Троекуров и Дубровский: сравнительная характеристика героев

Собрание сочинений нашего любимого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина насчитывает более 10 томов. «Дубровский» — роман, известный нам со школьных лет. Широкий по своему охвату и глубокий по психологическому содержанию, он затрагивает душу каждого читателя. Главные герои романа — Троекуров и Дубровский. Сравнительная характеристика главных героев, а также основные события произведения изучим подробнее.

троекуров и дубровский сравнительная характеристика

Русский барин

Действие в романе происходит в 19 веке. Он достаточно детально описан в произведениях многих классиков того времени. Как известно, в те времена существовало крепостное право. Крестьянами, или как еще их называли, душами, владели дворяне.

Русский барин, надменный Кирила Петрович Троекуров, был очень знатным человеком. Перед ним трепетали не только подопечные крепостные, но и многие чиновники.

Образ жизни Троекурова оставлял желать лучшего: свои дни он проводил праздно, часто выпивал и страдал от обжорства.

Крестьяне трепетали перед ним, а он, в свою очередь, относился к ним довольно своенравно, выказывая свое полное над ними властвование.

отношения троекурова и дубровского

Любимым развлечением Троекурова были издевательства и насмешки над животными и людьми. Достаточно вспомнить о медведе, который катал бочку с торчащими гвоздями и злился от боли. Это вызывало смех у барина. Или сцена с медведем, который был прикован на цепи в маленькой комнате. Каждый, кто входил в нее, подвергался нападениям бедного животного. Троекуров получал удовольствие от ярости мишки и человеческого страха.

Литература 6 класс

краткое содержание других презентаций
«Связь между предложениями в тексте» — Изученный материал. Чудеса. Пароходик. Способ связи. Текст. Ряд предложений. Смысловая цельность текста. Основная мысль. Цельность текста. Способы связи предложений. Орфограммы. Повтор. Повтор-недочёт. Термин. Параллельный способ связи. Средства связи предложений в тексте.

«Биография Жуковского» — Стихотворения. Биография. Смертельная дуэль Пушкина. Василий Андреевич Жуковский. Обучение. Поэмы и повести в стихах. Обстоятельства личной жизни поэта. Основные произведения. Проза. Умер В.А.Жуковский в Баден-Бадане. В.А.Жуковский писал книги. Элегии. Баллады. Памятники. Песни и романсы. Сказки.

«Памятники книге» — Книга и чтение в изобразительном искусстве. Виды памятников. Памятники книге. Сбор информации. Ожидаемые результаты. Памятники литературным героям. Анкетирование. Толковый словарь Ушакова. Изобразительное искусство. Особенности формы памятников. Анкетирование учащихся. Стихотворения о книге. Актуальность. Практическое применение. Древнеегипетское изречение.

«Тема одиночества в лирике Лермонтова» — Терминологический диктант. О цвете. Литературная гостиная. Делу – время, потехе – час. Краткий анализ поэтического текста. Эпиграф. М.Ю.Лермонтов. Какова композиция произведения. Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Энциклопедическая страничка. Стихотворение «Листок». В вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка. Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Стихотворение «Утёс». Поэтическая разминка.

«Стихотворение «Неохотно и несмело»» — Олицетворение. Капли дождевые. Анализ стихотворения. Солнце смотрит на поля. Знания. Природа. Гроза. Лист обратной связи. Понимание. Самооценка. Ветра теплого порывы. Проблемная лекция. Визуализация. Конструктор урока. Загадка творчества Федора Ивановича Тютчева. Практическая работа. Художественные средства выразительности. Обсуждение домашнего задания. Мозговой штурм. Интерактивные методы. Пламень белый и летучий.

«Кольцов» — И. И. Козлов. Могила А. В. Кольцова. Критика. М. М. Херасков. Родители А. В. Кольцова. Надгробный памятник. Похоронен на Митрофаньевском кладбище в Воронеже. Ты не пой, соловей, под моим окном. Память. Творчество. Опять творчество. Ссоры с отцом. М. П. Мусорский. А. С. Пушкин. Первые публикации. Ранние поэтические опыты. В. А. Жуковский. Алексей Васильевич Кольцов. Постигал грамоту на дому. Н.А. Римский- Корсаков.

Нам трудно сейчас представить, какое место в жизни России и дворян 18-19 веков занимала барская усадьба. Это своеобразный мир, проникнуть в который представляет определённый интерес, особенно в связи с изучением произведений А. С. Пушкина.

Такие его произведения, как «Повести покойного И. П. Белкина», «Дубровский», роман «Евгений Онегин», без обширного бытового и культурологического комментария нам, людям 21 века не понять. Сегодня мы попытаемся проникнуть в этот своеобразный и закрытый мир.

1. Въезд Как театр начинается с вешалки, так усадьба русского помещика начинается с парадного въезда, который представляет собой ворота, рядом с которым была сторожка привратника. За въездом открывался «зелёный круг» или подъездная аллея, ведущая к дому

2. Барский дом Центральное место усадьбы, конечно, занимал барский дом, с которым нам предстоит сегодня подробно познакомиться

3. Каретный двор (или сарай) Какое имение без каретного двора или сарая? Ведь помещики того времени передвигались в каретах, возках, бричках и других видах передвижения. Естественно, их нужно было не только где-то держать, но и ремонтировать время от времени

4. Конный двор Рядом располагался конный двор, где держали лошадей

5. Псарный двор У многих помещиков в имении была псарня, так как многие были любителями псовой охоты

6. Фруктовый сад С одной стороны дома располагался фруктовый сад

7. Французский регулярный парк Как правило, за домом располагался парк. Часто это был французский регулярный парк, который вошёл в моду в 18 веке

8. Огород Помещичья усадьба жила натуральным хозяйством, за фруктовым садом часто располагался огород

9. Английский ландшафтный парк Многие помещики были приверженцами английского ландшафтного парка, который часто был продолжением французского

10. Поле За усадьбой шли поля

11. Мельница Где-то обязательно располагалась мельница, ведь зерно надо было молоть

12. Роща Со всех сторон усадьбу окаймляли рощи и леса

13. Церковь Каждый помещик строил в усадьбе церковь для домашних нужд. Там дворяне крестились, венчались, оттуда их несли на погост

14. Оранжерея У богатых помещиков, таких как граф Шереметевы, регулярный парк заканчивался оранжереей, где выращивали диковинки флоры

15. Зверинец Также для забав помещиков были в поместье и зверинцы, где держали медведей, волков, лис и других животных. Из повести Пушкина «Дубровский» мы знаем о забавах Троекурова с медведями.

Как уже было сказано, центральное место в усадьбе занимал барский дом. В зависимости от состояния помещика, сколько он имел крепостных, выглядели и дома. Вот так они выглядели. 1 дом – это барский дом в имении бабушки М. Ю. Лермонтова «Тарханы». Всем известно, что бабушка поэта была состоятельной дворянкой, но дом, вы видите, небольшой, двухэтажный. Под номером 2 у нас дом Л. Н. Толстого в Ясной поляне. Лев Толстой был граф, но и его дом достаточно скромный, хотя и двухэтажный, каменный. Под номером три уже дом богатых князей Юсуповых в Подмосковном имении Архангельское. Если в верхнем ряду вы видите достаточно скромные дома, то в нижних рядах это уже не дома, а дворцы.

Посмотрите, этот дом очень напоминает дом богатого помещика Троекурова из повести А. С. Пушкина «Дубровский». «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер

огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями».

По клику мыши появляется фигура с надписью «бельведер»

Бельведер – это беседка, как правило, круглая, располагающаяся над крышей дома. Она служила для обзора, любования окрестными красотами.

В повести Пушкина «Дубровский» мы читаем: «В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь рукоделием, свойственным их полу. Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою, двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича».

Флигели – это пристройки к зданию или отдельные небольшие здания, в которых могли жить слуги, гости, гувернёры. На верхней иллюстрации вы видите отдельно стоящие флигели. На нижнем – флигели, связанные со зданием в единое целое галереями-переходами.

У дома помещика, как правило, было два крыльца: одно переднее, парадное, другое – заднее. Заднее крыльцо часто упоминается в произведениях А. С. Пушкина: «Обе они должны были выйти в сад через заднее крыльцо, за садом найти готовые сани» (А. С. Пушкин «Метель»)

Вот так выглядел «зелёный круг» перед домом. Ещё когда гости подъезжали к дому, хозяева уже знали, кто к ним едет, и шли встречать на крыльцо. В более богатых домах гостей встречал швейцар, камердинер или управляющий. «В два часа ровно коляска домашней работы, запряжённая шестью лошадьми, въехала на двор и покатилась около густо-зелёного дернового круга»

Коляска подвозила гостей или хозяев к самому крыльцу и отъезжала на каретный двор.

За домом располагался парк. Каждый помещик приказывал разбивать парк по своему вкусу. У многих это был французский регулярный парк. Такой парк, например, был в Версале – вотчине французских королей. Это большой партер, разбитый на геометрические фигуры, вычерченный по линейке. Его занимали лужайки, окаймлённые ровно подстриженными кустами. В центре лужаек могли быть разбиты цветники, тоже имеющие геометрический рисунок. Также регулярный парк украшался фонтанами и скульптурами. Такой знаменитый парк есть в Петергофе, Кускове, Архангельском. Такие парки были в моде в 18 веке, в эпоху классицизма, когда всё было подчинено рассудку.

Вот вы видите регулярный парк Кусково. Его завершает оранжерея, стоящая на противоположной стороне парка. «Старинный сад с его стрижеными липами и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу…» (А. С. Пушкин «Дубровский»)

Речь идёт о Троекурове в этом фрагменте.

Английский парк совсем другого рода. Он ландшафтный, то есть повторяющий природу. Но его создать стоит не меньшего труда, чем французский. Только на первый взгляд кажется, что это просто природа. Нет, это рукотворная красота. Как правило, для его разбивки делали насыпные ярусы земли, подбирали деревья особым образом, чтобы они сочетались по высоте и породам. В таких парках могли быть рукотворные руины, гроты. Английский парк появился вместе с эпохой сентиментализма, которая ратовала за подражание природе и естественность. Такие парки у нас тоже есть. Один из них в Царицыно в Москве. А ещё один – в Павловском под Петербургом. Вот, что пишет А. С. Пушкин о Муромском в «Барышне-крестьянке»: «Развёл английский сад, на который тратил почти все остальные доходы».

Неотъемлемая часть парка – это пруд. Пруд также неотъемлемая часть и произведений эпохи романтизма. На его берегах развёртывается любовный сюжет или происходят страшные или таинственные события. «Бурмин нашёл Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящею героинею романа». (А. С. Пушкин «Метель»)

У любого уважающего себя помещика был псарный двор, ведь дворяне любили псовую охоту. На охоту отправлялись с борзыми и гончими. С борзыми охотились на волка, а с гончими травили зайцев. По клику мыши появляются выноски «борзые», «гончие»

Расскажите, как выглядела псарня в имении Троекурова

Охота описывается во многих произведениях русской литературы: в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», в повестях А. С. Пушкина «Дубровский» и «Барышня крестьянка»: «Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра». (А. С. Пушкин «Дубровский»)

Как вы думаете, что такое «свора»?

А «выжлятники» чем занимались?

Что делали «псари» и стремянные»?

А что такое «отъезжее поле»?

· Свора – п
ара или две пары подготовленных для совместной травли зверя охотничьих собак, которых держат на одном таком шнуре.
· Выжлятники – в
псовой охоте: охотник, ведающий гончими.
· Стремянные – с
луга, конюх, ухаживающий за верховой лошадью, а также слуга, сопровождающий барина во время охоты.
· Псари — л
ицо, приставленное для наблюдения за охотничьими собаками.
· Отъезжее поле —
удаленное от дома место для охоты, куда надо выезжать с ночевкой.
Фруктовый сад – важная составляющая натурального хозяйства. Сажали там разные плодовые деревья: грушу, яблони, сливу, вишню, — распространённые в средней полосе России. Фруктовый сад, как правило, разбивался с одно стороны дома. После сбора урожая бабы варили варенье, делали компот, наливки для домашнего пользования.

Был, конечно, и огород. Он, как правило, находился за домом. Вспомним путь Лизы Муромской из леса к дому: роща, поле, луг, огород, ферма, где её ждала Настя – её горничная.

После передней был длинный зал, составляющий один из углов дома, с частыми окнами в двух стенах и потому светлый, как оранжерея. В глухой капитальной стене зала было двое дверей; первая, всегда низкая, вела в темный коридор, в конце коего была девичья и черный выход на двор. Вторая такого же размера дверь вела из гостиной в кабинет или в хозяйскую спальню, составляющую другой угол дома. Эти две комнаты и поперечная часть зала были обращены к цветнику, а за неимением такового к фруктовому саду; фасад же этой части дома состоял из семи огромных окон, два из них были в зале, три в гостиной (среднее, впрочем, превращалось летом в стеклянную дверь со спуском в сад), а остальные два окна в спальне.

Бальная зала, или просто Зала, была центром дворянского помещичьего быта. Без этого помещения не обходится ни в одном произведении русской литературы. Так и в повести «Дубровский» читаем: «Скоро загремела музыка, двери в залу отворились, и бал завязался. Хозяин и его приближённые сидели в углу, выпивая стакан за стаканом и любуясь весёлостью молодёжи. Старушки играли в карты».

Залы, конечно, были разные, в зависимости от состоятельности хозяев. У кого то потолок залы подпирали колонны и камня, мрамора, а у кого-то просто деревянные. В некоторых домах и колонн-то вовсе не было.

Убранство гостиной было также одинаково во всех домах. В двух простенках между окнами висели зеркала, а под ними тумбочки или ломберные столы. В середине противоположной глухой стены стоял неуклюжий, огромный с деревянною спинкою и боками диван (иногда, впрочем, из красного дерева); перед диваном овальный большой стол, а по обеим сторонам дивана симметрически выходили два ряда неуклюжих кресел.

В повести А. С. Пушкина «Дубровский» читаем: «Обед, продолжавшийся около трёх часов, кончился; хозяин положил салфетку на стол, все встали и пошли в гостиную, где ожидал кофей, карты и продолжение попойки, столь славно начатой в столовой».

Столовая предназначалась для принятия пищи. Центр занимал большой стол, за которым в богатых домах могло собираться по 80 человек гостей.

После сообщения проводится викторина с помощью следующего фрагмента

Имение Троекурова. Кистенёвка Дубровского. Всё в имении Троекурова масштабно, основательно, говорит о его богатстве: «широкое озеро», «речка… вдали извивалась», «густая зелень рощи», «огромный каменный дом», «пятиглавая церковь». Именьице Дубровских противопоставлено размаху троекуровских владений: «серенький домик с красной кровлей» стоит на «открытом месте», рядом с берёзовой рощей, «бедный дом» кажется беззащитным. Имения коснулось запустение: «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг».
Слайд 32
из презентации
«Анализ романа «Дубровский»»
. Размер архива с презентацией 4108 КБ.

Скромный дворянин

Троекуров и Дубровский, сравнительная характеристика которых будет рассмотрена нами подробно, — очень разные люди. Андрей Гаврилович — честный, доблестный, спокойный по характеру, он разительно отличался от своего товарища. Когда-то старший Дубровский и Троекуров были сослуживцами. Но карьерист Кирила Петрович, предав свою честь, встал на сторону нового царя, чем и заработал себе высокий чин. Андрей Гаврилович, оставшийся преданный своему правителю, закончил службу скромным поручиком. Но тем не менее отношения Троекурова и Дубровского были довольно дружными и взаимоуважительными. Они часто встречались, бывали друг у друга в имениях, вели беседы.

сравнение дубровского и троекурова

Оба героя имели схожие судьбы: начинали вместе службу, рано овдовели, имели на воспитании ребенка. Но жизнь развела их по разным сторонам.

Школа № 60 «Одаренные школьники» — детский центр

Урок русской литературы. 6 класс. Тема урока: Изображение русского барства. Цели урока:

  1. Анализируя роман А.С.Пушкина, проследить, как изображено русское барство, сравнить главных героев, Троекурова и Дубровского-старшего, как представителей этого сословия.
  2. Совершенствовать навыки работы учащихся с текстом художественного произведения.
  3. Повторить литературные понятия.
  4. Вызвать интерес к нравственным проблемам жизни.

Ход урока:

  1. Анализ домашней работы. Учащимся было задано приготовить иллюстрации по прочитанным главам романа А.С.Пушкина. Демонстрация рисунков.
  2. Работа по произведению.
  1. Что такое антитеза? Знание этого теоретического термина пригодится на уроке.
  2. Задача нашего урока проследить, где и какие противопоставления в романе «Дубровский» показаны.
Вопросы учителяОтветы учащихся
Куда переносит нас роман А.С.Пушкина «Дубровский»? Где происходят описываемые события?В русские усадьбы.
Какие два поместья изображены в романе?Кистеневка и Покровское
Кто является владельцем этих имений?Андрей Гаврилович Дубровский и Кирилла Петрович Троекуров
Что известно об имении Дубровского? а)сколько в нем душ? Как понимаете выражение «владел 70 душами»? б)у кого оно куплено? в)Как автор описывает дом и двор А.Г.Дубровского?(вспомните сцену приезда Владимира)
Что известно об имении Троекурова? Найдите и зачитайте описание дома в Покровском. Что является гордостью Троекурова?Псарня (зачитывают описание)
Кто же такие Троекуров и Дубровский? Поговорим о них. Автор сам определяет социальный статус Троекурова. Как?Старинный русский барин.
Нам известно, что Трекуров служил. До какого чина он дослужился?Он генерал-аншеф (высший генеральский чин)
Что давало Троекурову большой вес в соседних губерниях?Его богатство, знатный род, связи.
Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Как к ним относился Торекуров? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?Есть одно слово – вседозволенность.
Каким Кирилла Петрович был в «домашнем быту»? Его образ жизни?
  1. Его дом всегда полон гостей.
  2. Он любит шумно повеселиться, много поесть.
Чем занимался Троекуров?
  1. Выдумывал проказы.
  2. Ездил на охоту.
  3. Объезжал свои владения.
Подведем небольшой итог. Троекуров выказывал все пороки человека необразованного.
Перейдем к образу Дубровского. Что известно о его характере?Он был беден, но независим. Нетерпелив и решителен.
Какой случай об этом говорит?1.Троекуров предлагал Дубровскому покровительство, но он отказался. 2.Он один мог высказывать свое мнение.
Гордостью Троекурова является псарня. А есть ли такая у Дубровского?Нет, его состояние позволяло держать только 2 гончих и одну свору борзых.
Подведем небольшой итог. Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства.
Почему же такие разные Дубровский и Троекуров стали друзьями? Как вы можете объяснит выражение «они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях»?— они были товарищами по службе; — рождены в одном сословии; — одинаково воспитаны; — их судьбы одинаковы.
В чем выражалась дружба героев?Они приезжали друг к другу, вместе охотились.
Что же за «нечаянный случай» вдруг произошел?Эпизод на псарне.
Как вы думаете, почему Дубровский сказал, что собакам живется лучше, чем людям? Каким он показан?Справедливым
Какой случай подлил масло в огонь?Покровский мужики валили деревья в роще Дубровского.
Почему бывшие друзья не могут примириться?Сошлись два характера, никто не хочет уступать.
Как ведет себя Дубровский, получив запрос заседателя?Он спокоен, т.к. уверен в своей правоте.
Один «нечаянный случай» поссорил друзей, а другой, тоже «нечаянный случай», привел затем к самой настоящей беде. Что это за случай? Кого случайно увидел в окно Троекуров?Троекуров увидел заседателя Шабашкина и задумал отобрать имение у Дубровского
Как чиновники уездного суда ведут себя по отношению к героям? Как встретили героев? Кто подносит бумагу для подписи?Одному поднесли кресло, все вскочили со своих мест, выбежали встретить, а другого будто не заметили, даже не предложили сесть. Одному заседатель, а другому секретарь.
Говорят ли уже эти детали, почему суд вынес решение в пользу Троекурова?
Как решение суда повлияло на Дубровского?
Почему внезапное «сумасшествие» Дубровского отравило торжество Троекурова? Рад он решению суда?
Почему примирение бывших друзей не состоялось?
  1. Подведем итоги. Изображая русское барство в романе «Дубровский» А.С.Пушкин использует прием антитезы, он противопоставляет Дубровского-старшего и Троекурова, Дубровского и других соседей-помещиков. Троекуров является представителем «дикого барства», но все же и он наднлен положительными чертами (об этом говорит его порыв). Ему противопоставлен независимый и благородный Дубровский, верящий в справедливость.
  2. Домашнее задание. Подготовить пересказ от лица А.Г.Дубровского «В уездном суде».

Ссора

Ничто не предвещало беды. Но однажды отношения Троекурова и Дубровского дали трещину. Высказанная писарем Кирилы Петровича фраза очень обидела Андрея Гавриловича. Крепостной заявил, что холопы живут у Троекурова получше некоторых дворян. Имелся в виду, разумеется, скромный Дубровский.

Сразу после этого он уехал в свое имение. Кирила Петрович велел вернуть его, но Андрей Гаврилович ни в какую не захотел приехать обратно. Такая дерзость задела барина, и он решил во что бы то ни стало добиться своего.

Сравнение Дубровского и Троекурова будет неполным, если не описать, каким методом Кирила Петрович решил мстить своему товарищу.

Коварный замысел

Не имея никакого воздействия на Дубровского, Троекуров задумал страшное – отобрать у друга имение. Как же – тот посмел его ослушаться! Несомненно, это было очень жестоко по отношению к старому знакомому.

Были ли настоящими друзьями Троекуров и Дубровский? Сравнительная характеристика этих героев поможет в этом разобраться.

Кирила Петрович подкупал всех без разбора чиновников, подделывал бумаги. Дубровский, узнав о судебной тяжбе, оставался довольно спокойным, поскольку был уверен в абсолютной своей невиновности.

Шабашкин, нанятый Троекуровым, хлопотал по всем грязным делишкам, хотя и знал, что имение Кистеневка по полному законному праву принадлежит Дубровским. Но все повернулось иначе.

Взаимоотношения с дочкой

Мария воспитывалась на глазах у родителя. Он обожал дочь, но и она пала жертвой непостоянства трудного характера отца. Иногда он осыпал ее милостями и подарками, но чаще обращался строго и требовательно. Он лишал ее женского общества, необходимого молодой девушке, и все воспитание Марьи заключалось в чтении книг библиотеки.

Когда встает вопрос о браке Маши со старым князем, Троекуров без раздумий дает свое согласие, не обращая внимания на протест девушки. Его прельщают собственные выгоды, которые он получит, породнившись со знатным человеком. Счастливая семейная жизнь Маши для него не имеет значения.

Глупость и высокомерие лишают Троекурова единственного настоящего друга и любви дочери. Многие человеческие пороки нашли пристанище в Кирилле Петровиче. Бессмысленность такого существования описана Пушкиным в следующих строках: «Суета сует… и Кирилу Петровичу отпоют вечную память… разве похороны будут побогаче… а Богу не все ли равно!»

Сцена в суде

И вот настал тот волнительный час. Встретившись у здания суда, Троекуров и Дубровский (сравнительная оценка которым будет дана нами позднее) повели себя гордо и прошли в зал заседаний. Кирила Петрович ощущал себя очень вольготно. Он уже ощущал вкус победы. Дубровский, напротив, вел себя очень спокойно, стоял, прислонившись к стене, и совершенно не волновался.

Судья начал чтение длинного решения. Когда все было окончено, наступила тишина. Дубровский находился в полном недоумении. Сначала он некоторое время молчал, а после пришел в ярость, с силой оттолкнул секретаря, предложившего ему поставить подпись в бумагах. Он начал бредить, громко что-то кричать о псарях и собаках. Его с трудом усадили и увезли на санях домой.

дубровский в доме троекурова

Торжествующий Троекуров не ожидал такого поворота событий. Увидев бывшего товарища в ужасном состоянии, он расстроился и даже перестал торжествовать по поводу своей победы над ним.

Андрея Гавриловича увезли домой, где ему стало плохо. Под контролем врача он провел не один день.

Раскаяние

Сравнение Дубровского и Троекурова основывается на полном противопоставлении героев. Кирила Петрович, такой надменный и властный, и Андрей Гаврилович, добрый и честный человек, не смогли долго продолжать свое общение. Но все же после судебного заседания сердце Троекурова оттаяло. Он решил ехать к бывшему приятелю и поговорить.

Однако он и не подозревал, что к тому моменту в доме Дубровского-старшего уже находился Владимир, его сын.

троекуров и дубровский владимир

Увидев в окне приехавшего Кирилу Петровича, шокированный Андрей Гаврилович не перенес этого и скоропостижно скончался.

Так и не смог Троекуров объяснить причину своего приезда, так и не смог покаяться перед другом за содеянное злодеяние.

И на этом роман меняет свой поворот: Владимир решает отомстить врагу за своего отца.

Троекуров и Дубровский

Единственным человеком, которого Троекуров действительно уважал, был Дубровский Андрей Гаврилович, его старинный товарищ. Бедный, но гордый помещик вызывает у бесшабашного и неукротимого Кириллы Петровича огромную симпатию. Их роднит и то, что оба лишились своих жен, оставшись опекунами при детях. Товарищ Троекурова имеет большие привилегии перед остальными его гостями: ему позволено перечить хозяину дома и высказывать свою точку зрения в беседах.

Отношения друзей изменились, когда работник псарни Троекурова оскорбительно подшутил над Дубровским, сказав, что многие дворяне не имеют таких условий жизни, как здешние собаки. Униженный Андрей Гаврилович потребовал прислать к нему псаря для наказания. Кирилла Петрович разгневался на друга за хозяйское обращение с его крепостными и решил отомстить. С этой целью он через суд отбирает у бывшего друга дом. Увидев, какой эффект это произвело, он начинает испытывать муки, хочет прекратить ссору. «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. Он решился помириться с старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив ему его достояние»

. Дубровский падает замертво, когда Троекуров въезжает во двор. А резкое высказывание молодого наследника в его адрес уничтожает благородные порывы последнего.

Появление Владимира

Стоит сказать несколько слов о личности этого молодого человека. Рано оставшись без матери, мальчик был на попечении отца. В двенадцать лет он был отправлен в кадетский корпус, а далее продолжал обучение военному делу в высшем заведении. Отец не жалел никаких средств на воспитание сына, хорошо его обеспечивал. Но юноша проводил свое время в кутежах и карточных играх, имел большие долги. Теперь, когда он остался совсем один, да еще и практически без жилья, он чувствует сильное одиночество. Ему пришлось быстро повзрослеть и круто изменить свою жизнь.

Троекуров и Дубровский Владимир становятся лютыми врагами. Сын продумывает план мести обидчику своего отца.

Когда имение было отобрано и перешло во владение Кирилы Петровича, Владимир остался без средств к существованию. Ему приходится стать разбойником, чтобы добывать себе средства на жизнь. Любимый своими крепостными, он смог собрать целую команду единомышленников. Они грабят богатых людей, но обходят имение Троекурова стороной. Тот, несомненно, думает, что юноша боится его, поэтому не идет к нему с разбоем.

Троекуров в романе «Дубровский» показал себя как человек самолюбивый, но при этом побаивается, что Владимир однажды придет к нему мстить.

Дубровский в доме Троекурова

Но не так прост оказался наш юный герой. Он неожиданно появляется в имении Кирилы Петровича. Но его там никто не знает – он много лет не был на родине. Поменявшись документами с учителем-французом и хорошо ему заплатив, Владимир представляется семье Троекуровых как преподаватель Дефорж. Он неплохо говорит по-французски, и никто не может заподозрить в нем Дубровского.

Возможно, молодому человеку удалось бы воплотить все свои замыслы, касающиеся мести, в жизнь, но ему мешает одно обстоятельство – любовь. Неожиданно для себя Владимир очарован Машей, дочерью своего врага Троекурова.

троекуров и дубровский сравнительная

Эта влюбленность меняет жизни всех героев романа. Теперь Дубровский-младший совсем не хочет мести. Он отказывается от злых помыслов во имя любимой женщины. Но Маша еще не знает, кто такой на самом деле этот Дефорж.

Сам Троекуров стал уважать молодого француза, гордился его смелостью и скромностью. Но пришло время, и Владимир признается Маше в своих чувствах и в том, кем он является на самом деле. Девушка растерянна – отец ни за что не позволит быть им вместе.

Когда правду узнает Кирила Петрович, он решает вопрос кардинально – выдает дочь замуж за богатого князя Верейского вопреки ее желанию.

Владимир не успевает приехать в церковь во время венчания, и теперь она больше не его Машенька, а княгиня Верейская. Владимиру ничего не остается, кроме как далеко уехать. Кирила Петрович более чем доволен сложившейся ситуацией.

троекуров в романе дубровский

Описание жилища Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский» (цитаты о домах героев)

Кирила Петрович Троекуров является богатым помещиком и ведет роскошную жизнь. Его друг и сосед Андрей Гаврилович Дубровский является довольно бедным помещиком и живет намного скромнее:

  • Краткое содержание романа «Дубровский» Пушкина по главам

«…старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях…»

«…между надменным Троекуровым и бедным его соседом…»

Имение Троекурова носит название Покровское, а имение Дубровских — Кистеневка:

«Дубровский получил из города приглашение доставить немедленно надлежащие объяснения насчет его владения сельцом Кистеневкою.» (глава I)

«…француза-учителя, который и прибыл в Покровское…» (глава VIII)

Жилище Троекурова

У Троекурова имеются большие, пространные владения. Сам он живет в имении Покровское, но у него есть и владения в нескольких губерниях. В собственности у Троекурова числится до 3000 крепостных крестьян:

«Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений…» (глава I)

«…по возвращении в имения отца его, состоящие ** и ** губерниях **, ** и ** уездах, в разных селениях, всего до 3000 душ…» (глава II)

Кирила Троекуров живет в Покровском в своем огромном каменном доме с зеленой кровлей (крышей) и бельведером (надстройкой над домом). Возле дома имеются сады:

«…вдруг Гришка пробудил его восклицанием: «Вот Покровское!» Дубровский поднял голову. Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями. <?…>

Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее между деревьями сада.» (о саде, глава III)

«Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье.» (о садах, глава XII)

Помимо главного дома во дворе имеются флигели (пристройки или отдельные постройки), в которых могут останавливаться гости. В одном из флигелей, например, живет учитель Дефорж:

«Накануне праздника гости начали съезжаться, иные останавливались в господском доме и во флигелях…» (глава IX)

«Кирила Петрович отпустил своего француза во флигель, где назначена была ему комната.» (глава VIII)

Дом Троекуров настолько большой, что в главной зале за столом помещается 80 гостей. Здесь же в зале происходят балы (танцы) после ужина:

«В зале накрывали стол на 80 приборов. Слуги суетились, расставляя бутылки и графины и прилаживая скатерти. Наконец дворецкий провозгласил: «Кушание поставлено», — и Кирила Петрович первый пошел садиться за стол…» (глава IX)

«Скоро загремела музыка, двери в залу отворились, и бал завязался.» (глава Х)

Также у Троекурова большая гостиная, которая вмещает его 80 гостей. Судя по всему, такой пышный обед подается за очень большим, длинным столом:

«Обед, продолжавшийся около трех часов, кончился; хозяин положил салфетку на стол — все встали и пошли в гостиную, где ожидал их кофей, карты и продолжение пoпoйки, столь славно начатой в столовой.» (глава IX)

«Кирила Петрович оставил его и обратился к новому исправнику, в первый раз к нему в гости приехавшему и сидящему на другом конце стола подле учителя.» (о столе, глава IX)

К сожалению, других подробностей о доме Троекурова в романе нет.Жилище Дубровских

Старик Андрей Гаврилович Дубровский и его сын Владимир владеют лишь одной деревней — Кистеневкой и 70 крепостным крестьянами:

«Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне.» (глава I)

«Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами.» (глава I)

Отец и сын Дубровские живут в бедном сереньком домике с красной кровлей (крышей). Рядом с домом находится березовая роща. Дом Дубровских в романе называется «домиком» и «домишкой», судя по всему, из-за его небольшого размера и скромного вида:

«…заезжал запросто в домишко своего старого товарища.» (глава I)

«Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.» (глава III)

«Вскоре завидел он домик Андрея Гавриловича…» (глава IV)

Во дворе у Дубровских растут березы. Раньше здесь также были цветники, но теперь вместо них некошеный луг:

  • В какой главе романа Дубровский описан Дубровский дефорж?

«Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.» (глава III)

У дома Дубровских имеется ветхое крыльцо. Вероятно, дом нуждается в ремонте:

«…взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна…» (глава III)

Из помещений в доме Дубровских имеются сени (прихожая), кладовая, передняя, кабинет отца, несколько спальных комнат:

«…в сенях встретила его Егоровна…» (глава III)

«И портрет этот достанется врагу моего семейства, — подумал Владимир, — он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате… где умер отец, поселится его приказчик…» (глава VI)

«Владимир положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета. В зале приказные спали на полу.» (глава VI)

«Владимир с отвращением прошел мимо их в переднюю…» (глава VI)

Об обстановке внутри дома Дубровских известно, что в кабинете старика Дубровского висит портрет его покойной жены. Здесь же стоят комоды и ящики с личными бумагами:

«…он удалился в комнату отца своего и запер за собою дверь.» (глава V)

«И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери.» (глава VI)

«Владимир отпер комоды и ящики, занялся разбором бумаг покойного.» (глава VI)

Об обстановке в зале у Дубровских известно, что там имеется стол для обедов:

«В зале приказные спали на полу. На столе стояли стаканы, ими опорожненные, и сильный дух…» (глава VI)

Других подробностей о доме Дубровских в романе не приводится. Это было цитатное описание жилища Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский» А. С. Пушкина: цитаты с описанием домов этих персонажей.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Дубровский»

Опубликовано вкл 22.06.2019 — 19:51Автор: Купатадзе Анна

Исследовательский проект

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: