гг. XIX века появились первые произведения А. С. Грибоедова. Его ранние стихотворения и несколько пьес в настоящее время малоизвестны читателям. В золотой фонд русской литературы вошло главное произведение поэта – «Горе от ума». Комедия открыла собой эпоху отечественной реалистической драматургии. Она до сих пор остается одной из самых популярных и востребованных пьес в русском театре.
Два великих поэта
Великим русским поэтом мирового значения был А. С. Пушкин, первым напечатанным произведением которого стало стихотворение «К другу-стихотворцу» (1814 г.). Широкую популярность Пушкину принесла его первая поэма «Руслан и Людмила».
Большинство произведений Александра Сергеевича стали классикой русской литературы: «Я помню чудное мгновенье…», «Полтава», «Борис Годунов», «Повести Белкина», «Медный всадник», «Евгений Онегин» и мн. др. Цитаты из них и даже сами названия превратились в часто употребляемые в повседневной жизни крылатые выражения.
Традиции, заложенные Пушкиным в русскую литературу, поддерживаются на протяжении уже почти двух столетий. О громадном влиянии творчества великого поэта пророчески высказался в 1859 г. А. Григорьев: «Пушкин – наше все».
Учеником Пушкина считал себя еще один гениальный русский поэт – М. Ю. Лермонтов. Если не считать ранних незрелых литературных опытов, его творческий путь был очень недолгим: с 1836 г. до трагической смерти в 1841 г.
За этот короткий срок Лермонтов создал немало выдающихся произведений: «Три пальмы», «Пророк», «Дума», «Бородино», поэмы «Демон» и «Мцыри». Первым отечественным психологическим романом стал «Герой нашего времени» – непревзойденный шедевр русской прозы.
Лермонтов – непосредственный преемник пушкинских традиций, вдохнувший новую жизнь в развитие всей русской литературы.
Пушкинская эпоха ознаменовалась появлением целой плеяды талантливых поэтов: Д, В. Давыдова, П. А. Вяземского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, А. В. Кольцова. Одним из основоположников русской философской поэзии был Е. А. Боратынский. Творчеству этих авторов часто незаслуженно отводится скромное место в тени великого современника.
Н.В. Гоголь
В начале 30-х гг. XIX века был издан сборник повестей молодого, никому не известного писателя под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Начинающего автора звали Н. В. Гоголь, которому предстояло стать одним из основоположников русской реалистической литературы. Сборник сразу же принес писателю широкую славу. За ним последовали первые «петербургские» повести, «Тарас Бульба», «Вий», гениальная комедия «Ревизор». В повести «Шинель» Гоголь развил введенный Пушкиным образ «маленького человека».
В 1842 г. был издан первый том поэмы «Мертвые души», в которой была дана широкая картина российской жизни, прежде всего, ее негативных сторон.
Проза и драматургия Гоголя оказали огромное влияние на всю русскую литературу и определили дальнейшие пути ее развития на долгие годы вперед.
Критический реализм и «натуральная школа»
Вторая половина XIX века ознаменовалась в русской литературе появлением социально-обличительного, критического направления. Его основоположниками стали представители т. н. «натуральной школы», стремящиеся к изображению реальной жизни «без прикрас».
Продолжателем романтических традиций в ранний период творчества был Н. А. Некрасов, издавший в 1840 г. свой первый стихотворный сборник «Мечты и звуки». Сборник вызвал резко отрицательный отзыв Белинского, что заставило Некрасова повернуть от романтизма к реализму. Ведущим жанром в его творчестве постепенно становится гражданская лирика.
Лишь в 1856 г. выходит новый сборник Некрасова, характер которого определялся стихотворением «Поэт и гражданин». В дальнейшем поэт все чаще изображает тяжелую жизнь простого народа. Широкую славу принесли ему произведения: «Размышления у парадного подъезда», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Русские женщины». Главным делом жизни стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо» – эпическое произведение о России и невыносимых страданиях русского народа.
Крупным представителем «натуральной школы» был И. С. Тургенев, автор антикрепостнического цикла «Записки охотника», в которым была дана широкая картина жизни крестьян и помещиков. Знаменитые романы Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» наполнены острым идеологическим содержанием. В них отражались основные этапы демократического движения, изображалась болезненная смена поколений в русском обществе.
Значительным явлением середины XIX века стала трилогия И. А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв»), написанная в рамках критического реализма. Иван Ильич Обломов принадлежит к вечным образам мировой литературы и воплощает в себе целую эпоху, уходящую в прошлое. Роман «Обрыв» – классическое произведение русского реализма, до сих пор не утратившее своей популярности.
Непревзойденным сатириком и мастером гротеска был М. Е. Салтыков-Щедрин – один из главных представителей обличительного направления. В известном произведении писателя «Помпадуры и помпадурши» гневной критике подвергается вся административно-бюрократическая система царской России.
Самым ярким, вызвавшим яростные споры произведением Салтыкова-Щедрина стала «История одного города», в котором гротескное обобщение достигает максимальной силы. Запоминающийся образ Иудушки создан писателем в романе «Господа Головлевы».
Большое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимает цикл обличительных сказок: «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» и др.
Драматургия
С именем А. Н. Островского связан период расцвета русской драматургии. В общей сложности писателем было создано почти пятьдесят оригинальных пьес, среди которых следует выделить такие шедевры, как «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок», «Гроза». В центре внимания драматурга – купеческое сословие, но свою главную задачу он видел в изображении душевного мира своих героев независимо от социальной принадлежности. Катерина из «Грозы» до сих пор остается одним из самых популярных женских образов в русском театральном искусстве.
Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой
Одним из самых известных и оказавших колоссальное влияние на мировую литературу русских писателей является Ф. М. Достоевский – тонкий знаток человеческой души. За рубежом его нередко обвиняют в чрезмерном пессимизме и склонности к мрачному изображению действительности, но признают огромный талант писателя в разработке психологических портретов своих героев.
Романы Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и другие произведения – общепризнанные литературные шедевры. Для русского читателя писатель невероятно дорог тем, что на протяжении всей жизни призывал к решению вечной «загадки» России.
Во второй половине XIX века одно из центральных мест в русской литературе занял Л. Н. Толстой. Его творческая деятельность началась с публикации трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». В дальнейшем писатель стал все больше задумываться о моральных устоях простого народа.
Главной книгой Толстого стала эпопея «Война и мир» – произведение огромной изобразительной мощи и гуманистического пафоса. Писатель создал еще два великих романа – «Анну Каренину» и «Воскресенье», в которых поднял самые важные вопросы, волнующие человека.
Роман «Воскресенье», опубликованный в 1899 г., можно в какой-то степени считать «последней страницей» русской классической литературы и «золотого века». В нем выражена страстная надежда Толстого на предстоящее «воскрешение» русского народа в новом веке.
Конец «золотого века»
Крупным писателем второй половины XIX века был Н. С. Лесков, автор произведений «На ножах», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша» и др.
В 80-е гг. XIX века в печати начинают появляться юмористические рассказы А. П. Чехова. Короткие, невероятно смешные истории очень нравятся читающей публике и вскоре приносят писателю всероссийскую славу.
К концу 80-х гг. в творчестве Чехова происходит перелом. От сатирического изображения действительности он переходит к философским размышлениям и критике царящей в обществе пошлости и бездеятельности. Большой общественный резонанс вызывают рассказы «Палата №6», «Человек в футляре», «Попрыгунья» и др. В самом конце XIX века появляются знаменитые пьесы Антона Павловича «Чайка» и «Дядя Ваня», в которых раскрылся его яркий талант драматурга.
Литература 18 века по произведениям Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина
В литературе 18 века произошел ряд изменений: в первой трети столетия сформировался классицизм, во второй половине появились новые жанры, а к концу века возникает новое направление — сентиментализм. Перелистывая страницы произведений того времени, хотелось бы окунуться в те ощущения, которые испытывает читатель.
В довольно «гневном» романе «Путешествие из Петербурга в Москву» автор, или даже сам герой, А.Н. Радищев выражает свое возмущение по причине несправедливости к крестьянам. Источником народных бед служит крепостное право, которое не только угнетает крестьян, но и тормозит развитие России.
Синонимичную мысль можно встретить и в сатире «Властителям и судиям», где Г.Р. Державин указывает на бездействие и продажность властей, не выполняющих свой долг перед законом и народом. Однако другую проблему поднимает Н.М. Карамзин в произведении «Бедная Лиза». Пропасть, разделяющая людей разных сословий, мешала проявлению искренних чувств между молодой крестьянкой и дворянином.
Каждый читатель литературы 18 столетия сможет узнать о жизни людей того времени, прочувствовать переживания, испытываемые народом, осознать общественные и государственные пороки, мешавшие прогрессу.
🗹