Завязка любовного конфликта в пьесе а. грибоедова «горе от ума»


Роль любовной линии

В основе произведения лежит традиционная проблема между влюбленными людьми. Она не является главной, а больше второстепенной и дополняющей другой конфликт — социальный. Можно отнести комедию к общественному произведению, которое показывает столкновение двух эпох.

Однако сюжетная линия построена на чувствах людей, на их внутренних переживаниях. В самом начале читатели догадываются, что их ожидает любовный треугольник между главными персонажами. В первом действии писатель описывает свидание Софьи и Молчалина, и сразу можно догадаться об их взаимоотношениях. Еще служанка Елизавета напоминает ей о юношеской любви: во время учебы Софью связывали теплые чувства с Чацким. Именно из-за девушки он приезжает в Москву. Основной любовный конфликт происходит между следующими героями:

  • Софья;
  • Молчалин;
  • Чацкий.

А. С. Грибоедов добавляет еще любовные треугольники в Горе от ума, чтобы подчеркнуть комичность произведения.

Софья влюблена в Молчалина, при этом молодой человек неравнодушен к служанке Лизе. Он постоянно во время их разговоров намекает ей о своих чувствах. Но Елизавета не обращает на его намеки никакого внимания, так как она давно влюблена в буфетчика Петрушу. Но девушка не признается ему в своей любви, так как боится, что над ней будут смеяться.

Вариант 2

Молчалин, Чацкий и Софья являются главными фигурами комедии А.С. Грибоедова.

Отношения между Чацким и Софьей зарождаются в детстве. По обстоятельствам смерти родителей, Фамусов берёт Александра Андреевича на воспитание к себе. Таким образом и происходит знакомство Чацкого и Софьи. Они вместе проводят много времени и влюбляются друг в друга. Позже секретарь Фамусова отправляется в путешествие, а дочка Фамусова о нем забывает. Молодая девушка выбирает простой путь — найти замену Чацкому, подавив в себе все чувства к нему. Зачем ждать, страдать, а вдруг он не вернётся? И у неё начинается роман с другим человеком.

Тихий, скромный, со своими принципами мужчина — Алексей появляется в жизни Софьи, и она быстро переключается на него. У неё есть выбор: ждать из путешествия Александра или завести роман с Молчалиным, девушка выбирает второй вариант.

Сюжет комедии разворачивается таким образом, что все трое героев встречаются вместе. Здесь переплетаются судьбы и чувства, прошлого и настоящего. Александр Андреевич приезжает к Софье, потому что у него остались чувства к девушке и, он по-прежнему в неё влюблён. Но он не знает о чувствах Софии к нему и не знает о романе девушки и Молчалина. София не знает, что Алексей с ней из-за денег. В этом переплетении прошлого и настоящего скрыто то сокровенное, о чем герои не догадываются.

Под конец произведения весь обман выходит на поверхность. Молчалин признается в любви к служанке Лизе. Это все слышит Софья Павловна и ругает Молчалина за обман. Девушка чувствует себя обманутой и разочарованной таким поступком своего возлюбленного. Также эту сцену наблюдает Чацкий, понимая, что у его любимой нет к нему чувств. Как говорится, тайное становится явным.

После сцены с разоблачением, Алексей убегает. Такой поступок раскрывает характер этого героя. Его фамилия от слова «молчаливый», чем он с ловкостью пользуется, обманув героев произведения. А Александр Андреевич получает запрет на общение с Софьей. Его это не огорчает, потому что он разочарован в своей избраннице. А Молчалин остается секретарём у Фамусова. Начальник не подозревает о лживости мужчины.

А.С. Грибоедов в своей комедии раскрывает потаённый замысел Молчалина и предоставляет нам наблюдать за картиной, где происходит любовь по расчёту, что очень актуально в наши дни. Писатель своим произведением показывает, к чему приводит обман в отношениях и, что любовь на обмане не построить. Возможно, судьбы героев сложились иначе, если бы Софья изначально сделала правильный выбор, в пользу Чацкого.

Популярные сочинения

  • Анализ басни Ворона и лисица (с моралью) Крылова
    Иван Андреевич Крылов – известный поэт и публицист, раскрывавший в своем творчестве тему общественных пороков впервые за историю русской литературы посредством баснописания.
  • Сочинение Любовь в романе Отцы и дети Тургенева
    Сейчас передо мной лежит его известный роман «Отцы и дети», где тема любви является одной из самых основных и противоречивых тем.
  • Сочинение на тему Профессия 1-11 класс
    Профессия занимает важную и очень большую роль в жизни каждого человека. Поэтому к ее выбору нужно подходить крайне ответственно, полагаясь на голос разума и подсказки сердца.

