Сильный или слабый характер у катерины гроза. Сильный или слабый характер катерины урок-практикум катерина отчего


«Кто же Катерина: слабое существо или сильная женщина»

Драма «Гроза», по словам Добролюбова, «есть самое решительное произведение Островского», в котором он показал самодурство и деспотизм купцов, «темного царства». В драме происходит столкновение главной героини «русского сильного характера» с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни. Катерина — главная героиня драмы. Это натура поэтическая, мечтательная, нежная.

Детство Катерины в доме ее родителей прошло очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования, и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.

Главная черта в характере Катерины — «образ птицы». В народной поэзии птица— символ воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества. «… Отчего же люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица».

Катерина хочет любить и мужа, и свекровь, но она не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Но Катерина терпит до поры до времени. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорит она, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь…» Кабаниха— эта ярая защитница старых порядков, понимая, что старому царству самодуров приходит конец, ненавидит все новое, точит всех, добиваясь своих порядков. В доме Кабанихи царят ложь и притворство.

Катерина — самостоятельная, решительная натура. Как тяжело ей, когда она выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Именно здесь она начинает понимать весь ужас своего положения.

Катерина — человек решительный, смелый. Единственная любовь и радость Катерины — Борис. Она не смирится с окружающей ее действительностью. Она готова на любые жертвы ради любимого человека, переступая даже те понятия о грехе, которые для нее священны. Она любит по-настоящему. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» — говорит она Борису. Она ждет от жизни настоящей, счастливой любви.

Катерина одинока. Она не находит защиты ни у своего мужа, ни у своего возлюбленного Бориса Гри горьевича. Ни муж, ни Борис не могут бороться за свое счастье, отстоять свои права, любовь.

Как искренне и глубоко она любит Бориса! Катерина не боится смерти, но Борис слишком слаб, чтобы помочь Катерине.

Путь к свободе отрезан, а жить среди Кабановых она не может. И Катерина решается на самоубийство.

Самоубийство героини — это протест самодурству, темным силам, царству домостроя. Так впервые в «темном царстве» блеснул «светлый луч».

Пьесы А. Н. Островского — это пьесы подлинной правды, истинной жизни. Драма «Гроза» имела особо важное значение.

Катерина — это сильная личность. Она сумела пробудить в своем муже чувство любви, жалости, правдивости. Кабанов говорит матери: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщины в творчестве Островского, во всей русской литературе.

В драме А. Н. Островского «Гроза» ярко раскрывается картина ложных отношений, их последствия. В «Грозе» показаны жизнь и живая русская натура.

Главным героем в драме «Гроза», написанной А. Н. Островским, является Катерина. Образ Катерины наиболее сложный из всех образов драмы. Катерина живет в доме матери мужа. Живется ей очень плохо. Выходя замуж за Тихона Кабанова, Катерина его не любила, она еще не понимала этого чувства. Она вышла за Тихона ке по собственному желанию. Показали ей Тихона, сказав, что каждой девушке надо замуж выходить, она и вышла. В рассказе Катерины о своём детстве и о жизни мы видим, что в доме ее матери она была любимой дочерью: Катерина с матерью ходила в церковь, слушала странниц, гуляла по саду, молилась. Варвара, слушая рассказ Катерины, говорит, что у них то же самое. Катерина видит разницу: «Да здесь все как будто из-под неволи!»

По натуре Катерина не похожа на других. Она не умеет выставиться и похвалиться, но готова всему подчиняться.

Катерина любит Бориса. Такая любовь, такое чувство не уживаются в доме Кабановых, в доме с притворством и обманом. Обстановка, в которой живет Катерина после отъезда Тихона, заставляет ее обманывать и вести совсем иной образ жизни, чем при муже. Варвара говорит, что «без этого нельзя… на этом весь дом держится». Из этой реплики можно понять, что Варвара уже давно обманывает мать, она говорит: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Катерина смиряется со своим положением: ходит по ночам к Борису, обманывает свекровь, скрывая от нее свои чувства. Вдруг неожиданно приезжает Тихон. Он ничего не подозревает, но тем не менее Катерина все чаще вспоминает свой «грех». И в конце концов она признается во всем. Варвара и Тихон пытаются помешать рассказу Катерины, но Кабаниха их одергивает, и бедной женщине приходится поведать все людям.

После этого случая, спустя несколько дней, исчезла Варвара. Видно, Варе тоже надоела матушкина «опека», вот она и решила покинуть дом.

Катерина, оставшись совсем одна, кончает жизнь самоубийством.

, Катерина и Варвара — это две абсолютно разные натуры. Образ Катерины противопоставляется не только Варваре, но и всем действующим лицам. Это сильная, волевая натура.

Проснувшись, любовь приходит к Катерине вместе с тоской по воле, мечтой о настоящем, человеческой жизни. Катерина любит не так, как Варвара: скрытно, словно делая одолжение Кудряшу своими приходами на свидание.

В прощании этих молодых людей есть что-то хо лодное: уходя, Варвара небрежно целует Кудряша, как старого знакомого, лучше сказать, как постороннего человека. Отсюда можно сделать вывод, что настоящей любви между ними нет, и что Варвара, в отличие от Катерины, ходит к Кудряшу только для того, чтобы погулять, чтоб молодость веселей прошла. А вот Катерина на слова Бориса: «Никто и не знает про нашу любовь…» — отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!..» И во имя этой любви она готова на все, даже на самоубийство.

Сочинения по русскому языку и литературе

Голосуйте за сочинение

Катерина — главный персонаж драмы Ос- тровского «Гроза». Основная идея произведе- ния — конфликт героини с «темным царст- вом», царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и по- чему конец драмы так трагичен, можно, заглянув в душу Катерины. И это стало воз- можным, благодаря мастерству драматурга Островского. Из слов Катерины мы узнаем о ее детст- ве и отрочестве. Детство Катерины было ра- достным, безоблачным. Жила она в деревне. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Вставала она рано, умывалась родниковой водой, поливала цве- ты, ходила с матерью в церковь, потом сади- лась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счаст- ливой жизнью поступок шестилетней девоч- ки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежа- ла вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!.. Итак, Катерина росла счастливой, роман- тичной, но довольно ограниченной девушкой. Должного образования она не получила. Ее основные черты — набожность и избыток любви. Она любила все и всех вокруг: приро- ду, солнце, церковь, свой дом со странница- ми, нищих, которым она помогала. И самое главное в образе Катерины — ее мечтатель- ность, ее обособленность от остального мира. Из всего существующего она выбирала толь- ко то, что не противоречило ее натуре, ос- тальное она не хотела замечать и не замеча- ла. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давя- щей силой, а местом, где все светло, где мож- но помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй натурой, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоре- чило ее идеалам, то становилась непокорной и упрямой и защищала себя от того посто- роннего, чужого, что могло потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Катерины из- менилась. Из свободного, радостного, возвы- шенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и при- земленности. Дело даже не в том, что Кате- рина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все рав- но, за кого выходить замуж. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, ко- торую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычны- ми ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Ей остается терпеть, пока терпится, и меч- тать, но. жить ей становится все труднее, по- тому что жестокая действительность возвра- щает ее на землю, туда, где царят унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любов- ником прощаешься». В Катерине сильно чув- ство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-на- стоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он покидает Катерину, уезжая на время, что- бы нагуляться вволю, молодая женщина ста- новится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял напоказ хвастливо свои ка- чества «настоящего мужчины», как Паратов из «Бесприданницы», и даже не разговари- вал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмо^- сфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, она не давала Катерине окончательно зачахнуть, поддерживала ее. Она решилась на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость и заявившим о своих элементарных правах. Это был бунт против покорности судь- бе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что жить по-прежнему для нее более невозможно. Она принесла чистоту своей совести в жертву ду- ховной свободе и Борису. Идя на этот шаг, Катерина уже чувство- вала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого слу- чая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис —: причина помутнения ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина очень боится на- двигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Она страшилась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чис- той души даже мысль о любви к посторонне- му человеку — грех. Катерина не может жить дальше со своим грехом, и единствен- ным способом хоть частично от него изба- виться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной, Ка- терина боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Девушку мучают два во- проса: как она вернется домой и будет смот- реть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина считает смерть: «Нет, мне что до- мой, что в могилу — все равно… В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… не- хорошо» Преследуемая своим грехом, Кате- рина уходит из жизни, чтобы спасти свою Душу. Добролюбов определял характер Кате- рины как «решительный, цельный, рус- ский». Решительный, потому что она реши- лась на последний шаг, на смерть ради спа- сения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере героини все гармонично, едино, ничто не противоре- чит друг другу, потому что она составляет единое с природой, с Богом. Русский, пото- му что кто еще, кроме русского человека, способен так любить, способен так жертво- вать, так с виду покорно переносить все ли- шения, оставаясь самим собой, внутренне свободным, а не рабом.

Похожие сочинения

  • ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ ПЬЕС А. Н. ОСТРОВСКОГО («Гроза», «Бесприданница») Два емких художественных символа оп- ределяют и подчеркивают смысл пьесы «Гроза». Первый — это вынесенный в […]
  • СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО Пьесы А. Островского насыщены разнооб- разной символикой. Прежде всего это симво- лы, связанные с миром природы: […]
  • РУССКИЙ ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Драма Островского «Гроза» выделяется из великого множества его пьес именно благода- ря Катерине. В драматургии очень […]
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖА В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» И А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» Пьесы А. Н. Островского «Гроза» и А. П. Че- хова «Вишневый сад» различны и по пробле- матике, и по настроению, и по […]
  • СИЛА ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ (по драме А, Н. Островского «Гроза») Драма «Гроза», написанная в 1859 году, является вершиной творчества А. Н. Остро- вского. Она входит в цикл пьес о […]
  • ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В РЯДУ ПЕРСОНАЖЕЙ ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» А. Н.Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна ка- тегория — угнетатели, представители […]

Какие черты личности Катерины позволили Н.А.Добролюбову назвать её «сильным характером»?

Тип работы:Сочинение
Язык:Русский
Дата добавления:14.01.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Много готовых тем для сочинений

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Как авторская позиция проявляется в финале драмы А.Н.Островского «Гроза»?
В чём заключается нравственный смысл пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик?
Удалось ли, на ваш взгляд, М.Горькому ответить на вопрос, что лучше – истина или сострадание?

Введение:

Какие черты личности Катерины позволили Н. А. Добролюбову назвать ее «сильным характером»?

Работа А.Н. Островский «Гроза» — социальная драма. Автор изобразил провинциальный город, полностью подчиненный власти тиранов, «тиранов». Патриаршая система для жителей Калинова стала чем-то обыденным, что сопротивляться нет смысла.

Однако перед читателем предстает герой со свободолюбивым, мечтательным духом. Н. А. Добролюбов называет его «сильным персонажем», на что он имеет полное право.

Катерина — девушка, которая невольно попала в крепкие сети «темного царства». Будучи ребенком, она была веселым, веселым, волевым ребенком, который верил в сказки, рассказанные странниками. Поэтому ее речь образна, напоминает народные песни («Я ни о чем не горюю, как птица снаружи»). Символом свободы в ее монологе является птица («Я жил, я ни о чем не скорбел, как птица снаружи»). Это изображение помогает узнать характер девушки.

Но жизнь Катерины держится в неволе, где она грустна и одинока в окружении людей, которые примирились и приспособились к патриархальной системе. Цельная и сильная натура, она переносит силу «темного царства», но до определенного момента. («И если я очень опозорен здесь, — говорит она, — так что не держи меня никакими силами»). Никто, кроме нее, не может решить ее судьбу.

Катерина не может договориться со своей совестью. Она публично признается своим мужем и свекровью в своих делах, в своих собственных грехах. Пики внутреннего конфликта во время грозы. Еще одно качество сильной личности — открытость характера и способность признать свою ошибку.

Катерина не предала своих идеалов. Самоубийство — это моральная победа над «темным царством». Это влияет на жизнь граждан. Ранее тихий и послушный Тихон впервые решил выразить свой протест («Мама, ты ее погубил! Ты, ты, ты»), Варвара и Кудряш бегут.

Таким образом, Н. А. Добролюбов обоснованно назвал Катерину «сильным персонажем», потому что она обладала такими важными качествами, как открытость, любовь к свободе и настойчивость, исходя из своих собственных идеалов.

Возникновение женского сильного характера как противопоставление самодурам

Дело в том, что характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего осуществления в литературе, около него вертелись наши лучшие писатели; но они умели только понять его надобность и не могли уразуметь и почувствовать его сущности; это сумел сделать Островский. Ни одна из критик на «Грозу» не хотела или не умела представить надлежащей оценки этого характера; поэтому мы решаемся еще продлить нашу статью, чтобы с некоторой обстоятельностью изложить, как мы понимаем характер Катерины и почему создание его считаем так важным для нашей литературы.

Русская жизнь дошла наконец до того, что добродетельные и почтенные, но слабые и безличные существа не удовлетворяют общественного сознания и признаются никуда не годными. Почувствовалась неотлагаемая потребность в людях, хотя бы и менее прекрасных, но более деятельных и энергичных. Иначе и невозможно: как скоро сознание правды и права, здравый смысл проснулись в людях, они непременно требуют не только отвлеченного с ними согласия (которым так блистали всегда добродетельные герои прежнего времени), но и внесение их в жизнь, в деятельность. Но чтобы внести их в жизнь, надо побороть много препятствий, подставляемых Дикими, Кабановыми и т.п.; для преодоления препятствий нужны характеры предприимчивые, решительные, настойчивые. Нужно, чтобы в них воплотилось, с ними слилось то общее требование правды и права, которое наконец прорывается в людях сквозь все преграды, поставленные Дикими-самодурами. Теперь большая задача представлялась в том, как же должен образоваться и проявиться характер, требуемый у нас новым поворотом общественной жизни. Задачу эту пытались разрешать наши писатели, но всегда более или менее неудачно. Нам кажется, что все их неудачи происходили оттого, что они просто логическим процессом доходили до убеждения, что такого характера ищет русская жизнь, и затем кроили его сообразно с своими понятиями о требованиях доблести вообще и русской в особенности…

Не так понят и выражен русский сильный характер в «Грозе». Он прежде всего поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам. Не с инстинктом буйства и разрушения, но и не с практической ловкостью улаживать для высоких целей свои собственные делишки, не с бессмысленным, трескучим пафосом, но и не с дипломатическим, педантским расчетом является он перед нами. Нет, он сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Он водится не отвлеченными принципами, не практическими соображениями, не мгновенным пафосом, а просто натурою, всем существом своим. В этой цельности и гармонии характера заключается его сила и существенная необходимость его в то время, когда старые, дикие отношения, потеряв всякую внутреннюю силу, продолжают держаться внешнею, механическою связью. Человек, только логически понимающий нелепость самодурства Диких и Кабановых, ничего не сделает против них уже потому, что пред ними всякая логика исчезает; никакими силлогизмами вы не убедите цепь, чтоб она распалась на узнике, кулак, чтобы от него не было больно прибитому; так не убедите вы и Дикого поступать разумнее, да не убедите и его домашних — не слушать его прихотей: приколотит он их всех, да и только, что с этим делать будешь? <?…> Не очень благоприятно господство Диких и для развития людей, сильных так называемым практическим смыслом. Что ни говорите об этом смысле, но в сущности он есть не что иное, как уменье пользоваться обстоятельствами и располагать их в свою пользу. Значит, практический смысл может вести человека к прямой и честной деятельности только тогда, когда обстоятельства располагаются сообразно с здравой логикой и, следовательно, с естественными требованиями человеческой нравственности. Но там, где все зависит от грубой силы, где неразумная прихоть нескольких Диких или суеверное упрямство какой-нибудь Кабановой разрушает самые верные логические расчеты и нагло презирает самые первые основания взаимных прав, там уменье пользоваться обстоятельствами, очевидно, превращается в уменье применяться к прихотям самодуров и подделываться под все их нелепости, чтобы и себе проложить дорожку к их выгодному положению. <?…> Не больше надежд можно полагать и на характеры патетические, живущие минутою и вспышкою. Их порывы случайны и кратковременны; их практическое значение определяется удачей. Пока все идет согласно их надеждам, они бодры, предприимчивы; как скоро противодействие сильно, они падают духом, охладевают, отступаются от дела и ограничиваются бесплодными, хотя и громкими восклицаниями. И так как Дикой и ему подобные вовсе не способны отдать свое значение и свою силу без сопротивления, так как их влияние врезало уже глубокие следы в самом быте и потому не может быть уничтожено одним разом, то на патетические характеры нечего и смотреть как на что-нибудь серьезное. Даже при самых благоприятных обстоятельствах, когда бы видимый успех ободрял их, то есть когда бы самодуры могли понять шаткость своего положения и стали делать уступки, — и тогда патетические люди не очень много бы сделали! Они отличаются тем, что, увлекаясь внешним видом и ближайшими последствиями дела, никогда почти не умеют заглянуть в глубину, в самую сущность дела. Оттого они очень легко удовлетворяются, обманутые какими-нибудь частными, ничтожными признаками успеха их начал. Когда же ошибка их станет ясною для них самих, тогда они делаются разочарованными, впадают в апатию и ничегонеделанье. Дикой и Кабанова продолжают торжествовать.

<?…>Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения. Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых. Поприще, на котором Островский наблюдает и показывает нам русскую жизнь, не касается отношений чисто общественных и государственных, а ограничивается семейством; в семействе же кто более всего выдерживает на себе весь гнет самодурства, как не женщина? Какой приказчик, работник, слуга Дикого может быть столько загнан, забит, отрешен от своей личности, как его жена? У кого может накипеть столько горя и негодования против нелепых фантазий самодура? И, в то же время, кто менее ее имеет возможности высказать свой ропот, отказаться от исполнения того, что ей противно? Слуги и приказчики связаны только материально, людским образом; они могут оставить самодура тотчас, как найдут себе другое место. Жена, по господствующим понятиям, связана с ним неразрывно, духовно, посредством таинства; что бы муж ни делал, она должна ему повиноваться и разделять с ним его бессмысленную жизнь. Да если б, наконец, она и могла уйти, то куда она денется, за что примется? Кудряш говорит: «я нужен Дикому, поэтому я не боюсь его и вольничать ему над собою не дам». Легко человеку, который пришел к сознанию того, что он действительно нужен для других; но женщина, жена? К чему нужна она? Не сама ли она, напротив, все берет от мужа? Муж ей дает жилище, поит, кормит, одевает, защищает ее, дает ей положение в обществе… Не считается ли она, обыкновенно, обременением для мужчины? <?…> Находясь в подобном положении, женщина, разумеется, должна позабыть, что и она такой же человек, с такими же самыми правами, как и мужчина. Она может только деморализоваться, и если личность в ней сильна, то получить наклонность к тому же самодурству, от которого она столько страдала. Это мы и видим, например, в Кабанихе<?…>. Ее самодурство только уже и мельче и оттого, может быть, еще бессмысленнее мужского: размеры его меньше, но зато в своих пределах, на тех, кто уж ему попался, оно действует еще несноснее. Дикой ругается, Кабанова ворчит, тот прибьет, да и кончено, а эта грызет свою жертву долго и неотступно; тот шумит из-за своих фантазий и довольно равнодушен к вашему поведению, покамест оно до него не коснется; Кабаниха создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев, за которые стоит со всем тупоумием самодурства. Вообще — в женщине, даже достигшей положения независимого и con amore* упражняющейся в самодурстве, видно всегда ее сравнительное бессилие, следствие векового ее угнетения: она тяжеле, подозрительней, бездушней в своих требованиях; здравому рассуждению она не поддается уже не потому, что презирает его, а скорее потому, что боится с ним не справиться: «начнешь, дескать, рассуждать, а еще что из этого выйдет — оплетут как раз» — и вследствие того она строго держится старины и различных наставлений, сообщенных ей какою-нибудь Феклушею…

Ясно из этого, что если уж женщина захочет высвободиться из подобного положения, то ее дело будет серьезно и решительно. Какому-нибудь Кудряшу ничего не стоит поругаться с Диким: оба они нужны друг другу, и, стало быть, со стороны Кудряша не нужно особенного героизма для предъявления своих требований. Зато его выходка и не поведет ни к чему серьезному: поругается он, Дикой погрозит отдать его в солдаты, да не отдаст; Кудряш будет доволен тем, что отгрызся, а дела опять пойдут по-прежнему. Не то с женщиной: она должна иметь много силы характера уже и для того, чтобы заявить свое недовольство, свои требования. При первой же попытке ей дадут почувствовать, что она ничто, что ее раздавить могут. Она знает, что это действительно так, и должна смириться; иначе над ней исполнят угрозу — прибьют, запрут, оставят на покаянии, на хлебе и воде, лишат света дневного, испытают все домашние исправительные средства доброго старого времени и приведут-таки к покорности. Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова. Каким образом может она выдержать себя? Где взять ей столько характера? На это только и можно отвечать тем, что естественных стремлений человеческой природы совсем уничтожить нельзя. Можно их наклонять в сторону, давить, сжимать, но все это только до известной степени. Торжество ложных положений показывает только, до какой степени может доходить упругость человеческой натуры; но чем положение неестественнее, тем ближе и необходимее выход из него. И, значит, уж оно очень неестественно, когда его не выдерживают даже самые гибкие натуры, наиболее подчинявшиеся влиянию силы, производившей такие положения. Если уж и гибкое тело дитяти не поддается какому-нибудь гимнастическому фокусу, то очевидно, что он невозможен для взрослых, которых члены более тверды. Взрослые, конечно, и не допустят с собою такого фокуса; но над дитятею легко могут его попробовать. А где берет дитя характер для того, чтобы ему воспротивиться всеми силами, хотя бы за сопротивление обещано было самое страшное наказание? Ответ один: в невозможности выдержать то, к чему его принуждают… То же самое надо сказать и о слабой женщине, решающейся на борьбу за свои права: дело дошло до того, что ей уж невозможно дальше выдерживать свое унижение, вот она и рвется из него уже не по соображению того, что лучше и что хуже, а только по инстинктивному стремлению к тому, что выносимо и возможно. Натура заменяет здесь и соображения рассудка и требования чувства и воображения: все это сливается в общем чувстве организма, требующего себе воздуха, пищи, свободы. Здесь-то и заключается тайна цельности характеров, появляющихся в обстоятельствах, подобных тем, какие мы видели в «Грозе», в обстановке, окружающей Катерину.

Таким образом, возникновение женского энергического характера вполне соответствует тому положению, до какого доведено самодурство в драме Островского. В положении, представленном «Грозой», оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточеннее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели. Через это оно еще более вызывает ропот и протест даже в существах самых слабых. А вместе с тем самодурство, как мы видели, потеряло свою самоуверенность, лишилось и твердости в действиях, утратило и значительную долю той силы, которая заключалась для него в наведении страха на всех. Поэтому протест против него не заглушается уже в самом начале, а может превратиться в упорную борьбу. Те, которым еще сносно жить, не хотят теперь рисковать на подобную борьбу, в надежде, что и так недолго прожить самодурству. Муж Катерины, молодой Кабанов, хоть и много терпит от старой Кабанихи, но все же он независимее: он может и к Савелу Прокофьичу выпить сбегать, он и в Москву съездит от матери и там развернется на воле, а коли плохо ему уж очень придется от старухи, так есть на ком вылить свое сердце — он на жену вскинется… Так и живет себе и воспитывает свой характер, ни на что не годный, все в тайной надежде, что вырвется как-нибудь на волю. Жене его нет никакой надежды, никакой отрады, передышаться ей нельзя; если может, то пусть живет без дыханья, забудет, что есть вольный воздух на свете, пусть отречется от своей природы и сольется с капризными прихотями и деспотизмом старой Кабанихи. Но вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она чувствует возможность удовлетворить естественной жажде своей души и не может долее оставаться неподвижною: она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Все равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых.

Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»

?

Драма “Гроза”, по словам Добролюбова, “есть самое решительное произведение Островского”, в котором он показал самодурство и деспотизм купцов, “темного царства”. В драме происходит столкновение главной героини “русского сильного характера” с жестокими и бесчеловечными нравами старого образа жизни. Катерина — главная героиня драмы. Это натура поэтическая, мечтательная, нежная.

Детство Катерины в доме ее родителей прошло очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования, и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер. Главная черта в характере Катерины — “образ птицы”. В народной поэзии птица— символ воли. “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”, — вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества. “… Отчего же люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица”. Катерина хочет любить и мужа, и свекровь, но она не находит в них отклика на свои чувства. Тихон отказывается взять ее с собой, Кабаниха преследует своими наставлениями. Но Катерина терпит до поры до времени. “А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорит она, — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в омут кинусь…” Кабаниха— эта ярая защитница старых порядков, понимая, что старому царству самодуров приходит конец, ненавидит все новое, точит всех, добиваясь своих порядков. В доме Кабанихи царят ложь и притворство. Катерина — самостоятельная, решительная натура. Как тяжело ей, когда она выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Именно здесь она начинает понимать весь ужас своего положения. Катерина — человек решительный, смелый. Единственная любовь и радость Катерины — Борис. Она не смирится с окружающей ее действительностью. Она готова на любые жертвы ради любимого человека, переступая даже те понятия о грехе, которые для нее священны. Она любит по-настоящему. “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!” — говорит она Борису. Она ждет от жизни настоящей, счастливой любви. Катерина одинока. Она не находит защиты ни у своего мужа, ни у своего возлюбленного Бориса Григорьевича. Ни муж, ни Борис не могут бороться за свое счастье, отстоять свои права, любовь. Как искренне и глубоко она любит Бориса! Катерина не боится смерти, но Борис слишком слаб, чтобы помочь Катерине. Путь к свободе отрезан, а жить среди Кабановых она не может. И Катерина решается на самоубийство. Самоубийство героини — это протест самодурству, темным силам, царству домостроя. Так впервые в “темном царстве” блеснул “светлый луч”. Пьесы А. Н. Островского — это пьесы подлинной правды, истинной жизни. Драма “Гроза” имела особо важное значение. Катерина — это сильная личность. Она сумела пробудить в своем муже чувство любви, жалости, правдивости. Кабанов говорит матери: “Вы ее погубили! Вы! Вы!” Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщины в творчестве Островского, во всей русской литературе.

Похожие материалы:

  • «Темное царство» в изображении А. Н. Островского — .
  • Женская доля (по пьесе А. Островского «Гроза») — .
  • Жертвы «темного царства» в пьесе «Гроза» — .
  • Катерина — «Луч света в темном царстве» — .
  • Катерина в кругу героев пьесы А. Островского «Гроза» — .

Почему Н. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»?

В драме А. Островского показан сложный, трагический процесс раскрепощения души. Здесь мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показываются одновременно и живучесть морали “темного царства”, и ее шаткость. Главной героине потребовалось немало мужества, чтобы противостоять косной среде. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Незадолго до встречи звучит мотив народной песни — мотив неминуемой гибели: “Ты убей, загуби меня со полуночи!” И Катерина очень хорошо ощущает, что ступила на крайне опасный путь. Это ясно из ее реплик: “Зачем ты моей погибели хочешь?”; “Ты меня загубил!”. Каким же сильным должно быть ее чувство, если она во имя него идет на верную гибель! “Не жалей, губи меня!” — восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини. А каковы первые слова Катерины? Вслушаемся в них внимательно: “Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит”. В отличие от жены, Тихон произносит свои оправдания жалобно, даже, может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на “вы”. Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упреки. Но с каким достоинством, как просто и искренне говорит она! Характерно и это обращение на “ты”, как к равной, и стремление к ясным, доброжелательным человеческим отношениям. Зная из рассказов горожан о нравах города, о том, как заедают в нем любое стремление к свободе, можно представить себе героиню как жертву. Но нет — она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таится, но “громко, во весь голос” зовет любимого: “Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!” Нет, она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что все потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью. Катерина завидует Борису: “Ты вольный казак”. Но, по сути дела, кто из них двоих более свободен? Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: “…нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает…”, “не застали б нас здесь!” Борис скован страхом. Катерина же — нет. Последний монолог героини рисует ее внутреннюю победу над силами “темного царства”. “Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!” Характерно здесь слово “нехорошо”: жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катерины, безнравственно. “А поймают меня да воротят домой насильно…” Как страшно звучит здесь это “поймают”, словно не о человеке идет речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина восклицает: “Ах, скорей, скорей!” Жажда освобождения торжествует над темными религиозными представлениями. Героиня проникается убеждением в своем праве на свободу чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. “Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя!” — размышляет она о самоубийстве, которое, по мнению церкви, является смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это представление: “Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…” Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к Богу и выражают не раскаяние в совершенных грехах—они обращены к любимому: “Друг мой! Радость моя! Прощай!” Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут “темного царства” на волю. Это действительно “сильный русский характер”.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: