- Краткие содержания
- Гессе
- Игра в бисер
Это произведение Гессе о фантастическом будущем мира состоит из трёх частей. В первой части описывается история идеальной страны, где даже отсутствует время. Во второй показана жизнь главного героя романа – Кнехта Йозефа. Третья часть представляет собой сборник произведений Кнехта, стихов, жизнеописаний…
В предыстории той самой фантастической Касталии для начала критикуется вся современная культура за свою развлекательность. Показано вырождение этого мира. Ради спасения собственного сознания, духовности люди покидают «мир фельетонов» и создают Касталию, где они могут придаться Игре. Собственно, эта игра философская со смыслами и значениями. Конечно, чтобы в ней разобраться нужны интеллектуальные способности. Конечно, не все уходят в Игру, многие деградируют вместе со всем миром. Гессе видит, как люди забываются в фельетонах, стараются не думать, вообще. Но жизнь продолжается: в мире наживы и пустых страстей существует и Касталия, где философы рассуждают об искусстве и религии. Здесь все ездят на лошадях, никуда никто не спешит. Они не думают о хлебе насущном, поэтому становятся зависимыми от окружающего мира. Его жители снабжают их всех необходимым, а взамен смотрят и слушают Игру (она транслируется по радио). Получается, что Касталия в зависимости от того, что её жители покинули. В любой момент «неинтеллектуальный мир» может решить, что достаточно Игр.
Игра зародилась, когда один мыслитель придумал музыкальное устройство со стеклянными бусинами, а из их сочетаний образовался сложный язык. Вот начало Игры со смыслами. Да, Игра не имеет прямого отношения к реальности, в ней ничего не создаётся, кроме гармонии смыслов. Она для тех, кто получает удовольствие от рассуждений, мыслей…
В этой стране руководят Магистры. Здесь множество университетов и школ. Со всех краёв мира отбираются самые одаренные мальчики. Их учат, они занимаются всеми науками и искусствами, а уже после окончания университета могут попробовать свои силы в Игре.
Кнехт – один из таких юношей. Пройдя этот путь, он ощутил, насколько далеки они от реального мира. Он покинул Касталию, бросил Игру. Кнехт стал наставником сыну своего друга. Но вот только тонет в холодном горном озере.
Смысл романа в том, что как раз нельзя совсем уходить в мир философии и фантазий, но нельзя и жить только материальным, Гессе призывает в своем произведении искать золотую середину.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гессе «Игра в бисер» — краткое содержание
Гессе
— все произведения
Гессе
— сочинения по произведению
Страница: [ 1 ]
Действие происходит в далеком будущем. Непогрешимый Магистр Игры и герой Касталии Иозеф Кнехт, достигнув пределов формального и содержательного совершенства в игре духа, ощущает неудовлетворенность, а затем разочарование и уходит из Касталии в суровый мир за её пределами, чтобы послужить конкретному и несовершенному человеку. Касталийский Орден, Магистром которого является герой, — это общество хранителей истины. Члены Ордена отказываются от семьи, от собственности, от участия в политике, чтобы никакие корыстные интересы не могли повлиять на процесс таинственной «игры в бисер», которому они предаются, — «игры со всеми смыслами и ценностями культуры» как выражения истины. Члены Ордена проживают в Касталии, удивительной стране, над которой не властно время. Название страны происходит от мифического Кастальского ключа на горе Парнас, у вод которого бог Аполлон водит хороводы с девятью музами, олицетворяющими виды искусства.
Роман написан от имени касталийского историка из далекого будущего и состоит из трех неравных по объему частей: вводного трактата по истории Касталии и игры в бисер, жизнеописания главного героя и произведений самого Кнехта — стихов и трех жизнеописаний. Предыстория Касталии излагается как резкая критика общества XX в. и его вырождающейся культуры. Эта культура характеризуется как «фельетонистическая» (от немецкого значения слова «фельетон», что означает «газетная статья развлекательного характера»). Суть её составляет газетное чтиво — «фельетоны» как особо популярный вид публикаций, изготовлявшихся миллионами. В них нет глубоких мыслей, попыток разобраться в сложных проблемах, наоборот, содержание их составляет «занимательный вздор», пользующийся неимоверным спросом. Сочинителями подобной мишуры были не только газетные щелкоперы, были среди них поэты и нередко профессора высших учебных заведений со славным именем — чем известнее было имя и глупее тема, тем больше был спрос. Излюбленный материал подобных статей составляли анекдоты из жизни знаменитых людей под заголовками вроде: «Фридрих Ницше и дамские моды в семидесятые годы девятнадцатого столетия», «Любимые блюда композитора Россини» или «Роль комнатных собачек в жизни знаменитых куртизанок». Порой знаменитого химика или пианиста спрашивали о тех или иных политических событиях, а популярного актера или балерину — о преимуществах или недостатках холостого образа жизни или причине финансовых кризисов. При этом умнейшие из фельетонистов сами потешались над своей работой, пронизанной духом иронии.
Большинство непосвященных читателей все принимали за чистую монету. Другие же после тяжелого труда тратили свой досуг на отгадывание кроссвордов, склонившись над квадратами и крестами из пустых клеточек. Однако летописец признает, что игравших в эти детские игры-загадки или читавших фельетоны нельзя назвать наивными людьми, увлеченными бессмысленным ребячеством. Они жили в вечном страхе среди политических и экономических потрясений, и у них была сильная потребность закрыть глаза и уйти от действительности в безобидный мир дешевой сенсационности и детских загадок, ибо «церковь не дарила им утешения и дух — советов».
Страница: [ 1 ]
«Игра в бисер» — главная книга немецкого писателя Германа Гессе
«Игра в бисер» — последняя и главная книга немецкого писателя Германа Гессе. Она была опубликована в 1943 году в цюрихском издательстве. А в 1946 г. Гессе получил Нобелевскую премию по литературе, возможно, благодаря книге «Игра в бисер». Краткое содержание произведения следующее: действие происходит в будущем, повествование ведется от лица вымышленного ученого-историка, который работает над биографией главного героя романа — Мастера игры Йозефа Кнехта.
Мастер игры — звание, которое дано главному герою, обучающему специально отобранных, талантливых, элитных потомков европейского общества в специально отведенном для этих целей учебном заведении, расположенном в провинции вымышленной страны Касталии. Название страны отчетливо перекликается со словом «каста», которой и являются учителя и ученики школы. Основным предметом этого учебного заведения является игра в бисер, включающая в себя смесь науки и искусства.
По-большому счету, выдуманная Гессе Касталия перекликается со множеством других произведений, авторы которых увлекались мыслями об утопии. Но Гессе подводит под свой миф мысль о духовном и интеллектуальном конце европейской мысли, в каком-то смысле о «сумерках богов». И создание Касталии мы принимаем как необходимость.
Гессе описывает духовную катастрофу, постигшую индустриальную Европу, в которой прекратилась всякая духовная и творческая жизнь. И о жизненно важных вопросах, таких как экономика, политика, философия и религия, начали судить некомпетентные в этих вопросах люди.
Множеству разных людей запомнилась «Игра в бисер». Отзывы читателей говорят нам, что роман Гессе — это не очень тонкий намек современной элите на то, что занимается она всякой чепухой, которая приведет общество к краху.
Итак, «Игра в бисер». Краткое содержание романа таково: главный герой Йозеф Кнехт, начав обучение в касталийской школе, приобретает друга по имени Плинио Дезиньори, с которым они ведут длинные полемические беседы. В этих спорах Дезиньори старается убедить Кнехта в том, что считает нежизнеспособными попытки сохранить науку, культуру и искусство, а также систему обучения элиты в закрытых учебных заведениях Касталии.
Имена главных героев говорят сами за себя «Кнехт» — слуга, «Дезиньори» — сеньор. Вероятно, они выбраны Гессе неслучайно, так как он считает позицию, отстаиваемую Дезиньори, правильной. Дезиньори покидает Касталию, чтобы жить «настоящей жизнью» в «настоящем мире».
Кнехт, успешно окончивший обучение, был призван руководить школой Касталии. Однажды он решает начать преподавание у сына своего друга, приезжает к нему и, погостив недолго, погибает, оставив нам сборник стихов и рассказов своего сочинения.
Вопрос, которым задается Гессе на протяжении всего повествования, может быть сформулирован так: «Не является ли вся наука и искусство, все духовные дерзания человечества простой игрой в стекляшки?».
В романе Гессе задает вопрос о том, что случится с искусством в буржуазном обществе, глубоко враждебном любому творчеству? Смерть главного героя показывает нам, что таким людям, как Кнехт, нет места среди обычных индивидов.
🗹