- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- История создания произведения Герой нашего времени
Роман «Герой нашего времени» — это единственный роман Михаила Юрьевича Лермонтова, который был окончен и опубликован еще при его жизни.
«Герой нашего времени» — роман, в котором рассказывается о гвардейском офицере. Звали этого офицера Григорий Александрович Печорин. На написание этого романа автора вдохновило произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Смерть А. С. Пушкина вызвала у Лермонтова бурю эмоций, поэтому в 1837 году он пишет стихотворение под названием «Смерть поэта». За столь дерзкое стихотворение Михаила Лермонтова арестовывают. Он сослан в ссылку на Кавказ.
Лермонтову нет дела до продолжения написания романа «Герой нашего времени». В поездках по разным городам: Пятигорск, Кисловодск, Терек, Черное море, он понимает, что готов взяться за продолжения написания своего романа. В этих городах он получил много бесценного опыта для творчества. Лермонтов уже уверенно знает, о чем и как он будет продолжать написание своего, в будущем знаменитого романа.
Лермонтов писал свой лирико-психологический роман почти три года, период с 1837 по 1840 года. На тот момент последовательность глав была совершенно другая. Начинался роман с главы «Тамань», а заканчивался главой «Максим Максимыч». Эти произведения должны были выглядеть как записки офицера, которые являются составляющей целой истории.
Часть «Фаталист» была опубликована в том же году, что и «Бэла». В которой, описывался случай борьбы с казаком, но он не был выдумкой, это действительно было, но в этой борьбе участвовал сам Михаил Юрьевич. А в 1840 году была опубликована «Тамань».
Но в апреле месяце 1840 года было опубликовано, что роман состоит, из нескольких новелл. Новеллы, которые начинаются с части «Бела» и заканчивается частью «Фаталист», в которой рассказывается о трагической судьбе действующего персонажа — Григория Александровича Печорина.
История написания такого великого романа как «Герой нашего времени» не известна. Многие современники по сей день спорят о том, кто является в романе прототипом главного персонажа. Все критики расходятся во мнении, называя много разных имен. Многие даже считали, что прообразом главного персонажа Григория Печорина является сам автор.
Современники угадывали в остальных героях романа разных людей, которые известны в тесных светских кругах. У каждого из персонажей романа был свой прототип.
Историю о Бэле Михаил Юрьевич узнал из рассказа своего дальнего родственника А.Хастатова. Татарка Бэла жила у него некоторое время.
А история, которая описывалась в главе «Тамань», произошла с самим Михаилом Юрьевичем во время его нахождения в Тамани. На то время он перебывал у казачки Царицыхи.
Прообраз Грушницкого был не понятен. Некоторые критики склонялись к мнению, что это образ Н.П.Колюбакина, а вот другие думали, что это Н.С.Мартынов – убийца Михаила Лермонтова. Так как у обоих был вспыльчивый характер.
Данный роман и сегодня значится гениальным произведением, которое отчетливо показывает быт и культуру позапрошлого века.
I этап. Начало работы над романом
В 1836 году Лермонтов, вдохновившись романом Пушкина «Евгений Онегин», задумал написать будущее произведение, где в полной красе была бы показана жизнь его современника в свете столичных событий. Главный герой по замыслу должен отражать в душе дух противоречия того времени. Даже фамилию ему он старался подобрать созвучную с Онегиным, взяв за основу названия двух рек, Онега и Печора. Так и получился Печорин.
1837 год стал эпохальным в жизни Михаила Юрьевича. На дуэли погибает его друг Пушкин А.С. Потрясенный смертью, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта» за что был впоследствии сослан в ссылку на Кавказ. За рукопись он возьмется несколько позже.
История написания и прототипы героев
Роман является социально-психологическим портретом эпохи девятнадцатого века, в виде главного персонажа, личности с трагичной судьбой и незаурядным складом ума. Произведение затрагивает тридцатые годы первой половины столетия. Историю создания «Герой нашего времени» можно разделить на несколько ключевых этапов, ясно прослеживающихся в очерках литературных критиков.
Задумка романа
В тысяча восемьсот тридцать шестом году Михаил Юрьевич Лермонтов вдохновляется романом в стихах «Евгений Онегин», написанным Александром Пушкиным. После этого у молодого поэта возникла идея показать через призму столичных событий быт своего современника. Глядя на главного героя, читатель должен был почувствовать противоречивый дух тех времен. Автор постарался дать ему фамилию, связанную с двумя реками Печора и Онега. Так и вышел образ Печорина.
После роковой дуэли и гибели Александра Сергеевича Пушкина в 1837 году Михаил Лермонтов в душевном потрясении создает стихотворение «Смерть поэта». Это становится поводом для его Кавказской ссылки. За написание романа поэт примется несколько позже.
Становление сюжета и создание прочих героев произведения
Находясь на Кавказе, на Лермонтова обрушивается каскад головокружительных событий – встреча с новыми людьми и захватывающие впечатления вновь напомнили ему о романе. Это послужило появлению таких персонажей как Бэла, княжна Мэри, а также горного народа с диким нравом и высшего общества того времени. Михаил Юрьевич старался передать героям черты обычного человека, с присущими ему чувствами и пороками. Автору удалось подарить каждому читателю возможность узнать в судьбах героев свою собственную судьбу и немного пожить в полюбившемся образе.
Завершение произведения
О том, в какой последовательности должны следовать главы романа, литературоведы спорят до сих пор. Лермонтов трудился над его написание с тридцать восьмого по сорок первый год. Есть предположение, что первой главой была «Тамань». Позже появились «Фаталист», «Бэла» и «Максим Максимыч». По началу повествование задумывалось в качестве серии путевых записок. Позже писатель объединил истории в одно целое.
Первой опубликованной частью стала «Бэла», в том же 1839 году вышел в печать и «Фаталист». В сороковом году была издана «Тамань», которая описывает события, лично происходившие с Михаилом Юрьевичем. Заключительной главой произведения стал «Максим Максимыч». Читая роман «Герой нашего времени» происходит постепенное знакомство с личностью Печорина, а вернее с его истиной сущностью.
II этап. Основа сюжета. Определение круга остальных героев романа
Путешествуя по Кавказу, Лермонтов попадает в водоворот событий, носящих приключенческий характер. Новые люди, эмоции, впечатления вдохновили его вновь взяться за написание романа. Так помимо Печорина появилась княжна Мэри, Бэла, контрабандисты, горцы с их дикими обычаями и традициями, светское общество той поры.
Лермонтов стремился, чтобы персонажи романа были максимально похожи на обычных людей со свойственными им пороками, желаниями, чувствами. Чтобы каждый читатель мог увидеть в них себя. Примерить понравившийся образ и представить себя на его месте. Ему это удалось.
Создание сюжета и определение действующих лиц
Во время своего пребывания на Кавказе Лермонтов посещает Тамань, часто поэт бывал в дальних селениях горцев, что позволило ему поближе познакомиться с образом жизни местных жителей. Михаил Юрьевич окончательно определяется с сюжетом своего произведения. По замыслу автора, главный герой предстаёт перед читателями в образе молодого офицера дворянского происхождения. Печорин служит родине, однако его раздирают внутренние разочарования и пороки. Такие мысли были характерны для многих молодых людей того времени, в том числе и Михаила Юрьевича Лермонтова.
Писатель кратко определился с действующими лицами и местом действия, добавив в своё произведение образ гордой красавицы-черкески, а также русскую княжну, которая питала нежные чувства к главному герою этого романа. Особое место автор отвёл горцам, которые стали полноправными персонажами. Лермонтов показал необычную, немного дикую, но самобытную культуру жителей Кавказа, которые имеют свои нравственные принципы и до смерти готовы бороться за свою свободу и независимость.
Писатель хотел сделать главных героев романа «Герой нашего времени» близкими каждому читателю, с их противоречия, слабостями и обычными радостями. Именно поэтому в произведении появились персонажи Грушницкого, Вулича и Вернера, которые не могли похвастаться дворянским происхождением, но при этом были крайне благородными, честными и заслуживающими уважения людьми.
Даже спустя почти два века после написания этого произведения герои Лермонтова, их нравственные принципы и внутренние переживания также актуальны и в сегодняшние дни.
III этап. Завершающий
О последовательности написания частей романа до сих пор ходят споры. Известно, что писатель работал над ним с 1838-1841гг. Предположительно первой частью стала «Тамань». После возник «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Сначала планировалась серия записок, вроде путевых заметок. Потом замысел автора поменялся. Он решил слить отдельные истории в одну.
Первой была издана «Бэла» (1839г). В этом же году был опубликован «Фаталист». «Тамань» была опубликована в 1840г. В этой части романа Лермонтов описал события, происходившие лично с ним. Последней частью романа стал «Максим Максимыч». Его завершающий штрих. Теперь роман стал целостным произведением, понятным и доступным для читателя.
На протяжении всего романа образ Печорина раскрывается постепенно, обнажая его истинную сущность.
Краткая история создания романа «Герой нашего времени» Лермонтова
В 1838-1840-ых годах Михаил Лермонтов работал над одной из самых важных своих работ. Будучи поэтом по натуре, он создавал свой самый известный роман «Герой нашего времени». Уже в 1840 году роман вышел в свет в Санкт-Петербурге с тиражом в 1000 экземпляров.
Как и в каждого известного писателя, который работает над своей главной работой, в Лермонтова тоже выделяют этапы создания и написания истории. В основном, литературные критики называют три таких этапа:
- Вдохновение и появление очертаний главного героя.
- Создания других персонажей и разработка (эскиз) сюжета.
- Написания истории с некоторыми изменениями или дополнениями.
Наверное, уже все знают, что кумиром для юного Лермонтова был Пушкин. Именно он «помогал» создавать поэту произведение в прозе.
Для Лермонтова любимым сочинением Пушкина был рассказ об Онегине. Поэт настолько влюбился в образ молодого дворянина, что решил создать подобного персонажа, со схожим характером. Так появился Печорин. Как известно, фамилия Онегин была взята с реки Онега, к которой очень похожа река Печора. Вот откуда появились имена популярных литературных героев.
Лермонтов почал разрабатывать образ Печорина, который был полным прототипом Онегина. Но персонаж Лермонтова почти не отличался от героя Пушкина, поэтому создать «свой» сюжет не получалось.
Неожиданно для всей империи в 1837 году Пушкин был убит на дуэли. Это событие очень огорчило молодого Лермонтова и он пишет свой известный стих «Смерть поэта», который не очень понравился властям. За этот стих Лермонтова решили отправить на Кавказ как офицера, служить Родине.
Там Лермонтов столкнулся со всеми реалиями Кавказкой войны, познакомился со многими местными жителями, выучил их колорит и традиции. Он также тесно общался со своими солдатами. Благодаря этой отсылке, которую называют вторым этапом написания истории, Лермонтов закончил образ Печорина. Теперь это был не дворянин, а офицер, который служит на Кавказе и пытается найти себя. Поэт также создал образы главных героинь — княжны Мери и Белы. Оба персонажа были взяты с произведений Пушкина, но, вместе с тем, со своими собственными историями. Соединив этих главных героев, Лермонтов создал любовную линию своего романа, а также продумал психологию персонажей. Для того, чтобы рассказ получился хорошим, писатель решил добавить самого рассказчика — простого, спокойного солдата или офицера, который был бы знаком с главными героями. Так появился образ Максима Максимыча, штабс-капитана, который служил с Печориным.
Потом начался сам процесс написания истории. Но Лермонтов неоднократно изменял сюжет, часто откидал некоторые части или вставлял новые. Таким образом части будущего романа выходили не по известному нам порядку. Сначала появился рассказ «Тамань», позже, возможно, «Фаталист», а тогда уже части про Максима Максимыча и Бэлу.
В 1839 году Лермонтов решил начать публиковать части романа отдельно. Сначала он выпустил рассказ о Беле, который, правда назывался «Из записок офицера на Кавказе». Читателям сразу полюбились персонажи, а критики назвали Лермонтова создателем абсолютно нового жанра прозы о войне на Кавказе. В этом году вышла часть «Фаталист». Сюжет для этого рассказа Лермонтов брал или с собственных сведений, либо с историй его дяди, который тоже был офицером.
В 1840 году, до того, как в полном собрании выйдут все части «Героя нашего времени», Лермонтов публикует «Тамань». Читатели были в восторге от произведения, и тогда Лермонтов решается на публикацию всего романа. Так, в типографии Ильи Глазунова и Кo, что находилась в Петербурге, выходит «Герой нашего времени», поделен на 4 рассказа. Потом рот рассказа о Максиме Максимыче отделился ещё одна часть о княжне Мери как отдельная любовная история Печорина.
Так был создан самый главный роман всей жизни Лермонтова — «Герой нашего времени». Он был похожим на «Евгения Онегина» Пушкина, но, в то же время, совершенно другим. И даже сегодня произведение пользуется большой популярностью среди читателей.
Действующие лица
Григорий Александрович Печорин — одарённый человек, не нашедший в жизни применения и откровенно скучающий, — «лишний человек».
«Лишними людьми» также можно считать Чацкого («Горе от ума») и Онегина («Евгений Онегин»)
Максим Максимыч — штабс-капитан, несколько ограниченный человек, полная противоположность Печорина.
Бэла — черкесская княжна, которую похитили для Печорина.
Казбич — черкес, обладает внешностью разбойника, убийца княжны Бэлы.
Азамат — сын черкесского князя, подросток. Несдержанный, порывистый. Хочет быть похожим на Казбича. Помогает похитить Бэлу.
Мери Лиговская — московская княжна, влюблена в Печорина.
Вера — светская дама, возлюбленная Печорина.
Грушницкий — молодой юнкер, который выдаёт себя за разжалованного офицера. Любит пафос, эффектные поступки. Играет страдальца. Является пародией на Печорина.
Доктор Вернер — приятель Печорина.
Вулич — лихой поручик, который совершает безумные поступки и больше всего на свете любит игру.
Ундина — безымянная девушка-контрабандистка. Ундина — это русалка, таким прозвищем окрестил девушку Печорин.
Янко — контрабандист, сообщник Ундины.
Слепой мальчик — помощник Ундины.
Краткое содержание романа
Главным персонажем «Героя нашего времени» является офицер Григорий Александрович Печорин. Действие происходит на Кавказе, во время его покорения Россией. Роман состоит из нескольких повестей, в которых автор показывает Печорина с разных сторон. При этом Лермонтов рисует в деталях характер Печорина, передает его размышления, впечатления, чувства, но обходит молчанием его биографию, лишь вскользь сообщая самое необходимое
— В повести «Бэла» — Печорин — эгоист, ломающий жизни и судьбы окружающих его людей со скуки, ради удовлетворения своих желаний. — В «Тамани» — Печорин неожиданно вовлекается в деятельность контрабандистов, не содействуя ей, а даже мешая, что едва не приводит его к гибели. «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» — сетует он. — «Максим Максимыч» — повесть вовсе не о Печорине. Её главный герой — пожилой офицер Максим Максимыч, знакомец Печорина. В «Максиме Максимыче» Лермонтов первый и последний раз дает портрет Печорина:
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…, его походка была небрежна и ленива, … он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб…. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! … Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, …то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса…»
— «Фаталист» — ещё один эпизод биографии Печорина. Действие происходит в казачей станице, где Печорин в компании за картами ввязывается в спор с поручиком Вуличем о фатализме… — «Княжна Мэри» — приключения Печорина на водах, в Пятигорске и Кисловодске, его бесчестное поведение в отношении княжны Лиговской, дуэль с Грушницким…
Этапы работы
(В журнале «Отечественные записки» выходит стихотворение в «Тамани», которое предваряет запись в дневнике Печорина, том VIII, № 2, отд. III, с. 149 в тексте «Тамани». Лермонтов М. Герой нашего времени. Спб., 1840 год)
Согласно основным официальным источникам литературоведы указывают, что М.Ю. Лермонтов трудился на “Героем нашего времени” именно в последующие 1838 — 1841 гг. Хотя основная идея и наброски приходятся на 1836-1837 гг, как было указано выше.
Так как данный роман состоит из нескольких рассказов, возникает целый ряд сомнений относительно хронологии написания рассказов. В произведении новеллы расположены в таком порядке: Бэла, Максим Максимыч, Тамань, Княжна Мэри, Фаталист. Но изложение истории в логико-хронологическом порядке излагается в новеллах в таком порядке: Тамань, Княжна Мэри, Фаталист, Бэла, Максим Максимыч и в самом конце завершение — предисловие к “Журналу Печорина”(хотя в произведении оно располагается перед Таманью). Такое многообразие повествователей автором было выбрано для создания у читателя более яркого и понятного портрета главного героя. А благодаря не последовательной хронологии Лермонтов создает образ противоречивого, но оправданного каждым читателем молодого человека.
🗹