- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Протест Катерины против темного царства
Добросовестная, неподдельная, героиня не способна к фальши, вследствие этого в безжалостном мире, где царствуют кабанихи, ее жизнь очень трагична. Неповиновение Катерины перед деспотизмом Кабанихи — это нечто светлое, незапятнанное, против мрака, ереси и беспощадности «темного мира». Островский отдал это имя девушке в Екатерине, что значит «вечно чистая».
Она — поэтическая натура. Ее душа тянется к природе, которая тоже любит ее. Жестокие калиновцы не понимают ее сердечную натуру. В детстве девушка выращивала множество цветов. Сны ее были красивыми и сказочными. Душа Кати возвышенная, ее стремление лететь подчеркивает всю драматургию рассказа. Девушка пытается полюбить своего мужа и наладить отношения со свекровью. Об искренности чувств семья Кабановых не слышала. Героиня умирает в мрачной семье, как птица в запертой клетке.
Перед смертью она бедняжка душевно прощается с Тихоном. Екатерина очень любила детей, считая их спустившимися ангелами с небес. Ах, если бы она проживала в других условиях, то непременно стала бы лучшей мамой и супругой, но у Кабановых все превратилось в страшную пустоту.
Женщина верила в высшие силы и в религию. Кабаниха считала это безумством, портившее души людей. Катя очень любила церковь и часто посещала службу. Ей не хотелось покидать священное место. Во время произношения молитвы, ее улыбка не переставала ослеплять окружающих своей искренностью.
Героиня отстаивает свободу своей личности. В этом лежит основа протеста Екатерины. Жизнь ее не сильно отличалась от прошлой, но все происходило по неволе. Отчаявшись, она встречается с Борисом. После решает погибнуть, чем жить в вечном мраке.
Дама русской натуры имеет сильный характер. Она предпочитает смерть, дабы не изменить себе. Ее русское составляющее оставляет свой шаг не только в творчестве Островского, но и во всех литературных поэзиях. На решительные действия способны толь такие, как Екатерина, увы, они встречаются очень редко. Она считается первой женщиной, сложившей подобные стереотипы. Для Добролюбова она солнечный лучик света, который освещает все ужасы в «темном царстве».
Российская актриса рассказывала о своем перевоплощении в Катерину. Раньше она не понимала, чем героиня освещала лучом света «темное царство». Теперь она знает, как нужно выступать в роли Екатерины.
Девушка не находит дорогу к светлой и удовлетворенной жизни и гибнет. Это происходит не от слабости, не от печали и не от внутреннего опустошения. Броский порыв характера толкает ее на такой поступок.
Сочинение Протест Катерины против темного царства
Протест этот был с самого начала, ведь Катерина – не такая, как жители этого жуткого города. Но она была слишком слаба, чтобы что-то изменить, а смогла лишь отдать свою жизнь. Я не считаю это правильным, но в той ситуации она не могла больше переносить несправедливости, угнетение, оскорбления.
Говоря про эту пьесу, Катерину всегда сравнивают с лучом солнца. Девушка, на самом деле, во всех смыслах светлая. Она молода, красива, оптимистична (в принципе). Она никому не жалуется, не ноет… Старается переносить все тяготы.
И всё-таки, не получив поддержки ни от кого, она практически задыхается. Её мучает эта ужасная свекровь, которой всё не так… Катерина не поднимает скандала. Но она и не решается уехать – изменить как-то свою жизнь. Наверное, в те годы это было б трудней. Просто переезд в новый городок не изменил бы ничего… Сбежавшей жене нигде б не были рады.
Сам образ Катерины – это протест. Она не старалась стать такой, как окружение. Не старалась специально. С другой стороны, среда эта не повлияла на неё – даже подсознательно. Катерина не стала сплетничать, красоваться, она не подлизывалась даже к свекрови! Её любовь к Борису, конечно, это тоже протест против условностей. Да, тут (в этой отдушине настоящего чувства) жена как бы совершает преступление, но ей бы следовало давно уйти от мужа, который так плохо к ней относился.
А этот городок, где она жила – такой же, как и её свекровь. Тут все (как на подбор) – тёмные, ограниченные, злые сплетники. Они и сами не живут, и другим не дают жить! Есть один изобретатель, но и от него мало толку. Все только и знают, что гулять в дорогих нарядах по главной улице – это, кроме сплетен, единственное развлечение.
Добролюбов написал целую книгу, посвященную героине этой пьесы. Там говорится, в том числе о том, что Катерину считали все в городе сумасбродной. Её никто не принимал… И Катерина не претендует своим протестом на то, чтобы изменить окружающих. Она сама выходит из «игры». И даже если её протест не смог «разбудить» горожан, то он тронул читателей.
Я очень сочувствую героине. Мне жаль, что она не смогла изменить свою жизнь, а получилось вырваться из этого темного царства лишь ценой собственной жизни.
Конфликт Катерины в «темном царстве»
Конспект урока на тему:
Трагический конфликт Катерины с «темным царством»
(по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
Преподаватель: русского языка и литературы
Вафина Г.Ш.
Ульяновск 2021г.
Трагический конфликт Катерины с «темным царством» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
А уже коли очень мне здесь опостынет,
так не удержат меня никакой силой.
А. Островский
На фоне все еще грозного, но уже шаткого самодурства Островский показал самобытный, цельный, сильный, самоотверженный характер русской женщины, которая решительностью своего протеста явилась страшным вызовом «самодурной» Силе и предвещала наступление конца «темного царства». Добролюбов назвал Катерину, главную героиню драмы «Гроза», характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве».
Светлой, но глубоко страдающей предстает перед нами Катерина. Счастливым и безоблачным было ее детство. Мать в ней «души не чаяла». Окруженная лаской и заботой, привольно жила она в родительском доме. «Таково хорошо было», — вспоминает она. Но самым ценным, теперь утраченным, было ощущение воли: «Я жила… точно птичка на воле». Она любила посещать церковные богослужения: там как будто ангелы летают и поют. «Рано утром в сад уйду… упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу», — рассказывает Катерина. Она не терпит обид и отвечает на них пылко и решительно: «Такая уж я зародилась, горячая! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».
И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая с его волшебным миром грез и видений Катерина оказывается в обстановке, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Грубая и властная свекровь точит ее своей мелкой придирчивостью на каждом шагу: «Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны». Катерина не знает компромиссов. Или терпеть, «пока терпится», или: «Я уйду, да и была такова». И совсем завяла бы Катерина, если бы в ней не родилось чувство протеста против такой жизни: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»
У Катерины растет чувство оскорбленного достоинства. Весь разговор с Тихоном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаянная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять ее с собой. Ответ Тихона показывает Катерине все его ничтожество, и она с ужасом восклицает: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Катерина в отчаянии.
Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встретился человек, не похожий на всех остальных. Она готова на все для любимого человека. Не может она лгать, обманывать: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Недолго продолжались радость и счастье любви. Катерина не хочет и не может таить своего «греха» и кается перед мужем. Но не о слабости Катерины говорит это признание. Понадобилось много внешних толчков, чтобы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась; она увидела Бориса; потом услышала кем-то случайно сказанные слова: «…гроза даром не пройдет»; затем пророчество барыни. И, наконец, самое страшное для Катерины, когда она видит изображение геенны огненной.
Катерина с надеждой обращается к Борису, но он не может ей помочь и отступает от нее. Смириться, терпеть постоянные истязания и издевательства Кабанихи она не может: «Куда теперь? Мне что домой, что в могилу — все равно».
В предсмертные минуты Катерина разрывает последние путы темного царства — страх перед грехом. Не разлука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают да вернут домой «насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны.
Протестуя, но не сдаваясь, уходит она из жизни. «Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет», — пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве». В Катерине он видел «русский, сильный характер», который выдерживает себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.
Бунт Катерины
Центральным образом в драме «Гроза» является образ Катерины. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из той среды, в которую она попала. В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую она должна была пережить в «темном царстве» Диких и Кабановых.
Катерина — натура поэтически-мечтательная, свободолюбивая. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, ей жилось радостно, легко и привольно. Ласки матери, которая в ней «души не чаяла», уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату, посещение церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок — вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился внутренний мир Катерины.
Девушкам ее общества в те времена не давали образования. Книгу заменяли рассказы досужих странниц и богомолок. Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к каждому их слову, все принимая на веру. В результате, в ущерб другим сторонам характера, в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила она замкнутым внутренним миром, созерцательной жизнью, погружаясь порою в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям. «…В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…», — рассказывает она Варваре.
Натура мечтательная, впечатлительная, непосредственная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! — говорила она. — Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..» Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! — признается она. — Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая с его волшебным миром грез и видений Катерина попадает в обстановку, от которой веет мертвящим холодом и бездушием. Естественно, что конфликт между этой обстановкой «темного царства» и душевным миром Катерины оказался неизбежным.
Трагизм положения Катерины усугублялся еще тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она быть ему верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа безуспешны. Рабски приниженный и недалекий Тихон не в силах ее понять. Нетрудно догадаться, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на пути ее встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, сходной с ее собственной, и с настроениями, близкими ей самой. Любовь к Борису стала единственным смыслом ее существования.
Катерина и любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворствовать. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!.. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она возлюбленному.
Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего «греха». Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которым она проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против «темного царства». В ее трагическом конце, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина…»
Образ Катерины по справедливости принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской и мировой художественной литературе.
План открытого урока по литературе «Протест Катерины против тёмного царства»
МКОУ «Цветковская гимназия»
Открытый урок
по литературе
Протест Катерины
против «тёмного царства»
в 10 классе.
Подготовила учитель русского языка и литературы: Ахмедова Р.М.
«Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти»
И.С.Тургенев
Ход урока
1.Организационный момент урока.
2.Проверка выполнения домашнего задания.
-На прошлом уроке мы начали изучение пьесы Островского «Гроза» и домашним заданием было…
(дома нужно было подготовить сообщение о женских образах пьесы)
-Посмотрите на доску, скажите, кто это и охарактеризуйте данный образ.
(Кабаниха, Варвара, Катерина)
3. Обобщение ответов обучающихся. Слово учителя.
Имена героинь пьесы имеют символический смысл: Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи – Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь Кабанихи – Варвара – с греческого «чужеземная», «грубая».
Эпиграфом к уроку я взяла слова Ивана Сергеевича Тургенева: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».
-Как вы понимаете эти слова?
Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви.
-Как вы думаете, кому из персонажей относится этот эпиграф?
(Главной героине пьесы – Катерине, которая готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей)
4. Постановка учебных задач урока.
-А как мы назовём тему нашего урока.
(Протест Катерины против «тёмного царства»)
Цели:
— выяснить, почему именно Катерина способна противостоять «темному царству»;
— проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи;
— понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.
— Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее идея? В чем заключается конфликт?
выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках.
-Сегодня на уроке мы постараемся ответить на проблемные вопросы
«Почему произошёл конфликт? Можно ли было его избежать?»,
Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у неё выбор?
проследив, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи, мы должны к концу урока ответить на этот вопрос.
5.Работа по теме урока.
-Обратимся к композиции пьесы.
А что такое композиция?
Композиция-это построение художественного произведения, расположение его частей в определённой последовательности.
– Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления?
1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине.
–Что такое экспозиция?
Экспозиция
– ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта.
— В «Грозе» выступают две группы героев, живущих в городе Калинове. Это хозяева и жертвы. Первая группа олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Они являются угнетателями и врагами всего живого и нового. К другой группе персонажей относятся «жертвы» «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.
-А кто не относит себя ни к первой, ни ко второй группе?
Катерина, так как не хочет ни «рабствовать», ни угнетать.
Следующее развитие действия это завязка. А что такое завязка?
Завязка – это событие, которое «завязывает» сюжетный конфликт.
6.Работа с текстом.
А теперь давайте прочитаем по ролям, откройте
текст (действие 1 явление 5).
-Какова завязка пьесы? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем из этого действия?
На придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает.
-С первых реплик Катерина предстает особой героиней.
Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины?
(неспособность лицемерить и лгать, прямота.)
-В этом отрывке чувствуется конфликт Катерины с Кабанихой. Почему?
(Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
-Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам?
(Катерина воспитана в атмосфере любви, стремится к тому, чтобы быть любимой другими людьми и дарить свою любовь окружающим.)
7. Работа с таблицей.
А теперь давайте поработаем с таблицей, посмотрите на доску.
-Используя цитаты Катерины скажите, какая атмосфера окружала её в доме родителей и в семье мужа? Сравним жизнь Катерины.
«Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду
«Я у вас завяла совсем»; «да здесь все как будто из-под неволи».
Атмосфера дома – страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)
Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.
-Какое влияние оказала жизнь у Кабановых на Катерину?
Осознание своей обреченности
Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.
Страстное стремление к свободе, любви, счастью.
-Какой вывод можно сделать из вышесказанного?
Вывод: Для Катерины главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по–своему.
-В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон, муж Катерины, не понимал её. А жил по приказам Кабанихи.
-Разговаривая с Варварой, сестрой мужа, она не только благодарит ее за хорошее отношение, но и делится с ней своей мечтой.
-Давайте послушаем диалог Варвары с Катериной «ОТЧЕГО ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ?»
– В каком значении даётся слово летать в пьесе?
( мечтать, любить, верить, жить свободно, сочувствовать, сострадать, жить по своим интересам, в любви и согласии с окружающими)
Как вы думаете, почему в пьесе неоднократно повторяется образ птицы?
Потому, что птица- это символ воли. Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины: она вольная душа, стремится к свободе.
-Чему учит Варвара Катерину?
(«У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».)
— Как Катерина относится к обману?
(Катерина, наоборот, не умеет обманывать: «Обманывать -то я не умею, скрыть — то ничего не могу». Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину — то терпеть кому же приятно!»)
-Какие черты характера героини здесь проявляются?
(Искренность, мечтательность, непосредственность, честность)
-Итак, Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит?
(Чтобы муж не уезжал)
— Почему она так поступает?
(Она волнуется, потому что чувствует, что когда муж уедет, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. В душе у нее звучит голос совести)
Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину. Тихон является орудием в руках Кабанихи. Но чем больше Катерину унижают, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью.
-Почему Катерина решается идти на встречу с Борисом, что ее к этому толкает?
В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи. Выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину.Это и толкает Катерину пойти на свидание с Борисом.
Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду, заставить себя любить мужа. Давайте сделаем вывод ,
какой же предстает перед нами Катерина по этим двум эпизодам?
Какиечерты характера развились у нее в процессе такой жизни?
(непосредственность, доброта, честность, мужество, стремление к свободе, мечтательность, моральная чистота, страстность и поэтичность натуры)
8. РАБОТА С МОНОЛОГОМ О КЛЮЧЕ
Учитель: Итак, Катерина живет по законам: «Ведь я замужем, мне с мужем жить до гробовой доски» Церковный брак для нее святыня. Любовь к Борису зовет ее на встречу с ним.
Откройте в тексте 2 действие явление 10.
Чтение монолога Катерины.
— Какая деталь здесь передает внутреннее состояние героини?
(Ключ)
Встреча с Борисом. Деталь КЛЮЧ. Ключ от калитки ли предлагает «по дружбе» Варвара?
(Ключ – символ свободы, победы чувства в душе Катерины над религиозным страхом, ключ от ее сердца и души)
Катерине в «Грозе» ключ открывает дорогу к любви, к счастью. И, держа в руках ключ от садовой калитки, идет навстречу любви. Здесь проявляется победа естественного чувства. Это и есть протест Катерины.
-Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает?
(Предрассудки, нежелание лгать, хитрить).
-Таким образом, можем сказать, что любовь к Борису – это проявление воли. Отказ от неё (любви) предполагал бы полное подчинение миру Кабановых.
-Но обретает ли Катерина свободу?
(С одной стороны – да, она вольна делать, к чему призывает её «горячее сердце», а с другой – голос совести не оставляет героиню, вступив на путь измены она, натура чистая, уже погибла. Но и при том,
нельзя не отметить ещё одну черту Катерины – решительность.
-Значит, можем сказать, что полюбив Бориса, согласившись на встречи с ним, она уже заявила свой протест против моральных устоев Калиновского общества, она уже говорит о том, что пути назад нет. Разве сможет она вновь вернуться к прежней рабской, «душной» жизни?!
-Почему же кается Катерина? Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?
(Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его).
Покаяние – очищение. Приходит ли очищение к Катерине?
(Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам).
-А как ведёт себя Борис?
(Он остаётся как будто в стороне от произошедшей драмы. Он оказался не в силах помочь Катерине изменить свою жизнь, освободить её от гнёта «тёмного царства»).
9.Работа с иллюстрацией
Давайте рассмотрим иллюстрацию к драме, созданную художником И.С. Глазуновым.
— Какие эмоции и чувства героини передаёт художник?
Страх остаться одной, осознание того, что он уедет далеко и вернётся к Тихону нелюбимому мужу и свекрови.
— Как вы думаете, с каким эпизодом пьесы связана эта иллюстрация?
(сцена прощания с Борисом)
10.Работа с текстом
Откройте сцену прощания с Борисом (IV действие)
-Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса.
— И проанализируем поведение Бориса. Какой он человек?
— Как ведёт себя Катерина?
(Борис безволен. Он безропотно подчиняется воле дяди, боясь потерять его благосклонность и, следовательно, долю в наследстве. Он идёт проститься «с местом», но не с Катериной. Не хочет взять Катерину с собой, она была бы в данной ситуации для него обузой, потому что Катерина страдает за двоих, а он исключительно за себя.).
Сцена прощания Катерины с Борисом подводит нас к трагическому финалу. Перед нами кульминация
всей пьесы.
— Что такое кульминация?
Кульминация – это момент наивысшего напряжения в развитии действия.
-Борис уходит от Катерины со словами «Умерла бы поскорее». Зачем он так говорит, неужели он, безмерно любимый Катериной, желает ей смерти?
(Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию).
-Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми?
-Обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Разве это единственный выход?
Жизнь ведь полна ожиданий и надежд, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.
— Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? Почему Катерина не смогла жить дальше?
( Ей не позволяет ее совестливость, сознание своей греховности и еще то, что никто не хочет ей помочь. Тихон боится мать. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» — просит она Бориса и получает отказ.
Какую проблему поднимает автор в пьесе?
Проблему выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою жизнь? По какому пути она пойдет?
Думаю, у нее было 3 пути:
- Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”
- Бежать с любимым человеком — Борисом
- Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.
—Почему она выбрала 3-ий путь?
Ученик:
Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства.
Катерина поняла что не дождётся радости в этом доме
-Докажите, что смерть Катерины – это протест.
(Гибель Катерины – это протест, бунт, призыв к действию. Варвара убегает из дома, Тихон обвиняет мать в смерти жены)
—Какое значение имеет гроза в пьесе Островского?
Гроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. Гроза происходит в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что она умрёт с этим грехом, не раскаявшись в нём.
С грозой ассоциируется образ Кабанихи. Она грозна и непримирима, как стихия. Разбушевавшуюся свекровь не успокоишь и не предотвратишь её гнева.
А теперь давайте проведем обобщение всего сказанного по образу Катерины с помощью синквейна. Вспомним алгоритм написания синквейна.
Первая строка — тема синквейна
Вторая строка — два прилагательныех или причастия, которые описывают свойства темы
Третья строка —три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях
темы.
Четвертая строка — фраза, выражающая личное отношение
автора синквейна к теме.
Пятая строка — одно слово
, характеризующее
суть
темы.
Катерина
Свободолюбивая угнетённая
Страдает протестует погибает
Искренность Катерины несовместима с укладом «тёмного царства»
Жертва
11. Подведение итога урока.
-Сделаем вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке
Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство. Это протест против норм и правил города Калинова.
Вопрос преподавателя:
Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произведение А.Н. Островского — современным?
12.Этап рефлексии.
Давайте проведём рефлексию.
13. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему «О каком семейном счастье мечтала Катерина?»
Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» (По драме А. Островского «Гроза»)
Драма А. Н. Островского «Гроза» была задумана под впечатлением от поездки автора по Волге в 1856–1857 годах, но написана только в 1859 году. «Гроза», по выражению Добролюбова, «самое решительное произведение Островского». Если в жанре комедии у Островского были в русской литературе предшественники, то о «Грозе» без преувеличения можно сказать, что это первая русская классическая бытовая драма, по своему высокому поэтическому строю и накалу конфликта приближающаяся к социальной трагедии.
Действие драмы разворачивается в уездном городе Калинове, но название это условное — все могло произойти в любом городе России. С поазительной силой изображает Островский в «Грозе» уголок «темного царства», где попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они притесняют людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Кабанов. Я, маменька…
Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?
Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Кабанов. Да отсохни язык…
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?
Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.
Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.
Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Экая важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!
🗹