Урок «Любовный конфликт комедии Грибоедова «Горе от ума»

Урок литературы 9 класс

(увертюра к уроку) сценка-ситуация конфликта

Тема:
Любовный конфликт комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Цель:

Анализ возникновения, развития и развязки любовного конфликта комедии обучающая:

способствовать выработке своей точке зрения на произведение , которая будет в итоге зафиксирована в сочинении.
развивающая:
умение инициировать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками – вступать в диалог ,задавать вопросы, выдвигать и отстаивать свою точку зрения ; навыки делового партнерского общения , монологической и диалогической речи ,артистические умения.
воспитывающая:
воспитание толерантности в классе.
Задачи:
1. найти и обосновать завязку, развитие, развязку любовного конфликта 2. работать с текстом комедии 3. уметь вычленять в видеофильме элементы развития и развязки любовного конфликта. 4. развивать умение анализировать отдельные эпизоды комедии 5. развивать творческое воображение учащихся 6. уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы
Ход урока : 1.Формулировка темы урока
После просмотра увертюры вопрос классу: — Что было перед нами? — Конфликт — Что такое конфликт? (на доске открываем)
2.Формулировка проблемы урока
Закрыта последняя страница комедии. Теперь попытаемся разобраться в пружине, которая двигает действие пьесы. Пружина эта – конфликт. Давайте, исходя из определения понятия «конфликт» и увертюры к уроку, сформулируем тему нашей работы. «Завязка, развитие, развязка любовного конфликта комедии Грибоедова «Горе от ума» Конфликт является основной пружиной, источником напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
3.Аналитическая работа с текстом произведения
Чтобы вычленить этапы конфликта, обратимся к тексту
Действие первое – завязка конфликта —
С какими словами входит Чацкий? — Какая характеристика предшествует появлению Чацкого? — Совпадают ли его эмоции с состоянием Софьи? — Что Чацкий вспоминает из детства? — Что вспоминает и над чем смеется Чацкий? -Как реагирует София? -Что задело Софью? В чем завязка любовного конфликта? ( Насмешки над Молчалиным , образовался любовный треугольник ) Охарактеризуем участников треугольника. Итак , завязка найдена.
Действие второе , третье- развитие конфликта (
видеофрагмент
)
Чацкий пытается узнать – нет ли тут жениха какого ? — Какие характеристики Молчалину и Скалозубу дает Чацкий? — Что София ценит в Молчалине? -Какие выводы из слов Софии о Молчалине дает Чацкий? — Почему Чацкий не понимает ,что София любит Молчалина? — Чацкий хочет добиться признания Софии. Что из этого получается?

Действие четвертое – развязка ( видеоролик )

В чём комизм и трагизм этой сцены? В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма? Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин? Почему Молчалин не любит Софью? Какие заветы он получил от отца? Какие качества в этой сцене проявляет Софья? Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалин блаженствую на свете»
Вывод:
прозревший Чацкий стремится вон из Москвы
У каждого из героев остается свой «мильон терзаний» —
Какой у каждого из героев? В первой четверти 19в. Одна из основных сюжетных комедийных схем – история борьбы двух претендентов на руку одной девушки. Один их них , пользуясь благосклонностью родителей девушки , оказывается персонажем отрицательным, наделенным каким-то протоками , а другой добивается любви за счет своих душевных качеств. Его моральное превосходство над щеголем приводило к тому, что симпатии родителей тоже переходили на его сторону. В итоге добродетель – положительный герой – торжествовал, а порок – отрицательный герой – изгонялся.

Согласны ли вы ,что в комедии «Горе от ума» место традиционного отрицательного героя в сюжете занимаете Чацкий, а положительного – Молчалин? Докажите свою точку зрения, приводя цитаты из текста. Б.Голлер в статье «Драма одной комедии» писал: «Грибоедов не хуже своих критиков, знал, как должна себя вести барышня

из общества … Поведение барышни судили весьма строго … Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом … И когда мы слышим первые слова Софьи в пьесе … мы должны представить себе, сто эта девица ходит по лезвию ножа! Что на самом деле в доме Фамусовых
бунт. Против привычной морали
… Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? … Единственное, любовь этой девушки …» Что за бунт устроила Софья и кого же все – таки она любит? Как по-вашему , любовь Софьи – подлинное чувство или стремление осуществить свой «бунт против морали?» И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал : « Сам Грибоедов приписал горе Чацкому его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме ( «… Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? …» ). Но Чайкий – положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием … Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин …» О каких причинах, с вашей точки зрения, можно говорить в связи с «горем» Чацкого – в чем это «горе», в чем причина терзаний героя? (обратитесь к любовной линии произведения). Соответствие урока поставленным целям — обучающие : ученики работали литературным материалом, отвечая на поставленные вопросы перед ними вопросы, затем, сформулировав свое видение проблемы и отношение к ней, высказывали свое видение проблемы, отстаивая свою точку зрения. Текст комедии прочитан всеми учащимися, что позволило им, выслушать друг друга, вступить в диалог, задать вопросы и в итоге выработать свое мнение на поставленные перед ним проблемы. — развивающие: работая с материалом, ответы ученики кратко записывали, что помогло им целостно представить картину, сформировать свое отношение к ней, обосновывая и отстаивая свою точку зрения. Самостоятельная работа помогла развитию навыков делового партнёрского общения – ребята общались, вступали в диалог, отстаивали свою позицию. Тем самым совершенствовались внимание, связанная речь.

— воспитывающая: дискутируя, ребята всё же прислушивались к чужому мнению, с чем-то соглашались, уважительно относились к чужому мнению, в спорных моментах на выручку приходил учитель. Так достигались на уроке «толерантные» цели.

Таким образом, поставленные цели достигнуты.

Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией

В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам».

Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.

Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: