Легендарное произведение Дениса Фонвизина было написано в 1781 году. Он точно охарактеризовал светскую молодежь восемнадцатого века, подчеркнув необразованность, невоспитанность. Любой крестьянин был умнее и проворнее дворянского инфантильного Митрофана. Однако XVIII век – период расцвета крепостничества, дворянства и помещества. Автор описывает начало столетия в комедии.
Петр Первый в 1714 году издал указ касательно образованности молодых людей. К двадцати одному году все должны были иметь документ о законченном образовании. В противном случае запрещалась женитьба, государственная, военная служба. Необразованных людей называли недорослями. Поэтому комедия названа «Недоросль».
Объяснить, как в комедии Фонвизина раскрывается тема воспитания, помогают его собственные взгляды на жизнь:
- Поддержка просветительской направленности;
- Стремление к образованности, знаниям;
- Негативное отношение к невоспитанным дворянам;
- Отрицательное восприятие российской системы образования, требующей реформации, изменений.
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» кратко изложена в каждом эпизоде. Произведение написано в стиле классицизма, поэтому присутствует четкое разделение героев на два класса:
- Интеллигентные, воспитанные, грамотные персонажи. К ним автор относит Милона, Софью, Правдина, Стародума.
- Необразованные герои: Митрофанушка, Простаковы, Скотинин.
Идеалы семьи Простаковых-Скотининых — сочинение
Пьеса русского писателя Фонвизина создана достаточно давно, но, к огромному сожалению, является актуальной даже сегодня. Главный герой – это шестнадцатилетний юноша из дворянской семьи по имени Митрофанушка. Он не желает учиться абсолютно и надеется, что в жизни… а хотя нет, он вовсе не заморачивается о своем будущем. А зачем? Состоятельные родители сами обо всем позаботятся.
Семья, в которой живет Митрофанушка, носит фамилию Простаковы-Скотинины. На самом деле это только название – «семья». В реальности ее члены друг к другу не испытывают никаких положительных чувств, каковые имеются в каждой нормальной семье. Они чужды один к одному. И абсолютно не смахивают на любящую и крепкую общину.
Одну из ведущих ролей в управлении семьей играет госпожа Простакова. Эта женщина является потомственной дворянкой. Женщина любит власть и управление другими людьми. Ей свойственны лицемерие и грубость. Барыня очень чтит своих предков, потому она на полную катушку использует свои права распоряжаться крепостными крестьянами. Она имеет над ними бесконтрольную власть, как и все в то время помещика над своими душами. Простакова подает своему сыночку Митрофанушке плохой пример обращения с людьми, крепостными, относится к ним с особой жестокостью. При этом женщина унижается перед теми, кто имеет власть и по социальному статусу выше ее. Это показывает, что в своей сущности она рабыня. Она еще ниже, чем крестьяне.
Простаков находится в зависимости от жены. Он очень подчинен ей и слушается каждый приказ и слово. Этого господина можно назвать мягкотелым, недалеким и апатичным. Родители подростка не уважают друг друга. Отец находится под материным гнетом и из-за этого многие семейные ценности ушли в небытие.
Сам юноша ленив, беспечен. Он ни к чему не стремится. Натура Митрофанушки раскрывается в словосочетании «маменькин сынок». Он живет в царстве вседозволенности. Нахальный мальчишка знает, будет получать все, что угодно из-за власти матери.
Какие могут быть идеалы у таких людей? Мать хочет выдать сына за богатую и красивую девушку, но достоин ли он такого сокровища? Нет. Идеалы семьи Простаковых ограничиваются материальными выгодами. Это обусловлено их характерами.
Простакова как носитель устаревшей морали
В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.
Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.
Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.
Популярные сегодня темы
Юрий Иванович Пименов всегда был художником, который стремился развиваться и идти в ногу со временем. Его произведения это отражение современности и реальности. Данная картина, а именно ее название говорит само за себя.
Островский написал много разных произведений. Но одним из ярких стало «Гроза». И одним из главных героев является девушка по имени Екатерина. У нее добрый, скромный и милый характер. Родители старались
История, описанная Пушкиным в Цыганах – рассказ о неразделенной любви, о переменчивости цыганской любви, о разном понимании любви. Главные герои Алеко и цыганка Земфира, они полюбили друг друга, но разной любовью.
Произведение поднимает несколько тем: тему привязанности и жалости, тему свободы и заточения, тему познания мира и неполноценности. Данное произведение никого не оставит равнодушным.
Повесть «Калина Красная» Василия Шукшина была написана в 1973 году и вошла в золотой фонд советской литературы. Сам автор, Василий Шукшин, все свое творчество посвятил простому человеку, обычному труженику страны
Cочинение «Семейный портрет Простаковых—Скотининых»
Эпоха расцвета крепостничества в России, привилегий дворянства, эпоха жестокого угнетения народных масс и потрясающего невежества — это эпоха, в которой жил Фонвизин. Он видел всю несправедливость своего века, видел и не мог с ней мириться. Нет, он не был революционером, но смело критиковал пороки времени в своих произведениях. «Сатиры смелый властелин», — сказал о нем Пушкин. В своих комедиях Фонвизин еще придерживается единства места и времени, но уже раскрывает перед читателем характер, мысли и чувства не одного героя, а всех действующих лиц. Это помогает понять причину тех или иных поступков героя. Так в комедии «Недоросль» Фонвизин создал семейный портрет Простаковых — Скотининых.
Чтобы лучше понять представших перед нами членов благородного семейства, оценить их действия, давайте вспомним их предков. Род Скотининых издавна славился крепкими лбами. Еще дядя госпожи Простаковой доказал это, когда пьяным возвращался домой верхом на лошади и на полном скаку ударился лбом о каменные ворота, а, протрезвясь, поинтересовался, целы ли они. Славились Скотинины и своей скупостью. Отец Простаковой всю жизнь копил деньги и умер голодной смертью, лежа на сундуке с богатствами. В его семействе было восемнадцать детей, но по божьей милости все почти померли, осталась лишь госпожа Простакова с братом. Давайте с ним познакомимся. Русская поговорка гласит: «С кем поведешься, от того и наберешься». В связи с этим следует отметить, что Тарас Скотинин любит свиней так, что за какое дело ни примется, обязательно закончит свинством. Хорошо живется свиньям у Скотинина, намного лучше, чем его крепостным. С этих что за спрос? Разве только оброк с них сдерешь. Слава богу, у Скотинина это ловко получается. Он человек серьезный, времени у него мало. Хорошо, что всевышний избавил его от такой скуки, как наука. Но обратим внимание на госпожу Простакову. Не следует забывать, что она самая настоящая Скотинина, только замуж вышла за Простакова. Правда, она с тех пор, как все у крестьян отобрали, ничто уже содрать с них не может, но зато держит в повиновении: дерется, бранится, — на том и дом стоит.
Госпожа Простакова получила завидное воспитание, обучена хорошим манерам. Не чужды ей ложь, лесть и лицемерие. А уж если придется ей получить письмо, то читать не станет, а отдаст другому. И наука ей не нужна. Без нее легче, а то всегда люди норовят того, кто поумнее, куда-нибудь выбрать. Единственная радость и надежда госпожи Простаковой — Митрофан. Уж и невесту ему подыскала. Ей дядя дарит десять тысяч. Такую жену и нужно Митрофану.
А что же Простаков? О, этот из другого семейства. На Скотининых он не похож. Главное его занятие и цель существования — угодить жене. За долгие годы совместной жизни он привык к побоям и оскорблениям, научился говорить то, что думает жена. Это все, чего он достиг. А в сущности очень выгодно быть Простаковым или строить из себя такового, жить под девизом: «Я тут ни при чем». Митрофан — дитя благородного семейства. За свои шестнадцать лет он многое успел сделать. Это единственный в семье «ученый» человек. За три года ученья он усвоил, что слово «дурак» прилагательное, так как прилагается к человеку. Маменька говорит, что с его умом можно далеко залететь. Согласимся с ней и не будем больше говорить об успехах Митрофана в науке, а то действительно залетим далеко. Более всего он преуспел в росте. Растет и в ширину, и в высоту, растет пустота в его голове. Митрофан унаследовал все «лучшие» черты характера своих родителей. У маменьки он перенял
Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
«Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонзивина, которую без преувеличения можно считать шедевром ранней русской драматургии.
Все пять действий произведения проходят в деревне Простаковых, где ведут примитивную дворянскую жизнь господин Простаков, его жена и сын Митрофанушка. В образе этой семьи, автор хотел передать все негативные черты и пороки тогдашнего дворянства.
Один из главных героев, Митрофан, отличается отсутствием нравов, грубым поведением и отсталыми взглядами на образование. У него нет никаких жизненных целей, кроме того, чтобы поест и повеселится.
В картине затронута тема отношения между помещиками и крепостными. Простые люди, такие как Тришка, девка Палашка, часто терпят унижение и оскорбления со стороны Простаковых.
Молодой Простаков не стесняется применять физическую силу по отношению к своим крепостным.
Госпожа Простакова поощряет действия сына и нередко сама бьет крепостных.
Семейные отношения Простаковых
Отдельного внимания стоит анализ отношений между членами семьи Простаковых. Госпожа Простакова, абсолютно невежественная, бестактная и жестокая особа. Она обращается грубо не только с крепостными, а и своими близкими. Отсутствием манер также отличается брат Простаковой, Тарас Скотинин.
Как в комедии «Недоросль» раскрывается тема воспитания
Писатель связывает недалекость дворянской молодежи с образом жизни родителей. Дети берут пример с отца, матери. Они видят поведение родителей относительно слуг, делают вывод о безнаказанности и вседозволенности. Рассмотрим проблему воспитания в произведении «Недоросль» на примере негативных персонажей:
- Скотинин. Автор заведомо наделяет героя характерной фамилией. Власть открыла в нем все худшие качества. Герой получил воспитание от родителей, не имеющих нравственных ориентиров. Они не признавали обучение, принципиально отказывались учиться читать. Результатом стало поведение Скотинина, отношение к жизни и к людям;
- Митрофан. В образе персонажа показана проблема чрезмерной заботы. С педагогической стороны, такое воспитание негативно сказывается на ребенке. Митрофанушка вырос грубым, невежественным, равнодушным к людям, учебе, труду. Он привык к материнской заботе. Шестнадцатилетний подросток не приспособлен к жизни;
- Семья Простаковых. Фонвизин подчеркивает, что Простаков не похож на жену. Он ее боится, поэтому терпит побои, не спорит. Проблема воспитания в комедии «Недоросль» раскрывается в сравнении бескультурной жены Простакова и ее супруга. Они выросли в разных семьях, что сразу сказывается на поведении, характере.
Характеристика семьи Простаковых по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» актуальна и по сей день. Одной из доминирующих тем произведения является получение образования. Указом Петра I все дворяне должны были освоить основы наук. И Митрофан не стал исключением. Но его семья не считает, что знания пригодятся в жизни. Поэтому Митрофан учится только для того, чтобы в будущем получать чины. Не придавая ценности знаниям, семья Простаковых видит смысл жизни в деньгах.
Думает, что с их помощью можно не только обеспеченно жить, но и добиться уважения.
Главному герою, Митрофану, присущи такие черты как лень, незаинтересованность в своем будущем и инфантильность. Данные качества часто встречаются у молодых людей и в наше время. Однако теперь без образования, без знаний обойтись еще сложнее, чем в восемнадцатом веке. Также юноша упрям – постоянно перечит матери. Недоросль глуп в математике и других предметах. Поскольку Митрофан не желает самостоятельно думать, он не способен решать поставленные задачи и постоянно обращается за помощью к матери.
Сама госпожа Простакова является одной из центральных фигур аристократического общества. Она предстает перед читателями в основном с отрицательной стороны. Простакова безграмотна «Прочтите. сами. Я, благодарю бога, не так воспитана»), недоверчива («. ты мастерица, да лих не очень тебе верю»). Также героиня не хочет замечать в жизни то, что ей не нравится («Дядюшка. не воскресал»). Однако есть одна положительная черта в образе Простаковой – это забота о сыне («. грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку»). Ради своего чада мать семейства готова даже породниться с людьми, которых никогда не воспринимала с положительной стороны: известие о большом наследстве Софьи «толкает» женщину на мысль о свадьбе молодых людей. Ведь подобное событие смогло бы в будущем обеспечить роскошную жизнь и любимому сыну, и его родителям.
Однако в процессе разговора о письме, которое Софья получила от Стародума, выясняется, что не только Недоросль, но практически все герои неграмотны. Получается, что аристократия России времен Петра в большинстве своем игнорировала обучение и получение знаний, а это противоречило и противоречит нравственным представлениям цивилизованного общества о человеческих ценностях.
Таким образом, в лице семейства Простаковых Д. И. Фонвизин уличает и высмеивает «грамотеев» высшего света. Автор показывает неправоту тех, кто не способен осознать настоящую цену образования и тех, кто пылко защищает свое невежество. Хотя уровень знаний общества с момента написания произведения значительно возрос, до сих пор в России актуален вопрос учебы «ради диплома», ради карьеры, а не ради собственного развития. Поэтому комедия «Недоросль» еще долго будет звучать «на злобу дня».
Проблема воспитания – «Недоросль», аргументы
Комедия предлагает рассмотреть молодое поколение восемнадцатого века с другого ракурса. Положительные герои – Софья, Милон. Они выросли в хороших условиях, получили достойное образование. Мужчина получил звание офицера. Софья – мудрая девушка, с уважением относится к старшим.
Стародум – опекун Софьи, уважаемый человек. Он мудро рассуждает, образован, воспитан. Эти герои характеризуют другую, просвещенную часть русского народа. Автор противопоставляет две противоположных группы людей, указывая на значимость воспитания в жизни человека.
Смотри также: Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль»: внешность, характер, поступки
🗹