Сочинение «Как отличить искусство от ремесла», примеры из литературы

Искусство значит очень многое для человеческого общества, так как оно даёт нам духовную пищу, не менее важную, чем материальная. В последнее время повсеместно слышатся споры о том, как отличить искусство от ремесла. Сочинение либо эссе для ЕГЭ помогает рассмотреть этот вопрос со всех сторон, в том числе на примерах литературных творений М. Булгакова («Мастер и Маргарита»), Н. Гоголя («Портрет») и А. Пушкина («Моцарт и Сальери», «Разговор книгопродавца с поэтом»).

Введение

Искусство и ремесло – близкие понятия, однако при тщательном анализе они имеют ряд отличий. Ремесло – это то, чем человек занимается каждый день, его деятельность не отличается индивидуальными особенностями. Искусство – это новаторство, стремление автора обратиться к зрителю, читателю, слушателю, чтобы высказать свою идею и мысль. Искусство предусматривает индивидуально-авторские особенности, которые отличают данную работу от другой. Ремесло таких отличий не предусматривает, оно шаблонно, выражается с помощью большого количества однотипных предметов. Искусство же неповторимо и особенно. Ремесло не способно затронуть душу человека, а искусство направленно именно на это, оно воздействует на внимающего.

Мастерство по Интернету

Судьба Ольги Рудаенко – это история обретения дела всей жизни. В юности она мечтала стать археологом. Но родители в перестроечные годы посоветовали выбрать надежную профессию – и она стала бухгалтером. «Это было скучно, не мое. Нагрузка на психику нереальная, все-таки человек должен найти себя, прийти к тому, что близко и дорого», – говорит она.

Как это произошло? Благодаря мастер-классу в Интернете! Именно так 10 лет назад Ольга начала ткать пояса.

– Я постепенно разобралась в браном ткачестве, все это очень долго и кропотливо. Спросить совета было не у кого – я не знала в крае ни одного человека, который бы этим занимался. Но в районных краеведческих музеях всегда выставляются старинные пояса. Фотографируешь образцы, приезжаешь домой, делаешь схему.

– То есть вы без учителя освоили сложное ремесло, вышли в народные мастера и выставляетесь в краевом музее? – уточняем у Ольги.

– Да, получается, я самоучка. Просто к этому должна лежать душа.

Впрочем, огромную роль, по ее словам, сыграла поддержка мужа Алексея, который сделал для нее первый ткацкий станок. «Он изучил, как они устроены и как работают, но чертеж делал сам, у него техническое образование и склад ума. И вот уже шесть лет я не могу и день провести без моего станочка». Потом муж сделал для нее еще несколько станков – один из них, простой, на котором Ольга проводит мастер-классы, сейчас можно увидеть на выставке. Как и отреставрированную прялочку – Ольга говорит, она была совершенно «убитая», но Алексей привел дерево в рабочее состояние, осталось только настроить механизм. Прядение, как признается мастерица, лучше пустырника и валерьянки: «Села, закрутила это колесо, смотришь, как нить вытягивается, – и уходишь в какую-то свою вселенную. Изумительный отдых!»

Первый аргумент

Н. С. Лесков в своем сказе «Левша» описал образ настоящего мастера своего дела. То, чем занимается Левша, можно назвать ремеслом, однако это не совсем так. Герой вкладывает частичку своей души, когда занимается любимым делом. В то время как другие тульские мастера занимаются царским заказом (подковывают блоху), Левша изготовляет гвоздики для этих подков.

То, что сделали Левша и другие мастера, особенно и оригинально. Героям удалось показать свой талант, на который обратил внимание сам царь. Работа мастеров показала, что русские люди умеют творить не хуже англичан. Здесь уровень творчества выходит на международный уровень. Все это позволяет сказать о том, что дело тульских мастеров – настоящее искусство, которое отличается своей необычностью и идейным содержанием.

РУСТЬЮТОРС

ПРИМЕРЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ Роль искусства в жизни человека. Аргумент из романа Л. Улицкой «Зеленый шатер»
Книга – это друг человека. С помощью книг дети познают мир, а взрослые возвращаются к своим детским воспоминаниям. В романе Л.Улицкой книга занимает исключительное место в жизни главных героев: Михи, Сани и Ильи. Еще в школе ребята вступают в кружок любителей русской словесности, увлекаются Пушкиным и Толстым, перечитывают письма декабристов и сочиняют свои первые стихи. Любовь к чтению не угасает в них с годами: в студенческие годы они пытаются достать запрещенные книги, бережно передают из рук в руки, переписывают и фотографируют отрывки. Мысли и теории, почерпнутые из книг, становится пищей для долгих ночных разговоров. В них ребята узнают о новых веяниях и «знакомятся» с альтернативной позицией, запрещенной официальной литературой. Можно сказать, что книги определяют их жизнь. Илья становится диссидентом и занимается распространением самиздата, а Миха печатается в запрещенных литературно-политических журналах. В заключительной главе романа уже пожилой Саня, находящийся в эмиграции, идет в гости Иосифу Бродскому, чтобы в последний раз послушать его стихи. Роль искусства в жизни человека. Аргумент из рассказа Майкла Гелприна «Свеча горела».

Литература делает человека духовно развитым. В антиутопическом рассказе М. Гелприн рисует читателю страшную картину действительности, в которой литература не смогла ужиться с прогрессом и совсем угасла. Литература была тем, что формировало умы, она определяла внутренний мир человека, его духовность. «Дети растут бездуховными, вот что страшно» — восклицал один из немногих оставшихся учителей литературы Андрей Петрович. Большинство людей не осознавало проблемы. Исключением оказался робот-гувернер, который осознал, что дети растут бездуховными, и втайне от своих хозяев пришел к одному из немногих преподавателей литературы, чтобы научиться основам. Его целью было обучение детей. Робот по имени Максим, соприкоснувшийся с миром литературы, «поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий». В итоге его утилизировали, но его жертва не стала напрасной, он научил Аню и Павлика, детей хозяев, любить литературу. А это означает, что еще не все потеряно.

Как взаимодействуют поэт и читатели? М. Цветаева «Поэт о критике»

М. Цветаева в эссе «Поэт о критике» утверждает, что поэт не может написать одинаковых стихов в разные периоды жизни, ведь стихи, в первую очередь, зависят от читателей. Некультурные, невзыскательные читатели не могут по достоинству оценить стихи, они не позволяют поэту развиваться, оттачивать свое мастерство. Можно простить непонимание, но нельзя простить сопротивление пониманию, намеренную «слепость». Читатели, отказывающиеся понимать, могут только судить. Она уверена, что цель поэта не радовать читателя, а дать ему совершенную вещь. Цветаева сравнивает себя с полководцем: он идет в бой и думает о сражении, а не том, как получить лавры. Внимательный и любознательный читатель делает честь поэту. «Чтение — прежде всего – сотворчество».

Роль искусства в жизни человека. Аргумент ЕГЭ: Д. Гранин «Картина».

Литература и искусство играют ключевую роль в сохранении исторической памяти. Так, в книге Д.Гранина «Картина» главный герой, председатель горисполкома Лосев, приезжает в командировку в Москву. Там он посещает выставку и покупает картину «У реки», на которой изображена русская природа, так напоминающая ему его родные места. Герой привозит картину в Лыков и показывает местным жителям, каждый из которых вспоминает места своего детства. Дело в том, что раньше в Лыкове находилась заповедная заводь, но люди забросили ее, и сейчас власти хотят поставить на ее месте производственные помещения. Возможно, так бы и случилось, если бы не картина, напомнившая людям, как прекрасно было это место когда-то. Картина пробудила ностальгию по ушедшему прошлому, желание сохранить воспоминания и донести их до потомков. Местные жители во главе с Лосевым начинают бороться за это место и побеждают. Людям свойственно забывать не только плохое, но и то хорошее, что было когда-то в их жизни. Искусство же может напомнить нам, кто мы, какими мы были и что чувствовали когда-то, поэтому так важно собирать и сохранять свидетельства о прошлом.

Второй аргумент

Проблему искусства и ремесла поднимает и М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Мастер, который не входил в МАССОЛИТ, по-настоящему творил. У него были авторские замыслы, цели и задумки, которые он хотел отразить в своем романе о Понтии Пилате. Его произведение искусства было оригинальным и новаторским. Члены МАССОЛИТа же не создавали великих произведений. «Грибоедов», который был больше похож на ресторан, чем на место для творчества, принимал бездарных и пустых писателей, которые создавали произведения ради денежной прибыли, а не для выражения своего мировоззрения.

Если творчество Мастера можно назвать настоящим искусством, то работу представителей МАССОЛИТа нельзя назвать даже ремеслом.

Что такое искусство и ремесло

Аргументов и официальных определений понятия «искусство» много, но чаще всего его определяют тезисом «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах». То есть, грубо говоря, это способ поделиться с людьми своим видением мира. И как можно наблюдать на примере великих творений музыки, литературы, живописи, несколько создателей могут совершенно по-разному отобразить одинаковые задачи.

Например, на библейский сюжет распятия Иисуса Христа было написано невероятное количество картин, но среди них редко можно назвать две похожие:

  1. А. Мантенья изобразил эту сцену статично, уравновешенно (три креста с распятыми персонажами расположены на равном расстоянии, в одинаковой перспективе, фигуры же остальных людей также равномерно «разбросаны» по картине, образуя полукруг), можно сказать, монументально. Это заставляет наблюдателя проникнуться тяжестью и значимостью момента, а возвышающиеся над всей композицией мертвенно-бледные тела Иисуса и разбойников словно давят на зрителя, привлекая внимание.
  2. Совсем по-другому изображает это И. Босх. Телу Христа на кресте подчинена вся композиция, кроме того, оно является самым светлым пятном картины, как бы намекая на чистоту и безгрешность Сына Божьего. На заднем плане художник изображает один из городов своей родины с небольшими фигурками людей. Это контрастирует со статичным передним планом, как бы подчёркивая, что смерть Иисуса ещё никак не повлияла на суетную жизнь простых людей. При этом картина не угнетающая, наоборот, выполнена в светлых и ярких красках, как бы восхваляя жертву Христа.
  3. И совсем отлично от канонов своего времени пишет на эту тему Микеланджело Буонаротти. У него Иисус, в отличие от предыдущих примеров, ещё жив и со страданием во взоре смотрит в небо, словно обращаясь к своему Отцу. Вместо пейзажа — небесный свод, затянутый едва озарёнными солнцем тучами. Тело Христа также самое светлое в композиции, отчего привлекает к себе внимание. Женщины у подножия креста не «каменные персонажи», а живые, страдающие вместе со Спасителем люди.

Вот так непохоже могут интерпретировать творцы одну и ту же тему.

И возможно, что именно в этом и есть вся суть искусства: оно не подчиняется никаким рамкам, каждый видит его по-своему — и Левша Лескова (талантливый выходец из народа), и человек, с детства изучающий всё, что с ним связано, оно разнообразно и потому прекрасно.

Но есть и такое явление, как ремесло. Его определение отдельно от понятия искусства звучит так: «Профессиональное занятие — изготовление изделий ручным, кустарным способом». То есть, ремесло, прежде всего, работа, способ зарабатывания денег. Раньше, во времена, когда ещё не было столь тотальной индустриализации и развитой промышленности, таким образом семью кормили практически все люди неаристократического сословия.

К сожалению, явление ремесленничества со временем проникло и в область искусства. Из этого последовал вывод: творцы-ремесленники создавали свои шедевры ради заработка, а не для того, чтобы дать миру нечто новое и прекрасное, поделиться с людьми своей точкой зрения.

Свои орнаменты

Благодаря Алексею и нынешняя экспозиция состоялась в том виде, как мечтала мастерица: в ее центре – деревянное окно, в котором видна любимая Ольгина степь, источник вдохновения. Рядом – лавка и отреставрированный мужем сундучок. Настоящая деревенская горница.

– Алексей проделал большую часть работы, так что нам было легко монтировать эту выставку, – говорит куратор Татьяна Боровцова. – Его золотые руки позволяют Ольге создавать такие шедевры. Знаете, легко быть мастером на промысле, где тебе всегда подскажут и научат. А когда ты один в поле воин, как Ольга в Алтайском крае… Ведь узорное ткачество у нас было практически утрачено в 1930-е годы и воссоздавать его очень сложно.

И здесь, говорит сотрудница ГХМАК, нужно отдать должное огромному интересу мастерицы к этнографическим образцам. Правда, сегодня Ольга Рудаенко уже сама создает орнаменты, сдержанные и ничуть не уступающие по красоте традиционным, отработанным столетиями. «Нам повезло, что такой мастер появился в нашем крае, – говорит Боровцова. – И может быть, когда-нибудь у нее появятся ученики. Это достойное искусство нужно возрождать».

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: