Краткое содержание Горький Легенда о Ларре из рассказа Старуха Изергиль

Скачать обзор:

Горький о как лучшее своё творение. Рассказ повествует о проблемах жизни, судьбы, долга. Он весьма необычен. Это одно из тех произведений школьной программы, читать которое будет действительно интересно и полезно молодым людям, стоящим на пороге взрослой жизни.

Ознакомление с рассказом предусмотрено в курсе литературы за 7 класс. Представленное в данной статье краткое изложение и анализ произведения школьники могут использовать для читательского дневника.

Место и время действия

Действие рассказа начинается в Бессарабии, так зовутся южные земли между Черным морем и Дунаем. Сегодня эта культурно-историческая область разделена между тремя государствами. По ней проходит граница нынешних Молдавии и Румынии, а южная часть относится к Украине. Как раз на нынешних украинских землях и состоялась встреча рассказчика со старухой Изергиль. В тексте есть четкое указание: «Эти истории мне рассказали под Аккерманом». В наши дни город называется Белгород-Днестровский.

Горький писал свой рассказ, когда Бессарабия была частью Российской империи, славилась живописностью, тёплым морским климатом, что привлекало путешественников. Место действия играет важную роль в пространстве рассказа, природа и население этого края создают особый колорит, превосходно переданный автором.

Встреча автора с главной героиней, старухой Изергиль, происходит примерно в 1991 году, в так называемый «золотой сезон года», в конце лета – начале осени, во время сбора винограда. Большую часть повествования занимают рассказы старухи. Первая и третья её истории — старинные легенды, и время в них неопределённое: когда-то очень давно (много тысяч лет назад, стародавние времена). Второй рассказ Изергиль — о её молодости.

Таким образом, в рассказе присутствует несколько временных пластов. Для писателя не имеет особого значения, когда именно происходит действие, так как люди во все времена проявляют жестокость, эгоизм и совершают подвиги.

Пересказ содержания очень кратко

Теплым осенним вечером автор знакомится со старухой Изергиль. Она рассказывает ему три разных истории.

  1. Первая повествует о гордеце по имени Ларра, сыне орла и человека. Он кичился своим происхождением, несправедливо относился к людям и в конце концов совершил убийство. Соплеменники изгнали его, сделав изгоем. Карой для героя стала вечная жизнь, вечные скитания, он искал смерти, но она не приходила к нему. Так и ходит Ларра по земле, став тенью.
  2. Вторая история Старухи Изергиль — краткое описание её собственной жизни. В разговоре с рассказчиком она вспоминает о том, как была молода и красива. В её жизни было много мужчин, которых она по-своему любила. Большинство возлюбленных страстной Изергиль забирала смерть. Ей и самой пришлось на душу взять грех убийства. Она жила ярко, любила мужчин горячих, интересных. На склоне лет Изергиль осела в Бессарабии и теперь коротает старость в одиночестве, вспоминая богатое прошлое.
  3. Третья история — Легенда о Данко. Её герой добр и самоотвержен, он посвятил жизнь служению людям и пожертвовал собой ради них. Когда племя Данко оказалось под угрозой гибели в темном лесу, он вызвался быть проводником и отвести людей в более пригодные для жизни места. Долгий путь утомил соплеменников, они обозлились на Данко. Тогда герой вырвал из груди своё пламенное сердце и осветил людям путь к лучшей жизни. Вот только народ его жертву не оценил. Как только угроза миновала, о герое моментально забыли, а его сердце было растоптано. С тех пор над степью появлялись голубые искры, так Данко напоминал о себе.

Старуха Изергиль :: Горький Максим

Аннотация: Cвой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль» Максим Горький написал в 1894 году. В него вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.

Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в легенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя». Горький использует жанр литературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке. Более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, самолюбования и гордыни. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.

Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.

Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее.

Кто-то играл на скрипке… девушка пела мягким контральто, слышался смех…

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там – резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

– Что ты не пошел с ними? – кивнув головой, спросила старуха Изергиль.

Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями.

– Не хочу, – ответил я ей.

– У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны… Боятся тебя наши девушки… А ведь ты молодой и сильный…

Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.

– Смотри, вон идет Ларра!

Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестер, – она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.

Источник

Краткое содержание по главам

Глава 1. Легенда о Ларре

Рассказчик трудится на виноградниках в компании молдаван. Начало рассказа снабжено краткими, но красочными описаниями работников, мужчин и женщин, атмосферы южного вечера, в котором и происходит встреча со старухой Изергиль. Молдаване поют, пляшут, играют на скрипке. Герой не хочет идти с ними и остается беседовать со старушкой. Поднимается луна. Вдруг старуха замечает, что идет Ларра и указывает на него собеседнику, но он ничего не видит, кроме тени. Он спрашивает у старухи, почему та зовет тень именем Ларра. «Так это он и есть», — отвечает старуха, говоря, что Ларра давно превратился в тень. А дальше она рассказывает легенду.

Давным-давно, много тысяч лет назад жил на земле могучий народ. Однажды во время пиршества по случаю удачной охоты орёл унёс одну из красивых девушек. Её ищут, но не могут найти, а спустя двадцать лет она сама возвращается вместе с красивым юношей. Он приходится ей сыном. Женщина рассказывает, что она была похищена орлом, жила с ним и родила сына, а вернулась потому, что отец юноши покончил с собой, едва почувствовав приближение старости.

Облик у сына орла был вполне человеческий, обращали на себя внимание лишь его холодные глаза, не понравилось соплеменником поведения парня, его манера обращаться со старейшинами. «Ему нет место среди нас, пусть идет куда хочет», — говорили люди.

Юноша и пошёл, куда хотел, — по направлению к красивой девушке, смотревшей на него. Он обнял её, дочь старейшины. Девушка оттолкнула парня, боясь гнева отца, а сын орла не потерпел отказа и убил её. Хладнокровное и жестокое убийство повергло всех в шок. Как бы наказать виновника?, – думали соплеменники. Мать парня молила о пощаде, и старейшины решили побеседовать с ним, узнав зачем он так поступил.

Разговор показал, что для парня нет ни правил, ни табу, он считает, что может делать всё, что пожелает, и ему ничего за это не будет. И тогда один из старейшим понял, как стоит его покарать. Смерть не накажет его, он сам для себя наказание. Гордого убийцу было решено изгнать с именем Ларра, что значит «выкинутый вон». В этот момент средь ясного неба раздался гром — сам Господь поддержал такое решение.

Уйдя от людей, Ларра много лет жил изгоем, воровал скот и девушек, но близко к людям не приближался. Смерть не настигала его, стрелы не поражали его тело. Так прошло несколько десятилетий. Однажды он приблизился к людям, те хотели убить его, но когда Ларра не стал защищаться, поняли, что он ищет смерти. Смерть — избавление, а сделавший зло не достоин легкого конца. Тогда изгой сам ударил себя в грудь ножом, но не умер. Нож сломался как при ударе о камень. Люди возрадовались тому, что смерть не берет негодяя. В его глазах была тоска. Не было для него уготовано ни жизни, ни смерти, так до сих пор он и ходит по земле тихой тенью.

Глава 2. Жизнь старухи Изергиль

Услышав пение, Старуха говорит собеседнику, что так петь после тяжелого рабочего дня могут только люди, которые искренне любят жизнь. Она погружается в воспоминания и рассказывает историю своей жизни. В юные годы, не покладая рук, она трудилась ткачихой, но в то же время её жизнь оказалась яркой, полной чувств, любовных приключений, путешествий.

Она росла с матерью на хуторе вблизи небольшого городка. В 15 лет встретила первого возлюбленного. Он был рыбаком с Прута, встречалась с ним по ночам, каталась на лодке. Мать, когда узнала о её связи, избила дочь. Любимый был готов бежать с ней, но юной особе он уже разонравился. Подруга знакомит её с одним из гуцулов, которые шайками ходили по окрестностям. Рыбак, горюя по любимой, прибивается к гуцулам, но вскоре встречает другую. Оба любовника за совершенные преступления были повешены. Изергиль присутствовала на казни.

Онлайн чтение книги Старуха Изергиль III

«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, – там были сильные и злые враги, другая – вперед, – там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота… Люди всё сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум… Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, – и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче… Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… Но тут явился Данко и спас всех один».
Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой, ясно рисовал предо мной шум леса, среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные, загнанные люди… «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

– Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей.

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

– Веди ты нас! – сказали они.

Старуха помолчала и посмотрела в степь, где все густела тьма. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг.

«Повел их Данко. Дружно все пошли за ним – верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они… Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, – вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

– Вы сказали: «Веди!» – и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…

– Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Герои рассказа «Старуха Изергиль» и их краткая характеристика

Главные герои

Повествователь — образ, за которым скрывается фигура автора. Описания личности и подробных сведений об этом человеке в тексте нет. Многое о нём читатель может почерпнуть из контекста. Рассказчик молод, но для своих лет уже достаточно мудр. В Бессарабию он приезжает на работы по сбору винограда.

Читательское воображение рисует его хорошо сложенным, физически сильным и довольно симпатичным юношей. Он демонстрирует черты увлекающейся, творческой личности.

Молодой человек обособляется от своей компании, предпочитая общество старухи Изергиль, которая вызывает у него большой интерес, в беседах с ней рассказчик проявляет себя как внимательный, чуткий слушатель.

Старуха Изергиль — центральный персонаж рассказа, раскрывается в двух разных образах и ипостасях. Во-первых, она выступает одновременно и как главное действующее лицо, и как рассказчица. Во-вторых, в ней объединены две героини разных возрастов — старая и молодая, умудренная опытом старуха, из уст которой звучат истории, и молодая ветреная девушка, фигурирующая во второй главе.

Она была статная, гордая, с чувством собственного достоинства, но не гнушалась тяжелой работы. Страсть двигала ею, вспыхивая и угасая, она жила чувствами, меняя возлюбленных и не размениваясь на встречи с теми, с кем отношения закончились. Изергиль любила для себя, эгоистично, ничем не жертвуя. Однажды она спасла из плена любимого, но ждала от него благодарности. Она была из тех, кто брал от жизни всё, не задумываясь от будущем, и судьба привела её к одинокой старости. Её потрепала жизнь.

В тексте присутствует красочное описание внешности. По нему сложно предположить, что в прошлом она была огненной красавицей. Перед читателем предстает древняя, невесть сколько лет живущая на свете бабка с крючковатым носом, изъеденным морщинами лицом и беззубым ртом.

Образ глубокой старухи — это иллюстрация безвозвратно ушедшего, потерянного времени. Великолепная рассказчица, многое знающая и понимающая в жизни, сохранившая ясный ум, она говорит скрипучим голосом, как будто не языком, а костями вещает из вечности. «Живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень», — так характеризуется в тексте старуха Изергиль.

Ларра — красивый и невероятно сильный юноша, физически превосходящих всех людей. Но за внешней привлекательностью и мощью скрывается нелицеприятное нутро. Произошедший от орла и женщины герой демонстрирует «орлиные повадки» в своём поведении, его взгляд по-птичьи холоден.

Он безжалостен и высокомерен, понятия об уважении к другим, о почитании старших ему чужды. Гордость, осознание собственного превосходства, вседозволенности и стремление к безграничной свободе — вот что им движет. Свобода и стала его наказанием. Ларра — это не родовое имя, а прозвище, со значеннием отверженности. Так молодого человек назвали, изгоняя из общества.

Данко — антипод Ларры. Данко красив и смел, им движут отвага и любовь. Он живет не для себя, а для других, и готов пожертвовать своей жизнью для спасения людей. Любовь Данко к людям так сильна, что в ответ на злобные обвинения и желание убить его он чувствует жалость к ним и огромное желание спасти.

Второстепенные персонажи

Мать Ларры — девушка, похищенная из племени орлом и спустя 20 лет вернувшаяся вместе с сыном. До похищения автор характеризует её как «черноволосую и нежную», сравнивая с ночью, а после уже зрелая женщина описывается «измученной» и «иссохшей». Нрав сын добавил ей горя, но, каким бы он ни был, она любила его и молча, на коленях взывала к милости соплеменников.

Отец Ларры — орел, гордая горная птица, жесток и силен. Смириться с приходом старости оказалось ему не под силу, и он предпочитает принять смерть, разбившись о скалы. Из повествования следует, что Ларра, как обычно говорят в таких случаях, пошел «весь в отца».

«Каждый сам себе судьба…».
(Особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа « Старуха Изергиль»).

Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед.

М. Горький

Цели: выявить наиболее яркие стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества М. Горького; помочь учащимся увидеть своеобразие романтического метода писателя, обобщить знания об особенностях реализма как литературного направления.

Задачи: совершенствовать навык аналитической работы с текстом, умение сравнительного анализа языка литературных произведений, способность обобщать и делать выводы.

Образовательные:

  • рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;
  • отметить особенности композиции рассказа “Старуха Изергиль”как средства раскрытия идейного содержания;
  • выяснить смысл противопоставления героев рассказа “Старуха Изергиль”;
  • провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие;
  • выявить роль языковых средств художественной выразительности в раскрытии характера героя;
  • уметь пересказывать эпизод;
  • анализировать диалоги героев;
  • рисовать словесно;
  • работать над индивидуальным заданием.

Развивающие:

  • развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания;
  • развивать у учащихся чувство прекрасного.

Воспитательная:

  • подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.

Оборудование: тексты рассказов “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, « Макар Чудра», иллюстрации к ним, портрет молодого М. Горького, презентация к уроку.
Формы работы: беседа, работа с текстом, сравнительный анализ, составление схемы, выразительный чтение, демонстрация презентации.

Предварительная подготовка к уроку:

  • Чтение ранних романтических рассказов Горького.
  • Индивидуальное задание – подготовить пересказ легенд о Ларре и Данко,
  • библейскую историю о Моисее.
  • Индивидуальные задания по тексту.

1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний.

-В современной критике к раннему творчеству писателя принято относить все, написанное до 1900-1901 гг., до романа «Фома Гордеев». В ранний период Горький создавал в основном рассказы романтического толка. Но, кроме романтики, ранние рассказы писателя полны большого философского смысла. О смысле жизни рассуждают многие герои его ранних рассказов.

-Первые рассказы М. Горького принято датировать периодом с 90-ых годов XIX века по 1905 год. В эти годы преобладает жанр рассказа. На рубеже веков этот жанр дает возможность осмыслить новый исторический этап, охарактеризовать его в разных проявлениях. Мы увидели, что рассказы М. Горького не отличаются однородностью. Среди них выделяются три потока рассказов, разных по своему характеру:

— романтические: ”Макар Чудра ”, “Девушка и смерть”;

— реалистические: “Скуки ради”, “Бывшие люди ”, “В степи”;

— романтико-реалистические: “Челкаш”, “Коновалов”, “Двадцать шесть и одна”.

-Босяки, герои его романтических рассказов, оказываются побежденными средой. Сам Горький писал: “Я видел, что люди, окружавшие меня, не способные на подвиги и преступления… и трудно понять, — что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…” Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он — воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.

3. Слово учителя.

-Итак, мы увидели, что молодым писателем поставлена сложная задача: реализовать себя как писателя — реалиста, рассказывающего о людях “дна”, и как романтика, окрыленного мечтой о лучшем мире для людей. Можно ли это сделать, если не выработать своеобразный стиль?

Сравнительный анализ рассказов «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и «Челкаш» покажет нам, в чем своеобразие Горького — романтика, в чем особенность Горького — реалиста.

-Дома вам предложено было ответить на вопросы по группам.

Задание 1.

  1. Сравните морской пейзаж в начале рассказа с описанием моря во вступлении к рассказу “Челкаш”.
  1. Выпишите все эпитеты из морского пейзажа в рассказе “Старуха Изергиль” и из описания моря в начале рассказа “Челкаш” и определите характер тех и других.
  1. Сделайте вывод о назначении и выборе изобразительных средств при описании моря в романтическом и реалистическом рассказах.

Задание 2.

  1. Сравните описание молдаван в начале рассказа “Старуха Изергиль” с описанием трудового люда морского порта в рассказе “Челкаш”.
  1. С помощью каких изобразительных средств языка писатель создает описание молдаван в рассказе “Старуха Изергиль”? Какой идейно-художественной задачей руководствуется писатель при этом?
  1. Какими изобразительными средствами пользуется писатель, характеризуя людей в начале рассказа “Челкаш”? Какую идею выражает собирательный образ тружеников морского порта?
  1. Сделайте вывод о различном подходе к изображению людей в зависимости от идейно-художественной задачи писателя.

Задание 3.

  1. Проследите, как лирическая характеристика героя осуществляется в описании внешности Данко. Укажите, какую роль в создании образа Данко играет портретная деталь.
  1. Сравните портрет Данко с портретом Челкаша. Определите характер изобразительных средств, использованных писателем во втором портрете.
  1. Сделайте вывод об особенностях образа-символа, выясните, как эти особенности определяют характер изобразительных средств языка. Противопоставьте портрет романтического героя портрету героя реалистического рассказа.

Выступление 1 группы.
-Обратимся к пейзажу в рассказе “Старуха Изергиль”.

Выразительное чтение отрывка из начала рассказа : ”Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки”.

Сравним пейзаж с описанием морского порта в рассказе “Челкаш”.

Выразительное чтение отрывка: “Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сказать тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань…

Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов… крики грузчиков, матросов и таможенных солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…”

-Как различны эти пейзажи, созданные одним художником почти в один и тот же год, рисующим одно и то же южное море! В рассказе “Старуха Изергиль” пейзаж как бы вводит в сказочную обстановку последующих двух легенд, которые рассказывает Изергиль. Он создает фон для ее рассказов. Этому замыслу подчинен и выбор изобразительных средств языка.

В пейзаже наряду с красочными эпитетами, определяющими богатство и причудливость красок вечернего неба, большое место занимают эпитеты эмоционально-оценочные, отвлеченные: “странных очертаний и красок”, “чудной сказки”.

Если первый пейзаж рисовал затихающую необычную, ночную природу, то второй пейзаж рисует жаркий трудовой день морской гавани.

Здесь нет ни одного отвлеченного эпитета, все определения конкретны, точно воспроизводят предмет: “потемневшее от пыли голубое южное море — мутное”, “жаркое солнце”, “зеленоватое море”, “серую вуаль”.

Приглушенные пылью и грязью портового города, обычные краски этого пейзажа мало похожи на фантастические сочетания цветов вечернего неба из рассказа “Старуха Изергиль” (там — “сизые и пепельно-голубые, матово-черные, коричневые тучи”, “темно-голубые клочки неба”, “золотые крапинки звезд”).

Мы увидели, что это своеобразное введение в дальнейшее повествование подготавливает читателя не к “чудесной сказке”, а к рассказу о трудном дне в портовом городе, о делах и мыслях реальных людей — Челкаша и Гаврилы.

Выступление 2 группы.

Продолжим сопоставление и сравним изображение людей в рассказах.

Выразительное чтение отрывка “Они жили и смеялись…”

Романтический подход к описанию людей можно показать с помощью эпитетов, которых здесь много. Они рисуют героев обобщенно: у всех мужчин “пыльные, черные” кудри, у всех женщин “темно-синие” глаза и волосы “шелковые и черные”, все люди “веселые”, “бронзовые” и “стройные”.

Очевидно, писателю важно в этом случае выделить основное качество этих людей — их красоту, а поэтому в их портретах нет характерных и индивидуальных деталей, нет намеков на то, к какой социальной группе они принадлежат, кроме слов о том, что они, закончив сбор винограда, отправились с песнями к морю. Восторгаясь ими, автор использует отвлеченно-эмоциональные эпитеты: “странными ”, “сказочными”, “фантастические”.

Им прямо противоположны труженики из рассказа “Челкаш”, порабощенные и обезличенные тяжелым трудом.

Их образы социально конкретны. Это грузчики, матросы, таможенные солдаты. Эпитеты, употребленные М. Горьким, создают образ задавленных капиталистическим трудом людей: их фигурки — “пыльные”, “оборванные”, “согнутые под тяжестью товаров”, “голоса людей ели слышные… слабы и смешны”, “рванные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди”.

В условной обстановке романтического рассказа гордые и своеобразные, здоровые и красивые люди нарисованы Горьким в полной гармонии с природой.

В рассказе “Челкаш” слабые, маленькие люди показаны в страшном, непримиримом противоречии с окружающей обстановкой, с “мокрыми, блестевшими на солнце дородством машинами”, “с тяжелыми гигантами — пароходами”.

Если в романтическом описании люди вызывали и у нас, и у писателя настроение восторга, то в реалистическом портовый люд описан Горьким с чувством “жестокой иронии”.

Он все время подчеркивает, что люди жалки, смешны до слез, ничтожны, выражая тем самым свое глубокое возмущение социальными контрастами в мире несправедливости и угнетения.

Выступление 3 группы.

И портреты героев в этих рассказах М. Горький создает по-разному.

О Данко мы узнаем только, что он “молодой красавец, красивые — всегда смелы”, что “в очаг его светилось много силы и живого огня”, “в очах засверкали лучи того могучего огня”. Только глаза Данко, горящие могучим огнем любви к людям, — единственная деталь портрета.

Однако и она не конкретизирует ни одной черты характера, не создает индивидуальный облик человека. “Очи” Данко, в которых “ засверкали лучи могучего огня”, как и его пылающее сердце, — это атрибуты образа — символа, олицетворяющего самоотверженную, героическую любовь к людям. Обобщенный характер портрета подчеркивается афоризмом Изергиль: “Красивые — всегда смелы”. Эта фраза указывает на общий смысл образа, а не на его индивидуальные особенности.

В реалистическом портрете Челкаша М. Горький дает точную индивидуализированную характеристику героя. Он рисует его костюм, волосы, лицо, глаза, походку, руки, не забывает даже соломинку в его буром усе. Изобразительные средства совершенно конкретны. Это удивительно точные эпитеты и сравнения, раскрывающие существо ловкого и смелого вора, похожего на степного ястреба “хищной худобой”, “прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой”.

Одним словом, создается неповторимый портрет Гришки Челкаша, раскрывающий его индивидуальность.

И если изображение жизни босяков традиционно, то герой — романтик впервые задуман как спаситель.

Воспевая его героизм, М. Горький должен был пользоваться яркими красками, впечатляющими звуками, особым ритмом. Поэтому он обращается к народному творчеству.

Отсюда — эмоциональные, отвлеченные эпитеты, гиперболические сравнения: “Очи, как ясные звезды…”; метафоры — олицетворения: “Море распевало мрачный и тревожный гимн”, “болото разевало свою жадную гнилую пасть”.

Отсюда — торжественная лексика и синтаксис, свойственный сказовым жанрам фольклора. Рассмотрим отрывок из рассказа “Старуха Изергиль” с точки зрения его синтаксиса.

“Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его, и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота”.

Напевность повествования достигается здесь повторением союза, к которому Горький часто прибегает в романтических произведениях. Часто повторяющийся союз “и” придает повествованию величавую плавность и неторопливость сказа. Обособленные определения, обычно стоящие после определяемого слова, повторы отдельных слов и словосочетаний еще более усиливают общий напевный характер повествования.

Итак, средства народной поэзии и традиционный арсенал романтического изображения жизни позволили молодому М. Горькому создать новаторские романтические произведения. Символические краски будут использоваться и в реалистических рассказах.

– Рассказ «Старуха Изергиль» имеет романтический характер. Давайте вспомним черты романтизма:

  1. У героя два мира – идеальный и реальный.
  2. Яркость образов.
  3. Необычность событий.
  4. Гиперболизация качеств.
  5. Загадочный пейзаж.

– В какое время суток происходят события в рассказе? Почему?
Ночью, это самое таинственное время суток.

– Какие природные образы вы могли бы выделить?

Море, искры, небо, ветер, тучи, луна.

– Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?

Эпитеты, олицетворение, метафору.

– Почему именно таким показан пейзаж в природе?

Природа показана одушевлённой, она живёт по своим законам. Она красива, величественна, свободна. Но человек тесно связан с природой, она отражает внутренний мир человека, его желания, стремления. И люди, среди которых живёт Изергиль, сродни природе – сильные, красивые, свободные.

– Ваши впечатления от рассказа. Как он построен и в чём смысл изображённой автором композиционной формы.

Рассказ старухи о своей жизни обрамлён двумя легендами. В них героиня рассказа выражает своё представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. По этим жизненным ценностям и мы можем судить о героине рассказа.)

-Мы вернёмся к этому вопросу, когда будем говорить о жизни Изергиль.

Легенда о Ларре .

– Каким внешним событием рождена легенда?
Тень, плывущая по небу – тень Ларры.

– В центре повествования этой легенды – трагическая судьба сына женщины и орла. Он не захотел уважать традиции племени, откуда родом была его мать. Ценил только себя, слышал только свои желания.

– Почему он так себя ведёт, чем это мотивировано?

Он таким родился, он – сын орла.

– Племя его приговорило к одиночеству, а это самый страшный “зверь” на земле. Справедливо ли было это решение? Подтвердите текстом.

Небеса одобрили решение племени.

– А что добавила Изергиль непосредственно от себя?

“Вот до чего может довести человека гордость и непокорность и вот как могут покарать гордеца бог и люди”.

– Но здесь можно и поспорить с Изергиль? Что вы можете сказать о таком качестве человека, как гордость?

Нельзя осуждать человека за гордость, если ему есть чем гордиться и это не идёт против общечеловеческих ценностей. Ларра был осуждён не за гордость вообще, а за гордость эгоиста, попирающего права, честь и достоинство коллектива.

– Есть такое слово – гордыня. Подумайте, чем различаются два слова – гордость и гордыня. Запишите.

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважение.

Гордыня – чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

Фрагмент из фильма Э. Лотяну «Табор уходит в небо» (по рассказу М.Горького «Макар Чудра»).

_Как Вы думаете, почему в фильме такой финал? Вспомните рассказ Горького.

Стихотворение Татьяничевой «Гордые».

Гордым легче.

Гордые не плачут. Ни от ран. Ни от душевной боли. На чужих дорогах не маячат, О любви, как нищие, не молят. Широко расправлены их плечи, Не гнетёт их зависти короста… Это правда – Гордым в жизни легче; Только гордым сделаться – Не просто.

— Какое качество характера мы видим у Ларры?

– Поняла ли Изергиль подлинную сущность Ларры? Подтвердите текстом.

Она осудила его за гордость, но ведь чувство собственного достоинства было присуще и ей самой. И тогда станут понятны слова автора, сказанные о старухе: “И стало почему-то страшно жалко её. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а всё-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота”. Следовательно, она осудила и самоё себя.

Легенда о Данко .

– Каким природным явлением рождена легенда о Данко?
Искры на небе.

– В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Ларре.

Индивидуальное сообщение учащегося.

Библейская притча о Моисее.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко.

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение.

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.

– В жизни человека всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.

– Каким изображён Данко в рассказе Изергиль?

Сильным, смелым, ради людей пожертвовал собой. Но он тоже выделяется из толпы своими качествами сильного и свободного человека, это и сближает его с Ларрой, однако на этом сходство заканчивается.

– Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом.

Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко.

– Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев – гордость, но мы с вами доказали, что герои совсем разные. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни.

– Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. И именно она главная героиня. Давайте вновь обратимся к композиции рассказа. Две легенды обрамляют повествование Изергиль о себе. Они помогают нам понять, что ею движет, какой её характер.

– Какая она, Изергиль?

Рассказ о жизни Изергиль.

Это легендарная личность, сильная, волевая, много видевшая на своём веку. На её глазах сражались и умирали солдаты Польши, любила поляка, который воевал за греков, осуждала русских, ходивших бить мадьяр. Возможно она была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая 1. Наконец, она рассказывает, как сама помогла бежать из плена восставшим полякам .
– К каким людям её влекло?

К сильным, ярким характерам. Она симпатизирует борцам за свободу. И всё-таки людей Старуха Изергиль ценит прежде всего за их необычность. Идеалы, за которые борются её любимые, её не интересуют.

– Что является идеалом жизни Изергиль?

Свободная любовь. И с тем, кто посягает на это право, она обходится решительно и сурово.

– Итак. С одной стороны Изергиль являет собой пример, достойный подражания, а с другой стороны она эгоистична, жила только для себя. И легенды, рассказанные ей, указывают на противоречивость её характера. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд.

– Как вы думаете к кому из героев ближе героиня.

– Докажите примерами из текста позицию автора.

Приводятся примеры поступков героини, строчки, завершающие рассказ Изергиль о себе. “И вот уже около трёх десятков лет живу здесь…был у меня молдованин, умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу…Нет, не одна, а вон с теми.” И оговорка Изергиль совсем не случайна: она лишний раз напоминает о глубокой противоречивости характера героини – её стремления жить вместе с гордым, вольнолюбивым народом и её индивидуализм и эгоизм. Даже портрет Изергиль близок портрету Ларры. Он стал тенью, и её время высушило и внешне и внутренне.

– Итак, композиция рассказа раскрывает нам образ старухи Изергиль, которая в молодости пережила судьбу и Ларры и Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма и для подвига. Жизненная позиция автора произведения тоже раскрыта.

-Какие три жизненные философии предстают перед нами в рассказе?

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» перед читателем предстают три философии жизни:

а) Ларры — жить без людей и только для себя; б) старухи Изергиль — жить с людьми, но для себя; в) Данко — жить с людьми и для людей.

– Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ?

Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.

Каждый из нас выбирает свой жизненный путь .

«Каждый сам себе судьба…».

Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые.подобно, Данко, стараются помочь людям, не так уж и мало. Оставьте свой след на земле, и пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко.

– И теперь, я думаю, вам понятны слова Горького, взятые эпиграфом к нашему уроку.. Людей, которые посвятили свою жизнь служению идеалам добра и справедливости, которые подобно Данко стараются помочь людям, не так уж и мало на нашей земле. Оставьте свой след на земле и пусть он будет ярким, как искры от горящего сердца Данко.

Домашнее задание.

-Можно ли назвать историю жизни Изергиль легендой? Обоснуйте свой ответ.
В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» перед читателем предстают три философии жизни:

а) Ларры — жить без людей и только для себя; б) старухи Изергиль — жить с людьми, но для себя; в) Данко — жить с людьми и для людей.

Самой сложной и неоднозначной является философия Данко. С одной стороны, необходимо обнажить связь легенды о Данко с библейским сказанием о Моисее.

Сюжетное сходство легенды о Данко и легенды о Моисее очевидно: и один, и другой спасают людей. Однако очевидны и различия: Моисей действует не по своей воле, а по воле Божьей, и Бог ему во всём помогает («Бог повелел Моисею протянуть руку к морю. Когда Моисей протянул свою руку, то Господь погнал морские воды сильным восточным ветром, так что в течение ночи часть моря перед израильтянами сделалась сушей»); Моисей призывает людей верить в помощь Божью и вера спасает всех («:Но Моисей сказал им: «Не бойтесь! Стойте и увидите спасение Господне, которое он окажет вам ныне:Господь будет бороться за вас, а вы будьте спокойны»).

Данко действует иначе. Он заставляет людей действовать: «Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим время на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец — всё на свете имеет конец!»

Таким образом, различие героев очевидно: Данко действует по собственной инициативе, он противопоставляет жизненным обстоятельствам собственную волю, собственную уверенность, целеустремлённость, силу. Вероятно, переосмысление библейского сюжета писателем связано с тем, что Горькому дорога мысль о всесилии Человека, о необходимости действовать, активно преображая жизнь. (Эта мысль звучит и в поэме «Человек», и в пьесе «На дне», и в других произведениях Горького). Сравнивая Данко и Моисея, писатель, вероятно, отдаёт предпочтение жизненной позиции Данко.

С другой стороны, Горький противопоставляет своего героя не только библейскому герою, но и сверхчеловеку. (Не секрет, что рассказ «Старуха Изергиль» написан как полемический отклик на получившую широкое распространение в России теорию сверхчеловека Ф. Ницше).

Второй герой рассказа, Ларра — человеконенавистник, совершивший преступление против другого человека, подвергнут страшному наказанию — обречен на вечные муки и одиночество.

— Наверное, поэтому в раннем творчестве писателя встречается много рассказов, где повествование ведется не автором, а рассказчиком, причем их имена нередко становились названиями произведений. Приведите примеры. («Макар Чудра», «Емельян Пиляй», «Старуха Изергиль».)

— Какие формы для своих произведений использует автор? (Очень часто это стилизации сказок, легенд, преданий.)

— Почему так велик интерес молодого Горького к народному творчеству? (Во-первых, велика роль обобщенного образа – какая-либо одна черта: жадность, трусость, благородство, честность… Это позволяет отнести героя к сторонникам добра или зла, следовательно, — усилить нравственный пафос произведения. Во-вторых, усиливается напряженность конфликта, лежащего в основе произведения: борьба, в которую вступают герои сказок, всегда ведется бескомпромиссно, до конца.)

— Вспомним теорию литературы. Литературные течения. Романтизм. Какие основные характеристики этого течения можете отметить? (Исключительные герои и обстоятельства, экзотические страны…)

— Почему в конце 18-го – начале 19-го в. возникло такое литературное течение? (Недовольство реалиями окружающего мира и, как следствие, уход к необыкновенным героям, обстоятельствам, воспевание этих героев…)

— Изменилось ли что-то к концу 19-го – началу 20-го века или нет, остались ли прежними истоки романтического мироощущения у Горького, на ваш взгляд? (Направление поисков у Горького, можно сказать, стало даже противоположным: не уход от текущего существования, а стремление найти под привычным что-то сокровенное. Т.е. идеал Горький ищет в повседневности, считая, что каждому человеку предоставляется случай реализовать свои возможности.)

— Докажите. (Широко известен призыв Горького: «Усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее».)

— Обратимся к рассказу «Старуха Изергиль», написанному в 1894 году. Какова композиция произведения? («Рассказ в рассказе». Можно выделить две легенды, рассказанные Изергиль, и третий рассказ героини о ее собственной жизни.)

— Рассмотрим образы героев легенд, рассказанных старухой. (Традиционно образы Ларры и Данко противопоставляются друг другу.)

— Какова главная мысль первой легенды? (Главная мысль легенды о Ларре – осуждение эгоистического индивидуализма. Ларра мнит себя свободным от всех и бессознательно разрушает жизнь, вне которой, как оказывается, он существовать не может.)

— Каков результат? («…он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего».)

— Вывод? (Отделение от общества обречено на гибель.)

— Найдите в тексте подтверждение этому. Какую особенность необходимо отметить? (Рассказ Изергиль завершается на фоне песни, исполняемой на берегу.)

— Каково значение песни, о которой пишет автор? (Мотив теплой и красивой отдельной «партии» вливается в общую звуковую волну, становится внутренней антитезой вопиющей глухости, слепоты, бездарности Ларры.)

— Слушаем музыкальный фрагмент из кинофильма «Табор уходит в небо».

— Когда начинается повествование Изергиль о собственной жизни? (С момента описания чудесного хора.)

— Это случайно? (Нет. Песня контрастирует с жизнью Изергиль, которая, полная событий и страстей, наслаждений, была отдана сиюминутному, скоропреходящему и не была озарена светом какой-то иной, теплой любви. Старуха Изергиль никогда не была рабой, но автор осуждает эту бесцельно прожитую жизнь, ведь она осталась статичной, как однообразны и события ее внешне бурной молодости. При жизни старуха Изергиль мертва.)

— Докажите. («…Та, которую они целовали, сидит со мной живая. Но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень…»)

— Какой художественный прием использует автор, чтобы соотнести образ Изергиль и предыдущую легенду? (Рассказ Изергиль заканчивается пейзажной зарисовкой тучи и «густых теней», ползущих по земле.)

— Итак, это сходство Изериль и Ларры. А есть ли какие-либо между ними различия? (Есть и существенные. Во-первых, эта женщина обладала острыми эмоциями, жаркой страстностью, ярким образным мышлением, способностью любоваться гордыми и сильными людьми. Такая натура резко контрастирует с холодным, равнодушным, «застывшим» нравом Ларры; во-вторых, их разделяет и то, что Изергиль ценит мудрость, опыт человеческий, хотя не всегда правильно понимает его. Не случайно в ее уста вложены такие яркие предания. Кроме того, Изергиль осуждает Ларру, жалеет погубленную им девушку.)

— Какую еще роль играет образ Изергиль? (Рассказывая модлодежи поучительные предания, как бы сохраняя их для будущего, Изергиль осуществляет связь между вечным и настоящим.)

— Что можно сказать о «Легенде о Данко» в сравнении с первой? (Полная противоположность, хотя тоже о бессмертии: в первом случае – мрак, тень, о втором – искры, частицы света. Данко умирает, но побеждает при этом страх, злобу, зависть своего народа, утратившего любоь к жизни среди смрадного болота.)

— Какой прием Горький использует для достижения соответствующего настроения? (Природа у автора живая.)

— Показательно, что кульминационные моменты обеих легенд озвучены ударами грома. Чем, по древним поверьям, является удар грома? (Гром – глас Бога.)

— Что означает он в первом сказании? (Решение народа племени Ларры совпадает с волей неба.)

— А во втором? (Данко крикнул «сильнее грома», противопоставляя человеческую любовь каре высшей силы.)

— Можно ли сказать, что Данко одержал полную победу? (Нет.)

— Почему? (Окончание легенды печально. «Осторожный человек» раздавил сердце самого гордого соплеменника.)

— Ваш вывод?(Результат подвига во имя несовершенных людей совсем не тот, к которому стремился Данко. Юноша-слушатель остро чувствует это.)

— Как автор показывает свою позицию? (Рассказ завершает пейзаж: «В степи было тихо и темно. По небу ползли тучи, медленно, скучно…Море шумело глухо и печально».)

— Какова символика пейзажа? (Грустная нота, но в ней заключен подтекст, скрытый смысл, а именно реакция слушателя. Автор надеется, что, возможно, вот таким молодым и удастся достигнуть нужного результата.)

— Какой можем сделать вывод? (Основная черта горьковского романтизма – оптимизм. Он декларируется в строчках, ставших уже афоризмами: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» или «В жизни всегда есть место подвигам».)
3. Формулируем вывод о раннем творчестве Горького. (Учащиеся самостоятельно записывают свои выводы в тетради в форме тезисов или сочинения-миниатюры.

Анализ произведения

История создания

В 1891 году 23-летний Горький путешествует по Бессарабии. В воздухе этого края юноша почувствовал «романтический дух», который был ему близок. Под впечатлением от поездки у молодого литератора появился замысел будущего рассказа «Старуха Изергиль». В 1894 рассказ был написан. Эта дата обоснована письмами Горького писателю В. Г. Короленко.Первая публикация в «Самарской газете» относится к следующему 1895 году.

Ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал», — отзывался автор о своём творении.

Тема

В рассказе три сюжета объединяет сквозная тема:

Для чего стоит жить

Все герои рассказа красивы и горды, но их ценности различны. Человек волен выбирать, как прожить свою жизнь, но вместе с правом выбора на него ложится и ответственность за его последствия

Ларра в гордыне и эгоцентризме любит только себя, он ценит неограниченную свободу в своих действиях, но тем самым он отделяет себя от человеческого общества. Жизнь только для себя, вне людей стала его трагедией,

Изергиль прожила жизнь в пылких страстях, она легко забывала прежних возлюбленных и никому не хотела подчиняться. Она жила среди людей, но для себя, за что поплатилась одинокой старостью.

Благородный Данко выбрал служение людям, пусть и неблагодарным. Его жертвенность не была напрасной: остались искры его сердца, которые зажигали огонь в других благородных сердцах.

Идея

Человек должен жить для чего-то большего, чем он сам, тогда его жизнь не будет напрасной.

Проблематика

Жизнь и свобода — ключевые идеалы современного общества и базовые права человека, закрепленные в международном и национальном праве. Максим Горький задумался о сущности этих категорий задолго до того, как они были утверждены в юридических документах. Герой одной из новелл Ларра стремился к полной свободе, и он её получил, но сделало ли это его счастливым, принесла ли ему благо «вечная жизнь»? Нет, они стали для персонажа самым страшным наказанием.

Изложенная Горьким история показывает, что факт жизни как существования и свобода как абсолют сами по себе ничего не стоят. Для жизни в полном смысле этого слова человеку нужен человек, поддержка общества, взаимопонимание. Данко же с легкостью отдает свою жизнь, которая не была бы ценностью в дремучем лесу, где он и его соплеменники вынуждены выживать. Лучше достойная гибель во спасение, чем такая жизнь.

Равнодушие, эгоизм человека и общества — ещё одна важная тематическая линия рассказа. Автор показывает людское равнодушие, сказавшееся на судьбе центральных героев рассказа. Равнодушие и эгоизм могут быть присущи как отдельной личности, так и толпе. В первой части крайний эгоист — Ларра, но сообщество осудивших его людей тоже не вызывает симпатии: они равнодушны и бесчувственны к многолетним страданиям этого несчастного, который пытался прийти к ним.

Эгоистична Изергиль, не сожалеющая тех, кто остался в прошлом, кого она якобы любила. В третьей части проявляется «коллективный эгоизм», который погубил Данко. Явственно и равнодушие спасённых к его жертве. Эгоизм и равнодушие неразрывно связаны. Эгоист видит только себя, и равнодушен к жизни других.

Гордость и гордыня — похожие слова с разным смыслом. Обо всех героях произведения говорится, что они горды, но горды они по-разному. Ларра одержим гордыней, то есть непомерной гордостью, он превозносится над всеми. Гордость Изергиль — высокое мнение о себе, нежелание быть у кого-либо в подчинении. В этом она схожа с Ларрой. Гордость Данко — чувство собственного достоинства, достоинства человека.

Композиция

Рассказ в рассказе — форма повествования, предполагающая, что часть сюжетной линии представляет собой историю, озвученную или написанную одним из героев произведения. В мировой литературе этот принцип довольно популярен, иногда его ещё называют «принципом матрешки».

Именно он лег в основу композиционной структуры «Старухи Изергиль». Внешняя канва сюжета сводится к пребыванию автора в Бессарабии, его работе на виноградниках, встрече и беседе со старухой Изергиль. Эта часть повествования важная для оформления и понимания историй, звучащих из уст старухи Изергиль. Сюжетно истории не связаны друг с другом, однако дополняют друг друга по смыслу. Начало и конец рассказа — два «зеркальных» сюжета, о злом и о добром герое. Обе их можно определить как легенды, рассказанные старухой. А в сердцевине — подлинная история героини, рассказчицы, которая раскрывается, в том числе, и в контексте звучащих из её уст сюжетов.

Жанр и направление

«Старуха Изергиль» — это рассказ, то есть эпическое произведение малой формы, один из основных жанров прозаической литературы. Произведение имеет ряд особенностей. Помимо рассмотренной выше композиции, к ним относится манера повествования. Читателя порадует образный, поэтичный язык произведения. Текст преисполнен эпитетами, краткими, но меткими описаниями. Горький буквально «живописует» картины словом.

В рассказе явно проявляются черты, характерные для литературы романтического направления:

  • Во-первых, это антураж и колорит, выбор место действия и атмосфера, созданная автором.
  • Во-вторых, изображение жизни, не связанной с окружающей действительностью.
  • В-третьих, изображение героев исключительных, одиноких, находящихся в конфликтных отношениях с обществом.

Ряд литературоведов усматривает в рассказе и реалистические черты. Откровенно романтические мотивы и сюжеты Горький сближает с реальностью. Рассказ «Старуха Изергиль» можно рассматривать как пример произведения, демонстрирующего переход от романтизма к реализму. Жанрово его часто определяют как «рассказ-притча».

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: