История создания
В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.
Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.
Изначально Пушкин озаглавил роман датой – «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.
Уроки по роману А.Пушкина «Дубровский»план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Тема 1:
Герои романа «Дубровский».
Литературный конфликт романа.
1. Слово учителя.
Мы начинаем изучение романа А.С.Пушкина «Дубровский. Вы уже прочитали его или просмотрели фильм. А.С.Пушкин — великий, гениальный поэт и писатель. Он оставил совершенные образцы литературных произведений во всех родах и многих жанрах. Роман «Дубровский» относится к шедеврам литературы. Произведение написано уже зрелым Пушкиным в 1832-33 гг., когда появился замысел романа о роли дворянства в мужицких бунтах. Одновременно с работой над романом писатель приступает к изучению материалов пугачевского восстания. Это произведение маленькое по объему, но интересное по композиции и характерам персонажей. В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В.Нащекиным. он рассказал про одного «белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский» (как и назывался сначала роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащекин видел этого Островского в остроге.
Пушкин в это время обдумывал план исторического романа об удальце Шванвиче – дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащекина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.
2. Беседа по роману.
— Как строится роман? Из каких композиционных элементов он обычно состоит?
— Как строится роман «Дубровский»?
— Есть ли в романе пролог? Эпилог?
— Действие романа развивается во времени последовательно или как-то по-другому? (до 9 главы действие развивается последовательно, а потом возвращается во времени назад.)
— Чем это вызвано? Что происходит в 8 главе? (появляется новый персонаж – Дефорж).
— Зачем Пушкину понадобилось возвращаться назад? (чтобы объяснить, как Владимир Дубровский стал Дефоржем)
— Почему Пушкин отказался от последовательного изложения? (чтобы заинтриговать читателя)
-Давайте сравним, как в романе изложены события и как «было на самом деле»? (Запись на доске:
В романе: гл.8 – Дефорж и медведь, гл.9. – обед у Троекурова; гл.10. – Спицын и Дефорж; гл.11. – встреча Дубровского с Дефоржем.
Хронологическая последовательность: гл.11. – встреча Дубровского с Дефоржем; гл.8 – Дефорж и медведь, гл.9. – обед у Троекурова; гл.10. – Спицын и Дефорж.
— Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это намеренно, причины бывают разные. Такая композиция – возвращение в прошлое – называется ретроспективой. Она служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в конфликте.
До сих пор, говоря о произведении, о событиях, описываемых в нем, мы использовали термин «сюжет». Сегодня мы познакомимся с новым термином – фабула. Запишем определение: «Фабула – (от латинского) – сказание, рассказ, предание – это цепь событий, составляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом. Иногда под сюжетом понимают последовательность событий, а под фабулой – тот порядок, в котором они повествуются.
Получается, что история Островского, рассказанная Пушкину Нащёкиным, явилась фабулой, на основе которого строился сюжет романа «Дубровский».
Герои романа
— Обратимся к роману. С какими героями знакомит нас 1-ая глава? Кого можно считать «барином старых времен»?
— Похожи ли эти герои?
— Обратимся к тексту. Что говорит автор об их сходстве и различии?
Запись в тетради: Общее между Троекуровым и Дубровским: ровесники, рождены в одном сословии, воспитаны одинаково, сходствовали отчасти и в характерах и наклонностях).
— Запомним это слово – отчасти. Найдем в тексте авторские характеристики этих героев.
Троекуров: «выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно, склонен к обжорству и »шумным, иногда и буйным увеселениям», при имени его губернские чиновники трепетали, а соседи «рады были угождать малейшим его прихотям». Эти черты характера и манеры Троекурова сразу бросаются в глаза читателю, однако при более внимательном прочтения некоторые учащиеся сумеют выявить и другие свойства натуры Кирилы Петровича: он был армейским офицером много лет, дослужился до генеральского званья», но при этом уважая за независимый нрав давнего товарища по службе Андрея Гавриловича Дубровского, хотя последний был беден, владел всего лишь семьюдесятью душами крестьян и вышел в отставку в Чине гвардейского поручика, Троекуров неоднократно предлагал соседу «своё покровительство» и помощь, запросто заезжал в домишко старого товарища», не чинясь, назвал его братом и даже предлагал выдать Машу замуж за сына Дубровского Владимира, если в молодом человеке «будет путь». После ссоры он искал примирения с соседом, а получив по решению суда во владение Кистенёвку, испытывая угрызения совести, и «победа не радовала сердца», потому что как пишет автор, «от: природы не был он корыстолюбив»».
Дубровский: «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.
— Сделаем выводы. Чего же больше: сходства или различий в характерах этих героев? (различий).
— В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значащими именами героев. Заглянем в «Словарь русских личных имен»: Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель; Петр (греч.) – скала, утес, камень; Андрей (греч.) – мужественный, храбрый; Гавриил (древнеевр.) – сильный муж, муж Божий или крепость.
— Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми?
— А теперь вернемся к роману. Какова судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин? («В некотором отношении и судьба их одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели»)
И опять оговорка: «в некотором отношении». Попробуем разобраться. Что узнали из романа о том, как герои относятся к любви, семье, детям?
— Каковы взаимоотношения Кирилла Петровича и Маши? ( Отец и дочь не знают не понимают друг друга, гармонии и мира в этой семье нет, воспитание дочери Кирилла П. на занимался. В этой же главе Пушкин рассказывает о Саше, брате Маши, которого он признал сыном, хотя «множество босых ребятишек, как две капли похожи на Кирилла Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми»).
— Как это характеризует Троекурова? (безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства).
— Итак, Кирилла Петрович, хотя и женился по любви, но, овдовев, слишком быстро утешился.
— А как потерю жены перенес Андрей Гаврилович? Откроем 6 главу, где Пушкин рассказывает о горе молодого Дубровского. На какие детали обращает наше внимание автор?
— Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери?
— Где ещё в романе встречалось нам слово – «семейственное»? (гл.3)
— Похожи ли эти семьи? (Оговорка автора – «в некотором отношении» — верна, судьбы отчасти похожи, но семьи разные. Дубровских в полном смысле этого слова можно назвать семьей, они понимают друг друга, любят, у них есть святыни, которые они берегут).
Тема 2:
Литературный конфликт в романе «Дубровский».
Итак, сегодня нам нужно на уроке выяснить, есть ли конфликт в романе.
— Что такое конфликт вообще? (столкновение, противоборство персонажей или каких-либо чувств и побуждений в душе героя).
— Есть ли в этом романе конфликт?
— Между кем развивается он?
— Где начало этого конфликта? (ссора между помещиками).
— Как возникла ссора между помещиками? Каково душевное состояние Андрея Гаврилыча при осмотре псарни? (гл.10)
— А что такое «зависть»? В словаре В.Даля есть такое определение: «Зависть – досада по чужом добре и благе».
— Хорошее ли это свойство характера – зависть?
— Что отвечает Дубровский Кириллу Петровичу на его вопрос?
— Обидел ли он этими словами Троекурова? (Нет, реакции не последовало)
— А мог ли обидеть его «тщеславных» холопов? (мог, поэтому и последовал ответ псаря Парамошки)
— Холоп ответил Дубровскому не просто как равному, а дерзко. Подумаем, только ли ответ Парамона оскорбил Андрея Г.? (не только, сразу после слов псаря последовал смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо, слуги).
— Получается, что его не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы знаем, что Дубровский гордый, независимый.
— Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров? (Нет, он даже не заметил, что Дубровский уехал).
— Как разрешается конфликт между Троекуровым и старым Дубровским? Как развиваются события дальше?
— Как чувствует себя Троекуров на охоте? (Пушкин тонко передает психологическое состояние героя. Задумаемся над вопросами: что было бы, если бы и охота удалась, и обед удался? Как поступил бы тогда этот своенравный человек? Поехал бы полями Дубровского? Или приехал бы сам к нему мириться? )
— Почему, описывая ссору помещиков, автор уделяет так много внимания Троекурову? (Кирилла Петрович – натура неуравновешенная, властолюбивая, вспыльчивая, но и отходчивая, поэтому Пушкин так подробно описывает все движения души , поступки этого героя; Дубровский же, гордый и независимый, никогда не смог бы простить оскорбления, поэтому показан статично. Пушкин этим эпизодом ещё раз показал правильность той характеристики героев, которую дал в начале романа.)
— Кто же помог, чтобы вражда разгорелась ещё пуще? (соседи, доносившие все в искаженном виде, сплетни тоже сыграли свою роль).
— Какой момент можно назвать кульминацией? (Кистеневка не достается Троекурову, ее сжигают крепостные Дубровского).
— Роман — многосложное произведение, в романе бывает несколько сюжетных линий, в этом мы убеждаемся даже в таком небольшом романе, как «Дубровский». Ведь со смертью старого Дубровского и пожаром в Кистеневке начинается новая сюжетная линия, связанная с учителем Дефоржем. Где завязка этой линии, ее начало?
— Как развивается сюжетная линия учителя?
— И она выходит еще на одну очень важную в романе сюжетную линию — любовную. Кто в этой линии задействован? Как развивается любовь Владимира Дубровского и Маши?
— Почему же наши герои не оказались вместе?
— Как вы воспринимаете князя Верейского? Он достойная партия для Маши?
— Почему Троекуров выбрал Маше такого мужа?
— Как относится автор-Пушкин к Маше, к ее судьбе? Зачем же он так печально закончил ее историю? (Для Пушкина очень важно понятие «дворянской чести». Как бы печально ни сложилась судьба, дворянин должен быть верен чести. В это понятие входила искренняя вера в Бога, верность православным канонам-законам, а закон гласит, что перед Господом жена дается однажды — это скрепляется венчанием.)
Домашнее задание: выбрать весь материал из романа о Владимире Дубровском. Написать мини-сочинение: «Каким я представляю себе молодого Дубровского».
Тема 3:
Образ Владимира Дубровского.
Цели:
- Дать понятие внутреннего конфликта.
- Учить анализировать характер литературного персонажа.
- Подчеркнуть внутреннюю противоречивость Владимира Дубровского.
I. Вступительная беседа.
— Как вы думаете, правдиво ли, жизнеподобно изображает Пушкин события в романе «Дубровский»?
— В чем же проявляется эта правдивость, реалистичность?
— Какие характеры мы можем назвать реалистическими?
— Сегодня мы сосредоточим внимание на главном герое романа. Кого вы считаете главным героем? Почему?
— Какие черты характера Вл. Дубровского проявляются в Петербурге, а какие – в Кистеневке? (как и все молодые люди дворянского сословия, он ведет светский образ жизни, мало думает о будущем. Смерть отца заставила его повзрослеть. Когда приехал в Кистеневку Троекуров, косвенно виновный в смерти его отца, Владимир держался независимо и решительно, чем очень напомнил своего отца).
— Вы уже определили на прошлых уроках конфликт в романе между Троекуровым и Дубровским-старым — это какой эпизод?
— Что же происходит очень важное в этом эпизоде с Владимиром Дубровским. (Он становится разбойником.)
— Вспомните, что мы говорили на прошлых уроках о дворянской чести, об отношении Пушкина к этому понятию. Можем ли мы сказать, что Владимир Дубровский — истинный дворянин?
— Что же заставило Владимира — родовитого дворянина -стать разбойником, войти в шайку, где вместе с ним охотятся за господским добром бывшие крепостные и просто разбойники с большой дороги? (Месть за отца.)
— Давайте разберемся: месть — это благородное чувство? Как мы определяли это раньше? (Месть — это зло.)
— Зло и благородство совместимы?
— Понял ли Дубровский, что благородному дворянину не к лицу разбойничество, злобная месть?
— Кто помог Владимиру это понять? (Маша.)
— Как Маша дала понять, каким должен быть истинный дворянин? (Она не пошла с Дубровским, осталась с мужем, верна долгу.)
Значит, пока Владимир мстил Троекурову, возглавлял разбойничью шайку, он был в разладе с самим собой — конфликт был внутри его души, он разрывался между благородным дворянином и мстительным разбойником, который приносил неприятности не только Троекурову — даже не столько ему, — сколько многим другим помещикам, вовсе лично не виноватым в смерти старого Дубровского.
Внутренний конфликт-борьба между чувством и долгом — важный способ раскрыть сложность, противоречивость человеческого характера, и им писатели часто пользуются. В том, как герой выйдет из внутренней борьбы, прослеживается авторская мысль, заложенная в образе.
— Давайте внимательно рассмотрим характер Владимира Дубровского.
— Что мы знаем о его детстве и юности?
— Автор показывает его в детстве и юности или рассказывает об этом?
— Зачем же об этом рассказывать, ведь это остается за рамками романа? (В детстве и юности формируется характер, закладываются его основные черты.)
— Какой же характер сформировался у Владимира Дубровского? Что повлияло на него, каким он перед нами предстает?
— Развивается ли его характер дальше в романе или остается неизменным? (Развивается, возникают внутренние противоречия).
— Что придется преодолеть Владимиру в своем характере, чтобы остаться достойным дворянином?
— А чего ему, по-вашему, не надо преодолевать, какие качества Владимира вам нравятся?
— Он их проявляет в поступках, в действиях, или автор об этом рассказывает?
— Дает ли автор портрет Владимира Дубровского? Это портрет какого Дубровского? Почему Пушкин дает портрет Дубровского-разбойника, а не молодого человека, приехавшего из Петербурга?
Прочтите описание портрета Дубровского. (Учащиеся читают отрывок из текста, с. 307).
— Посмотрите внимательно, дает ли этот портрет индивидуальное представление о характере Дубровского или это описание — ирония автора?
— Почему Пушкин не придает особого значения описанию внешности героя? (Конфликт внутренний, поэтому важны мысли и поступки героя, а не его внешность).
— Какие еще средства характеристики литературного героя вы знаете?
Найдите в тексте слова, выражающие оценку героя другими персонажами.
— Дает ли сам автор оценку своему герою? Найдите авторскую оценку в тексте.
— С какой целью дает автор в 5 главе описание осеннего пейзажа? (Пушкин хочет показать, как повзрослел Владимир; пейзаж наводит на философские размышления. В рощу Владимир попадает в тот момент, когда им овладело чувство духовного бездорожья, одиночества, в котором он оказался после смерти отца. Пейзаж дается в неразрывной связи с чувствами и мыслями героя о быстротечности жизни: жизнь течет, и ручей течет. Неслучаен именно осенний пейзаж, ведь осень – символ увядания и умирания жизни. Смерть отца и осенние падающие листья символизируют конец жизни.
Учитель: И последний вопрос к характеристике Владимира Дубровского. Он совпадает с последними вопросами Путника на с. 346. Прочтите последние 5 абзацев. (Учащиеся читают вопросы учебника на с. 346. Отвечают на них.)
— Почему Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстается со своими «сообщниками» и советует им сменить ремесло? (герой мог выступать лишь в роли атамана разбойников, пока в этом был смысл: сначала месть за оскорбление и гибель отца, затем – благородное служение всем, несправедливо обиженным и обманутым и, конечно же, спасение любимой девушки от ненавистного брака).
— Давайте еще раз заглянем в «Словарь русских личных имен». Имя Владимир (гр.) – владеющий миром. И опять значение имени помогает нам понять характер и поступки героя .
Итак, делаем вывод: в образе Владимира Дубровского Пушкин воплотил свое представление об истинном дворянине — положительном герое. Он провел его через сложные испытания собственной совестью, через внутренние противоречия и показал, что отступление от Долга и Чести не принесет никогда успеха и счастья. На протяжении всего романа, в какой бы роли не выступал Дубровский, он всегда великодушен, отважен, верен принципам чести.
Тема 4:
О чем же роман Пушкина? О любви…
— Почему Владимир отказался от мести? (гл.12)
— Как вы понимаете слова: «Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести» (гл.3) и слова из 8 главы: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирилла Петровича…есть героиня нашей повести»? (Настоящими героями Пушкин назвал Владимира и Машу. Значит, это повесть о любви).
— Любил ли Машу Владимир? Если любил, то когда возникло это чувство? (гл. 3, 12, 15)
— Как относится Маша к Дубровскому? (гл.8, 12,14)
— Обратите внимание на ряд слов: умереть – монастырь – за Дубровского. Разве так думают о любимом? И ещё одна цитата из 16 главы: «Главное для неё: избавиться от ненавистного брака, участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».
Брак с Верейским для Маши равнозначен плахе, могиле; в безысходной ситуации она из двух зол выбирает меньшее – решается обратиться за помощью к Дубровскому.
— Почему Маша после венчания с Верейским отказывается от предложения Владимира? Только ли потому, что (как мы поняли) на испытывает к нему никаких чувств? (гл.18)
— Прежде чем мы ответим на последний вопрос, найдите в тексте гл.18 начало эпизода, когда Владимир появился перед Верейским и Машей.
— Почему Пушкин называет Владимира «маскированным разбойником» (это роль благородного спасителя).
— В каком произведении Пушкин мы уже встречались с мотивом маскарада, переодевания? («Барышня-крестьянка»)
Работа над романом на завершена. Если 1 том был написан за две недели, то остальные главы писались с интервалами в 7-10 дней, а 15 января 1833 г. Пушкин прерывает работу совсем. В черновиках Пушкин есть план 3 тома: Жизнь Марьи Кирилловны. Смерть князя Верейского. Вдова. Англичанин. Свидание.
Вот мы и закончили изучение романа «Дубровский». Итоговым заданием к роману будет сочинение. Предлагаю несколько тем:
- Отцы и дети в романе «Дубровский».
- Значимые имена героев романа.
- Смысл названия романа.
- «Дубровский» — роман о любви.
- Пейзаж в романе «Дубровский».
Краткое содержание: завязка
Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс – время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.
Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.
Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.
Развитие действия
Как-то приезжает к Троекурову Дубровский, и помещики ссорятся из-за дерзости слуги гостя. Постепенно ссора превращается в настоящую войну. Троекуров решает отомстить, подкупает судью и, благодаря своей безнаказанности, отсуживает у Дубровского Кистеневку, его имение. Узнав вердикт, помещик сходит с ума прямо в зале суда. Его сын, гвардейский корнет Владимир, вынужден оставить службу и приехать из Петербурга к больному отцу. Вскорости старший Дубровский умирает.
Приезжают судебные чиновники, чтобы оформить передачу собственности, они напиваются и остаются ночевать в имении. Ночью Владимир поджигает дом вместе с ними. Дубровский вместе с верными крестьянами становится разбойником. Постепенно он наводит ужас на всех окрестных помещиков. Нетронутым остаются только владения Троекурова.
В семью Троекурова приезжает учитель, чтобы поступить на службу. Дубровский перехватывает его на полдороге и подкупает. Теперь он сам под видом Дефоржа отправляется в имение врага. Постепенно между ним и Машей Троекуровой, дочерью помещика, возникает любовь.
Развязка
Лучше всего рассматривать роман целиком. А анализ произведения «Дубровский» по главам будет провести довольно проблематично, так как они являются элементом одного целого и вне контекста теряют большую часть смысла.
Итак, Троекуров решает выдать дочь замуж за князя Верейского. Девушка против и не желает выходить за старика. Дубровский предпринимает неудачную попытку предотвратить их брак. Маша посылает ему условный знак, он приезжает спасти ее, но оказывается поздно.
Когда свадебный кортеж следует из церкви в имение князя, люди Дубровского окружают его. Владимир предлагает Маше свободу, она может бросить старого мужа и уйти с ним. Но девушка отказывается – она уже дала клятву и не может ее нарушить.
Вскоре губернским властям едва не удается поймать банду Дубровского. После этого он распускает своих людей, а сам отправляется за границу.
Сюжет и композиция пушкинского романа «Дубровский»
Напомню, в чем разница между фабулой, сюжетом и композицией литературного произведения:
- фабула – хронология событий;
- сюжет – развитие событий в самом произведении (за ним вы можете проследить, познакомившись с кратким содержанием романа «Дубровский»);
- композиция – построение произведения, расположение его частей.
Сюжет можно назвать содержанием произведения, а композицию – формой его воплощения в произведении.
Сюжет романа «Дубровский»
Сюжет всегда включает в себя экспозицию, завязку, кульминацию и развязку, с помощью которых раскрывается основной конфликт произведения. Также он может содержать пролог (предысторию), эпилог, развитие событий (между завязкой и кульминацией, а также кульминацией и развязкой).
- Экспозицией романа «Дубровский» можно считать историю дружбы и раздора между Дубровским-старшим и Троекуровым, в результате чего Троекуров отнимает имение у Дубровского.
- Завязкой служит поджог Дубровским-младшим своего имения и его уход в разбойники.
- Развитие событий связано с объявлением в доме Троекурова француза-учителя, который и оказывается разбойником Дубровским.
- Кульминацией можно считать объяснение главного героя с Машей, перед которой он открывается и признается в любви.
- Дальнейшее развитие событий связано со сватовством старого повесы князя Верейского, встречей девушки с Дубровским, неудачной попыткой Маши уговорить жениха отказаться от ее руки, умолить отца не отдавать ее замуж за князя, неудачная попытка брата Маши передать возлюбленному сестры кольцо.
- Развязкой является венчание Маши с князем и отказ ее уйти с Дубровским после того, как церковный обряд уже состоялся: она дала обет быть старому князю верной женой.
Далее следует эпилог, из которого мы узнаем, что на разбойников начинаются облавы, Дубровский распускает их, а сам скрывается за границей.
Как я уже говорила, роман состоит из двух томов. Каждый из них имеет свой сюжет.
Сюжет первого тома:
- экспозиция – дружба Дубровского-старшего и Троекурова;
- завязка – конфликт между бывшими приятелями;
- развитие событий – судебная тяжба, болезнь Дубровского-старшего, возвращение домой его сына Владимира Дубровского;
- кульминация – смерть Дубровского-старшего;
- развитие событий – появление судебных приставов с целью изъятия у Дубровского имения и крепостных в пользу Троекурова, бунт крестьян, чтение Владимиром писем матери;
- развязка – поджог дома.
Сюжет второго тома:
- Краткий пересказ романа «Дубровский» А.С.Пушкина
- экспозиция – появление в доме Троекурова учителя-француза, храбрый поступок учителя (убийство медведя), после которого Маша обращает на него внимание, сближение Маши и Дефоржа;
- завязка – объяснение в любви, признание гувернера в том, что он и есть Дубровский;
- развитие событий – намерение Троекурова выдать свою дочь замуж за старого князя, встреча Маши с Дубровским, получение от него кольца, бесполезные просьбы Маши не выдавать ее замуж за князя, изоляция девушки, неудачная попытка ее брата выполнить поручение и дать знак возлюбленному сестры, что ей нужна помощь;
- кульминация – венчание Маши и князя Верейского;
- развязка – отъезд Дубровского за границу, роспуск им разбойничьей шайки.
Сюжет не все время развивается хронологически. Так, для того, чтобы понять, как Дубровский оказался на месте учителя, читатель возвращается на некоторое время назад.
Другими словами, сюжет и фабула в романе «Дубровский» не совпадают.
Композиция романа Дубровский
Композиционными элементами в художественном произведении могут быть тома и главы, выделенные эпилог и пролог, эпиграф, лирические отступления, диалоги и монологи, портреты героев. Это своего рода каркас произведения.
Роман «Дубровский» состоит из двух томов, которые включают в себя 19 глав. Первый том представлен восьмью главами, второй – одиннадцатью.
В романе имеются диалоги, в том числе между Дубровским и Машей, портреты всех главных героев. Они служат для развития сюжетной линии и помогают лучше понять основную идею произведения.
Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея
Это произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя. В нем Пушкин отразил очень многие проблемы своего времени. Например, самодурство помещиков, произвол чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция на все это непокорных и отважных людей.
Тема разбойничества ради благих целей не нова в мировой и русской литературе. Образ благородного и свободолюбивого разбойника не оставил равнодушными многих писателей романтического направления. Однако не только этим объявляется интерес Пушкина к данной теме. Долгие годы в России был распространен разбой. Грабителями становились бывшие солдаты, обнищавшие дворяне, убежавшие крепостные. Однако народ винил в грабежах не их, а власть, которая довела их до этого. И Пушкин решил в своем произведении показать, почему честным людям приходится выходить на большую дорогу.
Своеобразие конфликта
Продолжаем описывать анализ произведения Пушкина «Дубровский». 6 класс, а именно в нем изучают роман, уже знаком с таким понятием, как «конфликт», поэтому его обязательно нужно будет рассмотреть.
Итак, в романе всего 2 конфликта, которые разительно отличаются как по своей природе, так и по социальной значимости. Первый имеет яркую общественную окраску и связан с сословным неравенством. В нем сталкиваются Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. И в результате он приводит к бунту Владимира, который не может смириться с произволом. Это основной конфликт романа.
Однако существует и второй, связанный с темой любви и семейно-бытовых отношений. Проявляется он в носильной выдаче замуж Маши за старого князя. Пушкин поднимает тему женского бесправия, говорит о невозможности влюблённых быть счастливыми из-за прихоти родителей.
Оба этих конфликта объединяет фигура Кирилы Троекурова, который и стал причиной бед как Дубровских, так и родной дочери.
Основной конфликт романа «Дубровский» А.С. Пушкина
Несмотря на то, что важную роль в романе играет типичная социальная проблема, связанная с незаконным изъятием у бедных помещиков их имений более влиятельными соседями, главный конфликт романа Пушкина «Дубровский» заключается не в этом. Думается, что главным конфликтом этого произведения является противоречие между желанием главного героя отомстить Троекурову за смерть отца и его любовью к дочери своего врага.
- Жанр романа «Дубровский» Пушкина: художественные особенности
То есть мы наблюдаем за развитием любовного конфликта.
Месть поставила Владимира Дубровского в положение преступника, изгоя, который не может помышлять о том, чтобы просить руки возлюбленной. Владимир и Маша, как и шекспировские Ромео и Джульетта, полюбили друг друга вопреки вражде между их семьями.
Образ Владимира Дубровского
Главный герой романа – Владимир Андреевич Дубровский. Анализ произведения позволяет дать ему весьма лестную характеристику. Он бедный дворянин, ему 23 года, у него величественный вид и зычный голос. Несмотря на свое положение, он не утратил чести и гордости. Он, как и его отец, всегда хорошо относился к крепостным и заслужил их любовь. Именно поэтому они вступили с ним в сговор, когда он задумал сжечь имение, а затем начал разбойничать.
Мать его умерла, когда ему был только год. Однако он знал, что родители его женились по любви. Такого будущего он хотел и для себя. Маша Троекурова стала для него той самой единственной любовью. Однако в дело вмешался ее отец. Владимир предпринял отчаянную попытку спасти любимую, но не смог. Благородство его проявилось и в том, что он покорно ушел, когда Маша отказалась убежать с ним. Можно сказать, что это герой воплощает в себе понятие дворянской чести.
Тема
Александр Сергеевич поднял множество важных тем, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Центральная тема «Дубровского» – защита человеческого достоинства. Процветающая коррупция в органах государственной власти многим людям покалечила судьбы. Подобной жертвой стал и старик Дубровский, который в силу своей бедности не смог отстоять честь и достоинство в судебном порядке.
Единственный способ защитить честь своей фамилии Владимир видел лишь в том, чтобы, не опираясь на букву закона, собственноручно вершить месть. По сути, он был вынужден встать на преступный путь, другого выхода у него просто не было. Это очень печалит автора, который понимает, что в России честный, но бедный человек абсолютно бессилен.
Основная мысль романа – отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя, разница между которыми заключалась лишь в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди, такие, как Владимир, оказываются на обочине жизни.
Также писатель уделил много внимания проблематике семейного бесправия – покалеченные судьбы детей, вынужденных покоряться родительской воле. Троекуров, невзирая на слезы своей 17-летней дочери, отдал ее замуж за нелюбимого старика, чьим главным достоинством было богатство и положение в обществе.
Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым – вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. В этом заключается идея романа – стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме.
Образ Троекурова
Чтобы обличить таких, как Троекуров, писался роман «Дубровский». Анализ произведения дает нам понять всю низость и беспринципность этого человека. Для него нет ничего святого. Он с одинаковой легкостью сживает со свету своих слуг и друзей. Даже смерть товарища и хорошего приятеля не остановила его алчности. Не пожалел он и свою дочь. Ради выгоды Троекуров обрек Машу на несчастливую жизнь в браке и лишил ее настоящей любви. При этом он уверен в своей правоте и даже не допускает мысли о том, что может быть наказан.
Роман в оценке критиков
Что же думали критики о романе «Дубровский»? Анализ произведения помог нам понять, что Пушкин написал довольно злободневную книгу. Однако Белинский, например, назвал ее мелодраматичною, а Дубровского героем, который не вызывает сочувствия. С другой стороны, критик высоко оценил достоверность, с какой Пушкин изобразил Троекурова и помещичий быт своего времени.
П. Анненков отмечал, что роман имеет романтический конец, несообразный с его содержанием, но описанные характеры отличаются особой психологичностью и достоверностью. А. Григорьев также подчеркивал жизненность описанной ситуации и реалистичность персонажей.
«Дубровский»: анализ произведения кратко
Если необходимо сделать краткий анализ. То можно написать следующее. Главная тема произведение – разбойничество в России. Идея – показать, как люди становятся на этот путь, и кто тому виной. Пушкин старался обличить власть и показать социальную несправедливость, царящую вокруг. В произведении два конфликта – социальный и любовный. Первый связан с неограниченной властью имущих, а второй с полной родительской властью над своими детьми. Главным виновником выступает Троекуров, воплощающий классический тип русского барина.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дубровский.
Год написания – 1833 год.
История создания – В основе произведения лежит рассказ Павла Нащокина о реально существовавшем дворянине Островском, который в ходе судебных разбирательств остался без родового имения и был вынужден ступить на преступный путь.
Тема – В произведении автор поднимает множество социальных проблем, среди которых – беззащитность честных бедных людей перед продажным правосудием, конфликт отцов и детей, защита собственной чести и многие другие.
Композиция – Экспозиция – описание героев и обстановки; завязка – ссора между Троекуровым и Дубровским-старшим, приведшая к трагическим последствиям; развитие сюжета – приезд Владимира Дубровского, поджог Кистеневки, организация разбойничьей шайки, любовь к Маше Троекуровой; кульминация – свадьба Маши со стариком; развязка – отъезд Дубровского заграницу.
Жанр – Социальный роман.
Направление – Реализм.
🗹