Смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе Гончарова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Противопоставление Обломова и Штольца

Роман «Обломов» Ивана Гончарова основан на приеме антитезы — резкого противопоставления — в характеристике двух главных персонажах произведения: Ильи Обломова и Андрея Штольца.

Обломов и Штольц — личности резко противоположные, но несмотря на резкое отличие друг от друга, они друзья. Наверное, это тот случай, когда можно сказать, что противоположности притягиваются. Но действительно ли отличие между ними принципиально?

Илья Обломов — избалованный роскошью человек, для которого самое главное — собственный комфорт. Он ведет себя несколько наивно, эгоистично и глупо. Он не занимается какими-то делами и проводит все свое время на диване. Обломов не ставит цель для своего существования. Он идет по плавному течению своей жизни, не задумываясь о прошлом, настоящем и будущем.

Андрей Штольц постоянно в работе. Он учится, трудится и приумножает свой капитал. Это пунктуальный, образованный и ответственный человек. Но смог ли бы герой ответить на вопрос о надобности всех своих дел? Сказать, ради чего он трудится? Пожалуй, нет. Он тоже не ставил перед собой цели и просто упорно работал потому, что так надо.

Это позволяет сказать, что принципиального отличия между этими двумя персонажами не существует. Они отличаются внешностью, характером и привычками, но суть их жизни одна — они оба не знают, для чего живут. Возможно, с помощью своих устоявшихся привычек они пытаются избежать, спрятаться от этого сильного переживания.

Именно поэтому они и стали друзьями, ведь в глубине души, несмотря на резкие внешние отличия, они были очень похожи. У них были общие проблемы. Они могли понять друг друга.

Зачем же автор акцентирует внимание на их отличии? Для чего он противоставляет их? Во-первых, Гончаров хочет донести до читателей, что не всегда внешние повадки человека могут отражать его внутреннее состояние. Во-вторых, писатель хочет изобразить дружбу между двумя людьми, которые отличаются, но что-то их связывает. В-третьих, это необходимо для того, чтобы читатель решил вопрос каким ему быть: как Штольц или как Обломов.

И что, по-мнению автора, должен выбрать читатель? Ничто из этих двух вариантов, ведь счастливым человек может быть тогда, когда соединяет в себе доброту, тредолюбие и точно знает, чего он хочет. Это выражено в заключении романа, когда сын Обломова, Андрей, был отдан на воспитание Штольцу и Ольге. Ведь каждый из этих героев проявляет одно из этих качеств: Обломов — доброту, Штольц — трудолюбие, а Ольга Ильинская всегда знала, чего хочет добиться.

Введение

Роман Гончарова «Обломов» был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения социум делился на два лагеря – тех, кто придерживался старых, частично архаичных устоев и сторонников обновлений. Концепция этого внутриобщественного противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух ярких, выделяющихся, но, тем не менее, типичных героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими, антитетичными личностями.

Причины противопоставления

Для того чтобы правильно объяснить суть и образы героев, необходимо начать с самого детства. Ещё маленькими мальчишками Обломов и Штольц получили совершенно разное воспитание, однако это не помешало им сдружиться и стать очень близкими друг другу людьми. Позже их пути разошлись.

Детство героев

Детство юный Илья провёл в свой родной деревне Обломовке. Мальчик был весёлый, добрый и энергичный, всюду совал свой нос, любил бегать, не любил тишину и спокойствие, словом — обычный деревенский мальчишка.

В эту пору он и сдружился с Андреем Штольцем — парнем из соседней деревни Верхлёво. Штольц был сын немца, но с русской матерью, и в нём нашли отражение черты обоих родителей. Штольц был деятельный, серьёзный малый, любил убегать из дома, с ранних пор выполнял поручения отца — чиновника, в самые ранние года самостоятельно ходил в город передавать важные бумаги. Мальчишки сдружились ещё и из-за того, что Обломов был направлен на обучение в пансион при имении, в котором Иван Богданович, отец Андрея, был управляющим.

Воспитывались юные Илья и Андрей по-разному. Чего только стоит изображение деревни Обломовка в произведении. Ещё до написания романа был опубликован «Сон Обломова» — глава, в которой рассказывается практически всё о детстве и юношестве главного героя. Тогда читатели ожидали увидеть эту самую главу в начале произведения, однако «Сон» композиционно находит своё место лишь к концу первой части и многое проливает на жизнь Ильи до его приезда в Петербург, о его тёплом, светлом, безоблачном детстве.

Очень быстро характеры молодых парней стали отличаться. Различия в их жизни становились всё более и более явными Одного дома чрезмерно любили и окружали заботой настолько, что он сам-то и пошевелиться не мог, не то что взрослеть и принимать какие-либо хоть немного взрослые решения.

Обломовский образ жизни быстро въелся в голову и полюбился Илье. Андрей же, наоборот, с каждым годом становился взрослее характером, принимал волевые решения, работал, этому всему способствовало воспитание его отца, который считал, что сын должен сам себе проложить дорогу в жизнь.

Жизненный путь

Позже юного Илью отправили учиться. К этому моменту влияние родной Обломовки набирало обороты. Парень не хотел учиться, он привык ко всему самому лучшему, разнежился, явно был не готов к взрослой жизни. Часто он пропускал обучение, этому способствовала родня, которая из-за любого повода не хотела отпускать любимого сына от себя ни на шаг. Из-за этого образование, полученное Ильёй, было крайне посредственным, однако это не главное в жизни. Важнее то, что он не видел цели перед собой, не имел рвения в делах, предпочитал суетную деятельность покойному и размеренному образу жизни.

В 20 лет Илья Ильич поселяется в Петербурге, чтобы начать там карьеру коллежского секретаря, однако, работа не задаётся с самого начала. Обломов думал, что на работу можно ходить только тогда, когда хочется, и даже различные погодные условия могут стать важной причиной, чтобы устроить выходной. Конечно, реальность оказывается гораздо суровее.

Юный дворянин боится своего начальника, робеет при одном его виде и голосе (хоть тот был добрым и снисходительным), служба даётся ему в тягость. Спустя некоторое время Илья совершает оплошность: подписывает документ с неверным адресом — вместо Астрахани он вписал Архангельск. После этого он берёт отпуск, всем говорит, что нездоров, а некоторое время спустя и вовсе увольняется с должности.

Штольц же, наоборот, находит отраду в работе. Он отслужил своё, ушёл в отставку и теперь занимается торговлей. Андрей в службе — полная противоположность Ивану. Андрей всё время находится в движении, выполняет любое поручение, любит путешествовать в Бельгию, Англию, часто готовит проекты и осуществляет новые идею. Он живёт полной жизнью с её заботами, часто посещает балы, читает книги, играет на фортепиано.

Уже в занятиях этих двух друзей видна прямая антитеза, которая проявляется всё сильнее и сильнее по ходу их взросления.

Отношение друг к другу

Несмотря на огромную разницу в воспитании, жизненных ценностях и идеалах, интересах и повседневных занятиях, судьба свела Обломова и Штольца. Они не просто подружились, а стали лучшими друзьями. Подобно Онегину и Ленскому, такие противоположные личности сошлись и смогли по достоинству оценить друг друга.

«Многих я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав его, разлюбить его нельзя». — так отзывается Андрей Иванович об Илье Ильиче

Об отношениях Штольца и Обломова нельзя говорить кратко. Точно сказать можно то, что каждый из них в жизни друга сыграл очень важную роль, преуменьшать этого нельзя. Илья, даже находясь в пике своей инфантильности, не желая принимать гостей, куда-то ходить и вообще хоть чем-нибудь заниматься, всегда ждал возвращения своего друга. Даже во время спора, произошедшего во второй части романа, друзья не преуменьшают значения друг друга: диалог идёт тихо-мирно, каждый спокойно высказывает своё мнение, с радостью слушает мнение друга. В итоге товарищи приходят к компромиссу.

Различия в воспитании Обломова и Штольца

Воспитание Обломова

Антитеза в «Обломове» при описании становления образов Обломова и Штольца прослеживается, прежде всего, в их различном, кардинально противоположном воспитании. Мечательность, лень и нежелание трудиться Ильи Ильича были переняты им от родителей и близких родственников – жителей Обломовки. Родное поместье героя было средоточием умиротворения и спокойствия, где любая работа воспринималась как сущее наказание, а исчисление времени производилось не по часам и минутам, а по обрядам – от рождения к похоронам, от свадьбы к крестинам. Особое влияние на маленького Илью оказали рассказы няни о сказочных богатырях и мифических героях. Впечатлительный, фантазирующий Обломов уже с дества мечтал о том, чтобы оказаться подальше от реальности, спрятавшись во влекущем мире сказок, где он сам может быть великим победителем. Мечтательность и эскапизм Ильи Ильича, проявившиеся еще в раннем возрасте, в юношеские и зрелые годы только развивались и усиливались – этому способствовал интровертный характер персонажа, неудача на службе и отсутствие приспособленности к реальному, быстроменяющемуся и требующему постоянной активности миру.

Воспитание Штольца

Среда, в которой рос Штольц, существенно отличалась от атмосферы Обломовки. Прежде всего, потому, что отец его был немецким бюргером, с ранних лет прививавшим сыну любовь к труду и активной деятельности, необходимость всегда быть на шаг впереди других и самостоятельно прокладывать себе путь в будущее. Мать Андрея Ивановича, русская дворянка, напротив, видела в сыне не работящего буржуа, а яркую светскую фигуру, прививая ему любовь к книгам, искусствам и светскому общению. Становлению экстравертной, открытой миру натуре Штольца так же способствовали постоянные визиты гостей и шумные компании в поместье его родителей (тогда как в Обломовке не было принято весело проводить время и часто зазывать гостей).

В романе Гончарова Обломовка, как место средоточия старых, законсервированных, архаичных русских традиций противопоставляется поместью Штольцев – источнику нового, проевропейского вектора развития личности. Эти две семьи – типичные прообразы российских семей начала 19 века, часть которых продолжала жить по старым устоям, калеча домостроевским воспитанием дальнейшую жизнь детей, а другая часть – стремилась за обновленными идеями и ценностями, но пока не понимала, как воспитать действительно гармоничную личность нового времени.

Образ Штольца

Андрей Штольц, сын аккуратного и трудолюбивого немца, учителя, преподававшего начальную грамоту маленькому Илье Обломову. Андрей вырос практическим, деловитым, трезвым человеком. Он не способен погружаться в лень и покой, отдаваясь мечтам. Стихия Штольца – труд, и для него как воздух нужны плодотворные занятия, вечная работа, которая кипит в его руках. Является труд, без которого невозможно прожить. Он считает, что в жизни можно полагаться только на себя и быть уверенным в собственных силах. Это развило в нем упорство воли и самостоятельность. Он устоял в житейской борьбе, когда ему, еще совсем молодому, пришлось добывать средства на жизнь. Однако работа для него не только необходимость – Штольц полюбил свой труд.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление 450 руб Реферат Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление 230 руб Контрольная работа Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление 190 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Жизнерадостный и бодрый, он идет по своему жизненному пути, не строя идеальных планов, не задаваясь мечтами о непосильных задача. Он всегда в своих замыслах привык считаться с реальными условиями окружающего мира.

Положительными чертами Штольца являются его твердая выдержка и уравновешенность, благодаря которым никакие неблагоприятные факторы не способны сломать его энергию и веру в жизнь. Но одновременно с этим в характере Штольца присутствуют черты узости и ограниченности. Ему совершенно непонятна и чужда та сфера жизни, где находятся искусство, поэзия, философия и религиозный дух. Он полностью отдается трудам и заботам внешнего устроения жизни, другие вопросы его абсолютно не волнуют.

Такое разное чувство любви

Прием антитезы в романе Гончарова «Обломов» прослеживается также при раскрытии в произведении темы любви на примере обоих персонажей. В жизни Обломова было две любви. Первая – стихийная, всеохватывающая, способная изменить личность человека, но быстротечная любовь к Ольге Ильиной, и вторая – тихая, спокойная, рождающаяся на чувстве уважения и благодарности, любовь к Агафье Пшеницыной. Причиной того, что отношения Ильи Ильича и Ольги практически с самого начала были обречены на расставание, являлись иллюзии влюбленных относительно друг друга – каждый из них идеализировал друг друга, стараясь не замечать отрицательные и «неудобные» черты, обращая внимание только на, что их привлекло вначале. Возможно, сильное чувство и могло бы изменить апатичный характер Обломова, но любовь настигла его уже на том этапе жизни, когда он был полностью сформировавшейся личностью, которая не хочет меняться даже ради очень важного человека. Илье Ильичу нужна была женщина, которая примет и полюби его таким, каким он есть, – именно такой и была добрая тихая Агафья, разделяющая домостроевские взгляды мужа на быт и семью.

Абсолютно другие чувства связывали Ольгу и Штольца – между ними не было ни того страстного пламени, которое вспыхнуло и погасло между Ольгой и Обломовым, ни того спокойно принятия друг друга, которое было между Обломовым и Агафьей. Любовь Ольги и Андрея Ивановича основывались на крепкой дружбе и взаимоуважении друг друга как личности. Однако чувственными их отношения назвать достаточно трудно: спустя всего несколько лет совместной жизни женщина начинает скучать, не реализовав себя в социуме и погрязнув в постоянной заботе о родном поместье и семье, а Штольц начинает чувствовать, что не может расслабиться и должен постоянно развиваться, чтобы соответствовать высоким запросам своей жены. Они так и не находят того спокойствия, которое хотел обрести после женитьбы Андрей Иванович.

Сочинение на тему обломов и штольц антиподы или двойники

1 группа Происхождение, воспитание и образование, заложенная жизненная программа (воспитание Андрея Штольца (гл.1, часть 2), Обломова (часть 1, глава 9) Примерный ответ 1-ой группы 1. Происхождение Обломов: из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные Штольц: из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать – обедневшая русская дворянка 2.Воспитание и образование Обломов: родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в Обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. В семье был культ еды, а после еды – крепкий сон ВЫВОД: “ОН (Обломов) уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения”. Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что подтверждает фраза: “Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе”. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность. Штольц: отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни – это деньги, строгость и аккуратность Русская культура Немецкая культура Мать Отец 1. Русская литература, творческое начало, православие, душевность, доброта, музыка 1. Трудолюбие, практичность, аккуратность, сдержанность, расчетливость, прагматизм. 2. Понимание искусства, семейные ценности, дружба. 2. Карьера, обеспеченная жизнь, путешествия по странам Европы, обширные знакомства. 3. Воспоминания о матери, воспитание детей, в том числе и Андрея Обломова, образование О. Ильинской. 3. Готовность к любому повороту в жизни, надежда только на свои силы. 4. Мечта – стать русским. 4. Мечта – сохранить культуру отца. Вывод: А.И. Штольц всю свою жизнь стремился стать русским; развив деловые качества, он начинает заботиться о душе. 3.Заложенная программа Обломов: прозябание и сон – пассивное начало Штольц: энергия и бурная деятельность – активное начало 2 группа Портретная характеристика, значение имени, окружающая обстановка Примерный ответ 2-ой группы Портрет Автор сам дает описание портрета своего героя, он ничьим глазам не доверяет. В портрете использовано много выразительных средств. Это и неожиданные эпитеты: цвет лица безразличный, неопределенная задумчивость, холодный человек. Это и олицетворения: с глазами, гулявшими беспечно по стенам; с лица беспечность переходила в позы всего тела; ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость. Автор использовал для портрета своего героя метафоры: на лицо набегала туча заботы, начиналась игра сомнений. Использован также перенос явлений природы на человека: взгляд туманился. Гончаров дает следующее описание его внешности: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. … Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук. … Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный. … тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. … Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью». “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат, настоящий восточный халат,…который, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу”. Илья Ильич Обломов “любил простор и приволье”. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». Интерьер Одна и та же комната служила и спальней, и кабинетом, и приемной, чтобы не убирать. Что стояло в комнате? Бюро красного дерева. Два дивана, задок у одного дивана осел вниз. Красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Неграциозные стулья красного дерева, шаткие этажерки. “Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: “Кто сюда натащил все это?” В интерьере бросается в глаза одна особенность: это очень подробное описание, здесь очень много деталей. Гончаров сам себя называл рисовальщиком. Неожиданности 6 главы не исчерпаны. “Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего”; что так о нем толковали везде, где знали. Сцена: Обломов и Захар “Другой?!” Имя Уже сама фамилия Штольц (от немецкого stolz – ‘гордый’) контрастна наименованию Обломова. Имя – Андрей в переводе с греческого означает «мужественный, храбрый» 3 группа Мысли и поступки героев. Отношение героя к службе, обществу, деятельность героя Обломов рассуждает: “С чего начать?…набросать подробную инструкцию поверенному и отправить его в деревню, Обломовку заложить, прикупить земли, послать план застроек, квартиру сдать, взять паспорт и ехать на полгода за границу, сбыть лишний жир, сбросить тяжесть, освежить душу тем воздухом, о котором мечтал некогда с другом, пожить без халата, без Захара, надевать самому чулки и снимать с себя сапоги, спать только ночью, ехать, куда все едут, потом… потом поселиться в Обломовке, знать, что такое посев и обмолот, отчего бывает мужик беден и богат, ходить в поле, ездить на выборы… И так всю жизнь! Прощай, поэтический идеал жизни! Это какая-то кузница, а не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум,…когда же жить?”) На какие размышления наводят Обломова визиты знакомых? Справедливы ли его выводы? Отношение к просвещению: Штольц предложил открыть в деревне школу. Обломов ответил: «Грамотность вредна мужику». Отношение ко всему новому: Штольц рассказал о новостях в их родных местах: «Пристань хотят строить, и предложено шоссе провести, а в городе ярмарку учреждают». Обломов высказал убеждение, что такие нововведения «принесут несчастья». Поступки (Хочет встать, умыться – успеет после чаю, чай можно выпить в постели, ничто не мешает думать лежа. Он приподнялся и чуть было не встал, и даже начал опускать одну ногу с постели, но тотчас подобрал ее. Прошло с четверть часа – ну, полно лежать, пора вставать. “Прочту письмо, потом встану”. “Одиннадцать часов уже, а я еще не вставал”. Он повернулся на спину. Звонок. Он, лежа, с любопытством глядит на двери. Доволен ли Обломов своим способом существования? Готов ли сам Обломов изменить свою жизнь?”. Ученики приводят цитату из романа, доказывающую, что такое желание у Обломова есть: “Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду… Мечтал в юности о бескорыстном служении России К одноплановой характеристике нет возврата. КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. “Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему…” А между тем он болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее. Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе “Сон Обломова”. 4группа Цель жизни (Как представляют себе смысл, идеал, норму жизни Обломов и Штольц (главы 4-5, часть2) Кто, по-вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала – Штольц или Обломов? (Спор Обломова и Штольца – ч. 2 глава 9). Цель жизни Как жить Отношение к жизни. Речь Обломова об идеале жизни Ч. 2, Гл. 4. Идеал похож на Обломовку, но это уже не Обломовка: есть ноты, книги, рояль, изящная мебель. Герой хочет слияния с природой, выражает свои мысли образно, поэтому Штольц назвал его поэтом. «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается это все: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! Что водит их в жизни? Ведь они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?.. Под этой всеобъемностью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!.. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». «Вся жизнь есть мысль и труд .., труд хоть безвестный, темный, но непрерывный… труд – образ, содержание , стихия и цель жизни…» Идеал счастья Обломова – полное спокойствие и хорошая еда. Идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. Незыблемой нормой считает Обломовщину. Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу? “Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно…” В мечтах главного героя, Штольц был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя; идеал Обломова состоит… в покое и наслаждении 8-й главе первой части 3–4-я главы второй части Суть спора — КАК ЖИТЬ?! — Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.) — Когда наступает перелом в споре? (Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.) Спор Обломова со Штольцем интересен и в историко-литературном, и в человеческом плане. В этом смысле это вечная пара, вечный спор между деятелем и созерцателем “Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так”. Что значит – “цель жизни”? Что значит – “жить просто так”, “жить, чтобы жить”? Образ жизни Обломова вызывал у Штольца жажду деятельности: «Надо же выйти из этого сна… Нет, я тебя не оставлю так, через неделю ты не узнаешь себя, ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен я собой и тобой делать…» Штольц считал, что жизнь – это труд, «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни». Обломов считал, что жизнь – есть покой и праздность. Признание Обломова (как он представляет себе жизнь , как он хочет её прожить) вызвало обратную реакцию: «Это не жизнь… это… какая-то обломовщина». (стр. 163) 5 группа Отношение к женщине, семейная жизнь Штольц: главенствующая роль мужчины в духовной жизни женщины, а Обломов руководить духовной жизнью Ольги не готов, он сам нуждается в руководстве Обломов: ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такая, какую ему подарила Агафья Матвеевна Пшеницына). В идеале женщины 2 начала: одно из них в Ольге, другое в Пшеницыной («Какой поцелуй! Какой чай!») Молчаливые прогулки по аллее, в лодке, чтение. Спокойная любовь. Штольц: ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская) г) Отношение к Ольге Ильинской: Штольц «…говорил с ней охотнее и чаще, нежели с другими женщинами, потому что она, хотя бессознательно, но шла простым, природным путем по жизни… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, ни умысла!..» Обломов Илья был с Ольгой с утра до вечера, читал с ней, посылал цветы, гулял по озеру. «Чего не бывает на свете». *Штольц познакомил «Обломова с Ольгой и её тёткой». 6 группа Отношение автора и других действующих лиц к героям Примерный ответ 6-ой группы Отношение автора и других действующих лиц к герою Авторская характеристика (Что можно сказать об отношении автора к своему герою? Какими приемами это раскрывается? Вот он утром просыпается, “ а ум еще не явился на помощь”. “Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученному несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен”. Автор подсмеивается над своим героем, используя прием иронии. Мнение других героев Что Штольц называет «обломовщиной»? Приемы, используемые автором для раскрытия образа Обломова: описание (портрет, внешний вид, интерьер), акцент на деталях, ирония, дополнение одного образа другим (Захар похож на своего хозяина), выделение типичных черт (герой Гончарова сразу похож и на Манилова, и на кого-то очень знакомого из нашей жизни). 7 группа Соотнесение оценки, данной группами с взглядами критиков ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ОБЛОМОВА И ШТОЛЬЦА Обломов: добрый, ленивый больше всего беспокоит собственный покой. для него счастье-это полный покой и хорошая еда. он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата. ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний. поразительная детская чистота его души и самосозерцательность, достойная философа воплощение мягкости и кротости. Штольц: сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой. благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком. сформировался настоящий “железный” характер. но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь перед нами суховатый рационалист Сопоставить характер Штольца с характером Обломова: Обломов Штольц Покой (апатия) «…он беспрестанно в движении…» Сон (бездействие) «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа» Мечта – «скорлупа, самообман» «он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни» «… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины». Страх перед обстоятельствами «причину всякого страдания приписывал себе» Бесцельность существования «Выше всего ставил настойчивость в достижении целей» Труд – наказание «Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни» Честен, добр и кроток. Штольц говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Нет программы общественного служения Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»). Письмо Обломову Здравствуйте, Илья Ильич! Я очень обеспокоена Вашим состоянием. Ваша судьба мне настолько не безразлична, что я пытаюсь искренне помочь Вам. Но для этого мне нужно кое-что для себя уточнить: Обыкновенный ли Вы лентяй или человек, не видящий никакого смысла в жизни? Последние события жизни Вашей меня очень беспокоят. Вы перестали жить полной жизнью, а начали бессмысленное существование. Каждый новый день похож на предыдущий, у Вас нет никаких стремлений. Помнится мне, что первого числа в Екатерингофе был праздник. Знаю также, что в тот день посетили Вас друзья, на праздник звать приходили, но Вы даже и не соизволили с постели встать. Нельзя же всячески противиться тем, кто пытается поднять Вас с уютного дивана. Каждый день друзья находят Вас за любимым занятием – лежанием на диване. Смысл жизни Вы находите в диване, халате и туфлях. Но ведь это символы лени и бездействия. У Вас даже нет желания выходить из дома, общаться с разными интересными людьми. Круг общения Ваш сузился почти до одного Захара. Вся жизнь большого города не для Вас. А ведь Вы живёте в центре. Это такая возможность посетить множество полезных и интересных мест, но Вы упускаете эту возможность. В Вас присутствует полное безразличие ко всему окружающему. Вы не хотите менять свою жизнь, потому что она Вас полностью устраивает. Но Вы не знаете другой жизни, а может быть следует попробовать внести ощутимые изменения в привычный Вам образ жизни. Даже друзья Ваши куда-то спешат, что-то делают, но Вы так и остаётесь безразличны ко всему. А ведь жизнь не стоит мёртвым грузом, она проходит, проходит Ваша любовь, возможность счастья семейного. Ваше бездействие губительно для Вас. Вы постепенно опускаетесь, а в жизни Вашей ничего не остаётся. Лучший друг Ваш, Андрей Штольц, тоже пытался возродить Вас к жизни. Я знаю, Вы на какое-то время хотели изменить и обновить себя, но ничего из этого не получилось, потому что Вы слишком боитесь новой жизни. А как же Ваша любовь к Ольге Ильинской? Вы уже начали пробуждение, появились мечты, желание жить. Но Вы снова испугались, испугались изменений в жизни. Пока Вы не переступите черту бездействия и страха перед новыми начинаниями, Вы не достигните ничего. Подумайте над этим. Доброжелатель

Штольц и Обломов: Общая характеристика

Обломов – несомненно, главная фигура, однако больше внимания писатель уделяет и его приятелю Штольцу. Главные герои — современники, тем не менее оказываются совсем не похожими друг на друга. Обломов – человек в возрасте чуть более 30 лет. Гончаров описывает его приятную наружность, но подчеркивает отсутствие определенной идеи. Андрей Штольц – ровесник Ильи Ильича, он гораздо худощавее, с ровным смуглым цветом лица, практически без румянца. Зеленые выразительные глаза Штольца также противопоставлены серому и мутноватому взору главного героя. Сам Обломов вырос в семье русских дворян, владевших не одной сотней крепостных душ. Андрей же был воспитан в русско-немецкой семье. Все же он отождествлял себя с русской культурой, исповедовал православие.

образ обломова и штольца

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: