«Преступление и наказание»: история создания романа


Федор Достоевский – мастер психологического романа

преступление и наказание история создания

Достоевский скончался в возрасте 59 лет от эмфиземы легких. Он оставил после себя огромное наследие – романы, стихотворения, дневники, письма и т.д. В русской литературе Федору Михайловичу отводится место главного психолога и знатока человеческих душ. Некоторые литературные критики (например, Максим Горький), особенно советского периода, называли Достоевского «злым гением», поскольку считали, что писатель в своих произведениях отстаивал «неверные» политические взгляды — консервативные и в какой-то период жизни даже монархические. Однако с этим можно поспорить: романы Достоевского – не политичны, зато всегда глубоко психологичны, их цель – показать человеческую душу и саму жизнь такой, какая она есть. И произведение «Преступление и наказание» — самое яркое тому подтверждение.

История создания романа «Преступление и наказание»

лужин преступление и наказание

И вот, в 1865 г. Достоевский Федор Михайлович, остро нуждающийся в деньгах, подписывает договор с одним издателем, по которому обязуется предоставить к ноябрю 1866 г. новый роман. Получив гонорар, писатель поправил свои дела, но пагубное пристрастие в рулетке сыграло с ним злую шутку: он проиграл все оставшиеся деньги в Висбадене, хозяева отеля не выселили его, однако перестали кормить и даже отключили свет в номере. Именно в таких условиях Достоевский начал «Преступление и наказание».

История создания романа близилась к завершению: сроки поджимали — автор работал в гостинице, на пароходе, по дороге домой в Петербург. Он практически окончил роман, а потом… взял и сжег рукопись.

Достоевский начал работу заново, и пока первые две части произведения выходили в печать и ими зачитывался весь Петербург, он в ускоренных темпах создавал оставшиеся три, включая эпилог.

Содержание I — II части романа

герои романа преступление и наказание

Родион удачно совершает задуманное преступление. Но во второй части романа он сталкивается с проблемой серьезнее, чем нищета – его начинает мучить совесть. Он становится нервным, ему кажется, что все вокруг знают о его поступке. В результате Родион начинает тяжело болеть. После выздоровления молодой человек всерьез задумывается о том, чтобы сдаться властям. Но знакомство с Соней Мармеладовой, а также приезд в город матери и сестры на время заставляют его отказаться от этой затеи.

Сюжет. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Сюжет произведения связан с теорией Родиона Раскольникова, которая является движущей силой всего повествования. Деление людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих» становится причиной поступков главного героя, а также становится и основным конфликтом произведения: из-за теории Раскольников вступает в полемику с самим собой.

Ключевыми эпизодами являются само убийство старухи-процентщицы, признание Раскольникова и чтение главным героем и Соней Евангелия.

Содержание III — IV части романа

Герои романа «Преступление и наказание» в 3-й и 4-й части упорно преследуют свои цели.

На руку сестры Родиона – Дуни – претендуют сразу 3 жениха: надворный советник Петр Лужин, помещик Свидригайлов и друг Родиона — Разумихин. Родиону и Разумихину удается расстроить запланированную свадьбу Дуни и Лужина, но последний уходит обозленным и думает о том, как отомстить обидчикам.

Родион Раскольников всё больше привязывается к Соне Мармеладовой – дочери его покойного друга. Они беседуют с девушкой о жизни, проводят вместе время.

Но над Родионом нависает черная туча – нашлись свидетели, который подтвердили в полицейском участке, что в последнее время Раскольников часто заходил к убитой ростовщице. Молодого человека пока что отпускают из полицейского участка, но он остается главным подозреваемым.

Действующие лица

Родион Романович Раскольников — главный герой романа, бывший студент.

Алёна Ивановна — неприятная пожилая процентщица, которую убивает Родион Раскольников.

Лизавета Ивановна — сестра Алёны Ивановны, добрая простодушная женщина. Её Раскольников также убивает.

Порфирий Петрович — следователь; проницательный и умный мужчина.

Семён Захарович Мармеладов — опустившийся человек, пьяница, отец Сони Мармеладовой.

Катерина Ивановна Мармеладова — тяжело больная женщина, жена Семёна Захаровича Мармеладова, мать троих детей. Любит вспоминать о своём благородном прошлом.

Софья (Соня) Семёновна Мармеладова — дочь Семёна Мармеладова, падчерица Катерины Ивановны. Хрупкая маленькая блондинка. Продаёт своё тело, чтобы прокормить детей Катерины Ивановны. Жертвует собой во всём.

Аркадий Иванович Свидригайлов — помещик. Дьявольски сильный и умный человек. Развратный мерзавец. Увлечён Дуней Раскольниковой.

Авдотья (Дуня) Романовна Раскольникова — сестра Раскольникова. Красивая и умная молодая женщина, склонная к самопожертвованию.

Пётр Петрович Лужин — корыстный и расчётливый мелкий тип, «богатый жених» Авдотьи Романовны.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин — приятель Раскольникова. Деятельный молодой человек, много трудится и не унывает.

Пульхерия Александровна Раскольникова — мать Родиона Романовича, скромная добрая женщина.

Андрей Семёнович Лебезятников — нерешительный молодой мужчина, знакомый Петра Лужина.

Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель — немка, арендодательница. Семейство Мармеладовых снимает у неё жилье.

Зосимов — приятель Дмитрия Разумихина, врач.

Александр Григорьевич Заметов — знакомый Дмитрия Разумихина, служит в полицейской конторе.

Настасья — кухарка в доме, где снимает комнату Раскольников. Микола — рабочий, сознавшийся в убийстве Алёны Ивановны.

Содержание V части романа. Эпилог

достоевский федор михайлович

Вину за преступление Раскольникова берет на себя посторонний человек, однако следователь уверен в том, что именно Родион совершил преступление, поэтому навещает молодого человека и пытается еще раз убедить его явиться с повинной.

В это время Свидригайлов пытается добиться расположения Дуни силой, испуганная девушка стреляет в него из револьвера. Когда оружие дает осечку, а Дуня убеждает помещика, что не любит его, Свидригайлов отпускает девушку. Пожертвовав 15 тысяч Соне Мармеладовой и 3 тысячи семье Раскольникова, помещик кончает жизнь самоубийством.

Родион признается в убийстве ростовщицы и получает 8 лет каторги в Сибири. Соня отправляется за ним в ссылку. Прежняя жизнь для бывшего студента окончена, но благодаря любви девушки, он чувствует, как начинается новый этап в его судьбе.

Четыре редакции

Судя по черновикам Достоевского, при работе над «Преступлением и наказанием» он прошёл четыре редакции. Судя по сохранившимся фрагментам ранних редакций, повесть создавалась как монолог убийцы. В процессе работы замысел изменился — в рукопись были включены фрагменты незавершённого романа «Пьяненькие». Этот вариант, в котором объединились две разные истории — каторжника и семьи Мармеладовых, — опять-таки не устроил Фёдора Михайловича, который, переходя к третьей — итоговой — редакции «Преступления и наказания», сделал для себя пометку: «Рассказ от себя, а не от него… Предположить нужно автора существом всеведущим и не погрешающим».
Достаточно долгим был авторский путь при поисках ответа на вопрос о том, почему Раскольников убил процентщицу. В письме Михаилу Каткову Фёдор Михайлович ограничил представление о смысле деяния своего героя «простой арифметикой»: студент решил лишить жизни «глухую, глупую, злую и больную старуху», чтобы дать шанс на спасение другим страдающим людям — себе, своей сестре и матери. Во второй версии романа также присутствовал своеобразный филантропический посыл со стороны персонажа: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу». Наконец, в окончательной редакции была артикулирована раскольниковская «идея Наполеона» с разделением человечества на «тварей дрожащих» и «властелинов»

Первая редакция

Июль–август — сентябрь 1865 г.
Произведение, начатое в гостиничном номере Висбадена, представляло собой исповедь человека, совершившего преступление; повествование велось от первого лица: «Я под судом и всё расскажу… Я для себя пишу, но пусть прочтут и другие». Достоевский несколько раз менял общий строй повествования, которое велось от первого лица то в форме днев­никовых записей, начатых героем вскоре после совершения им престу­пления («16 июня. Третьего дня ночью я начал описывать и четыре часа просидел. Это будет документ… Этих листов у меня никогда не отыщут»), то в форме исповеди, своеобразного признания «под судом» («Я под судом и все расскажу. Я все запишу. Я для себя пишу, но пусть про­чтут и другие, и все судьи мои, если хотят. Это исповедь. Ничего не утаю»).

В первой версии произведения у главного героя не было фамилии — его товарищ Разумихин называл персонажа Василием и Васюком. Следователь, работавший по делу об убийстве, именовался в рабочих материалах то Порфирием Степановичем, то Порфирием Филипьевичем Семёновым. Лизавета должна была быть беременна от доктора Зосимова, довольно развратного молодого человека. Среди действующих лиц присутствовала молодая дочь Лизаветы Сяся, с которой у преступника сложились тёплые отношения. Позже появилась Соня; в отдельных записях две героини находились рядом, но затем Сяся была исключена из романа. Свидригайлов поначалу названный Аристовым (эту фамилию носил один из заключенных, с которым писатель отбывал каторгу) и был эпизодическим персонажем, сообщившим герою, что знает имя преступника. Господин Лужин в изначальных рукописях носил фамилию Лыжин, и по сюжету должен был влюбиться в Соню Мармеладову. Фамилия Лыжин принадлежала реальному человеку, которого считают прототипом этого персонажа.

Вторая редакция

Середина октября — конец ноября 1865 г.
Над второй редакцией романа Достоевский работал уже находясь в Петербурге. В ноябре 1865 года Фёдор Михайлович забраковал и сжёг многостраничный черновик и начал писать заново. Сохранились лишь некоторые черновики этого периода. Вот как сам Достоевский объясняет своему другу Врангелю решение сжечь рукопись:

«В конце ноября было много написано и готово; я всё сжег; теперь в этом можно признаться. Мне не понравилось самому. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова.» — Письмо А. Е. Врангелю, 18 февраля 1866 г., Петербург

Третья редакция

Конец ноября — начало январь 1867 г.
После сожжения второй редакции романа Достоевский с огромным энтузиазмом приступает к работе над третьей редакцией. Писатель решает вести рассказ не от имени преступника, а от имени «всеведущего» автора, а сам сюжет выходит за рамки только «психологического отчета одного преступле­ния», обретая романную масштабность и трагедийный пафос. Вот что он пишет по этому поводу в своей записной книжке:

«Предположить нужно автора существом всеведущим и непогрешающим, выставляющим всем на вид одного из членов нового поколения…» — Из записной книжки Достоевского
Уже через месяц, в декабре 1865 года Фёдор Михайлович предоставил Каткову первые семь листов романа. А 18-го марта 1866 года Достоевский лично читал прочел вторую главу первой части романа — беседу в распивочной между Мармеладовым и Раскольниковым на вечере Литературного фонда в Петербурге.
Далее произведение отсылалось в «Русский вестник» частями по мере готовности. Работа над романом продолжалась весь последующий год. К июню 1866 года Достоевский создает около половины произведения. В одном из писем Достоевский сообщал: «Сижу над работой, как каторжник… Всю зиму никуда не ходил, никого и ничего не видел, в театре был только раз… И так продолжится до окончания романа — если не посадят в долговое отделение».

Кульминационной точкой романа должна была стать сцена посе­щения Раскольниковым Сони и чтения ею Евангелия (глава IV нынешней IV части). Однако по требованию редакции «Русского вестника», усмотревшей в этой сцене недостаточно строгое разграничение добра и зла, Достоевский был вынужден пойти на значительную переработку эпизода.

Параллельно писатель вынужден начать работу над другим романом, который он обязан написать согласно договору с издателем Стелловским. Осенью 1866 года Достоевский полностью погружается в новый роман «Игрок». Это произведение занимает все его время и силы, а работа над романом «Преступление и наказание» отходит на второй план.

Тем временем уже напечатанные главы «Преступления и наказания» имеют успех у публики. Вот что об этом пишет сам Достоевский:

«Надо заметить, что роман мой удался чрезвычайно и поднял мою репутацию как писателя. Вся моя будущность в том, чтоб кончить его…» — Письмо Янышеву И. Л., 29 апреля 1866 г., Петербург

Наконец в начале января 1867 года Достоевский отдает в печать две последние главы романа «Преступление и наказание» и эпилог. В итоге в журнале «Русский вестник» роман печатается в 3 частях с эпилогом, хотя изначально писатель задумывал роман в 6 частях.

Четвертая редакция: исправленное издание

Январь — лето 1867 г.
После того как роман был напечатан в «Русском вестнике», Достоевский решил опубликовать роман отдельным, самостоятельным изданием, структура которого была немного изменена по сравнению с журнальной редакцией; кроме того, автор внёс в книжный вариант ряд сокращений и стилистических правок. В частности он снова разделяет роман на 6 частей и эпилог, как задумывал изначально.

Это двухтомное исправленное издание романа «Преступление и наказание» вышло в Петербурге уже к лету 1867 г. Именно в таком виде — в 6 частях с эпилогом — роман публикуется по настоящее время.

Образ Родиона Раскольникова

преступление и наказание описание

Согласно морали, Раскольников не имел права лишать жизни другого человека, а рассуждения о том, что старухе и так осталось недолго жить, или что она не имеет права «жидовать» на горе других людей – это не оправдание и не повод для убийства. Но Раскольников, хоть и мучается из-за своего поступка, до последнего считает себя невиновным: он объясняет свои действия тем, что думал в тот момент только о том, как помочь близким.

Герои-теоретики

Одна из мыслей, которые Ф. М. Достоевский доказал на примере судьбы Родиона Раскольникова, звучит так: «Любой человек, решивший жить в соответствии с какой-либо теорией, обрекает себя на мучения. Мир не исчерпывается философскими концепциями. Люди же, которые живут «головой», забывают о сердце и теряют любовь к Богу и людям; они уже не помнят, что все мы — братья и сёстры. Таким людям придётся пройти через многие мучения, чтобы очистить свою душу раскаянием, особенно если теория велит им совершать преступления — пусть даже под благовидным предлогом».

Именно такой теорией и одержим Родион Раскольников в начале романа. Он считает, что все люди делятся на две большие группы: «твари дрожащие» и «право имеющие». «Право имеющие» — это такие персоны, как, например, Наполеон Бонапарт, спартанский законодатель Ликург или афинский политик Солон: ради общественного блага они могут «идти по головам» и жертвовать жизнями простых смертных, которые, соответственно, считаются «тварями дрожащими». Эту теорию Раскольников, некогда учившийся в университете на юриста, но отчисленный из-за нехватки денег, выводил в соответствии с изученной научной литературой. Но «последним штрихом» в формировании данной теории оказался разговор, случайно услышанный Родионом в трактире. Два молодых человека обсуждали, дозволено ли убить богатую, но зловредную старуху-процентщицу, которая не тратит деньги на благие дела, — и отдать её сбережения девушкам и юношам, живущим в нищете.

Теория настолько захватывает несчастного Раскольникова, что он даже оформляет её в статью и посылает в журнал. Именно эту публикацию впоследствии отыскивает следователь Порфирий Петрович — и убеждается, что двойное убийство — дело рук Родиона. Однако слуга закона не спешит арестовывать бывшего студента: он убеждён, что молодой человек раскается и сам придёт в участок с повинной. Благодаря Соне Мармеладовой, которая живёт вовсе не по теории, а по закону Любви, который заповедовал Иисус Христос, так и происходит. Не случайно Соня читает Раскольникову евангельскую притчу о Лазаре, который был воскрешён Спасителем. Девушка убеждена, что каждый человек может духовно переродиться, какое бы страшное преступление он ни совершил.

Впрочем, Раскольников — не единственный персонаж-теоретик в романе. Ещё один герой, выработавший для себя свод правил и принципов и твёрдо им следующий, — тот самый несостоявшийся жених Дуни Лужин, придерживающийся «теории разумного эгоизма». Лужин считает, что каждый человек должен заботиться прежде всего о самом себе. Ведь если бедный, у которого всего одна рубаха, отдаст половину рубахи другому страждущему, они оба будут раздеты. А если преуспевающий человек купит условную рубаху самому себе, он таким образом статистически повысит число людей, не испытывающих нужды.

Наконец, стоит упомянуть и такого героя, как Свидригайлов, — своеобразного «двойника» Раскольникова, также уверенного, что цель оправдывает средства. Судьба этого человека складывается намного более трагично, чем судьба Лужина. Если последний «всего лишь» теряет невесту и ссорится со всей её семьёй, то Свидригайлов «отправляется в Америку» — эвфемизм XIX века, обозначающий самоубийство.

А вот Разумихин, добродушный, трудолюбивый и жизнерадостный, хотя и слишком импульсивный приятель Раскольникова по университету, для которого важны не теории, а душевное общение с близкими, обретает счастье с Дуней. Он не отказывается от неё даже после того, как узнаёт о преступлении Раскольникова, — напротив, он планирует поселиться с новообретённой супругой в Сибири, чтобы иметь возможность помогать осуждённому Родиону. Туда же перебирается и Соня Мармеладова, и не случайно роман заканчивается эпизодом, в котором Раскольников стоит перед девушкой на коленях: он преклоняется любви к человечеству, её большому и чистому сердцу.

Соня Мармеладова

произведение преступление и наказание

Однако Соня занимается этим промыслом не потому что имеет тягу к разврату – это единственный способ необразованной привлекательной девушке заработать на жизнь, причем не только себе, но и своей большой семье: мачехе Катерине Ивановне и троим сводным братьям и сестрам. В итоге Соня – единственная, кто отправилась в Сибирь вслед за Родионом, чтобы поддержать его в трудную минуту.

Такие парадоксальные образы – основа реализма Достоевского, ведь в реальном мире вещи не могут быть только черными или только белыми, как и люди. Поэтому чистая душой девушка в определенных жизненных обстоятельствах может заниматься таким грязным ремеслом, а благородный по духу юноша – решиться на убийство.

Система образов

Центральным персонажем знаменитого на весь мир романа является Родион Раскольников. Его своеобразными двойниками являются Лужин и Свидригайлов, имеющие свои определенные жизненные теории.

Особую роль в повествовании играет Сонечка Мармеладова, с образом которой связана проблема милосердия и самопожертвования. Судьба ее семьи становится отдельной сюжетной линией.

Если Лужин и Свидригайлов подтверждают теорию Раскольникова, то указывают на ее несостоятельность Соня и Порфирий Петрович, который является своеобразным внутренним голосом центрального образа.

Аркадий Свидригайлов

суть преступление и наказание

Аркадий Свидригайлов – вдовец. Еще при живой жене он домогался сестры Раскольникова, находившийся у них в услужении. Когда супруга его — Марфа Петровна – померла, помещик приехал просить руки Авдотьи Раскольниковой.

Свидригайлов имеет за своими плечами много грехов: его подозревают в убийствах, насилии и разврате. Но это не мешает мужчине стать тем единственным человеком, который позаботился о семье покойного Мармеладова не только в финансовом смысле, но и даже пристроил детей в сиротский дом после смерти их матери. Свидригайлов варварским способом пытается расположить к себе Дуню, но вместе с тем его глубоко ранит нелюбовь девушки и он кончает жизнь самоубийством, оставив сестре Раскольникова внушительную сумму в наследство. Благородство и жестокость в этом человеке сочетаются в своих причудливых узорах, как и в Раскольникове.

П.П. Лужин в системе образов романа

Петр Петрович Лужин («Преступление и наказание») – еще один «двойник» Раскольникова. Раскольников до совершения преступления сравнивает себя с Наполеоном, так вот Лужин – это Наполеон своего времени в чистом виде: беспринципный, заботящийся только о себе, стремящийся сколотить капитал любой ценой. Может быть, поэтому Раскольников ненавидит удачливого молодца: ведь и сам Родион считал, что ради собственного процветания он вправе убить человека, судьба которого казалось ему менее важной.

Лужин («Преступление и наказание») – очень прямолинеен, как персонаж, карикатурен и лишен противоречивости, присущей героям Достоевского. Можно предположить, что писатель намеренно сделал Петра именно таким, дабы он стал явным олицетворением той буржуазной вседозволенности, которая сыграла такую злую шутку с самим Раскольниковым.

Кокушкин мост

С Сенной площади все герои романа шли к себе домой через Кокушкин мост: Сенного моста, который мог сократить путь, тогда еще не было. Здесь, по левую сторону от набережной канала Грибоедова, сегодня располагается «Достоевский квартал» с домами Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова.

Публикации романа за рубежом

«Преступление и наказание», история создания которого заняла более 6 лет, был высоко оценен и заграничными изданиями. В 1866 г. несколько глав из романа были переведены на французский и опубликованы в «Courrier russe».

В Германии произведение вышло под названием «Raskolnikov» и к 1895 г. издаваемый тираж его был в 2 раза больше, чем какого-либо другого произведения Достоевского.

В начале XX в. роман «Преступление и наказание» был переведен на польский, чешский, итальянский, сербский, каталанский, литовский языки и т.д.

Художественные средства

Ф.М. Достоевский в своем произведении использует прием психологизма. Писатель особое внимание уделяет внутреннему миру главного героя, его позиции относительно окружающего мира.

Чтобы передать характеры основных героев, Ф.М. Достоевский использует множество средств: использование портретной характеристики, позволяющей раскрыть как внешний вид героя, так и внутреннюю сторону его образа; использование диалогов и монологов, что позволяет раскрыть образ с помощью речевой характеристики; использование символичных образов и снов, которые раскрывают причины поступков героев; бытовое описание, которое является не только фоном действия, но и условием жизни, в котором живут герои и которое влияет на их внутренний мир.

Источник

Экранизации романа

Герои романа «Преступление и наказание» настолько колоритны и интересны, что за экранизацию романа не раз брались как в России, так и за рубежом. Первый фильм — «Преступление и наказание» — появился в России еще в 1909 г. (реж. Василий Гончаров). Затем последовали экранизации в 1911 г., 1913 г., 1915 г.

В 1917 г. мир увидела картина американского режиссера Лоуренса МакГилла, в 1923 г. фильм «Раскольников» выпустил немецкий режиссер Роберт Вине.

После этого было снято еще около 14 экранизаций в разных странах. Из российских работ самой последней стал многосерийный фильм «Преступление и наказание» 2007 г. (реж. Дмитрий Светозаров).

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: