В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и Данко. Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода – отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление? Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам. В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара — совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее. Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша — сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества. Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием. Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников. Легенда о Данко — совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Образ «горящего сердца» — символ жертвенного служения людям, всему человечеству. Казалось бы, вот он — идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, — они просто ее приняли. Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ. Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль. После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один – гордый и эгоистичный, другой – бесстрашный и самоотверженный. Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя. Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого. Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это — романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему – человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас. Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.
Антитеза в стихотворениях
Лучше всего разбираться в том, что такое противопоставление, на примерах. Поскольку антитеза — излюбленный прием поэтов, то и начать стоит со стихотворений. М. Ю. Лермонтов — выдающийся поэт и мастер слова. В его стихотворения всегда вплетены замысловатые речевые приемы и средства выразительности. Примеры антитезы также можно в них найти. Например, стоит рассмотреть стихотворение «Парус»:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Уже в первом четверостишии произведения можно увидеть, что такое противопоставление и как его использует автор. В соседних строках поэт ставит выражения «в стране далекой» и «в краю родном», которые противоположны друг другу по смыслу. Таким образом, М. Ю. Лермонтов создает то самое ощущение контраста. Сложный путь к чему-то новому и, возможно, тоска о чем-то старом и родном.
Также чудесным примером противопоставления служит стихотворение Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке». Все это стихотворение — антитеза. Вначале читатель встречает чудесную, спокойную картину. Теплые летние сумерки, вода, прекрасный лебедь, плавные изгибы. И вдруг эта картина резко заканчивается и всплывает другая. Шумный город, машины, муравейники многоэтажек. Контраст получается внезапный и явный.
Значение и предложения
Прежде чем переходить к живописным примерам, надо понять, с чем именно мы имеем дело. Поэтому заглянем сначала в толковый словарь. Сразу скажем, что у существительного нет самостоятельного значения, поэтому книга отсылает нас к родственному глаголу:
- Сопоставляя кого-либо, что-либо, указывать на их несходство, противоположность.
- Сравнивая, отдавать предпочтение кому-либо, чему-либо.
- Противодействуя, направлять против кого-либо, чего-либо.
- Выдвигать как равное, замещающее или превосходящее (по своим свойствам, достоинству).
Чтобы совместить приятное с полезным и раскрыть смысл значений слова, сочиним предложения для иллюстрации:
- Когда мы противопоставляем добро и зло, нам очевиднее становится природа одного и другого.
- Да, я противопоставляю тебя и Сережу, потому что Сережа – хороший мальчик, он хорошо учится и радует родителей, а ты только пьешь мою кровь!
- Стремительной атаке соперника мы противопоставим железобетонную защиту. Враг не пройдет.
- Да, я противопоставляю проекту Петрова свой. И говорю, что он не только равен ему по достоинствам, но и превосходит его решение по экономическим причинам.
Что тут скажешь, противопоставление – это не фунт изюма. Надеемся, читатель это уже понял.
Антитеза в прозе
Проза тоже богата средствами выразительности и сможет ответить на вопрос: что такое противопоставление? Стоит обратиться к произведениям А. П. Чехова, который тоже был мастером слова. Читать его произведения стоит вдумчиво и медленно. Ни одно слово А. П. Чеховым не написано просто так.
Все несет свой смысл, каждая фраза стоит на своем месте. Он умело вписывает разные приемы в свои рассказы, в том числе и антитезу. Пример противопоставления можно встретить в рассказе «У знакомых».
Подгорин улыбался ей и девочкам, но ему было странно, что эта здоровая, молодая, неглупая женщина, в сущности, такой большой сложный организм, всю свою энергию, все силы жизни расходует на такую несложную, мелкую работу, как устройство этого гнезда, которое и без того уже устроено.
Автор очень тонко и незаметно вписывает антитезу в это предложение, но добивается нужного эффекта. Возможно, читатель даже не сразу поймет, что заставило его посмотреть на ситуацию именно под этим углом. Образ женщины и эта мелкая работа начинают очень ярко выделяться на общем фоне. Всего два слова использует Антон Павлович, но эффект достигнут.
Особенности антитезы
Ответив на вопрос, что такое противопоставление, можно перейти к особенностям этого приема. За счет сильного контраста писателю порой очень просто сформировать отношение читателя к определенным вещам.
Взять, к примеру, тот же отрывок из произведения А. П. Чехова. Если бы писатель не представил женщину именно в таком свете, не указал на «мелкую работу», то и впечатление бы было совершенно иным. Поэтому очень часто антитеза используется, когда нужно сделать акцент, направить все внимание читателя на что-то одно. Заставить его почувствовать и сформировать свое отношение к происходящему.
Противопоставление героев в литературе – примеры
Различают два типа антитез:
- Простые антитезы. Автор использует одну контрастную пару.
- Сложные противопоставления. Присутствует больше одной пары. Такие антитезы называют развернутыми или алойзисами.
Рассмотрим несколько примеров противопоставлений из романа «Капитанская дочка»:
- В названии автор использует простую антитезу. Удар сделан на слово «дочка», обладающее философским смыслом. Оно напоминает о семье, доме. Это главная героиня – Маша Миронова. Ее отец – Миронов – имеет капитанский чин. Поэтому первое слово названия относится к военной тематике;
- Противостояние образов Гринева и Пугачева. Гринев – добрый, благородный, ответственный молодой человек. Он ассоциируется у читателя с надежностью, достоинством. Пугачев несет с собой бунт, жестокость. Хотя Пушкин наделает персонаж некоторой лиричностью.
Структура антитезы
Противопоставляемые в антитетической конструкции понятия должны подчиняться какой-то общей идее, иметь объединяющее их понятие или общую точку зрения.
Непонимание этого факта приводит к неправильному построению стилистической фигуры, когда за антитезу пытаются выдать оксюморон, каламбур или же не к месту поставленный антифразис.
Подобные ошибки, основанные на неполном или неправильном определении сущности антитезы, совершаются в огромном количестве школьниками, журналистами, ведущими новостей, педагогами и т. д.
Примеры неверных конструкций:
«В третьей части текста не весёлый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься», «Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев».
По структуре антитеза бывает простой и сложной. В простую вовлекается одна антонимическая пара, а в сложную – несколько.
Сложной антитезой нередко называют семантическое противопоставление, занимающее большой объём текста и комбинирующееся с такими стилистическими приёмами, как метафора, градация, гипербола, аллегория и т. д.
Частным случаем антитезы будет противопоставление слова самому себе при условии, что оно значит что-то другое или используется для придания выражению афористического характера: «Миру – мир», «Война – войне», «Человек человеку волк» и т. д.
Как речевое явление антитеза находится на границе между стилистикой и логикой. В ряде случаев она сопоставляет противоположные с точки зрения логики понятия и факты, а при других обстоятельствах в неё оказываются втянуты слова, не означающие противительных понятий, но все же становящиеся антонимами в данном контексте.
Последний факт позволяет рассматривать антитезу как феномен лингвистики, а не логики. Следовательно, при анализе нужно учитывать возникающие в результате смысловые наслоения.
Прием резкого противопоставления в литературе
Антитезы – фигуры речи, сопоставляющие конкретные понятия, представления в повествовании. Резкость приема – ее отличительная характеристика. При использовании приема важно подчеркнуть убедительность, яркость сравнения. Метод часто использовался в романтических работах известных писателей.
- Благодаря резкости, ясности фигуры достигается непосредственная убедительность. Подход часто применяется в агитационной, социальной, политической, декларативной сфере. Позволяет подчеркнуть смысл моралистического содержания. Противопоставление в литературе, виды:
- Образ или персонаж. Антагонисты – это пара героев, являющихся антиподами друг друга. Например, Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет двух персонажей. Это Гринев и Пугачев. Другой вариант – яркая противоположность Молчалина и Чацкого;
- Предметы, состояния, события. Автор может сравнивать два поколения. Произведение Тургенева «Отцы и дети» – яркий пример такого противопоставления. Часто писатели описывают противоположные природные, погодные явления;
- Внутреннее содержание. Произведение может сопоставлять внешнюю красоту и внутреннее уродство человека, красоту природного явления и его смертельную опасность;
- Свойство явления, предмета. Характеристика одного явления выступает в качестве контрастного отражения другого события. Например: холодное пламя, горячий лед.
Сопоставления в художественном произведении
Определяющую роль в построении произведений играют сопоставления предметно-речевых единиц. По словам Л. Н. Толстого, «сущность искусства состоит в бесконечном лабиринте сцеплений». У начала композиционных аналогий, контрастов и сближений является обратный параллелизм, который, прежде всего, характерен для песенной поэзии разных эпох и стран. Такой прием построения тщательно изучался А. Н. Веселовским, который изучал многочисленные сопоставлениями между разными явлениями внутренней жизни человека и природы в поэзии раннего исторического периода, главным образом народной. По мысли ученого простейшей, первоначальной формой сравнений и аналогий в литературном творчестве является двучленный параллелизм, который осуществляет сопоставление человеческой жизни и природы. Двучленный параллелизм может выполнять и другие функции, например, он может сближать разные явления природы.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В первоначальном виде двучленный параллелизм, по мнению Веселовского, связан с анимизмом раннеисторического мышления, которое сопрягает природные явления с человеческой действительностью. Также ученый утверждает, что именно из подобного рода двучленного параллелизма выросли и метафоры, и символы, и иносказательность образов в баснях о животных. По утверждению Веселовского, приверженности поэзии параллелизму была предопределена двухголосой манерой исполнения песенных произведений, когда второй исполнитель дополнял первого.
Наряду с параллелизмом синтаксических конструкций в литературно-художественных произведениях укоренены сопоставления, как по сходству, так и по контрасту, более крупных текстовых единиц – персонажей и событий.
Целью литературного сопоставления является максимально полное раскрытие образа через общие признаки. В сопоставлении (сравнении) всегда упоминаются сопоставляемых предмета, хоть сам общий признак и может опускаться.
В некоторых случаях достаточно одного сравнения, чтобы дать явлению или персонажу четкую, емкую характеристику.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Сопоставления и противопоставления в художественном произведении 490 руб Реферат Сопоставления и противопоставления в художественном произведении 220 руб Контрольная работа Сопоставления и противопоставления в художественном произведении 240 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Различают следующие виды литературных сравнений:
- Простейшая форма, выражающаяся, как правило, с помощью вспомогательных слов: как, будто, точно, подобно, как будто, похож на, словно;
- Отрицательные. В этом случае один объект противопоставляется другому (например, «попытка – не пытка»);
- Родительные. Эти сравнения получаются при помощи имени существительного в родительном падеже (например, «старше брата»). Этот тип в первую очередь применяется для зрительного описания, характеристики, передачи внешнего вида, внутреннего состояния и свойства, поведения человека;
- Творительные сравнения образуются при помощи существительного в творительном падеже;
- Бессоюзные сравнения. Они образуются при помощи составного именного сказуемого;
- Неопределенные сравнения, выражающие превосходную степень состояния;
- Развернутые сравнения. В этом случае автор приводит множество признаков;
- Избитые сравнения – это часто употребляемые, надоевшие сравнения.
Самым значимым признаком художественного сравнения является элемент новизны, неожиданности, изобретательности. Художественное сопоставление не обязательно должно быть строго логичным. В качестве материала для художественного сопоставления могут выступать самые разнообразные явления и предметы. Важно – какое новое качество может возникнуть, какой образ может родится.
И контраст, и сходство имеют одинаковую ценность как источник новых чувств и смыслов. Таким образом, обычно сравнение служит для того, чтобы с помощью одного факта объяснить другой. Любая отвлеченная мысль становится более понятной, если для сопоставления привлекается что-то зримое, осязаемое, очевидное.
Примеры из жизни
Когда мы отвлекаемся от литературы, то становится сразу и проще, и сложнее. С одной стороны, в жизни много «чистых» типов, которые либо откровенно представляют интересы зла, либо интересы добра. Например, история о двух полицейских – добром и злом. Слухи ходят, что это не просто голливудские байки. В любом случае, один страж порядка – это воплощенное добро, а другой – зло. И подобный прием противопоставления заставляет преступника раскрыть свои тайны.
Возвращаемся к началу и вспоминаем своих родителей. Интересно, вообще, были ли люди в истории человечества, которых не сравнивали с друзьями, родственниками? Наверное, таких очень мало. Поэтому в Интернете даже мем появился — «сын маминой подруги» – это тот, кто в любом случае делает все лучше, чем предполагаемая жертва (а по-иному и не назвать) сравнения. И, что интересно, если полицейские подобным противопоставлением (и это ожидаемо) добиваются результата, то родители подобными психологическими «тычками» только демотивируют и обижают.
🗹