Андрей Семенович Лебезятников — персонаж романа романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Приятель Петра Петровича Лужина и сосед Мармеладовых. Молодой чиновник служащий в каком-то министерстве, представитель так называемых «новых людей». Человек считающий себя высокообразованным и пропагандирующий «модные» взгляды, но с трудом изъясняющийся даже на родном русском языке. Именно в его квартире временно останавливается Лужин по прибытию в Петербург.
Сергей Бехтерев в роли Лебезятникова в сериале «Преступление и наказание» (2007)
Теория Лебезятникова
Андрей Семёнович — сосед Мармеладовых. Он считает себя представителем прогрессивной молодёжи и пытается распространять новые идеи среди соседей и знакомых, даёт им читать «прогрессивные книги».
Его рассуждения об общественном устройстве и о коммуне — это пародия на диалоги героев романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Особенно ратует Лебезятников за создание особых «коммун».
По мнению этого персонажа, состраданию не место в обществе. Он считает, что сострадание «воспрещено наукой».
Андрей Семёнович выступает и против частной благотворительности, так как считает, что она ничего не способна изменить в обществе радикально.
По мнению Лебезятникова, законный брак лишает человека свободы, связывая его брачными узами. Он сторонник «гражданского брака», который официально не оформлен. Также ему по нраву свободные отношения в браке, Лебезятников собирается относиться к изменам будущей жены благосклонно. Целомудрие и женскую стыдливость он считает предрассудками. Лебезятников сожалеет о смерти своих родителей, потому что, если бы они были живы, он бы с удовольствием их «огрел протестом». «Я бы их удивил!» — восклицает он (часть 5, глава 1).
Лебезятников ратует за трезвый образ жизни, он убеждён, что трезвость — важное качество прогрессивных людей, которые должны подавать пример другим.
Этот герой не признаёт пользы поэзии и живописи. По его мнению, чистка помойных ям полезнее деятельности поэтов и художников.
Карикатура на нигилистов
При разработке его образа Достоевский в предварительных материалах к роману сделал пометку: «Нигилизм — это лакейство мысли»
Лебезятников задумывался Достоевским как явная карикатура на персонажей Чернышевского, и потому его рассуждения о жизненном устройстве коммуны написаны с пародийной отсылкой на диалоги из романа «Что делать?». Герой разговаривает на те же темы, пропагандирует те же идеи (например, он рассуждает о коммунах). Однако в дальнейшем становится ясно, что писатель решил усложнить образ героя и отказался от прямолинейного высмеивания: защитив Соню Марселадову от Лужина, а затем пытаясь помочь обезумевшей Катерине Ивановне, он обретает вполне благородные черты характера. С этого момента, по словам Валерия Кирпотина, «карикатура кончилась, художник победил памфлетиста».
См. Цитаты Андрея Семеновича Лебезятникова
Характер и поступки
У Лебезятникова, считающего себя пропагандистом прогрессивных идей, плохо получается «закидывать идеи», то есть распространять их, так как он плохой оратор.
Андрей Семёнович стал сторонником «новых мыслей», потому что среди молодёжи это было модно. Его поведение иногда не совпадает с его убеждениями. Например, он убеждён, что целомудрие — предрассудок. Но когда Соня не ответила на его ухаживания, он «вошёл в амбицию» и способствовал тому, чтобы хозяйка выгнала Соню с квартиры из-за того, что та стала проституткой. Затем он продолжил общаться с Соней и говорил, что уважает её за неприличное ремесло.
Он противник сострадания, но спасает Соню, когда Лужин напрасно обвиняет её в воровстве; пытается помочь Катерине Ивановне, когда она покинула с детьми жилище.
Автор несколько раз называет Лебезятникова «добреньким». Действительно, он мягкосердечен и, в то же время, заносчив, излишне самоуверен. «… я, такой просвещённый человек», — говорит он.
Цитатная характеристика
Лебезятников — молодой чиновник, который служит в минестерстве. По видимому, его деятельность связана с адвокатурой, так как в романе упоминается, что он был подопечным Лужна:
— Да, Андрей Семеныч Лебезятников, служащий в министерстве. Изволите знать? — Да… нет… — ответил Раскольников. — Извините, мне так показалось по вашему вопросу. Я был когда-то опекуном его… очень милый молодой человек… — Часть 2, Глава V
Он небогат, у него почти никогда нет денег. Между тем, он отказывается ссужать пьяницу Семена Мармеладова деньгами на водку не потому, что их у него нет, а по «науке», согласно требованиям «политической экономии»:
«Андрей Семенович, у которого никогда почти не бывало денег, ходил по комнате и делал сам себе вид, что смотрит на все эти пачки равнодушно и даже с пренебрежением.» — Часть 5, Глава I
«Ведь он знает же, что я не отдам. Из сострадания? Но господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями, объяснял намедни, что сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия.» — Часть 1, Глава II
Лебезятников считает себя образованным человеком, но при этом не только не знает ни одного иностранного языка, но и не умеет хорошо объясняться по-русски:
«Увы, он и по-русски-то не умел объясняться порядочно (не зная, впрочем, никакого другого языка)…» — Часть 5, Глава III
Даже Лужин, называющий себя другом и опекуном Лебезятникова, со временем начинает понимать, что на сам деле он глуп и не пользуется уважением даже в своем кружке:
«Дело в том, что он, по инстинкту, начинал проникать, что Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своем кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса…» — Часть 5, Глава I
Он старается казаться «независимым» и «протестующим» человеком, но на деле он не всегда смеет протестовать даже против своего друга:
«…Лебезятников, который, вообще говоря, несмотря на всю свою «независимость» и на все «протесты», как-то не смел оппонировать Петру Петровичу…» — Часть 5, Глава I
Он пропагандирует прогрессивные и новаторские идеи, о которых он читал или слышал; но при этом настоящей сути этих идей он, судя по всему, не понимает, поэтому и извращает их самым ужасным образом. К примеру, он пропагандирует равенство полов, считает мужчину и женщину равными существами, и на основе этого доказывает, что женщин можно бить:
«…я даже думал, что если уж принято, что женщина равна мужчине во всем, даже в силе (что уже утверждают), то, стало быть, и тут должно быть равенство.» — Часть 5, Глава I
Так, когда между ним и Катериной Мармеладовой произошел неприятный инцидент, та на него кинулась, не стерпев обиды, а Лебезятников в ответ избил ее (со слов господина Мармеладова и господина Лужина):
«…господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить, и когда прибил ее за то господин Лебезятников, то не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла…» — Часть 1, Глава II
По словам же Лебезятникова, он просто отпихнул женщину (что вряд ли является правдой):
«Это всё вздор и клевета! — вспыхнул Лебезятников, который постоянно трусил напоминания об этой истории…» — Часть 5, Глава I
«Я просто тогда защищался. Она сама первая бросилась на меня с когтями… Она мне весь бакенбард выщипала… Всякому человеку позволительно, надеюсь, защищать свою личность. К тому же я никому не позволю с собой насилия… По принципу. Потому это уж почти деспотизм. Что ж мне было: так и стоять перед ней? Я ее только отпихнул.» — Часть 5, Глава I
Жизненные принципы героя включают представления об идеальном обществе, которое наступит в будущем, — о своего рода коммунизме:
«…Андрей Семенович, пустился было развивать перед ним свою любимую тему о заведении новой, особой «коммуны»…» — Часть 5, Глава I
При этом персонаж считает, что в обществе не должно быть сострадания, а благотворительность вредна, и обеспеченные люди не должны помогать бедным:
«…зная, что я противных убеждений и отрицаю частную благотворительность, ничего не исцеляющую радикально?» — Часть 5, Глава III
Лебезятников склонен плыть по течению и поддаваться веяниям моды. Даже сторонником «прогрессивных идей» он стал только из-за того, что это модно среди молодёжи:
«Прикомандировался же он к прогрессу и к «молодым поколения нашим» — по страсти. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат.» — Часть 5, Глава I
Местом, где герой пропагандирует «модные» идеи, стал дом, где он живет. В своей «протестной» деятельности герой ограничивается тем, что дает читать «вольнодумные» книги соседям, например, Соне Мармеладовой:
«…уже не берет у меня больше книг. А прежде брала. Она великолепно, например, поняла вопрос о целовании рук, то есть что мужчина оскорбляет женщину неравенством, если целует у ней руку… Теперь я толкую ей вопрос свободного входа в комнаты в будущем обществе.» — Часть 5, Глава I
Лебезятников и Соня Мармеладова
Лебезятников нередко противоречит своим же идеям. Так, узнав о том, чем занимается Соня ради хоть какого-то заработка, он сначала пристаёт к ней и домогается, потом требует выселить её из дома «за непристойное поведение», а затем опять утверждает, что уважает её и считает её занятие (проституцию) смелым вызовом дремучим предрассудкам:
«…да и господин Лебезятников… гм… Вот за Соню-то и вышла у него эта история с Катериною Ивановной. Сначала сам добивался от Сонечки, а тут и в амбицию вдруг вошли: «Как, дескать, я, такой просвещенный человек, в одной квартире с таковскою буду жить?» — Часть 5, Глава II
«Что же касается до Софьи Семеновны лично, то в настоящее время я смотрю на ее действия как на энергический и олицетворенный протест против устройства общества и глубоко уважаю ее за это; даже радуюсь на нее глядя!» — Часть 5, Глава I
Лужин советует Лебезятникову купить любовь Сони — ведь такова ее профессия, но в ответ Лебезятников выступает на ее стороне:
— А вы подарите-ка ей лучше что-нибудь. Бьюсь об заклад, что об этом-то вот вы и не подумали. — Н-ничего-то вы не понимаете, я вам сказал! Оно, конечно, таково ее положение, но тут другой вопрос! совсем другой! Вы просто ее презираете. Видя факт, который, по ошибке, считаете достойным презрения, вы уже отказываете человеческому существу в гуманном на него взгляде. Вы еще не знаете, какая это натура. — Часть 5, Глава I
Позже, когда Лужин пытается ложно обвинить Соню в воровстве, именно Лебезятников защищает ее и разоблачает уже бывшего друга:
«А, ты вот куда заехал! — крикнул Лебезятников. — Врешь! Зови полицию, а я присягу приму! Одного только понять не могу: для чего он рискнул на такой низкий поступок! О жалкий, подлый человек!» — Часть 5, Глава III
Впоследствии он также сочувствует и помогает Соне, когда ее мачеха Катерина Ивановна лишается рассудка и умирает от чахотки.
Отношение других персонажей и автора к Лебезятникову
По мнению Лужина, который когда-то был его опекуном, Лебезятников — чрезвычайно пошлый и простоватый человек.
Квартирная хозяйка считает Андрея Семёновича почётным жильцом, так как он не пьянствует и исправно платит за квартиру, хотя небогат и денег у него почти никогда не бывает.
Катерина Ивановна была очень плохого мнения об этом человеке. Но после того, как Лебезятников спасает Соню, доказав, что она не украла у Лужина сто рублей, Катерина Ивановна радикально изменила своё мнение.
Автор в своём романе даёт такое описание Лебезятникова, что он выглядит комично, но когда этот герой изобличает Лужина в клевете на Соню, комический налёт с него слетает.
Интересный факт
В рассказе «Бобок» («Дневник писателя», 1873) присутствует персонаж с такой же фамилией: надворный советник Лебезятников Семен Евсеевич. Человек беспринципный и стремящийся «услужить старшим по чину». Судя по имени — отец Лебезятникова из «Преступления и наказания».
В черновых записях к роману значение фамилии определил сам Достоевский: «Лебезятников, лебезить, поддакивать… картина лебезятничества». С другой стороны, в первоначальном плане романа, герой на вечере у Разумихина должен был доказывать, что «необходимо иметь обеспечение (5 тысяч) с самого начала, ‘чтоб стать на твердую дорогу, не то будешь подличать, лебезить, поддакивать (изображение, что можно на них сделать, развить силы отстоять свободу)».
Внешность героя
Автор описывает персонаж, используя точные и интересные эпитеты, которые позволяют легко представить внешний вид героя. Мужчина «худосочный и золотушный». Рост невысокий. Андрей «до странности белокурый». Возникает образ бесцветного молодого мужчины. Дополняет вид описание глаз – «подслеповатые». Глаза Лебезятникова постоянно болят. Ему что-то мерещится, он пытается строго смотреть, но получается это с трудом. Выделить среди характеристик героя нужные с помощью черт внешности станет несложно.
Экранизации
Юрий Медведев в роли Лебезятникова
В 1969 году вышла драма Льва Кулиджанова «Преступление и наказание». Роль Лебезятникова в этом фильме сыграл актер Юрий Медведев. Позже, в 1980 году, актер сыграл в биографической драме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» роль помощника пристава.
Еще одна экранизация — «Преступление и наказание» режиссера Дмитрия Святозарова – вышла в 2007 году. Это драматический сериал из восьми 50-минутных эпизодов. Образ Лебезятникова здесь воплотил актер Сергей Бехтерев.
Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Скачать сочинение |
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” произвел на меня очень сильное впечатление. Когда я его читал, то чувствовал, что на душе у меня так же нехорошо, как и у героев романа. Проблемы, поднятые писателем, очень современны. Сейчас, как и во времена Достоевского, человек заброшен и одинок в мире людей.
По-прежнему царит равнодушное отношение людей друг к другу. Атмосфера безысходности, окружающая моих современников, как и тогда способна зародить и зарождает любые, самые преступные идеи, теории. Значимость романа Ф. М.
Достоевского я увидел в том, что он убеждает нас, своих читателей, в невозможности построить жизнь по каким-то теориям, пусть даже очень внушительным. Достоевский раскрыл в романе опасность любой теории в овладении умами: человек превращается в фанатика идеи и начинает действовать вопреки своей человеческой природе.
И тогда не идея становится орудием человека, а он сам становится кровавым орудием в руках своей идеи.
Как безобразно и отвратительно выглядит в жизни все то, что так складно выстраивалось в уме и на бумаге! Достоевский показывает нам и главному герою романа Родиону Раскольникову, каково практическое воплощение этой идеи на примере психологических “двойников” героя.
Таковыми в романе являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов, студент в трактире, в какой-то мере Соня Мармеладова и Дуня Раскольникова. Достоевский поочередно сталкивает Раскольникова с ними, доказывая антигуманность, античеловечность теории, делящей всех людей на два разряда: “тварей дрожащих” и “право имеющих”.
Писатель на примере Лужина показывает, что происходит, если такая “теория” попадает в руки настоящего эгоиста, человека, лишенного чести и совести. Она становится обоснованным оправданием и прикрытием собственной подлости. Лужин — приверженец “экономической правды”. Он отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность “единичных щедрот”.
Он считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о “всеобщем преуспеянии”. В расчетах Лужина вполне уловимы интонации голоса Раскольникова, который, как и его двойник, не удовлетворен “единичной” и ничего не решающей помощью.
Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей, теоретически обосновывая свой выбор так: никчемная старуха, как считает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно — рано или поздно -украдет. Лужин так же, как и Раскольников, оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони.
Он очищает “арифметику” Раскольникова от “деятельного сострадания”. Двойник Лебезятников — “прогрессист”. Он выступает против таких предрассудков, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывает к созданию коммун, ратует за уничтожение брачных уз.
Лебезятников видит смысл демократического движения в том, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!” Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в поток бессмысленных и пошлых отрицаний.
Карикатурной тенью этот двойник “пристраивается” к главному герою, желающему “взять просто-напросто все за хвост и стряхнуть к черту”. Культ протеста, принимающий у этого двойника форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.
Свидригайлов не случайно появляется после двух своих предшественников, которые в силу своей ничтожности не смогли уничтожить ядро идеи Раскольникова. Для этого нужна была личность незаурядная, “выламывающаяся” из ряда людей “обыкновенных” (“Свидригайлов -загадка”, — думает о нем Раскольников). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. “Арифметика”, согласно которой можно убить одну “вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу.
Свидригайлов — это тот избранный, который “переступил”, и “переступил” не единожды, и без нравственных мучений (казалось бы, вот он идеал Раскольникова!). Но при этом Наполеоном не стал.
Жизненный итог Свидригайлова — это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.
Таким образом мы видим, что, вводя явных и неявных двойников Раскольникова, автор развенчивает бесчеловечную теорию Раскольникова, показывая, как она может подействовать на людей. Достоевский показывает путь духовного возрождения человека, и метод двойников помогает ему.
14919 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |